Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология - №49 | Вестник ПСТГУ
/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :49

ПЕДАГОГИКА

Склярова Татьяна Владимировна; Трунина Ольга Константиновна

Проектирование программы предмета «Православная культура» в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования (5–9 классы)

Склярова Т. В., Трунина О. К. Проектирование программы предмета «Православная культура» в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования (5–9 классы) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 11-21

DOI: 10.15382/sturIV201849.11-21
В статье исследованы подходы к проектированию программы предмета «Православная культура» в составе обязательной для изучения в 5–9 классах образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Названы концептуальные основы разработки содержания предмета: логическое продолжение изучаемого в начальной школе модуля «Основы православной культуры», нацеленность предмета на решение задач общего образования, соответствие требованиям образовательных стандартов в части формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Проектирование личностных результатов освоения программы предмета основано на социокультурных линиях развития подростков (М. Р. Битянова): становлении мировоззрения и самосознания, развитии рефлексии, проектности, ценностного самоопределения и способности к сотрудничеству и диалогу. Характеристики личностных образовательных результатов, достигаемых при изучении православной культуры, приведены в статье. Предложена модель конструирования содержания образования по данному предмету, включающая основные и дополнительные содержательные линии, приведены их характеристики. Сформулированы главные темы изучения предмета по каждому году обучения, предложены цели и задачи. Названы ведущие принципы конструирования предмета, показаны основные и вариативные темы для каждого года обучения. Проект программы предмета «Православная культура» для основного общего образования представлен в форме таблицы.
федеральный государственный образовательный стандарт, основное общее образование, духовно-нравственная культура, духовное развитие, православная культура, основы религиозных культур и светской этики, образовательная область, актуальные социокультурные линии развития подростков
  1. Письмо Минобрнауки России «О методических рекомендациях». URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismominobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsiyakh-odnkr.html
  2. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: “Основы религиозных культур и светской этики” и “Основы духовно-нравственной культуры народов России”». URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastejosnovy-relig.html
  3. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», М., 2002.
  4. Склярова Т. В., Битянова М. Р., Беглова Т. В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза, 2017.

Склярова Татьяна Владимировна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
Должность: декан педагогического факультета;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.

Трунина Ольга Константиновна


Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №17"; Московская область, г. о. Балашиха, Балашихинский район, мкр Салтыковка, Разинское ш., 27а;
Должность: учитель ОРКСЭ;
ORCID: 0000-0002-6343-2076;
Электронный адрес: trun-ok@mail.ru.
Работа выполнена в рамках проекта «Общероссийская олимпиада школьников “Основы православной культуры”», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов в соответствии с договором № 17-1-006284 о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
Разбаева Екатерина Владимировна

Цели, стандарты и педагогические подходы к проблеме религиозного образования в современной Европе

Разбаева Е. В. Цели, стандарты и педагогические подходы к проблеме религиозного образования в современной Европе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 22-38

DOI: 10.15382/sturIV201849.22-38
В статье рассматривается современная проблематика, связанная с организацией религиозного образования в европейских странах. Проведенный анализ позволил выделить основные модели взаимодействия государства, религиозных организаций и общества в сфере образования в зависимости от историкополитических предпосылок конкретной страны. Выявленные модели варьируются от полного отказа государством предоставлять религиозное образование до делегирования обязанностей по обучению религиозным институтам. Устоявшийся «баланс сил» в этом взаимодействии постоянно корректируется современной тенденцией к европеизации. Кроме того, статья раскрывает особенности текущей дискуссии, касающейся выбора педагогического подхода. Превалирующие подходы (религиоведческий, феноменологический и конфессиональный) исходят из разных, подчас конкурирующих, образовательных или идеологических задач. Помимо этого, каждый из них имеет определенные ограничения: технические (специальная подготовка кадров), педагогические (соответствие интеллектуальным способностям и возрастным задачам) или политико-мировоззренческие. Последние связаны либо с противоречием идеям мультикультурализма и плюрализма, либо с усилением политики секьюритизации национальной идентичности.
религиозное образование, конфессиональное образование, катехизация, индоктринизация, религиоведение, феноменологический подход, плюрализм, мультикультурализм, стандартизация и европеизация религиозного образования
  1. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2. С. 89–97.
  2. Йенсен Т. Религиозное образование в государственных школах: важнейшие тенденции (преимущественно на примере Скандинавии) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 46–71.
  3. Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. СПб., 2010.
  4. Наезд перед Рождеством. URL: https://www.svoboda.org/a/28931569.html
  5. Религиозное образование в Нидерландах. URL: http://mmiweb.org.uk/eftreold/reeurope/netherlands_2008.html
  6. Склярова Т. В., Джероян М. С. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 9–23.
  7. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. № 4 (27). С. 7–12.
  8. «Троянский конь» исламизма. URL: https://www.svoboda.org/a/25359609.html
  9. Шахнович М. М. Религия в школе: современный европейский ландшафт // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 30–45.
  10. Шахнович М. М. Феноменологическое религиоведение: история и метод // Miscellanea Humanitaria Philosophiae: Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Ю. Н. Солонина. СПб., 2001. С. 301–308.
  11. Andreassen B.-O. Religion education in Norway: tension and harmony between human rights and christian cultural heritage // Temenos. 2013. Vol. 49(2). P. 137–164.
  12. Berglund J. Swedish religion education: objective but marinated in lutheran protestantism // Temenos. 2013. Vol. 49(2). P. 165–184.
  13. Cox E. Changing aim in religious education. London, 1966.
  14. Cox E. Sixth form religion: a study of the beliefs and of the attitudes to religion, religious instruction, and morals, of a sample of grammar school sixth form pupils. London, 1967.
  15. Davie G. Europe: the exception that proves the rule? // The desecularization of the world / P. L. Berger, ed. Washington, D. C., 1999. P. 65–83.
  16. Grimmitt M. Religious education and human development: the relationship between studying religions and personal, social and moral education. Great Wakering, 1987.
  17. Grimmitt M. What can I do in RE? A consideration of the place of religion in the twentieth-century curriculum with suggestions for practical work in schools. Great Wakering, 1973. Р. 73.
  18. Guidelines for teaching about religion in K-12 public schools in the United State. URL: https://rlp.hds.harvard.edu/publications/guidelines-teaching-about-religion-k-12-public-schoolsunited-states
  19. Jackson R. Addressing religious extremism: A positive approach for policy makers and practitioners // In religion and confl ict: responding to the challenges / T. Thorp, D. Cere, eds. London, 2014. P. 70–77.
  20. Jackson R. Inclusive study of religions and other worldviews in publicly-funded schools in democratic societies // The future of religious education in Europe / K. Stoeckl, O. Roy, eds. San Domenico di Fiesole, 2015. P. 7–18.
  21. Jackson R. Religious education: an interpretive approach. London, 1997.
  22. Jackson R. Rethinking religious education and plurality // Issues in diversity and pedagogy. Routledge. 2004. P. 22–39.
  23. Jackson R., Weisse W. Religion in education. A contribution to dialogue or a factor of confl ict? // The REDCo-project: Presentation to European Parliament. Hamburg, 2009. P. 30–36.
  24. Joppke C. The Retreat is real — but what is the alternative? Multiculturalism, muscular liberalism, and islam // Constellations. 2014. Vol. 21 (2). P. 286–295.
  25. Kay W. K. Religious education in Great Britain // Religious education in Great Britain, Sweden and Russia: presentations, problem inventories and commentaries / E. Almén, H. C. Øster, eds. Linköping, 2000.
  26. Loukes H. New ground in Christian education. London, 1965.
  27. McGheea D., Zhangb Sh. Nurturing resilient future citizens through value consistency vs. the retreat from multiculturalism and securitisation in the promotion of British values in schools in the UK // Citizenship studies. 2017. Vol. 21 (8). P. 937–950.
  28. Religious еducation: The non-statutory national framework. London, 2004.
  29. Schreiner P. Religious education in the european context // Issues in religious education / B. Lynne, A. Brown, eds. London; New York, 2002. P. 87.
  30. Signposts: policy and practice for teaching about religions and nonreligious worldviews in intercultural education. Strasbourg, 2014.
  31. Teaching Christianity in dialogue with other faith traditions. URL: https://www.oikoumene.org/en/resources/documents/wcc-programmes/interreligious-dialogue-and-cooperation/christian-identity-in-pluralistic-societies/teaching-christianity-in-dialogue-with-otherfaith-traditions
  32. Toledo guiding principles on teaching about religions and beliefs in public schools. Warsaw, 2007.
  33. White Paper on intercultural dialogue. Strasbourg, 2008.
  34. Willaime J.-P. Different models for religion and education in Europe // Religion and education in Europe. Developments, contexts and debates / R. Jackson et al., eds. Münster, 2007. P. 57.

Разбаева Екатерина Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
ORCID: 0000-0002-5733-842X;
Электронный адрес: kirasiry@ya.ru.
Выражаю благодарность своему научному руководителю Дивногорцевой С.В. за поддержку, помощь в редактировании и советы по улучшению статьи.
Селиванова Наталия Леонидовна; Степанов Павел Валентинович; Степанова Ирина Викторовна

Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования

Селиванова Н. Л., Степанов П. В., Степанова И. В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 39-48

DOI: 10.15382/sturIV201849.39-48
В данной статье рассматриваются основные причины необходимых сегодня изменений в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования детей. Эти изменения связаны преимущественно с интеграцией современных научных знаний о воспитании в процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе, а также с обновлением в связи с этим учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей. Кроме того, в процессе обновления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе должны быть учтены не только последние достижения педагогической науки, но также и те изменения в практике воспитания, которые были внесены новыми официальными нормативными и методическими документами. В статье представлены достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день программном, учебном и методическом обеспечении подготовки студентов педагогических специальностей. Здесь определены и ключевые проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, решение которых, по мнению авторов, повысит их востребованность руководителями российских школ. Особое внимание в статье уделено теоретическим основам подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
воспитание, студент, педагог, подготовка педагогов, образовательная организация, систематизация, теоретические основы
  1. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2005.
  2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М., 2002.
  3. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей. М., 2010.
  4. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010.
  5. Степанов П. В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009. № 2. С. 190–196.

Селиванова Наталия Леонидовна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заведующий Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0001-6654-5992;
Электронный адрес: nselivanova2000@mail.ru.

Степанов Павел Валентинович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заместитель заведующего Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0003-4924-835X;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.

Степанова Ирина Викторовна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9972-0267;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2019 гг. (№ 27.7091. 2017/ БЧ).
Беленчук Лариса Николаевна

Традиционализм в русской педагогике рубежа XIX-XX вв. (на примере творчества К. П. Победоносцева и о. Иоанна Кронштадтского)

Беленчук Л. Н. Традиционализм в русской педагогике рубежа XIX-XX вв. (на примере творчества К. П. Победоносцева и о. Иоанна Кронштадтского) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 49-58

DOI: 10.15382/sturIV201849.49-58
Статья посвящена анализу идей двух представителей традиционалистских педагогических взглядов России рубежа XIX–XX вв. — обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева и «Всероссийского батюшки» — св. прав. Иоанна Кронштадтского. В то непростое время Россия переживала взлет различных новых для нее идеологий — революционных, либеральных, нигилистических, радикальных и пр. Подавляющее большинство интеллигенции исповедовали именно эти идеи. На этом фоне все традиционное представлялось старым, отжившим свой век. Отсюда и представление о К. П. Победоносцеве как об охранителе, ретрограде, которое, к сожалению, не только живо до сих пор, но тиражируется в художественной литературе, кино, публицистике и таким образом прочно входит в массовое сознание. Между тем и Победоносцев, и о. Иоанн Кронштадтский создали совершенно новые для своего времени образовательные системы: первый — в пределах всей страны, а второй — в масштабах своего города. Из двух примеров традиционалистских просветительных реформ мы видим, как на национальной, исторической почве вырастают совершенно новые, неизвестные до этого социально-образовательные системы.
традиционализм, педагогика, история школы, К. П. Победоносцев, о. Иоанн Кронштадтский, школьная система, новаторство, просвещение, образование в России, воспитание, обучение
  1. Александр Семенов (Тян-Шанский), еп. Отец Иоанн Кронштадтский. Париж, 1955.
  2. Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011.
  3. Богуславский М. В., Кудряшев А. В., Милованов К. Ю. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX в.: Монография / М. В. Богуславский, ред. М., 2017.
  4. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М., 2010.
  5. Иоанн Кронштадтский, св. прав. О воспитании детей. URL: http://www.orthedu.ru/roditeli/1539-svyatoj-pravednyj-ioann-kronshtadtskij -o.html
  6. Константин (Горянов), митр. Современники: святой праведный Иоанн Кронштадтский и революционный священник Георгий Гапон. Становление их личностей и влияние каждого на мировоззрение русского народа // Родная Ладога. 2017. № 2. С. 32.
  7. Перевезенцев С. В. Традиционализм: русский взгляд // Родная Ладога. 2017. № 3. С. 19.
  8. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., 1996.
  9. Хрестоматия по истории педагогики / Л. Н. Беленчук, Е. Н. Никулина, сост. М., 2016. Т. 1.

Беленчук Лариса Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 гг. (№ 27.8089.2017/БЧ).
Светлова Настасья Евгеньевна

К. П. Победоносцев и церковно-приходские школы России в начале XX в.

Светлова Н. Е. К. П. Победоносцев и церковно-приходские школы России в начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 59-68

DOI: 10.15382/sturIV201849.59-68
В статье приводится краткий обзор развития церковного школьного образования в России со времени возникновения самых первых школ, дана характеристика системы церковно-приходских школ в конце XIX — начале XX в., раскрыта деятельность К. П. Победоносцева по развитию церковно-приходских школ в России в начале XX в. Церковно-приходская школа рассматривается как результат его государственной политики. Взгляды К. П. Победоносцева на постановку школьного дела были главным образом сформированы церковным сознанием, пониманием значимости веры и Церкви для общества. Его педагогические воззрения реализовывались на практике церковно-приходских школ, которые наибольшего расцвета достигли в исследуемый период. Исследование состояния церковных школ за период 1900–1907 гг., постановки учебного и воспитательного процесса, отражающие влияние и попечение обер-прокурора о школах, позволило заключить о наличии мощной системы церковно-приходских школ, созданной и управляемой Святейшим Синодом, которая внесла большой вклад в историю развития образования в России. Отмечена важность исследования устройства и состояния данного вида школ для современной системы российского школьного образования.
К. П. Победоносцев, Святейший Синод, церковно-приходская школа, начальные школы, развитие образования, воспитание, мировоззрение
  1. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 г. СПб., 1905.
  2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1902 г. СПб., 1905.
  3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1903–1904 гг. СПб., 1909.
  4. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 гг. СПб., 1910.
  5. Гончаров М. А., Плохова М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX — начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. № 2 (25). С. 101–117.
  6. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909 гг.). СПб., 1909. С. 83–84.
  7. Лями Этьен Мари Виктор. Призвание женщины в школе и в обществе. М., 1901.
  8. Победоносцев К. П. Ученье и учитель: пед. заметки // Сочинения. СПб., 1996. С. 472–508.
  9. Псковские епархиальные ведомости. Псков, 1900. № 1. С. 6–7.
  10. Розанов В. В. Около церковных стен: в 2 т. СПб., 1906. Т. 1.

Светлова Настасья Евгеньевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
ORCID: 0000-0003-3288-2602;
Электронный адрес: svetanastasis@gmail.com.
Работа поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).
Симора Виталий Анатольевич, священник

Роль преподавательской корпорации в подготовке просвещенного духовенства в Тверской духовной семинарии в начале XX столетия

Симора В. А. Роль преподавательской корпорации в подготовке просвещенного духовенства в Тверской духовной семинарии в начале XX столетия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 69-77

DOI: 10.15382/sturIV201849.69-77
Статья посвящена роли педагогической корпорации Тверской духовной семинарии в деле воспитания будущих пастырей Русской Православной Церкви в начале XX в. В конце XIX в. была предпринята попытка проведения реформ духовной школы. Это было обусловлено начавшимся кризисом средних духовных заведений. Признаками кризиса духовных семинарий были: снижение успеваемости, ухудшение дисциплины и семинарские волнения. По этой причине вся педагогическая корпорация, инспекторский надзор, семинарское и епархиальное руководство должны были сплотиться, чтобы противостоять тем внешним влияниям и внутренним нестроениям, которые охватили духовные средние учебные заведения. Педагогической корпорации рекомендовалось обращать внимание на привлечение учеников старших классов к практическому участию в богослужении; приобщение воспитанников к чтению святоотеческих творений в урочное и внеурочное время. Но, несмотря на непростое предвоенное и военное время, трудное материальное положение, в сравнении со светскими учебными заведениями, многие преподаватели остались верными своему педагогическому долгу до закрытия Тверской духовной семинарии.
преподавательская корпорация, духовенство, Тверская духовная семинария, правящий архиерей, семинарские волнения, воспитанники, пастырство, религиозное и духовно-нравственное воспитание, реформа духовных семинарий
  1. Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедования за 1900 г. СПб., 1903.
  2. К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 337–338.
  3. К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 341.
  4. От Правления Тверской духовной семинарии // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1907. № 14. Год 31. Часть оф. С. 332–333.
  5. Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 г., с относящимся к ним постановлением Св. Синода. СПб., 1908.
  6. Чествование Ректора Тверской духовной семинарии, протоиерея Александра Петровича Надежина, по случаю назначения его членом Государственного Совета // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1913. № 1. Год 37. Часть неоф. С. 3–17.

Симора Виталий Анатольевич, священник


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Епархиальное управление Тверской и Кашинской епархии; 170000, Тверь, ул. Советская 10; Институт педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета; 170000, г. Тверь, ул. Желябова 33; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, 127051, Лихов пер. д. 6;;
Должность: Председатель Отдела религиозного образования и катехизации; доцент кафедры теологии; аспирант;
ORCID: 0000-0002-7317-9772;
Электронный адрес: vitalijsimora@yandex.ru.
Беленцов Сергей Иванович

Социально-педагогические идеи в творчестве Георга Кершенштейнера

Беленцов С. И. Социально-педагогические идеи в творчестве Георга Кершенштейнера // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 78-87

DOI: 10.15382/sturIV201849.78-87
В статье анализируется социально-педагогическая система, предложенная известным немецким педагогом второй половины ХIХ — начала ХХ в. Георгом Кершенштейнером, апологетом гражданского воспитания. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются системный, исторический и культурологический, позволившие установить сущностные характеристики, особенности процесса воспитания в Германии рассматриваемого периода. Суть гражданского воспитания Г. Кершенштейнер изложил в своих трудах «Основные вопросы школьной организации», «О воспитании гражданственности», «Трудовая школа». Целью гражданского воспитания, по Г. Кершенштейнеру, было формирование гуманистического общежития. Работы Г. Кершенштейнера утверждали представление о гражданском воспитании как формировании солидарности, законности, умения жертвовать собственными интересами, уважения к общественному порядку, любви к Родине. Материалы статьи могут быть полезны педагогическим работникам, организаторам воспитательной работы с учащейся молодежью для знакомства с жизнью и деятельностью известного германского педагога и общественного деятеля Г. Кершенштейнера.
Георг Кершенштейнер, гражданское воспитание, трудовая школа, начальная народная школа, образование
  1. Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2006.
  2. Ильин Н. Н. О воспитании общественности в школе. М., 1916.
  3. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Пг., 1917.
  4. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. СПб., 1911.
  5. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.
  6. Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М., 1910.
  7. Левинсон К. А. Модернизация и школа в Германии на рубеже XIX и XX вв. // Новое литературное обозрение. 2010. № 105. С. 33–56.
  8. Образцова О. Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца XIX — начала XX в.: Дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 1996.
  9. Рыжов А. Н. Новые подходы к воспитанию и воспитанию ребенка в теории образования и практике западноевропейских стран и России в конце XIX — начале XX в. М., 2006.
  10. Соколов П. А. История педагогических систем. Пг., 1916.
  11. Тутикова И. А. Фундаментальные идеи гражданского образования Георга Кершенштейнера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 4. С. 14–22.

Беленцов Сергей Иванович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Курский государственный университет; Российская Федерация, 305038, г. Курск, Майский бульвар, 28–28;
Должность: проф. кафедры непрерывного профессионального образования;
ORCID: 0000-0003-4844-5343;
Электронный адрес: si_bel@mail.ru.
Работа подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00013).
Козлова Мария Андреевна

Школьная книга как инструмент адаптации и интеграции меньшинств: стратегии межпоколенной культурной трансмиссии в букварях русской эмиграции 1920-1930-х годов

Козлова М. А. Школьная книга как инструмент адаптации и интеграции меньшинств: стратегии межпоколенной культурной трансмиссии в букварях русской эмиграции 1920-1930-х годов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 88-102

DOI: 10.15382/sturIV201849.88-102
В статье рассматривается проблематика межпоколенной культурной трансмиссии на примере букварей, издававшихся для русскоязычных детей в Латвии в 1920–1930-е гг. Концептуальную рамку исследования составили классические и современные теории социальной сплоченности и межпоколенной культурной трансмиссии. В учебниках, издававшихся в либеральный период 1920-х гг., ребенок побуждается к самостоятельной выработке ценностей и поведенческих практик с использованием рекомендованных взрослым сообществом средств — знаний и образования. Так сообщество ориентирует ребенка на включение в сеть «слабых» связей, снижая внутригрупповую сплоченность, но готовя ребенка к интеграции в доминирующую культуру. В букваре, изданном на десятилетие позднее, мы фиксируем признаки «закрытия» группы: «неизменность» транслируемых ценностей, иллюзия стабильности, гомогенизируя сообщество как в горизонтальном, так и в вертикальном измерениях, обеспечивает внутригрупповую сплоченность, как кокон защищая группу от культурной диффузии и ассимиляции. Соотнесение выявленных стратегий с результатами анализа контента учебников, издававшихся в иных культурных и политических контекстах, позволяет оценивать описанные модели как универсальные стратегии адаптации меньшинств к меняющимся установкам и политике большинства.
межпоколенная культурная трансмиссия, русская эмиграция, букварь, терминальные и инструментальные ценности, социальная сплоченность, адаптация мигрантов
  1. Апине И. Русские в Латвии в 1920–1940 гг. Возвращение традиций? / Т. Ясинская, сост. // «Русские Прибалтики»: Механизм культурной интеграции (до 1940 г.). Вильнюс, 1997. С. 63–81.
  2. Безрогов В. Г., Маркарова Т. С. (ред.) «Начало учения детям»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры. М., 2014.
  3. Григорьев Л. Русское слово. Букварь. Рига, 1937.
  4. Гудков Н. Наглядный русский букварь по новой орфографии. Рига, 1929–1930.
  5. Гущин В. Судьба русской школы в Латвии. URL: http://www.bilingual-online.net/
  6. Давис И. Новая русская азбука. Обучение чтению, письму и разговорной речи по наглядно-практическому методу. Рига, 1923.
  7. История теоретической социологии / Ю. Н. Давыдова, ред. М., 2015.
  8. Козлова М. А. Межпоколенная трансмиссия паттернов группового сплочения в разных социокультурных контекстах: на примере букварей для детей русской эмиграции и Советской России // Мир России. 2018. № 2. (принято в печать.)
  9. Лярский А. Б. «Вот я! Зачем звал?»: смерть в букварях и книгах для начального чтения в России конца XIX — начала XX в. / В. Г. Безрогов, Т. С. Маркарова, ред. // «Начало учения детям»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры. М., 2014. С. 231–254.
  10. Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М. Психологическое благополучие детей в русских семьях Латвии (cходство ценностей с родителями и сверстниками) // Общественные науки и современность. 2016. № 2. С. 121–135.
  11. Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д. Влияние мотивации к этнокультурной преемственности и стратегий аккультурации родителей на аккультурацию детей в русских семьях Латвии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 68–79.
  12. Селунский А. Веселый букварь для деревенских детей. Рига, 1927.
  13. Солопенко А. Почему в Латвии русских слышно, а в Эстонии нет. URL: https://republic.ru/world/konets_russkoy_partii_v_estonii-750056.xhtml
  14. Фейгмане Т. Русская школа в Латвии (1918–1940) // «Русские Прибалтики». Механизм культурной интеграции (до 1940 г.). Вильнюс, 1997. С. 129–138.
  15. Albert I., Trommsdorff G., Wisnubrata L. Intergenerational transmission of values in diff erent cultural contexts: A study in Germany and Indonesia / A. Gari, ed. // Quod erat demonstrandum: From Herodotus ethnographic journeys to cross-cultural research. Athens, 2009. Р. 221–230.
  16. Barni D., Ranieri S., Scabini E., Rosnatiet R. Value transmission in the family: do adolescents accept the values their parents want to transmit? // Journal of moral education. 2011. Vol. 40. № 1. P. 105–121.
  17. Berry J. W. Social and cultural change / H. C. Trindis, R. Brislin, eds. // Handbook of crosscultural psychology. Vol. 5. Social Psychology. Boston, 1980.
  18. Berry J. W., Kim U., Minde T., Mok D. Comparative studies of acculturative stress // International migration review. 1987. Vol. 21. P. 491–511.
  19. Pfeffer D. The integration of groups // Ethnicities. 2014. Vol. 14. № 3. P. 351–370.
  20. Phinney J. S., Ong A. Centralas statistikas parvaldes datubazes. URL: http://data.csb.gov.lv/pxweb/en/Sociala/Sociala__ikgad__iedz__iedzskaits/?tablelist=true&rxid=cdcb978c-22b0-416a-aacc-aa650d3e2ce0
  21. Schönpfl ug U. Intergenerational transmission of values: The role of transmission belts // Journal of cross-cultural psychology. 2001. Vol. 32 (2). P. 174–185.
  22. Steensland B. Moral Classification and Social Policy / S. Hitlin, S. Vaisey, eds. // Handbook of the sociology of morality, handbooks of sociology and social research. 2010. P. 455–468.

Козлова Мария Андреевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5516-2611;
Электронный адрес: makozlova@yandex.ru.
Работа над статьей поддержана грантом РФФИ 17-06-00071а.
Никулина Елена Николаевна

«Опасности юности»: к вопросу о взаимоотношениях полов в наследии свт. Феофана Затворника

Никулина Е. Н. «Опасности юности»: к вопросу о взаимоотношениях полов в наследии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 103-118

DOI: 10.15382/sturIV201849.103-118
Святитель Феофан Затворник разработал оригинальную концепцию христианской возрастной педагогики, яркой особенностью которой является психологическая характеристика юности — возраста, которому в отечественной педагогической теории XIX в. практически не уделялось внимание. Статья посвящена одной из «опасностей» юности (в представлении свт. Феофана) — общению с противоположным полом. Это общение свт. Феофан рассматривал не столько в традиционном для святоотеческой мысли контексте сохранения телесного целомудрия, сколько в психологическом ракурсе — как возникновение душевной привязанности (влюбленности) и противодействие ей. В статье рассмотрены возможные причины отрицательного отношения святителя Феофана к влюбленности, отраженные в корпусе его произведений. В числе этих причин — принципиальное отличие влюбленности, страстного состояния, сопровождаемого «потерей себя» как «лица», от бесстрастной христианской любви-α͗γάπη — плода Святого Духа и вершины христианского совершенства; практика заключения браков в XIX в., не приветствовавшая добрачные романтические отношения; личный опыт самого святителя как монаха (что косвенно подтверждено биографами) и запросы адресатов. С позиций христианской аскетики и современной ему психологии свт. Феофан анализировал различные этапы влюбленности и предлагал способы борьбы с ней. Автор предполагает, что вероятной причиной пристального внимания святителя к данной теме могло послужить пережитое в юности увлечение.
возрастная педагогика свт. Феофана Затворника, возрастная периодизация, психологическая характеристика юности, проблемы общения в юности, влюбленность, христианская любовь (aγάπη)
  1. Апресяна Р. Г. Слова любви: eros, philia, agape // Философия и культура. 2012. № 8. С. 27‒40.
  2. Воронцов А. А., свящ. Христианская юность: (Слово на день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова). Казань, 1911.
  3. Гегель Г. Философия права / Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц, ред. и сост. М., 1990.
  4. Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. СПб., 1834. Т. 6. С. 62−64.
  5. Детство и юность, их психология и педагогика: Педолог. сб. / [Под ред. проф. К. Н. Корнилова и Н. А. Рыбникова]. М., 1922.
  6. Дивильковский А. А. Воспитание детей у народа: (Отрочество и юность) / [Ред.] А. А. Чарушин. Архангельск, 1917.
  7. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. / И. Х. Дворецкий, сост. М., 1958. Т. 2.
  8. Евсевий (Орлинский), архиеп. О средствах к сохранению благонравия в детях // Прибавления к Творениям св. отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 2.
  9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. М., 2002.
  10. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на первое послание к коринфянам // Творения: в 12 т. СПб., 1895‒1906. Т. 10. Кн. 1.
  11. Карницкий А. О. Пища ребенка как источник его здоровья и силы: (Детство, отрочество, юность): Настол. кн. для матерей / [Соч.] д-ра мед. А. О. Карницкого, прив.-доц. Ун-та св. Владимира. 1-е изд. Вып. 1. Киев, 1909.
  12. Карницкий А. О. Развитие ребенка и особенности его возрастов (детство, отрочество и юность). Баку, 1927.
  13. Климент (Капалин), митр. Святитель Феофан, Затворник Вышенский: юность в Орловской духовной семинарии. URL: http://www.bogoslov.ru/text/print/5065084.html
  14. Корсунский И. Н. Смысл жизни и деятельности преосвященного Феофана (Говорова): к годовщине кончины его // Богословский вестник. 1895. Т. 1. № 1. С. 85.
  15. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII ‒ нач. XIX в.). СПб., 1994.
  16. Никулина Е. Н. Антрополого-педагогические воззрения свт. Феофана Затворника: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2016.
  17. Никулина Е. Н. Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 4. С. 81−90.
  18. Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 2. С. 165‒178.
  19. Рубинштейн М. М. Психология и педагогика юности. М., 1927.
  20. Рубинштейн М. М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
  21. Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М.; Л., 1929.
  22. Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. М., 1915.
  23. Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.
  24. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 8; Т. 9.
  25. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 3.
  26. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 2.
  27. Ушинский. К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 10.
  28. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года. М., 2006.
  29. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005.
  30. Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах жизни веры. М., 2007.
  31. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Приложения 1858‒1860 // Полное собрание творений: в 40 т. М., 2011. Т. 7.
  32. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 2000.
  33. Феофан Затворник, свт. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869.
  34. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001.
  35. Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. М., 2000.
  36. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М., 2001.
  37. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998.
  38. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Послание к ефесянам. М., 1998.
  39. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Послание к галатам. М., 1995.
  40. Hegel G. Grundlinien der Philosophie des Rechts. Leipzig, 1911.

Никулина Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: доцент кафедры теологии;
ORCID: 0000-0001-9954-2501;
Электронный адрес: nikulina-e-n@yandex.ru.
Автор выражает признательность чл.-корр. РАО д.п.н. В.Г. Безрогову и доценту ПСТГУ канд. геол.н. диак. Н. Серебрякову за ценные советы по содержанию статьи.
Чмелёва Елена Викторовна

Авторы сборника «Вехи» и К. Н. Вентцель о формировании творческого самосознания личности

Чмелёва Е. В. Авторы сборника «Вехи» и К. Н. Вентцель о формировании творческого самосознания личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 119-126

DOI: 10.15382/sturIV201849.119-126
В статье анализируются взгляды авторов сборника «Вехи» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк, А. С. Изгоев) и К. Н. Вентцеля о выборе пути преобразования России, о воспитании нового человека. Обращение к проблематике «Вех» в данном контексте связано с тем, что духовные поиски известных русских философов начала XX в. (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк, А. С. Изгоев) и К. Н. Вентцеля совпали во времени. Это не было случайным, скорее закономерным явлением. Сопоставление высказанных ими идей в области воспитания поражает совпадением взглядов, наблюдений, выводов. Они поставили точный диагноз социальных и нравственных болезней интеллигенции и интеллигентной молодежи и обозначили направления духовных поисков в определении созидательных целей жизни. Несмотря на все различие мировоззрения этих мыслителей, их поиски строились на одной основе — на фундаменте духовного преобразования развивающейся личности. Результаты воспитания ученые связывали с влиянием семьи, школы, окружающей среды, всех социальных институтов. До сих пор идеи, высказанные ими, актуальны для нашего общества и для педагогики.
история отечественной педагогики, начало XX века, сборник «Вехи», К. Н. Вентцель, формирование, духовность, творческое самосознание личности
  1. Вентцель К. Н. Как создать свободную школу (Дом Свободного ребенка). М., 1908.
  2. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1915.
  3. Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. 1909–1910 / Н. Казакова, сост., коммент.; В. Шелохаев, предисл. М., 1991.
  4. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания // Речь, произнесенная в торжественном заседании второго съезда отечественных психиатров в Киеве, 8 сентября, 1905 г. Киев, 1906.

Чмелёва Елена Викторовна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФГБОУ ВО "Смоленский государственный университет"; Российская Федерация, Смоленск, 214000, ул. Пржевальского, д. 4;
Должность: профессор кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0001-8775-9535;
Электронный адрес: Elenaviktoria@yandex.ru.

ПСИХОЛОГИЯ

Ясин Мирослав Иванович; Гусева Евгения Сергеевна

Исследование уровня когнитивной закрытости у православных христиан

Ясин М. И., Гусева Е. С. Исследование уровня когнитивной закрытости у православных христиан // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 129-141

DOI: 10.15382/sturIV201849.129-141
Когнитивная закрытость представляет собой аспект познавательной деятельности, позволяющий сделать однозначный выбор и отсечь лишнюю, противоречивую и мешающую информацию. В психологии религии когнитивную закрытость чаще всего сопоставляют с явлениями догматизма, консерватизма и религиозного фундаментализма. Мы провели сравнительное исследование, сопоставив данные по двум группам испытуемых: православных христиан (70 человек) и атеистов (70 человек), с использованием теста «Стремление к когнитивной закрытости». Результаты измерений сравнивались методом двухвыборочного T-критерия Стьюдента, для выборок с различными дисперсиями. Наше эмпирическое исследование показало, что в целом у православных когнитивная закрытость не выше и не ниже, чем в контрольной группе. По шкалам предубеждений и стремления к упорядоченности жизни не выявлено статистически значимых отличий. У православных значимо ниже оказалась решительность, они склонны медлить с принятием решений, внимательно взвешивать и обдумывать альтернативы. У православных выше потребность прогнозировать события и поведение людей, жить по плану, снижена готовность столкнуться с неожиданными событиями и поступками людей. У православных испытуемых выше стремление к дискретности и критичности мышления.
психология религии, познавательная деятельность, когнитивная психология, когнитивная закрытость, решительность, предсказуемость, коллективный характер, православие
  1. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
  2. Братусь Б. С., Инина Н. В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестник московского университета. Серия 14: Психология. 2011. Вып. 1. С. 25–38.
  3. Кулакова А. А. Основные проблемы перегрузки информацией // Материалы ежегодной Международной заочной научно-практической конференции. 2015. Т. 3. С. 290–293.
  4. Лега В. П. Современные проблемы философии религии: учеб. пособ. М., 2012.
  5. Лега В. П. Учение об отношении веры и разума в рационалистической философии XVII в. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2007. Т. 1. № 17. С. 167–172.
  6. Лега В. П. Что такое вера? Учение апостола Павла и отцов Церкви о сущности веры и отношении ее к знанию. URL: http://legavp.ru/fi les/Faith%20and%20Reason.doc
  7. Налимов В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978.
  8. Нарциссова С. Ю. Когнитивная модель и когнитивные стратегии // Наука и современность. 2010. № 6-1. С. 393–397.
  9. Нарциссова С. Ю. Личность сквозь призму когнитивных структур // Наука и современность. 2010. № 6-1. С. 384–393.
  10. Шлаина В. М. Проблемы адаптации в современной информационной среде // Психология и соционика межличностных отношений. 2012. № 12. С. 34–36.
  11. Assor А., Cohen-Malayev M., Kaplan A., Friedman D. Choosing to stay religious in a modern world: socialization and exploration processes leading to an integrated internalization of religion among Israeli Jewish youth // Motivation and religion: advances in motivation and achievement. 2005. Vol. 14. P. 105–150.
  12. Batson C. D., Ventis W. L. The religious experience: A social-psychological perspective. New York, 1982.
  13. Buxant C., Saroglou V., Scheuer J. Contemporary conversions: Compensatory needs or self-growth motives? // Research for the social scientifi c study of religion. 2009. Vol. 20. P. 47–68.
  14. Duriez B., Soenens B., Neyrinck B., Vansteenkiste M. Is religiosity related to better parenting? The importance of disentangling religiosity from religious cognitive style // Journal of family. 2009. Vol. 30. P. 1287–1307.
  15. Hood R. W., Spilka Jr. B., Hunsberger B., Gorsuch R. The psychology of religion: An empirical approach. New York, 1996.
  16. Kass J. D., Friedman R., Leserman J., Zuttermeister P., Benson H. Health outcomes and a new measure of spiritual experience // Journal of scientifi c study of religion. 1991. Vol. 30. P. 203–211.
  17. Kruglanski A. W. The psychology of closed mindedness. New York, 2004.
  18. Kruglanski A. W., Webster D. M. Motivated closing of the mind: «seizing» and «freezing» // Psychological review. 1996. Vol. 103 (2). Р. 263–283.
  19. Leak G. K., Randall B. A. Clarication of the link between right-wing authoritarianism and religiousness: the role of religious maturity // Journal for the scientifi c study of religion. 1995. Vol. 34. P. 245–252.
  20. Rokeach M. The open and closed mind: investigations into the nature of belief systems and personality systems. New York, 1960.
  21. Saroglou V., Muñoz-García A. Individual diff erences in religion and spirituality: An issue of personality traits and/or values // Journal for the scientifi c study of religion. 2008. Vol. 47. P. 83–101.
  22. Saroglou V. Beyond dogmatism: the need for closure as related to religion // Mental health, religion & culture. 2002. Vol. 5 (2). Р. 183–193.
  23. Saroglou V., Kempeneers A., Seynhaeve I. Need for closure and adult attachment dimensions as predictors of religion and reading interests / P. Roelofsma, J. Corveleyn, J. van Saane, eds. One hundred years of psychology and religion. Amsterdam, 2003. Р. 139–154.
  24. Webster D. M., Kruglanski A. W. Individual diff erences in need for cognitive closure // Journal of personality and social psychology. 1994. Vol. 67 (6). Р. 1049–1062.
  25. Wulff D. M. Psychology of religion: Classic and contemporary views. New York, 1991.
  26. Yasin M. I. Psychology of religion: objectives and methods // Humanities and Social Sciences in Europe: achievements and perspectives proceedings of the 5th International symposium. 2014. P. 143–146.

Ясин Мирослав Иванович


Ученая степень: кандидат социологических наук;
Место работы: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова; Российская Федерация, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36;
Должность: доцент кафедры пихологии;
ORCID: 0000-0001-6249-852;
Электронный адрес: nadsaw@yandex.ru.

Гусева Евгения Сергеевна


Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Российская Федерация, 443011, г. Самара, Академика Павлова, 1;
Должность: ст. препод. кафедры социальной психологии;
ORCID: 0000-0002-0060-6710;
Электронный адрес: guseva-es@mail.ru.