/

Франгулян Лилия Рубеновна

Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе


Франгулян Л. Р. Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 86-96.

Аннотация

В статье исследуются агиографические циклы, которые остаются проблемной областью в истории коптской литературы. До сих пор нет единого взгляда ни на датировку этих текстов, ни на язык их оригинала. Анализ проблематики мученичеств, реконструкция их исторического и литературного контекстов дает автору статьи возможность обозначить причины, которые стимулировали появление агиографических циклов, и определить время их расцвета.

Ключевые слова

коптская агиография, агиографические циклы, мученичество, датировка циклов, происхождение циклов, цель написания циклов

Список литературы

1. Averincev S. S. 2004 “Ot beregov Evfrata do beregov Bosfora. Literaturnoe tvorchestvo sirijcev, koptov i romeev v I tysjacheletii ot R. H.” (From Shores of Euphrates to Shores of Bosporus. Literary Works of Syrians, Copts and Romans in I Millenium A.D.), in Averincev S. S. Sobranie sochinenij, Kiev, 2004, [vol. 2:] Perevody: Mnogocennaja zhemchuzhina, pp. 396-446.
2. Vinogradov Ju. A., O. N. A., Turilov A. A. et al. 2005 “Georgij, vmch.” (Martyr George), in PJe, 2005, vol. 10, pp. 665-692.
3. Vojtenko A. A. 2006 “Imperatorskie rodstvenniki v egipetskih pustynjah: Zhitija apy Kira i blazhennoj Ilarii” (Emperor Relatives in Egyptian Deserts: Vitas of Apa Kir and Holy Ilaria), in KANISKION: Jubilejnyj sbornik v chest' 60-letija professora I. S. Chichurova, Moscow, 2006, pp. 178-193.
4. Golovnina N. G. 2009 “Redakcii Zhitija apy Fiba kak kljuch k ponimaniju teksta” (Redactions of Vita of apa Fib as a Key to Understanding of the Text), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2009, vol. 3/17, pp. 99-112.
5. Panchenko K. A. Blizhnevostochnoe Pravoslavie pod osmanskim vladychestvom. Pervye tri stoletija, 1516-1831 (Near East Orthodoxy under Osman Domination. First Three Ages, 1516–1831), Moscow, 2012.
6. Sidorov A. I. Drevnehristianskij asketizm i zarozhdenie monashestva (Old Christian Ascetism and Birth of Monasticism), Moscow, 1998.
7. Franguljan L. R. 2012 “Specifika koptskih jenkomiev perioda ciklov (VII-VIII vv.)” (Specific of Coptic Encomia of Cycle Period (VII–VIII Cent.)), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2012, vol. 3/29, pp. 46-56.
8. Amelineau E. La geographie de l'Egypte a l'epoque copte, Paris, 1893.
9. Baumeister Th. Martyr Invictus: Der Martyrer als Sinnbild der Erlosung in der Legende und im Kult der fruhen koptischen Kirche, Munster, 1972.
10. Berg-Onstwedder G., van den. 1990 “Diocletian in the Coptic tradition”, in BSAC, 1990, vol. 29, pp. 87-122.
11. Coquin R.-G. 1991 “Menas of Al-Ashmunayn, Saint”, in CE, 1991, vol. 5, p. 1589.
12. Coquin R.-G. 1991 “Nob, apa”, in CE, 1991, vol. 5, pp. 1796-1797.
13. Coquin R.-G. 1993 “Langue et literature coptes”, in Christianismes Orientaux: Introduction a l'etude des langues et des literatures, Paris, 1993, pp. 170-217.
14. Delehaye H. Les legendes grecques des saints militaires, Paris, 1909.
15. Delehaye H. 1923 “Les Martyrs de l'Egypte”, in AB, 1923, vol. 40, pp. 5-154.
16. Emmel S. 2007 “Coptic literature in the Byzantine and early Islamic world”, in Bagnall R. S. (ed.) Egypt in the Byzantine World, 300-700, Cambridge, 2007, pp. 83-102.
17. Galtier E. 1905 “Contribution k l'etude de la literature arabo-copte”, in BIFAO, 1905, vol. 4, pp. 105-221.
18. Hawting G. R. The First Dynasty of Islam: The Umayyad Caliphate AD 661-750, London, 2000.
19. Hoyland R. G. Seeing Islam As Others Saw It: A Survey and Evaluation of Christian, Jewish and Zoroastrian Writings on Early Islam, Princeton (New Jersey), 1997 (Studies in Late Antiquity and Early Islam).
20. Crum W. E. (ed.) Koptische Rechtsurkunden des achten Jahrhunderts aus Djeme, Theben, Leipzig, 1912.
21. Naguib S.-A. 1994 “The Martyr as Witness: Coptic and Copto-Arabic Hagiographies as Mediators of Religious Memory”, in Numen, Leiden, 1994, vol. 41/3, pp. 223-254.
22. Orlandi T. 1986 “Coptic literature”, in Pearson B. A., Goehring J. E. (eds.) The Roots of Egyptian Christianity, Philadelfia, 1986, pp. 51-81.
23. Orlandi T. 1991 “Cycle”, in CE, 1991, vol. 3, pp. 666-668.
24. Orlandi T. 1991 “Hagiography, Coptic”, in CE, 1991, vol. 4, pp. 1191-1197.
25. Papaconstantinou A. 2006 “Historiography, hagiography, and the making of the Coptic «Church of the Martyrs» in early Islamic Egypt”, in DOP, 2006, vol. 60, pp. 65-86.
26. Papaconstantinou A. 2007 “They shall speak the Arabic language and take pride in it: Reconsidering the fate of Coptic after the Arab conquest”, in Le Museon, Louvain, 2007, vol. 120, pp. 273-299.
27. Papaconstantinou A. 2009 “«What remains behind»: Hellenism and Romanitas in Christian Egypt after the Arab conquest”, in Hoyland R. G., Price J. J., Wasserstein D. J. (eds.) From Hellenism to Islam: Cultural and Linguistic Change in the Roman Near East, Cambridge, 2009, pp. 447-466.
28. Papaconstantinou A. 2011 “Hagiography in Coptic”, in Efthymiadis S. (ed.) Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography, Aldershot, Burlington (VT), 2011, vol. 1: Periods and Places, pp. 323-344.
29. Zaborovski J. R. (ed.) The Coptic Martyrdom of John of Phanijoit. Assimilation and Conversion to Islam in Thirteenth-Century Egypt, Leiden, Boston, 2005 (The History of Christian-Muslim Relations; 3).

Данные об авторе

Франгулян Лилия Рубеновна

PDF