/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :5 (35)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Армяне-халкидониты. Терминология

Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты. Терминология // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 9-20
PDF
Армяне-халкидониты — это ученый термин нового времени, удачно и функционально заменивший двойные этнонимы средневековых греческих и армянских источников. Термин не является просто соединением этникона и конфессионема, придуманным с единственной целью отличить армянина-халкидонита от нехалкидонита. Армяне-халкидониты (как и средневековые аналоги этого термина) — это этно-конфессиональный и политико-культурный концепт с заданной полисемантичностью содержания, в котором закодированы генезис и эволюция армянской православной общины, ее социальные, политико-административные, конфессиональные и культурные характеристики.
армяно-халкидонитская община, явление и терминология, армяне-ромеи, грузины, цаты
1. Adonc N. Armenija v jepohu Justiniana (Armenia in Time of Justinian), Erevan, 1971.
2. Alishan G. Hajapatum, Venice, 1901 (na arm. jazyke).
3. Arutjunova-Fidanjan V. A. 1973 “«Ivir» v vizantijskih istochnikah XI v.” (“Ivir” in Byzantine Sources of XI Cent.), in Vestnik Matenadarana, Erevan, 1973, vol. 11, pp. 46-66.
4. Arutjunova-Fidanjan V. A. Armjane-halkidonity na vostochnyh granicah Vizantijskoj imperii (XI v.) (Armenians-Chalcedonians in Eastern Frontiers of Byzantine Empire (XI Cent.)), Erevan, 1980.
5. Arutjunova-Fidanjan V. A. Armjano-vizantijskaja kontaktnaja zona (X-XI vv.). Rezul'taty vzaimodejstvija kul'tur (Armenian-Byzantian Contact Zone (X–XI Cent.). Results of Culture Connections), Moscow, 1994.
6. Arutjunova-Fidanjan V. A. «Povestvovanie o delah armjanskih» (VII v.). Istochnik i vremja (“Narration about Armenian Affairs” (VII Cent.). Source and Time), Moscow, 2004.
7. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2007 “Armjane-halkidonity: identichnost' na styke jetnosa i konfessii” (Armenians-Chalchedonians: Identity at the Turn of Ethnos and Confession), in Dialog so vremenem, Moscow, 2007, vol. 21, pp. 322-344.
8. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2010 “K voprosu o sushhestvovanii halkidonitskoj Cerkvi v Armenii” (To Question of Existence of Chalcedonian Church in Armenia), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2010, vol. 4/22, pp. 7-22.
9. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2011 “Armjane-halkidonity na sluzhbe Vizantijskoj imperii: Pakuriany” (Armenians-Chalchedonians on Service of Byzantine Empire: Pakurians), in Vizantijskie ocherki: Trudy rossijskih uchenyh k XXII Mezhdunarodnomu kongressu vizantinistov, Saint-Petersburg, 2011, pp. 5-22.
10. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2011 “Na sluzhbe imperii: Apokapy i Vhkaci” (On Service of Empire: Apokaps and Vhkacs), in Vestnik PSTGU, Serija III: Filologija, Moscow, 2011, vol. 4/26, pp. 66-67.
11. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2012 “Armjano-halkidonitskaja aristokratija na sluzhbe imperii: polkovodcy i diplomaticheskie agenty Konstantina VII Bagrjanorodnogo” (Armenian-Chalchedonian Nobility on Empire Service: Commanders and Diplomatic Agents of Constantine VII Porphyrogenitus), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2012, vol. 3/29, pp. 7-17.
12. Arutjunjan S. 2006 “Osnovnye cherty drevnearmjanskoj mifologii” (Main Traits of Old Armanian Mythology), in Istoriko-filologicheskij zhurnal, Erevan, 2006, vol. 173, pp. 57–65.
13. Vseobshhaja istorija Stepanosa Taroneci-Asolika, Saint-Petersburg, 1885 (na arm. jaz.).
14. Danieljan Je. L. Politicheskaja istorija Armenii i Armjanskaja Apostol'skaja Cerkov' (V-VII vv.) (Politic History of Armenia and Armenian Apostolic Church (V–VII Cent.)), Erevan, 2000.
15. Dmitrievskij A. A. Puteshestvie po Vostoku i ego nauchnye rezul'taty (Journey in East and Its Scientific Results), Kiev, 1890.
16. Karpov S. P. 2003 “«Ljudi iz Pajperta»” (“Men from Pajpert”), in Antidoron: K 75-letiju G. G. Litavrina, Saint-Petersburg, 2003, pp. 66-73.
17. Akopjan V. A. (ed.) Malye hroniki (Small Chronicles), Erevan, 1956, vol. 2.
18. Marr N. Ja. 1900 “Iz poezdki na Afon” (From Journey to Athos), in Teksty i razyskanija po armjano-gruzinskoj filologii, Saint-Petersburg, 1900, vol. 1.
19. Marr N. Ja. 1911 “Ob armjanskoj illjustrirovannoj rukopisi iz halkidonitskoj sredy” (About Armenian Illustrated Manuscript from Chalcenodian Sphere), in Izvestija Imperatorskoj Akademii nauk, Saint-Petersburg, 1911, vol. 12, pp. 1294-1301.
20. Marr N. Ja. 1996 “Arkaun, mongol'skoe nazvanie hristian v svjazi s voprosom ob armjanah-halkidonitah” (Arkaun, Mongolian Name of Christians in Connection with Question about Armenians-Chalchedonians), in Marr N. Ja. Kavkazskij kul'turnyj mir i Armenija, Erevan, 1996, pp. 209-276.
21. Marr N. Ja. 1996 “Caty paleontologicheski”, in Marr N. Ja. Kavkazskij kul'turnyj mir i Armenija, Erevan, 1996, pp. 288-298.
22. Matteos Urhaeci. Hronografija, Valarshapat, 1898 (na arm. jazyke).
23. Muradjan P. M. 1988 “Hronologija sistem letoschislenij po armjanskim istochnikam” (Chronology Systems according to Armenian Sources), in Kavkaz i Vizantija, Erevan, 1988, vol. 6, pp. 61-71.
24. Ter-Gevondjan A. N. 1981 “Novonajdennye arabskie redakcii «Istorii Armenii» Agafangela” (New Found Arabic Redactions of “Armenian History” of Agathangelos), in Pis'mennye pamjatniki Vostoka, Moscow, 1981, pp. 105-109.
25. Arutjunova-Fidanyan V. A. 1992 “Les Armeniens chalcedoniens en tant que phenomene culturel de l'Orient chretien”, in Atti del quinto simposio internationale di arte armena, 1988, Venezia, 1992, pp. 463-477.
26. Charanis P. 1959 “Ethnic Changes in Seventh-Century Byzantium”, in DOP, 1959, vol. 13, pp. 25-44.
27. Charanis P. The Armenians in the Byzantine Empire, Lisbon, 1963.
28. Dedeyan G. 1981 “Les armeniens en Cappadoce aux Xe et XIe siecles”, in Foncesca C. (ed.) Le aree omogenee della civilta rupestre nell'ambito dell'imperio bizantino: la Cappadocia, Galatina, 1981, pp. 75-95.
29. Dedeyan G. 1981 “Mleh le Grand stratege de Lykandos”, in REA, 1981, vol. 15, pp. 73-102.
30. Dedeyan G. 1999 “Le role des Arm6niens en Syrie du Nord pendant la Reconquete (vers 945-1031)”, in ByzF, 1999, vol. 25, pp. 249-284.
31. Dedeyan G. 2005 “Le stratege Symbatikios et la colonisation armenienne dans le theme de Langobardie”, in Atti de XVII Congresso internazionale di studio sull'alto medioevo, Ravenna 2004, Spoleto, 2005, pp. 461-489.
32. Dorfmann-Lazarev I. Armeniens et Byzantins a l'epoque de Photius: Deux debats theologiques apres le Triomphe de l'Orthodoxie, Louvain, 2004.
33. Garsoi'an Nina G. 1998 “The Problem of Armenian integration into the Byzantine Empire”, in Ahrweiler H., Laiou A. (eds.) Studies on the Internal Diaspora of the Byzantine Empire, Washington, D.C., 1998, pp. 53-124.
34. Kaegi W. 1968 “Al-Baladuri and the Armeniac Theme”, in Byzantion, Bruxelles, 1968, vol. 38, pp. 273-277.
35. Lidov A. M. 1992 “L'art des Armeniens chalcedoniens”, in Atti del quinto simposio internationale di arte armena, 1988, Venezia, 1992, pp. 479-495.
36. Maksoudian K. 1988/1989 “The Chalcedonian Issue and the Early Bagratids The Council of Sirakawan”, in REA, 1988/1989, vol. 21, pp. 333-344.
37. Oikonomides N. 1974 “L'Organisation de la frontiere orientale de Byzance aux Xe-XI e siecles et le Taktikon de l'Escorial”, in Actes du XIVe Congres International des Etudes Byzantines, Bucharest, 1974, vol. 1, pp. 295-296.
38. Rosenquist O. The Hagiographic Dossier of St. Eugenios of Trebizond in Codex Athos Dionisiou / A Critical Edition with Introduction, Translation, Commentary and Indexes, Uppsala, 1996.
39. Hovanissian R. G. (ed.) The Armenian People from Ancient to Modern Times, New York, 2004.
40. Mathews T., Wieck R. (eds.) Treasures in Heaven: Armenian Art, Religion and Society, New York, 1998.

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Гусарова Екатерина Валентиновна

Царская власть и Церковь в Эфиопии в конце XVIII в. (по данным хроники Такла Гиоргиса I из рукописи Orient. 821 Британской библиотеки)

Гусарова Е. В. Царская власть и Церковь в Эфиопии в конце XVIII в. (по данным хроники Такла Гиоргиса I из рукописи Orient. 821 Британской библиотеки) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 21-29
PDF
В настоящей статье на основании хроники царствования Такла Гиоргиса I, сохранившейся в рукописи Orient. 821 из собрания Британской библиотеки, рассмотрены взаимоотношения между монархом — главой Эфиопского христианского царства и Церковью Эфиопии в конце XVIII в., т. е. в самом начале периода феодальной раздробленности в этой стране. В результате проведенного анализа текста хроники удалось установить, что царь всячески старался сохранять хорошие отношения с Церковью, соблюдая обычаи и праздники, поддерживая, по мере возможности, духовенство, строя новые храмы. Тем не менее Церковь к концу XVIII в. не была так сильна, как прежде, и не могла оказывать царю столь необходимое ему содействие. Митрополит Эфиопии в этот трудный для страны период также, несмотря на все свои усилия, уже не был той значимой политической фигурой, которой он являлся на протяжении предшествующей истории Эфиопской Церкви.
Эфиопская Церковь, история Эфиопии, Эфиопия в конце XVIII в., царская хроника Такла Гиоргиса I, рукопись Orient. 821, соблюдение субботы и воскресенья, период феодальной раздробленности
1. Bolotov V. 1888 “Neskol'ko stranic iz Cerkovnoj istorii Jefiopii. II: Bogoslovskie spory v Jefiopskoj Cerkvi” (Some Pages from Church History of Ethyopia. II: Theological Controversies in Ethyopic Church), in HCh, 1888, vol. 7-8, pp. 30-62.
2. Francuzov S. A. 2008 “Elezvoj”, in PJe, 2008, vol. 18, pp. 288-290.
3. Francuzov S. A. 2012 “Istorija jefiopskoj literatury na jazyke gejez” (History of Ethyopian Literature in Ge’ez Language), in Emel'janov V. V. (ed.) Literatury stran Azii i Afriki. Nachal'nyj period razvitija, Saint-Petersburg, 2012, pp. 213-244.
4. Chernecov S. B. Jefiopskaja feodal'naja monarhija v XVII veke (Ethyopic Feudal Monarchy in XVII Century), Moscow, 1990.
8. Cerulli E. 1947 “Il "Gesu percosso" nell'arte etiopica e le sue origini nell'Europa del XV secolo”, in RSE, 1947, vol. 6/2, pp. 109-129.
9. Chojnacki S. 1985 “The "Kwer'ata Re'esu": Its Iconography and Significance: An Essay in Cultural History of Ethiopia”, in Supplemento 42 agli Annali dell'Istituto Universitario Orientale, Napoli, 1985, vol. 45/1, pp. 1-64.
10. Kaplan S. 2010 “Sabbath”, in EA, 2010, vol. 4, pp. 432-434.
11. Shiferaw Bekele. 2004 “The Chronicle of Takla Giyorgis I (first r. 1779-84): An Introductory Assessment”, in Studia Aethiopica: In Honour of Siegbert Uhlig on the Occasion of his 65th Birthday, Wiesbaden, 2004, pp. 247-258.
12. Shiferaw Bekele. 1990 “The State in the Zamana Masafent (1786-1853): An Essay in Reinterpretation”, in Taddese Beyene, Pankhurst R., Shiferaw Bekele (eds.) Kasa and Kasa: Papers on the Lives, Times and Images of Tdwodros II and Yohannes IV (1855-1889), Addis Ababa, 1990, pp. 25-68.
13. Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847, London, 1877.
14. [Zotenberg H.] Catalogue des manuscrits ethiopiens (gheez et amharique) de la Bibliotheque nationale, Paris, 1877.

Гусарова Екатерина Валентиновна

Заболотный Евгений Анатольевич

Был ли Несторий православным? (По поводу статей М. Анастоса и А. де Аллё)

Заболотный Е. А. Был ли Несторий православным? (По поводу статей М. Анастоса и А. де Аллё) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 30-40
PDF
В статье (главным образом, на основе сирийского перевода Второй апологии Нестория, или Трактата Гераклида Дамасского) предпринята попытка критически рассмотреть мнение известного исследователя М. Анастоса о богословии Нестория, высказанное им в статье «Несторий был православным», и сходную позицию А. де Аллё. Одна из центральных проблем — вопрос о том, можно ли считать «весьма тонкой или несуществующей гранью» различия между системами Кирилла Александрийского и Нестория в понимании «взаимообщения свойств» или следует говорить о фундаментальных расхождениях. В связи с этим в статье рассмотрены разделы мариологического учения, тесно связанные с христологией, а также проблема «Лица Единения» в богословии Нестория
«взаимообщение свойств», Кирилл Александрийский, ма-риология, Несторий, «Трактат Гераклида Дамасского», христология
1. Brok S. 1995 “Hristologija Cerkvi Vostoka” (Christology of Eastern Church), in VDI, 1995, vol. 2/213, pp. 39-53.
2. Seleznev N. N. Nestorij i Cerkov' Vostoka (Nestorius and Eastern Church), Moscow, 2005.
3. Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius, Louvain, 1963.
4. Abramowski L. 1994 “The History of Research into Nestorius”, in Syriac Dialogue 1. First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition, Vienna, 1994, pp. 54-69.
5. Anastos M. V. 1962 “Nestorius was Orthodox”, in DOP, 1962, vol. 16, pp. 117-140.
6. Bethune-Baker J. F. Nestorius and his teaching, a fresh examination and evidence with special reference to the newly recovered Apology of Nestorius (The Bazaar of Heraclides), Cambridge, 1908.
7. Fameree J. 2009 “Ephesus and Nestorius: A Christological misunderstanding”, in Hall S. G. (ed.) Jesus Christ today: Studies of Christology in various contexts: Proceedings of the Acaddmie internationale des sciences religieuses, Oxford 25-29 August 2006 and Princeton 25-30 August 2007, Berlin, 2009, pp. 105-124.
8. Grillmeier A. 1961 “Das Scandalum oecumenicum des Nestorius in kirchlichdogmatischer und theologiegeschichtlicher Sicht”, in Scholastik, Freiburg, 1961, vol. 36, pp. 321-356.
9. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg, Basel, Wien, 1990, vol. 1: Von der Apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalcedon (451).
10. Halleux A., de. 1993 “Nestorius. Histoire et Doctrine”, in Irenikon, Chevetogne, 1993, vol. 66, pp. 38-51, 163-178.
11. Halleux A., de. 1994 “Nestorius. History and Doctrine”, in Syriac Dialogue 1. First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition, Vienna, 1994, pp. 200-215.
12. Jugie M. Nestorius et la controverse nestorienne, Paris, 1912.
13. Mann F. Die Weinachtspredigt Gregors von Nyssa: Uberlieferungsgeschichte und Text, Munster, 1975.
14. Rucker I. 1936 “Nestorios”, in RE, 1936, vol. 17/33, pp. 126-137.
15. Scipioni L. I. Ricerche sulla Cristologia del «Libro di Eraclide» di Nestorio: la formulazione teologica e il suo contesto filosophico, Fribourg, 1956.
16. Scipioni L. I. Nestorio e il concilio di Efeso: Storia dogma critica, Milano, 1974.

Заболотный Евгений Анатольевич

Кравченко Светлана Леонидовна

Национально-культурный компонент в амхарском языке: формула личного имени у эфиопских христиан

Кравченко С. Л. Национально-культурный компонент в амхарском языке: формула личного имени у эфиопских христиан // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 41-45
PDF
Статья посвящена одной из наиболее своеобразных антропонимических систем мира — личным именам христианских народов Эфиопии. Автор говорит об антропонимической модели эфиопских христиан и подробно освещает такие вопросы, как источники пополнения именного фонда, мотивация выбора имени при наречении ребенка, а также морфологическая и синтаксическая структура личных имен.
антропонимика, антропонимическая модель, морфологическая и синтаксическая структура, Эфиопия, эфиопское христианство.
1. Gankin Je. B. 1969 “Lichnye imena“ (Personal Names), in Gankin Je. B. (ed.) Amharsko-russkij slovar', Moscow, 1969, pp. 880-889.
2. Krjukov M. V., Dzharylgasinova R. Sh., Nikonov V. A., Reshetov A. M. (eds.) Sistemy lichnyh imen u narodov mira (System of Personal Names and Peoples of World), Moscow, 1986.
3. Solomonik A. Semiotika i lingvistika (Semiotic and Linguistic), Moscow, 1995, pp. 249-263.
4. Lebedev V., Nepomnjashhij M. (eds.) Cvetok mjeskjelja: Slovo ob Jefiopii (Flower of Meskel: Word about Ethyopia), Moscow, 1990.

Кравченко Светлана Леонидовна

Лебедев Владимир Васильевич

Лексемы со значением «Бог» в богослужебных книгах арабов-христиан

Лебедев В. В. Лексемы со значением «Бог» в богослужебных книгах арабов-христиан // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 46-58
PDF
Объектом исследования в данной статье являются лексемы со значением «Бог» во всех их словоформах, встречающихся в богослужебных текстах арабов-христиан, целью исследования — уточнение их грамматической идентификации и семантики. В статье затрагиваются также отдельные вопросы функционирования арабского языка как знаковой системы и некоторые особенности арабской языковедческой традиции, имеющие отношение к объекту исследования.
Бог, арабы-христиане, система знаков, лексема, словоформа, контекст
1. Ahmad Sulajman Jakut. Zjahirat al-i ^ b fi-n-nahv al-'arabijj, Algeria, 1983.
2. Gabuchan G. M. Teorija artiklja i problemy arabskogo sintaksisa (Theory of Article and Problems of Arabic Syntax), Moscow, 1972.
3. Gabuchan G. M. Arabskoe slovoizmenenie: Dis... d-ra filol. nauk (Arabic Inflection: Dissertation), Moscow, 2000.
4. Zhurinskaja M. A. 1990 “Posessivnost'” (Possessivity), in Lingvisticheskij jenciklopedicheskij slovar', Moscow, 1990, p. 389.
5. al-Klmus al-dzhadid li-t-tullab, Tunis, Algeria, 1985.
6. Lebedev V. V. Uchis' chitat' Koran po-arabski (Learn how to Read Quran in Arabic), Moscow, 2002.
7. as-Sa ^ as-saharijja... Hidmat al-Kudads al-Ilahijj li-l-kiddis Juhan t az-Zahabijj al-fam, Amman, 2003.
8. Tammam Hassan. Al-Luga al-'arabijja: Ma'naha va-mabnaha, Kasablanka, [s.a.].
9. al-Fjruzabadj. Al-^mu s al-Muhit, Bejrut, 1993.

Лебедев Владимир Васильевич

Панченко Константин Александрович

Православные врачи на арабском Востоке

Панченко К. А. Православные врачи на арабском Востоке // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 59-75
PDF
В статье рассматриваются персоналии православных врачей сиро-египетского региона,работавших в XII — начале XIV в. В центре внимания — клановые группировки врачей,их отношения между собой и с мусульманскими элитами, проблемы идентичности хри-стианских врачей в мусульманском окружении, их участие в церковной истории право-славной общины
Арабы-христиане, медицина, Айюбиды, мамлюки.
1. Ahmad ibn 'Alj al-Makrizi. Kitab as-suluk li-ma'rifat duval al-muluk, Cairo, 1936, vol. 1/2.
2. Grigurijus Abu-l-Faradzh ibn Harun at-Tabib al-Malati al-ma'ruf bi-Ibn al-'Ibri. Ta'rih muhtasar li-d-duval, Beirut, 1891.
3. Muvaffak ad-Din Abu-l-Abbas Ahmad ibn al-Kasim ibn Halifa ibn Junus al-Hazradzhi al-ma'ruf bi-Ibn Abi Usajbi'a. 'Ujun al-anba' fi tabakat al-atybba', Beirut, [s. a.].
4. al-Muvaffak Fadl Allah ibn Abi-l-Fahr as-Suka'i. Tali kitab vafajat al-a'jan, Damascus, 1974.
5. Muhammad ibn Ahmad ibn Ijas al-Hanafi al-Misri. Al-Muhtar min bada'i' az-zuhur fi vaka'i' ad-duhur, Cairo, 1960.
6. Panchenko K. A. 2011 “K istorii Ierusalimskoj Cerkvi XVI v. Nesostojavshajasja arabskaja al'ternativa grecheskoj ksenokratii ili Kogda i gde nachalsja Mel'kitskij Renessans?” (About History of Jerusalem Church of XVI Cent. Frustrated Arabic Alternative Greek Xenocratia or When and Where Begins Melchite Renessance?), in PPS, 2011, vol. 107, pp. 271-284.
7. Panchenko K. A. 2011 “Podzhog Kaira 1321 g. i problema hristianskogo terrorizma v Mamljukskom gosudarstve” (Arson in Cairo in 1321 and Problem of Christian Terrorism in Mameluke State), in Vestnik PSTGU. Ser. III: Filologija, Moscow, 2011, vol. 4/26, pp. 96-124.
8. Papadopulo-Keramevs A. I. 1890 “Predislovie” (Introduction), in Papadopulo-Keramevs A. I. (ed.) Opisanie sv. mest bezymjannogo konca XIV v., 1890, pp. I-XVI.
9. Salah ad-Din Halil ibn Ajbak as-Safadi. Kitab al-vafi bi-l-vafajat, Beirut, 2000, vol. 9.
10. Usama ibn Munkyz. Kniga nazidanija (Book of Instruction), Moscow, 1958.
11. Frederick V. 1991 “Abu al-Khayr al-Rashld ibn al-Tayyib“, in CE, 1991, vol. 1, pp. 20-21.
12. Hamarneh S. Kh. 1982 “Ibn al-Quffs Writings on Hygienic Regulations and the Reservation of Health”, in Studies in the History and Archaeology of Jordan, Amman, 1982, vol. 1, pp. 373-383.
13. Johnstone P. 1991 “Abu Hulayqah”, in CE, 1991, vol. 1, p. 19.
14. Kohlberg E., Kedar B. Z. 1988 “A Melkite Phisician in Frankish Jerusalem and Ayyubid Damascus: Muwaffaq al-Din Ya'qub b. Siqlab”, in Asian and African Studies: Journal of the Israel Oriental Society, Haifa, 1988, vol. 22: The Medieval Levant: Studies in Memory of Eliyahu Ashtor (1914-1984), pp. 113-126.
15. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l'Eglise melchite du Ve au XXe siecle, Louvain, Paris, 1981, vol. 3/2; 1988, vol. 2/2.
16. Stillman N. A. 1998 “The Non-Muslim Communities: the Jewish Community”, in Petry C. F. (ed.) The Cambridge History of Egypt, Cambridge, 1998, vol. 1: Islamic Egypt, 640-1517, pp. 198-210.
17. Zaborovski J. R. (ed.) The Coptic Martyrdom of John of Phanijoit. Assimilation and Conversion to Islam in Thirteenth-Century Egypt, Leiden, Boston, 2005 (The History of Christian-Muslim Relations; 3).

Панченко Константин Александрович

Рамазян Армен Сергеевич

К вопросу о причинах иконоборчества в средневековой Армении

Рамазян А. С. К вопросу о причинах иконоборчества в средневековой Армении // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 76-85
PDF
Статья посвящена одному из малоизученных сюжетов в истории христианского Востока — армянскому иконоборчеству, возникшему задолго до аналогичного явления в Византии. Прослеживая три этапа иконоборчества в Армении: в конце VI — начале VII в. (с опорой на трактат «Об иконоборцах» Вртанеса Кертога и послание Иоанна Майраго-меци), в конце VII — начале VIII в. и в X в., автор выделяет среди ряда внешних и внутренних факторов возникновения и развития этого явления основной — противостояние халкидонитов и антихалкидонитов.
Армянская Церковь, иконоборчество, иконопочитание, халкидониты, антихалкидониты, Вртанес Кертог, Иоанн Майрагомеци
1. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2002 “Armjane-halkidonity” (Armenians-Chalcedonians), in PJe, 2002, vol. 3, pp. 326-329.
2. Arutjunova-Fidanjan V. A. «Povestvovanie o delah armjanskih» (VII v.). Istochnik i vremja (“Narration about Armenian Affairs” (VII Cent.). Source and Time), Moscow, 2004.
3. Baranov V. A. 2009 “Ikonoborchestvo” (Iconoclasm), in PJe, 2009, vol. 22, pp. 31-44.
4. Bartikjan R. M. Istochniki dlja izuchenija istorii pavlikianskogo dvizhenija (Sources for Study of History of Paulician Movement), Erevan, 1961.
5. Bartikjan R. M. 2006 “Po povodu knigi V. A. Arutjunovoj-Fidanjan «Povestvovanie o delah armjanskih. VII vek. Istochnik i vremja»” (About Book of V. A. Arutjunova-Fidanjan “Narration about Armenian Affairs” (VII Cent.). Source and Time”), in Antichnaja drevnost' i srednie veka, Ekaterinburg, 2006, vol. 37, pp. 104-139.
6. Bozojan A. A., Juzbashjan K. N. et al. Armjanskaja Apostol'skaja Cerkov' (Armenian Apostolic Church), in PJe, 2002, vol. 3, pp. 329-355.
7. Guajta D. 1700 let vernosti: Istorija Armenii i ee Cerkvi (1700 Years of Fidelity: History of Armenia and Its Church), Moscow, 2002.
8. Dzhuras V. Pavlikianstvo i tondrakitstvo: K istorii dvuh eresej (Paulicianism and Tondracianism: To History of Two Heresies), in http://nordxp.3dn.ru/gnosis/juras.htm.
9. Durnovo L. A. Kratkaja istorija drevnearmjanskoj zhivopisi (Short History of Old Armenian Painting), Erevan, 1957.
10. Manucharjan A. G. (ed.) Istorija armjanskogo sektantstva, (History of Armenian Sectarianism), Erevan, 2010 (na arm. jaz.).
11. Kjosejan A. Bogoslovskie original'nye teksty i issledovanija (Theological Original Texts and Studies), Erevan, 1999, vol. 1: Ananija Sanaineci (na drevnearm. jaz.).
12. Lur'e V. M. Istorija vizantijskoj filosofii. Formativnyj podhod (History of Byzantian Philosophy. Formative Approach), Saint-Petersburg, 2006.
13. Melkonjan E. 1970 “Vrtanes Kertog i ikonoborchestvo” (Vrtanes Kertog) and Iconoclasm, in Jechmiadzin, 1970, vol 6/7, pp. 86-97 (na arm. jaz.).
14. Murav'jov A. V. 2002 “Armenija. Cerkovnaja pis'mennost'. Perevodnaja literature” (Armenia. Church Writings. Translated Literature), in PJe, 2002, vol. 3, pp. 298-301.
15. Ovannes Odzneci. Sobranie sochinenij, Erevan, 1999 (na arm. jaz.).
16. Petrosjan E. Otnoshenie Armjanskoj Cerkvi k svjatym ikonam (Attitude of Armenian Church to Holy Icons), Afiny, 1987 (disser. na grech. jaz.).
17. Shjonborn K. Ikona Hrista: Bogoslovskie osnovy (Icon of Christ: Theological Grounds), Milan, Moscow, 1999.
18. Juzbashjan K. 1956 “Tondrakitskoe dvizhenie v Armenii i pavlikiane” (Tondrakian Movement in Armenian and Paulicians), in Izvestija Akademii nauk Arm. SSR, Erevan, 1956, vol 9, pp. 31-44.
19. Esbroeck M, van. 2003 “Der armenishe Ikonoklasmus”, in Oriens Christianus, 2003, vol. 87, pp. 144-153.
20. Nersessian S. 1945 “Une apologie des images du septieme siecle”, in Byzantion, 1945, vol. 17, pp. 58-87.

Рамазян Армен Сергеевич

Франгулян Лилия Рубеновна

Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе

Франгулян Л. Р. Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 86-96
PDF
В статье исследуются агиографические циклы, которые остаются проблемной областью в истории коптской литературы. До сих пор нет единого взгляда ни на датировку этих текстов, ни на язык их оригинала. Анализ проблематики мученичеств, реконструкция их исторического и литературного контекстов дает автору статьи возможность обозначить причины, которые стимулировали появление агиографических циклов, и определить время их расцвета.
коптская агиография, агиографические циклы, мученичество, датировка циклов, происхождение циклов, цель написания циклов
1. Averincev S. S. 2004 “Ot beregov Evfrata do beregov Bosfora. Literaturnoe tvorchestvo sirijcev, koptov i romeev v I tysjacheletii ot R. H.” (From Shores of Euphrates to Shores of Bosporus. Literary Works of Syrians, Copts and Romans in I Millenium A.D.), in Averincev S. S. Sobranie sochinenij, Kiev, 2004, [vol. 2:] Perevody: Mnogocennaja zhemchuzhina, pp. 396-446.
2. Vinogradov Ju. A., O. N. A., Turilov A. A. et al. 2005 “Georgij, vmch.” (Martyr George), in PJe, 2005, vol. 10, pp. 665-692.
3. Vojtenko A. A. 2006 “Imperatorskie rodstvenniki v egipetskih pustynjah: Zhitija apy Kira i blazhennoj Ilarii” (Emperor Relatives in Egyptian Deserts: Vitas of Apa Kir and Holy Ilaria), in KANISKION: Jubilejnyj sbornik v chest' 60-letija professora I. S. Chichurova, Moscow, 2006, pp. 178-193.
4. Golovnina N. G. 2009 “Redakcii Zhitija apy Fiba kak kljuch k ponimaniju teksta” (Redactions of Vita of apa Fib as a Key to Understanding of the Text), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2009, vol. 3/17, pp. 99-112.
5. Panchenko K. A. Blizhnevostochnoe Pravoslavie pod osmanskim vladychestvom. Pervye tri stoletija, 1516-1831 (Near East Orthodoxy under Osman Domination. First Three Ages, 1516–1831), Moscow, 2012.
6. Sidorov A. I. Drevnehristianskij asketizm i zarozhdenie monashestva (Old Christian Ascetism and Birth of Monasticism), Moscow, 1998.
7. Franguljan L. R. 2012 “Specifika koptskih jenkomiev perioda ciklov (VII-VIII vv.)” (Specific of Coptic Encomia of Cycle Period (VII–VIII Cent.)), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2012, vol. 3/29, pp. 46-56.
8. Amelineau E. La geographie de l'Egypte a l'epoque copte, Paris, 1893.
9. Baumeister Th. Martyr Invictus: Der Martyrer als Sinnbild der Erlosung in der Legende und im Kult der fruhen koptischen Kirche, Munster, 1972.
10. Berg-Onstwedder G., van den. 1990 “Diocletian in the Coptic tradition”, in BSAC, 1990, vol. 29, pp. 87-122.
11. Coquin R.-G. 1991 “Menas of Al-Ashmunayn, Saint”, in CE, 1991, vol. 5, p. 1589.
12. Coquin R.-G. 1991 “Nob, apa”, in CE, 1991, vol. 5, pp. 1796-1797.
13. Coquin R.-G. 1993 “Langue et literature coptes”, in Christianismes Orientaux: Introduction a l'etude des langues et des literatures, Paris, 1993, pp. 170-217.
14. Delehaye H. Les legendes grecques des saints militaires, Paris, 1909.
15. Delehaye H. 1923 “Les Martyrs de l'Egypte”, in AB, 1923, vol. 40, pp. 5-154.
16. Emmel S. 2007 “Coptic literature in the Byzantine and early Islamic world”, in Bagnall R. S. (ed.) Egypt in the Byzantine World, 300-700, Cambridge, 2007, pp. 83-102.
17. Galtier E. 1905 “Contribution k l'etude de la literature arabo-copte”, in BIFAO, 1905, vol. 4, pp. 105-221.
18. Hawting G. R. The First Dynasty of Islam: The Umayyad Caliphate AD 661-750, London, 2000.
19. Hoyland R. G. Seeing Islam As Others Saw It: A Survey and Evaluation of Christian, Jewish and Zoroastrian Writings on Early Islam, Princeton (New Jersey), 1997 (Studies in Late Antiquity and Early Islam).
20. Crum W. E. (ed.) Koptische Rechtsurkunden des achten Jahrhunderts aus Djeme, Theben, Leipzig, 1912.
21. Naguib S.-A. 1994 “The Martyr as Witness: Coptic and Copto-Arabic Hagiographies as Mediators of Religious Memory”, in Numen, Leiden, 1994, vol. 41/3, pp. 223-254.
22. Orlandi T. 1986 “Coptic literature”, in Pearson B. A., Goehring J. E. (eds.) The Roots of Egyptian Christianity, Philadelfia, 1986, pp. 51-81.
23. Orlandi T. 1991 “Cycle”, in CE, 1991, vol. 3, pp. 666-668.
24. Orlandi T. 1991 “Hagiography, Coptic”, in CE, 1991, vol. 4, pp. 1191-1197.
25. Papaconstantinou A. 2006 “Historiography, hagiography, and the making of the Coptic «Church of the Martyrs» in early Islamic Egypt”, in DOP, 2006, vol. 60, pp. 65-86.
26. Papaconstantinou A. 2007 “They shall speak the Arabic language and take pride in it: Reconsidering the fate of Coptic after the Arab conquest”, in Le Museon, Louvain, 2007, vol. 120, pp. 273-299.
27. Papaconstantinou A. 2009 “«What remains behind»: Hellenism and Romanitas in Christian Egypt after the Arab conquest”, in Hoyland R. G., Price J. J., Wasserstein D. J. (eds.) From Hellenism to Islam: Cultural and Linguistic Change in the Roman Near East, Cambridge, 2009, pp. 447-466.
28. Papaconstantinou A. 2011 “Hagiography in Coptic”, in Efthymiadis S. (ed.) Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography, Aldershot, Burlington (VT), 2011, vol. 1: Periods and Places, pp. 323-344.
29. Zaborovski J. R. (ed.) The Coptic Martyrdom of John of Phanijoit. Assimilation and Conversion to Islam in Thirteenth-Century Egypt, Leiden, Boston, 2005 (The History of Christian-Muslim Relations; 3).

Франгулян Лилия Рубеновна

Французов Сергей Алексеевич

«Чудо Богородицы в Атрибе»: текстологические особенности и специфика содержания

Французов С. А. «Чудо Богородицы в Атрибе»: текстологические особенности и специфика содержания // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 97-108
PDF
В данной статье рассмотрены две версии арабского агиографического предания о чуде, совершенном Богородицей в городе Атрибе в Нижнем Египте. Одна из них была обнаружена автором статьи в составе рукописи B.A.R. Mss orientale 365 (л. 213б—217б) в Библиотеке Румынской академии в Бухаресте, другая содержится в двух списках: Араб. н. с. 266 (л. 1а—5б) и Араб. н. с. 91 (л. 5б, стлб. 2-7б, стлб. 2), происходящих из селения ат-Тайба под Иерусалимом и хранящихся в Российской национальной библиотеке. Тщательный текстологический анализ этих версий и их сравнение с эфиопским переводом данного чуда позволили предположить, что «Чудо Богородицы в Атрибе» передавалось среди арабов-христиан в устной и письменной форме, фиксировалось в разных местах и в разные эпохи. Его содержание отражает отношение мусульманской власти к христианским подданным, подвергавшимся не только прямому насилию, но и всяческим официальным и неофициальным поборам
арабская агиография, «Чудеса Марии», копты и их религиозное наследие, город Атриб в Египте, халиф ал-Ма'мун, преследования христиан мусульманами.
1. Bol'shakov O. G. Istorija Halifata (History of Caliphate), Moscow, 1993, vol. 2: Jepoha velikih zavoevanij, 633—656 (Time of Great Conquests, 633–656).
2. Muhammad-bek Gunajm. Mahasin as-suluk fi ta'rih al-hulafa' va-l-muluk, Cairo, 1938.
3. Otchet Imperatorskoj Publichnoj biblioteki za 1883 god (Report of Emperor Public Library for 1883), Saint-Petersburg, 1885.
4. Francuzov S. A. 2012 “Arabskij pravoslavnyj agiograficheskij sbornik iz Biblioteki Rumynskoj akademii i problema proishozhdenija zaveta svjatomu” (Arabic Orthodox Hagiographic Collection from Library of Romanian Academy and Problem of Origin of Testament to the Holy One), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2012, vol. 3/29, pp. 57-64.
6. Francuzov S. A. 2012 “Istorija jefiopskoj literatury na jazyke gejez” (History of Ethyopic Literature in Ge’ez Language), in Emel'janov V. V. (ed.) Literatury stran Azii i Afriki. Nachal'nyj period razvitija, Saint-Petersburg, 2012, pp. 213-244.
7. Je. P. A. 2008 “Evfimija Vsehval'naja” (St. Euphemia), in PJe, 2008, vol. 17, pp. 462-465.
8. Balicka-Witakowska E., Bausi A. 2010 “Ta'ammara Maryam”, in EA, 2010, vol. 4, pp. 789-790.
9. Cantineau J. Cours de phonetique arabe suivi de Notions generales de Phonetique et de Phonologie, Paris, 1960.
10. Cerulli E. Il libro etiopico dei Miracoli di Maria et le sue fonti nelle letterature del Medio Evo latino, Roma, 1943.
11. Getatchew Haile, Nosnotsin D. 2007 “Marian literature”, in EA, 2007, vol. 3, p. 815.
12. Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Citta del Vaticano, 1944, vol. 1 (Studi e testi, 118).
13. Wustenfeld F. (ed.) Jacut's geographisches Worterbuch..., Leipzig, 1866, vol. 1.
14. Stewart R. 1991 “Atrib”, in CE, 1991, vol. 1, p. 307.
15. Troupeau G. Catalogue des manuscripts arabes (Bibliotheque nationale), Paris, 1972, vol. 1.
16. Guest Rh. (ed.) The Governors and Judges of Egypt or Kitab el Umara' (el Wulah) wa Kitab el Qudah of el Kindi, together with an Appendix derived mostly from Raf el Usr by Ibn Hajar, Leyden, London, 1912.

Французов Сергей Алексеевич

Фридман Иосиф Александрович

К вопросу о времени, месте и обстоятельствах создания «Жития Абрыхи и Ацбыхи»

Фридман И. А. К вопросу о времени, месте и обстоятельствах создания «Жития Абрыхи и Ацбыхи» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 109-115
PDF
Статья посвящена до сих пор не опубликованному памятнику эфиопской агиографической литературы — «Житию Абрыхи и Ацбыхи», прославляющему братьев-царей, в царствование которых в Аксуме, согласно позднейшей традиции, проповедовал просветитель Эфиопии св. Фрументий. На основе данных, предоставляемых как самим текстом памятника, так и некоторыми другими источниками, автор высказывает предположения относительно датировки жития, места его написания, а также тех обстоятельств, которые с большой вероятностью могли послужить причиной создания текста
Абрыха и Ацбыха, агиография, рукописи, топонимика, Эфиопия
1. Chernecov S. B. 1981 “Nekotorye predpolozhenija otnositel'no prichin proishozhdenija jefiopskoj versii «Slavy carej»” (Some Supposition about Reasons of Origin of Ethiopic Version of “Glory of Kings”), in Gromyko A. A. (ed.) Jefiopskie issledovanija: Istorija, kul'tura, Moscow, 1981, pp. 26-31.
2. Dombrowski B. W. W., Dombrowski F. A. 1984 “Frumentius/Abba Salama: Zu den Nachrichten uber die Anfange des Christentums in Athiopien“, in OrChr, 1984, vol. 68, pp. 114-169.
3. Fiaccadori G. 2010 “Salama”, in EA, 2010, vol. 4, pp. 484-488.
4. Marrassini P. 1999 “Il Gadla Abreha waAsbeha: Indicazioni preliminary”, in WST, 1999, vol. 12/2, pp. 159-179.
5. Munro-Hay S. 2003 “Abreha and Asbeha”, in EA, 2003, vol. 1, pp. 45-46.
6. Plant R. Architecture of the Tigre, Ethiopia, Worcester, 1985.
7. Juel-Jensen B. (ed.) Rock-hewn Churches of Eastern Tigray, Oxford, 1975.
8. Schneider R. 1987 “Les Actes d'Abuna Salama”, in Annales d'Ethiopie, Paris, 1987, vol. 14, pp. 153-164.
9. Strelcyn S. Catalogue des manuscrits ethiopiens de l'Accademia Nazionale dei Lincei: Fonds Conti Rossini et Fonds Caetani 209, 375, 376, 377, 378, Roma, 1976.

Фридман Иосиф Александрович

Ченцова Вера Георгиевна

Первое путешествие Антиохийского патриарха Макария III ибн аз-За‘има в Москву (1652–1659): контакты и конфликты

Ченцова В. Г. Первое путешествие Антиохийского патриарха Макария III ибн аз-За‘има в Москву (1652–1659): контакты и конфликты // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 116-130
PDF
Сочинение о путешествии Антиохийского патриарха Макария III ибн аз-За'има, написанное архидиаконом Павлом Алеппским, является важнейшим источником по истории стран, которые проезжали сирийские духовные лица, и по истории Антиохийской Церкви. Однако при использовании содержащейся в сочинении информации необходимо учитывать цель его написания и его идейную направленность. Предпринятое автором статьи сравнение повествования Павла с документами, относящимися к пребыванию патриарха в России, позволило выявить существенные различия некоторых описаний событий у Павла с той реконструкцией фактов, которая возможна на основе архивных материалов. Ярким примером таких различий являются объяснение причин, вынудивших патриарха отправиться за милостыней, и описание его встречи в России с Мирликийским митро-политом Иеремией. Иеремия и его спутники, отрицательные в изложении Павла персонажи, исходя из его сочинения, были по заслугам наказаны русскими властями. Анализ же архивных документов позволяет установить, что на самом деле иеремия был хорошо принят в Москве, являясь при этом соперником Макария, едва не занявшим в Сирии его кафедру. Ведение трудной для Макария борьбы с Иеремией и вынудило его предпринять поездку за милостыней, чтобы укрепиться на престоле в Дамаске. Различия этих двух версий свидетельствуют о том, что в своем сочинении Павел прежде всего заботился о восхвалении дел патриарха Макария на благо Антиохийской Церкви, ради чего порой вносил существенные коррективы в описываемые им реальные события
Антиохийский патриарх Макарий III ибн аз-За'им, Павел Алеппский, Христианский Восток, арабская литература, арабы-христиане,Православная Церковь, Сирия, Молдавия, Валахия, Россия
1. Vladimir (Filantropov), arhim. Sistematicheskoe opisanie rukopisej moskovskoj Sinodal'noj (patriarshej) biblioteki (Systematic Description of Manuscripts of Moscow Synodal (Patriarch) Library), Moscow, 1894, vol. 1: Rukopisi grecheskija.
2. Gibbenet N. A. Istoricheskoe issledovanie dela patriarha Nikona, Saint-Petersburg, 1884, vol. 2.
3. Kapterev N. F. Patriarh Nikon i car' Aleksej Mihajlovich (Patriarch Nikon and Tsar Alexej Mikhajlovich), Moscow, 1996, vol. 2.
4. Kapterev N. F. Harakter otnoshenij Rossii k pravoslavnomu Vostoku v XVI i XVII stoletijah (Character of Attitude of Russia to Orthodox East in XVI and XVII Centuries), Sergiev Posad, 1914.
5. Rozhdestvenskij N. V. (ed.) 1906 “Makarij patriarh Antiohijskij v Rossii v 1654-1656 gg. Dokumenty Posol'skogo prikaza (K 250-letiju zapisok o Rossii Pavla Aleppskago)” (Macarius, Patriarch of Antiochia in Russia in 1654–1656. Documents of Posolskij Prikaz), in Chtenija v Imperatorskom Obshhestve Istorii i Drevnostej Rossijskih, Moscow, 1906, vol. 4/219, pp. I-VI, 1-120.
7. Panchenko K. A. 2004 “Rossija i Antiohijskij patriarhat: nachalo dialoga (seredina XVI — pervaja polovina XVII v.)” (Russia and Patriarchate of Antiochia: Begin of Dialogie (Middle of XVI — First Half of XVII Cent.)), in Rossija i Hristianskij Vostok, Moscow, 2004, vol. 2–3, pp. 203-221.
8. Panchenko K. A. Pravoslavnye araby. Put' cherez veka: Sb. statej (Orthodox Arabs. Way through Centuries: Collection of Articles), Moscow, 2013.
9. Polosin V. V. 2001 “Zapiska Pavla Aleppskogo o postavlenii mitropolitov antiohijskim patriarhom Makariem” (Notice of Paul of Aleppo about Designation of Metropolitans by Patriarch of Antiochia Macarius), in HV. Novaja serija, 2001, vol. 2/8, pp. 329-342.
10. Sevast'janova S. K. Materialy k «Letopisi zhizni i literaturnoj dejatel'nosti patriarha Nikona» (Materials for “Chronicle of Life and Literary Activity of Patriarch Nikon”), Saint-Petersburg, 2003.
11. Sevast'janova S. K. Jepistoljarnoe nasledie patriarha Nikona. Perepiska s sovremennikami: Issledovanie i teksty (Epistolary Heritage of Patriarch Nikon. Correspondence with Contemporaries: Studies and Texts), Moscow, 2007.
12. Fonkich B. L. Grechesko-russkie svjazi serediny XVI — nachala XVIII v. (Grecheskie dokumenty moskovskih hranilishh): Katalog vystavki (Greek-Russian Contacts of Middle of XVI — Begin of XVIII Cent. (Greek Documents of Moscow Storages)), Moscow, 1991.
13. Fonkich B. L. Grecheskie rukopisi i dokumenty v Rossii v XIV — nachale XVIII v. (Greek Manuscripts and Documents in Russia in XIV — Begin of XVIII Cent.), Moscow, 2003.
14. Fonkich B. L., Poljakov F. B. Grecheskie rukopisi Moskovskoj Sinodal'noj biblioteki: Paleograficheskie, kodikologicheskie i bibliograficheskie dopolnenija k katalogu arhimandrita Vladimira (Filantropova) (Greek Manuscripts of Moscow Synodal Library: Paleographic, Codexoligic and Bibliographic Additions to Catalogue of Archimandrite Vladimir (Filantropov)), Moscow, 1993.
15. Chencova V. G. Vostochnaja cerkov' i Rossija posle Perejaslavskoj rady. 1654–1658: Dokumenty (Eastern Church and Russia after Perejaslavskaja Rada. 1654–1658: Documents), Moscow, 2004.
16. Chencova V. G. 2006 “Grecheskie gramoty antiohijskogo patriarha Makarija 50-h gg. XVII v. iz sobranija Rossijskogo gosudarstvennogo arhiva drevnih aktov” (Greek Deeds of Patriarch of Antiochia Macarius of 1650-s Years from Collection of Russian State Archive of Old Acts), in Istoricheskie tradicii russko-sirijskih kul'turnyh i duhovnyh svjazej: missija antiohijskogo patriarha Makarija i dnevniki arhidiakona Pavla Aleppskogo: IV Chtenija pamjati prof. N. F. Kaptereva, Moscow, 2006, pp. 41-57.
17. Chencova V. G. 2009 “Pisec Nikolaj s Rodosa i arhimandrit Iakov s Melosa: o nekotoryh dokumentah, otnosjashhihsja k prebyvaniju patriarha Makarija Antiohijskogo v Rossii v 1654-1656 gg.” (Scribe Nikolaj from Rodos and Archimandrite Iakov from Melos: about Some Documents about Staying of Patriarch of Antiochia Macarius in Russia in 1654–1656), in Ocherki feodal'noj Rossii, Moscow, Saint-Petersburg, 2009, vol. 13, pp. 244-288.
18. Chencova V. G. Ikona Iverskoj Bogomateri. (Ocherki istorii otnoshenij Grecheskoj cerkvi s Rossiej v seredine XVII v. po dokumentam RGADA) (Iverskaja Icon of God’s Mother (Essays of History of Relations of Greek Church with Russia in Middle of XVII Cent. according to RGADA Documents)), Moscow, 2010.
19. Chesnokova N. P. 2004 “Vostochnye ierarhi v Moskve v seredine XVII v. (po materialam Posol'skogo prikaza)” (Eastern Hierarchs in Moscow in Middle of XVII Cent. (according to Materials of Posolskij Prikaz)), in Juhimenko E. M. (ed.) Patriarh Nikon i ego vremja: Sb. nauchnyh trudov, Moscow, 2004, pp. 40-54 (Trudy GIM; 129).
20. Feodorov I. 1996 “Un lettre melkite voyageur aux Pays Roumains: Paul d'Alep”, in Kalimat al-Balamand. Annales de la Facultd des Lettres et des Sciences Humaines, Beirut, 1996, vol. 4, pp. 55-62.
21. Feodorov I. 2011 “Images et coutumes des Pays Roumains dans le rdcit de voyage de Paul d'Alep”, in Chraibi A. (ed.) Tropes du voyage. Les rencontres, Paris, 2011, pp. 221—246.
22. Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Citta del Vaticano, 1949, vol. 3. (Studi e testi; 146).
23. Kilpatrick H. 1997 “Journeying towards Modernity. The «Safrat al-Batrak Makariyus» of Bulus Ibn al-Za'Im al-Halabl”, in Die Welt des Islams. New series, Leiden, 1997, vol. 37/2, pp. 156-177.
24. Kilpatrick H. 2009 “Makariyus Ibn al-Za'Im and Bulus Ibn al-Za'Im (Paul of Aleppo)”, in Lowry J. E., Stewart D. J. (eds.) Essays in Arabic Literary Biography, 1350-1850, Wiesbaden, 2009, pp. 262-273.
25. Nasrallah J. Histoire du mouvement littdraire dans l'Eglise Melchite du Ve au XXe siecle, Louvain, 1979, vol. 4/2.
26. Raheb A. Conception de l'Union dans le Patriarcat Orthodoxe d'Antioche (1622–1672), Beyrouth, 1981.
27. Tchentsova V. 2003 “Dionysios Iviritis et les pourparlers entre la Moldavie et la Russie en 1656“, in Inchinare lui Petre §. Nasturel la 80 de ani, Braila, 2003, pp. 581-603.
28. Tchentsova V. 2009 “Le scribe grec Nicolas de Rhodes et l'archimandrite Jacob de Mdlos: resultats prdliminaires des recherches sur les documents relatifs au sdjour du patriarche Macaire d'Antioche en Russie en 1654-1656”, in Captain and Scholar: Papers in memory of D. I. Polemis, Andros, 2009, pp. 297-341.
29. Tchentsova V. 2012 “Le premier voyage du patriarche d'Antioche Macaire III Ibn al-Za'im к Moscou et dans les Pays roumains : 1652-1659”, in Feodorov I. (ed.) Relations entre les peuples de l'Europe Orientale et les chrdtiens arabes au XVIIe sifecle. Macaire III Ibn al-Za'im et Paul d'Alep: Actes du Ier Colloque International, le 16 septembre 2011, Bucarest, Bucuresti, 2012, pp. 69-122.
30. Walbiner C. M. 1998 “Die Bischofs- und Metropolitensitze des griechisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einigen zeitgenossischen Quellen“, in OrChr, 1998, vol. 82, pp. 99-152.

Ченцова Вера Георгиевна

ПУБЛИКАЦИИ

Французов Сергей Алексеевич

Бухарестская версия «Чуда Богородицы в Атрибе»

Французов С. А. Бухарестская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 133-142
PDF

Французов Сергей Алексеевич

Французов Сергей Алексеевич

Тайбитская версия «Чуда Богородицы в Атрибе»

Французов С. А. Тайбитская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 143-160
PDF

Французов Сергей Алексеевич

РЕЦЕНЗИИ

Моисеева Софья Александровна

Рец. на кн.: Translating the Bible into Arabic: historical, text-critical and literary aspects / Ed. S. Binay, St. Leder. Beirut: Orient-Institut Beirut; Wurzburg: Ergon Verlag Wurzburg in Kommission, 2012. (Beiruter Texte und Studien; 131). - 150, 127 p

Моисеева С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 163-169 — Рец. на кн.: Translating the Bible into Arabic: historical, text-critical and literary aspects / Ed. S. Binay, St. Leder. Beirut: Orient-Institut Beirut; Wurzburg: Ergon Verlag Wurzburg in Kommission, 2012. (Beiruter Texte und Studien; 131). - 150, 127 p
PDF

Моисеева Софья Александровна

ХРОНИКА

Моисеева Софья Александровна

XI Сирологический симпозиум и IX Конференция арабо-христианских исследований (Мальтийский университет, г. Валетта, 16–21 июля 2012 г.)

Моисеева С. А. XI Сирологический симпозиум и IX Конференция арабо-христианских исследований (Мальтийский университет, г. Валетта, 16–21 июля 2012 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 173-177
PDF

Моисеева Софья Александровна