/

Заболотный Евгений Анатольевич

Был ли Несторий православным? (По поводу статей М. Анастоса и А. де Аллё)


Заболотный Е. А. Был ли Несторий православным? (По поводу статей М. Анастоса и А. де Аллё) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 30-40.

Аннотация

В статье (главным образом, на основе сирийского перевода Второй апологии Нестория, или Трактата Гераклида Дамасского) предпринята попытка критически рассмотреть мнение известного исследователя М. Анастоса о богословии Нестория, высказанное им в статье «Несторий был православным», и сходную позицию А. де Аллё. Одна из центральных проблем — вопрос о том, можно ли считать «весьма тонкой или несуществующей гранью» различия между системами Кирилла Александрийского и Нестория в понимании «взаимообщения свойств» или следует говорить о фундаментальных расхождениях. В связи с этим в статье рассмотрены разделы мариологического учения, тесно связанные с христологией, а также проблема «Лица Единения» в богословии Нестория

Ключевые слова

«взаимообщение свойств», Кирилл Александрийский, ма-риология, Несторий, «Трактат Гераклида Дамасского», христология

Список литературы

1. Brok S. 1995 “Hristologija Cerkvi Vostoka” (Christology of Eastern Church), in VDI, 1995, vol. 2/213, pp. 39-53.
2. Seleznev N. N. Nestorij i Cerkov' Vostoka (Nestorius and Eastern Church), Moscow, 2005.
3. Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius, Louvain, 1963.
4. Abramowski L. 1994 “The History of Research into Nestorius”, in Syriac Dialogue 1. First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition, Vienna, 1994, pp. 54-69.
5. Anastos M. V. 1962 “Nestorius was Orthodox”, in DOP, 1962, vol. 16, pp. 117-140.
6. Bethune-Baker J. F. Nestorius and his teaching, a fresh examination and evidence with special reference to the newly recovered Apology of Nestorius (The Bazaar of Heraclides), Cambridge, 1908.
7. Fameree J. 2009 “Ephesus and Nestorius: A Christological misunderstanding”, in Hall S. G. (ed.) Jesus Christ today: Studies of Christology in various contexts: Proceedings of the Acaddmie internationale des sciences religieuses, Oxford 25-29 August 2006 and Princeton 25-30 August 2007, Berlin, 2009, pp. 105-124.
8. Grillmeier A. 1961 “Das Scandalum oecumenicum des Nestorius in kirchlichdogmatischer und theologiegeschichtlicher Sicht”, in Scholastik, Freiburg, 1961, vol. 36, pp. 321-356.
9. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg, Basel, Wien, 1990, vol. 1: Von der Apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalcedon (451).
10. Halleux A., de. 1993 “Nestorius. Histoire et Doctrine”, in Irenikon, Chevetogne, 1993, vol. 66, pp. 38-51, 163-178.
11. Halleux A., de. 1994 “Nestorius. History and Doctrine”, in Syriac Dialogue 1. First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition, Vienna, 1994, pp. 200-215.
12. Jugie M. Nestorius et la controverse nestorienne, Paris, 1912.
13. Mann F. Die Weinachtspredigt Gregors von Nyssa: Uberlieferungsgeschichte und Text, Munster, 1975.
14. Rucker I. 1936 “Nestorios”, in RE, 1936, vol. 17/33, pp. 126-137.
15. Scipioni L. I. Ricerche sulla Cristologia del «Libro di Eraclide» di Nestorio: la formulazione teologica e il suo contesto filosophico, Fribourg, 1956.
16. Scipioni L. I. Nestorio e il concilio di Efeso: Storia dogma critica, Milano, 1974.

Данные об авторе

Заболотный Евгений Анатольевич

PDF