/

Панченко Константин Александрович

«Темный век» палестинского монашества: упадок и возрождение ближневосточных монастырей на рубеже мамлюкской и османской эпох


Панченко К. А. «Темный век» палестинского монашества: упадок и возрождение ближневосточных монастырей на рубеже мамлюкской и османской эпох // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 59-88.

DOI: 10.15382/sturIII201857.59-88

Аннотация

В статье анализируются судьбы ближневосточных монастырей — прежде всего Синайской обители св. Екатерины и палестинской лавры св. Саввы — в самый «темный» период их истории, во 2-й пол. XV — 1-й пол. XVI в. Основными источниками выступают мало введенные в научный оборот указы мамлюкских султанов, данные Синайскому монастырю, и записи в арабо-христианских и других рукописях из синайского и иерусалимского книжных собраний. Позднее Средневековье было временем глубокого упадка ближневосточного монашества, терявшего поддержку православных государств и подвергавшегося растущему давлению со стороны окружающего кочевого мира. В монастырях пустыни оставалось все меньше сиро-палестинских мелькитов, не готовых выносить тяготы аскезы и угрозы со стороны бедуинских племен. Большую часть монашества составляли выходцы с Балкан и Кавказа, оторванные от местной христианской среды. К концу XV в. монастыри Иудейской пустыни были покинуты под давлением внешних и внутренних причин. Синайское монашеское сообщество, несмотря на все тяготы, сумело сохраниться и стать основой для возрождения палестинского монашества после османского завоевания Леванта в нач. XVI в. В статье пересматриваются датировки первых контактов Русского государства с Православным Востоком, анализируются сдвиги в этническом составе синайской братии, происшедшие в XVI в., рассматриваются противоречивые данные о сроках и обстоятельствах нового заселения иноками лавры св. Саввы. Ключевую роль в восстановлении этой обители сыграл бывший игумен Синая Иоаким Влах, который сумел привлечь к возрождению лавры финансовые ресурсы молдавских и валашских князей, претендовавших на роль наследников Византии и покровителей христианского Востока.

Ключевые слова

Христианский Восток, монашество, православные арабы, Синайский монастырь св. Екатерины, лавра св. Саввы, мамлюкский султанат, Молдавия, Валахия

Список литературы

  1. Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 г. СПб., 1856.
  2. Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима конца XII в. СПб., 1889.
  3. Красносельцев Н. Славянские рукописи патриаршей библиотеки в Иерусалиме // Православный собеседник. 1888. Дек. Прил. C. 1–32.
  4. Леонид, архимандрит. Сербская иноческая община в Палестине // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1867. Кн. 3. III. С. 42–65.
  5. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М., 1884.
  6. Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви. Киев, 1872.
  7. Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1.
  8. Недомачки В. О српском рукописима у библиотеци Грчке Православне Патриjаршиjе у Jерусалиму // Археографски Прилози. 2. Београд, 1980. C. 71–97.
  9. Описание св. мест безымянного конца XIV в. // А. И. Пападопуло-Керамевс, ред. СПб., 1890.
  10. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. Первые три столетия. М., 2012.
  11. Панченко К. А. Коптская Церковь. Исторический очерк // Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. C. 514–539.
  12. Панченко К. А. Марк III, патриарх Иерусалимский // Православная энциклопедия. Т. 43. М., 2016. С. 674–675.
  13. Панченко К. А. Монастыри и бедуины в османской Палестине и на Синае (XVI — 1 пол. XIX в.) // Он же. Православные арабы: путь через века. М., 2013. C. 120–152.
  14. Панченко К. А. Православные врачи на Арабском Востоке // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. № 5 (35). C. 59–75.
  15. Панченко К. А. Североливанское православие на заре османской эпохи // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. № 4 (53). С. 56–77.
  16. Патриаршие документы (1592–1735) // Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т. 2. СПб., 1909. С. 264–442.
  17. Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. Т. 4. СПб., 1897.
  18. Посетитель и описатель святых мест в трех частях света состоящих, или путешествие Мартына Баумгартена, немецкой империи дворянина и кавалера, в Египет, Аравию, Палестину и Сирию. СПб., 1794.
  19. Проскинитарий Арсения Суханова. 1649–1653 гг. СПб., 1889.
  20. Путешествие св. Саввы, архиепископа Сербского / архимандрит Леонид, ред. СПб., 1884.
  21. Россия и Греческий мир в XVI в. / С. М. Каштанов, ред. М., 2004.
  22. Русский феодальный архив. Т. III. М., 1987.
  23. Сказание о иерусалимской лавре св. Саввы Освященного 1547 г. // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1886 / архимандрит Леонид, ред. С. 105–106.
  24. Сказание о мученичестве святых отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Саввы // Сборник палестинской и сирийской агиологии. Вып. 1. СПб., 1907. С. 1–48.
  25. Хожение архимандрита Агрефения // Антология хожений русских путешественников XII–XV в. / Е. И. Малето, ред. М., 2005. C. 266–277.
  26. Хождение Игнатия Смолнянина. СПб., 1887.
  27. Хождение инока Зосимы, 1419–1422 / Х. М. Лопарев, ред. СПб., 1889.
  28. Хождение ко святым местам августинского монаха Иакова Веронского в 1335 г. // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1896. С. 94–115.
  29. Хождение Трифона Коробейникова. 1593–1594. СПб., 1889.
  30. ʻAṭiya, ʻAziz. Al-Fahāris al-tahliliyya li maḫṭuṭāt Tur Sīna al-ʻarabiyya. Al-Iskandariyya, 1970.
  31. Arbel B. Venetian Cyprus and the Muslim Levant. 1473–1570 // Cyprus and the Crusades. Nicosia, 1995. P. 159–185.
  32. The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. Vol. II (1). L., 1893.
  33. Cândea V. Mărturii Româneşti peste hotare. Vol. III. Bucureşti, 2011.
  34. Cohen A., Lewis B. Population and Revenue in the Towns of Palestine in the Sixteenth Century. Princeton, 1978.
  35. Die mamlukischen Sultansurkunden des Sinai-Klosters / H. Ernst, ed. Wiesbaden, 1960.
  36. Documente grecesti privitoare la istoria romanilor publicate dupa originale, copiile academiei Romane si tiparituri de Nicolae Iorga. Partea 1 (1320–1715) // Documenti privitoare la istoria romanilor culese de Eudoxiu de Hurmuzaki. Vol. XIV. Bucureşti, 1915.
  37. Eckenstein L. A History of Sinai. L., 1921.
  38. Eudoxii de Hurmuzaki. Documente grecesti privitoare la istoria romanilor // Documenti privitoare la istoria romanilor adunate si publicate de Nicolae Iorga, Vol. XIV, partea 1 (1320–1715). Bucureşti, 1915.
  39. Frenkel J. Mar Saba during the Mamluk and Ottoman Periods // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 111–116.
  40. Gardthausen V. Catalogus codicorum Graecorum Sinaiticorum. Oxonii, 1886.
  41. Iorga N. Byzantium after Byzantium. Iasi — Ox. — Portland, 2004.
  42. Histoire de Jerusalem et d’Hebron depuis Abraham jusqu’a la fi n de XVe siècle de J.-C. Fragments de la Chronique Moudjir-ed-dyn traduits sur la texte arabe par Henry Sauvaire. Paris, 1876.
  43. Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 85–96.
  44. Al-Maqrīzī, Aḥmad ibn ‘Alī. Kitāb al-Sulūk. Ǧ. 2. Bayrut, 1997.
  45. Marinescu A. Un român “stareṭ” la Mănăstirea Sfânta Ecaterina de la Muntele Sinai: Ioachim Valahul (1510–1540) // Studia Historica et Theologica omagiu profesorolui Emilian Popescu. Bukureşti, 2003. P. 425–442.
  46. Marinescu A. Catalogul întâistătătorilor M-rii Sf. Ecaterina de la M-le Sinai // Mănăstirea Sf. Ecaterina de la Muntele Sinai şi legăturile ei cu Tările Române. Bucureşti, 2009.
  47. Muḥammad ibn Aḥmad Ibn Iyas al-Ḥanafī. Al-Muḫtasar min badā’i al-zuhūr fi waqā’iʻ al-duhūr. Ǧ. 4. Istanbul, 1931.
  48. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’eglise melchite du Ve au XXe siecle. T. 3 (2). Louvain–P., 1981.
  49. Peristeris A. Literary and Scribal Activities at the Monastery of St. Sabas // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 171–177.
  50. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. A Corpus. Vol. I. Cambr., 1993; Vol. II. Cambr., 1998.
  51. Sharon M. Corpus Inscriptorum Arabicarum Palaestinae. Vol. 3. Leiden, 2004.
  52. Stern S. Two Ayyubid Decrees from Sinai // Stern S. Coins and documents from the Medieval Middle East. L., 1986. Text IX.
  53. Troupeau G. Bibliotheque Nationale. Catalogue des manuscripts Arabes. Premiere partie. Manuscrits Chretiens. T. 1. Paris, 1972.
  54. Walbiner C. Ein christlich-arabischer bericht über eine pilgerfahrt von Damaskus zum berge Sinai in den Jahren 1635/36 (Hs. Balamand 181) // Parole de l’Orient. 1999. Vol. 24. P. 319–337.

Данные об авторе

Панченко Константин Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.

Благодарности

Автор выражает глубокую благодарность Ю. И. Петровой, И. Феодорову и В. Г. Ченцовой за содействие получению доступа к ряду материалов, использованных в настоящей статье, и их интерпретации.