/
Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология
Вестник ПСТГУ IV :45

ПЕДАГОГИКА

Безрогов Виталий Григорьевич
Безрогов В. Г. К вопросу о ранних переводах «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса Коменского на русский язык // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 11-30 DOI: 10.15382/sturIV201745.11-30
Рассмотрено возникновение интереса к учебному пособию «Мир чувственных вещей в картинках» великого моравского педагога Яна Амоса Коменского в российской педагогической культуре. На материале изучения западноевропейских изданий с рукописными маргиналиями и отдельных рукописей, содержащих переводы этого учебника с немецкого и латыни на русский, показаны этапы предыстории появления первого полного издания Orbis sensualium pictus на русском языке. Первые зафиксированные источниками попытки его перевода на русский относятся к 1710-м гг., когда в Москве прекращают работать «немецкие школы» и возникает «дидактический вакуум» в преподавании иностранных языков. Второй этап относится к 1730-м гг., когда формируется потребность в многоязычном пособии и из немецко-латинского учебника пробуют самостоятельно сделать немецко-латино-франко-русский. Примерно полвека зреющего к Orbis pictus интереса находят свой результат в пятиязычном латино-русско- немецко-итальяно-французском издании 1768 г., выполненном на основе четырехъязычного нюрнбергского 1755 г. Изучение контактов нескольких педагогических культур по поводу подготавливаемых в их среде пособий является важной частью исследования истории начального образования в православном регионе.
начальное образование, Ян Амос Коменский, школа, перевод, би- и полилингвальное обучение
Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. К истории названий учебных книг как способов организации образовательной информации: Orbis pictus Коменского // Символическая вселенная ребенка: между информацией и знанием: Сб. науч. тр. / К. В. Султанов, ред. СПб., 2016. С. 217–225.
Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Международный аспект образовательного пространства: Orbis pictus Коменского как проект учебника для всех стран // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: Сб. науч. тр. / К. В. Султанов, ред. СПб., 2016. С. 298–307.
Грасгофф Х. Из истории связей Берлинского общества наук с Россией в 20-х годах XVIII в. // XVIII век. Сб. 7: Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. Л., 1966. С. 59–65.
Дианова Т. В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». Труды ГИМ. М., 1998.
Зырянов В. В. Что читали и где учились // Россия в эпоху Петра Великого: Путеводитель путешественника во времени. М., 2016. С. 247–287.
Иоанна Амоса Комения. Видимый свет на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках представлен, или Краткое введение, которым изъясняется, что обучающемуся юношеству лехким способом не только языку, разумным упражнением, но также и вещи достойныя знания самонужнейшия должны быть вперены, : Изо ста пятидесяти одной главы состоящее, из которых каждая вместо надписи и содержания из Священнаго Писания взятым свидетельством означена, и с реестром самых нужнейших российских слов, которой вместо лексикона для употребления российскаго юношества служить имеет, место на пяти языках дополнить может, изданное. [М.], 1768.
Каразин В. Н. Каталог славяно-российским рукописям (погибшим в 1812 году) профессора Баузе // Чтения Общества истории и древностей российских при Московском университете. М., 1862. Кн. 2. Отд. 5.
Карева Н. В. Становление традиции грамматического описания русского языка (1730–1750-е гг.) // Литературная культура России XVIII века. Вып. 4. СПб., 2011. С. 90–109.
Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производств. XVII–XVIII века. М., 1959.
Командорова Н. И. Русская Прага. М., 2009.
Куприянова Т. Г. Первая династия российских издателей. М., 2001.
Моисеева Г. Н. «Собрание российских древностей» профессора Баузе // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 35. Л., 1980. С. 301–344.
Мыльников А. С. Русские переводчики в Праге. 1716–1721 гг. // XVIII век. Сборник 9. Л., 1974. С. 279–296.
Отчет командированного за границу приват-доцента Московского университета Василия Истрина за вторую половину 1894 года (продолжение) // ЖМНП. Часть CCCVII, сентябрь. СПб., 1896. С. 1–25.
Пекарский П. П. Наука и литература въ Россіи при Петре Великомъ: изследованіе П. Пекарскаго. СПб., 1862. Т. 1.
Рыжов А. Н. Образование в «немецких» школах Москвы в первой четверти XVIII века // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 368–382.
Скорвид С. С. Слово Я. А. Коменского в России: из истории перевода // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования. СПб., 2007. С. 113–122.
Топоров В. Н. Эрнст Глюк, немецкий подвижник латышского и русского просвещения // Балто-славянские исследования. 1984. М., 1986. С. 243–262.
Фундаминский М. И. К истории библиотеки Т. Консетта // XVIII век. Сборник 21: Памяти Павла Наумовича Беркова / Н. Д. Кочетков, отв. ред. СПб., 1999. С. 40–52.
Чума А. А. Ян Амос Коменский и русская школа (до 70-х годов XVIII века). Братислава, 1970.
Яцимирский А. И. Описание южно-славянских и русских рукописей заграничных библиотек. Том. I. Вена. Берлин. Дрезден. Лейпциг. Мюнхен. Прага. Любляна // Сборник отделения русского языка и словесности Императорской академии наук: Т. 1–101. Т. 98. СПб., 1921. С. 850–856.
Averjanova L. & V. Bezrogov. Primer as the Shield of Faith: Religious Culture and Education on the Eve of the 18th Century in Russia // The History of Korean Education. 2015. Vol. 37. no. 3. P. 123–140.
Bartoš F. M. Catalogus codicum manu scriptorum musaei nationalis Pragensis. Pars secunda. Pragae, 1927. № 2533. URL: http://147.231.53.91/src/index.php?s=v&cat=36&bookid=380&page=124.
Gluck J. E. Grammatik der russischen Sprache. 1704 / Hrsg. und mit einer Einleitung versehen von H. Keipert, B. Uspenskij und V. Zivov. Koln; Weimar; Wien, 1994.
Joh. Am. Comenii Orbis Sensualium Picti Pars Prima. Hoc est : Omnium fundamentalium in mundo rerum, & in vita actionum, Pictura & Nomenclatura. Editio auctior & emendatior, cum Titulorum juxta atque Vocabulorum Indice. = Die sichtbaren Welt Erster Theil. Das ist: Aller vornehmsten Welt-Dinge, und Lebens-Verrichtungen, Vorbildung und Benahnung. Aufs neue aufgelegt, an vielen Orten, neben einem Titel- und Wörter-Register verbessert; auch mit gantz neuen, schönern und deutlichern Figuren, versehen. Editio auctior & emendatior, cum Titulorum juxta atque Vocabulorum Indice. Noribergae, 1732. [16], 315, [109] р. Joh.Am.Comenii Orbis sensualium pictus… Noribergae, sumt.Mich.et Joh.Friderici Endteri, 1682.
Johann Ernst Gluck 1653–1705: Pastor, Philologe, Volksaufklarer im Baltikum und in Russland (Fremdsprachen in Geschichte und Gegenwart) / Hrsg. H. Glück, I. Polanska. Wiesbaden, 2005.
Mach Dich auf und Werde Licht — Celies Nu, Topi Gaiss — Zu Leben und Werk von Ernst Gluck (1654–1705): Akten der Tagung Anlasslich Seines 300.Todestages vom 10. bis 13. Mai 2005 in Halle (Saale) / Hrsg. C. Shiller, M. Grudule. Wiesbaden, 2009.
Philipp Balthasar Sinold von Schütz (Hrsg.). Die europäische Fama, welche den gegenwärtigen Zustand der vornehmsten Höfe entdecket. Der 35. Theil. Leipzig, 1714 (repr.1705, 1708).
Pilz K. Die Ausgaben des Orbis Sensualium Pictus. Eine Bibliographie. Nürnberg, 1967.
Безрогов Виталий Григорьевич
Соколов Павел Валерьевич
Соколов П. В. «Prudens faber fortunae» в трактате Яна Амоса Коменского «Кузнец своего счастья» и «Христианский герой» в педагогических сочинениях Дж. Вико // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 31-40 DOI: 10.15382/sturIV201745.31-40
Статья посвящена сравнению концепций гражданского воспитания, разработанных двумя крупными теоретиками педагогики раннего Нового времени — Яном Амосом Коменским (1592–1670) и Джамбаттистой Вико (1668–1744). Предметом специального внимания в статье является проблематика «воспитания аффектов» как важнейшей составной части педагогической программы у двух этих авторов, а также семантика центральных терминов риторической и медицинской теории в сочинениях Вико (animus, conatus, favella). Избранный ракурс рассмотрения сделал необходимым сравнительный анализ концепций «чувственной топики» и приобщения к «общему чувству» (sensus communis) у Коменского и Вико (topica sensilibis, orbis sensualium). Доказывается, что если у Коменского обучение благоразумию (prudentia) посредством обращения себе на пользу случая (emendatio casus) осмысляется в категориях христианско-стоической аскезы, то Вико, наследующий традиции гуманистической диалектики (Петр Рамус, Рудольф Агрикола), основывает свою гражданскую пайдейю на устроении дорефлексивной сферы посредством топики и риторики.
Я. А. Коменский, Дж. Вико, топика, Ф. Бэкон, гражданское благоразумие, конатус
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев, 1994. C. 113–114.
Коменский Я. А. Великая дидактика. Смоленск, 1939. C. 107.
Berlin I. Three Critics of the Enlightenment: Vico, Hamann, Herder. Princeton, 2013. P. 177–178.
Comenius J. A. Fortunae Faber. Diogenes Cynicus. Abraham Patriarca. Amstelaedami, 1662. Р. 7.
Curtius E. R. Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948.
Keller V. The «New World of Sciences»: The Temporality of the Research Agenda and the Unending Ambitions of Science // Isis. 2012. Vol. 103. No. 4. P. 732.
Stile A. Il sapere dell'animus // Giambattista Vico e l'enciclopedia dei saperi / A cura di A. Battistinie P. Guaragnella. Lecce, 2007. P. 221–234.
The Works of Lord Bacon. Vol. II. L., 1837. Р. 430.
Vico G. De constantia jurisprudentis liber alter. Napoli, 1841. P. 62.
Vico G. De mente heroica // Id. Opere. 2 voll. / A cura di A. Battistini. Milano, 1990. Vol. 1. P. 384–386.
Vico G. De nostri temporis studiorum ratione // Id. Opere. 2 voll. / A cura di A. Battistini. Milano, 1990. Vol. 1. P. 130.
Vico G. In morte di Donn’Angela Cimmino // Id. Opere. 2 voll. / A cura di A. Battistini. Milano, 1990. Vol. 1. P. 343.
Vico G. Oratio VI // Joh. Bapt. Vici orationes quinque. Napoli, 1869. P. 65.
Vico G. Vita scritta da se medesimo // Id. Opere. 2 voll. / A cura di A. Battistini. Milano, 1990. Vol. 1. P. 35.
Соколов Павел Валерьевич
Левинсон Кирилл Алексеевич
Левинсон К. А. О возможном влиянии идей Йегуды Лёва бен Бецалеля на педагогическую концепцию Яна Амоса Коменского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 41-56 DOI: 10.15382/sturIV201745.41-56
В статье анализируются некоторые черты сходства между трудами виднейшего еврейского философа, богослова и педагога Йегуды Лёва бен Бецалеля, известного также как Махараль из Праги, и знаменитого христианского педагога раннего Нового времени Яна Амоса Коменского. Эти параллели уже давно наталкивали некоторых исследователей на мысль о возможном влиянии первого автора на второго, хотя бы опосредованном или косвенном, однако в сохранившихся источниках нет указаний на то, что Ян Амос Коменский был знаком с трудами Йегуды Лёва бен Бецалеля. Не претендуя на окончательное решение этого вопроса, автор показывает применительно к идеям о значении «природы», о верной последовательности в учебе и о значении повторения, что если такое заимствование и имело место, то оно представляло собой не копирование, а значительную, порой коренную переработку, обусловленную принципиальными различиями и в культурных корнях, и в мировоззрении, и в целях каждого из двух авторов.
Махараль, Ян Амос Коменский, образование, педагогика, природа, повторение
Коменский Я. Великая дидактика. СПб., 1875. Гл. XVI.
Красновский А. А. Жизнь и педагогические сочинения Яна Амоса Коменского (1592–1670) // Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Великая дидактика. Смоленск, 1939. С. 10.
Красновский А. А. Я. А. Коменский. М., 1953.
Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. М., 1970.
Львов А. Махараль из Праги, спор о пилпуле и проблемы еврейского образования // Страница Александра Львова . URL: http://lvov.judaica.spb.ru/pilpul.shtml#pr75.
Раби Йеуда Лива бен Бецалель (Махараль из Праги). Педагогические фрагменты / Перевод и примечания А. Львова // Новая еврейская школа. 1998. № 3. URL: http://lvov.judaica.spb.ru/mahped.shtml#pr23
Ян Амос Коменский. Великая дидактика // Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М., 1989. С. 16–100.
Acta Comeniana. Internationale Revue für Studien über Comenius. Bd. 1 ff . Prag: Academia 1969ff .
Archiv pro bádání o životě a díle J. A. Komenského. T. 1–20. Praha, 1910–1961.
Comenius-Jahrbuch. Herausgegeben im Auftrag der Deutschen Comenius-Gesellschaft. Sankt Augustin: Academia u.a. Bd. 1 ff . 1993 ff .;  Monatshefte der Comenius-Gesellschaft. Berlin: Unger 1 (1892/1893)–16 (1907);  Monatshefte der Comenius-Gesellschaft für Geisteskultur. 1 (1892) — 43 (1934); Studia Comeniana et Historica. T. 1 ff . Uherský Brod: Muzeum J. A. Komenského 1970 ff .
Dan J. Yehudah Leib ben Betsal’el // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe. URL: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Yehudah_Leib_ben_Betsalel..
Fishman I. History of Jewish Education in Central Europe From the End of the Sixteenth Century to the End of the Eighteenth Century. London, 1944.
Floss P. J. A. Komenský. Od divadla věcí k dramatu člověka. Ostrava, 1970.
Geissler H. Comenius und die Sprache. Heidelberg, 1959.
Guttel N. The relationship between Halakha, philosophy and education in Maharal’s teachings: Maharal’s attitude towards the Halakhic Kitzur // Seidler M.,ed. Rabbinic theology and Jewish intellectual history: the great Rabbi Loew of Prague. 1 ed. L. [et al.], 2013. Р. 86–101.
Heller M. J. Observations on a Little Known Edition of Tractate Niddah (Prague, c. 1608) and its Relationship to the Talmudic Methodology of the Maharal of Prague // Studies in the making of the early Hebrew book. Leiden [et al.], 2008.
Heyberger A. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d 'éducation. P., 1928.
Ingal C. K. Reform and Redemption: the Maharal of Prague and Jan Amos Comenius // Religious Education. 1999. Vol. 20. P. 358–375.
Judah Loew ben Betsalel. Gur Aryeh al HaTorah. Bney Brak, 1972.
Judah Loew ben Betsalel. Drushim al ha-Torah ve-ha-Mitzvot // Drashot Maharal mi-Prag. New York, 1969. P. 44–45.
Judah Loew ben Betsalel. Netivot Olam. New York, 1969. Chapt. 5, Sect. 25. P. 267–268.
Kleinberger A. F. The Didactics of Rabbi Loew of Prague // Scripta Hierosolymitana. 1963. Vol. 13. P. 32–55.
Kopecký J., Patočka J., Kyrašek J. J. A. Komonský. Nástin života a díla. Praha, 1957.
Kožik F. Světlo v temnotách. Bolestný a hrdinský život J. A. Komenského. Praha, 1970.
Kraus Th. The Jewish Tradition // Czech Culture: A Way of Life in the Light of Faith. From the proceedings of the conference presented by Center for Faith and Culture University of St. Thomas February 8–10, 2002. P. 5–19.
Kulka O. D. Comenius and Maharal: The Historical Background of the Parallels in Their Teachings // Judaica bohemiae. 1991. Vol. 27.1–2. P. 17–30.
Kuras B. Nebýt Golema: Rabbi Löw, židovství a češství. 1. vyd. Praha, 1999.
Kuras B. Restoring Comenius / Pedagogické muzeum J.A. Komenské ho (Praha, Č esko). Praha, 2007.
Kurdybacha Ł. Działalność Jana Amosa Komenskiego w Polsce. Warszawa, 1957.
Kvačala J. J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften. Berlin, 1892.
Larangé S. S. La Parole de Dieu en Bohême et Moravie. La tradition de la prédication dans l’Unité des Frères de Jan Hus à Jan Amos Comenius. P., 2008.
Marx A. A Seventeenth-Century Autobiography. A Picture of Jewish Life in Bohemia and Moravia // The Jewish Quarterly Review. 1917–1918. Vol. 8. P. 292.
Novák J., Hendrich J. J. A. Komenský. Jeho život a spisy. Praha, 1932.
Ruderman D.B. Jewish Thought and Scientifi c Discovery in Early Modern Europe. New Haven-London, 1995.
Schaller K. Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert. Heidelberg, 1962.
Sherwin B. L. Mystical Theology and Social Dissent. The Life and Works of Judah Loew of Prague. 1st ed. London and Toronto, 1982; 2nd ed. Oxford / Portland, OR, 2006.
Sherwin B. L. Paradox and Irony: The Thought of Judah Loew of Prague // Putík A., Demetz P. Path of life : Rabbi Judah Loew ben Bezalel; ca. 1525–1609. 1. ed. Prague, 2009. P. 84–121.
Sladek P. Maharal’s Anthropology: toward Defi ning the Limits of his Humanism. URL: https://www.academia.edu/2379244/MAHARAL_S_ANTHROPOLOGY_TOWARD_DEFINING_THE_LIMITS_OF_HIS_HUMANISM.
Sorotzkin D. The counter political-theology of Maharal of Prague // Seidler M., ed. Rabbinic Theology and Jewish Intellectual History: The Great Rabbi Loew of Prague. L., 2013. P. 189.
Stransky H. Rabbi Judah Loew of Prague and J. A. Comenius: Two Reformers in Education. N. Y., 1973.
Thieberger F. The great Rabbi Loew of Prague: his life and work and the legend of the Golem ; with extracts from his writings and a collection of the old legends. L., 1955.
Yehudah Loew ben Betsalel. Sefer Derekh hayim : ve-hu perush le-masekhet avot. Yerušalayim, 2004–2005.
Young R. F. Comenius in England. Oxford, 1932.
Левинсон Кирилл Алексеевич
Рожков Александр Юрьевич
Рожков А. Ю. Визуальные образы «советскости» в школьном букваре 1920–1930-х гг.: контент, структура, динамика // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 57-72 DOI: 10.15382/sturIV201745.57-72
В статье описаны результаты исследования по выявлению динамики, структуры и содержания визуальных образов как инструмента индоктринации «советского» в букварях для школ Северного Кавказа на рубеже 1920–1930-х гг. Важнейшим идентификационным признаком «советскости», по мнению автора, является противопоставление советского канона всему «чужому»/«чуждому» — досоветскому (монархическому, дореволюционному) и западному (буржуазному, капиталистическому). Методологически работа выстроена в рамках формального семиотического анализа иллюстраций по типологии знаков Ч. Пирса. Для интерпретации более глубоких общественных структур, отображенных в иллюстрациях, применена концепция структурной интерпретации П. Штомпка в виде модели INIS. На практическом материале установлено, что резкое (в 3,5 раза) увеличение визуального индекса «советскости» приходится на период 1930–1932 гг., что совпало по времени с отменой комплексного метода преподавания и возвратом к предметной системе обучения. Наряду с этим наблюдается некоторое возрастание роли текстовых образов в советизации сознания младших школьников по сравнению с визуальными.
школьный букварь, визуальные образы, «советскость», индоктринация, Северный Кавказ, 1920–1930-е гг.
Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Правило в(з)гляда: к теории семантико-педагогического анализа иллюстрации в учебнике для начальной школы // «Картинки в моем букваре»: Педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы. М., 2013. С. 9–60.
Борисов С. Б. Энциклопедический словарь русского детства: в 2 т. Т. 1. А — Н. Шадринск, 2008.
Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб., 2008.
Капран В. И., Капран О. В. Психология и разработка рекламной продукции. М., 2008.
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб., 2000.
Макаревич Г. В. Иллюстрация в учебной книге: семантико-педагогический анализ (исследовательская матрица) // «На фоне Пушкина воспитанное детство»: Педагогика визуального в учебнике и на картине: сб. ст. и материалов. М., 2011. С. 193–284.
Маркарова Т. С., Безрогов В. Г. Партийное возвращение к чистой человечности // «Букварь — это молот»: учебники для начальной школы на заре советской власти 1917– 1932 гг.: сб. науч. тр. и материалов. М., 2011. С. 6.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.
Пирс Ч.. Что такое знак? // Вестник Томского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3. С. 88–95.
Попов М. Е. Антропология советскости: философский анализ: дисс… канд. филос. наук. Ставрополь, 2004.
Рожков А. Ю. Иммунизация «советскости»: северокавказский букварь как транслятор идеологии (1927–1932 гг.) // «Начало учения дътемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: сб. ст. под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой. М., 2014. С. 277–307.
Сальникова А. А. «Блестящий воспитатель»: ёлочная игрушка как инструмент наделения «советскостью» // Ребенок в истории и культуре: тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 4. М., 2010. С. 370–402.
Сальникова А. А. Российское детство в ХХ веке: история, теория и практика исследования. Казань, 2007.
Сенькина А. А. Книга для чтения в 1920-х годах: старое vs новое // Учебный текст в советской школе: сб. ст. / С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский, сост. СПб., 2008. С. 38–44.
Штомпка П. Визуальная социология: Фотография как метод исследования. М., 2010.
Fürst J. Stalin's last generation: Soviet post-war youth and the emergence of mature socialism. Oxford; New York, 2010.
Рожков Александр Юрьевич
Снегирева Ксения Леонидовна
Снегирева К. Л. Теоретико-методологические основания педагогической концепции В. М. Бехтерева // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 73-80 DOI: 10.15382/sturIV201745.73-80
В данной статье представлены теоретико-методологические основы концепции воспитания В. М. Бехтерева с позиции уровней методологического знания. Философское основание концепции — русская классическая педагогика с ее нравственной составляющей. Автором отмечено, что теорией эволюционного монизма, смысл которой заключается во взаимодействии всех процессов в природе, ученый объяснял суть процесса воспитания. Медицинское видение педагогических проблем способствовало тому, что В. М. Бехтерев акцентировал внимание именно на важности понимания механизма возникновения и существования процессов, связанных напрямую с воспитанием и развитием личности. Являясь представителем экспериментальной педагогики, ученый был одним из первых, кто применил метод эксперимента к педагогическим явлениям. Итогом статьи является формулирование ключевого подхода, который явился ядром педагогической концепции В. М. Бехтерева. На основе анализа педагогических трудов ученого автор подробно описывает комплексную модель воспитания ребенка дошкольного возраста.
история отечественной педагогики, теоретико-методологические основания, В. М. Бехтерев, воспитание, русская классическая педагогика, эволюционная теория, экспериментальная педагогика, педагогическая концепция, ребенок дошкольного возраста, модель воспита
Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб, 1909.
Бехтерев В. М. О социально-трудовом воспитании. Доклад на Съезде по экспериментальной педагогике 23 мая. Пг, 1917.
Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема (на обложке «Бессмертие с точки зрения науки»). Речь, сказанная на торжественном акте Психо-неврологического института в феврале 1916. М, 1918.
Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М, 1998.
Снегирева Ксения Леонидовна

ПСИХОЛОГИЯ

Бондарева Марина Юрьевна; Кузнецов Виктор Андреевич
Кузнецов В. А. Субъективное переживание эмоционального благополучия подростков, воспитывающихся в разных социально-психологических условиях // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 83-91 DOI: 10.15382/sturIV201745.83-91
Статья посвящена выявлению и описанию взаимосвязи образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия личности в подростковом возрасте. В ней представлено авторское понимание терминов образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия, связанного с экзистенциальным направлением исследования. Под субъективным переживанием эмоционального благополучия авторы понимают осознанное принятие всех эмоций, в том числе неприятно-болезненных, деликатное обращение и управление своими эмоциями, с учетом своей субъектности, открытости жизненному пространству в контакте с Другим. Образ Я, с точки зрения авторов, включает в себя систему осознанных в разной степени представлений о самом себе, своих возможностях, социальном предназначении, связанных с самооценкой, в том числе — интеллектуальных, физических, эмоциональных, социальных и прочих свойств личности, обеспечивающих допустимость в поведенческих паттернах определенного отношения человека к самому себе и к взаимоотношениям с другими людьми. В статье описываются результаты проведения Рисуночного теста Силвер с подростками 14–15 лет, воспитывающимися в разных социально-психологических условиях: наличие или отсутствие семьи, образовательная среда — Школа, Реабилитационный центр, Детский дом. Авторы проводят сравнительный анализ средних значений, качественный анализ рисунков и историй, написанных к ним. В результате полученных данных теста Силвер выделены три группы подростков с условным названием: эмоционально-благополучные, эмоционально-амбивалентные, эмоционально-неблагополучные. Проведенное исследование позволило выявить в каждой вышеобозначенной группе отличительные особенности взаимосвязи образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия подростков, имеющих различный опыт, условия для воспитания и развития. Обозначены необходимые условия для развития целостного образа Я подростков.
образ Я, субъективное переживание эмоционального благополучия, подростки, подростковый возраст, социально-психологические условия, образовательная среда, индивидуальный опыт, эмоции, индентичность, рисуночный тест, психотравма
Бондарева М. Ю., Ткач Е. Н. Специфика проявления субъектности в подростковом возрасте // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 158–160.
Бондарева М. Ю., Ткач Е. Н. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия личности в подростковом возрасте // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 97–109.
Силвер Р., Копытин А. И. Рисуночный тест Силвер диагностика когнитивной и эмоциональной сфер личности: методическое руководство. СПб., 2006.
Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб., 2010.
Мэй Р. Человек в поисках себя. М., 2013.
Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Бондарева Марина Юрьевна
Кузнецов Виктор Андреевич
Малявина Светлана Сергеевна
Малявина С. С. Религиозность личности: поиск структуры и содержания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 92-105 DOI: 10.15382/sturIV201745.92-105
В статье представлено изучение религиозности как структуры, раскрыты связи, существующие между компонентами, проанализирована интеграция данных компонентов в единое целое. Результаты эмпирического исследования позволяют утверждать, что идентификационный компонент религиозности создает предпосылки для формирования религиозности как системы, но не обеспечивает его. Ценностный компонент религиозности определяет принятие ценности религии в собственной жизни. Когнитивный компонент религиозности представляет собой сложную систему, характеризующуюся двумя основными показателями: содержательным (объем знаний) и динамическим показателями знаний (тенденция к развитию или к стагнации имеющихся знаний о религии). Эмоциональный компонент религиозности характеризуется двумя показателями: качественная характеристика и процессуальная характеристика эмоций личности. Поведенческий компонент религиозности предполагает возможность реализации религиозности в культовом поведении и повседневном социальном взаимодействии. В ходе эмпирического исследования была выявлена значительная вариативность проявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, которая обусловлена различиями ценностного отношения к религии. Именно ценностный показатель религиозности обеспечивает существование религиозности как системы, взаимосвязь компонентов религиозности в единое целое.
религиозность, структура, ценностный, идентификационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты
Белл Р. Социология религии // Американская социология. Проблемы, перспективы, методы. М., 1972. С. 259–275.
Богдановская И. М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
Буланова И. С. Изменение самосознания под влиянием религиозного обращения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2015.
Войскуновский А. Е., Скрипкин С. В. Качественный анализ данных // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2001. № 2. С. 93–109.
Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Многомерный кроссконфессиональный подход к исследованию религиозности в Беларуси: актуальность и концептуализация // Социология. 2012. № 3. С. 123–133.
Мельникова О. Т., Хорошилов Д. А. Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 3. С. 4–17.
Сучкова О. В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.
Чумакова Д. М. Психометрический подход к религиозности личности // Вестник Курганского государственного университета. Сер.: Физиология, психология и медицина. 2015. № 2 (36). С. 100–102.
Luckmann T., Berger P. L. The social construction of reality. N.Y., 1966.
Малявина Светлана Сергеевна
Веселова Елена Константиновна
Веселова Е. К. Этико-психологические аспекты религиозной идентичности психотерапевта // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 106-117 DOI: 10.15382/sturIV201745.106-117
В статье ставится проблема соотношения типов религиозной идентичности психотерапевта и клиента. Целью исследования является анализ этико-психологических последствий различий религиозной идентичности психотерапевта и клиента. Тип религиозности психотерапевта влияет на принципы работы с клиентом, предпочитаемые техники, видение целей и мишеней психотерапии, на стиль работы с клиентом. Различные варианты соотношения типов религиозности психотерапевта и клиента влияют на особенности протекания психотерапевтического взаимодействия, понимание психотерапевтом клиента, способы интерпретации, характер интервенций и т. п. Современные российские психотерапевтические направления демонстрируют широкий спектр вариантов религиозной и духовной направленности, наполнены различным идеологическим и мировоззренческим содержанием, которое пока мало изучено. Утверждается, что экспансия западных психотерапевтических школ в отечественную психотерапию и практическую психологию, начавшаяся в период перестройки, продолжается и сегодня и направлена на переделку сознания российских клиентов. Многие клиенты обладают незрелой религиозной идентичностью и плохо осознают собственные моральные принципы. Такие клиенты могут испытывать внутриличностные конфликты относительно интерпретаций психотерапевта с другим типом религиозности, не имея возможности адекватно осознать свою проблему.
религиозная идентичность, духовность, отношения психотерапевта и клиента, духовное развитие личности, мировоззрение, моральный выбор, профессиональная этика, неосознаваемые убеждения, нравственные принципы, православие, гуманизм
Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1998.
Веселова Е. К. Нравственные основания личности психотерапевта: психология совести // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 8. № 2. С. 62–67.
Веселова Е. К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность. СПб., 2002.
Здоровцева О. В. Православные христиане в России XXI века — мировоззрение или идентификация. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6140.
Иерофей (Влахос), митр. Православная духовность. Троице-Сергиева Лавра, 2009.
Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской литературе // Вестник ПСТГУ. Сер. I. Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 72–88.
Колпакова М. Ю. Эволюция психотерапии // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 91.
Конфессия или профессия. Кто такой православный психотерапевт? URL: http://www.b17.ru/article/confession_or_profession/.
Копьев А. Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С. 33–48.
Собчик Л. Н. Проблема духовности в психологии. URL: http://bibliopsy.mospsy.ru/sob1.html.
Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108–120.
Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье // Тематический выпуск журнала «Духовно-нравственное воспитание». № 3, за II-е полугодие 2001 г. / М. И. Воловикова, науч. ред. М., 2001. С. 4–72.
Хиллман Дж. Выступление // Эволюция психотерапии. Т. 3. “Let it be…”: Экзистенциальная гуманистическая психотерапия. М., 1998. С. 203.
Эммонс Р. Психология высших устремлений. М., 2004.
May R. Psychology and the Human dilemma. Princeton (N.J.), 1967.
Patrick H. Nowell-Smith. Religion and Morality, in Encyclopedia of Philosophy (New York, 1967), Vol. 7. P. 150.
Веселова Елена Константиновна
Миронова Марина Николаевна
Миронова М. Н. Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологии, ориентированной на христианскую антропологию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 118-135 DOI: 10.15382/sturIV201745.118-135
Автор, действуя в рамках постнеклассической, христиански ориентированной психологии, ставит проблему исследования психологических аспектов трансформации изобразительного искусства и пытается понять, что лежит в ее основе. Наиболее существенная трансформация связана с авангардом. Анализируя динамику изменения изобразительного стиля в хронологической последовательности на протяжении всего творчества ряда художников, стоящих у истоков авангарда, автор показывает, что в главном она соответствует обратному порядку развития изобразительных способностей ребенка. Далее анализируются такие формы «нового искусства», как инсталляция, перформанс и акционизм, и предполагается, что динамика трансформации изобразительного искусства, конечным пунктом которого они являются, соответствует обратному порядку развития воображения ребенка до самой «ранней» его стадии — с бинарными операциями, которые имеют свойство искажаться в результате деградации до абсурда и нелепостей. Обращение к принципу развития в традиционной психологии вряд ли могло бы дать какую-либо определенную оценку данным феноменам: у нее нет ответа на вопрос — куда и зачем человек должен развиваться; главное, чтобы он изменялся, делал что-либо новое. Однако эта проблема решается однозначно в психологии, ориентированной на христианскую антропологию. Любая деградация — это удаление от Бога.
«новое искусство», изобразительная деятельность, деградация, образ Другого, образ мира, бинарные операции, абсурд
Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург, 2000.
Бос Э. Как развивать креативность. Ростов-на-Дону, 2008.
Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
Бычков В. В. Эстетика. М., 2002.
Веккер Л. М. Психика и реальность. М., 1998.
Гаспаров М. Записи и выписки. М., 2007.
Генон Р. Традиция и бессознательное // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 51–53.
Ичин К. Супрематические размышления Малевича о предметном мире // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 48–56.
Куняев С. Любовь, исполненная зла. М., 2013.
Леонтьев А. Н. К психологии образа // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 72–76.
Лотман Ю. М. Лекции по структурной поэтике // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 37.
Малевич К. Собр. соч. В 5 т. Том 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929. М., 1995. Том 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924–1930. М., 1998. Том 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. М., 2000. Том 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. 2003. М., 2003. Том 5. Произведения разных лет. М., 2004.
Малевич о себе. Современники о Малевиче. Т. 1. Письма. Документы. Воспоминания. Критика / И. А. Вакар, Т. Н. Михеенко, сост. М., 2004.
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001.
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Избранные психологические труды. М., 1997. С. 438.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.
Серафим (Роуз), иером. Человек против Бога. М., 1995.
Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теорий. М., 1964.
Титов М. В. «Новая» революция в русском языке // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Филология. Вып. 8 (52). 2007. С. 276–280.
Толстая Т. Река Оккервиль. М., 2002.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
Koestler A. The Act of creation. London, 1964.
Wallon A. Les origines de la pensee chez l’enfant. Paris, 1945, T. 1–2.
Миронова Марина Николаевна