/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :52

ПЕДАГОГИКА

Соловцова Ирина Афанасьевна; Сиротина Елена Арнольдовна

Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе

Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9-21

DOI: 10.15382/sturIV201952.9-21
Статья представляет собой попытку теоретического осмысления с позиций современной онтологической педагогики (педагогики бытия, гуманитарной педагогики) сущности и способов реализации культурологического подхода в процессе преподавания основ православной культуры. Авторы выделяют в культурологическом подходе как методологическом ориентире преподавания основ православной культуры три аспекта: сохранение светского характера образования, реализацию принципа культуросообразности в его современной педагогической трактовке и адекватное раскрытие смыслов православной культуры. При этом, обосновывая структуру православной культуры, авторы выделяют компоненты, значимые с точки зрения образовательных и воспитательных задач. Рассматривая возможности культурологического подхода с точки зрения обеспечения светского характера образования, авторы обращают особое внимание на необходимость изучения с культурологических позиций этической, эстетической и сакральной составляющих православной культуры в их единстве. При анализе особенностей реализации принципа культуросообразности в процессе изучения основ православной культуры особое внимание обращается на необходимость учета таких характеристик православной культуры, как уникальность, позволяющая выявить особенности православной культуры, символизм, ориентирующий педагогов и учащихся на выявление смыслов православной культуры, и динамизм, создающий основу для понимания связи традиции и современности в православной культуре. Отмечается, что наиболее полная и последовательная реализация принципа культуросообразности достигается при условии корректной организации в процессе обучения ценностно-смыслового взаимодействия в рамках триады «учащийся — педагог — культура». В статье охарактеризованы такие методы изучения явлений православной культуры, как проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексивные методы, позволяющие раскрыть характеристики православной культуры — уникальность, символизм и динамизм.
онтологическая педагогика, православная культура, культурологический подход, характеристики культуры, принципы обучения, принцип культуросообразности, духовное воспитание, ценности, смыслы, ценностно-смысловое взаимодействие, проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексия
  1. Абрамов С. И. Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 32–40.
  2. Дивногорцева С. Ю. Духовные доминанты православной педагогической культуры // Слово.ру: Балтийский акцент. 2015. № 4. С. 105–112.
  3. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 г. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html
  4. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 15–20.
  5. Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 22–28.
  6. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  7. Янушкявичене О. Л. Методология преподавания православной культуры // Православное образование. 2015. № 1 (11). С. 56–63.

Соловцова Ирина Афанасьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.

Сиротина Елена Арнольдовна


Место работы: «Центр “Истоки” Волгограда»; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32;
Должность: зам. директора по научно-методической работе;
ORCID: 0000-0002-4222-4702;
Электронный адрес: sea_sirotina@mail.ru.
Хецер Катрин

Образование в Римской Палестине. Часть 1. Еврейские начальные школы и учителя

Хецер К. Образование в Римской Палестине. Часть 1. Еврейские начальные школы и учителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 22-58

DOI: 10.15382/sturIV201952.22-58
В своей книге «Еврейское образование в Римской Палестине» Катрин Хецер сфокусировалась на вопросе существования еврейских начальных школ и учителей в античности. Вопреки мнению предшествующих исследователей (Бахер, Сафрай и др.), она настаивает на абсолютной очевидности добровольного характера еврейского образования на протяжении всей эпохи древности. Критическое прочтение более поздних талмудических источников показывает, что упоминания школ и учителей достаточно редко встречаются в текстах таннаев и преобладают в документах времени амораев. Более того, раввинистические идеалы не могут считаться отражением реальной исторической ситуации. По-видимому, законоучители продвигали специфически еврейский тип образования с целью создания для себя опоры в обществе. Однако в реальных исторических условиях большинство родителей вероятнее всего считали получение образования чрезмерной роскошью. Хецер подчеркивает поразительное сходство между тем, что мы знаем о начальном образовании в греко-римском обществе, и тем, что нам известно о еврейском начальном образовании в римской Палестине: неформальный и неупорядоченный характер начального образования; значительное разнообразие мест, где вне дома могло проходить начальное обучение; и в еврейском, и в римском обществе начальное образование, по крайней мере иногда, могло проходить в общественных зданиях; и там и здесь учитель, видимо, имел скромный достаток.
римская Палестина, еврейское образование, начальная школа, учителя начального образования, раввинистические тексты

Хецер Катрин


Место работы: Лондонский университет;
Должность: Профессор;
ORCID: 0000-0002-4586-0085;
Оригинал: Catherine Hezser. Jewish Literacy in Roman Palestine. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001. P. 39–68. Катрин Хецер — профессор востоковедческого отделения Лондонского университета. Пер. с англ. М. В. Григера. Благодарим автора и издательство за бескорыстное разрешение перевести и издать этот материал на русском языке.
Левинсон Кирилл Алексеевич

Рабочее время советских ученых послевоенного периода

Левинсон К. А. Рабочее время советских ученых послевоенного периода // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 75-110

DOI: 10.15382/sturIV201952.75-110
Статья посвящена отношениям работников советской науки и высшей школы с рабочим временем: как оно регламентировалось, как использовалось, как структурировалось, как воспринималось и обсуждалось? Изучается период с 1945 по 1991 г., причем во внимание принимаются как профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, так и научные сотрудники научно-исследовательских институтов, входивших в системы АН СССР, Академии медицинских наук, Академии педагогических наук СССР и отраслевых министерств, поскольку многие из них совмещали или чередовали работу в вузе с работой в НИИ. Вместе с тем это позволяет проводить интересные сравнения. В качестве источников использованы данные анкетирования, проводившегося Ю. Шейниным в начале 1970-х гг. с помощью «Литературной газеты», и анкетирования, проведенного автором в 2018 г. по электронной почте, а такжемемуарный материал. В результате исследования автор делает вывод, что рабочее время в советской науке и высшей школе послевоенных десятилетий регулировалось преимущественно в целях поддержания «трудовой дисциплины» как контроля администрации всех уровней над подвластным ей населением, а не заботы о повышении эффективности научного труда, и регулирование это осуществлялось по образцу всех государственных учреждений, с минимальным учетом специфики научно-исследовательских и учебных заведений. В той мере, в какой сталинские милитаризованные формы управления населением уступали место более мягким порядкам, контроль за трудовой дисциплиной (главным пунктом которого были своевременная явка и нахождение на рабочем месте) утрачивал свою жесткость и постоянство, и к концу советского периода в ряде учреждений он превратился в нерегулярные и зачастую имитационные кампании. Работники не вспоминают о попытках добиться реального ограничения своего рабочего дня рамками, которые были установлены законом.
История CCCР, история советской науки, история высшей школы, советские ученые, рабочее время, рабочий день, выходной, отпуск, нормированный рабочий день, ненормированный рабочий день, присутствие на рабочем местеИстория CCCР, история советской науки, история высшей школы, советские ученые, рабочее время, рабочий день, выходной, отпуск, нормированный рабочий день, ненормированный рабочий день, присутствие на рабочем месте
  1. Блохинцев Д. И. Рождение мирного атома. М., 1977.
  2. Дубинин Н. П. Вечное движение. М., 1989.
  3. Закон СССР от 15 июля 1970 г. № 2-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 29. C. 265.
  4. Заславская Т. И. Избранные произведения. Т. 3. Моя жизнь: воспоминания и размышления. М., 2007.
  5. Тартаковский Б. Г. Все это было… Воспоминания об исчезающем поколении. М., 2005.
  6. Шейнин Ю., Парков Е., Симоненко О. Как вам работается? (Анкета «ЛГ») // Литературная газета. 4 авг. 1971. С. 10.
  7. Шейнин Ю. Условия научного труда // Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах / Под ред. Л. Б. Баженова и М. Д. Ахундова. М., 1980. С. 77–95.
  8. Шулейкин В. В. Дни прожитые. М., 1972.

Левинсон Кирилл Алексеевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 101000, г. Москва, Мясницкая ул., д. 20;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3106-5574;
Электронный адрес: klevinson@hse.ru.

ПСИХОЛОГИЯ

Егоров Илья Владимирович

Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны

Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 113-127

DOI: 10.15382/sturIV201952.113-127
В статье анализируются результаты изучения профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте социальных установок на отъезд из страны. Автор рассматривает взаимообусловленность профессиональной и гражданской идентичности молодежи в связи с таким нежелательным для российской действительности явлением, как интеллектуальные потери, так называемая утечка мозгов. В статье обосновывается значимость внутриличностных конфликтов в системе социальных установок как фактора детерминирующего развитие профессионального и гражданского самосознания личности молодого человека, его профессиональную и гражданскую идентичность.На основе эмпирического исследования студенческой молодежи (возраст от 17 до 25 лет) России (общее количество 397 человек) и Республики Беларусь (РБ; общее количество 196 человек) автор показывает схожие черты в группах студенческой молодежи РФ и РБ. А именно, что в обеих группах высокий уровень профессиональной идентичности; в обеих группах преобладает позитивная гражданская идентичность; и в обеих группах большинство молодых людей выбирают социальные установки, характеризующие внутриличностный конфликт, связанный с отъездом из страны (между «Не могу/могу и не хочу/хочу» уехать из страны). Последующее сравнение профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи РФ и РБ показало, что значимые отличия между группами отмечаются в уровнях негативной и гиперпозитивной гражданской идентичности. У респондентов РБ выше уровень гиперпозитивной и негативной гражданской идентичности по сравнению с респондентами из РФ. У студенческой молодежи РФ при низкой профессиональной идентичности чаще встречается социальная установка «не могу и не хочу уезжать из страны».
кросс-культурное исследование, студенческая молодежь, профессиональная идентичность, гражданская идентичность, аттитюды отъезда из страны, внутриличностный конфликт нереализованного желания, развитие личности
  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб., 2009.
  2. Борисов Р. В. Гражданская идентичность в терминах психодиагностики // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 31. Вып. 4. С. 95–99.
  3. Борисов Р. В. Теоретико-концептуальное осмысление феномена гражданской идентичности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 4. № 24. С. 5–12.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2005.
  5. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография: в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марцинковская и др. / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011.
  6. Кораблин Ю. А. «Утечка мозгов»: эмпирический анализ (по материалам инициативного социологического исследования: февраль-март 2017 г.). // Социодинамика. 2018. № 4. С. 29–42. URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23494 (дата обращения: 18.12.2018)
  7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  8. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008.
  10. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / М. Барретт, Т. Рязанова, М. Воловикова, отв. ред. М., 2001.
  11. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  12. Филонов Л. Б., Ананьева Н. А. Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. М., 2006.
  13. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.
  14. Шнейдер Л. Б. Аттитюды патриотизма в оценке желания и возможности отъезда из своей страны: кросс-культурное исследование // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2018. № 3 (48). С. 101–112.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / А. В. Толстых, общ. ред. и предисл. М., 1996.

Егоров Илья Владимирович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.
Наумова Диана Викторовна

Взаимосвязь авторитарного синдрома и карьерных ориентаций студенческой молодёжи

Наумова Д. В. Взаимосвязь авторитарного синдрома и карьерных ориентаций студенческой молодёжи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 128-136

DOI: 10.15382/sturIV201952.128-136
В статье автор предлагает рассмотреть вопрос о возможной связи черт авторитарности личности и карьерных ценностных ориентаций. Опираясь на анализ литературы, автор пришел к выводу, что есть исследования, в которых рассматривался вопрос о влиянии на авторитарность личности ряда факторов, среди которых уровень и характер образования. У студентов-гуманитариев уровень авторитарности ниже, чем у студентов, изучающих естественные науки. На уровень авторитарности влияет содержание образования: так, если студентов учат диалогическому мышлению, уровень авторитарности ниже. В ходе профессионализации у личности складываются определенные карьерные ориентации. Студенты находятся на такой стадии профессионализации, когда они усваивают азы профессии и присваивают себе нормы и ценности профессии и корректируют карьерные установки. Культурные традиции тоже оказывают влияние на формирование ценностных установок в карьере. В исследовании принимали участие студенты из вузов России, преимущественно получающие гуманитарные профессии. Автор использовал методики на измерение авторитарного синдрома Т. Адорно и карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна. В ходе исследования было выяснено, что ядро авторитарного синдрома у изучаемой группы составляют такие черты, как авторитарная агрессия и авторитарное подчинение, стереотипизированность и «комплекс силы». Ведущими карьерными ориентациями молодых людей являются вызов, стабильность места работы, автономия, интеграция стилей жизни. На основе анализа литературы и интерпретации полученных данных автор приходит к выводу, что такие карьерные ориентации, как вызов, стабильность работы и служение, могут входить в структуру авторитарного синдрома, являются дополнительными имплицитными характеристиками авторитарной личности.
молодежь, карьерные ориентации, ценности, установки, авторитарный синдром, авторитаризм, адепт, профессионализация, карьера, социализация
  1. Блау М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / В. И. Добреньков, ред. М., 1994. С. 8–29.
  2. Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений. М., 2007.
  3. Егоров И. В. Гражданское мировосприятие молодёжи: феноменология, диагностика и психолого-педагогические условия формирования / И. В. Егоров, Д. В. Наумова, Л. Б. Шнейдер, А. А. Фомин; И. В. Егоров, общ. ред. М., 2017.
  4. Могилёвкин Е. А, Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 1. С. 61–78.

Наумова Диана Викторовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет Институтт педагогики и психологии образования, доцент дпепартамента психологии;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7427-0079;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.
Фоминова Алла Николаевна; Маясова Татьяна Викторовна

Ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в начальной школе студентами педагогического вуза

Фоминова А. Н., Маясова Т. В. Ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в начальной школе студентами педагогического вуза // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 137-147

DOI: 10.15382/sturIV201952.137-147
В данной статье представлены результаты исследования анализа студентами педагогических вузов собственных переживаний в младшей школе. Актуальность данной работы связана с изучением наиболее эмоционально значимых переживаний школьников, которые фиксируются в памяти. Целью исследования было выявление и психологический анализ эмоциогенных ситуаций школьной жизни в воспоминаниях студентов педагогических вузов в процессе изучения психологии младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 156 студентов 2-го и 3-го курсов педагогических вузов Москвы и Нижнего Новгорода.Данная работа сочетала в себе исследование и психотерапевтическую практику со студентами по переработке негативных переживаний, связанных с их учебной деятельностью в детстве. Студенты анализировали собственные эмоциогенные школьные ситуации по схеме, в основу которой были положены этапы рационально-эмотивного консультирования А. Эллиса. В результате данного исследования была выявлена эмоциональная напряженность следующих ситуаций школьной жизни, оставшихся в памяти студентов: ситуация публичного негативного оценивания учащегося; ситуация получения ребенком «плохой» отметки; ссоры с одноклассниками. Позитивные эмоциональные воспоминания студентов были связаны с ситуациями успешности, внешнего подкрепления успехов (отметки, грамоты), а также ситуациями социального интереса (дружеские чувства, эмоциональная поддержка, личностное участие). Активизация студентами собственных детских воспоминаний школьной жизни помогает им прочувствовать особую восприимчивость ребенка к непростым ситуациям школьной жизни. Важно, что учитель, не теряющий связь с собственным детством, хорошо воспринимает различные особенности поведения ребенка. Как показали данные исследования и сам процесс работы со студентами, ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в школе помогает будущим педагогам осознавать собственные эмоциональные проблемы, а также осмысливать направления помощи учащимся в развитии навыков совладания с трудностями в школе.
ретроспективный анализ школьных переживаний, эмоции, младший школьный возраст, отношения ученик-учитель, проблема успешности, развитие педагогической рефлексии
  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  3. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2011.
  4. Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе (Библиотека журнала «Директор школы». № 1). М., 2014.
  5. Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61–73.
  6. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.; М., 2002.

Фоминова Алла Николаевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва пр. Вернадского д. 88;
Должность: профессор кафедры психологической антропологии;
ORCID: 0000-0002-8158-1008;
Электронный адрес: afominova@list.ru.

Маясова Татьяна Викторовна


Ученая степень: кандидат биологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1;
Должность: доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека;
ORCID: 0000-0002-6292-0545;
Электронный адрес: vip.mayasova@mail.ru.