/

Браски Франческо, священник

Ilias picta: рукопись, у которой было много жизней


Браски Ф. Ilias picta: рукопись, у которой было много жизней // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 36-46.

DOI: 10.15382/sturIII202064.36-46

Аннотация

Рукопись, хранящаяся в Амвросианской библиотеке в Милане, известная как Ilias picta (т. е. «иллюстрированная Илиада», F 205 inf), является уникальной благодаря своему внешнему виду, древности и истории. Происходя из языческой, антихристианской среды поздней античности, она была бережно сохранена христианскими учеными, которые высоко ценили литературное достоинство гомеровской поэмы и художественное качество ее иллюстраций. В статье излагается история рукописи: ее происхождение в Александрии в V в. во время последних попыток языческой культуры противостоять возвышению христианства в Римской империи; то, как она пережила арабское вторжение и широко использовалась с VII по XI в.; драматические изменения, которым она подверглась, когда изображения были вырезаны из пергаментного оригинала рукописи и повторно использованы для латинского бумажного манускрипта, содержащего эпитому «Илиады»; как она стала частью знаменитой коллекции итальянского гуманиста Джана Винченцо Пинелли и после его смерти была куплена кардиналом Федерико Борромео, чтобы обогатить коллекцию рукописей Амвросианской библиотеки в Милане. В то время как внимание владельцев сначала было сосредоточено на иллюстрациях, сохранившихся после разрушения оригинальной рукописи, в XIX в. возник интерес ученых к обнаруженным отрывкам гомеровских текстов на обратной стороне миниатюр в связи с так называемым «гомеровским вопросом». В статье кратко описывается появление основных факсимильных репродукций, а также наиболее важные исследования об этом. В заключении автор подчеркивает, как история рукописи Ilias picta идеально определяет миссию Амвросианской библиотеки: сохранять и ценить все, что относится к гуманитарным наукам с искренне христианской точки зрения.

Ключевые слова

Александрия, языческая культура, христианская культура, гомеровский вопрос, иллюминированные рукописи, итальянский гуманизм, Амвросианская библиотека, традиция текста «Илиады», Федерико Борромео, Анджело Май, Джан Винченцо Пинелли, Южная Италия, эпитомы «Илиады»

Список литературы

  1. Иустин Философ. Апология II // Святые отцы и учители Церкви: Антология. М.: Познание, 2017. Т. 1.
  2. Мейендорф И., протопр. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс; М., 1992.
  3. Allegorismo greco // Dizionario di Antichità classiche di Oxford. Roma: Ed. Paoline, 1981. P. 81–82.
  4. Bianchi Bandinelli R. Hellenistic-Byzantine Miniatures of the Iliad (Ilias Ambrosiana). Olten: Urs Graf Verlag, 1955.
  5. Castelli C. Euripide, Angelo Mai e l’Ilias picta // Miscellanea Graecolatina I. Milano; Roma: Biblioteca Ambrosiana; Bulzoni Editore, 2013. P. 49–64.
  6. Cavallo G. Considerazioni di un paleografo per la data e l’origine della «Iliade Ambrosiana» // Dialoghi di Archeologia. 1973. Vol. 7. P. 70–85.
  7. Davis L. D. Storia e cronaca de I sette Concili che defi nirono la dottrina cristiana. Casale Monferrato, 1998.
  8. Homeri Iliadis pictae fragmenta Ambrosiana / Phototypice edita cura A. M. Ceriani e A. Ratti; Praefatus est A. M. Ceriani. Mediolani: U. Hoepli, 1905.
  9. Homeri Iliados picturae antiquae ex codice Mediolanensi Bibliothecae Ambrosianae. Romae, 1835.
  10. Iliadis fragmenta antiquissima cum picturis item scholia vetera ad Odysseam / A. Maio, ed. Mediolani: Regiis typis, 1819.
  11. Ilias picta: Edicion facsimil. Valencia: Grial, 2009.
  12. Inventario della libreria di G. V. Pinelli ereditata da Francesco Pinelli. Venezia, Bibl. Naz. Marciana, Mss Italiani, Classe X, 61 [6601].
  13. Lewis B. The Arab Destruction of the Library of Alexandria: Anatomy of a Myth // What Happened to the Ancient Library of Alexandria? / M. El-Abbadi, O. Fathallah and I. Serageldin, eds. Leiden: Brill, 2008. P. 213–217. doi:10.1163/ej.9789004165458.i-259.50.
  14. Mai A. Epistolario. Firenze: Le Monnier, 1954. Vol. 1.
  15. Omero // Enciclopedia Garzanti della Letteratura. Milano: Garzanti, 1997. P. 739–745.
  16. Palla L. «Folia antiquissima, quibus Ilias obtegebatur»: Materiali per una storia dell’«Ilias picta» ambrosiana // Nuove ricerche sui manoscritti greci dell’Ambrosiana / C. M. Mazzucchi, C. Pasini, eds. Milano: Vita e Pensiero, 2004. P. 315–352.
  17. Pasini C. Bibliografia dei manoscritti greci dell’Ambrosiana (1857–2006). Milano: Vita e Pensiero, 2007.
  18. Serventi S. L’Ilias Picta Ambrosiana (manoscritto). Milano: Veneranda Biblioteca Ambrosiana, 2019.
  19. Storia della Chiesa / H. Jedin, ed. Milano, 1992. Vol. 4.

Данные об авторе

Браски Франческо, священник


Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Амвросианская библиотека; Piazza Pio XI, 2 — 20123 Milano, Italia;
Должность: директор отдела славистики;
ORCID: 0000-0002-9480-7205;
Электронный адрес: francesco.braschi@gmail.com.