/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :48

ПЕДАГОГИКА

Урбанович Любовь Николаевна

Интеграция агиографической литературы в содержание образования как ресурс духовно-нравственного воспитания школьников

Урбанович Л. Н. Интеграция агиографической литературы в содержание образования как ресурс духовно-нравственного воспитания школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 9-18

DOI: 10.15382/sturIV201848.9-18
Вниманию читателей предлагается проблема интеграции материалов агиографической литературы в содержание школьного образования. Обосновывается актуальность и своевременность обращения к житийной литературе на уроках духовно-нравственных и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе. Раскрывается воспитательный ресурс жития святого в контексте культурологического образования и духовно-нравственного воспитания в соответствии с требованиями ФГОС. В работе уделяется внимание специальным характеристикам агиографического материала: жанровым, событийно-биографическим, историко-культурным, нравственно-аксиологическим. Автор приводит критерии отбора житийной литературы для использования на уроках православной культуры, обозначает алгоритм действий учителя при подготовке к уроку с включением житийного материала, делает акцент на решении общепедагогических задач на основе религиозно ориентированного учебного материала. В статье предлагаются методы и приемы работы с агиографической литературой, которые способствуют достижению предметных, метапредметных и личностных результатов, приводятся конкретные методические рекомендации.
агиография, житийная литература, житие святого, духовные ценности, историко-культурный стандарт, православная культура, религиозно ориентированные дисциплины, духовно-нравственное воспитание
  1. А. Маслоу и психология самоактуализации. URL: http://www.jourclub.ru/6/74/2/
  2. Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.
  3. История России с древнейших времен до XVI в. 6-й кл.: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, сост. М., 2016.
  4. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989.
  5. Кологривов Иоанн, иером. Очерки по истории русской святости. М., 1991.
  6. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://www.apkpro.ru/doc/koncepn_umk.pdf.
  7. Коровина В. Я. Литература. 5-й класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: В 2 ч. М., 2012.
  8. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. М., 2012.
  9. Литературное чтение. 4-й класс («В океане света»): В 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, сост. 3-е изд., перераб. М., 2013. Ч. 1.
  10. Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности. Смоленск, 2013.
  11. Подвижники нужны как солнце. URL: http://www.stoletie.ru/sozidateli/podvizhniki_nuzhny_kak_solnce_2010-01-29.html
  12. Религия и СМИ. URL: http://www.religare.ru/20_54557.html
  13. Урбанович Л. Н. М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 89–102.
  14. Урбанович Л. Н. Преподавание религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования: теория и методика: Учебное пособие. Смоленск, 2016.

Урбанович Любовь Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Смоленская Православная Духовная Семинария; Российская Федерация, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7776-8745;
Электронный адрес: urbanus-l@yandex.ru.
Безрогов Виталий Григорьевич; Тендрякова Мария Владимировна

«Gab ihnen der liebe Gott...», или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII - начала XIX в.

Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. «Gab ihnen der liebe Gott...», или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII - начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19-48

DOI: 10.15382/sturIV201848.19-48
В последней трети XVIII и начале XIX в. преподавание религиозных представлений внутри курсов по естественной истории выступает важным свидетельством, выявляющим историко-культурный диалог педагогических традиций. В основе статьи лежит рассмотрение оригинальных и переводных учебных изданий И. Блуменбаха, Г. Гроссе, Г. Раффа, В. Зуева, Н. Озерецковского и В. Севергина, К. Ушинского. Анализ показывает сознательные и неосознанные различия в понимании и трактовке авторами роли и места Бога по отношению к природе и человеку. В переводных изданиях (например, Naturgeschichte für Kinder Раффа) мы видим три уровня присутствия Бога в природе (в отношении каждого живого существа, их групп и сообществ, всего мироздания как взаимосвязанной системы). В аналогичных российских изданиях, как правило, представлен только первый из них, если представлен вообще. Грань между природой и Богом в русских изданиях по естественной истории проведена более отчетливо, граница между книгами о Боге и о природе менее проницаема, нежели в Германии. Такое различие связано с особенностями диалога между образованием и религией, характерными для этих стран.
учебник, естественная история, религиозное образование, XVIII век, XIX век, Россия, Германия
  1. Адарюков В. Я. Книга гражданской печати в XVIII в. М., 1924.
  2. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре. М., 2017.
  3. Пыпин А. Н. Книжная деятельность времен Петра Великого // Вестник Европы. Т. 4. Июль 1898. С. 236–271.
  4. Райков Б. Е. Пути и методы естественнонаучного просвещения. М., 1960.
  5. Рукоп. сборник студентов МДА 1824–1827-х гг. ОР РГБ.Ф. 173. II.л. 271 об.
  6. Учебный план кантона Ааргау в Швейцарии. URL: https://www.ag.ch/de/bks/kindergarten_volksschule/unterricht_schulbetrieb/lehrplan_lehrmittel_volksschule/realien/realien.jsp.
  7. Черничкина А. А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 153–166.
  8. Черничкина А. А. Природа и религия в романтической метафизике // Метафизика. 2013. № 2 (8). С. 35–46.
  9. Bachmann-Medick D. Cultural Turns. Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften. Reinbek bei Hamburg, 2006, 2007, 2009, 2010, 2014; рус. пер. сделан с 3-го издания 2009 г.
  10. Beschreibung der Natur-Geschichten des Schweizerlands. Erster (-dritter) Theil. Zürich, in Verlegung des Authoris, gedr. bey Michael Schaufelb(erger) und Christoff Hardmeier, 1706–1708.
  11. Beumer P. J. Der kleine Raff , oder Vater Gotthold's Unterhaltungen mit seinen Kindern über die Reiche der Natur: eine Naturgeschichte für die liebe Jugend. 4. Aufl . Wesel, 1852 (1. Aufl. 1841).
  12. Cross A. G. The British in Catherine’s Russia: A Preliminary Study // Garrard J. G., ed. The Eighteenth Century in Russia. Oxford, 1973.
  13. Idelson-Shein I. The Beginning of the End: Jews, Children and Enlightenment Pedagogy // The Jewish Quarterly Review. 2016. Vol. 106. № 3. P. 383–395.
  14. Kogman T. Baruch Lindau’s Rešit limmudim (1788) and Its German Source: A Case Study of the Interaction between the Haskala and German Philantropismus // Aleph. 2009. № 9:2. P. 277–305.
  15. Kogman T. The emergence of scientifi c literature in Hebrew for children and youth in the nineteenth century: preliminary directions for research // Jewish Culture and History. 2016. Vol. 17. № 3. P. 249–263.
  16. Oelkers J. Elementary Textbooks in the 18th century and their Theory of the Learned Child / Campi E., De Angelis S., Goeing A.-S., Grafton A.T., eds. Scholarly knowledge: textbooks in early modern Europe. Geneva, 2008. P. 409–432.
  17. Papastergiadis N. The Turbulence of Migration. Globalization, Deterriorialization and Hybridity. Cambridge, 2000. P. 125–126.
  18. Schubert G. H. von. Allgemeine Naturgeschichte, 1826.
  19. [Sigaud de la Fonde J.F.]. Wunder der Natur, eine Sammlung außerordentlicher und merkwürdiger Erscheinungen und Begebenheiten in der ganzen Körperwelt, zum Unterricht und Vergnügen nach alphabetischer Ordnung. Aus dem Französischen übersetzt und mit Zusätzen vermehret [von Christian Gotthelf Friedrich Webel]. Leipzig, 1782–1783. 2 Bände.
  20. Stalla B. J. Christian Raff (1748 bis 1788) und sein Werk «Naturgeschichte für Kinder» // Die Gestalt. Vierteljahreszeitschrift für bildnerische Erziehung. 2000. 62. Jg., H. 1. S. 20–21.
  21. Wolpe R. The True Way to Loving God: Nature in the Haskala // The University of Toronto Journal of Jewish Thought. 2013. Vol. 3. P. 1–28. URL: http://tjjt.cjs.utoronto.ca/articles-2/

Безрогов Виталий Григорьевич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.

Тендрякова Мария Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.
Работа поддержана грантами ОГОН РФФИ 17-06-00066а и 17-06-00288а.
Артемова Юлия Александровна

Эдвард Хьюс и К. Д. Ушинский: два подхода к созданию детских учебных пособий в 1840е – 1860е гг.

Артемова Ю. А. Эдвард Хьюс и К. Д. Ушинский: два подхода к созданию детских учебных пособий в 1840е – 1860е гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 49-78

DOI: 10.15382/sturIV201848.49-78
Статья посвящена сравнительному анализу творческого наследия выдающихся педагогов и писателей середины — второй половины XIX в. — британца Э. Хьюса и нескольких других британских авторов, бывших его соратниками, с одной стороны, и россиянина К. Д. Ушинского — с другой. Сопоставляются подходы к организации и структурированию обучающих текстов, к использованию иллюстративного материала, а также базовые этико-идеологические установки каждого из них. Аналитическое сопоставление избранных для изучения учебных книг было бы невозможно без более или менее обстоятельного изложения их содержания. Именно оно поможет читателю оценить объемы труда, вложенного составителями, глубину и дальновидность их замыслов, дидактические приемы, а также многое другое, равно как и прочувствовать сам дух педагогических практик, моделируемых российским и британскими авторами. Для выполнения поставленных задач в статье проводится сравнительный анализ не только структуры, но и тематики, а также манеры изложения материала, избранной авторами, степени его диалогичности и наглядности.
Константин Ушинский, Эдвард Хьюс, книга для чтения, литературное наследие, педагогика, дидактика, диалогичность, образование, просвещение, обучающий материал, психология ребенка
  1. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Праздник встречи Петербурга и Берлина: к истории русско-немецких контактов в развитии учебников для начальной школы // Праздник и повседневность: эвристический потенциал детства: сборник научных трудов. СПб., 2017. С. 345–352.
  2. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Раффа к «Детскому миру» Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
  3. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы. СПб., 1861.
  4. Goldsmith J. A Grammar of British Geography; being a general description of the British Empire, in Europe, and in all parts of the World. London, 1827.
  5. Goldsmith J. An Easy Grammar of Geography: Intended as a Companion and Introduction to the «Geography of a Popular Plan for Schools and Young Persons». With maps. London, 1811.
  6. Goldsmith J., Hughes E. A Grammar of General Geography, for the Use of Schools and Young Persons, With Maps and Engravings. London, 1851.
  7. Hughes E. A Manual of Explanatory Arithmetic, including numerous carefully constructed examples, for the use of elementary and other schools, and private pupils. London, 1849.
  8. Hughes E. An Atlas of Bible Lands. Designed for the Use of Schools and Scripture Students. London, 1852.
  9. Hughes E. Aritmetical Exercises, with Answers. London, 1849.
  10. Hughes E. Designed for the use of Schools, Outlines of Physical Geography, Descriptive of the Inorganic Matter of the Globe, and the Distribution of Organized Beings. London, 1849.
  11. Hughes E. Geography for Elementary Schools. First Course. London, 1861.
  12. Hughes E. Outlines of Scripture Geography and History: Illustrating the Historical Portions of the Old and New Testaments. Designed for the Use of Schools and Private Readings. London, 1853.
  13. Hughes E. Select English Poetry, with Prose Introductions, Notes, and Questions: to which is added An Etymological Appendix of Greek, Latin, and Saxon Roots; for the Use of Schools and Private Readings. London, 1851.
  14. Hughes E. Select Specimens of English Poetry, with Prose Introductions, Notes, and Questions: to which is added An Etymological Appendix of Greek, Latin, and Saxon Roots. For the Use of Schools and Private Readings. London, 1856.
  15. Hughes E. Select Specimens of English Prose, with Explanatory Notes and Questions: to which is added An Etymological Appendix of Greek, Latin, and Saxon Roots. For the Use of Schools and Private Readings. London, 1853.
  16. Hughes E., ed. Reading Lessons. First Book. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1855.
  17. Hughes E., ed. Reading Lessons. Fourth Book. Advanced Series. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1858.
  18. Hughes E., ed. Reading Lessons. Second Book. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1855.
  19. Hughes E., ed. Reading Lessons. Third Book. Advanced Series. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1856.

Артемова Юлия Александровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125047, г. Москва, Миусская пл., 6;
Должность: доцент Учебно-научного центра социальной антропологии;
ORCID: 0000-0002-7437-8044;
Электронный адрес: redfox712002@yandex.ru.
Работа над статьей поддержана грантом ОГОН РФФИ 17-06-00066а.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Профессор Московской духовной академии С.С. Глаголев (1865-1937) о естественно-апологетических задачах высших духовных школ: актуальность тезисов сто лет спустя

Мумриков О. А. Профессор Московской духовной академии С.С. Глаголев (1865-1937) о естественно-апологетических задачах высших духовных школ: актуальность тезисов сто лет спустя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 79-91

DOI: 10.15382/sturIV201848.79-91
В 2017 г. исполнилось 100 лет с начала гонений на православных христиан в России, 100 лет с начала работы Поместного собора Русской Церкви, а также 80 лет с начала очередного этапа массовых репрессий в СССР. В данной статье автор рассматривает богословско-апологетическое наследие известного общественного деятеля, просветителя, заслуженного профессора Московской духовной академии (МДА) Сергея Сергеевича Глаголева (1865–1937) — члена Поместного собора 1917–1918 гг., репрессированного и расстрелянного в 1937 г. Проанализировав разные источники — речи перед студентами, публикации в «Богословском вестнике» МДА и другие работы, — автор показывает значимость и актуальность идей проф. С. С. Глаголева для плодотворного развития православной естественно-научной апологетики в контексте системы духовного образования и катехизаторской работы. Апологетическое наследие С. С. Глаголева характеризуется стремлением к гармоничному конкордансу научных концепций, библейского откровения и предания Церкви, подразумевающему построение на основе подобного синтеза адекватных апологетических моделей. Выработанные модели конкорданса, в свою очередь, служат главной цели — построению целостного христианского мировоззрения в XXI в.
апологетические модели, гонения на Русскую Церковь, естественно-научная апологетика, Московская духовная академия, православная миссия, религиозное образование, катехизация, научно-религиозный диалог, Церковь и школа, христианское мировоззрение
  1. Благоразумов Н., прот. Св. Василий Великий как богослов-естествоучитель. М., 1891.
  2. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902.
  3. Глаголев С. С. Всемирный потоп: [Рец. на:] Неймар, проф. История земли: Т. 1: Всемирный потоп. СПб., 1897 // Богословский вестник МДА. Т. 2. № 5. Сергиев Посад, 1898. С. 250–253.
  4. Глаголев С. С. Гадания ученых о происхождении мира. Харьков, 1898.
  5. Глаголев С. С. Задачи русской богословской школы: [Вступительные чтения по введению в богословие] // Богословский вестник МДА. Т. 3. № 11. Сергиев Посад, 1905. С. 412–448.
  6. Глаголев С. С. Идеалы человечества на рубеже двух столетий. Публичная лекция, прочитанная в зале Синодального училища 29 марта 1900 года. М., 1900.
  7. Глаголев С. С. Материя и дух. СПб., 1906.
  8. Глаголев С. С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1894.
  9. Глаголев С. С. О происхождении человека: Разбор теории Весмана. Сергиев Посад, 1912.
  10. Глаголев С. С. Об отношении философии и естественных наук к науке Введение в Богословие: [Пробная лекция] // Богословский вестник МДА. Т. 3. № 12. Сергиев Посад, 1892. С. 370–390.
  11. Глаголев С. С. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.
  12. Глаголев С. С. Религия и наука в их взаимоотношении к наступающему XX столетию // Богословский вестник МДА. Сергиев Посад, 1900. № 1. С. 37–74.
  13. Глаголев С. С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900.
  14. Глаголев Сергей Сергеевич // Биографический справочник «За Христа пострадавшие». URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?TYZCF2JMTdG6Xbu1eu0XfeiZcW0FdS0XdOYUYOLUcuKZceXb**
  15. Глубоковский Н. Н. Хронология Ветхого и Нового Завета. М., 1996.
  16. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя, или О совершенстве в добродетели. М., 1999.
  17. Казарян А. Т. Глаголев Сергей Сергеевич // Православная энциклопедия. Т. ХI. М., 2006. С. 536–538.
  18. Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870–1900). Часть II: Летопись научной жизни академии / Курсовое соч. Загорск, 1974.
  19. Колыванов Г. Е. Голубинский Дмитрий Федорович // Православная энциклопедия. Т. ХI. М., 2006. С. 718–719.
  20. Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление // Полное собрание сочинений. Т. 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744–1765 гг. М.; Л., 1955. С. 373–374.
  21. Мумриков О., свящ. Естественно-научная апологетика как целостная дисциплина: общий обзор // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. М., 2009. Вып. 4 (15). С. 28–41.
  22. Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект: Учебное пособие для духовных учебных заведений. Сергиев Посад; М., 2014.

Мумриков Олег Александрович, протоиерей


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6/1;
Должность: доцент кафедры ПиМНО Педагогического факультета;
Электронный адрес: omumrikov@yandex.ru.
Статья поддержана грантом Фондом развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).
Дивногорцева Светлана Юрьевна

Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви: их педагогическая деятельность и взгляды на рубеже XIX–XX вв.

Дивногорцева С. Ю. Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви: их педагогическая деятельность и взгляды на рубеже XIX–XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 92-104

DOI: 10.15382/sturIV201848.92-104
В статье анализируется педагогическая деятельность и взгляды некоторых иерархов Русской Православной Церкви, причисленных позднее к лику святых. Основой статьи стала компьютерная база данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в.» (база данных «За Христа пострадавшие»), разработанная в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, научные работы, издания проповедей и педагогических работ священномучеников. Вывод, который сделан в конце статьи, позволяет утверждать, что, осознавая сложности и риски сложившейся в России на рубеже XIX–XX вв. политической и социокультурной ситуации, священнослужители Русской Церкви предпринимали усилия, направленные на преодоление индифферентного и негативного отношения населения к православию. В результате анализа их деятельности выделены три основных направления работы: меры по повышению эффективности преподавания и воспитательного воздействия «Закона Божия», усиление общественно-методического и научного-методического направлений в решении этого вопроса; расширение религиозно-просветительской деятельности среди всех слоев населения; обращение к будущим священникам и учителям, к пастве через проповедь-призыв к духовному и нравственному совершенствованию, через печатное слово, издание работ по религиозному обучению и воспитанию.
новомученики и исповедники Русской Православной Церкви, педагогическая деятельность, религиозное обучение, воспитание, просвещение
  1. Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/mcanonf.html?/ans
  2. Козлов В. Ф. Епархиальный дом в Москве. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма. 1902–1918 гг. М., 2015.
  3. Кривошеева Н. А. Мысли святителя Тихона об образовании и воспитании. URL: http:// www.taday.ru/text/1240402.html
  4. Митрофанов Георгий, прот. История Русской Церкви (1900–1927) годов. СПб., 2002.
  5. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: Дис. ...канд. пед. наук. М., 2017.

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).

ПСИХОЛОГИЯ

Антонов Константин Михайлович; Колкунова Ксения Александровна

Василий Васильевич Зеньковский: религиозное переживание как основа психологии религии и идеи религиозного воспитания

Антонов К. М., Колкунова К. А. Василий Васильевич Зеньковский: религиозное переживание как основа психологии религии и идеи религиозного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 107-120

DOI: 10.15382/sturIV201848.107-120
Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962), известный философ, богослов, педагог, рассматривается в данной статье как создатель одной из первых в России систем психологического анализа религии. Его идеи оказываются связаны с важнейшими достижениями психологии религии начала прошлого века, с работами Уильяма Джеймса и Теодора Флурнуа. В полемике с ними и складывается особая система взглядов В. Зеньковского, на которую оказали влияние и феноменология Э. Гуссерля и идеи В. Дильтея. В статье описывается роль, которую в ее формировании сыграла интеллектуальная культура русской эмиграции, в частности характерная для нее рефлексия событий в России, критическое отношение к теории и практике воинствующего атеизма. Рассматриваются основные методологические принципы психологии религии (биологический, феноменологический, социально-психологический), предложенные Зеньковским, его понимание структуры религиозной жизни и места чувства и интеллекта в этой структуре, его понимание детской религиозности и основных факторов и проблем религиозного воспитания. В заключение делаются выводы о значении психолого-религиозных идей Зеньковского, их месте в развитии отечественной психологии религии.
Зеньковский, психология детства, психология религии, религиозный опыт, религиозное чувство, религиозное воспитание, Флурнуа
  1. Вульф Д. М. Феноменологическая психология и религиозный опыт // Современная западная психология религии. Хрестоматия. М., 2017. С. 311–335.
  2. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. Париж, 1931.
  3. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. 1911. Кн. 1. С. 1–56.
  4. Дамте Д. С. Г. И. Челпанов и проблемы психологии религии. URL: https://istina.msu.ru/conferences/presentations/37974287/
  5. Дети эмиграции / В. В. Зеньковский, ред. Прага, 1925.
  6. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта / С. В. Лурье, ред. М., 1910.
  7. Зеньковский В. В. Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж, 1929.
  8. Зеньковский В. В. Delacroix. La religion et la foi и др. книги // Путь. 1926. № 2. С. 149–152.
  9. Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, январь. С. 24–42.
  10. Зеньковский В. В. О значении воображения в духовной жизни. (По поводу книги Б. П. Выше славцева «Этика преображенного эроса». Париж, 1931.) // Путь. 1932. № 32. С. 90–102.
  11. Зеньковский В. В. Психология детства. Лейпциг, 1924.
  12. Зеньковский В. В. На пороге зрелости. Париж, 1948.
  13. Зеньковский В. В. Памяти проф. Г. И. Челпанова // Путь. 1936. № 50. С. 53–56.
  14. Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996.
  15. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
  16. Зеньковский В. В. Религиозное движение среди русской молодежи за границей // Путь. 1925. № 1. С. 121–127.
  17. Зеньковский В. В. Факты и наблюдения (Психология современной молодежи) // Путь. 1926. № 2. С. 149–152.
  18. Летцев В. М. Изучение наследия В. В. Зеньковского в России и Украине: критический обзор источников. URL: http://lettsev.kiev.ua/personal/data/ru/Lettsev_Izuchenie_nasledia_Zenkovskogo.pdf
  19. Летцев В. М. Киевский период творчества В. В. Зеньковского. Реформа метафизических оснований психологии // Вестник ПСТГУ I. Богословие. Философия. 2006. I: 16. С. 93–104.
  20. Лосский Н. О. История русской философии. М., 2007.
  21. Сербиненко В. В. Философско-психологический диалог: В. Зеньковский и З. Фрейд // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2013. Т. 16. № 2. С. 374–377.
  22. Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии // Religo: Альманах Московского религиоведческого общества. М., 2008. Вып. 1. Т. 1. C. 203–222.
  23. Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. М.; Пг., 1923.
  24. Юнг К.-Г. Избранные труды по аналитической психологии. Т. 1–4. Цюрих, 1929–1939.
  25. Zenkovskiyj V. Die religiose Erfahrung // Dеr Russische Gedanke. 1930 № 2.

Антонов Константин Михайлович


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.

Колкунова Ксения Александровна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-03-00799 «Психология религии в России: XIX — нач. XXI века».
Дворецкая Марианна Ярославовна; Турина Анна Олеговна

Смысл жизни в религиозно-философской антропологии В. И. Несмелова

Дворецкая М. Я., Турина А. О. Смысл жизни в религиозно-философской антропологии В. И. Несмелова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 121-127

DOI: 10.15382/sturIV201848.121-127
Приводится исследование антропологических идей русского философа и богослова В. И. Несмелова в контексте проблемы поиска смысла жизни. Изучение данного вопроса открывает перспективы для углубленного осмысления проблем духовно-нравственного развития и поиска самоидентичности человека в современном мире. С применением исторического метода систематизации идей излагается взгляд ученого на данный вопрос. Несмелов рассматривает человека с точки зрения совокупности трех направлений: православия, философии и психологии своего времени. Свое учение он назвал религиозно-философской антропологией. Виктор Иванович связывает смысл жизни с общественными благами, нравственным долгом личности, принципом самоотвержения и высочайшей свободой человека. Он также выделяет различные принципы жизни: смысл жизни, идеал, к которому человек старается приспособить свою жизнь; и блага жизни, действительность, которая требует приспособления к ней. Именно борьба этих принципов, элементов самосознания, и раскрывает проблему смысла жизни. Только с появлением христианства в учении новозаветного откровения раскрылись постановка и решение этого вопроса.
русская религиозная философия, В. И. Несмелов, самоидентичность, религиозно-философская антропология, смысл жизни, нравственный долг личности, благо жизни, христианская философия, философия долга, экзистенциальные вопросы, самоотвержение
  1. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции / Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон и др., ред. М., 1909.
  2. Дворецкая М. Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у разных социальных групп. Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2003.
  3. Дворецкая М. Я. Психологическое учение о человеке в трудах В. А. Снегирева и В. И. Несмелова // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. СПб., 2006. С. 35–41.
  4. Несмелов В. И. Наука о человеке. Казань, 1906. Т. 1: Опыт психологической истории и критика основных вопросов жизни.
  5. Несмелов В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения. Казань, 1895.
  6. Русская религиозно-философская мысль XX века / Н. П. Полторацкий, ред. Питтсбург, 1975.

Дворецкая Марианна Ярославовна


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
Должность: профессор кафедры психологии человека Института психологии;
ORCID: 0000-0003-4321-8360;
Электронный адрес: dvoretskaya/marianna@yandex.ru.

Турина Анна Олеговна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена;
ORCID: 0000-0003-3140-617X;
Электронный адрес: anna.turina.93@mail.ru.