/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :2

ПЕДАГОГИКА

Шичалин Юрий Анатольевич

Чему учат детей в московской классической гимназии? (Обоснование образовательной программы)

Шичалин Ю. А. Чему учат детей в московской классической гимназии? (Обоснование образовательной программы) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 5-21
PDF
Автор усматривает основной принцип составления образовательной программы классической гимназии сегодня в равномерной опеке трех сторон души учащегося: социальной, рациональной и духовной. Отсюда – древние и новые языки, приучающие к полноценному общению и получению знаний «из первых рук»; развитые курсы по точным и естественным наукам, дающие представление о множественности подходов науки к человеку и миру и о вероятностном характере ее концепций; и Закон Божий как духовная скрепа всего образовательного процесса.

Шичалин Юрий Анатольевич

Беленчук Лариса Николаевна

О просвещении народов России во второй половине XIX- начале XX в.

Беленчук Л. Н. О просвещении народов России во второй половине XIX- начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 22-36
PDF
В статье рассматриваются вопросы просвещения народов, живших на окраинных территориях России, в эпоху реформаторства второй половины XIX – начале XX в., а также деятельность Н. И. Ильминского, выдающегося педагога, крупного востоковеда, автора учебников, педагогических сочинений, алфавитов и азбук для нерусских народов Поволжья, полностью посвятившего себя работе в открытой им Центральной Казанской крещено-татарской школе. Педагогика Н. И. Ильминского корнями уходила в просветительские принципы святых Кирилла и Мефодия.

Беленчук Лариса Николаевна

Никитченков Алексей Юрьевич

Особенности изучения младшими школьниками призведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры

Никитченков А. Ю. Особенности изучения младшими школьниками призведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 37-48
PDF
В статье затронута малоисследованная проблема современного начального образования. Взгляд автора сосредоточен на двух феноменах отечественной культуры: отражение христианства в произведениях русского устного народного творчества и формирование младшего школьника как читателя. Всесторонне обосновывая целесообразность использования подобных произведений как учебного материала в начальной школе, автор ищет возможные пути методического решения поставленной проблемы.

Никитченков Алексей Юрьевич

Захарченко Надежда Васильевна

К вопросу о концептуализации историко-педагогического знания

Захарченко Н. В. К вопросу о концептуализации историко-педагогического знания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 49-62
PDF
В данной статье затронуты проблемы исторического осознания педагогом своего профессионального бытия в контексте истории. Это позволяет ему видеть свою профессиональную деятельность в качестве культурно- исторического феномена и строить свое профессиональное целеполагание автономно. Высшая форма научного познания – представление объекта как процесса, подчиненного закону. Закон как категориальная форма требует предметного рассмотрения рефлексивной природы самосознания и смысловых содержаний сознания. На этом уровне приходится говорить не о системном моделировании всемирно-исторического процесса, а о понятии и идее истории, и здесь становится необходимой постановка вопроса о знании как феномене самосознания. В этом ракурсе проблема историко-педагогического измерения в образовании обретает ценностной смысл как проблема исторического самосознания педагога.

Захарченко Надежда Васильевна

ПСИХОЛОГИЯ

Чурсанов Сергей Анатольевич

Богословское понятие личности (ΠΡΟΣΩΠΟΝ) в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики

Чурсанов С. А. Богословское понятие личности (ΠΡΟΣΩΠΟΝ) в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 63-80
PDF
В настоящем докладе поставлен ряд проблем, связанных с освоением православными психологами и педагогами единой сквозной терминологической системы православного богословия, психологии, педагогики и других гуманитарных наук, в которой понятие лица или личности представлено в качестве ее основы. Выделены также основные методологические достоинства личностной терминологической системы.

Чурсанов Сергей Анатольевич

Леонов Вадим, священник

Антропологический идеал совершенства

Леонов В. Антропологический идеал совершенства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 81-92
PDF
Несмотря на многовековые исследования, в науке до сих пор нет целостного понятия о человеке, которое хоть как-то удовлетворяло бы запросам практической психологии, педагогики, медицины... Существующее представление о человеке, созданное на основе обобщения усредненных параметров человеческого существования, изначально неприемлемо, так как греховное состояние человека рассматривается в нем как норма, как нечто естественное для человека. Цель настоящей статьи – обратить внимание не только православных психологов, педагогов, медиков, но и всех вопрошающих на тот факт, что Священное Предание Православной Церкви является неисчерпаемым источником ценнейших антропологических, психологических и педагогических наблюдений.

Леонов Вадим, священник

Лоргус Андрей Вадимович, священник

Душа как психологическая категория

Лоргус А. В. Душа как психологическая категория // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 93-101
PDF
Современные психотерапевтические теории имеют схожие методологические характеристики, но в них отсутствует одно очень важное звено – первопричинный исток личной жизни человека. В научной психологии, в современных психологических школах этому вопросу вообще нет места, тем более отсутствует какое-либо базовое определение – никто из психологов не дерзает вернуться к термину, давшему название самой науке, – душа. Человек, согласно Откровению, есть душа живая. Но это тайна, которая рационально понята нами, вероятно, быть не может.

Лоргус Андрей Вадимович, священник

Коржевский Вадим, священник

Аскетизм как метод психологии

Коржевский В. Аскетизм как метод психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 102-106
PDF
Говоря о методах православной психологии, о методологических принципах построения научной православной психологии, автор считает, что психологическая наука должна помочь более обстоятельному изучению аскетики. Как знание анатомии и физиологии дает возможность освоить искусство врачевания, так и православная психология призвана помочь освоению подвижнического искусства, цель которого не только правильно поставить диагноз болезни душевной, но и определить систему ее лечения. Таким образом, православная психология должна составить не что иное, как пропедевтику аскетики, являясь, в прямом смысле слова, подготовительным курсом, вводящим в более сложную и более важную аскетическую науку.

Коржевский Вадим, священник

Шеховцова Лариса Филипповна

Онтологическая проблема в христианской антропологии и психологии

Шеховцова Л. Ф. Онтологическая проблема в христианской антропологии и психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 107-121
PDF
Многочисленные попытки философов и представителей различных религиозных учений решить онтогносеологическую проблему остаются безуспешными. Человек остается нераскрытой тайной. Однако представляется, что гносеологические усилия, направленные на раскрытие онтологии человека, могут оказаться хоть в какой-то мере эффективными, если предметом их будут не отдельные категории, а их система, отражающая человека в его целостности.

Шеховцова Лариса Филипповна

Крамаренко Юлия Александровна

Личность человека в православном богословии и в психологической науке

Крамаренко Ю. А. Личность человека в православном богословии и в психологической науке // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 122-148
PDF
В статье рассматриваются вопросы личности человека в православном богословии и в психологической науке. Основываясь на писаниях святых отцов Церкви и исходя из логики самой психологической науки, автор показывает, что личность человека не сводима к одной только психике и не может быть системно полно описана в рационалистических категориях и понятиях. При всей убедительности представленных доводов автор не сбрасывает со счетов феноменологическую часть материалистической психологии.

Крамаренко Юлия Александровна

Миронова Марина Николаевна

Личность в психологии и христианской антропологии

Миронова М. Н. Личность в психологии и христианской антропологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 149-166
PDF
Статья посвящена проблеме несовпадения понятия «личность» в психологии и христианской антропологии. Традиционная психология рассматривает не подлинную, в богословском ее понимании, личность, а нечто иное. Психологическая личность – это часть природы человека, являющаяся орудием подлинной личности, которое необходимо ей для овладения потенциями природы вочеловечения. Для психологии, ориентированной на христианскую антропологию, исследование психологической личности не умаляется, а, наоборот, увеличивается.

Миронова Марина Николаевна

Зенько Юрий Михайлович

Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии ( и пример его применения к проблеме состава человеческого существа)

Зенько Ю. М. Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии ( и пример его применения к проблеме состава человеческого существа) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 167-182
PDF
В статье автор опровергает мнение о широкой распространенности в святоотеческой традиции идеи трихотомизма. Он утверждает, что это не соответствует действительности, более того – она имеет много принципиальных недостатков в отличие от дихотомии, обоснованной как с исторической, так и христологической точки зрения. Сопоставляя первое и второе, автор приходит к выводу о правильности использования в христианской антропологии именно дихотомического подхода.

Зенько Юрий Михайлович