/

Луховицкий Лев Всеволодович

Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв.: принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве


Луховицкий Л. В. Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв.: принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 58-73.

Аннотация

В статье рассматриваются два образчика Палеологовской агиографии — «Житие прп. Феофана и Феодора Начертанных» Феодоры Раулены (ок. 1274–1282 гг.) и «Житие прп. Михаила Синкелла» Никифора Григоры (1321–1328 гг.). Эти метафразы (переложения ранних житий с повышением стилистического регистра) обойдены вниманием современных исследователей. Тем не менее их сравнение с житиями-прототипами (анонимным «Житием прп. Михаила» IX в. и метафрастовской версией «Жития прп. братьев Начертанных ») может способствовать пониманию взаимосвязанных процессов передачи и искажения исторической памяти, а также пролить свет на эстетические запросы читающей публики эпохи Палеологов. Этот методологический подход призван проиллюстрировать исследование отдельного сюжетного мотива (путешествие Михаила и братьев Начертанных в Константинополь в нач. 810-х гг.), представленного у каждого из четырех авторов.

Ключевые слова

Агиография, византийская литература, Палеологовский период, Симеон Метафраст, Никифор Григора, Феодора Раулена, иконоборчество

Список литературы

1. Shmit F. I. Kahrie-Dzhami: Istorija monastyrja Hory, arhitektura mecheti, mozaiki narfikov (Kahrie-Dzhami: History of Monastery Hora, Architecture of Mosque, Mosaics of Narphixes), Sofia, 1906 (Izvestija Russkogo arheologicheskogo instituta v Konstantinopole; 11).
2. Auzepy M.-F. 1994 “De la Palestine к Constantinople (VIIIe - IXe siecles): Etienne le Sabai'te et Jean Damascene”, in Travaux et memoires, Paris, 1994, vol. 12, pp. 183-218.
3. Beyer H.-V. Eine Chronologie der Lebensgeschichte des Nikephoros Gregoras / / Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. Wien, 1978. Bd. 27.
4. Cunningham M. B. The Life of Michael the Synkellos: Text, Translation and Commentary, Belfast, 1991 (Belfast Byzantine Texts and Translations; 1).
5. Davis J. 2010 “Anna Komnene and Niketas Choniates «Translated»: The 14th Century Byzantine Metaphrases”, in Macrides R. (ed.) History as Literature in Byzantium: Papers from the 40th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 2007, Farnham, Burlington, 2010.
6. Featherstone J. M. 1980 “The Praise of Theodore Graptos by Theophanes of Caesarea”, in Analecta Bollandiana, Bruxelles, 1980, vol. 98, pp. 93-150.
7. Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca, Bruxelles, 1957.
8. Halkin F. Novum auctarium bibliothecae hagiographicae graecae, Bruxelles, 1984.
9. Hinterberger M. 2004 “Les Vies des Saints du XlVe siecle en tant que biographie historique: L'oeuvre de Nicephore Gregoras”, in Odorico P., Agapitos P. A. (eds.) Les Vies des Saints к Byzance: Genre litteraire ou biographie historique? Actes du IIe colloque international philologique «ERMHNEIA», Paris, 6- 8 juin 2002, Paris, 2004 (Dossiers Byzantins; 4).
10. Hinterberger M. 2010 “Hagiographische Metaphrasen: Ein moglicher Weg der Annaherung am die Literarasthetik der fruhen Palaiologenzeit”, in Rhoby A., Schiffer E. (eds.) Imitatio — aemulatio — variatio: Akten des internationalen wissenschaftlichen Symposiums zur byzantinischen Sprache und Literatur: Wien, 22.-25. Oktober 2008, Wien, 2010, pp. 137-151.
11. Hogel Ch. Symeon Metaphrastes: Rewriting and Canonization, Copenhagen, 2002.
12. Kountoura-Galake E. 2002 “Constantine V Kopronymos or Michael VIII Paleologos the New Constantine? The Anonymous Encomium of Saint Theodosia”, in Βυζαντινα συμμεικτα, Αθηνα, 2002, vol. 15, pp 183-194.
13. Nervo Fr. R. 1991 “Teodora Raoulena: Tra agiografia e politica”, in iΣΥΝΔΕΣΜΟΣ: Studi in onore di Rosario Anastas, Catania, 1991, vol. 1.
14. Παπαδοπουλος-Κεραμευς Α. Analekta Ierosolymitikes Stachyologias (), Saint-Petersburg, 1897, vol. 4.
15. Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit, Berlin, New York, 2005 (Millennium Studien; 6).
16. Rapp C. 1995 “Byzantine Hagiographers as Antiquarians: 7th to 10th Centuries”, in Byzantinische Forschungen, Amsterdam, 1995, vol. 21.
17. Rapp C. 1996 “Figures of Female Sanctity: Byzantine Edifying Manuscripts and their Audience”, in Dumbarton Oaks Papers, Washington, 1996, vol. 50.
18. Sevcenko I. 1977 “Hagiography of the Iconoclast Period”, in Bryer A., Herrin J. (eds.) Iconoclasm: Papers Given at the 9th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975, Birmingham, 1977.
19. Sode C. Jerusalem — Konstantinopel — Rom: Die Viten des Michael Synkellos und der Bruder Theodoros und Theophanes Graptoi, Stuttgart, 2001 (Altertumswissenschaftliches Kolloquium; 4).
20. Sode C. 2004 “Creating New Saints: The Case of Michael the Synkellos and Theodore and Theophanes Graptoi”, in Kountoura-Galake E. (ed.) Oi Eroes tes orthodoxes ekklesias: Oi neoi agioi, 8os-16os aionas, Athena, 2004, pp. 177-189.
21. Talbot A.-M. 1983 “«Bluestocking Nuns»: Intellectual Life in the Convents of Late Byzantium”, in Mango C., Pritsak O. (eds.) Harvard Ukrainian Studies, Cambridge (Mass.), 1983, vol. 7: Okeanos: Essays Presented to I. Sevcenko on his 60th Birthday by his Colleagues and Students, pp. 604-618.
22. Talbot A.-M. 1991 “Old Wine in New Bottles: The Rewriting of Saints' Lives in the Palaeologan Period”, in Curcid S., Mouriki D. (eds.) The Twilight of Byzantium, Princeton, 1991, pp. 15-26.
23. Talbot A.-M. 2011 “Hagiography in Late Byzantium (1204-1453)”, in Efthymiadis S. (ed.) The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography, Farnham, 2011, vol. 1: Periods and Places, pp. 173-195.

Данные об авторе

Луховицкий Лев Всеволодович

PDF