/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :64

ИССЛЕДОВАНИЯ

Шичалин Юрий Анатольевич

Гомер — исток и скрепа Европейской цивилизации

Шичалин Ю. А. Гомер — исток и скрепа Европейской цивилизации // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 9-35

DOI: 10.15382/sturIII202064.9-35
В первой части статьи показано, что обращение к Гомеру (издание его поэм, их перевод, изучение и пр.) оказывается приметой приобщения того или иного народа к Европейской цивилизации на всех основных этапах ее развития. Вторая часть статьи усматривает в поэмах Гомера новый способ рассмотрения и описания действительности: «реалистический» (или «иллюзионистский»), позволяющий ввести зрительные впечатления и душевные аффекты в пространственно-временной континуум и представить их как «возможные с точки зрения вероятности и необходимости» (Аристотель) и потому узнаваемые и проверяемые. Освоение этого взгляда на действительность и проведение его в разных видах творчества привело к развитию искусств (например, драматургии) и наук (например, геометрии), которые, будучи институциализованы (преимущественно в виде разного рода школ и научных центров), определили все дальнейшее развитие Европейской цивилизации.
Гомер, греческая культура, Европейская цивилизация и ее носители, европейская культура, мимесис, реализм, учебные и научные центры
  1. Александрова Т. Л. Гомеровский центон императрицы Евдокии // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. Вып. 50. С. 63–97. doi:10.15382/sturIII201750.63-97.
  2. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.
  3. Гомерова Илиада / Пер. Е. И. Кострова, А. И. Любжина. М.: Р. Валент, 2019.
  4. Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII–XIX вв. М.; Л., 1964.
  5. Егунов А. Н., Зайцев А. И. Илиада в России // Гомер. Илиада. Л., 1990. С. 417–427.
  6. Поэзия вагантов. М.: Наука, 1975.
  7. Фукидид. История / Пер. Ф. Мищенко под ред. С. А. Жебелева. 2 т. СПб., 1999.
  8. Шичалин Ю. А. Ошибка перспективы, или еще раз о России и Европе // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 93–112. doi:10.15382/sturI201774.93-112.
  9. Homer in English / Steiner G., ed. L.; N. Y.: Penguin, 1996.

Шичалин Юрий Анатольевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры древних языков и древнехристианской письменности;
ORCID: 0000-0002-1799-2021;
Электронный адрес: graecolatinum@gmail.com.
Браски Франческо, священник

Ilias picta: рукопись, у которой было много жизней

Браски Ф. Ilias picta: рукопись, у которой было много жизней // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 36-46

DOI: 10.15382/sturIII202064.36-46
Рукопись, хранящаяся в Амвросианской библиотеке в Милане, известная как Ilias picta (т. е. «иллюстрированная Илиада», F 205 inf), является уникальной благодаря своему внешнему виду, древности и истории. Происходя из языческой, антихристианской среды поздней античности, она была бережно сохранена христианскими учеными, которые высоко ценили литературное достоинство гомеровской поэмы и художественное качество ее иллюстраций. В статье излагается история рукописи: ее происхождение в Александрии в V в. во время последних попыток языческой культуры противостоять возвышению христианства в Римской империи; то, как она пережила арабское вторжение и широко использовалась с VII по XI в.; драматические изменения, которым она подверглась, когда изображения были вырезаны из пергаментного оригинала рукописи и повторно использованы для латинского бумажного манускрипта, содержащего эпитому «Илиады»; как она стала частью знаменитой коллекции итальянского гуманиста Джана Винченцо Пинелли и после его смерти была куплена кардиналом Федерико Борромео, чтобы обогатить коллекцию рукописей Амвросианской библиотеки в Милане. В то время как внимание владельцев сначала было сосредоточено на иллюстрациях, сохранившихся после разрушения оригинальной рукописи, в XIX в. возник интерес ученых к обнаруженным отрывкам гомеровских текстов на обратной стороне миниатюр в связи с так называемым «гомеровским вопросом». В статье кратко описывается появление основных факсимильных репродукций, а также наиболее важные исследования об этом. В заключении автор подчеркивает, как история рукописи Ilias picta идеально определяет миссию Амвросианской библиотеки: сохранять и ценить все, что относится к гуманитарным наукам с искренне христианской точки зрения.
Александрия, языческая культура, христианская культура, гомеровский вопрос, иллюминированные рукописи, итальянский гуманизм, Амвросианская библиотека, традиция текста «Илиады», Федерико Борромео, Анджело Май, Джан Винченцо Пинелли, Южная Италия, эпитомы «Илиады»
  1. Иустин Философ. Апология II // Святые отцы и учители Церкви: Антология. М.: Познание, 2017. Т. 1.
  2. Мейендорф И., протопр. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс; М., 1992.
  3. Allegorismo greco // Dizionario di Antichità classiche di Oxford. Roma: Ed. Paoline, 1981. P. 81–82.
  4. Bianchi Bandinelli R. Hellenistic-Byzantine Miniatures of the Iliad (Ilias Ambrosiana). Olten: Urs Graf Verlag, 1955.
  5. Castelli C. Euripide, Angelo Mai e l’Ilias picta // Miscellanea Graecolatina I. Milano; Roma: Biblioteca Ambrosiana; Bulzoni Editore, 2013. P. 49–64.
  6. Cavallo G. Considerazioni di un paleografo per la data e l’origine della «Iliade Ambrosiana» // Dialoghi di Archeologia. 1973. Vol. 7. P. 70–85.
  7. Davis L. D. Storia e cronaca de I sette Concili che defi nirono la dottrina cristiana. Casale Monferrato, 1998.
  8. Homeri Iliadis pictae fragmenta Ambrosiana / Phototypice edita cura A. M. Ceriani e A. Ratti; Praefatus est A. M. Ceriani. Mediolani: U. Hoepli, 1905.
  9. Homeri Iliados picturae antiquae ex codice Mediolanensi Bibliothecae Ambrosianae. Romae, 1835.
  10. Iliadis fragmenta antiquissima cum picturis item scholia vetera ad Odysseam / A. Maio, ed. Mediolani: Regiis typis, 1819.
  11. Ilias picta: Edicion facsimil. Valencia: Grial, 2009.
  12. Inventario della libreria di G. V. Pinelli ereditata da Francesco Pinelli. Venezia, Bibl. Naz. Marciana, Mss Italiani, Classe X, 61 [6601].
  13. Lewis B. The Arab Destruction of the Library of Alexandria: Anatomy of a Myth // What Happened to the Ancient Library of Alexandria? / M. El-Abbadi, O. Fathallah and I. Serageldin, eds. Leiden: Brill, 2008. P. 213–217. doi:10.1163/ej.9789004165458.i-259.50.
  14. Mai A. Epistolario. Firenze: Le Monnier, 1954. Vol. 1.
  15. Omero // Enciclopedia Garzanti della Letteratura. Milano: Garzanti, 1997. P. 739–745.
  16. Palla L. «Folia antiquissima, quibus Ilias obtegebatur»: Materiali per una storia dell’«Ilias picta» ambrosiana // Nuove ricerche sui manoscritti greci dell’Ambrosiana / C. M. Mazzucchi, C. Pasini, eds. Milano: Vita e Pensiero, 2004. P. 315–352.
  17. Pasini C. Bibliografia dei manoscritti greci dell’Ambrosiana (1857–2006). Milano: Vita e Pensiero, 2007.
  18. Serventi S. L’Ilias Picta Ambrosiana (manoscritto). Milano: Veneranda Biblioteca Ambrosiana, 2019.
  19. Storia della Chiesa / H. Jedin, ed. Milano, 1992. Vol. 4.

Браски Франческо, священник


Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Амвросианская библиотека; Piazza Pio XI, 2 — 20123 Milano, Italia;
Должность: директор отдела славистики;
ORCID: 0000-0002-9480-7205;
Электронный адрес: francesco.braschi@gmail.com.
Соловьёв Роман Сергеевич

Гомер как первый богослов: аллегория и символ в трактате Порфирия «О пещере нимф»

Соловьёв Р. С. Гомер как первый богослов: аллегория и символ в трактате Порфирия «О пещере нимф» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 47-66

DOI: 10.15382/sturIII202064.47-66
В статье рассматриваются герменевтические принципы, на основе которых Порфирий Тирский истолковывает описание пещеры нимф в «Одиссее». Кратко обрисовав возникновение и развитие аллегорического метода, — им, кроме софистов, активно пользовались орфики, — автор переходит к анализу трактата Порфирия: отталкиваясь от буквального смысла, Порфирий переосмыслил текст Гомера как откровение о природе Вселенной и судьбе душ. Гомеровские поэмы получают у Порфирия статус священного текста, а сам поэт становится для него первым богословом, у которого иудеи и христиане заимствовали сюжеты, переиначивая их на свой лад. Порфирий, анализируя 11 строк авторитетного для язычников текста, выделяет три аллегории пещеры нимф: чувственный мир, невидимые потенции внутри мира, умопостигаемая сущность. Изложив принципы своей экзегезы, Порфирий останавливается на аллегории чувственного мира.Автор статьи устанавливает неопифагорейские источники данного толкования Порфирия, а также специфику его подхода к мифам, отличающегося как от предшествующей стоической, так и последующей неоплатонической традиции Ямвлиха и Прокла. Пещера нимф, реальная для Порфирия, выступает образом всего мироздания, созданного и руководимого демиургом. Аллегория пещеры анализируется Порфирием не изолированно, а в рамках неоплатонического подхода к странствованиям Одиссея как аллегории путешествия души в мире становления. Как видно из анализа эпилога трактата, «О пещере нимф» для Порфирия значит гораздо больше, чем любой другой дидактический трактат.
неоплатонизм, неопифагореизм, Порфирий Тирский, экзегеза, аллегория, Пещера нимф
  1. Гудимова С. А. Порфирий о пещере нимф // Вестник культурологии. 2006. № 3. С. 165–168.
  2. Марантиди Е. А. Гераклит. Гомеровские вопросы // Utrique Camenae: Исследования. Переводы. М.: Изд-во РГГУ, 2018. (Orientalia et classica; LXX.)
  3. Нейлз Д. Люди Платона: Просопография Платона и других сократиков / Пер. с англ. А. В. Белоусова, А. М. Квитки, А. О. Корчагина, Е. А. Завалишиной, А. И. Золотухиной; под общ. ред. А. И. Золотухиной. М.: ГЛК, 2019.
  4. Попова Т. В. Гомер в оценке неоплатоников // Древнегреческая литературная критика. М.: Наука, 1975. C. 415–452.
  5. Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф» // Вопросы классической филологии. 1976. № 6. С. 3–24.
  6. Akçay K. N. Porphyry’s “On the Cave of the Nymphs” in Its Intellectual Context. Lei den, 2019. (Studies in Platonism, Neoplatonism, and the Platonic Tradition; 23). doi:10.1163/9789004408272.
  7. Brisson L. G. Plato the Myth-Maker / Transl., ed. with introd. G. Naddaf. Chicago; L.: The Univ. of Chicago Press, 1998.
  8. Brisson L. G. How Philosophers Saved Myths: Allegorical Interpretation and Classical Mythology. Chicago; L.: Univ. of Chicago Press, 2004.
  9. Buffière F. Les mythes d’Homère et la pensée grecque. P.: Les Belles Lettres, 1956.
  10. Burkert W. La gènese des choses et des mots: le papyrus de Dervéni entre Anaxagore et Cratyle // Les Ètudes Philosophiques. 1970. Vol. 4. P. 443–455.
  11. Burkert R. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, 1972.
  12. Chevrolet T. L’idée de fable: théories de la fi ction poétique à la Renaissance. Genève: Droz, 2007.
  13. De Piano P. Porfirio e Proclo lettori di Omero: la verità del linguaggio poetico nell’esegesi omerica di tradizione neoplatonica // Incidenza dell’Antico. 2014. Vol. 12. P. 155–174.
  14. Delatte A. Études sur la littérature pythagoricienne. P.: E. Champion, 1915.
  15. Ford A. The Origins of Criticism: Literary Culture and Poetic Theory in Classical Greece. Princeton; Oxford: Princeton Univ. Press, 2002. P. 67–89.
  16. Hawes G. Rationalizing Myth in Antiquity. Oxford: OUP, 2014.
  17. Lamberton R. Homer the Theologian: Neoplatonist Allegorical Reading and the Growth of the Epic Tradition. Berkley; Los Angeles; L.: Univ. of California Press, 1986.
  18. Männlein-Robert I. Kronios // Philosophie der Kaiserzeit und der Spätantike / Hrsg. Ch. Riedweg. Basel: Schwabe, 2018. S. 658–659. (Grundriss der Geschichte der Philosophie. Die Philosophie der Antike; 5/1.)
  19. Obbink D. Allegory and Exegesis in the Derveni Papyrus: The Origin of Greek Scholarship // Metaphor, Allegory, and the Classical Tradition: Ancient Thought and Modern Revisions / Ed. G. R. Boys-Stones. Oxford: Oxford Univ. Press, 2003.
  20. Pépin J. Porphyre, exégète d’Homère // Porphyre: huit exposés suivis de discussions: Vandoeuvres-Genève, 30 août — 5 septembre 1965 / Éds. H. Dörrie, J.-H. Waszink, W. Theiler [et al.]. Genève: Fondation Hardt pour l’étude de l’antiquité classique, 1966. P. 241–250.
  21. Pépin J. Mythe et allégorie: Les origines grecques et les contestations judéo-chrétiennes. P.: Études augustiniennes, 1976.
  22. Praechter K. Richtungen und Schulen im Neuplatonismus // Genethliakon für C. Robert. Berlin: Weidmann, 1910. S. 128–141.
  23. Richardson N. J. Homeric Professors in the Age of the Sophists // Ancient Literary Criticism / Ed. A. Laird. Oxford: Oxford Univ. Press, 2006. P. 62–86.
  24. Sedley D. N. Plato’s Phaedo in the Third Century BC // ΟΔΟΙ ΔΙΖΗΣΙΟΣ: Le vie della ricerca: Studi in onore di Francesco Adorno / Ed. M. S. Funghi. Firenze: L. S. Olshki, 1996. P. 447–455.
  25. Struck P. Birth of the Symbol: Ancient Readers at the Limits of Their Texts. Princeton; Oxford: Princeton Univ. Press, 2004. P. 7–10.

Соловьёв Роман Сергеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, Лихов пер. д. 6/1;
ORCID: 0000-0002-0833-0624;
Электронный адрес: solorom@gmail.com.
Moretti Paola Francesca

Intersezioni: classico e cristiano nel centone biblico di Proba

Moretti P. Intersezioni: classico e cristiano nel centone biblico di Proba // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 67-81

DOI: 10.15382/sturIII202064.67-81
Фальтония Проба — поэтесса IV в., принадлежавшая к римскому аристократическому роду Petroni Probi. Утонченная и культурная женщина, она переделывает гекзаметры и полустишия Вергилия в библейский центон (около 600 стихов), начиная от сотворения мира и заканчивая Вознесением Христа на небо. Это произведение оказало глубокое влияние на императрицу Евдокию, которая после Пробы напишет гомеровский христианский центон на греческом языке. «Центон» Пробы отражает схоластические методы запоминания и интерпретации древней поэзии, особенно Вергилия, который, будучи язычником, рассматривался как основополагающий автор на протяжении всей античности даже христианами. Некоторые ученые предполагали, что Проба намеревалась заменить чтение Вергилия в грамматических школах своим текстом, «очистив» и христианизировав его сочинение. При ближайшем рассмотрении Проба умело использует фрагменты из стихов Вергилия для интерпретации пересказанных ею библейских эпизодов. Например, любовь Бога к Своему творению и любовь Петра к распятому Христу описываются цитатами, которые у Вергилия описывают любовь Дидоны к Энею, а израненное тело Христа, когда Он является ученикам после Воскресения, описывается цитатами о несправедливой и жестокой смерти Сихея и Деифоба. Мы должны понимать, что читатели Пробы прекрасно знали контекст Вергилия, в противном случае они не смогли бы понять христианский смысл «Центона».В статье подробно анализируется эпизод Тайной вечери из «Центона» Пробы. Два отрывка из пятой песни «Энеиды» служат Leitreminiszenzen (ludi funebres в честь Анхиса и смерть Палинура). Этот анализ свидетельствует, что даже сюжетные линии, которые могут показаться простыми мозаиками, составленными из «нейтральных» Вергилиевых стихов, если постигать их смысл, раскрывают свои сокровища. Вергилия определенно заставляют говорить pia munera Christi (Cento 23) вплоть до того, что некоторые слова Вергилия, используемые Пробой, могут быть правильно поняты, только если мы переосмыслим их в свете их значения в христианском Sondersprache. Это позволяет утверждать, что христианское происхождение «Центона» Пробы неразрывно связано с его вергилианским происхождением и что «Центон» хранит сокровища, многие из которых еще ждут своего исследователя.
Фальтония Бетиция Проба, христианская латинская поэзия, латинская литература, латинская поэзия, латинский эпос, Вергилий, латинский центон
  1. Ausonius. The Works of Ausonius / Green R. P. H., ed. Oxford, 1991.
  2. Bažil M. Centones Christiani. P.: Institut d’Etudes Augustiniennes, 2009.
  3. Biblia sacra iuxta Vulgatam versionem / R. Weber et al., eds. 4th ed. Stuttgardiae, 1994.
  4. Bright D. F. Theory and Practice in the Vergilian Cento // Illinois Classical Studies. 1984. Vol. 9. № 1. P. 79–90.
  5. Cacioli M. R. Adattamenti semantici e sintattici nel centone virgiliano di Proba // Studi Italiani di Filologia Classica. 1969. Vol. 41. P. 188–246.
  6. Clark E. A., Hatch D. F. The Golden Bough, The Oaken Cross: The Vergilian Cento of Faltonia Betitia Proba. Chico (CA), 1981.
  7. Fassina A. Alterazioni semantiche ed espedienti compositivi nel Cento Probae // Incontri triestini di filologia classica. 2005. № 5. P. 261–272.
  8. Fassina A., Lucarini C. M. (eds.) Faltonia Betitia Proba. Cento Vergilianus. Berlin; Boston, 2015.
  9. Formisano M., Sogno C. Petite poésie portable: The Latin Cento in Its Late Antique Context // Condensing Texts, Condensed Texts / M. Horster, C. Reitz, eds. Stuttgart, 2010. P. 375–392.
  10. Green R. H. P. Proba’s Cento: Its Date, Purpose, and Reception // Classical Quarterly. 1995. Vol. 45. № 2. P. 551–554.
  11. Green R. H. P. Which Proba Wrote the Cento? // Classical Quarterly. 2008. Vol. 58. № 2. P. 264–276.
  12. Hardie P. Polyphony or Babel?: Hosidius Geta’s Medea and the Poetics of the Cento // Severan Culture / S. Swain, S. Harrison, J. Elsner, eds. Oxford, 2007. P. 168–176.
  13. Herzog R. Die Bibelepik der lateinischen Spätantike. München, 1975. Bd. 1.
  14. Kirsch W. Die Lateinische Versepik des 4. Jahrhunderts. Berlin, 1989.
  15. Kyriakidis S. Eve and Mary: Proba’s Technique in the Creation of Two Diff erent Female Figures // Materiali e Discussioni. 1992. Vol. 29. P. 121–153.
  16. Lamacchia R. Dall’arte allusiva al centone // Atene e Roma. 1958. № 3. P. 193–216.
  17. Mastandrea P. L’epigramma dedicatorio del ‘cento Vergilianus’ di Proba, Anth. Lat. 719d Riese: Analisi del testo, ipotesi di datazione e identifi cazione dell’autore // Bollettino di Studi Latini. 2001. Vol. 31. P. 565–578.
  18. McGill S. Virgil Recomposed: The Mythological and Secular Centos in Antiquity. Oxford, 2005.
  19. Moretti P. F. Versi didoniani nel centone di Proba // Motivi e forme della poesia cristiana antica tra Scrittura e Tradizione classica: XXXVI Incontro di Studiosi dell’Antichità Cristiana. Roma, 2008. P. 643–659.
  20. Pavlovskis Z. Proba and the Semiotics of the Narrative Vergilian Cento // Vergilius. 1989. Vol. 35. P. 70–80.
  21. Publi Vergili Maronis Opera / Geymonat M., ed. Augustae Taurinorum, 1973.
  22. Schanzer D. The Anonymous Carmen Contra Paganos and the Date and Identity of the Centonist Proba // Revue des Études Augustiniennes. 1986. Vol. 32. P. 232–248.
  23. Schottenius Cullhed S. Proba the Prophet: The Christian Virgilian Cento of Faltonia Betiatiae Proba. Leiden; Boston, 2015.
  24. Usher M. D. Homeric Stitchings: The Homeric Centos of the Empress Eudocia. Lanham (MD); Oxford, 1998.
  25. Vergil. The Works of Vergil / Ed. by J. Conington, H. Nettleship. 4th ed. L., 1884. Vol. 2 (repr. Hildesheim, 1963).
  26. Vergilius P. Maro. Aeneis, Buch VI / Norden E., Hrsg. 4. Aufl . Stuttgart, 1957.
  27. Verweyen T., Witting G. The Cento: A Form of Intertextuality from Montage to Parody // Intertextuality / H. F. Plett, ed. Berlin; N. Y., 1991. P. 165–178.
  28. Ziolkowski J. M., Putnam M. C. J. The Virgilian Tradition: The First Fifteen Hundred Years. New Haven; L., 2008.

Moretti Paola Francesca


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: State University of Milan; via Festa del Perdono 7, I-20122 Milano;
Должность: Associate Professor of Latin language and literature;
ORCID: 0000-0001-9017-8731;
Электронный адрес: paola.moretti@unimi.it.
Матерова Елизавета Викторовна

Образ лягушки в Комментарии на Апокалипсис Тихония Африканского (Откр.16.13-14)

Матерова Е. В. Образ лягушки в Комментарии на Апокалипсис Тихония Африканского (Откр.16.13-14) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 82-94

DOI: 10.15382/sturIII202064.82-94
Статья посвящена интерпретации образа лягушки у Тихония Африканского, христианского экзегета IV в. В своем Комментарии на Апокалипсис Тихоний вслед за текстом Откр 16. 13–14 указывает, что лягушка являет образ нечистоты и связана с бесовским началом, своеобразной «бесовской троицей» — драконом, зверем и лжепророком. Подобная демонизация лягушки не была знакома ни античной, ни иудейской культуре, где лягушка если и наделена негативной коннотацией, то, скорее, комического, нежели устрашающего характера. Единственная культура, сходная с христианскими эсхатологическими представлениями, которая связывает лягушку именно с силами зла, это зороастрийская. Тихоний комментирует это место, не довольствуясь, однако, обобщенным утверждением, ставящим знак равенства между лягушками и нечистыми духами, этот образ у него конкретизируется, выступая аллегорией лицемерия. Сопоставление указанного эпизода из Комментария Тихония с изображением лягушки в Физиологе (II–III вв.) позволяет заметить ряд сходных черт: двухчастную композицию (описание повадок и последующее аллегорическое истолкование), противопоставление праведного и грешного, представленное в Физиологе как изображение двух видов лягушек — χερσα´ος (наземная) и Ëνυδρος (водная), а в Комментарии Тихония как антитеза credentes (верующие) — hypocritae (лицемеры). Важную роль в обоих источниках играет образ воды, связанный с таинством Крещения. Выявленное сходство, на наш взгляд, может быть основанием для осторожного предположения о знакомстве Тихония, уроженца Северной Африки, с Физиологом, текстом, предположительно, из Александрии, и сознательном ориентировании на этот текст. Интерпретация образа лягушки соотносится с представлением Тихония о Церкви как двучастном Христовом Теле, внутри которого можно различить две стороны: правую — истинную и левую — ложную, лицемерную. Эти стороны противоположны духовно, но пребывают вместе вплоть до Страшного Суда, когда, наконец, произойдет их явное разделение. Отождествление лягушек с «левой частью» Церкви предстает закономерным и органично вписывается в систему воззрений Тихония в целом.
Тихоний Африканский, Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, Физиолог, образ лягушки, раннехристианская экзегеза, зороастризм, аллегория
  1. Бил Г. К., Макдонах Ш. М. Откровение Иоанна Богослова // Ветхий Завет на страницах Нового / Под ред. Г. К. Била, Д. А. Карсона. Черкассы: Коллоквиум, 2013. Т. 3. C. 459–590.
  2. Небольсин А. Г. Тихоний Африканский — толкователь Апокалипсиса // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 3 (48). С. 102–107.
  3. Рак И. В. Египетская мифология. СПб., 2000.
  4. Сарианиди В. И. Задолго до Заратуштры: Археологические доказательства протозороастризма в Бактрии и Маргиане. М., 2010.
  5. Frenschkowski M. Parthica Apocalyptica: Mythologie und Militärwesen iranicher Völker in ihrer Rezeption durch die Off enbarung des Johannes // Jahrbuch fur Antike und Christentum. 2004. Bd. 47. S. 16–57.
  6. Gabra G. Cairo, the Coptic museum, Old Churches / With contributions by A. Alcock. Cairo: The Egyptian International Publishing Company; Longman, 1993.
  7. Loubser J. A. Gathering jewels: Biblical Hermeneutics in the Coptic Orthodox Church of Egypt // Journal for the Study of Religion. 1997. Vol. 10. № 1. P. 41–75.
  8. Löw I. Fauna und Mineralen der Juden. Hildesheim, 1969.
  9. Russel J. R. Zoroastrianism in Armenia. Cambridge (MA), 1987. (Harvard Iranian Series; 5.)
  10. Steinhauser K. B. Tyconius: was he Greek? // Studia Patristica. Louvain, 1993. Vol. 27. P. 394–399.
  11. Witetschek St. The Dragon Spitting Frogs: On the Imagery of Revelation 16. 13–14 // New Testament Studies. 2008. № 54. P. 557–572.

Матерова Елизавета Викторовна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности;
ORCID: 0000-0003-0776-0515;
Электронный адрес: materowa@mail.ru.
Смирнов Дмитрий Владимирович

Трактат блж. Августина «О духе и букве»: исторический фон и идейное содержание текста

Смирнов Д. В. Трактат блж. Августина «О духе и букве»: исторический фон и идейное содержание текста // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 95-117

DOI: 10.15382/sturIII202064.95-117
В статье анализируется историческое и идейное своеобразие трактата «О духе и букве», раннего антипелагианского текста блж. Августина. Рассматривается исторический и литературный контекст начальной стадии пелагианских споров. Общая характеристика трактата «О духе и букве» сопровождается обзором оценок, которые были даны его содержанию в отечественной богословской и патрологической литературе. Предлагается структурный и тематический анализ текста, демонстрируется широкое использование блж. Августином метода полемической экзегезы, в качестве материала для которой им привлекаются преимущественно послания ап. Павла. Исследуется интерпретация блж. Августином фундаментальных тем христианской сотериологии, поднимаемых им в связи с основным вопросом о значении закона и благодати для оправдания и спасения. Согласно выводам автора, уникальное положение трактата «О духе и букве» в корпусе трудов блж. Августина обусловлено тем, что в тексте оказалась выражена позиция по вопросу о благодати, которая в ходе дальнейших пелагианских споров была осуждена на Западе как «полупелагианство» и которая была известна на Востоке как учение о синергии.
блаженный Августин, трактат «О духе и букве», Целестий, пелагианство, Пелагианские споры, закон Моисея, благодать, свобода воли, оправдание, спасение, христианская сотериология, латинская патристика
  1. Головнина Н. Г. Российская псевдо-августиниана в контексте переводческой деятельности XVIII века // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 58–74. doi: 10.15382/sturII201672.58-74.
  2. Гусев Д. В. Антропологические воззрения блаж. Августина в связи с учением пелагианства // Православный собеседник. 1876. № 2. С. 271–334.
  3. Кремлевский А. [М.] История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань, 1898.
  4. Кремлевский А. [М.] Первородный грех по учению блаженного Августина Иппонского. СПб., 1902.
  5. Скворцов К. [И.] Блаженный Августин как психолог: [Ч. 1] // Труды Киевской духовной академии. 1870. № 4. С. 154–200.
  6. Смирнов Д. В. Пелагианство // ПЭ. Т. 55. M., 2019. С. 224–258.
  7. Степанцов С. А., Фокин А. Р. и др. Августин Аврелий // ПЭ. T. 1. М., 2000. C. 93–109.
  8. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859. Т. 3.
  9. Фокин А. Р. Пелагий // ПЭ. Т. 55. M., 2019. С. 258–274.
  10. Bochet I. «La lettre tue, l’Esprit vivifi e»: L’exégèse augustinienne de 2 Cor 3, 6 // Nouvelle Revue Théologique. 1992. T. 114. P. 341–370.
  11. Burns J. P. The Development of Augustine’s Doctrine of Operative Grace. P., 1980. (Études augustiniennes: Antiquité; 82.)
  12. Chéné J. Saint Augustin enseigne-t-il dans le «De spiritu et littera» l’universalité de la volonté salvifi que de Dieu? // Recherches de science religieuse. 1959. Vol. 47. P. 215–224.
  13. Geerlings W. Augustinus: Leben und Werk: Eine bibliographische Einführung. Paderborn etc., 2002.
  14. Hwang A. Y. Augustine’s Interpretations of I Tim. 2:4 in the Context of His Developing Views of Grace // Studia Patristica. 2006. Vol. 43. P. 137–142.
  15. Léon-Dufour X. Grâce et libre arbitre chez saint Augustin à propos de: «Consentire vocationi Dei... propriae voluntatis est» // Recherches de science religieuse. 1946. Vol. 33. P. 129–163.
  16. Lettieri G. La dialettica della giustifi cazione nel «De spiritu et littera» // Ripensare Agostino: Interiorità e intenzionalità : Atti del IV Seminario internazionale del centro di studi agostiniani di Perugia. Roma, 1993. P. 123–165. (Studia ephemeridis augustinianum; 41.)
  17. Lohse B. Zum Wittenberger Augustinismus: Augustins Schrift «De spiritu et littera» in der Auslegung bei Staupitz, Luther und Karlstadt // Augustine, the Harvest, and Theology (1300–1650): Essays Dedicated to Heiko Augustinus Oberman in Honor of His 60th Birthday / Ed. K. Hagen. Leiden, 1990. P. 89–109.
  18. McGrath A. Iustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justifi cation. 3rd ed. Cambridge, 2005.
  19. Meis A. La «Impeccantia» como posibilidad humana segun «De spiritu et littera» de San Agustin // Teología y Vida. 1983. Vol. 24. P. 53–68.
  20. Meis A. La libertad como gracia en «De spiritu et littera» de San Agustin // Anales dela Facultad de Teología / Pontifi cia Universidad Católica de Chile. Santiago de Chile, 1982. Vol. 33. P. 77–95.
  21. Meyer P. W. Augustine’s «The Spirit and the Letter» as a Reading of Paul’s Romans // The Social World of the First Christians: Essays in Honor of W. A. Meeks / Ed. L. M. White, O. L. Yarbrough. Minneapolis, 1995. P. 366–381.
  22. Mowbray A. Augustine the Semi-Pelagian // Augustiniana. 2012. Vol. 62. P. 189–249.
  23. Plagnieux J. Le chrétien en face de la loi d’apres le «De spiritu et littera» de saint Augustin // Theologie in Geschichte und Gegenwart: Michael Schmaus zum sechzigsten Geburtstag / Hrsg. J. Auer, H. Volk. München, 1957. S. 725–754.
  24. Prosopographie Chrétienne du Bas-Empire. P., 1982. T. 1: Prosopographie de l’Afrique Chrétienne (303–533) / Ed. A. Mandouze e. a.; P.; Rome, 1999–2000. T. 2: Prosopographie de l’Italie Chrétienne (313–604) : In 2 vol. / Ed. Ch. Pietri, L. Pietri e. a.
  25. Refoulé F. Datation du premier concile de Carthage contre les Pélagiens et du «Libellus fi dei» de Rufin // Revue d’etudes augustiniennes et patristiques. 1963. Vol. 9. № 1–2. P. 41–50.
  26. Sage A. La volonté salvifi que universelle de Dieu dans la pensée de saint Augustin // Recherches augustiniennes. 1965. Vol. 3. P. 107–131.
  27. Teske R. J. Introduction [to the Treatise «The Spirit and the Letter»] // Augustine, Saint, Bishop of Hippo. Answer to the Pelagians / Introd., transl., and not. R. J. Teske. Hyde Park (N. Y.), 1997. P. 141–149.

Смирнов Дмитрий Владимирович


Место работы: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; Российская Федерация, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10а, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-7330-8709;
Электронный адрес: smirnov.pravenc@gmail.com.

ПУБЛИКАЦИИ

Федорова Екатерина Сергеевна

Ян Амос Коменский. Матетика

Федорова Е. С. Ян Амос Коменский. Матетика // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 121-138

DOI: 10.15382/sturIII202064.121-138
Известный латинист Николай Алексеевич Федоров (1925–2016) впервые перевел на русский язык сочинение «Матетика» выдающегося чешского педагога и религиозного деятеля Яна Амоса Коменского (1592–1670). Во вступительной статье анализируется школа перевода, созданная кафедрой классической филологии Московского университета, раскрываются принципы интерпретации текста, принятые Н. А. Федоровым. Публикуется перевод на русский язык сочинения «Матетика» Яна Амоса Коменского.
классическая филология в МГУ, школа перевода в МГУ, принципы перевода Н. А. Федорова, первый перевод «Матетики» Яна Амоса Коменского на русский язык
  1. Вырубов Н. В. Участник Освобождения: Беседы с Паскалем Майосом, Тулон, 1998 г. // Русский барин — герой Франции Н. В. Вырубов. М.: Полиграф-плюс, 2017. С. 9–74.
  2. Дашевский Г. М. «Не почтовые голуби наслаждения»: [Интервью с Григорием Дашевским] / Беседовала Е. Калашникова // Русский журнал. 2001. 15 ноября. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/dashevskiy-kalashnikova-interview/ (дата обращения: 15.05.2020).
  3. Кулькова Н. А. Трактат свт. Амвросия Медиоланского «Об обязанностях» в античной и христианской традиции // Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. Т. 7. С. 21–29.
  4. Федоров Н. А. Становление эстетической лексики Цицерона // Ars docendi — Искусство научить. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 251–460.
  5. Фирсов Е. Ф. Профессор теологии Ян Квачала в свете новых архивных открытий в России и Словакии // Liberté et Patrie: Miscellany in Honour to Jozef Rydlo. Bratislava, 2018. С. 188–201. (Libri Historiae Slovaciae: Libri Historiae Europae.)
  6. Ars docendi — Искусство научить: К 90-летию латиниста Н. А. Федорова / Сост. Е. С. Федорова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  7. Komenski J. A. Scipilegium didacticum artium… / Kvačala J., ed. Rosenbergae: Typis Caroli Salva, 1895.

Федорова Екатерина Сергеевна


Ученая степень: доктор культурологии;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, дом 1, стр. 13;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5199-3706;
Электронный адрес: ledentu@mail.ru.
Давыденкова Мария Эмильевна; Калужнина Надежда Викторовна; Стриевская Ольга Львовна; Мазурина Наталья Константиновна

Словарь речений из богослужебных книг прот. А. И. Невоструева (общаюся — оглушеніе)

Давыденкова М. Э., Калужнина Н. В., Стриевская О. Л., Мазурина Н. К. Словарь речений из богослужебных книг прот. А. И. Невоструева (общаюся — оглушеніе) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 139-148

DOI: 10.15382/sturIII202064.139-148
Предлагаемая вниманию читателей публикация содержит очередную часть материала на букву «О». Особенности издания Словаря, перечень источников, списки сокращений и условных обозначений подробно описаны в предыдущих выпусках «Вестника ПСТГУ»1. Кроме того, все предыдущие публикации, а также отдельно список сокращений и перечень источников можно найти на сайте филологического факультета ПСТГУ по ссылке http:// pstgu.ru/faculties/philological/science/proects/slovar-recheniy-iz-bogosluzhebnykhknig-prot-a-i-nevostrueva/.Прочтение рукописного чернового текста Словаря и его компьютерный набор осуществила Н. В. Калужнина. Сверку ссылок и цитат по богослужебным книгам, в том числе по изданиям XVII — нач. XIX в., их компьютерный набор и дальнейшее издательское комментирование и редактирование текста провела Н. В. Калужнина при участии М. Э. Давыденковой. Редактирование греческого текста и сверку ссылок по греческим источникам выполнила О. Л. Стриевская. Сверку ссылок по Прологу и компьютерный набор цитат подготовила Н. К. Мазурина.
словарь церковнославянского языка, Невоструев, церковнославянский язык, богослужебные книги, греческие параллели, переводы Ветхого Завета
  1. Атанасий (Бончев), архим. Речник на църковнославянския език. София, 2002. Т. 1.
  2. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1957. Т. 1.
  3. Дьяченко Григорий, прот. Полный церковнославянский словарь. М., 1899. Т. 1.
  4. Кирилл Александрийский, свт. Слово о исходе души от тела и о втором пришествии // Соборник. М.: Печатный двор, 1647. Л. 108 об. – 119 об.
  5. Кирилл Александрийский, свт. Слово о исходе души от тела и о втором пришествии // Соборник из 71 слова. М.: Печатный двор, 1700. Л. 100 об. – 109 об. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/14-1?fnum=103 (дата обращения: 28.05.2020).
  6. Минея. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1978–1989. Т. 1–12.
  7. Остромирово Евангелие: [Рукопись РНБ F.п.I.5]. URL: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/Ostromir_Gospel/_Project/Search.php (дата обращения: 28.05. 2020).
  8. Пролог. М.: Преображенская типография, 1910 (репринт с изд. МПД 1642–1643 гг.). URL: https://nashavera.com/biblioteka/12/13/ (дата обращения: 27.05.2020).
  9. Пролог: в 2 кн. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002.
  10. Словарь старославянского языка. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. Т. 2 (репринт: Slovník jazyka staroslověnského. Praha, 1973).
  11. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.
  12. Septuaginta / Rahlfs A., ed. Stuttgart, 1979.
  13. Septuaginta / Rahlfs A., Hanhart R., eds. Stuttgart, 2006.
  14. Μηνα´ον. Βενετία, 1863. Τ. 1–12. URL: http://analogion.gr/music/lb (дата обращения: 29.02.2020).

Давыденкова Мария Эмильевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-2999-0154;
Электронный адрес: mdavydenkova@yandex.ru.

Калужнина Надежда Викторовна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5676-7345;
Электронный адрес: nkaluzhnina@yandex.ru.

Стриевская Ольга Львовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-8355-6156;
Электронный адрес: okstr1966@gmail.com.

Мазурина Наталья Константиновна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: НОЧУ православная Свято-Георгиевская гимназия Московская обл.; Российская Федерация, 143406, г. Красногорск, ул. Райцентр, 4, стр. 2;
Должность: учитель;
ORCID: 0000-0002-5425-1847;
Электронный адрес: nat-mazurina07@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Новохатько Анна Алексеевна

Рец. на кн.: Robert Mayhew. Aristotle’s Lost Homeric Problems: Textual Studies. Oxford University Press, 2019. 256 pp.

Новохатько А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 151-155 — Рец. на кн.: Robert Mayhew. Aristotle’s Lost Homeric Problems: Textual Studies. Oxford University Press, 2019. 256 pp.
PDF

Новохатько Анна Алексеевна


Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Университет Альберт-Людвиг, г. Фрейбург; Университет Аристотеля, г. Салоники;
ORCID: 0000-0002-3911-2574;
Электронный адрес: annanovokh@mail.ru.