/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :3 (26)

ПЕДАГОГИКА

Розина Ольга Владимировна

Подготовка учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников в контексте проблемы национального и конфессионального самосознания

Розина О. В. Подготовка учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников в контексте проблемы национального и конфессионального самосознания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 7-17
PDF
В статье рассматриваются различные подходы к формированию у учителей национальной и конфессиональной идентичности; проводится сравнительный анализ идеологии мультикультурализма и воспитания на основе традиционных духовно-нравственных ценностей; представлен опыт преподавания по авторской программе.
духовно-нравственное воспитание, национальное и конфессиональное самосознание, мультикультурное воспитание, традиционные ценности, толерантность, Православие, мировоззренческий выбор

Розина Ольга Владимировна

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Наука о жизни в старшей школе: концепции развития органического мира в христианском осмыслении

Мумриков О. А. Наука о жизни в старшей школе: концепции развития органического мира в христианском осмыслении // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 18-34
PDF
Происхождение и развитие жизни — одна из самых сложных в мировоззренческом плане тем школьного курса биологии. Можно ли совместить содержание стандартной школьной программы и учебников по биологии с православным взглядом на мир без ущерба для содержательной стороны курса, христианской совести преподавателя и учащихся? Как обрести на уроках единство науки и православного богословия? О чем должен знать преподаватель биологических дисциплин? Этим вопросам посвящена данная статья, продолжающая серию публикаций в предыдущих выпусках Вестника ПСТГУ.
апологетика, биология, естествознание, жизнь, наука и вера, творение, эволюция

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Макаревич Галина Викторовна

Репертуар детских образов в современном учебнике по чтению: способы репрезентации этических ценностей

Макаревич Г. В. Репертуар детских образов в современном учебнике по чтению: способы репрезентации этических ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 35-42
PDF
В жизнь детей учебник по чтению входит в качестве представителя внешнего мира. С помощью текстов и иллюстраций он создает своего рода «словарь мира», претендующий на роль когнитивной матрицы: чтение учебника есть чтение новым поколением культуры своего времени ― культуры, какой ее хотели бы видеть авторы-составители учебной книги. На реконструкцию их явных и/или неявных интенций направлена данная статья, исследующая вопрос о представленных на страницах «Родной речи» 2000-х гг. этических ценностях.
начальная школа, учебник по чтению, контент-анализ, семантический анализ, текстуальный и визуальный ряд, образы детства, культурные практики, этические ценности, гендерная асимметрия

Макаревич Галина Викторовна

Потаповская Ольга Михайловна

Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Потаповская О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 43-67
PDF
В статье, открывающей цикл публикаций, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, представлен анализ развития теории духовно-нравственного воспитания дошкольников в историко-педагогической ретроспективе, дана характеристика традиционалистской, социоцентристской, этнокультурной и гуманистической парадигм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в системе образования.
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, традиционалистская, социоцентристская, гуманистическая парадигмы духовно-нравственного воспитания

Потаповская Ольга Михайловна

Никитченков Алексей Юрьевич

Концептуальные основы изучения фольклора в системе филологической и методической подготовки педагогов начальной школы

Никитченков А. Ю. Концептуальные основы изучения фольклора в системе филологической и методической подготовки педагогов начальной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 68-82
PDF
В статье раскрываются концептуальные основы профессиональной подготовки педагогов начальной школы в области теории и практики преподавания фольклора. Всестороннее теоретическое и методическое обоснование проблемы позволяет придать процессу изучения фольклора в вузе целенаправленный и системный характер, обеспечивает его наиболее эффективную включенность в структуру современной уровневой подготовки педагогических кадров.
фольклор, педагогика и методика начального образования, профессиональное образование, филологическая и методическая подготовка педагогов начальной школы

Никитченков Алексей Юрьевич

Воля Елена Сергеевна

Воспроизводство достоинства как идеализированная норма учительства

Воля Е. С. Воспроизводство достоинства как идеализированная норма учительства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 83-89
PDF
Воспроизведение человеческого достоинства является основополагающим условием и целью педагогической практики, рассматривается как идеализированная норма учительства. В статье реализуется нормативный подход, предложенный автором для исследования и интерпретации феномена учительства и его воспроизводства в культуре. Учительство определяется как воспроизводство целостности ценностей знания и личности в «другом». Как единицы нормативного анализа выделяются нормы идеальные и реальные, авторитетные, актуальные и предвосхищаемые. Описаны основные идеализированные нормы учительства: воспроизводство человеческого достоинства и воспроизводство жизни в учении, а также ряд основных особенностей воспроизводства идеальных норм.
учение, учительство, учащий, учащийся, воспроизводство учительства, ценность, норма, нормативный подход

Воля Елена Сергеевна

Гладких Зоя Ивановна

Аксиологические основания развития субъекта музыкально-педагогической культуры

Гладких З. И. Аксиологические основания развития субъекта музыкально-педагогической культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 90-100
PDF
В статье рассматриваются сущностные характеристики музыкально-педагогической культуры учителя и содержание ее аксиосферы на основе диалогического сопоставления ценностей образования и искусства. Системообразующая роль аксиологического компонента в формировании музыкально-педагогической культуры учителя раскрывается посредством обращения к ценностным основаниям отечественной художественно-педагогической традиции, погружения в контекст актуальных задач духовно-нравственного развития личности.
субъект культуры, духовные ценности, аксиология образования, художественно-эстетический тезаурус личности, музыкально-педагогическая культура учителя

Гладких Зоя Ивановна

Иеромонах Мефодий (Зинковский С. А.)

Богословское понятие человеческой личности в свете педагогической науки

Зинковский С. А. Богословское понятие человеческой личности в свете педагогической науки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 101-119
PDF
Статья посвящена сопоставлению богословского понятия человеческой личности с представлениями педагогики о воспитании человека. Понимание сущности личности в педагогических школах различно, и проблема личности, без рассмотрения ее в богословской перспективе, остается нераскрытой. Оказывается возможным обобщить в педагогической мысли богословские свойства личности: несводимость к природе и обладание ею, общение, кафоличность, кинетичность и динамичность, целостность и уникальность, творчество и религиозность, нравственность и свобода. Сегодня, когда преобладает информативный подход к образованию, актуально применение богословия личности в практической педагогике с целью раскрытия факта личностного бытия человека и Бога, приведения человека к познанию себя и своего Личного Первообраза.
личность, педагогика, несводимость к природе, общение, динамичность, целостность, творчество, свобода

Иеромонах Мефодий (Зинковский С. А.)

Гончаров Михаил Анатольевич; Плохова Маргарита Григорьевна

Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII–XIX вв.

Плохова М. Г. Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 120-130
PDF
В статье рассматривается место духовно-учебных заведений, играющих важную роль в процессе развития русской культуры, формировании общеобразовательного и педагогического потенциала общества со времени их создания в середине XVII в. и на протяжении более трех столетий. Раскрывается типология конфессиональных учебных заведений, анализируется их нормативно-правовая база, показывается роль духовно-учебных заведений, выпустивших множество квалифицированных и добросовестных преподавателей, руководителей учебных заведений, администраторов в сфере просвещения, в подготовке кадров для общеобразовательной средней и высшей школы.
духовная академия, духовная семинария, духовное училище, православная школа, пастырское богословие, педагогическая подготовка, конфессиональная школа

Гончаров Михаил Анатольевич


Плохова Маргарита Григорьевна