/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :2 (25)

ПЕДАГОГИКА

Розина Ольга Владимировна

Основные направления коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания на основе ценностей православной культуры

Розина О. В. Основные направления коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания на основе ценностей православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 7-16
PDF
Единство семьи и школы традиционно рассматривалось как важнейший фактор создания единого воспитательного пространства, а повышение педагогической культуры родителей являлось необходимым условием такого взаимодействия. Однако вследствие духовно-нравственного кризиса современного общества наблюдается деформация этого единства. Вместе с тем нормативно-правовыми требованиями законодательства в области образования предусматривается активное участие родителей в формировании нравственно здоровой личности ребенка. Все это требует коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями. В статье определяются направления этой коррекции, предусматривающие пути саморазвития и самостановления личности учителя, приводятся конкретные примеры.
учителя «православной культуры», профессиональная компетентность, родители, духовно-нравственное воспитание, единство семьи и школы, кризис семьи, единое воспитательное пространство

Розина Ольга Владимировна

Мумрикова Лариса Ивановна

Образ учителя православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества

Мумрикова Л. И. Образ учителя православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 17-23
PDF
В статье поднимается вопрос о наличии и особенностях мировоззрения, духовных и нравственных качеств, а также педагогического мастерства учителя, призванного преподавать курс «Основы православной культуры», который должен раскрыть не только образовательную, но и мировоззренческую цель предмета.
учитель, предмет «Основы православной культуры», мировоззрение, нравственные качества, духовные качества, педагогическое мастерство

Мумрикова Лариса Ивановна

Рыбаков Сергей, протоиерей

Образованик и педагогика: отношение систем

Рыбаков С. Образованик и педагогика: отношение систем // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 24-32
PDF
В статье рассматриваются отношения системы образования и педагогической системы. Показано, что как по своим целям, так и по происхождению эти системы различны. Сближение этих систем возможно в случае совпадения идеального образа, фиксируемого в каждой из систем. В противном случае педагогическая система подвергается существенным деформациям, что сказывается на качестве воспитания и обучения учащихся.
система, системология, педагогика, образование, структура, религия, Православие, педагогическая система, система образования, идеальный образ

Рыбаков Сергей, протоиерей

Перцева Ирина Владимировна

Воспитание детей младшего школьного возраста посредством «игрового театра»

Перцева И. В. Воспитание детей младшего школьного возраста посредством «игрового театра» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 33-41
PDF
В данной статье рассматриваются истоки становления школьного театра России. Автор приходит к выводу, что школьная театральная педагогика в России рождалась из православного храмового действа, ее основной задачей было моделирование взаимоотношений человека с другим человеком, с обществом, природой и Богом. В статье отмечается значение игры в жизни детей младшего школьного возраста как наиболее естественной, природосообразной, первой и суверенной деятельности. Автор рассматривает «игровой театр» как средство развития нравственных и психологических качеств младших школьников и подчеркивает, что театральная деятельность — это путь ребенка к себе, путь в культуру, к нравственным ценностям.
игровой театр, театрально-эстетическая деятельность, школьный театр, художественно-эстетическая деятельность, театральная педагогика, педагогика искусства

Перцева Ирина Владимировна

Никитченков Алексей Юрьевич

Система взаимосвязей в структуре подготовки педагогов начального образования по теории и методике преподавания фольклора

Никитченков А. Ю. Система взаимосвязей в структуре подготовки педагогов начального образования по теории и методике преподавания фольклора // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 42-54
PDF
Овладение теорией и методикой преподавания фольклора является необходимым компонентом высшего профессионального образования педагога начальной школы. Подготовка учителя начальных классов по фольклору отвечает на запросы современной начальной школы, учитывает уровневую организацию современного высшего образования, имеет целостный характер. Целостность филологической и методической подготовки педагога начального образования по фольклору обеспечивается наличием системы взаимосвязей в структуре учебной работы студентов педагогических факультетов.
начальное образование, высшее образование, педагогическое образование, филологическая и методическая подготовка учителя, фольклор

Никитченков Алексей Юрьевич

Никулина Елена Николаевна

Церковные и светские авторы XIX в. О личности педагога

Никулина Е. Н. Церковные и светские авторы XIX в. О личности педагога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 55-58
PDF
В статье дается краткий обзор взглядов отечественных мыслителей и общественных деятелей на личность педагога на примере тех представителей церковной и светской педагогической мысли XIX в., в наследии которых данный вопрос получил наиболее полное освещение.
требования к педагогу, нравственный облик педагога, профессионализм педагога, педагогическая антропология

Никулина Елена Николаевна

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

«Правда и вера суть две сестры родные»: невыученный урок (размышления в юбилейный год 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова)

Мумриков О. А. «Правда и вера суть две сестры родные»: невыученный урок (размышления в юбилейный год 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 59-69
PDF
Одной из актуальных проблем является рецепция современных естественно-научных картин мира в процессе возрождения православного образования. Прошедший год ознаменован 300-летним юбилеем великого русского энциклопедиста, «отца Московского университета», ученого-христианина М. В. Ломоносова. Особый интерес представляет обращение к некоторым весьма непростым, если не сказать драматичным, страницам его биографии, связанным со становлением диалога богословия и естествознания. Причиной конфликтов между представителями науки и богословия, как это видно из исторических документов, часто является отсутствие взаимопонимания с обеих сторон. Деятельное извлечение уроков из истории непростых церковно-общественных отношений, в т. ч. в контексте творческой биографии М. В. Ломоносова, в год наступившего юбилея, безусловно, способствовало бы развитию православного образования.
апологетика, межпредметные связи, мировоззрение, наука и образование, наука и религия, православная культура

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Воля Елена Сергеевна

Педагогическая миссия в созидании православной культуры (по наследию прот. Василия Зеньковского)

Воля Е. С. Педагогическая миссия в созидании православной культуры (по наследию прот. Василия Зеньковского) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 70-79
PDF
Данная исследовательская работа посвящена проблеме созидания православной культуры в аспекте педагогического служения. Понятие «педагогическая миссия», на наш взгляд, является наиболее аутентичным воспроизводству жизни в учительстве, указывает на ценностно-смысловое отношение к педагогической деятельности. Решая задачу соотнесения метода исследования и его предмета (в данном исследовании отличающегося особыми ценностными основаниями), мы применяем авторский метод нормативного анализа образовательной биографии. Материалом для исследования выбраны жизнь (биографические и автобиографические свидетельства) и творческое наследие в области теологии, педагогики, антропологии и психологии прот. Василия Зеньковского.
православная культура, педагогическая миссия, прот. Василий Зеньковский, метод нормативного анализа образовательной биографии

Воля Елена Сергеевна

Конюхов Дмитрий, протоиерей; Янушкявичене Ольга Леонидовна

Обретение смыслов

Янушкявичене О. Л. Обретение смыслов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 80-87
PDF
В статье дается сравнение двух противоположных по сути педагогических систем, основанных на православном учении исихазма, с одной стороны, и на идеологии постмодернизма ― с другой, подчеркнуты антропологические различия между этими системами. На примере болгарской исихастской школы показаны методы исихастской педагогики в качестве альтернативы современной педагогике.
педагогика, исихазм, постмодернизм, антропология, образование

Конюхов Дмитрий, протоиерей


Янушкявичене Ольга Леонидовна

Храмова Надежда Григорьевна

Антропологическое пространство педагогической деятельности

Храмова Н. Г. Антропологическое пространство педагогической деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 88-100
PDF
В статье предлагается рассмотреть педагогическую практику воспитания с точки зрения антропологической реальности тех сущностных свойств человека, благодаря которым ребенок предстает перед нами во всей многосложности, многомерности и полифоничности своих проявлений. Анализируются различные уровни структуры личности, дается их содержательная характеристика и иерархическая соподчиненность, предлагается психологическая интерпретация некоторых святоотеческих воззрений на природу внутреннего человека. В статье изложено системно-целостное и позиционно-динамическое представление о человеке, определены признаки дихотомности его мотивационных сфер, а также обозначены диапазон и феноменологическая вариативность его жизнедеятельности.
педагогическая деятельность, антропологическое пространство, самосознание, позиционно-уровневая структура, духовно-душевно- телесная организация, ядро эго-влечений, ядро совести, личностная позиция, самоценность Другого, самоутверждение, самоактуализаци

Храмова Надежда Григорьевна

Гончаров Михаил Анатольевич; Плохова Маргарита Григорьевна

Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в россии в конце XIX - начале XX в.

Плохова М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в россии в конце XIX - начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 101-117
PDF
В статье раскрываются место и роль церковно-приходских школ в деле подготовки педагогических кадров в России в конце XIX ― начале XX в. Анализируется взаимодействие сети церковно-приходских школ и непосредственно связанных с ними педагогических учебных заведений — второклассных и церковно-учительских школ. Дается оценка целей, задач, форм и методов учебно-воспитательной работы в духовно-учебных учреждениях.
Православная Церковь, Святейший Синод, народное образование, духовно-учебные заведения, церковно-приходская школа, земская школа, второклассная учительская школа, Епархиальный училищный совет

Гончаров Михаил Анатольевич


Плохова Маргарита Григорьевна

Симора Виталий Анатольевич, священник

Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе российской империи на рубеже XIX и XX столетий

Симора В. А. Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе российской империи на рубеже XIX и XX столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 118-127
PDF
Автор статьи рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания учеников школьного возраста в церковно-приходских школах России в обозначенный период. Эти школы открывались при церквях и монастырях с разрешения епархиального училищного совета. Их целью было утверждение в народе православного учения веры и нравственности, а также сообщение учащимся первоначальных полезных знаний. Основные задачи церковных школ заключались в начальном образовании и духовно-нравственном воспитании учеников в русле православных традиций.
церковно-приходская школа, духовно-нравственное воспитание, учащиеся, православная педагогика, Закон Божий, законоучитель

Симора Виталий Анатольевич, священник

ПСИХОЛОГИЯ

Двойнин Алексей Михайлович; Данилова Галина Игоревна

Психологическое исследование религиозности современной православной молодежи

Данилова Г. И. Психологическое исследование религиозности современной православной молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 131-137
PDF
В данной статье изложены результаты исследования психологических особенностей современной православной молодежи: основных типов религиозности верующих, структуры индивидуальной религиозности, смысложизненных ориентаций.
православная молодежь, психологические особенности православных верующих, религиозность, структура индивидуальной религиозности, типы религиозности верующих, смысложизненные ориентации

Двойнин Алексей Михайлович


Данилова Галина Игоревна