/

Нестерова Ольга Евгеньевна

Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть первая: Критика валентинианской доктрины о трех расах людей у Климента Александрийского


Нестерова О. Е. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть первая: Критика валентинианской доктрины о трех расах людей у Климента Александрийского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 74-92.

Аннотация

Оригена справедливо считают основоположником нового метода библейской экзегезы, основанного на различении трех смыслов Писания. В цикле из трех статей, посвященных выяснению теоретических источников и настоящего содержания оригеновского учения о трех смыслах, доказывается, что это методологическое учение было сформулировано Оригеном в контексте полемики с христианскими гностиками-валентинианами. В первой статье рассматривается сотериологическое учение последователей Валентина о трех расах людей, различаемых в соответствии с присущим каждой из этих рас типом знания, и его критика у Климента Александрийского, в свою очередь послужившая отправной точкой для размышлений Оригена на ту же тему. Во второй статье рассматриваются различия в подходе Климента и Оригена к оценке валентинианской трихотомии и привлекаемых для ее обоснования текстов Писания, а также оригеновская трактовка восходящего к ап. Павлу противопоставления «коринфян» и «ефесян», выступающих реципиентами двух родов знания, определяющих содержательные характеристики морального и духовного смыслов Писания у Оригена. В третьей статье демонстрируется, что оригеновская концепция трех смыслов основывалась на специфической интерпретации текстов 1 Кор. 2–3, в которых оппозиция плотско-душевных и духовных христиан поставлена в связь с противопоставлением «молока» и «твердой пищи», символизирующих различные формы учения, адресованного стоящим на разных ступенях духовного развития верующим.

Ключевые слова

Ориген, Климент Александрийский, валентиниане, библейская экзегеза, учение о трех смыслах Писания, Ориген, Климент Александрийский, валентиниане, библейская экзегеза, учение

Список литературы

1. Afonasin E. A. Shkola Valentina. Fragmenty i svidetel'stva (School of Valentin. Fragments and Evidences), Saint-Petersburg, 2002.
2. Nesterova O. E. 2008 “Problemy interpretacii uchenija Origena o treh smyslah Svjashhennogo Pisanija v sovremennoj nauchnoj literature” (Problems of Interpretation of Origen’s Teaching about Three Senses of Holy Scriptures in Modern Scientific Literature), in Rannehristianskaja i vizantijskaja jekzegetika, Moscow, 2008, pp. 26-67.
3. Danielou J. Origene, Paris, 1948.
4. Kaestli J.-D. 1980 “Valentinisme italien et valentinisme oriental: leurs divergences a propos de la nature du corps de Jesus, in Layton B. (ed.) The Rediscovery of Gnosticism, Leiden, 1980, vol. 1: The School of Valentinus, pp. 391-403.
5. Markschies Ch. Valentinus Gnosticus? Untersuchungen zur valentinianischen Gnosis mit einem Kommentar zu den Fragmenten Valentinus, Tubingen, 1992.
6. Thomassen E. The Spiritual Seed. The School of the «Valentinians», Leiden, Boston, 2008.
7. Crouzel H. et Simonetti M. (eds.) Origene. Traite des Principes, Paris: Les Editions du Cerf, 1978–1984.
8. Pasquier A. 2008 “The Valentinian Exegesis”, in Kannengiesser Ch. (ed.) Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity, Leiden, Boston, 2008, vol. 1.
9. Quispel G. 2008 “Valentinus and the Gnostikoi”, in Quispel G. Gnostica, Judaica, Catholica: Collected essays of Gilles Quispel, Leiden, 2008, pp. 454-470.
10. Quispel G. 2008 “Presupposes hermeneutiques de la lecture de la Bible juive chez les gnostiques. Etude de quelques procedes exegetiques dans un traite de Nag Hammadi (NH 2, 4)”, in DiTommaso L., Turcescu L. The Reception and interpretation of the Bible in Late antiquity, Leiden, 2008, pp. 369-392.

Данные об авторе

Нестерова Ольга Евгеньевна

PDF