/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :54

ПЕДАГОГИКА

Логинова Марина Павловна

Основы образования в США и России: культурно-религиозный аспект

Логинова М. П. Основы образования в США и России: культурно-религиозный аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 9-23

DOI: 10.15382/sturIV201954.9-23
Статья посвящена истории развития систем образования в США и России, а также связи процесса образования и воспитания с религией. Сравнение требований к процессу образования, сформировавшихся в двух культурах в результате исторического развития, позволяет автору говорить об отличительных особенностях национальных систем образования России и США. Рассматривая работы исследователей, изучавших вопросы связи культуры и религии, с одной стороны, и истории зарождения и развития национальных систем образования, с другой, автор обращается к двум коренным «культуроносным» религиям США и России: протестантизму и православию. В работе выделяются некоторые ключевые критерии протестантского и православного мировоззрений и ценностей, которые лежат в основе национальных особенностей педагогических традиций данных стран, а также приводится сравнительный анализ выделенных критериев. Среди таких критериев выбраны следующие: призвание человека, труд в жизни человека, отношение к результатам труда. Данные критерии имеют тесную связь с процессом образования и влияют на его содержание в зависимости от религиозной и культурной установки. Проведенное сравнение, а также лингвистический и этимологический анализ слов образование, education, to bring up, воспитывать дают возможность автору сделать вывод о глубоком различии смыслов, заложенных в данных понятиях. Цели и задачи, стоящие перед процессами образования в двух культурах, также имеют отличительные особенности, а иногда кардинальные расхождения, что ставит под вопрос целесообразность «слепого», некритического копирования основных черт из одной педагогической культуры в другую.
национальная система образования, история образования, образовательные (академические) ценности, протестантские ценности, православные ценности, образовательные традиции США, образовательные традиции России
  1. Беленчук Л. Н. Традиционализм в русской педагогике рубежа XIX–XX вв. (на примере творчества К. П. Победоносцева и о. Иоанна Кронштадтского) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 49–58.
  2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов-на-Дону, 1999.
  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб., 2016.
  4. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1900. URL: http://www.prlib.ru (дата обращения: 15.02.2015).
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 кн. М., 2011. Кн. 2.
  6. Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2006. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-suschnost-i-tsel-vospitaniya-v-kontekstepravoslavnoy-pedagogicheskoy-kultury (дата обращения: 20.11.2018).
  7. Дивногорцева С. Ю. Философско-историческое обоснование идеалов воспитания в трудах славянофилов // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fi losofsko-istoricheskoe-obosnovanie-idealovvospitaniya-v-trudah-slavyanofilov (дата обращения: 20.11.2018).
  8. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: В 2 т. Т. 2. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2003.
  9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. СПб., 2007.
  10. Иларион (Алфеев), митр. Православие: В 2 т. Т. 1. М., 2012.
  11. Образ // Этимологический словарь русского языка. URL: https://vasmer.slovaronline.com/8628-OBRAZ (дата обращения: 21.11.2018).
  12. Осипов А. И. Встреча с духовенством. URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/a-i-osipovvstrecha-s-duhovenstvom-chast-1 (дата обращения: 21.11.2018).
  13. Осипов А. И. Что такое образование? (МПГУ, 17.05.2014) URL: https://alexey-osipov.ru/video/obrazovanie/chto-takoe-obrazovanie-mpgu-20140517/ (дата обращения: 21.11.2018).
  14. Пирогов Н. И. Избранные педагогические произведения. М., 2016.
  15. Преображенский В. Х. Чему и как учились у нас в Древней Руси. СПб., 1887. URL: http://www.prlib.ru (дата обращения: 15.02.2015).
  16. Рапацевич Е. С. Золотая книга педагога. Минск, 2010.
  17. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.
  18. Barrow C. W. Universities and the Capitalist State. Corporate Liberalism and the Reconstruction of American Higher Education, 1894–1928. Madison, 1990.
  19. Bok D. Universities and the Future of America. Durham and London, 1990.
  20. Cooke M. L. Academic and Industrial Effi ciency. A Report to the Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. Bulletin № 5. New York, 1910.
  21. Delbanco A. College. What It Was, Is, and Should Be. Berlin; Boston, 2014. URL: http://www.degruyter.com.lprx.bates.edu/view/product/465840 (дата обращения:11.08.2016).
  22. Educate // Online etymology dictionary. URL: https://www.etymonline.com/word/educate (дата обращения: 15.02.2015).
  23. Education for All American Youth // Educational Policies Commission. Washington, 1944.
  24. Franklin B. Autobiography. Boston, 1993.
  25. Hillescheim J. W., Merrill G. D. Theory and Practice in the History of American Education. A Book of Readings. Pacifi c Palisades, California, 1971.
  26. Lucas C. J. American Higher Education. A History. New York, 2006.
  27. Rashdall H. Philosophy and Religion: Six Lecturers, Delivered in Cambridge. London, 1909.
  28. Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution. Autobiography of Western Man. New York, 1938.
  29. Rushdoony R. J. The Messianic Character of American Education. Studies in the history of the philosophy of education. Nutley, New Jersey, 1963.
  30. The Purposes of Education in American Democracy // Educational Policies Commission. Washington, 1938.
  31. Thelin J. R. A History of American Higher Education. Baltimore, 2004.
  32. Vine P. The Social Function of Eighteen-Century Higher Education // History of Education Quarterly. 1976. Vol. 16. № 4. URL: http://www.jstor.org/stable/367723 (дата обращения: 07.07.2016).

Логинова Марина Павловна


Место работы: Бейтс колледж; Льюистон, Мэн, США;
Должность: приглашенный лектор;
ORCID: 0000-0003-4772-1748;
Электронный адрес: loginova.marina@gmail.com.
Егоров Геннадий Викторович, протоиерей; Платонова Юлия Андреевна; Попов Александр Адольфович; Пушкарев Сергей Александрович; Смольянов Вадим Николаевич, священник; Улитчев Иван Иванович

Организация межличностного взаимодействия в дистанционном богословском образовании

Егоров Г. В., Платонова Ю. А., Попов А. А., Пушкарев С. А., Смольянов В. Н., Улитчев И. И. Организация межличностного взаимодействия в дистанционном богословском образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 24-41

DOI: 10.15382/sturIV201954.24-41
В данной статье приведены результаты исследования особенностей реализации богословского образования в онлайн-среде, проведенного Институтом дистанционного образования (ИДО) ПСТГУ, а именно отношения ученых и практиков к проблеме коммуникации при получении теологического образования дистанционно. Ознакомление с опытом дистанционного преподавания богословских дисциплин в ИДО ПСТГУ осуществлялось посредством интервьюирования сотрудников кафедры новых технологий в гуманитарном образовании. Для достижения целей исследования использовался метод полуформализованного интервью. Изучив ответы респондентов на вопросы об обеспечении качественного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, коллектив авторов сделал вывод, что формирование общности, единомыслия, доверия участников дистанционного образовательного процесса является возможным и необходимым его условием. В статье раскрывается положение о том, что инструменты системы дистанционного образования, при наличии желания участников образовательного процесса и соответствующих навыков, позволяют достигать глубокого взаимодействия между преподавателем и студентом и высокого качества образовательного процесса. По итогам сравнения зарубежного подхода к организации коммуникационного процесса при преподавании богословских дисциплин с изученным опытом участников исследования сделаны следующие выводы: 1. В ИДО ПСТГУ применяется смешанная модель обучения, предполагающая, что преподаватель может выступать и в позиции эксперта, передающего знания, и организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом. 2. Участники интервьюирования, как и их зарубежные коллеги, в своей практике сталкиваются с недостаточной методической грамотностью при организации обучения в онлайн-среде. 3. Опрошенные преподаватели в недостаточной мере используют возможности системы дистанционного обучения для организации взаимодействия участников образовательного процесса.
дистанционное образование, дистанционное обучение, межличностное взаимодействие, модель обучения, теологическое образование, дистанционная образовательная среда, коммуникация, дистанционные образовательные технологии, опыт преподавателей
  1. Егоров Г., Меланина Т. В. Богословие на расстоянии. Православное дистанционное образование: десять лет спустя // Журнал Московской патриархии. 2014. № 8. С. 86–89.
  2. Abrami P. C., Bures E. M. Computer-supported collaborative learning and distance education // American Journal of Distance Education. 1996. Vol. 10 (2). P. 37−42. URL: http:// dx.doi.org/10.1080/08923649609526920.
  3. Campbell H. Exploring religious community online: We are one in the network. New York, 2005.
  4. Dede C. Introduction: A sea change in thinking, knowing, learning and teaching: The ECAR study of undergraduate students and information technology, available at: https://kinasevych.ca/2009/03/25/dede-2007-introduction-a-sea-change-in-thinking-knowing-learning-andteaching-in-the-ecar-study-of-undergraduate-students-and-information-technology-2007/
  5. Delamarter S. A typology of the use of technology in theological education // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7 (3). P. 134−140.
  6. Egorov G., Melanina T. V., Roberts J. Teaching theology at a distance. Experiences of the Institute of Distance Learning at St. Tikhon's Orthodox University in Moscow, Russia // Hervormde Teologiese Studies. 2019. Vol. 75. № 4.
  7. Esselman T. The Pedagogy of the Online Wisdom Community: Forming Church Ministers in a Digital Age // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7. № 3. P. 159–170.
  8. Esselman T. What technology can teach about theological pedagogy / V. J. Klimoski, K. J. O. Neil, K. M. Schuth (eds.) Educating leaders for ministry: Issues and responses, 2005. P. 134−162.
  9. Gresham J. Divine pedagogy as a model for online education // Teaching Theology and Religion. 2006. Vol. 9 (1). P. 24−28. URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9647.2006.00257.x.
  10. Hege A. R. The Online Theology Classroom: Strategies for Engaging a Community of Distance Learners in a Hybrid Model of Online Education // Teaching Theology and Religion. 2011. Vol. 14. № 1. P. 13–20.
  11. Hess M. What Diff erence Does it Make? Digital Technology in the Theological Classroom // Theological Education. 2005. Vol. 41. № 1. P. 77–91.
  12. Hess M. E. Engaging technology in theological education: All that we cannot leave behind. Lanham, 2005.
  13. Kelsey D. H. Spiritual machines, personal bodies and God: Theological education and theological anthropology // Teaching Theology and Religion. 2002. Vol. 5 (1). P. 2−9. URL: http://dx.doi.org/10.1111/1467-9647.00112.
  14. Oliver E. Blended learning for teaching Theology // Verbum et Ecclesia. 2018. Vol. 39 (1). a1894. URL: https://doi. org/10.4102/ve.v39i1.1894.
  15. Parker J. Palmer. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher’s Life. San Francisco, 1998.
  16. Patterson E. The questions of distance education // Theological Education. 1996. Vol. 33 (1). P. 59−74.
  17. Ravoi A. P., Jordan H. M. Blended learning and sense of community: A comparative analysis with traditional and fully online graduate courses // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2004. Vol. 5 (2). P. 471−489.
  18. van Driel E. C. Online Theological Education: Three Undertheorized Issues // Theological Education. 2015. Vol. 50. № 1. P. 69–79.

Егоров Геннадий Викторович, протоиерей


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: директор Института дистанционного образования;
ORCID: 0000-0002-5170-7968;
Электронный адрес: fathergennadi@mail.ru.

Платонова Юлия Андреевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3599-7838;
Электронный адрес: yulia.platonova@gmail.com.

Попов Александр Адольфович


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель, институт дополнительного образования;
ORCID: 0000-0002-7635-9218;
Электронный адрес: AlexanderAP@mail.ru.

Пушкарев Сергей Александрович


Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0996-6528;
Электронный адрес: sergeipush@mail.ru.

Смольянов Вадим Николаевич, священник


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-9524-2015;
Электронный адрес: vsmolyanov@bk.ru.

Улитчев Иван Иванович


Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: Доцент кафедры новых технологий в гуманитарнои образовании ИДО;
ORCID: 0000-0002-1107-3948;
Электронный адрес: ioann_ul@mail.ru.
Никулина Елена Николаевна

Литургика для мирян: методологические основы обучения взрослых в рамках программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации

Никулина Е. Н. Литургика для мирян: методологические основы обучения взрослых в рамках программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 42-50

DOI: 10.15382/sturIV201954.42-50
В статье анализируется 15-летний опыт преподавания литургики на факультете дополнительного образования ПСТГУ и в Институте дистанционного образования ПСТГУ, осуществляющих профессиональную переподготовку (ПП) слушателей с высшим образованием по программе «Теология» в трех формах: вечерней, заочной классической и заочной с применением дистанционных технологий. Охарактеризованы подходы к изучению богослужебной традиции: уставной, исторический и богословский. Ни один из данных подходов на программе ПП «Теология» не может быть реализован во всей полноте, поскольку программа не готовит слушателей к священнослужению, клиросной практике или научной работе. Ее цель — помочь слушателям войти в жизнь Церкви и осознанно пребывать в ней. Данной целью обусловлены методологические особенности преподавания литургики: 1) преобладание богословского подхода над уставным и историческим; 2) сочетание знаний и личного опыта храмовой молитвы учащегося, реализуемое через встроенность курса в богослужебный год, обязательное посещение богослужения во время обучения, анализ и прослушивание песнопений и задания на узнавание на службах пройденного материала (текстов и структурных элементов служб); 3) наличие учебника-конспекта, который дополнен расширенным объяснением материала на лекциях, сопровождаемым прослушиванием песнопений; 4) многоуровневая система заданий для промежуточной и итоговой аттестации; 5) особое внимание к церковнославянскому языку как средству адекватного выражения богословских понятий.
программа профессиональной переподготовки «Теология», литургика, методика высшей школы, богослужебная традиция Православия, богослужебный Устав, гимнография
  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. Джорданвиль, 2000.
  2. Афанасий (Сахаров), свт. Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Киев, 2005.
  3. Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. Киев, 2004.
  4. Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Православной Церкви. X–XX вв. // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М., 2000. С. 485–516.
  5. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996.
  6. Иларион (Алфеев), митр. Христос — Победитель ада: Тема сошествия во ад в восточнохристианской традиции. СПб., 2001.
  7. Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002.
  8. Карабинов И. А. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910.
  9. Кашкин А. С. Устав православного богослужения. Саратов, 2010.
  10. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 2000.
  11. Киприан (Керн), архим. Посмотрите на лилии полевые: Курс по литургическому богословию. М., 2007.
  12. Никулина Е. Н. Богослужебный устав и гимнография: учебное пособие с хрестоматией. М., 2017.
  13. Никулина Е. Н. Учебно-методические материалы курса «Богослужебный устав и гимнография» // Учебно-методические материалы по программе профессиональной переподготовки «Теология» / Е. Н. Никулина, науч. ред. М., 2016. С. 202–228.
  14. Пентковский А. М. Гимнография // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. С. 489–495.
  15. Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М., 2000.
  16. Серебрякова Ю. В. и др. Основы Православия. М., 2018.
  17. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 2004.

Никулина Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: доцент кафедры теологии;
ORCID: 0000-0001-9954-2501;
Электронный адрес: nikulina-e-n@yandex.ru.
Астэр Ирина Валериевна; Хулап Владимир Федорович, протоиерей

Роль и основные принципы православной педагогики для церковного служения добровольцев

Астэр И. В., Хулап В. Ф. Роль и основные принципы православной педагогики для церковного служения добровольцев // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 51-63

DOI: 10.15382/sturIV201954.51-63
В данной статье раскрыты общие исходные положения, принципы православной педагогики, являющиеся объективными по своему содержанию. Они выступают требованиями, которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности всем задействованным в церковном образовательном и социальном секторах, как профессионалам, так и добровольцам. Церковное служение — это распространение своих воззрений и действия от лица религиозной организации. В отличие от светской деятельности, служение православных добровольцев основывается на фундаментальных положениях христианской антропологии. Среди ключевых принципов православной педагогики особо выделяются христоцентричность, экклезиоцентричность, педоцентричность. Главное устремление православного добровольца — избавление от власти греха, что проявляется через отношение добровольца к делу, жизнь по заповедям. Подготовка добровольцев для церковной деятельности — это не просто передача знаний и опыта педагога, но совместное служение. Служение добровольцев является сегодня одной из важнейших составляющих современной церковной жизни. В церковном служении есть место каждому, важно лишь найти свое призвание. Служение добровольцев сотериологично, главная задача — это спасение человека, причем не только того, на кого ориентированы усилия добровольца, но и самого себя. Для развития личности добровольцу важно настроить свои устремления на распространение ценностей православной веры и обрести радость в служении человеку. Векторы православно-ориентированного добровольчества: духовное развитие как потребность раскрытия богодарованных талантов служения для спасения души; социально-нравственное совершенствование как желание улучшить или облегчить жизнь людей; профессиональная реализация как поиск творческого потенциала и приобретения опыта применения полученных профессиональных знаний, умений и навыков.
христианство, Православная Церковь, социальное служение, добровольчество, православная педагогика, принципы, христоцентричность, экклезиоцентричность, педоцентричность
  1. «Апостольское предание» св. Ипполита Римского / Пер. с лат. и предисл. свящ. П. Бубуруза // Богословские труды. 1970. Сб. 5. С. 277–292.
  2. Владимиров А., прот. Жизнь государства и жизнь человеческого организма // Вестник Тульского государственного университета. Сер. Теология. 2011. Вып. 7. С. 91–93.
  3. Гоголь Н. В. Авторская исповедь. Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение, 1990. С. 108.
  4. Григорий Богослов, свт. Слово 9, о человеческой добродетели // Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij _Bogoslov/pesnopenij a-tainstvennye/9 (дата обращения: 01.10.2018).
  5. Екименкова В. М. Вера исправляет сердца. М., 1996.
  6. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  7. Исаак Сирин Ниневийский, прп. Слово 85. Содержащее в себе исполненные пользы советы, какие с любовью изглаголал слушающим его со смирением // Слова подвижнические. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/86 (дата обращения: 01.10.2018).
  8. Источник Живой Воды: Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1910.
  9. Каллист (Уэр), архиеп. Человеческая личность как икона Троицы. URL: http://ru.pravoslavie.bg/человеческая-личность-как-икона-трои/ (дата обращения: 01.10.2018).
  10. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на открытии XVII Рождественских чтений 15 февраля 2009 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/559408.html (дата обращения: 01.10.2018).
  11. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2 февраля 2015 г. URL: http://www.patriarchia.ru/data/2015/02/02/1235924382/doklad_AS_2015.docx (дата обращения: 01.10.2018).
  12. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Документ принят 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 01.10.2018).
  13. Ушинский К. Д. Избранные труды: В 4 кн. Кн. 1. Проблемы педагогики. М., 2005.
  14. Феофан Затворник, свт. Творения. Начертания христианского нравоучения: В 2 т. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; Паломник, 1994. Т. 2.

Астэр Ирина Валериевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2350-9382;
Электронный адрес: iaster@inbox.ru.

Хулап Владимир Федорович, протоиерей


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Санкт-Петербургская духовная академия; Российская Федерация, 191167, г. Санкт Петербург, Обводной канал, 17;
Должность: проректор по учебной работе;
ORCID: 0000-0002-1621-288X;
Электронный адрес: v.khoulap@gmail.com.
Затямина Татьяна Анатольевна

Концепция культуросоОБРАЗного урока православной культуры в общеобразовательной школе

Затямина Т. А. Концепция культуросоОБРАЗного урока православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 64-74

DOI: 10.15382/sturIV201954.64-74
В данной статье рассматривается проблема современного урока православной культуры в общеобразовательной школе. Выделены характерные черты христианской культуры, сформулированные в работах русского философа И. А. Ильина, которые стали методологической основой понимания культуросоОБРАЗного урока. Исходя из духовного стержня христианской культуры («овнутренение», «любви», «созерцания», «живого творческого содержания»), определены принципы, на основе которых проектируется содержание урока, его целевые ориентиры, определяются технологические элементы урока и требования к учителю. С точки зрения понимания христианской культуры рассматриваются особенности выбора и интерпретации содержания урока. Выделены особенности детей подросткового возраста, для которых проектируется этот урок, акцентируется внимание на потенциальных возможностях культуро соОБРАЗного урока православной культуры, в решении возрастных проблем подростков. Предлагается модель проектирования и структурирования содержания уроков православной культуры в образовательной практике современной школы на основе выделения проблемных блоков для начальной и основной школы. Сформулирована тематика проблемных блоков и выделены составляющие их содержание дидактические единицы. Даны методические ориентиры для конструирования культуросоОБРАЗного урока. С позиции организации учебной деятельности детей на уроке предлагаются три различных вида конструирования урока православной культуры: урок-откровение, урок-размышление, урок-диалог.
концепция, культуросоОБРАЗность, урок, православная культура, произведения искусства, созерцание, проблемный блок, подросток, структура урока
  1. Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. URL: http://www.vehi.net/bulgakov/svet/
  2. Владимиров А., прот. Беседа о подростковом возрасте (ч. 1). URL: https://rusk.ru/st.php?idar=324527
  3. Ильин И. А. Основы христианской культуры. URL: https://azbyka.ru/osnovy-xristianskojkultury
  4. Ильин И. А. Путь к очевидности. URL: https://azbyka.ru/fi ction/put-k-ochevidnosti-ilin/
  5. Иустин (Попович), прп. Собр. творений: В 4 т. М., 2004. Т. 1. С. 329–334.

Затямина Татьяна Анатольевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»; Российская Федерация, 400112, г. Волгоград, ул. Новодвинская 19А, ком. 7-05А;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-1686-0569;
Электронный адрес: tzatyamina@yandex.ru.
Григер Максим

Образование в Римской Палестине. Часть 3. Греческое образование для евреев

Григер М. Образование в Римской Палестине. Часть 3. Греческое образование для евреев // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 75-83

DOI: 10.15382/sturIV201954.75-83
В данной части своей книги «Еврейское образование в Римской Палестине» Катрин Хецер пытается понять, какова была ситуация со знанием греческого языка среди палестинских евреев. Вопросы о том, как овладевали греческим языком и какого уровня мастерства достигали, являются, по мнению Хецер, очень важными для изучения еврейской грамотности. Раввинистические источники связывают изучение греческого языка с контактами с римскими высшими слоями. Однако законоучители явно проводили различие между некоторыми выдающимися законоучителями, которые могут иметь полезные контакты с римлянами из состоятельного класса, и их обычными соотечественниками-евреями, которые подозревались в преступном сговоре с оккупантами. По-видимому, евреи Палестины, чьим родным языком был арамейский, владели греческим языком, но уровень владения был различным. Знание греческого языка выступало своего рода маркером, обозначающим принадлежность человека к определенному слою общества: чем выше было социальное положение семьи, тем, вероятнее всего, лучше было знание греческого языка у ее представителей.
Римская Палестина, еврейское образование, греческий язык, раввинистические тексты
  1. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. В позднеантичной школе: греко-латинский разговорник как учебное пособие // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 40. С. 46–61.
  2. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. Мост от Античности к Средневековью: греко-латинские школьные диалоги как учебное пособие // Психолого-педагогический поиск. 2016. Т. 37. С. 87–114.
  3. Безрогов В. Г. Colloquium Harleianum как учебный текст // Cursor Mundi. 2017. Вып. 9. С. 6–21.
  4. Aberbach M. The Development of Hebrew Education from the Times of the Babylonian Exile until the Third Century C.E. (Hebr.) // Shvile Hachinukh. 1966. № 26. P. 161.
  5. Bagnall R. S. Egypt in Late Antiquity. Princeton, 1993.
  6. Freyne S. Urban-Rural Relations in First-Century Galilee: Some Suggestions from the Literary Sources // The Galilee in Late Antiquity/ Ed. Lee I. Levine. New York; Jerusalem, 1992. P. 79.
  7. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period. Vol. 1. Minneapolis, 1991.
  8. Hezser Ca. Jewish Literacy in Roman Palestine. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001. P. 90–94.
  9. Lieberman S. Greek in Jewish Palestine. 2nd ed. New York, 1965.
  10. Lieberman S. Hellenism in Jewish Palestine. 2nd ed. New York, 1962.
  11. Safrai S. Elementary Education, Its Religious and Social Signifi cance in the Talmudic Period // Cahiers d’Histoire Mondiale. 1968. Vol. 11. P. 148.
  12. Schwartz S. The Patriarchs and the Diaspora // Journal of Jewish Studies. 1999. Vol. 50. P. 220.
  13. Sevenster J. N. Do You Know Greek? How Much Greek Could the First Jewish Christians Have Known? Leiden, 1968.
  14. Visotzky B. L. Fathers of the World. Essays in Rabbinic and Patristic Literatures. Tübingen, 1995.

Григер Максим


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Лондонский университет;
Должность: профессор востоковедческого отделения;
Электронный адрес: grigerm@yandex.ru.
Тендрякова Мария Владимировна; Безрогов Виталий Григорьевич

Корф и Город: figura urbis capitis в учебных книгах для земской школы

Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: figura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84-105

DOI: 10.15382/sturIV201954.84-105
В статье рассмотрен один из популярных для земской школы второй половины XIX в. учебник — «Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку» (издавался 19 раз с 1871 по 1908 г.). Автором-составителем его выступил «устроитель деревенских школ» Николай Александрович Корф. Среди его учебников «Наш друг» оказался самым популярным. Помимо отобранных 120 тем для чтения и обсуждения, касающихся различных сторон жизни села, человека, природы, в пособии отразились те базовые понятия, которых автор-составитель моделировал для передачи своей аудитории, но не обсуждал открыто. Среди важных концептов крестьянского существования, понимание которых входило в дидактическую задачу «Нашего друга», мы выделяем понятие «город» и рассматриваем, как оно отражено и выражено у Корфа в этом учебнике. В статье проанализированы первые восемь его изданий, в которых разработанная концепция оставалась неизменной. Ее переработке посвящена отдельная статья. При анализе первого варианта учебника становится видно, что Корф применяет традиционное представление о доиндустриальном городе как центре сакральной власти монарха и потому — столичном. Другие города имеют обоснование для жизни только в свете их отношений со столицей или столицами, как в России, где Корф подчеркивает двуединство Петербурга и Москвы. Понятие о столичном городе, встроенное в данный учебник, предполагает наделение его особыми качествами регулирования в государстве всего пространства и времени. Связка «столица-село» оказывается семиотически наиболее важной. Фабричное производство возникает не в городе и по причинам, не связанным с урбанистическим развитием. Близлежащий селу город рассматривается как источник власти и сложившейся сети образования.
Н. А. Корф, учебник для начального обучения, земская школа, концепт, образ города, вторая половина XIX в., урбанизм
  1. Балакин А. Псевдо-Пушкин в школьном каноне: метаморфозы «Вишни» // ACTA SLAVICA ESTONICA IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение IX. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013. С. 125–138.
  2. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Концепты «детство», «Родина», «литература»: семантический анализ учебных иллюстраций 2000-х гг. // Патриотизм в диалоге поколений / под ред. К. В. Султанова. СПб., 2012. С. 388–393.
  3. Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Мать в кухне, отец на войне: образ семьи в современном педагогическом дискурсе // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. № 2 (3). 2010. С. 100–108.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психологопедагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
  5. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу радость науки, то русскому забота бытия: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 4 (44). С. 22–32.
  6. «Дорогой друг»: социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 гг. / под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. М., 2016.
  7. Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916. М., 2010.
  8. «И спросила кроха...»: образ ребенка и семьи в педагогике постсоветской России: учебники по словесности для начальной школы 1985–2005 гг. / под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова. М.; Тверь, 2010.
  9. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. 1-е изд. СПб., 1871; 5-е изд. СПб., 1877; 9-е изд. СПб., 1881; 11-е изд. СПб., 1882.
  10. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: Книга для учащих. СПб., 1881.
  11. Куровская Ю. Г. Imago mundi в «Мире чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в. Материалы межд. научно-практич. форума. СПб., 2017. С. 209–220.
  12. Куровская Ю. Г. Стихия «Вода» в учебнике Я. А. Коменского Orbis sensualium pictus // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 4 (53). С. 66–73.
  13. Куровская Ю. Г. Стихия «Огонь» в «Мире чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Я. А. Коменский и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 41–51.
  14. Обращение учителя Вохтозерского одноклассного училища К. И. Дмитриева к директору народных училищ Олонецкой губернии от 16.08.1898 г. // Илюха О. П. Повседневная жизнь сельских учителей и школьников Карелии в конце XIX — начале ХХ в. Очерки. Документы. Материалы. Петрозаводск, 2010. С. 99–103.
  15. Песковский М. Л. Барон Н. А. Корф, его жизнь и общественная деятельность: биографический очерк. СПб., 1893.
  16. Пиккеринг-Антонова К. Кто отвечал за воспитание детей в XIX в.? Представления А. И. Чихачева о воспитании как о службе государству // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 59–71.
  17. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» кн. В. Н. Тенишева. Т. 3. Калужская губерния. СПб., 2005. Т. 6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии. СПб., 2008.
  18. Статистический временник Российской империи. Наличное население Империи за 1870 год. Вып. 10. Обр. Л. Карачунским. СПб., 1875. Ч. 1. С. 87–111.
  19. Ascenzi A. Education and the metamorphoses of citizenship in contemporary Italy. Macerata, 2009.
  20. Friedrich I. Die Dartellung äalterer Menschen in der Fibel. Kassel, 2004.
  21. Götz G. Das Gottes- und Jesusbild in Fibeln des 19. und 20. Jahrhunderts. Diss. Augsburg Universität, 1993.
  22. Murgescu M.-L. Vom “guten Christen” zum “tapferen Rumänen”. Die Rolle der Primarschule bei der Herausbildung des rumänischen Nationalbewusstseins 1831–1878. Berlin, 2012.
  23. Provenso E. F. Jr. et al. The textbook as discourse. New York; London, 2011.
  24. Stürmer V. Kindheitskonzepte in den Fibeln der SBZ/DDR 1945–1990. Bad Heilbrunn, 2014.

Тендрякова Мария Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.

Безрогов Виталий Григорьевич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.
Работа поддержана грантами РФФИ 17-06-00066\ОГН и 17-06-00288\ОГН.
Маслинская Светлана Геннадьевна

Детское чтение сквозь призму педагогики первой четверти ХХ века (об истоках раннесоветской концепции читателя)

Маслинская С. Г. Детское чтение сквозь призму педагогики первой четверти ХХ века (об истоках раннесоветской концепции читателя) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 106-118

DOI: 10.15382/sturIV201954.106-118
Отечественные педагоги в первое двадцатилетие ХХ в. разрабатывали теорию детского чтения, во многом опираясь на концепции, сложившиеся в Германии рубежа XIX–ХХ вв. Развивая идеи Г. Вольгаста и Э. Линде, педагоги, работавшие в десятилетие, предшествующее революции, и чиновники образования в Советской России начала 1920-х гг. сформулировали общую концепцию детского чтения, не предполагавшую проверки экспериментальными методами изучения чтения.В отличие от теоретиков педагогики чтения в Германии, отечественные педагоги видели необходимость создания специальной детской литературы, полагаясь на ее воспитательное значение. Подавляющее большинство педагогов в начале ХХ в. писали о пользе и вреде детской литературы, исходя из тезиса о ничем и никем не опосредованном ее влиянии на ребенка. Экспериментальные исследования чтения, опровергавшие этот тезис, практически не учитывались руководителями чтения и экспертами в области детской книги при формировании дореволюционной концепции читателя-ребенка. Как сторонники свободного воспитания, так и педагоги-традиционалисты отказывались опираться на результаты обследования читателей-детей, проводившиеся библиотекарями под руководством А. К. Покровской. Раннесоветская номенклатурная педагогика, возглавляемая Н. К. Крупской, также строилась на недоверии к изучению детского читательского опыта экспериментальными методами и определила пренебрежение детскими читательскими интересами в последующие годы.
детское чтение, свободное воспитание, русско-немецкие контакты, Г. Вольгаст, Э. Линде, Е. Елачич, А. Покровская, Н. Крупская
  1. Арзамасцева И. Н. Подвижники детского чтения // Детские чтения. 2012. № 1. С. 12–42.
  2. Бахтин Н. Чтение с воспитательными целями // Педагогический сборник. 1906. № 3–4. С. 282–296; 307–332.
  3. Белоусов А. Ф., Головин В. В., Лучкина О. А., Маслинская С. Г., Сергиенко И. А. Критика детской литературы 1864–1934: фрагмент аннотированного указателя // Детские чтения. 2015. № 2 (8). С. 6–29. URL: detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/177
  4. Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и пути ее осуществления // Свободное воспитание. 1908–1909. № 8. Стб. 12.
  5. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910.
  6. Вентцель К. Н. Педагог будущего // Свободное воспитание. 1907–1908. № 2. Стб. 5.
  7. Вентцель К. Н. Социализм и свободное воспитание // Свободное воспитание. 1918. № 6–7. Стб. 31.
  8. Воспитание нового читателя: литература для детей в педагогической критике и цензуре (1864–1934). URL: http://detcorpus.ru.
  9. Гаупп Р. Психология ребенка / Пер. с нем. А. Ф. Левоневского. СПб., 1910.
  10. Головин В. В. Евгений Елачич — критик детской литературы // Историко-педагогический вестник. 2017. № 1. С. 160–177.
  11. Григорьева Т. А. Литературные вкусы беспризорных // На путях к новой школе. 1924. № 4–5. С. 150–159.
  12. Дурылин С. Эксперимент или пытка? (К вопросу об экспериментальной школе) // Свободное воспитание. 1907–1908. № 3. Стб. 80.
  13. Елачич Е. А. Место морали в детской книге // Сборник статей по вопросам детского чтения. СПб., 1914. С. 37–64.
  14. Елачич Е. А. О критике детской литературы самими детьми // Сборник статей по вопросам детского чтения. СПб., 1914. С. 195–209.
  15. Калужская Ю. А. Становление и развитие отечественной педагогики детского чтения в первой трети ХХ в. (на примере деятельности научно-исследовательского института детского чтения): дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
  16. Красовицкая Т. Ю. Идеи Н. К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента // Новый исторический вестник. 2002. № 1. С. 4–29.
  17. Крупская Н. К. По поводу статьи «Литературные вкусы беспризорных» (Т. Григорьевой) // На путях к новой школе. 1924. № 4–5. С. 159–160.
  18. Крупская Н. К. Наши задачи // Красный библиотекарь. 1923. № 1.
  19. Лович Е. Друзья-враги (К вопросу о детском чтении) // Вестник воспитания. 1898. № 4. С. 97–134.
  20. Маслинская С. Вольгаст и развитие отечественной теории детской литературы в 1910-1930-е гг. // Детские чтения. 2017. № 2 (12). С. 412–420.
  21. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике / Пер. с нем. Н. Д. Виноградова. Ч. 1. М., 1909.
  22. Мурзаев В. С. Борьба с дурной книгой // Педагогический листок. 1912. № 4. С. 251–260.
  23. Сорока В. Нат Пинкертон и детская литература // Русская школа. 1910. № 1. С. 38–63; № 2. С. 60–78.
  24. Циглер Т. Общая педагогика / Пер. с нем. С. Берса. СПб., [1908].
  25. Шенбах А. Чтение и образование / Пер. с 4-го нем. изд. Ю. А. Говсеева. Киев, 1902.
  26. Яновская Э. В. Дом свободного ребенка // Вестник воспитания. 1913. Ноябрь. № 8. С. 60–61.
  27. Schneider G. H. Der Menschliche Wille vom Standpunkte der neuere Entwickelungstheorien (des «Darvinismus»). Berlin,1882. гл. Х.

Маслинская Светлана Геннадьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 4;
Должность: ст. науч. сотрудник Центра исследований детской литературы;
ORCID: 0000-0001-7911-4323;
Электронный адрес: braunknopf@gmail.com.