/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (24)

ПЕДАГОГИКА

Розина Ольга Владимировна

Традиционные формы повышения квалификации в системе непрерывного духовно-нравственного становления личности учителя

Розина О. В. Традиционные формы повышения квалификации в системе непрерывного духовно-нравственного становления личности учителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 7-15
PDF
Непрерывное духовно-нравственное становление личности учителя является важным условием формирования предметных компетенций в области «православной культуры» и подготовки к воспитанию учащихся на основе ее традиций и ценностей. Важное место в этом процессе занимают такие традиционные формы повышения квалификации, как курсы и научно-практическое конференции. В статье анализируются особенности их организации и проведения, определяются наиболее типичные трудности и даются рекомендации по их преодолению, приводятся конкретные примеры из опыта проведения научно-практических конференций «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе».
учителя «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания, профессионально-педагогическая компетентность, традиционные формы повышения квалификации, ценностные ориентации, нравственное сознание, рефлексивная культура

Розина Ольга Владимировна

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Наука о жизни в старшей школе: эволюционная проблематика на рубеже ХХ–ХХI вв.

Мумриков О. А. Наука о жизни в старшей школе: эволюционная проблематика на рубеже ХХ–ХХI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 16-25
PDF
Сущность и происхождение жизни — одна из самых сложных в мировоззренческом плане тем школьного курса биологии. Можно ли совместить содержание стандартной школьной программы и учебников по биологии с православным взглядом на мир без ущерба для содержательной стороны курса, христианской совести преподавателя и учащихся? Как обрести на уроках единство науки и православного богословия? О чем должен знать преподаватель биологических дисциплин? Этим вопросам посвящена статьи, продолжающая тему, начатую в публикации в одном из предыдущих номеров «Вестника ПСТГУ».
апологетика, биология, естествознание, жизнь, наука и вера, творение, эволюция

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Безрогов Виталий Григорьевич

Сотрапезничество как воспитание: дети крита на дисплее столетий

Безрогов В. Г. Сотрапезничество как воспитание: дети крита на дисплее столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 26-39
PDF
В статье рассмотрены инструменты и стратегии воспитания детей, принятые на античном Крите. Автор на основе сведений из античных произведений и эпиграфических данных реконструирует воспитание мальчиков в процессе их участия в общественных трапезах критских родов.
воспитание, социум, пир, группа, гендер

Безрогов Виталий Григорьевич

Никитченков Алексей Юрьевич

Специфика учебной работы над языком произведений устного народного творчества в процессе профессиональной подготовки кадров педагогического образования по профилю «Начальное образование»

Никитченков А. Ю. Специфика учебной работы над языком произведений устного народного творчества в процессе профессиональной подготовки кадров педагогического образования по профилю «Начальное образование» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 40-52
PDF
Учебная работа над языком произведений устного народного творчества в процессе филологической и методической подготовки кадров педагогического образования должна осуществляться с учетом профиля подготовки, носить характер продуманной и логично выстроенной системы. Раскрывая специфику подготовки учителя начальных классов в области языка устно-поэтических текстов, автор статьи уточняет ее задачи, принципы, содержание и способы организации.
начальное образование, профессиональная подготовка кадров педагогического образования, фольклор, язык произведений устного народного творчества

Никитченков Алексей Юрьевич

Налётова Наталья Юрьевна

Педагогический феномен русского старчества

Налётова Н. Ю. Педагогический феномен русского старчества // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 53-57
PDF
В статье рассматривается педагогика русского старчества, предлагающая России антропологическую стратегию, в основе которой лежат не юридические законы, а духовно-нравственные первопринципы, необходимые как для обеспечения духовного саморегулирования человека, так и для организации его добрых отношений с Богом и людьми.
духовные традиции отечественного просвещения, русское старчество, православная антропология

Налётова Наталья Юрьевна

Сапрыкина Анна Алексеевна

Воспитание детей в семье Василия (старшего) и преподобной Эммелии, родителей святителя Василия Великого

Сапрыкина А. А. Воспитание детей в семье Василия (старшего) и преподобной Эммелии, родителей святителя Василия Великого // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 58-65
PDF
В статье рассматривается уникальный феномен «образовательного пространства» в семье родителей свт. Василия Великого, Григория Нисского и других святых. Описан образ жизни этой «образцовой» для христианской традиции семьи, задачи и методы воспитания, отношение к научному («внешнему») образованию и его содержанию. Особое внимание уделяется роли семьи и родителей в образовании детей.
свт. Василий Великий, дом, семья, воспитание, благочадие, образовательное пространство, роль родителей в образовании, круг наук, содержание обучения

Сапрыкина Анна Алексеевна

Гладких Зоя Ивановна

Пути познания и понимания мира детства в русской педагогической антропологии

Гладких З. И. Пути познания и понимания мира детства в русской педагогической антропологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 66-79
PDF
В развитии русской педагогической антропологии этапную роль сыграли «Детский мир» К. Д. Ушинского и «Психология детства» В. В. Зеньковского. Идеи изучения человека «во всех отношениях» и «органического синтеза», высказанные классиками педагогики, сохраняют методологическую значимость в познании и понимании мира детства. Анализ антропологического наследия убеждает в необходимости взаимодействия научного, религиозного, художественного компонентов в изучении и развитии духовного мира ребенка, в формировании гуманитарной культуры педагогов.
русская педагогическая антропология, мир детства, духовная культура, вненаучные формы познания, «синтетическое понимание детства»

Гладких Зоя Ивановна

Остапенко Андрей Александрович; Хагуров Темыр Айтечевич

Антропологические модели образования: от Образа Божия к… неогностицизму?

Хагуров Т. А. Антропологические модели образования: от Образа Божия к… неогностицизму? // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 80-104
PDF
В статье осуществляется попытка исторического анализа изменений образовательной практики от дохристианского кастового общества до современного общества потребления с его отчетливыми симптомами антропологической катастрофы, характеризующейся исчезновением подлинности и человеческого в человеке. Также в ней рассматриваются некоторые аспекты трансформации социокультурного уклада западного общества от Античности до наших дней в контексте влияния этих трансформаций на образование, а также влияние потребительской рыночной идеологии на содержание и формы образования; анализируются культурные и духовные смыслы Постмодерна и их влияние на образование; рассматриваются возможности использования образования в качестве инструмента социальной сегрегации и контроля в ХХI в.
антропология образования, образование и подготовка, цели и ценности образования, социальный и антропологический идеал образования, модернизация и постмодернизация образования, общество потребления, антропологическая катастрофа

Остапенко Андрей Александрович


Хагуров Темыр Айтечевич

Горячева Анна Аркадьевна

Классицизм в духовной семинарии XIX века

Горячева А. А. Классицизм в духовной семинарии XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 105-117
PDF
В статье прослеживается связь воспитания и обучения в истории духовного образования на примере ситуации с преподаванием древних языков. Классическое образование состоит не в заучивании грамматики, а в системном развитии самостоятельного и глубокого мышления, в привитии учащимся дисциплины ума, представления о духовной ответственности за свою интеллектуальную деятельность, что и было заложено в уставе семинарии. Семинария родственна классической гимназии как тип средней общеобразовательной школы XIX в., направленный на формальное обучение. Критика недостатков учебного процесса и убогости бурсы в журналах того времени зачастую выливалась во вражду к духу классицизма в средней школе и в борьбу за реализм, победа которого в XX в. дала обществу единую политехническую школу.
классицизм, реализм, древние языки, греческий язык, латинский язык, семинария, формальное обучение, воспитательные принципы, духовное образование, XIX век

Горячева Анна Аркадьевна

ПСИХОЛОГИЯ

Двойнин Алексей Михайлович; Данилова Галина Игоревна

Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов

Данилова Г. И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 121-134
PDF
В статье описываются результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и рефлексивности у студентов, обучающихся на психологическом факультете. Использовались следующие методы: «Опросник ЭмИн» (Д. В. Люсин), методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов). Полученные результаты подверглись сравнительному и корреляционному анализу. Было установлено, что эмоциональный интеллект студентов-психологов находится в целом на среднем уровне развития. По своей структуре он однороден, так как уровень выраженности отдельных компонентов эмоционального интеллекта примерно одинаков и практически не изменяется в процессе обучения. Рефлексивность студентов-психологов также выражена в средней степени и не претерпевает существенных изменений в процессе обучения. В целом, между эмоциональным интеллектом и рефлексивностью студентов психологического отделения взаимосвязь отсутствует.
эмоциональный интеллект, рефлексивность, студенты-психологи

Двойнин Алексей Михайлович


Данилова Галина Игоревна

Попова Светлана Игоревна

Изучение готовности учителя к педагогическому регулированию эмоционального состояния личности

Попова С. И. Изучение готовности учителя к педагогическому регулированию эмоционального состояния личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 135-145
PDF
В статье рассматривается проблема изучения готовности педагога к педагогическому регулированию эмоционального состояния личности. В процессе эмпирического исследования выявлены уровни готовности и затруднения, с которыми сталкивается педагог в процессе педагогического регулирования.
педагогическое регулирование, неблагоприятное состояние, контекст ситуации, личностное становление школьника, готовность педагога

Попова Светлана Игоревна