/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1

ПЕДАГОГИКА

Беленчук Лариса Николаевна

Вопросы просвещения в философской системе И.В. Киреевского

Беленчук Л. Н. Вопросы просвещения в философской системе И.В. Киреевского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 5-22
PDF
Наследие выдающегося русского мыслителя И.В. Киреевского признано, в основном, достоянием философии, но главной темой его творчества стало исследование самобытного характера просвещения России, его особенности и будущее направление развития. В статье раскрываются философско-педагогические аспекты его учения о личности, где подразумевались многие открытия в области психологии, следовательно, и в педагогике. Выделение русского просвещения как самостоятельного культурного феномена, типология культур, предложенная им, впоследствии были развиты Н.Я. Данилевским и другими учеными. Наконец, его практическая работа в сфере народного образования, анализ проблем российского образования были продолжены многими выдающимися деятелями просвещения.

Беленчук Лариса Николаевна

Рязанцева Наталья Петровна

Теоретико-педагогическая модель построения народной школы С.И. Миропольского

Рязанцева Н. П. Теоретико-педагогическая модель построения народной школы С.И. Миропольского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 23-48
PDF
В статье изложены основные положения С.И. Миропольского о народной школе. Его педагогические идеи и в настоящее время позволяют говорить о предложенной им цельной воспитательной системе. Истинная народная школа, по мнению С.И. Миропольского, должна иметь живую связь с Церковью и опираться на национальные традиции.

Рязанцева Наталья Петровна

Сосновская Ольга Вадимовна

От катехизической беседы до современного учебного диалога (На материале истории обучения чтению)

Сосновская О. В. От катехизической беседы до современного учебного диалога (На материале истории обучения чтению) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 49-65
PDF
В статье рассматриваются методические вопросы книжного обучения ребенка с древних времен и до наших дней. В Древней Руси после принятия христианства книжное обучение свободно вписалось в существующую педагогическую систему и стало, по мнению автора, четвертой особой образовательной линией специального обучения (первые три: домашнее воспитание, воспитание в дружине, ремесленное обучение). Те методические задачи, которые ставились в процессе обучения в древности: как и зачем читать книги, получили свое дальнейшее развитие в новых программах, методиках и инновационных технологиях XX века.

Сосновская Ольга Вадимовна

Соловьева Юлия Ивановна

Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка

Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 66-74
PDF
В статье рассматривается значение традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка и то влияние, какое оно оказывает на сближение членов семьи. К сожалению, констатирует автор, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить.

Соловьева Юлия Ивановна

Скляров Олег Николаевич

Соотношение духовной темы и духовной сути в детской словесности (На материале двух книг Н.Блохина)

Скляров О. Н. Соотношение духовной темы и духовной сути в детской словесности (На материале двух книг Н.Блохина) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 75-88
PDF
Статья посвящена актуальным проблемам духовного воспитания средствами художественной словесности. Основу статьи составляет рецензия на две книги православного детского писателя Николая Блохина. Одним из способов постижения их духовной проблематики является в статье анализ эстетического качества рецензируемых материалов. Раскрывая сюжет и художественные особенности данных произведений, автор статьи приходит к ряду обобщений общепедагогического характера.

Скляров Олег Николаевич

Горбич Ольга Ивановна

Художественные произведения как основа учебного диалога и духовно-нравственного воспитания школьников

Горбич О. И. Художественные произведения как основа учебного диалога и духовно-нравственного воспитания школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 89-102
PDF
В наше время происходит активный поиск средств углубления и расширения образовательного пространства. И здесь на первое место выходят проблемы ценностной, духовной ориентации учащихся. В статье рассматривается проблема совершенствования духовной культуры человека через формирование его отношения к родному языку, литературе. Дается также разработка урока по картине художника И.Н. Крамского «Христос в пустыне».

Горбич Ольга Ивановна

ПСИХОЛОГИЯ

Абраменкова Вера Васильевна

Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка

Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 103-113
PDF
Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей, подростков и молодежи – приоритетные проблемы современной российской действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальной безопасности. Автор считает, что методологическими основаниями для создания концепции духовно-нравственного развития ребенка должны быть: Священное Писание, Предание, святоотеческое наследие и наследие русской религиозно- философской традиции, предшествующий психолого-педагогический опыт духовно-нравственного образования и воспитания, арсенал отечественной и зарубежной научной мысли по вопросам духовного развития.

Абраменкова Вера Васильевна

Склярова Татьяна Владимировна

Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребенке

Склярова Т. В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребенке // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 114-133
PDF
В статье рассматривается понятие воли, описанное в работах К.Д. Ушинского, У. Джемса, Л.С. Выготского, с позиции учения о человеческой воле в христианской антропологии, заложенного в трудах преподобного Максима Исповедника. Связывая этапы волевого становления в детстве с постепенным нарастанием свободы выбора у детей, автор определяет основные положения воспитания воли в русле теории возрастных кризисов Л.С. Выготского. В каждом кризисном периоде развития ребенка вызревает очередное новообразование воли, свойственное данному возрасту.

Склярова Татьяна Владимировна

Янушкявичене Ольга Леонидовна

"Что есть человек, что Ты помнишь его", или Главная задача каждого возрастного периода жизни человека

Янушкявичене О. Л. "Что есть человек, что Ты помнишь его", или Главная задача каждого возрастного периода жизни человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 134-145
PDF
В статье вводится понятие главной задачи для каждого возраста в жизни человека и предпринимаются попытки определения возрастных задач, стоящих на пути человека в его стремлении к Богу. Кроме этого, для каждого возраста определяются уровни восприятия морали, определяемые с опорой на концепцию Кольберга.

Янушкявичене Ольга Леонидовна