/

Матерова Елизавета Викторовна

Образ лягушки в Комментарии на Апокалипсис Тихония Африканского (Откр.16.13-14)


Матерова Е. В. Образ лягушки в Комментарии на Апокалипсис Тихония Африканского (Откр.16.13-14) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 82-94.

DOI: 10.15382/sturIII202064.82-94

Аннотация

Статья посвящена интерпретации образа лягушки у Тихония Африканского, христианского экзегета IV в. В своем Комментарии на Апокалипсис Тихоний вслед за текстом Откр 16. 13–14 указывает, что лягушка являет образ нечистоты и связана с бесовским началом, своеобразной «бесовской троицей» — драконом, зверем и лжепророком. Подобная демонизация лягушки не была знакома ни античной, ни иудейской культуре, где лягушка если и наделена негативной коннотацией, то, скорее, комического, нежели устрашающего характера. Единственная культура, сходная с христианскими эсхатологическими представлениями, которая связывает лягушку именно с силами зла, это зороастрийская. Тихоний комментирует это место, не довольствуясь, однако, обобщенным утверждением, ставящим знак равенства между лягушками и нечистыми духами, этот образ у него конкретизируется, выступая аллегорией лицемерия. Сопоставление указанного эпизода из Комментария Тихония с изображением лягушки в Физиологе (II–III вв.) позволяет заметить ряд сходных черт: двухчастную композицию (описание повадок и последующее аллегорическое истолкование), противопоставление праведного и грешного, представленное в Физиологе как изображение двух видов лягушек — χερσα´ος (наземная) и Ëνυδρος (водная), а в Комментарии Тихония как антитеза credentes (верующие) — hypocritae (лицемеры). Важную роль в обоих источниках играет образ воды, связанный с таинством Крещения. Выявленное сходство, на наш взгляд, может быть основанием для осторожного предположения о знакомстве Тихония, уроженца Северной Африки, с Физиологом, текстом, предположительно, из Александрии, и сознательном ориентировании на этот текст. Интерпретация образа лягушки соотносится с представлением Тихония о Церкви как двучастном Христовом Теле, внутри которого можно различить две стороны: правую — истинную и левую — ложную, лицемерную. Эти стороны противоположны духовно, но пребывают вместе вплоть до Страшного Суда, когда, наконец, произойдет их явное разделение. Отождествление лягушек с «левой частью» Церкви предстает закономерным и органично вписывается в систему воззрений Тихония в целом.

Ключевые слова

Тихоний Африканский, Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, Физиолог, образ лягушки, раннехристианская экзегеза, зороастризм, аллегория

Список литературы

  1. Бил Г. К., Макдонах Ш. М. Откровение Иоанна Богослова // Ветхий Завет на страницах Нового / Под ред. Г. К. Била, Д. А. Карсона. Черкассы: Коллоквиум, 2013. Т. 3. C. 459–590.
  2. Небольсин А. Г. Тихоний Африканский — толкователь Апокалипсиса // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 3 (48). С. 102–107.
  3. Рак И. В. Египетская мифология. СПб., 2000.
  4. Сарианиди В. И. Задолго до Заратуштры: Археологические доказательства протозороастризма в Бактрии и Маргиане. М., 2010.
  5. Frenschkowski M. Parthica Apocalyptica: Mythologie und Militärwesen iranicher Völker in ihrer Rezeption durch die Off enbarung des Johannes // Jahrbuch fur Antike und Christentum. 2004. Bd. 47. S. 16–57.
  6. Gabra G. Cairo, the Coptic museum, Old Churches / With contributions by A. Alcock. Cairo: The Egyptian International Publishing Company; Longman, 1993.
  7. Loubser J. A. Gathering jewels: Biblical Hermeneutics in the Coptic Orthodox Church of Egypt // Journal for the Study of Religion. 1997. Vol. 10. № 1. P. 41–75.
  8. Löw I. Fauna und Mineralen der Juden. Hildesheim, 1969.
  9. Russel J. R. Zoroastrianism in Armenia. Cambridge (MA), 1987. (Harvard Iranian Series; 5.)
  10. Steinhauser K. B. Tyconius: was he Greek? // Studia Patristica. Louvain, 1993. Vol. 27. P. 394–399.
  11. Witetschek St. The Dragon Spitting Frogs: On the Imagery of Revelation 16. 13–14 // New Testament Studies. 2008. № 54. P. 557–572.

Данные об авторе

Матерова Елизавета Викторовна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности;
ORCID: 0000-0003-0776-0515;
Электронный адрес: materowa@mail.ru.