/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :3 (10)

ПЕДАГОГИКА

Мудрик Анатолий Викторович

Воспитание как составная часть процесса социализации

Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 7-24
PDF
В исследовании профессора А. В. Мудрика рассматриваются вопросы возникновения в истории общества воспитания как социального института для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества для трансляции культуры и социальных норм. Автор называет составные элементы социального воспитания, которыми оно обладает как всякий социальный институт: определенные функции в общественной жизни, в том числе и латентные; ресурсы, организации и группы, необходимые для реализации воспитанием присущих ему функций; набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания, набор определенных санкций (поощрительных и осуждающих) и т. д. В статье исследуются также вопросы социального воспитания, воспитания как педагогической категории. Впервые затрагивается и такая тема, как дисоциальное воспитание.

Мудрик Анатолий Викторович

Склярова Татьяна Владимировна

Православная школа как среда социализации

Склярова Т. В. Православная школа как среда социализации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 25-27
PDF
В статье дается краткий анализ причин более эффективного, по сравнению с городскими православными школами, процесса социализации учащихся в сельских школах. Автор делает вывод, что одна из причин этого заключается в минимальном расхождении восприятия сельским школьником реальной жизни окружающего социума и проводимой в стенах его школы учебно-воспитательной деятельностью. Эффективность процесса адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное восприятие своего социального существования, что наиболее характерно для подростка в городской среде, приводит к серьезным нарушениям процесса социализации и учебно-воспитательной деятельности.

Склярова Татьяна Владимировна

Никитский Максим Викторович

Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности

Никитский М. В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 28-36
PDF
В статье рассматривается социокультурная анимационная деятельность как часть культурной и воспитательной системы общества, как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики. Автор обращает внимание на весьма важную составляющую социокультурной анимации — ее мировоззренческий (смысловой) потенциал, так как само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать внутренний (anima — душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Никитский Максим Викторович

Захарченко Марина Владимировна

Школа в педагогической культуре Древней Руси

Захарченко М. В. Школа в педагогической культуре Древней Руси // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 37-48
PDF
Знакомство с историографией необходимо всякому педагогу-практику и педагогу-исследователю, заинтересованному в том, чтобы осознать все составляющие проблемы древнерусской образованности в контексте вопроса о самобытности отечественной педагогической культуры. Предлагаемый методический очерк, составленный на основе материалов исторической хрестоматии «Школы и педагогика в культуре Древней Руси», позволит заинтересованному читателю уяснить специфические особенности постановки проблемы на разных исторических этапах. Автор надеется, что после самостоятельной работы с текстами читатель сможет составить собственное представление о данной проблеме.

Захарченко Марина Владимировна

Карнаух Надежда Валентиновна

Организация самостоятельной работы студентов - один из аспектов методологической деятельности преподавателя высшей школы России XIX века

Карнаух Н. В. Организация самостоятельной работы студентов - один из аспектов методологической деятельности преподавателя высшей школы России XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 49-56
PDF
Одной из традиций, заложенных в отечественных университетах, является развитие у будущих специалистов навыков самостоятельной работы, приобщение их к научному поиску. Задача развития критического мышления на основе включения студентов в самостоятельную работу с источниками информации до сих пор остается первоочередной в университетском образовании, утверждает автор статьи. На современном этапе развития общества, характеризующемся стремительным возрастанием объема научной информации, необходим человек, способный к активному и творческому овладению знаниями, критическому анализу получаемой информации. В профессиональной педагогической деятельности это умение анализировать, объяснять получаемую информацию с позиции освоения подходов к решению какой-то определенной педагогической проблемы. На страницах педагогической печати в конце XIX в. нередко возникали дискуссии на тему применения лекционных занятий в учебном процессе университета. Одни считали, что основой обучения в высшей школе должно быть самообразование. Зачем студента обязывать слушать изложение наук из уст преподавателя, заявляли они, когда он может самостоятельно читать подлинники и получать из них не менее, а более знаний. Оппоненты возражали: «Почему выписать из книги — самостоятельно, а прослушать внимательно лекцию и составить ее конспект — несамостоятельно? Почему принято говорить о восприятии научных сведений как об акте пассивном, а не самостоятельном? Но что такое самостоятельность в обучении?»

Карнаух Надежда Валентиновна

ПСИХОЛОГИЯ

Носкова Наталья Витальевна

Проблемы выбора и психология возрастного развития человека

Носкова Н. В. Проблемы выбора и психология возрастного развития человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 59-70
PDF
В статье проведен анализ разнообразных концепций выбора, выделены основные характеристики выбора в теоретическом, экспериментальном и прикладном аспектах. Представлен авторский взгляд на специфику выбора как особой активности человека. Раскрыто содержание понятия «выбор» через сопоставление с такими понятиями, как воля, аффект, интеллект, оценка, деятельность, цель, задача, проблема и др. Выделены структурные компоненты выбора, предпосылки возникновения готовности к выбору в детском онтогенезе, этапы его осуществления зрелой личностью. Показано значение выбора во взрослом онтогенезе и в период старения человека.

Носкова Наталья Витальевна

Сурьянинова Татьяна Ильинична

Педагогическая антропология К. Д. Ушинского в контексте православной психологии личности

Сурьянинова Т. И. Педагогическая антропология К. Д. Ушинского в контексте православной психологии личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 71-77
PDF
Исследуя аспекты педагогической антропологии К. Д. Ушинского, автор статьи говорит, что он понимал влияние самосознания и «печати духа» на развитие языка в историческом контексте и в процессе онтогенеза. Ушинский говорил, что «способность самосознания является источником слова, человеческого развития, свободы воли». Как человеческое слово на онтологическом уровне рождается благодаря живым отношениям человека с Богом, так и в истории человечества, и в онтогенезе человеческое слово рождается благодаря живому общению одного человека с другим, как с иконой Бога. Т. И. Сурьянинова утверждает, что это не мог не чувствовать Ушинский, когда говорил, что «слово есть произведение общежития, человек, выросший в одиночку останется немым, как зверь…»

Сурьянинова Татьяна Ильинична

Кондратьев Сергей Владимирович

Душа как предмет психологической науки

Кондратьев С. В. Душа как предмет психологической науки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 78-92
PDF
В статье на основе интеграции христианской антропологии, святоотеческого учения и научно-психологических подходов к пониманию психических феноменов делается попытка рассмотреть человеческую душу как предмет научного исследования. Исходя из идеи христианкой метафизики о тварности мира, характеризуются заданные сущностные субстанциональные основы человека (духовная и природная) и дается научно-психологическое определение души как человеческой целостности, возникающей в результате отражения духовного в телесном. Охарактеризованы сознательная, бессознательная и сверхсознательная области психики, в содержании которых представлены мыслительная, желательная и чувственная стороны души.

Кондратьев Сергей Владимирович

ПУБЛИКАЦИИ

Ярхо Валерий

К вопросу о начальной организации дела по духовному образованию в России в XVIII в. (Коломенская епархия)

Ярхо В. К вопросу о начальной организации дела по духовному образованию в России в XVIII в. (Коломенская епархия) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 97-104
PDF
Настоящее архивное исследование о начальной организации дела по духовному образованию в России в XVIII в. по форме нельзя отнести к строго научной публикации. Это подборка, описание и цитирование архивных материалов, но, тем не менее, исследование, сделанное автором, несомненно, достоверно и представляет для нас интерес в том числе и в контексте публикуемых в Вестнике статей по истории духовного образования. Перед нами документально подтвержденное описание повседневной жизни духовных школ при архиерейских домах начиная с эпохи Петра I, а также описание противостояния Св. Синода указам Петра «церковного чина детей учить цифири и геометрии» (при отсутствии в них духовных дисциплин!) — тема достаточно актуальная в свете преобразований сегодняшнего дня.

Ярхо Валерий

РЕЦЕНЗИИ

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Рец. на кн.: Волков П. В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. Новосибирск: Издательский дом «Сова», 2008. 319 с.

Мумриков О. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 107-109 — Рец. на кн.: Волков П. В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. Новосибирск: Издательский дом «Сова», 2008. 319 с.
PDF

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

ХРОНИКА

Деятельности педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Деятельности педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 110-119
PDF