/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :53

ПЕДАГОГИКА

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Преподавание православного вероучения и православной культуры: задачи, способы обучения и его результат

Дивногорцева С. Ю. Преподавание православного вероучения и православной культуры: задачи, способы обучения и его результат // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 9-19

DOI: 10.15382/sturIV201953.9-19
Автор статьи поднимает проблему необходимости глубокой и фундаментальной подготовки учителей по основам религиозного вероучения и религиозной культуры. Практика преподавания этих предметов в современной российской школе насчитывает около тридцати лет, и для эффективного развития этого процесса становится недостаточным наличие и обобщение опыта. Автор статьи высказывает убеждение в том, в отечественном образовательном пространстве настало время научных исследований и появления науки о религиозном вероучении и религиозной культуре как учебных предметах и закономерностях обучения им различных возрастных групп, которая ляжет в основу подготовки соответствующих педагогических кадров. На примере разработки методики преподавания основ православного вероучения и православной культуры показана позиция автора и его научной школы в отношении постановки целей обучения этим предметам в школе, которые «диктуют» подходы к формулировке принципов, методов обучения и выявления его результатов. Во второй части статьи автором приведены примеры некоторых проблем методики преподавания православного вероучения и православной культуры, которые выявлены им на сегодняшний день и которые могут стать предметом научно-педагогических исследований: логика построения программ, особенности работы с терминологией, отбор содержания учебных книг и формулировки вопросов и заданий. Основной вывод, который делает автор статьи, касается того, что научные разработки методики преподавания православного вероучения и право- славной культуры не должны отставать от школьного обучения или идти вслед за ним, но удовлетворять его запросы, ориентировать школьных учителей на обоснованные, эффективные технологии и методики обучения.
методика преподавания, православное вероучение, православная культура, учебный предмет, духовно-нравственное воспитание, педагогическая деятельность, научно-педагогическое исследование
  1. Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография / [И. В. Метлик, С. Ю. Дивногорцева, Т. В. Склярова и др., научный редактор С. Ю. Дивногорцева]. М., 2016.
  2. Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. Методика преподавания курса «Основы православной культуры»: учебное пособие. М., 2017.
  3. Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI — первая треть XVII в.). Калининград, 2013.
  4. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пругавин, сост. СПб., 1898.
  5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  6. Зеньковский В. В., прот. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  7. Игнатьев А. А. Священник Евгений Федорович Сосунцов и его литературно-педагогическая деятельность / А. А. Игнатьев, сост. Казань, 1917.
  8. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  9. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в. : автореф. дис. … канд. пед. н. М., 2017.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 17.01.2019).

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».
Теплов Дмитрий Львович

Сущность и условия организации экологизации общего образования

Теплов Д. Л. Сущность и условия организации экологизации общего образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 20-27

DOI: 10.15382/sturIV201953.20-27
В статье раскрываются роль и особенности понимания экологизации образования, возможности экологизации образования в начальном, основном и среднем общем образовании. Предложены основные методологические положения, позволяющие достичь целей экологизации общего образования. Демонстрируется сущность процесса экологизации, раскрывается механизм и условия внедрения экологизации как в отдельные учебные предметы, так и в общешкольную систему воспитания и обучения.Выделены три этапа экологизации общего образования: внедрение экологических сведений в область естественнонаучных знаний уже в дошкольном и начальном общем образовании в рамках знакомства с окружающей средой; ориентировка на внеурочную и внеклассную работу учащихся в рамках проектно-исследовательского метода и деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе; экологизации образовательной среды школы.Реализация процесса экологизации преподавания будет заключаться в последовательном и системном использовании следующих компонентов: экологизация образовательной среды учреждения и взаимоотношений учитель-учащийся; включение знаний, носящих воспитательный характер; отбор экологических аспектов в предметах научно-естественного цикла; использование экологического подхода, принципов, знаний в учебном материале других дисциплин на основе межпредметных связей; реализация принципа взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности на основе целостности и преемственности этапов обучения. Раскрытие сущности экологизации общего образования показывает, что она, несомненно, вносит определенный вклад в фундамент области устойчивого развития.
экологизация общего образования; этапы экологизации общего образования, методологические положения процесса экологизации
  1. Дзятковская Е. Н. Экологизация как взаимодействие предметного и аспектного содержания образования // Педагогика. 2013. № 4. С. 24–29.
  2. Колесова Е. В. Экологическая составляющая федеральных государственных стандартов и приоритеты развития современного мира // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития. Новомосковск, 2018. Ч. 1. С. 78–87.
  3. Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995. С. 104–112.
  4. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. 1996. № 3. С. 28–35.
  5. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf
  6. Скворцов П. М. Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования: монография. М., 2014.
  7. Скворцов П. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе проведения учащимися начальной школы наблюдений за сезонными изменениями в природе. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 9–19.

Теплов Дмитрий Львович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Московский государственный областной университет; Российская Федерация, 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24;
Должность: профессор кафедры методики преподавания биологии, химии и экологии;
ORCID: 0000-0001-5826-5659;
Электронный адрес: eco_dlt@mail.ru.
Хецер Катрин

Образование в Римской Палестине. Часть 2. Содержание и методы еврейского начального образования

Хецер К. Образование в Римской Палестине. Часть 2. Содержание и методы еврейского начального образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 28-58

DOI: 10.15382/sturIV201953.28-58
В данной части своей книги «Еврейское образование в Римской Палестине» Катрин Хецер пытается понять, чему и как обучали еврейских детей учителя начального образования. Сравнивается информация из раввинистических текстов и других письменных памятников и как в целом это согласовывается с греко-римской образовательной практикой. Хецер утверждает, что представление о Торацентричности еврейского образования не было фарисейско-раввинистической спецификой. Представление о том, что Тора являлась национальным еврейским наследием, вероятно, разделялось более широкими кругами древнего еврейского общества. Подобно чтению Гомера в греко-римских школах, сосредоточенность на Торе должна была выполнять функцию и объединения, и различения среди образованного по-еврейски населения. Раввинистический образ еврейского начального образования, который фокусировался на чтении древнееврейских букв и частей Торы, действительно мог иметь какую-то основу. Его целью было создание сообщества людей с базовым религиозным образованием, которые могли бы служить в синагогах чтецами Торы. Однако данный тип образования не имел каких-либо практических выгод. Громкое чтение и повторение текста, характерное для греко-римских уроков, очень напоминает те раввинистические предания, где рассказывают о людях, проходивших мимо синагог и других мест, в которых обучались дети, и слышавших, как они или их учитель читали или повторяли тексты на древнееврейском, т. е. неразговорном, языке. Что касается обучения письму то, скорее всего, оно давалось простолюдинам только там, тогда и в такой степени, в которой это было действительно необходимо для практической цели, нежели считалось частью стандартного начального образования. В период таннаев обучение письму было в основном ограничено писцами, но, возможно, стало доступнее для всех детей во времена амораев. Однако такая аргументация не основана на веских доказательствах и поэтому не очень убедительна.
Римская Палестина, еврейское образование, Тора, начальное образование, раввинистические тексты
  1. Книга Юбилеев: Введ. и рус. пер. проф. прот. А. Смирнова: 2-й вып. апокрифов Ветхого Завета. Казань, 1895.
  2. Arzt M. The Teacher in Talmud and Midrash // Mordecai M. Kaplan Jubilee Volume / M. Davis, ed. Engl. Section. N. Y., 1953.
  3. Bacher W. Das altjudische Schulwesen // Jahrbuch fur judische Geschichte und Literatur. 1903. Bd. 6. S. 66.
  4. Benoit P., Milik J. T., Vaux de R. Les Grottes de Murabba’at // Discoveries in the Judaen Desert. Vol. 2. Oxford, 1961. P. 91–92.
  5. Bij de Vaate A. Alphabet-Inscriptions from Jewish Graves // Studies in Early Jewish Epigraphy / J. W. van Henten and P. W. van der Horst, eds. Leiden, 1994. P. 154.
  6. Bonner S. Education in Ancient Rome. From the Elder Cato to the Younger Pliny. Los Angeles, 1977.
  7. Botha P. J. J. Greco-Roman Literacy As Setting for New Testament Writing // Neutestamentica. 1992. Vol. 26. P. 203.
  8. Burkitt F. C. The Hebrew Papyrus of the Ten Commandments // Jewish Quarterly Review. 1903. Vol. 15. P. 407.
  9. Charlesworth J. H., ed. The Old Testament Pseudepigrapha: Expansions of the “Old Testament” and Legends, Wisdom and Literature, Prayers, Psalms and Odes, Fragments of Lost Judeo-Hellenistic Works. Vol. 2. Garden City, N .-Y: Doubleday and London: DLT, 1985. P. 71.
  10. Coogan M. D. Alphabets and Elements // Bulletin of American School of Oriental Studies. 1974. Vol. 216. P. 62–63.
  11. Cooper J. The Child in Jewish History. Northvale-L., 1996.
  12. Corpus inscriptionum Judaicarum. Città del Vaticano, 1952. № 1092.
  13. Cotton H. M., Geiger J. Masada. Vol. 2: The Yigael Yadin Excavations 1963–1965. Final Reports: The Latin and Greek Documents. Jerusalem, 1989.
  14. Crenshaw J. Education in Ancient Israel: Across the Deadening Science. N.-Y., 1998.
  15. Cribiore R. Writing, Teachers and Students in Graeco-Roman Egypt (American Studies in Papyrology 36). Atlanta, Georgia, 1996.
  16. Debut J. Les documents scolaires // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1986. Bd. 63. S. 251.
  17. Demsky A., Bar-Ilan M. Writing in Ancient Israel and Early Judaism // Mikra. Text, Translation, Reading and Interpretation of the Hebrew Bible in Ancient Judaism and Early ChristinityMartin Jan Mulder (Compendium rerum Iudaicarum ad Novum Testamentum, sect. 2.1). Assen and Philadelphia, 1988.
  18. Dionisotti A. C. From Ausonius’ Schooldays? A Schoolbook and Its Relatives // The Journal of Roman Studies. 1982. Vol. 72. P. 86.
  19. Dornseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. 2. Ausg. Leipzig-Berlin, 1925.
  20. Drazin N. History of Jewish Education from 515 BCE to 220 CE. Baltimore, 1940.
  21. Ebner E. Elementary Education in Ancient Israel During the Tannaitic Period (10–220 CE). N.-Y., 1956.
  22. Gerhardsson B. Memory and Manuscript. Oral Tradition and Written Tranmission in Rabbinic Judaism and Early Christianity. Uppsala, 1961.
  23. Goitein S. D. A Mediterranean Societ. 1971.
  24. Goiten S. D. Side Lights on Jewish Education from the Cairo Geniza // Gratz College Anniversary Volume / I. D. Passow & S.T. Lachs, eds. Philadelphia, 1971. P. 84.
  25. Goldin Ju. Several Sidelights of a Torah Education in Tannaite and Early Amorical Times // Ex Orbe Religionum. Studia Geo Widengren. P. 1 / C. J. Bleeker et al., eds. Leiden, 1972. P. 184.
  26. Hachlili R. Did the Use of the Alphabet Already Have a Magical Signifi cance in the First Century C. E.? (Hebr.) // Cathedra. 1984. Vol. 31. P. 27–30.
  27. Hachlili R. The Goliath Family in Jericho: Funerary Inscriptions from a First Century A. D. Jewish Monumental Tomb // Bulletin of American School of Oriental Studies. 1979. Vol. 235. P. 48.
  28. Haran M. On the Diffusion of Literacy and Schools in Ancient Israel // Vetus Testament Studies. 1988. Vol. 40. P. 86.
  29. Harris W. Literacy and Epigraphy // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1983. Bd. 52.
  30. Harvey D. Greeks and Romans Learn to Write // Communication Age in the Ancient World. Eric A. Havelock & Jackson P. Hershbell, eds. N. -Y., 1978. P. 69–71.
  31. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period. Vol. 1: Minneapolis, 1991.
  32. Hezser C. Form, Function, and Historical Signifi cance of the Rabbinic Story in Yerushalmi Neziqin. Tübingen, 1993.
  33. Hezser C. Jewish Literacy in Roman Palestine. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001.
  34. Hopkins K. Everyday Life for the Roman Schoolboy // History Today. 1993. Vol. 43. P. 25–26.
  35. Illich I. A plea for research on lay literacy // Literacy and Orality. David. R. Olson and Nancy Torrance, eds. Cambridge, 1991. P. 33.
  36. Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. N.-Y., 1985.
  37. Kaster R. A. Notes on ‘Primer’ and ‘Secondary’ Schools in Late Antiquity // Transactions of the American Philological Association. 1983. Vol. 113. P. 323 и след.
  38. Kee H. C. Testament of Levi // J. H. Charlesworth, ed. The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 1. Garden City, 1983. P. 777–778.
  39. Kloner A. ABCDerian Inscriptions in Jewish Rock-Cut Tombs (Ytbr.) // Proceedings of the Ninth World Conference in Jewish Studies, Jerusalem, August, 1985. Division A. Jerusalem, 1986. P. 125–132.
  40. Krauss S. Griechische und lateinische Lehnwörter in Talmud, Midrash und Targum. Heft II. Hildesheim, 1987 (repr. B., 1899).
  41. Maier J. Die Qumran-Essener: Die Texte vom Toten Meer. Bde. 2–3. München, 1995–1996.
  42. Marrou H. Histoire de l’éducation dans l’antiquité. 6e éd. P., 1965.
  43. Millard A. R. Were Words Separated in Ancient Hebrew Writing? // Bible Review. 1992. Vol. 8. P. 45.
  44. Morgan T. Literate Education in the Hellenistic and Roman Wolds. Cambridge, 1997.
  45. Morris N. The Jewish School. An Introduction to the History of Jewish Education. Los Angeles, 1937.
  46. Naveh J. A Medical Document or a Writing Exercise? The So-Called 4Q Therapeia // Israel Exploration Journal. 1986. Vol. 36:1/2. P. 55.
  47. Naveh J. The Inscriptions // Netzer E. Greater Herodium. Jerusalem, 1981.
  48. Netzer E. Recent Investigations at Lower Herodium (Hebr.) // Qadmoniot. 1973. Vol. 6. P. 109.
  49. Patrich J. Caves of Refuge and Jewish Inscriptions on the Cliff s of Nahal Michmas (Hebr.) // Eretz Israel. 1985. Vol. 18. P. 153 и след.
  50. Patrich J. Inscriptions araméennes juives dans les grottes d'El-'Aleiliyat // Revue biblique. 1985. Vol. 92. P. 270, note 12.
  51. Patrich J. Les grottes de el-'Aleiliyât et la laure de Saint-Firmin. Des refuges juifs et byzantins // Revue Biblique. 1984. Vol. 9. P. 383.
  52. Perlow T. L’education et l’enseignement chez les juifs a l’epoque talmudique. Paris, 1931.
  53. Peters N. Die älteste Handschrift der Zehn Gebote. Freiburg, 1905.
  54. Puech E. Abécédaire et liste alphabétique de noms hébreux début du Iie s.A.D. // Revue Biblique. 1980. Vol. 87. P. 118–126.
  55. Rubin R., Patrich J. Wadi Suweinit // Excavations and Surveys in Israel. 1983. Vol. 2. P. 107 и след.
  56. Safrai S. Elementary Education, Its Religious and Social Signifi cance in the Talmudic Period // Cahiers d’Histoire Mondiale. 1968. Vol. 11. P. 154.
  57. Sawyer Jo. F.A. Sacred Languages and Sacred Texts. Religioin in the First Christian Centures. Los Angeles; N.-Y., 1999. P. 54.
  58. Schäfer P. Der vorrabbinische Pharisäismus // Paulus und das antike Judentum / Hrsg.von Martin Hengel. Tübingen, 1991. S. 131–132.
  59. Schwabe M., Lifshitz B. Beth She’arim. Vol. 2: The Greek Inscriptions. Jerusalem, 1974.
  60. Stemberger G. Verdienst und Lohn — Kernbegriff e rabbinischer Frömmigkeit? Überlegungen zu Mishna Avot // Franz-Delitzsch-Vorlesungen 1997. Münster, 1998.
  61. Testa E. Herodion. Vol. 4:1 Graffi ti e Gli Ostraca. Jerusalem, 1972.
  62. Vaux de R. Fouilles au Khirbet Qumran // Revue Biblique. 1954. Vol. 61. P. 229.
  63. Yadin Y., Naveh J. Masada. Vol. 1. The Yigael Yadin Excavations 1963–1965. Final Reports: The Aramaic and Hebrew Ostraca and Jar Inscriptions. Jerusalem, 1989.
  64. Zalateo G. Papiri scolastici // Aegyptus. 1961. Vol. 41. P. 160–235.

Хецер Катрин


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Лондонский университет;
Должность: профессор востоковедческого отделения;
Электронный адрес: grigerm@yandex.ru.
Тюленев Владимир Михайлович

Школы грамматиков и риторов в Италии первой трети VI в.

Тюленев В. М. Школы грамматиков и риторов в Италии первой трети VI в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 59-71

DOI: 10.15382/sturIV201953.59-71
В статье рассматривается вопрос о судьбе античной школы в Италии в период правления Теодориха Великого и его ближайших преемников. Судьба грамматических и риторических школ выступает призмой, сквозь которую можно рассмотреть такие сложные вопросы, как адаптация римской элиты к варварскому завоеванию, а также влияние христианизации на римскую школу. В статье доказывается, что в условиях политического кризиса на латинском Западе римская аристократия именно в классическом образовании видела способ сохранить основы римской цивилизации, обеспечить воспроизводство самой элиты. Эта заинтересованность в функционировании системы образования гарантировала поддержку школ как в столицах (Рим и Равенна), так и в отдельных городах. С одной стороны, представители местной элиты выступали патронами школьных учителей, оказывая им необходимую поддержку и обеспечивая учениками, что хорошо видно на примере деятельности Эннодия. С другой стороны, представители римской аристократии при дворе остготского короля (прежде всего Флавий Кассиодор) обеспечивали внимание к судьбе римских школ со стороны новой власти и, таким образом, гарантировали культурную преемственность в условиях политической трансформации. Также доказывается, что, несмотря на традиционное представление о консерватизме позднеантичной школы, сама школа начинала испытывать влияние со стороны христианства. С одной стороны, Эннодий в своих речах, составленных в соответствии со «школьным каноном», поднимает важные для христианской этики проблемы: целомудрие, крепость семейных уз, отношения между отцом и сыном. С другой стороны, наряду с текстами античных классиков, Цицерона, Вергилия, Теренция, учителя в процессе обучения (в частности, Парфений в Равенне) начинают использовать произведения христианских авторов, что свидетельствует о взаимном влиянии школьной и церковной культуры.
античная педагогика, грамматика и риторика, школа и Церковь, Эннодий, Кассиодор, Девтерий, Парфений, Теодорих Великий
  1. Anonymus Valesianus. Pars posterior / T. Mommsen, rec. // MGH AA Bd. 9. Chronica minora. Saec. IV–VII. Berlin, 1892. P. 306–328.
  2. Apollinaris Sidonius. Epistulae et carmina / Chr. Luetjohann, rec. // MGH AA Bd. 8. Berlin, 1887.
  3. Arator. Epistula ad Parthenium // PL T. 68. Col. 245–252.
  4. Arnold J. J. Theoderic, the Goths, and the Restoration of the Roman Empire. Michigan, 2008.
  5. Barnish S. J. B. Liberty and advocacy in Ennodius of Pavia: the signifi cance of rhetorical education in late antique Italy // Hommages à Carl Deroux V. Christianisme et Moyen Age, Néo-Latin et survivance de la latinité / Ed. P. Defosse. Brussels, 2003. P. 20–28.
  6. Brown P. The Making of Late Antiquity. Cambridge, 1978.
  7. Cassiodorus. Variae / T. Mommsen, rec.// MGH AA Bd. 12. Berlin, 1904.
  8. Claudianus Mamertus. Epistola ad Sapaudem // CSEL. Vol. 11. Vienna, 1875. P. 204.
  9. Ennodius M. F. Opera / F. Vogel, rec. // MGH AA Bd. 7. Berlin, 1885.
  10. Ermini F. La scuola in Roma nel VI secolo // Archivum Romanicum. Vol. 18. 1934. P. 55–64.
  11. Gasti F. Cultura e scuola a Pavia nell’età di Ennodio e Boezio // Almum Studium Papiense. Storia dell’Università di Pavia / A cura di D. Mantovani. Vol. 1. T. 1. Milano, 2013. P. 105–114.
  12. Kaster R. A. Guardians of Language: The Grammarian and Society in Late Antiquity. Berkeley; London, University of California Press, 1988.
  13. Kennell S. A. H. Magnus Felix Ennodius. A Gentleman of the Church. Ann Arbor, 2000. Marrou H. I. A History of Education in Antiquity. London, 1956.
  14. Riché P. Éducation et culture dans l’Occident barbare. VI-e — VIII-e siècles. Paris, 1962.
  15. Schröder B. Bildung und Briefe im 6. Jahrhundert: Studien zum Mailänder Diakon Magnus Felix Ennodius. Berlin, 2007.
  16. Vogel F. Introduction // Magni Felicis Ennodii Opera / F. Vogel, rec. // MGH AA. Bd. 7. Berlin, 1885. S. I–LVII.
  17. Плиний Младший. Письма / М. Е. Сергеенко, пер. М., 1984.
  18. Тюленев В. М. Речи Эннодия: школьная традиция и христианство // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 3. С. 57–62.
  19. Тюленев В. М. Эннодий и Померий: к истории одного письма // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2013. Вып. 3. «Филология. История. Философия». Иваново, 2013. С. 69–76.
  20. Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.
  21. Фортунатов А. А. Возникновение средневековой школы // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (Исследования и материалы). М., 1990. С. 45–74.
  22. Шкаренков П. П. Римская традиция образа идеального правителя в Остготской Италии // Вестник древней истории. 2008. № 4. С. 81–114.

Тюленев Владимир Михайлович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Ивановский государственный университет; Российская Федерация, Иваново, 153025, ул. Ермака, 39;
Должность: профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений;
ORCID: 0000-0003-3987-3549;
Электронный адрес: tyulenev.vl@yandex.ru.
Шустова Юлия Эдуардовна

Азбуки-прописи конца XVII – начала XVIII в. из частных собраний

Шустова Ю. Э. Азбуки-прописи конца XVII – начала XVIII в. из частных собраний // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 72-89

DOI: 10.15382/sturIV201953.72-89
В статье анализируются две азбуки-прописи конца XVII — начала XVIII в., хранящиеся в частных собраниях. Они представляют значительный научный интерес, дополняют наши знания об азбуках в свитках, культуре обучения письму. Азбуки-прописи представляют большой интерес для истории педагогической мысли в России, являются важными источниками по истории образования и истории пособий для обучения грамоте. Обе азбуки написаны в столбцах скорописью и представляют собой учебники для обучения письму. Обе азбуки дефектны, в них отсутствуют начальные части столбцов. Ознакомиться с азбуками удалось во время предпродаж в Аукционном доме «Лит- фонд» в 2016 г. Первая азбука, датированная по палеографическим признакам концом XVII — началом XVIII в., начинается с буквы «Л». В статье подробно рассматриваются особенности азбучного ряда, устанавливаются источники текстов, которые включены в азбуку в качестве образцов для письма. Анализируется содержание афоризмов. Также в азбуку включен текст, написанный при помощи тайного письма, предлагается возможный вариант его прочтения. Вторая азбука датируется концом XVII — первой четвертью XVIII в. на основании палеографических признаков и включенного в ее состав текста для упражнения, характерного для эпохи Петра I. Эта азбука относится к типу толковых азбук, в которой варианты начертания букв сопровождаются азбучным акро- стихом. Азбучный стих относится к одному из самых распространенных как в рукописной традиции азбук-прописей, так и в печатных Букварях. Впервые он был напечатан Иваном Федоровым в Букваре 1574 г. Начинается рукопись с буквы «И». В статье анализируются особенности азбучного ряда, подробно рассматривается акростих, выявляются его источники и разночтения с известными текстами в печатных Букварях и рукописных азбуках-прописях. Также устанавливаются источники текстов для упражнений письма, помещенных в конце азбуки, анализируется их содержание. Статья снабжена приложением, в котором публикуются рассмотренные азбуки-прописи.
азбуки-прописи XVII–XVIII вв. в столбцах, обучение письму, школа и образование в России, толковые азбуки, азбучный акростих, алфавит, буквари
  1. Аукцион VII. Редкие книги, рукописи, автографы и фотографии : Москва, 4 февр. 2016 г.: каталог / Аукцион. дом и худож. галерея «Литфонд»; формирование коллекции аукциона и сост. кат.: С. Бурмистров; сост. кат.: С. Бардин, А. Бочарова, А. Михеева, Ю. Чистова, [Ю. Шустова]. М., 2016.
  2. Аукцион XXIV. Редкие книги, автографы, фотографии, открытки и плакаты : Москва, 24 сент. 2016 г. : каталог / Аукцион. дом и худож. галерея «Литфонд»; формирование коллекции аукциона и сост. кат.: С. Бурмистров; сост. кат.: Е. Барабанова, С. Бардин, А. Бочарова, А. Волкова, А. Кожанова, А. Михеева, Ю. Чистова, Ю. Шустова. М., 2016.
  3. Белоброва О. А. Троице-Сергиевские рукописи XVI–XVII вв. в Пушкинском Доме // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1968. Т. 23. С. 312–318.
  4. Бучилина Е. А. Апокриф «Беседа трех святителей» как памятник средневековой русской литературы: автореф. дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. М., 1994.
  5. Буш В. В. Старинныя азбуки-прописи. Пг., 1920.
  6. Грушевський М. С. Iсторiя української літератури. Київ, 1996. Т. 6.
  7. Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению славянских азбучных стихов // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1968. Т. 23. С. 27–61.
  8. Дубовик В. В. Азбуки-прописи XVII–XVIII вв.: исследование и тексты. Тюмень, 2011. Ч. 1–2.
  9. Иванчин-Писарев Н.Д. Достопримечательные подарки // Москвитянин. М., 1845. Ч. III. № 5, 6 (май–июнь). С. 84–95.
  10. Исаия Копинский. Алфавит духовный. Киев: типография Киево-Печерской лавры, 1741.
  11. Лукьяненко В. И. К истории русского букваря: роль и значение азбучного акростиха в процессе обучения русской грамоте в XIV, XV и первой половине XVI вв. // Труды Ленинградского государственного библиотечного института им. Н. К. Крупской. Л., 1958. Т. 4. С. 239–254.
  12. Качалов Н. В. Азбуки-прописи (выписки из рукописных азбук и прописей конца XVII в. и начала XVIII в.) // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. СПб.; М., 1861. Кн. III. Отд. 3. С. 3–18.
  13. Лурье Я.С. Беседа трех святителей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 89–93.
  14. Маркс Н. А. Азбука-пропись XVII в. (с Александрией): К азбуке 1667 г. из собрания рукописей Московского публичного и Румянцевского музея. М., 1910.
  15. Маркс Н. А. Азбука-пропись времен царя Михаила Феодоровича М., 1911.
  16. Маркс Н. А. К Азбуке конца XVII в. из собрания А. И. Успенского, изданной Московским археологическим институтом. [М.], 1909.
  17. Мишина Е. А. Азбуки-свитки XVII — XVIII вв. // От Средневековья к Новому времени: сб. ст. в честь Ольги Андреевны Белобровой. М., 2006. С. 419–431.
  18. Перетц В. М. Студії над загадками // Етнографічний вісник. Кн. 10. Київ, 1932. С. 123–204.
  19. Перетц В. Н. Отчет об экскурсии Семинария русской филологии в С.-Петербург 13–28 февраля 1911 г. Киев, 1912.
  20. Пигин А.В. Азбука-свиток из Палеостровского монастыря // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск, 2011. Вып. 6. С. 63–71.
  21. Преображенский В. А. Азбука, или прописи для чистописания в конце XVII в. Юрья Данилова сына Еремеева // Временник Московского общества истории и древностей российских. М., 1854. Кн. 20. С. 30–32.
  22. Рамазанова Д. Н., Шустова Ю. Э. Кириллические Буквари из собрания Научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки: описание изданий и экземпляров. М., 2018.
  23. Творогов О. В. Пчела // Словарь книжников и книжности Древней Руси (XI — первая половина XIV в.). Л., 1987. Вып. 1. С. 382–387.
  24. Толстой Ю. В. Русския прописи 1620 года // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1864. Кн. II. Отд. V. С. 7–11.
  25. Хижняк З. I., Колосова В. П. Копинський // Києво-Могилянська академiя в iменах, XVII–XVIII ст.: Енциклопедичне видання. Київ., 2001. С. 280–281.

Шустова Юлия Эдуардовна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6; Российская государственная библиотека; Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5;
Должность: доцент; старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8909-4976;
Электронный адрес: shustova@yandex.ru.
Сальникова Алла Аркадьевна

Буквари для крещеных татар второй половины XIX — первых десятилетий ХХ в.

Сальникова А. А. Буквари для крещеных татар второй половины XIX — первых десятилетий ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 90-101

DOI: 10.15382/sturIV201953.90-101
Статья посвящена истории крещено-татарского букваря, предназначенного для особой этноконфессиональной группы, входящей в состав поволжско-приуральских татар, — крещеных татар (кряшен), исповедующих православие. Эта этноконфессиональная общность формировалась в основном на протяжении второй половины XVI — первой половины XVIII в., после завоевания Казанского ханства в 1552 г. и вхождения его в состав Российского государства. Подробно охарактеризован первый букварь для крещеных татар — «Букварь, краткая священная история, сокращенный катехизис и молитвы», подготовленный и изданный в 1862 г. выдающимся русским востоковедом и педагогом-миссионером Н. И. Ильминским. Акцентировано внимание на его новаторском характере как на впервые выполненном на кириллице букваре на татарском языке. Рассмотрена история подготовки букваря, проблема авторства, проблема приспособления русского алфавита к фонетическим особенностям татарского письма. Букварь многократно переиздавался вплоть до 1917 г. и являлся единственным букварем для крещеных татар на протяжении всего этого времени. Выявлена роль и определено место крещено-татарского букваря в разработанной Н. И. Ильминским целостной системе христианского просвещения нерусских народов России и в формировании православного религиозного сознания у крещеных татар. Особое внимание уделено первым советским крещено-татарским букварям, изданным во второй половине 1920-х гг. на арабской, а затем на латинской графике, как своеобразному культурно-историческому феномену, отразившему национально-образовательную политику советской власти в преддверии перехода к унифицированной системе школьного образования в СССР и как средству интеграции ребенка не только в новую советскую действительность, но и в единое татарское образовательное и этнокультурное пространство с учетом признания культурной самобытности каждой из этнокультурных групп вплоть до раздельного обучения. Букварь для крещеных татар рассмотрен в контексте властного «имперского» образовательного дискурса с позиции приспособления имперской и советской образовательной политики к специфическим условиям мультиэтничной, мультиконфессиональной среды.
буквари, крещеные татары (кряшены), поволжско-приуральские татары, властная образовательная политика, мультиэтничная среда, мультиконфессиональная среда, образовательная система Н. И. Ильминского, советские «графические революции», Российская империя / СССР, вторая половина XIX — 20-е гг. ХХ в.
  1. Алексеев И., Ш‰р‰ф Г. Якты юл. Бðтен сïзлîр методы буенча, комплекслар белîн госпрограммаларына каратып керîшен школлары ðчен тðзелгîн букварь hîм уку китабы. Казан, 1926.
  2. Алексеев И., Ш‰р‰ф Г. Яíа авыл. Авыл татар мîктîплîре ðчен бðтен сïзлîр ысылы белîн тðзелгîн îлифба. Казан, 1926.
  3. Букварь для кряшен. Кряшенскiй отдълъ. Б. м, б. г.
  4. Букварь, краткая священная история, сокращенный катехизис и молитвы. Изложены для крещеных из татар на их разговорном языке. Казань, 1862.
  5. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941.
  6. Государственный архив Республики Татарстан. Ф. 15. Оп. 2. Ед. хр. 352.
  7. Григорьев А. Н. Керîшеннîр арасында «Яíалиф» мîсьîлîлîре. Казан, 1927.
  8. Знаменский П. В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. К двадцатипятилетию Братства святителя Гурия. Казань, 1892.
  9. Ильминский Н. И. Библиографическая заметка // Вятские епархиальные ведомости. 1863. № 6. С. 194−198.
  10. Ильминский Н. И. Из переписки по вопросу о применении русского алфавита к инородческим языкам. Казань, 1883.
  11. Ильминский Н. И. О системе просвещения инородцев и о Казанской Центральной крещено-татарской школе. Казань, 1913.
  12. Ильминский Н. И. Сборник статей. По поводу 25-летия со дня кончины (27 декабря 1891 года). Вып. 4. Казань, 1916.
  13. Ислаев Ф. Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия: от конфронтации к терпимости. Казань, 2001.
  14. Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань, 1999.
  15. История и культура татар−кряшен (XVI−XX вв.) / Р.С. Хакимов, ред. Казань, 2017.
  16. Исхаков Д.М. Крещеные татары // Татарская энциклопедия / Г. С. Сабирзянов, ред. Казань, 2006. Т. 3: К−Л. С. 462−464.
  17. Исхаков Р. Р. К истории создания первого татарского кириллического алфавита и формирования письменной традиции татар−кряшен (крещеных татар) // Изв. Самарск. центра РАН. 2015. Т. 17. № 3. С. 319−322.
  18. Исхаков Р. Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья. Казань, 2011.
  19. Исхаков Р. Р. Освещение политики христианизации татар Волго-Камья в отечественной дореволюционной историографии // Кряшенское историческое обозрение. 2015. № 1. С. 20−56.
  20. Исхаков Р. Р. Развитие конфессионального образования крещеных татар в XVIII в. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. №. 3. С. 78−82.
  21. Курбатов Х. Татар теленеí алфавит hîм орфография тарихы. Казан, 1999.
  22. Липаков Е. В. Ильминского алфавит // Татарская энциклопедия / Г. С. Сабирзянов, ред. Казань, 2002. Т. 2: Г–Й. С. 558.
  23. Малов Е. О крещеных татарах Буинского уезда Симбирской губернии // Руководство для сельских пастырей. 1865. № 46.
  24. Малов Е. О новокрещенских школах в XVIII в. // Отдельный оттиск из Православного обозрения. Казань, 1868.
  25. Ногманов А. И. Самодержавие и татары. Казань, 2005.
  26. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX — начало ХХI в.). М., 2014.
  27. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарский букварь на кириллице: от букваря Н. И. Ильминского до советских учебников конца 1930−1950-х гг. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 102−120.
  28. Судакова Н. Я. Из истории методики преподавания русского языка в нерусской школе. Махачкала, 1972.
  29. Харлампович К. Казанские новокрещенские школы. (К истории христианизации инородцев Казанской епархии в XVIII в.). Казань, 1905.
  30. XLI годовщина открытия Казанской Центральной крещено-татарской школы (3 ноября 1905 г.). Казань, 1905. С. 23−24.
  31. Aliksijef I. A, Grigurijef A. N. Jana tormoş. Kerîşen şkollarь ðсðn îlifba. Qazan, 1928.
  32. Aliksijef I. A., Grigurijef A. N. Jana tormoş. Kerişen şkollarь ðсеn îilifbadan suᶇ uqu кitabь. Qazan, 1928.

Сальникова Алла Аркадьевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, Кремлевская ул., 18;
Должность: профессор кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0002-5498-1401;
Электронный адрес: Alla.Salnikova@kpfu.ru.
Шор Татьяна Кузминична

Обзор статей о советской школе в эстонском академическом журнале «Воспитание» (Kasvatus)

Шор Т. К. Обзор статей о советской школе в эстонском академическом журнале «Воспитание» (Kasvatus) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 102-119

DOI: 10.15382/sturIV201953.102-119
В обзоре представлены публикации о советской школе и педагогике в эстонском академическом журнале «Воспитание» (Kasvatus) в 1920–1930-е гг. В них находит отражение информация об образовательной политике периода ликвидации неграмотности в Советской России до начала индустриализации и политехнизации школы. Ряд заметок и статей касаются проблем, связанных с экспериментами, развитием и реформами советской школы, статистикой образования и форм учебно-воспитательных заведений. В обзорной работе эстонской детской писательницы и педагога А. Оэнго-Йохансон раскрывается содержание всесоюзной педагогической выставки в Ленинграде 1929 г. с критикой политизации процесса просвещения. Докторант Э. Ойссар анализирует содержание и методы преподавания в реформируемой советской школе до 1930 г. В начале1930-х гг. на эстонский язык были переведены и опубликованы ряд работ советских авторов, в том числе опального советского психолога М. Басова «Из опыта методики психологических наблюдений над детьми». В статье экономиста-урбаниста Л. Сабсая рассказывалось об успехах образования за десять лет советской власти. Московский педагог С. Клявин посвятил свой труд советской политехнической школе.
журнал «Воспитание» (Kasvatus), Эстония, СССР, педагогика, школа, образование, реформы
  1. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми: с 14 рисунками и 2 диаграммами в тексте. М.; Л., 1926.
  2. Басов М. Я. Общие основы педологии: допущено Научно-технической секцией ГУСа. М.; Л., 1931.
  3. Быкова Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917–1930 гг.: организационные и идеологические аспекты // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). С. 182.
  4. Левченко Е. В. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 21–45.
  5. Педагог и исследовательская работа над детьми: сб. статей / М. Басов, Е. Зейлигер, М. Левина, сост. Л., 1925.
  6. Райков Б. Е., Ульяновский В. Ю., Ягодовский К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. Л., 1924.
  7. Фейн В. Я., Вершинин С. В. Таганрогские Сабсовичи и их потомки: Опыт генеалогического исследования. М., 2013.
  8. A cyclopedia of education. Vol. 1–5 / Paul Monroe, ed. New York, 1926.
  9. Album Academicum Universitatis Tartuensis 1918–1944. Kõide 2. Tartu; Tallinn, 1994.
  10. Andresen L. Eesti kooli ajalugu. Algusest kuni 1940.aastani. Tallinn, 1995.
  11. Arnold V. Port, Jaan // Eesti kooli biograafi line leksikon. Tallinn, 1998. Lk. 183–184.
  12. Bauer H. Veit Valentin, 1885–1947 // Some 20th-Century Historians / S. W. Halperin (ed.).] Chicago, 1961. Pp. 103–141.
  13. Eesti Kool. 1918, 10/12: 266–270; 1918/1919, 13: 290–295.
  14. Elango A. Ovide Decroly ja tema meetod // Kasvatus. 1933, 2: 49–53.
  15. Elango A. Roos, Ants // Eesti kooli biograafi line leksikon / Koostanud Heino Rannap. Tallinn, 1998. Lk. 210.
  16. Haridusministeeriumi sajand 1918–2018 / Koostaja Liivi Uuet; vastutav toimetaja Tõnu Tannberg. Tartu, 2018. Lk. 24.
  17. Kasvatus. 1919 1: 3; 1923 1: 33; 1925 12: 75; 1927 1: 8; 1928 2: 118, 10: 516–517, 521; 1929 1: 42–43, 6: 257, 8: 376–377; 1930 10: 457–474; 1931 4: 168, 170–172, 188, 5: 198–207; 1933 1: 46, 2: 60–71, 4: 145–153; 1934 7: 340–341; 1936 6: 280–281; 1937 4: 189–190; 1937 4: 189–190, 8: 461–462; 1939 10: 449–450.
  18. Koolile pühendatud elu: Johannes Käis 1885–1950. / Koostanud F. Eisen, V. Horm. Tallinn, 1985.
  19. Märkusi saksa keele foneetikast eesti koolidele = Bemerkungen zu einer Phonetik der deutschen Sprache für estnische Schulen / P. Bokowneff , Tartu, 1926.
  20. Nigol A. Rahwakooli isad ja põjandajad Komenius ja Pestalozzi, nende elu ja õpetus. Tallinn, 1909.
  21. Oissar E. Kool Nõukogude-Venemaal (Sotsialistlikkude Nõukogude Vabariikide Liidus) // Kasvatus. 1931, 3: 123–127; 4: 166–172.
  22. Pestalozzi elavad sõnad: valik J.H. Pestalozzi teostest / Toim. P. Põld. Tõlk. E. Oissar, S. Schönberg (Riig). Tartu, 1927. (EKS Pedagoogilise Toimkonna Toimetused).
  23. Pestalozzi elukäik ja ilmavaade: 100 surmapäevaks toimetanud Võru Õpetajateseminar / Koost. J. Abramov, J. Käis; tõlk. P. Hinnov. Võru, 1927.
  24. Prinits O. Grüntal Julius // Eesti kooli biograafi line leksikon. Tallin, 1998. Lk. 47–48. Riik on loodud — loogem kodanikka // Kasvatus, 1919, august, nr. 1, 1–3.
  25. Valentin Veit Rudolf. URL: http://frankfurter-personenlexikon.de/node/1578
  26. Vilbaste M. Murdmaa, Enn // Eesti kooli biograafi line leksikon. Tallinn, 1998. Lk. 154.

Шор Татьяна Кузминична


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Должность: свободный исследователь;
ORCID: 0000-0002-4584-7622;
Электронный адрес: tshor2006@gmail.com.
Вишнякова Юлия Игоревна

Воспитание на образце: 80 лет биографической серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия»

Вишнякова Ю. И. Воспитание на образце: 80 лет биографической серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 120-132

DOI: 10.15382/sturIV201953.120-132
Серия биографических и художественно-биографических книг «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) за годы своего существования превратилась в своеобразный «знак качества». Книги ЖЗЛ рекомендуются педагогами учащимся, если речь заходит о знакомстве с жизнью и деятельностью исторического или культурного деятеля. Предлагаются они и для внеклассного чтения как источник жизненного опыта для современных юношей и девушек, причем опыта не легковесного, а качественного, отборного, отстоявшегося во времени, впитавшего в себя особенности разных судеб и эпох, опыта, который ни один человек не сможет пережить на своем веку, но сможет впитать, осмыслить и приобрести через чтение книг. В прошедшем 2018 г. исполнилось 85 лет с момента выпуска серии ««Журнально-газетным объединением»» и 80 лет с момента выхода книг в издательстве «Молодая гвардия». Современные читатели изданий ЖЗЛ хорошо представляют себе ее оформление, репертуар, тиражи. Мы же хотим обратиться к истокам — первым десятилетиям существования серии и, соответственно, начала формирования того знаменитого образца, который сегодня продолжает свою историю.Исследование показало, что с 1933 по 1959 г. вышли 264 биографии, тиражами от 15 тыс. до 100 тыс. экземпляров. К созданию биографий привлекались лучшие авторы. Биографии писателей, поэтов и ученых по числу изданий лидировали на протяжении всех трех десятилетий. Количество переизданий увеличивалось, что подтверждает популярность серии среди читателей. Несмотря на сложные годы и обстоятельства жизни страны, серия продолжала выходить и не теряла своих показателей. Оформление серии менялось, вырабатывался свой «фирменный» стиль.История серии продолжается и в наше время. Идея серии — воспитание на биографии героя, призыв к работе над собой, — по-прежнему жива, хотя ее идеология расширилась. Серия не без основания претендует на непрерывный процесс воспитания у читателя стремления к познанию и получению качественной информации, эстетического и литературного вкуса, приучая к неторопливому вдумчивому чтению.
«Жизнь замечательных людей», «Молодая гвардия», книжная серия, биографическая серия, образец, воспитание, педагогика, издательское дело, издательство, Ф. Ф. Павленков, М. Горький
  1. «Личность на фоне эпохи». Книжная серия «Жизнь замечательных людей»: Методические рекомендации для библиотекарей. URL: http://kezhemka.ru/?p=5170 125 лет «Жизнь замечательных людей». URL: http://gvardiya.ru/heroes/125gzl
  2. Бордовская Н. В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. СПб., 2013.
  3. Горбунов Ю. А. Флорентий Павленков. Его жизнь и издательская деятельность. Челябинск, 1999.
  4. Жизнь замечательных людей: Каталог 1933–1973. М., 1976.
  5. Жизнь замечательных людей: Каталог 1933–1985. М., 1987.
  6. Из жизни замечательных. Серия «ЖЗЛ»: три века российской цивилизации. URL: https://rg.ru/2010/09/02/zhzl.html
  7. Интересные факты о серии книг «Жизнь замечательных людей». URL: https://diletant.media/articles/28697779/
  8. Прометей: Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 1. М., 1966; Т. 2. М., 1967.
  9. Серия «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия»: https://www.labirint.ru/news/4994/
  10. Список книг серии «Жизнь замечательных людей»» (Википедия: Свободная энциклопедия). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  11. Толковый словарь Ожегова. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/
  12. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий. М., 2013.

Вишнякова Юлия Игоревна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российская государственная библиотека; Российская Федерация, 119019, Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5;
Должность: Старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-8706-6106;
Электронный адрес: muzkn2@rambler.ru.