/

Заболотный Евгений Анатольевич

Христология Церкви Востока: основные направления развития в V - нач. VII в.


Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V - нач. VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 33-44.

DOI: 10.15382/sturIII201440.33-44

Аннотация

В статье рассматривается до сих пор не решенный вопрос о соотношении антиохийского богословия и христологии Церкви Востока. Особое внимание уделено влиянию богословских систем Феодора Мопсуестийского и Нестория на развитие христологической доктрины Восточно-сирийской Церкви в V — нач. VII в., т. е. в наиболее важную эпоху в истории формирования ее вероучения, и проблеме периодизации данной эпохи. Автор рассмотрел основные произведения восточно-сирийских богословов этого периода, а также постановления соборов Церкви Востока (от собора 486 г., официально принявшего «феодорианское» исповедание веры, до епископского собрания 612 г., ознаменовавшего принятие христологии двух ипостасей). В статье также предпринята попытка уточнить представление о магистральном направлении вероучительного развития Восточносирийской Церкви в данный период.

Ключевые слова

Антиохийская школа, Бавай Великий, Нарсай, Несторий, сирийское христианство, Феодор Мопсуестийский, христология, Церковь Востока

Список литературы

1. Брок С. Христология Церкви Востока / А. В. Муравьев, пер. // Вестник древней истории. М., 1995. Вып. 2 (213). С. 39–53.
2. Давыденков О., иерей. Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. М., 2007.
3. Йевтич И., Муравьёв А. В. Бабай Великий // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 239–240.
4. Селезнев Н. Н. Имя Нестория как символ и вопрос его почитания в восточно-сирийской традиции христианства // Символ. Париж; М., 2009. Вып. 55. С. 257–286.
5. Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005.
6. Селезнев Н. Н. «Послание о единстве» багдадского мелькита в составе энциклопедического «Свода» арабоязычного копта XIII века // Селезнев Н. Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке. М., 2014. С. 33–42.
7. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.
8. Шаненко И. Ф. Христологическая формула Нестория в богословии Бабая Великого // ΧΙ Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 13–24.
9. Янг Ф. М. От Никеи до Халкидона: Введение в греческую патристическую литературу и ее исторический контекст / П. Б. Михайлова и др., пер. с англ. М., 2013.
10. Lampe G. W. (ed.) A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.
11. Abramowski L. 1974 “Die Christologie Babais des Grossen”, in Orientalia Christiana Analecta, Roma, 1974, vol. 197, pp. 219–245.
12. Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius, Louvain, 1963 (Corpus scriptorum christianorum orientalium; vol. 242, Subs. 22).
13. Brock S. 1992 “The Christology of the Church of the East in the Synods of the Fifth to Early Seventh Centuries: Preliminary Considerations and Materials”, in Brock S. Studies in Syriac Christianity, Aldershot, 1992, pp. 125–142.
14. Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great, Kottayam, 1982.
15. Chesnut R. A. 1978 “The Two Prosopa in Nestoius’ «Bazaar of Heracleides»”, in The Journal of Theological Studies, Oxford, 1978, vol. 29/2, pp. 392–409.
16. Grazianskyj M. Die Politik Kaiser Justinians I. gegenüber den Monophysiten: [Diss. zur Erlangung des akademisches Grades Dr. phil.], Jena, 2005.
17. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg, Basel, Wien, 1990, vol. 1; 1989, vol. 2/2.
18. Guillamount A. 1969/1970 “Justinien et l’église de Perse”, in Dumbarton Oaks Papers, Washington, Cambridge, 1969/1970, vol. 23/24, pp. 41–66.
19. Halleux A., de. 1994 “Nestorius: History and Doctrine”, in Syriac Dialogue 1: First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition, Vienna, 1994, pp. 200–215.
20. Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318–381, Edinburgh, 1988.
21. Jansen T. Theodor von Mopsuestia. De Incarnatione, Berlin, New York, 2009.
22. Mar Aprem. 1995 “La théologie de l’Eglise de l’Orient est-elle nestorienne?“, in Istina, Paris, 1995, vol. 40, pp. 73–82.
23. McLeod F. G. 1981 “Man as the Image of God: Its Meaning and Theological Significance in Narsai”, in Theological Studies, Woodstock (Maryland), New York, Baltimore, 1981, vol. 42, pp. 458–467.
24. McLeod F. G. “Introduction”, in Narsai’s Metrical Homilies…, pp. 7–34.
25. McLeod F. G. The Role of Christ’s Humanity in Salvation: Insights from Theodore of Mopsuestia, Washington, 2005.
26. Ortiz de Urbina I. Patrologia Syriaca, Roma, 1958.
27. Sullivan F. A. The Christology of Theodore of Mopsuestia. Roma, 1956.
28. The Case Against Diodore and Theodore: Texts and their Contexts / J. Behr, ed., transl.
Oxford, 2011. (Oxford Early Christian Texts).
29. Vries W., de. 1951 “Die syrisch-nestorianische Haltung zu Chalkedon“, in Grillmeier A., Bacht H. (eds.) Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1951, vol. 1, pp. 603–635.

Данные об авторе

Заболотный Евгений Анатольевич