/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :2 (42)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Аксенов Алексей Валерьевич

Религиозная судьба Н. Готорна: между догматом и чувством

Аксенов А. В. Религиозная судьба Н. Готорна: между догматом и чувством // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 9-23

DOI: 10.15382/sturIII201541.9-23
В статье делается попытка на основании дневниковых записей Н. Готорна и других источников охарактеризовать мировоззрение писателя, что может способствовать более глубокому восприятию его художественного наследия. В результате анализа источников автор приходит к выводу, что мировосприятие Готорна было религиозным, и религиозность эта в целом лежит в русле традиционного христианства. Но Готорн не принадлежал к религиозной общине, поэтому его вера имеет скорее эмоционально-интуитивный характер, нежели догматический и институциональный. Это создает напряжение в жизни и творчестве Готорна между верой в минимальный набор догматических истин и романтической сакрализацией человеческих чувств, обожествлением внутреннего мира человека.
Натаниель Готорн, религия, вера, пуританизм, романтизм, христианство, американская литература
1. Мелвилл Г. Готорн и его «Мхи Старой усадьбы» // Эстетика американского романтизма / Сост. А. Н. Николюкин. М., 1977.
2. Waggoner H. H. 1964 “Art and Belief”, in Pearce R. H. (ed.) Hawthorne Centenary Essays, Ohio State University Press, 1964.

Аксенов Алексей Валерьевич

Альбрехт Ольга Викторовна

Провинция как пространство трагического (на материале французской реалистической и натуралистической прозы 50–70-х гг. XIX в.) .

Альбрехт О. В. Провинция как пространство трагического (на материале французской реалистической и натуралистической прозы 50–70-х гг. XIX в.) . // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 24-32

DOI: 10.15382/sturIII201541.24-32
В статье рассматривается «провинция» как разновидность художественного пространства во французской повествовательной литературе второй половины XIX в. На примере анализируемых фрагментов текстов Г. Флобера, Э. Дюранти, Э. Золя констатируется наличие в художественном мире писателей-реалистов и натуралистов черт, характерных для пространства классической трагедии; подтверждается тот тезис, что со второй половины XIX в. жанр романа занимает нишу в литературном процессе, освободившуюся после исчезновения трагедии как продуктивного жанра французской литературы.
детерминизм, миф, натурализм, провинция, провинциальность, реализм, трагедия, трагическое, французская литература, художественное время, художественное пространство
1. Барт Р. Расиновский человек // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
3. Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.
4. Fisher J. O. Epoque romantique et réalisme : Problèmes metodologiques, Paris, 1987.
5. Dictionnaire thématique du roman de moeurs (1850 — Hamon Ph. 1914), Paris, 2003.
6. Mitterand H. Le regard et le signe : Poétique du roman réaliste et naturaliste, Paris, 1987.
7. Seillère E. Le romantisme des réalistes, Paris, 1914.

Альбрехт Ольга Викторовна

Глазков Алексей Владимирович;

«Внешняя» прагматика нарратива (Птолемей и прагматика текста)

«Внешняя» прагматика нарратива (Птолемей и прагматика текста) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 33-43

DOI: 10.15382/sturIII201541.33-43
Предметом данной статьи является моделирование процесса порождения текста в условиях невыясненной истинности. В качестве объекта автор берет начало трактата Птолемея «Альмагест», повествующего об общих проблемах космогонии, — там Птолемей излагает картину своего видения Вселенной. Для доказательства от противного Птолемей создает несколько нарративов, соответствующих разным возможным мирам. Последние являются лингвистическими образованиями, поскольку о них можно только рассказывать. Таким образом, стратегия Птолемея есть борьба нарративов. В статье предложена прагматическая модель взаимодействия противоречащих фактов, которая позволяет понять, на основании чего возникают различные нарративы и как происходит процесс выбора из них единственного, представляющегося Птолемею истинным.
прагматика, нарратив, лингвистика текста, инференция, Птолемей, «Альмагест», релевантность, теория релевантности.
1. Арутюнова Н. Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 13. Логика и лингвистика. (Проблемы референции). М., 1982. С. 5–40.
2. Хинтикка Я. Семантика модальных понятий и неопределенность онтологии // Возможные миры. Семантика, онтология, метафизика. М., 2011. С. 371–399.
3. De Rosset L. 2011 “Commentary: David Lewis. On the Plurality of the Worlds”, in Humana. Mente. Journal of Philosophical Studies, 2011, vol. 19, pp.137–150.
4. Korta K., Perry J. Critical Pragmatics. An Inquiry into Reference and Communication, Cambridge, 2011.
5. Russel B. 1905 “On denoting”, in Mind, New Series, Oct., 1905, vol. 14/56, pp. 479–493.
6. Wilson D., Sperber D. 2002 “Relevance Theory”, in UCL Working Papers for Linguistics, 2002, vol. 14.
7. Yus F. 2009 “Relevance Theorie”, in Concise Encyclopedia of Pragmatics, Oxford, 2009, pp. 854–861.

Глазков Алексей Владимирович


Нестерова Ольга Евгеньевна

Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть третья: Противопоставление «коринфян» и «ефесян» в отношении к трем ступеням христианского совершенства и трем формам знания, соответствующим трем смыслам Писания

Нестерова О. Е. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть третья: Противопоставление «коринфян» и «ефесян» в отношении к трем ступеням христианского совершенства и трем формам знания, соответствующим трем смыслам Писания // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 44-58

DOI: 10.15382/sturIII201541.44-58
Оригена справедливо считают основоположником нового метода библейской экзегезы, основанного на различении трех смыслов Писания. Цикл из трех статей посвящен выяснению теоретических источников и настоящего содержания этой методологической доктрины. В третьей, заключительной, статье цикла рассматривается вопрос о соотношении оригеновского противопоставления «коринфян» и «ефесян» с изложенным в трактате «О началах» и подкрепленным толкованием отрывка из «Пастыря» Гермы учением о трех типах доктрин, соответствующих трем смыслам Писания. Здесь же формулируются общие выводы, основанные на предшествующем анализе и сводящиеся к утверждению, что, вопреки устоявшемуся в современной научной литературе мнению, оригеновская трехчленная формула, выражающая соотношение трех смыслов Писания и построенная на аналогии с трехчастным делением человека, составленного из тела, души и духа, имела своим источником не саму эту антропологическую аналогию, а специфическую интерпретацию начальных глав Первого послания к Коринфянам, где противопоставление «плотских» и «душевных» христиан более совершенным «духовным» христианам тесно переплеталось с мотивом противопоставления младенческой «пищи» и взрослой, символизировавших две формы или два рода учения, приспособленного к различному уровню религиознонравственного развития соответствующих категорий христиан
Ориген, Климент Александрийский, валентиниане, библейская экзегеза, учение о трех смыслах Писания
1. Нестерова О. Е. Проблемы интерпретации учения Оригена о трех смыслах Священного Писания в современной научной литературе // Раннехристианская и византийская экзегетика. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 27–30.
2. Bertrand F. Mystique de Jésus chez Origène, Paris, 1951.
3. Dively Lauro E. A. The Soul and Spirit of Scripture within Origen’s Exegesis, Boston, Leiden, 2005.
4. Harl M. Origène et la fonction révélatrice du Verbe incarné, Paris, 1958.
5. Lebreton J. 1922 “Les degrés de la connaissance religieuse d’après Origène”, in Recherches de Science Religieuse, 1922, vol. 12, pp. 265–296.
6. Pasquier A. 2006 “The Valentinian Exegesis”, in Kannengiesser Ch. (ed.) Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity, Leiden; Boston, 2006, vol. 1, pp. 454–470.
7. Torjesen K. J. Hermeneutical Procedure and Theological Method in Origen’s Exegesis, Berlin, New York, 1986.

Нестерова Ольга Евгеньевна

ПУБЛИКАЦИИ

Французов Сергей Алексеевич

Сказание о благочестивой израильтянке Хaасане

Французов С. А. Сказание о благочестивой израильтянке Хaасане // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 61-94
PDF

Французов Сергей Алексеевич

Давыденкова Мария Эмильевна; Мазурина Наталья Александровна

Словарь речений из богослужебных книг прот. А. И. Невоструева

Мазурина Н. А. Словарь речений из богослужебных книг прот. А. И. Невоструева // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 95-113

DOI: 10.15382/sturIII201541.95-113
Предлагаемая вниманию читателей публикация содержит вторую часть материала на букву «И». Особенности издания Словаря, перечень источников, списки сокращений и условных обозначений подробно описаны в предыдущих выпусках «Вестника ПСТГУ». Кроме того, все предыдущие публикации, а также отдельно список сокращений и перечень источников можно найти на сайте филологического факультета ПСТГУ по ссылке http://pstgu.ru/faculties/philological/science/slov_Nevostr/
Церковнославянский язык, лексикография, богослужение, гимнография, протоиерей А. Невоструев

Давыденкова Мария Эмильевна


Мазурина Наталья Александровна

Маньков Александр Евгеньевич

Диалект села Старошведское: опыт составления словаря исчезающего языка (drǟŋ – finn)

Маньков А. Е. Диалект села Старошведское: опыт составления словаря исчезающего языка (drǟŋ – finn) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 114-126

DOI: 10.15382/sturIII201541.114-126

Маньков Александр Евгеньевич

РЕЦЕНЗИИ

Клюева Елена Викторовна

О новом издании произведений Франсуа Вийона — Рец. на кн.: François Villon. Œuvres complétes. Édition ètablie par Jacqueline Cerquiglini-Toulet, avec la collaboration de Laëtitia Tabard, Paris, Gallimard (Bibliothéque de

Клюева Е. В. О новом издании произведений Франсуа Вийона // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 129-135 — Рец. на кн.: François Villon. Œuvres complétes. Édition ètablie par Jacqueline Cerquiglini-Toulet, avec la collaboration de Laëtitia Tabard, Paris, Gallimard (Bibliothéque de
PDF

Клюева Елена Викторовна

Александрова Татьяна Львовна

Парадоксы Федососия II — Рец. на кн.: Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity. Ed. C. Kelly. Cambridge, 2013

Александрова Т. Л. Парадоксы Федососия II // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 135-139 — Рец. на кн.: Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity. Ed. C. Kelly. Cambridge, 2013
PDF

Александрова Татьяна Львовна

ХРОНИКА

Акопян Ованес

Библия и ренессансный гуманизм: переводы, интерпретации, контексты. Доклад Ованеса Акопяна (Уорикский ун-т, Великобритания) на медиевистическом семинаре кафедры романской филологии (2 декабря 2014)

Акопян О. Библия и ренессансный гуманизм: переводы, интерпретации, контексты. Доклад Ованеса Акопяна (Уорикский ун-т, Великобритания) на медиевистическом семинаре кафедры романской филологии (2 декабря 2014) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 143-151
PDF

Акопян Ованес