/

Алексеев Анатолий Алексеевич

Мидраш в Новом Завете: Иоанн против Синоптиков


Алексеев А. А. Мидраш в Новом Завете: Иоанн против Синоптиков // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 52. С. 11-35.

DOI: 10.15382/sturIII201752.11-35

Аннотация

В статье рассмотрены предисловия к Евангелиям Марка, Луки и Иоанна. Первые два представляют собою мидраш, т. е. толкование, основанное на письменных источниках и устной традиции иудаизма. Их задача заключается в том, чтобы связать исторический материал о Иисусе, заимствованный от Марка, с концепцией мессии, в согласии с которой эти два евангелиста трактуют заимствованный материал. Историко-биографический облик обеих предисловий отражает культурную обстановку эллинистической эпохи, но их содержание и литературная форма являются традиционным ответом исключительно на запросы богословия. В свою очередь, Иоанн, опираясь не только на Марка, но также на какие-то другие источники или же свой личный опыт, выходит за рамки концепции мессии и оценивает Иисуса как посланника (шалиаха) Бога или же как самого Бога. Поэтому его предисловие не служит тому, чтобы связать повествование с концепцией мессии, оно, во-первых, разъясняет смысл Творения и соответствующую антропологию, что необходимо для формирования нового представления о личном Боге, а во-вторых, в высоко поэтической форме дает обзор (эпитому) главных вопросов всего целого. В заключение отмечается неадекватность термина христология для рассмотрения этого круга вопросов, которые лежат в основании христианского богословия.

Ключевые слова

Мидраш, Евангелие, предисловие, пролог, эпитома, мессия, посланник, биография, христология, богословие, историзм

Список литературы

  1. Алексеев А. А. Библия в богослужении. Византийско-славянский лекционарий. СПб., 2008.
  2. Алексеев А. А. Из истории новозаветной терминологии. Греч. ΑΠΟΣΤΟΛΟΣ «апостол» // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 3. (48). С. 9–21.
  3. Алексеев А. А. Коммуникативный конфликт как стилистический прием в Евангелии от Иоанна // Христианский Восток. Т. 6 (XII). СПб.; М., 2013. C. 327–336.
  4. Алексеев А. А. Притчи Иисуса: Иоанн против Синоптиков // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 1 (46). С. 48–66.
  5. Алексеев А. А. ΣΕΜΕΙΟΝ и ΔΟΞΑ в Евангелии от Иоанна // XLII Международная филологическая конференция. СПб., 2014. С. 11–39.
  6. A Patristic Greek Lexicon / G. W. H. Lampe, ed. Oxford, 1961.
  7. Ashton J. The Gospel of John and Christian Origins. Minneapolis, 2014.
  8. Ashton J. Understanding the Fourth Gospel. 2d ed. Oxford, 2007.
  9. Aune D. The New Testament in Its Literary Environment. Philadelphia, 1987.
  10. Barrett C. K. The Gospel According to St. John. An Introduction with Commentary and Notes on the Greek Text. 2nd Edition. Philadelphia, 1978.
  11. Baumstark A. Liturgie comparée. Chevetogne, 1953.
  12. Blass F., Debrunner A. Grammatik des neutestamentlichen Griechisch. Bearb. von F. Rehkopf. 17. Aufl age. Göttingen, 1990.
  13. Bloch R. Midrash // Dictionnaire de la Bible. Supplément. T. 5. P., 1957. Col. 1263–1280.
  14. Boismard M. E. Le Prologue de Saint Jean. P., 1953.
  15. Borgen P. God’s Agent in the Fourth Gospel // Religions in Antiquity: Essays in Memory of E. R. Goodenough / J. Neusner, ed. Leiden, 1968. P. 137–148.
  16. Borgen P. Observations on the Targumic Character of the Prologue of John // New Testament Studies. 1970. Vol. 16. P. 288–295.
  17. Bousset W. Kyrios Christos. Geschichte des Christusglaubens von den Anfängen des Christentums bis Irenaeus. Göttingen, 1913.
  18. Boyarin D. The Gospel of the Memra: Jewish Binitarianism and the Prologue to John // The Harvard Theological Review. 2001. Vol. 94. P. 243–284.
  19. Brown R. E. The Birth of the Messiah: A Commentary on the Infancy Narratives in Matthew and Luke. New updated edition. N. Y., 1993.
  20. Brown R. E. The Death of the Messiah. From Gethsemane to the Grave. Vol 1. Yale University Press, 1998.
  21. Brown R. E. The Gospel according to John (I–XII). New York et. al., 1966.
  22. Bultmann R. Das Evangelium des Johannes. Göttingen, 1941.
  23. Bultmann R. Der religionsgeschichtliche Hintergrund des Prologs zum Johannesevangelium // Eucharisterion. Festschrift H. Gunkel. 2te Bd. Göttingen, 1923. S. 3–26.
  24. Charlesworth J. H. From Messianology to Christology: Problems and Prospects // The Messiah. Developments in Earliest Judaism and Christianity / J. H. Charlesworth, ed. Minneapolis, 1992. P. 3–35.
  25. Chilton B. Typologies of memra and the Fourth Gospel // Targum Studies. Vol. 2. Textual and Contextual Studies in the Pentateuchal Targums / P. V. M. Flesher, ed. Atlanta, 1992. P. 89–100.
  26. Coloe M. L. Sources in the Shadows: John 13 and the Johannine Community // New Currents through John. A Global Perspective / F. Lozada Jr., T. Thatcher, eds. Atlanta, 2006. P. 69–82.
  27. Crossan J. D. The Cross That Spoke: The Origins of the Passion Narrative. San Francisco, 1988.
  28. Cullmann O. The Christology of the New Testament / S. C. Guthrie, C. A. M. Hall, trans. Philadelphia, 1963.
  29. Culpepper R. A. Mark. Macon, 2007.
  30. Culpepper R. A. The Gospel and Letters of John. Interpreting Biblical Texts. Nashville: Abingdon, 1998.
  31. Culpepper R. A. The Prologue as Theological Prolegomenon to the Gospel of John // Papers read at the Colloquium Ioanneum 2013 / J. G. van der Watt, R. A. Culpepper, U. Schnelle, eds. Tübingen, 2016. P. 3–26.
  32. Culpepper R. A. The Theology of the Gospel of John // Review and Expositor. An International Baptist Journal. 1988. Vol. 85. P. 417–432.
  33. Dunn J. G. D. Christology in the Making. A New Testament Inquiry into the Origins of the Doctrine of the Incarnation. L., 1980; 2nd ed., 1989.
  34. Dunn J. D. G. John and the Synoptics as a Theological Question // Exploring the Gospel of John. In honor of D. M. Smith / R. A. Culpepper, C. C. Black, eds. Louisville, 1996. P. 301–316.
  35. Dunn J. D. G. Messianic Ideas and Their Infl uence on the Jesus of History // The Messiah. Developments in Earliest Judaism and Christianity / J. H. Charlesworth, ed. Minneapolis, 1992. P. 365–381.
  36. Dunn J. D. G. Was Christianity a Monotheistic Faith from the Beginning? // Scottish Journal of Theology. 1982. Vol. 36. P. 303–336.
  37. Encyclopaedia of Midrash. Biblical Interpretation in Formative Judaism / J. Neusner, A. J. Avery Peck, eds. Leiden; Boston, 2005.
  38. Evans C. A. Word and Glory: On the Exegetical and Theological Background of John’s Prologue. Sheffield, 1993.
  39. Goulder M. D. Midrash and Lection in Matthew. Eugene, OR. 2004.
  40. Grill J. Untersuchungen über die Entstehung des vierten Evangeliums. Tübingen; Leipzig, 1902.
  41. Harris J. R. The Origin of the Prologue to St. John’s Gospel. Cambridge University Press, 1917.
  42. Harris M. J. Jesus as God: the New Testament use of theos in reference to Jesus. Grand Rapids, 1992.
  43. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period. Vol. 1 Text, Vol. 2. Notes & Bibliography. Philadelphia, 1981.
  44. Horbury W. Jewish Messianism and the Cult of Christ. L., 1998.
  45. Hurtado L. W. How on earth did Jesus become a God? Historical questions about earliest devotion to Jesus. Grand Rapids; Cambridge, 2005.
  46. Hurtado L. W. Lord Jesus Christ: devotion to Jesus in earliest Christianity. Grand Rapids, Michigan / Cambridge, U. K., 2003.
  47. Keener C. S. The Gospel of John. A Commentary. Grand Rapids, 2003.
  48. Kinlaw P. E. The Christ is Jesus: Metamorphosis, Possession and Johannine Christology. Atlanta, 2005.
  49. Koester H. Ancient Christian Gospels: Their History and Development. Philadelphia, 1990.
  50. Lucass S. The Concept of the Messiah in the Scriptures of Judaism and Christianity. Sheffi eld, 2011.
  51. McGrath J. F. John’s Apologetic Christology. Legitimation and Development in Johannine Christology. Cambridge University Press, 2001.
  52. McNamara M. Targum and New Testament. Collected Papers. Tübingen, 2011.
  53. McNamara M., Hayward R. and Maher M. Targum Neofi ti 1: Exodus. Targum Pseudo-Jonathan: Exodus. Collegeville, 1994.
  54. Menken M. J. J. Observations on the Signifi cance of the Old Testament in the Fourth Gospel // Neotestamentica. 1999. Vol. 33 / J. Neusner, A. J. Avery Peck, eds. P. 125–143.
  55. Metzger B. M. A Textual Commentary of the Greek New Testament. Suttgart, 1975.
  56. Mor M. The second Jewish revolt: the Bar Kokhba War, 132–136 CE. Leiden; Boston, 2016.
  57. Neusner J. What is Midrash? Philadelphia, 1987.
  58. Porton G. G. Rabbibic Midrash // A History of Biblical Interpretation. Vol. 1. The Ancient Period / A. J. Hauser, D. F. Watson, eds. Grand Rapids; Cambridge, 2003. P. 198–224.
  59. Price R. M. New Testament Narrative as Old Testament Midrash // Encyclopedia of Midrash. P. 534–574.
  60. Rainbow P. A. Johannine Theology: the Gospel, the Epistles and the Apocalypse. Downers Grove, IL, 2014.
  61. Ridderbos H. N. The Gospel according to John. A Theological Commentary / J. Vriend, trans. Grand Rapids, Michigan / Cambridge, 1992.
  62. Robinson J. A. T. The Human Face of God. Philadelphia, 1973.
  63. Robinson J. A. T. The Priority of John / J. K. Coakley, ed. L., 1985.
  64. Ronning J. The Jewish Targums and John’s Logos Theology. Peabody, 2011.
  65. Roth D. T. The Text of Marcion’s Gospel. Leiden; Boston, 2015.
  66. Ruddick C. T. Jr. Birth Narratives in Genesis and Luke // Novum Testamentum. 1970. Vol. 12. P. 343–348.
  67. Sanders E. P. Judaism: Practice and Belief, 63 BCE — 66 CE. L., 1992.
  68. Sanders J. T. The New Testament Christological Hymns. Their Historical-Religious Background. Cambridge, 1971.
  69. Schnackenburg R. The Gospel According to St. John. Vol. 1. Freiburg, 1968.
  70. Seebohm T. M. Hermeneutics. Method and Methodology. Dordrecht; Boston; L., 2004.
  71. Silva M. Approaching the Fourth Gospel // Criswell Theological Review. 1988. Vol. 3. P. 17–29.
  72. Strack H. L., Stemberger G. Introduction to the Talmud and Midrash. Glasgow, 1996.
  73. Streeter B. H. The Four Gospels. L., 1924.
  74. The Anchor Bible Dictionary / D. N. Freedman, ed. Vol. 1–6. New York et al., 1992.
  75. Turner N. Syntax // A Grammar of New Testament Greek / J. H. Moulton, ed. Vol. 3. Edinburgh, 1963.
  76. Van Iersel B. M. F. The Finding of Jesus in the Temple // Novum Testamentum. 1960. Vol. 4. P. 161–173.
  77. Vries P de. The Targumim as Background of the Prologue of the Gospel according to John // The American Journal of Biblical Theology. 2013. Vol 18/14. P. 1–24.
  78. Weren W. J. C. Studies in Matthew’s Gospel: Literary Design, Intertextuality, and Social Setting. Leiden; Boston, 2014.
  79. Westcott B. F., Hort F. J. A. Introduction to The New Testament in the Original Greek: With Notes on Selected Readings. L., 1882.
  80. Williams C. H. I am He: The Interpretation of ‘Ani Hû’ in Jewish and Early Christian Literature. Tübingen, 2000.
  81. Williams C. H. (Not) Seeing God in the Prologue and Body of John’s Gospel // Papers read at the Colloquium Ioanneum 2013 / J. G. van der Watt, R. A. Culpepper, U. Schnelle, eds. Tübingen, 2016. P. 79–98.
  82. Wills L. M. The Quest of the Historical Gospel: Mark, John, and the Origins of the Gospel Genre. L.; N. Y., 1997.
  83. Wright B. J. Jesus as ΘεÞς: A Textual Examination // Revisiting the Corruption of the New Testament: Manuscript, Patristic, and Apocryphal Evidence / D. B. Wallace, ed. Grand Rapids, MI. 2011. P. 229–261.
  84. Zunz L. Gottesdienstliche Vorträge der Juden. Berlin, 1832.

Данные об авторе

Алексеев Анатолий Алексеевич


Ученая степень: доктор филологических наук;
Место работы: _СПбГУ;
Должность: _профессор зав кафедрой;
ORCID: 0000-0003-0243-8703;
Электронный адрес: alexeev.anatoly@gmail.com.