/

Евдокимова Людмила Всеволодовна

Искусство слова и градация стилей в лирических стихотворениях Эсташа Дешана .


Евдокимова Л. В. Искусство слова и градация стилей в лирических стихотворениях Эсташа Дешана . // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 2 (37). С. 7-35.

DOI: 10.15382/sturIII201437.7-35

Аннотация

Анализируя различные поэтические произведения Эсташа Дешана («Ди о сочинителях удивительных врак и баек» — «D’un beau dit de ceuls qui contreuvent nouvelles bourdes et mensonges», а также некоторые баллады), мы устанавливаем, что ему были известны и различные трехчленные градации стилей, и их бинарная оппозиция. На знакомство Дешана с одной из систем первого рода указывает термин «сдержанный голос», который используется в «Ди о сочинителях». Этот термин, как показано в статье, восходит к одному из служебников — «Епископской книге» Гильома Дюрана. Вероятно, Дешан контаминирует в этом случае разные представления, применяя термин, который использовался в служебнике, к градации типов произнесения и стилей, сложившейся в Средние века в лоне одной из риторических традиций. Во второй половине XIV в. термин «сдержанный голос» начинает ассоциироваться со средним, нейтральным стилем и дидактическим содержанием. В других случаях представления Дешана о среднем стиле восходят к тем средневековым версиям риторики, — письмовникам, искусствам проповеди, — где стиль ставился в зависимость от коммуникативной ситуции: социального статуса говорящих и уровня их образования. Дешан предлагает обращаться к людям среднего состояния в «смешанной манере» — этот термин предполагает соединение в одном произведении более высоких и более низких элокутивных средств и топосов. Помимо трехчленных градаций стиля, в стихотворениях Дешана отражается и традиционное для литературы XIII — первой половины XIV в. противопоставление высокого и низкого стилей, иначе сказать, их бинарная оппозиция.

Ключевые слова

двухчленная и трехчленная градация стилей, средневековые поэтики, «Епископская книга» Гильома Дюрана, vox media, vox mediocris, Эсташ Дешан, «voix moyenne», средний стиль; громкость декламации и высота стиля.

Список литературы

1. Evdokimova L. V. 2005 “Ritorika i pojezija v «Iskusstve sochinjat'» Jestasha Deshana” (Rhetoric and Poesy in “Art of Creation” of Eustache Deschamps), in Kentavr. Studia classica et mediaevalia, 2005, vol. 2, pp. 178–190.
2. Kentavr. Studia classica et mediaevalia (Centaur. Studia classica et mediaevalia), 2010, vol. 7.
3. Andrieu M. Le Pontifical romain au Moyen Age, Citta di Vaticano, 1938.
4. Becker K. Le Lyrisme d’Eustache Deschamps. Entre poésie et pragmatism, Paris, 2012.
5. Cerquiglini-Toulet J. 2010 “Conscience de style, conscience de soi chez Christine de Pizan”, in Centaur. Studia classica et mediaevalia, 2010, vol. 7, pp. 139–150.
6. Lacassagne M. et Lassabatère T. (eds.) «Dictiez vertueulx» (Les) d’Eustache Deschamps. Forme poétique et discours engagé à la fin du Moyen Age, Paris, 2005.
7. Dragonetti R. 1961 “La poésie ... cette musique naturelle. Essai d’exégèse d’un passage de l’ Art de dictier d’Eustache Deschamps”, in Fin du Moyen Age et la Renaissance. Mélanges off erts à Robert Guiette, Anvers, 1961, pp. 49–64.
8. Connochie-Bourgne Ch. et Douchet S. Effets de style au Moyen Age, Aix-en-Provence, 2012.
9. Lacassagne M., Lassabatère T. Eustache Deschamps, témoin et modèle: littérature et société politique (XIVe–XVe siècles), Paris, 2008.
10. Sinnreich Levy D.M. (ed.) Eustache Deschamps. French Courtier-Poet: His Work and His World, New York, 1998.
11. Evdokimova L. 2005 “Ethique, économique, rhétorique. La classifi cation aristotélicienne des sciences et la poésie didactique de Deschamps”, in Lacassagne M., Lassabatère T. (eds.) Les «Dictiez vertueulx» d’Eustache Deschamps. Forme poétique et discours engagé à la fi n du Moyen Age, Paris, 2005, pp. 57–72.
12. Faral E. Les arts poétiques du XIIe et du XIIIe siècle: recherches et documents sur la technique littéraire du Moyen Age, Paris, 1924 (Genève, Paris, 1982).
13. Dietz L. Gallyn-Hallyn P., 2001 “Le style au Quattrocento et au XVIe siècle”, in Poétique de la Renaissance. Le modèle italien, le monde franco-bourguignon et leur héritage en France au XVIe siècle, Genève, 2001, pp. 532–565.
14. Documentum de arte versifi Geoff roi de Vinsauf. candi // Faral E. Les arts poétiques du XIIe et du XIIIe siècle : recherches et documents sur la technique littéraire du Moyen Age. Paris, 1924 (Genève-Paris, 1982).
15. Hicks E., Ornato E. 1977 “Jean de Montreuil et le débat du Roman de la Rose”, in Romania, 1977, vol. 98, pp. 34–64, 186–219.
16. Jean Gerson. 1996 “Traictié d’une vision faite contre Le Roman de la Rose”, in Hicks E. (ed.) Le débat sur le Roman de la Rose. Christine de Pisan, Jean Gerson, Jean de Montreuil, Gontier et Pierre Col, Genève, 1996.
17. Lacassagne M. 2010 “Eustache Deschamps, praticien du style moyen”, in Centaur. Studia classica et mediаevalia, 2010, vol. 7, pp. 151–165.
18. Lassabatère T. La Cité des Hommes: Eustache Deschamps, expression poétique et vision politique, Paris, 2011.
19. Carmody J. (ed.) Livres dou Tresor de Brunetto Latini, Los Angeles, 1948.
20. Martimort A.-G., Cabié R. L’Église en prière, vol. 1: Principes de la liturgie, Paris, 1983.
21. Martimort A.-G. Les «ordines», les ordinaires et les cérémoniaux, Turnhout, 1991.
22. Meyer P. 1880 “Traités catalans de grammaire et de poétique”, in Romania, 1880, vol. 9, pp. 51–70.
23. Gally M. (ed.) Oc, oïl, si. Les langues de la poésie. Entre grammaire et musique. Traductions et commentaires, Paris, 2010.
24. Unruh P. «Fumeur» Poetry and Music of the Chantilly Codex: a Study of its Meaning and Background. A Thesis Submitted in Partial Fulfilment of the Requirements for the Degree of Master of Arts, The University of British Columbia, 1983.
25. Van Dijk S. J. P. Sources of the Modern Roman Liturgy, Leiden, 1963.

Данные об авторе

Евдокимова Людмила Всеволодовна