/

Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)

Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара


Копыл Е. В. Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 56-76.

DOI: 10.15382/sturII201884.56-76

Аннотация

В статье представлены основные взгляды свт. Григория Нисского и блж. Иеронима Стридонского на святые места Палестины и паломничество к ним в историческом контексте, показана противоречивость их высказываний, которая в XVI–XVII вв. в Европе легла в основу протестантско-католической полемики по вопросу паломнических путешествий. Далее проанализированы взгляды выдающегося деятеля эпохи греческого Просвещения Иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары (1707–1731) на противоречия во мнениях обоих авторов в свете его попытки систематизации богословия святых мест, которая, будучи отголоском богословских споров сторонников Реформации и Контрреформации, представила отчасти самобытный и критический подход к теме с позиции православного Предания, а отчасти усвоила тезисы, сформулированные ранее в католической среде. В вопросе святых мест Хрисанф, в частности, прибегает к методологическому принципу разделения мнений, носящих вероучительный характер (считая, что путешествия в Иерусалим не являются необходимой и существенной частью веры), и слов, которые, не будучи вероучительными, носят характер частного поучения и должны рассматриваться в контексте церковной «икономии».

Ключевые слова

cвятые места Палестины, богословие святых мест, паломничество, свт. Григорий Нисский, блж. Иероним Стридонский, рецепция патристических взглядов, протестантско-католическая полемика XVI–XVII вв., патриарх Хрисанф Нотара, греческое богословие XVIII в.

Список литературы

  1. Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви // Богословские труды / Александр Мусин, диакон, сост., биографические вступления. Н. Новгород, 2011. С. 430–481.
  2. Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М., 1891.
  3. Рамазанова Д. Н. Переводы сочинений иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары в русских списках XVIII в. // Специальные исторические дисциплины: Сб. ст. М., 2014. Вып. 1. С. 317–347.
  4. Она же. Экземпляры сочинений иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары в собрании Музея книги РГБ // Библиофика: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 2. М., 2011. С. 166–186.
  5. Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский. Библеист, экзегет, теолог. М., 2010.
  6. Maraval P. Jérusalem, cité sainte? Les hésitations des Pères du IVe siècle // La Cité de Dieu. Die Stadt Gottes. 3. Symposium Strasbourg, Tübingen, Uppsala 19.–23. September 1998 in Tübingen / M. Hengel, S. Mittmann, A. M. Schwemer, ét. Tübingen, 2000. P. 351–363.
  7. Idem. Une querelle sur les pèlerinages autour d’un texte patristique (Grégoire de Nysse, Lettre 2) // Revue d’histoire et de philosophie religieuses. 1986. Vol. 66. P. 131–146.
  8. Prawer J. Christian Attitudes towards Jerusalem in the Early Middle Ages // The History of Jerusalem: The Early Muslim Period, 638–1099 / J. Prawer, H. Ben-Shammai, eds. Jerusalem, 1996. P. 311–348.
  9. ΣτŸθη Π. Χρσανθος Νοταρς πατριρχης εροσολμων. Πρδρομος τοÖ ΝεοελληνικοÖ ΔιαφωτισμοÖ. ÿθνα, 1999.
  10. Χρυσόστομος Παπαδόπουλος, Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος. Ιστορία της Εκκλησίας των Ιεροσολύμων. Αθήνα, 2010.

Данные об авторе

Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Горненский женский монастырь, Русская Духовная Миссия Московского Патриархата в Иерусалиме; Израиль, Иерусалим, 9100902, ул. Хешин, д. 6, P.O.B. 1042;
Должность: заведующая юридическим отделом РДМ;
ORCID: 0000-0002-5174-3598;
Электронный адрес: ekopyl@mail.ru.