/

Евдокимова Людмила Всеволодовна

«Морализованный Овидий» Берсюира: целевая аудитория, экзегетический и идеологический контекст


Евдокимова Л. В. «Морализованный Овидий» Берсюира: целевая аудитория, экзегетический и идеологический контекст // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 54. С. 27-69.

DOI: 10.15382/sturIII201854.27-69

Аннотация

«Ovidius moralizatus», над первой редакцией которого Берсюир работал с начала 1320-х гг., закончив ее до 1342 г., представляет собой пространный комментарий к «Метаморфозам» Овидия, в котором каждый античный сюжет сопровождается многочисленными комментариями, главным образом моральными; порой Берсюир устанавливает параллели между античными сюжетами и Священным Писанием. Несмотря на то что этот памятник неоднократно привлекал внимание исследователей, первоначальный контекст, в котором он создавался, — идеологический и религиозный — остается изученным в значительно меньшей степени. Сопоставляя его с другими комментариями к «Метаморфозам», а также некоторыми религиозными и политическими трактатами кон. XIII — нач. XIV в., мы показываем, в чем состояла его оригинальность и как он вписывается в контекст своего времени. Мы отмечаем, что Берсюир неявно противостоит школьным и филологическим комментариям Овидия: в отличие от их авторов, он не касается значения слов или грамматически сложных пассажей поэмы, не пытается проследить связи между отдельными ее эпизодами и тем самым указать на особенности ее композиции. Заимствуя некоторые комментарии своих предшественников (например, Арнульфа Орлеанского), он развивает те из них, которые основаны на сравнении между действием античной «басни» и отношениями в обществе. Во многих случаях он заменяет комментарий Арнульфа социальным объяснением. Тем самым Берсюир создает множество социальных портретов, рисуя людей разных сословий: простолюдинов, знать и богачей, судейских, ростовщиков, воинов, тиранов, князей; монахи и монахини, проповедники и священники занимают особенно важное место в той картине общества, которую он пишет. Вкус Берсюира к подобным социальным параллелям сложился под влиянием моральных и религиозных сочинений его времени, написанных францисканцами — ордена, к которому он сам некоторое время принадлежал. Среди них следует назвать «Книгу о природе вещей» Варфоломея Английского, «Книгу о моральных значениях» Марка из Орвьето, а также «Моральное зерцало всего Священного Писания» (Speculum morale totius sacrae Scripturae) кардинала Виталя Дю Фур, бывшего одно время провинциалом Аквитании. Картины нравов, созданные Берсюиром, включают иногда политические термины его эпохи, которые использовал Г. Оккам. Так, Берсюир вводит в свои аллегории словосочетания «мирская власть» (jurisdictio temporalis) и «временное превосходство» (prelatio temporalis). Как и Оккам, но в аллегорической форме, Берсюир подчеркивает, что некоторые правители наделены чрезмерной светской властью, давая понять, что эта власть должна быть ограничена. В аллегорической форме он показывает, что папа не должен обладать всей полнотой власти над своими подданными и что властью на земле должны быть наделены люди, истинно достойные по закону Евангелия. Можно утверждать, таким образом, что целевая аудитория Берсюира состояла из нескольких стратов. Это в первую очередь авиньонский двор и окружение папы Иоанна XXII, к которым он обращает свою проповедь и критику, окрашенную влиянием францисканской морали, а также политического и социального учения Оккама. Это, кроме того, его прежние собратья по францисканскому ордену, которому он в скрытой форме выражает сочувствие и дает понять, что в некоторых отношениях разделяет их позицию. Это, наконец, клирики и школяры, чрезмерно увлеченные античной литературой, которых он учит, что главное в античных текстах не достоинство слога, но моральное значение.

Ключевые слова

целевая аудитория и первоначальный контекст создания памятника, филологический школьный комментарий ''Метаморфоз'', аллегорический комментарий ''Метаморфоз'', морализованные энциклопедии XIII-XIV вв., параллели между героями и действиями мифов и социальными отношениями в средневековом обществе, влияние францисканских богословов первой трети XIV века, влияние политического и социального учения Оккама, папа Иоанн XXII и его окружение, спор о бедности Христа и апостолов, спор о ''блаженном созерцании''

Список литературы

  1. Пьер Берсюир. О внешнем облике и значении богов / Пер. и вступительная статья А. В. Журбиной // Кентавр/Centaurus. Studia classica et mediaevalia. 2008. Т. 5. С. 252–288.
  2. Bartholomaeus Anglicus. De proprietatibus rerum / Ed. B. van Abele, H. Meyer, M. W. Twomey, B. Roling, R. J. Long. V. 1 (Prohemium, Liber I-IV). Turnhout, Brepols, 2007; V. VI (Liber XVII) / Ed. I. Ventura. Turnhout, Brepols, 2007.
  3. Giovanni di Garlandia. Integumenta Ovidii, poemetto inedito del secolo XIII / Ed. F. Ghisalberti. Messina-Milano, 1933.
  4. Guillelmi de Ockham Opera politica: Octo quaestiones de potestate papae / Ed. H. S. Offl er. Mancunii, 1974.
  5. Lactancii Placidi qui dicitur narrationes fabularum ovidianarum // Ovid Illustrated: The Reception of Ovid’s Metamorphoses in Image in Text / Ed. D. Kinney, E. Styron. URL: http://ovid.lib.virginia.edu/narrationes.html
  6. Marcus Urbevetanus. Liber de moralitatibus / Ed. G. J. Etzkorn. New York, St. Bonaventure: Franciscan Institute Publications, 2005. V. 1–3.
  7. Metamorphosis Ovidiana moraliter a Magistro Thoma Walleys Anglico de professione predicatorum sub sanctissimo patre Dominico explanata. Parisiis, 1509.
  8. «Ovide moralisé». Poème du commencement du quatorzième siècle / Ed. C. De Boer. T. 1–5. Amsterdam, 1915–1938.
  9. Petrus Berchorius. Reductorium morale, Liber XV: Ovidius moralizatus, cap. i. De formis figurisque deorum. Textus e codice Brux., Bibl. Reg. 863-9 critice editus / Ed. J. Engels. Utrecht, Instituut voor Laat Latijn der Rij ksuniversiteit (Werkmteriaal, 3), 1966.
  10. Petrus Berchorius. Reductorium morale, Liber XV, cap. ii–xv. «Ovidius moralizatus» naar de Parij se druk van 1509 / Ed. J. Engels. Utrecht, Instituut voor Laat Latij n der Rij ksuniversiteit (Werkmateriaal, 2), 1962.
  11. Van der Bij l M. S. Petrus Berchorius, Reductorium morale, liber XV: Ovidius moralizatus, cap. ii // Vivarium. 1971. T. 9. P. 25–48.
  12. «Vulgate» (The) Commentary on Ovid’s «Metamorphoses»: the Creation Myth and Story of Orpheus ed. from Sélestat, Bibliothèque humaniste, MS. 92 / Ed. F. T. Coulson. Toronto, 1991.
  13. William of Ockham. Eight Questions on the Power of the Pope / Trasl. J. Robinson. URL: http://individual.utoronto.ca/jwrobinson/translations/ockham_8-questions.pdf
  14. William of Ockham. A Short Discourse on Tyrannical Government / Ed. A. S. McGrade, transl. J. Kilcullen. Cambridge, 2001 (первое изд. 1992).
  15. William of Ockham. On Power Of Emperors And Pope / Transl. and ed. by A. S. Brett. University of Durham, Thoemmes Press, 1998.
  16. Журбина А. В. Судьба «Метаморфоз» Овидия во Франции на пороге Нового времени (нач. XIV — середина XVI в.): от аллегории к литературному переводу. Москва, ИМЛИ, 2010.
  17. Раскина С. М. Политические теории Уильяма Оккама и Античность // Средние века. 1973. Вып. 36. С. 28–49.
  18. Beltran E. Une source de l’Archiloge Sophie de Jacques Legrand: L’Ovidius moralizatus de Pierre Bersuire // Romania. 1979. T. 100. P. 483–501.
  19. Burns J. H. The Cambridge History of Medieval Political Thought. C. 350–c.1450. Cambridge, New York, 1998.
  20. Clark J. G. Ovid in the Monasteries. The Evidence from Late Medieval England // Ovid in the Middle Ages / Ed. J. G. Clark, F. T. Coulson, K. L. McKinley. Cambridge, New York, 2011. P. 177–196.
  21. Coulson F. T. Ovid’s Metamorphoses in the School Tradition of France, 1180-1400: Texts, Manuscripts Traditions, Manuscripts setting // Ovid in the Middle Ages / Ed. J. G. Clark, F. T. Coulson, K. L. McKinley. Cambridge, New York, 2011. P. 48–82.
  22. Coulson F. T., Roy B. Incipitarium Ovidianum. A Finding Guide for Texts in Latin Related to the Study of Ovid in the Middle Ages. Turnhout, Brepols, 2000.
  23. Dinkova-Bruunfield G. Christianizing Mythography in Ms. Cotton Titus D. XX // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge. 2012. T. 79. P. 313–334.
  24. Dykmans M. Les Frères mineurs d’Avignons au début de 1333 et le sermon de Gautier de Chatton // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge. 1972. T. 47. P. 105–148.
  25. Engels J. L’Edition critique de l’Ovidius moralizatus de Bersuire // Vivarium. 1971. T. 9. P. 29–34.
  26. Engels J. Introduction // Petrus Berchorius. Reductorium morale, Liber XV: Ovidius moralizatus, cap. i. De formis fi gurisque deorum. Textus e codice Brux., Bibl. Reg. 863-9 critice editus / Ed. J. Engels. Utrecht, Instituut voor Laat Latij n der Rij ksuniversiteit (Werkmteriaal, 3), 1966. P. II–XXVI.
  27. Evdokimova L. Deux ballades mythologiques des Cent ballades de Christine de Pizan // Le Moyen Français. 2016. V. 78–79. P. 65-76.
  28. Guillemain B. La cour pontifi cale d’Avignon (1309–1376): Étude d’une société. Paris, 1966.
  29. Ghisalberti F. Arnolfo d’Orléans. Un cultore di Ovidio nel secolo XII // Memorie del Reale istituto lombardo di scienze e lettere. Classe di lettere, scienze morali e storiche. 1932. V. 24. P. 157–232.
  30. Ghisalberti F. L’Ovidius moralizatus di Pierre Bersuire // Estratto dal vol XXII degli Studi romanze. Roma, 1933–XI.
  31. Hexter R. J. The Allegari of Pierre Bersuire: Interpretation and the Reductorium morale // Allegorica. 1989. T. 10. P. 51–84.
  32. Hüe D. Tradition et moralisation chez Pierre Bersuire // Encyclopédire. Formes de l’ambition encyclopédique dans l’Antiquité et au Moyen Âge / Ed. A. Zucker. Turnhout, Brepols (Collection d’études médiévales de Nice, 14), 2013. P. 349–364.
  33. Iser W. L’acte de lecture: théorie de l’eff et esthétique / Trad. E. Sznycer (второе изд.). Liège, 1997.
  34. Kellogg J. L. Christine de Pizan as Chivalric Mythographer: L’Epistre Othea // The Mythographic Art: Classical Fable and the Rise of the Vernacular in Early France and England / Ed. J. Chance. Gainesville, 1990. P. 100–124.
  35. Kölmel W. Regimen Christianum: Weg und Ergebnisse des Gewaltenverhältnisses und des Gewaltenverständnisses (8. bis 14 Jahrhundert). Berlin, 1970.
  36. Kretschmer M. T. L’ Ovidius moralizatus de Pierre Bersuire. Essai de mise au point // Interfaces. 2016. T. 3. P. 221–244.
  37. Lord C. A Survey of Imagery in Medieval Manuscripts of Ovid’s Metamorphoses and Related Commentaries // Ovid in the Middle Ages / Ed. J. G. Clark, F. T. Coulson, K. L. McKinley. Cambridge, New York, 2011. P. 257–283.
  38. Maiolo F. Medieval Sovereignty: Marsilius of Padua and Bartolus of Saxoferrato. Delft, 2007.
  39. Moss A. Ovid in Renaissance France. A Survey of the Latin Editions of Ovid and Commentaries Printed in France Before 1600. London, 1982.
  40. Pairet P. Recausting the Metamorphoses in Fourteenth-century France. The Challenges of the Ovide moralisé // Ovid in the Middle Ages / Ed. J. G. Clark, F. T. Coulson, K. L. McKinley. Cambridge, New York, 2011. P. 83–107.
  41. Reynolds W. Sources, Nature, and Infl uence of the Ovidius Moralizatus of Pierre Bersuire // The Mythographic Art: Classical Fables and the Rise of the Vernacular in Early France and England / Ed. J. Chance. Gainsville, 1990. P. 83–99.
  42. Rivers K. Another Look at the Career of Pierre Bersuire, OSB // Revue Bénédictine. 2006. T. 116. P. 92–100.
  43. Ruiz D. La Communauté de l’Ordre et la papauté d’Avignon // Cultura, arte e commitenza nella Basilica di S. Antonio di Padova in Trecento / Ed. L. Baggio, M. Benetazzo. Padova, 2003. P. 118–136.
  44. Saak E. L. High Way to Heaven: The Augustinian Platform Between Reform and Reformation, 1292–1524. Leiden, Boston, Köln, 2002.
  45. Samaran Ch. Pierre Bersuire // Histoire littéraire de la France. T. 39. Paris, 1962. P. 259–450.
  46. Smalley B. English Friars and Antiquity in the Early Fourteenth Century. Oxford, 1960.
  47. Seznec J. The Survival of the Pagan Gods: the Mythological Tradition and its Place in Renaissance Humanism and Art / Transl. B. F. Sessions. Princeton, 1995.
  48. Stürner W. Die Begründung der Iurisdictio temporalis bei Wilhelm von Ockham // Franciscan Studies. 1986. T. 46. P. 243–251.
  49. Wilkins E. H. Descriptions of Pagan Divinities from Petrarch to Chaucer // Speculum. 1957. T. 32. P. 511–522.
  50. Wolf E. Der intendierte Leser // Poetica. 1971. T. 4. P. 141–166.

Данные об авторе

Евдокимова Людмила Всеволодовна


Ученая степень: доктор филологических наук;
Место работы: ИМЛИ РАН; Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская 25а; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6, стр. 1;
Должность: ведущий научный сотрудник, профессор;
Электронный адрес: ludmila.evdokimova@gmail.com.