/

Головнина Наталья Геннадьевна; Франгулян Лилия Рубеновна

Реальность и художественный вымысел у коптских агиографов (образ Диоклетиана в литературе циклов, сер. VII — сер. VIII вв.)


Головнина Н. Г., Франгулян Л. Р. Реальность и художественный вымысел у коптских агиографов (образ Диоклетиана в литературе циклов, сер. VII — сер. VIII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 52. С. 48-61.

DOI: 10.15382/sturIII201752.48-61

Аннотация

В статье на материале агиографических памятников под названием «циклы» (сер. VII — сер. VIII в.) анализируется легенда об императоре Диоклетиане, сложившаяся в коптской литературе. Ее сравнение со сведениями греческих и латинских историков (Евсевий Памфил, Лактанций, Аврелий Виктор, Евтропий) позволяет говорить о продуманной трансформации исторического образа в соответствии с принципами генезиса и бытования мученических и житийных текстов, с той особенностью, что создается герой отрицательный. Даже фантастические или не совпадающие с историческими обстоятельствами рассказы из жизни Диоклетиана не случайный плод воображения, но методичная работа в рамках уже сложившихся канонических схем, прежде всего мученичества, и идеальных образов, в первую очередь правителя. Функциональным оказывается прием антитезы: отсутствующие в историческом описании черты воссоздаются как противоположность принятого идеала. Из исторического материала выбирается тот, который наиболее полно соответствует создаваемому герою, т. е. авторов интересует правдивость образа, как они ее понимают, а не правдивость в передаче фактов. Так, Диоклетиану усваиваются факты и черты не тезки, но реальных инициаторов Великого гонения Галерия и Максимина Дазы, о которых сообщают историки. Агиографы не смущаются пренебрегать и хронологическими рамками, например, они придают своему Диоклетиану черты не только его современников, но и Юлиана Отступника с целью создать образ идеального отрицательного героя. Правомерными и допустимыми воспринимаются сюжеты, если они построены по аналогии с библейскими историями или с учетом экзегетической традиции. Интересным феноменом можно признать последующее восприятие агиографической реальности в качестве источника достоверных сведений.

Ключевые слова

коптская агиография, циклы, легенда о Диоклетиане, император Константин, император Юлиан, вымысел как способ структурного построения, транс- формация сюжетов, Антиохия, коптские мученики, предательство епископа

Список литературы

  1. Донченко А. И., Высокий М. Ф., Хорьков М. Л. Последние историки великой империи // Римские историки IV века / Е. В. Дарк, М. Л. Хорьков, пер. с греч.; А. И. Донченко, В. С. Соколова, пер. с лат. М., 1997. С. 297–318.
  2. Изречения египетских отцов / Введ., перев. с копт., коммент. А. И. Еланская. СПб., 2001.
  3. Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле: Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78–88.
  4. Тюленев В. М. Лактанций и его De mortibus persecutorum // Лактанций. О смертях преследователей / В. М. Тюленев, пер. с лат., вступ. ст. и коммент. СПб., 1998. С. 5–50.
  5. Франгулян Л. Р. Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 86–96.
  6. Шенуте. Гомилия на Рождество / Н. Г. Головнина, пер. // Литературные традиции христианского Египта. М., 2008. С. 153–157.
  7. Barns J. W. B., Reymonds E. A. E. Introduction // Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices / J. W. B. Barns, E. A. E. Reymonds, eds., transl., introd., comm. Oxford, 1973. P. 1–21.
  8. Baumeister Th. Martyr Invictus: der Martyrer als Sinnbild der Erlö sung in der Legende und im Kult der frü hen koptischen Kirche. Münster, 1972.
  9. Bell N. D. Introduction to the historical background // Mena of Nikiou: The Life of Isaac of Alexandria and the Martyrdom of Saint Macrobius / N. D. Bell, transl., introd., comm. Kalamazoo, 1988. P. 103–118.
  10. Berg-Onstwedder G., van den. Diocletian in the Coptic Trаdition // Bulletin de la Société d’Archéologie Copte. Cairo, 1990. Vol. 29. P. 87–122.
  11. Bowman A. K. Diocletian and the fi rst tetrarchy, a.d. 284–305 // The Cambridge Ancient History. Volume 12: The Crisis of Empire, AD 193–337 / A. K. Bowman, P. Garnsy, A. Cameron, eds. Cambridge, 2005. P. 67–89.
  12. Buzi P., Bausi A. Tradizioni ecclesiastiche e letterarie copte ed etiopiche // Costantino I. Una enciclopedia sulla fi gura, il mito, la critica e la funzione dell’imperatore del cosiddetto editto di Milano, 313. Roma, 2013. Vol. 2. P. 401–423.
  13. Delehaye H. Les Martyrs de l’Égypte // Analecta bollandiana. Brussels, 1923. Vol. 40.
  14. Lefort L. Th. Catéchèse Christologique de Chenute // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1955. № 80. Р. 40–55.
  15. Orlandi T. Coptic literature // The Roots of Egyptian Christianity. Philadelfi a, 1986. P. 51–81.
  16. Orlandi T. Le fonti copte della Storia dei patriarchi di Alessandria // Studi Copti. Milano, 1968. P. 89–138 (Testi e documenti per lo studio dell’antichittà; 22).
  17. Orlandi T. Hagiography, Coptic // Coptic Encyclopedia. N.Y., 1991. Vol. 4. Р. 1191–1197.
  18. Orlandi T. Passione e miracoli di S. Mercurio. Milan, 1976.
  19. Orlandi T., Pearson B. A., Drake H. A. Eudoxia and the Holy Sepulchre. A Constantin Legend in Coptic. Milano, 1980.
  20. Papaconstantinou A. Historiography, hagiography, and the making of the Coptic «Church of the Martyrs» in early Islamic Egypt // Dumbarton Oaks Papers. 2006. № 60. P. 65–86.
  21. Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides. L’apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001.
  22. Passione e miracoli di S. Mercurio / T. Orlandi, ed., transl. Milan, 1976.
  23. Textes coptes relatifs à saint Claude d’Antioche. Four Coptic texts, with French translations, from the Coptic manuscript no. 587 in the Pierpont Morgan Library, New York / G. Godron, еd., transl. Turnhout, Belgique. 1970. (Patrologia Orientalis; 35/4).
  24. White C. The Emergence of Christianity: Classical Traditions in Contemporary Perspective. Minneapolis, 2010. P. 83–88.

Данные об авторе

Головнина Наталья Геннадьевна


Место работы: _;
Должность: _;
ORCID: 0000-0003-1754-5165;
Электронный адрес: n_golovnina@list.ru.

Франгулян Лилия Рубеновна


Место работы: ФГБУН Институт востоковедения РАН;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6203-794X;
Электронный адрес: 8liya8@gmail.com.

Благодарности

Исследование осуществлено в рамках Программы научных исследований Фонда развития ПСТГУ в 2016 г. проект № 06-0416/КИП 2