/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :80

ИССЛЕДОВАНИЯ

Захаров Георгий Евгеньевич

Римский собор 382 г. в контексте церковно-политической деятельности и экклезиологических взглядов свт. Дамаса Римского и свт. Амвросия Медиоланского

Захаров Г. Е. Римский собор 382 г. в контексте церковно-политической деятельности и экклезиологических взглядов свт. Дамаса Римского и свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 9-28

DOI: 10.15382/sturII201880.9-28
Статья посвящена историческому значению и экклезиологии Римского собора 382 г. Автор рассматривает данный собор как заключительную точку в истории арианского кризиса на латинском Западе. Изначальный план западного императора Грациана, поддержанный римским папой Дамасом и свт. Амвросием Медиоланским, провести собор в общецерковном формате не был до конца реализован из-за созыва восточным императором Феодосием параллельного собора в Константинополе, однако собор, судя по всему, принял ряд важных решений как церковно-политического, так и вероучительного характера. Автор придерживается традиционной атрибуции Римскому собору 382 г. третьей части т. н. Decretum Gelasianum. По его мнению, данный фрагмент носит компромиссный характер: с одной стороны, он выражает стремление свт. Дамаса продемонстрировать уникальный характер римского примата и его Божественное, а не соборное происхождение, с другой стороны, Римский престол разделяет первенство с двумя восточными Петровыми кафедрами — Александрийской и Антиохийской. В статье указывается на значение темы первенства Петра и особого авторитета Римского престола в экклезиологии свт. Амвросия Медиоланского. В то же время автор приходит к выводу, что для него римский примат был неразрывно связан с идеей соборного согласия западного епископата и его «превосходства» над восточным. Выражением этого консенсуса Римского престола и епископата Запада и был Римский собор 382 г.
Римский собор 382 г., папа Дамас I, свт. Амвросий Медиоланский, арианские споры, римский примат, Decretum Damasi, экклезиология, церковные соборы
  1. Браски Ф., монс. Образ апостола Петра в трудах св. Амвросия Медиоланского и в амвросианской традиции // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / Г. Е. Захаров, ред. М., 2016. С. 74–93.
  2. Захаров Г. Е. Римский собор 378 г. и развитие идеи папского примата в раннехристианской традиции // Прикосновение к вечности: Сб. статей / Свящ. А. Постернак, Г. Е. Захаров, ред. М., 2017. С. 65–85.
  3. Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех вселенских соборов. М., 2005.
  4. Alzati C. “Ubi fuerit Imperator”. Chiesa della residenza imperiale e comunione cristiana tra IV e V secolo in Occidente // Alzati C. Ambrosiana ecclesia: Studi su la chiesa milanese e l’ecumene cristiana fra tarda antichità e medioevo. Milano, 1993. P. 3–21.
  5. Bernardi J. Saint Grégoire de Nazianze. Le Théologien et son temps (330–390). P., 1995.
  6. Campenhausen H. F., von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. Berlin; Leipzig, 1929.
  7. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. I. Tübingen, 1930.
  8. Chapman J. On the Decretum Gelasianum De Libris recipiendis et non recipiendis // Revue bénédictine. 1913. Vol. 30. P. 187–207, 315–333.
  9. De Vries W. Orient et Occident: les structures ecclésiales vues dans l’histoire des sept premiers conciles oecuméniques. P., 2011.
  10. Dobschütz E., von. Das Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis in kritischem Text. Leipzig, 1912.
  11. Dufourcq A. Vues nouvelles sur le décret gélasien et sur le pape Damase // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1909. Vol. 53. № 11. P. 820–825.
  12. Duval Y.-M. La décretale Ad Gallos Episcopos: son texte et son auteur. Leiden; Boston, 2005.
  13. Dvornik F. Byzance et la primauté romaine. P., 1964.
  14. Field L. L. Liberty, Dominion, and the Two Swords: On the Origins of Western Political Theology (180–398). Notre Dame, 1998.
  15. Field L. L. On the Communion of Damasus and Meletius: Fourth-Century Synodal Formulae in the Codex Veronensis LX (with critical edition and translation). Toronto, 2004.
  16. Gallay P. La vie de saint Grégoire de Nazianze. Lyon; P., 1943.
  17. Galtier P. Le “Tome de Damase”. Date et origine // Recherches de science religieuse. 1936. Vol. 26. P. 385–418; 563–578.
  18. Girardet K. M. Gericht über den Bischof von Rom // Historische Zeitschrift. 1994. Bd. 259. S. 1–38.
  19. Gryson R. Le prêtre selon Saint Ambroise. Louvain, 1968.
  20. Howorth H. H. The Decretal of Damasus // Journal of Theological Studies. 1913. Vol. 14. P. 321–337.
  21. Joannou P.-P. Die Ostkirche und die Cathedra Petri im 4. Jahrhundert. Stuttgart, 1972.
  22. Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings and Controversies. N. Y., 1975.
  23. Marot H. Les conciles romains des IVᵉ et Vᵉ siècles et le développement de la primauté // Istina. 1957. Vol. 4. P. 435–462.
  24. McGuckin J. A. St. Gregory of Nazianzus. An Intellectual Biography. Crestwood (N. Y.), 2001.
  25. McLynn N. B. Ambrose of Milan. Church and Court in a Christian Capital. Berkeley; Los Angeles; L., 1994.
  26. Monachino V. Il primato nella controversia Ariana // Miscellanea Historiae Pontifi ciae. Vol. XXI: Saggi storici intorno al papato. Roma, 1959. P. 17–89.
  27. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome, 1976.
  28. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen, 2009.
  29. Schwartz E. Zum Decretum Gelasianum // Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft. 1930. Bd. 29. S. 161–168.
  30. Siniscalco P. Sant’Ambrogio e la Chiesa di Roma // Nec timeo mori: Atti del Congresso internazionale di studi ambrosiani nel XVI centenario della morte di sant’ Ambrogio (Milano 4–11 Aprile 1997). Milano, 1998. P. 141–160.
  31. Turner C. H. Latin List of Canonical Books: I. The Roman Council under Damasus, A.D. 382 // Journal of Theological Studies. 1900. Vol. 1. P. 554–560.
  32. Ullmann W. Gelasius I. (492–496): Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. Stuttgart, 1981.
  33. Waarden J., van. Priscillian of Avila’s Liber ad Damasum and the Inability to Handle a Confl ict // Violence in Ancient Christianity: Victims and Perpetrators / A. C. Geljon, R. Roukema, eds. Leiden; Boston, 2014. P. 132–150.

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Взаимоотношения Восточных и Западных Церквей в эпоху арианских споров», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ.
Марей Елена Сергеевна

Disciplina clericorum на Сардинии VI в. по данным писем свт. Григория Великого

Марей Е. С. Disciplina clericorum на Сардинии VI в. по данным писем свт. Григория Великого // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 29-44

DOI: 10.15382/sturII201880.29-44
В статье рассматривается церковная жизнь митрополии Сардинии в VI в. на материале писем свт. Григория Двоеслова. Митрополит Сардинии Януарий не был в состоянии обеспечить порядок на острове, следить за поведением подвластных клириков, да и сам не раз оказывался замешанным в преступлениях. В статье рассматриваются различные примеры нарушения клириками Сардинии церковной дисциплины и несоблюдения постановлений церковных соборов. Так, священники часто вели себя неподобающим образом: развратничали, не слушали митрополита, неправильно крестили. Провинциальный собор созывался редко, а некоторые кафедры по недосмотру Януария оставались незамещенными. Все это весьма удручало свт. Григория Великого, который всеми силами старался упрочить церковную дисциплину на острове. В своих письмах, адресованных Януарию, папа разбирал ошибки и прегрешения последнего, апеллируя к Священному Писанию и постановлениям соборных канонов. Характерно, что свт. Григорий всегда аргументирует свою позицию. Одновременно он старался повысить авторитет Януария в глазах клира, видя в этом залог порядка и стабильности. Письма свт. Григория Великого показывают, что от личности и характера митрополита в конечном счете напрямую зависела церковная жизнь в регионе. Этот вывод согласуется с «Пастырским правилом» свт. Григория, в котором дается идеал епископа: только обладая определенными нравственными качествами, епископ может управлять своей общиной и наставлять паству и клир на путь истинный.
Григорий I, письма Григория Великого, Сардиния, каноническое право, образ епископа, церковная дисциплина, crimen
  1. Марей Е. С. Кодекс Феодосия об обязанностях викария и наместников провинции // Исторический вестник. 2017. Вып. 19. С. 320–336.
  2. Святой Григорий Великий (Двоеслов). Правило пастырское, или О пастырском служении / Д. Подгурский, пер. с лат. М., 2011.
  3. Boesch Gajano S. Gregorio Magno. Alle origini del Medioevo. Roma, 2004.
  4. Castaldi L. Il Registrum epistolarum di Gregorio Magno // Filologia mediolatina. Studies in
  5. Medieval Latin Texts and their Transmission. Rivistadella Fondazione Ezio Franceschini. 2004. Vol. XI. P. 55–98.
  6. Dudden F. H. Gregory the Great. His place in History and Thought. L., 1905. Vol. I.
  7. Eidenschink J. A. The election of bishops in the letters of Gregory the Great with an appendix on the pallium.Washington, 1945.
  8. Forlin Patrucco M. Registrum epistolarum // Scrittura e storia. Per una lettura delle opere di Gregorio Magno. Firenze, 2005. P. 339–356.
  9. Giordano L. Giustizia e potere giudiziario ecclesiastico nell’epistolario di Gregorio Magno. Bari, 1997.
  10. Giordano L. I “crimina” di Gianuario // Gregorio Magno e la Sardegna / L. G. G. Ricci, ed. Firenze, 2007. P. 151–160.
  11. Guillou A. L’évêque dans la société méditerranéenne du VIe–VIIe siècles. Un modèle // Bibliothèque de l’Ecole des Chartes. Vol. 131. P., 1973. P. 5–19.
  12. Guillou A. Régionalisme et indépendance dans l’Empire Byzantin au VIIe siècle. L’exemple de l’exarchat et de la Pentapole d’Italie. Rome, 1969.
  13. Markus R. A. Gregory the Great and his World. Cambridge, 1997.
  14. Markus R. A. Gregory the Great’s pagans // Belief & Culture in the Middle Ages / R. Gameson, H. Leyser, eds. Oxford, 2001. P. 23–34.
  15. Martínez Díez G., Rodríguez F. La colección canónica hispana. Vol. III: Concilios griegos y africanos. Madrid, 1982.
  16. Meloni P. La missione del vescovo in san Gregorio Magno // Gregorio Magno e la Sardegna / L. G.G. Ricci, ed. Firenze, 2007. Р. 59–68.
  17. Norberg D. Qui a composé les lettres de saint Grégoire le Grand? // Studi medievali. 1980. Vol. 21 (1). P. 1–18.
  18. Padoa-Schioppa A. Gregorio Magno giudice // Studi medievali. 2010. 51 (2). P. 581–610.
  19. Recchia V. Gregorio Magno e la società agricola. Roma, 1978.
  20. Richards J. Consul of God.The Life and Times of Gregory the Great. L., 1980.
  21. S. Gregorii Magni Registrum epistolarum (Corpus Christianorum. Series Latina. Vol. 190A) / D. Norberg, ed. T. 1–2. Turnholti, 1982.

Марей Елена Сергеевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Школа исторических наук НИУ ВШЭ, Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1482-7098;
Электронный адрес: elena.fontis@gmail.com.
Публикация подготовлена при поддержке Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук: Интерпретация римских юридических понятий в трудах Григория Великого и формирование правовой культуры Средневековья (МК-885.2017.6).
Шаповалова Елена Владимировна

«Тайна беззакония» Филиппа Дюплесси-Морне: к вопросу о роли Франции в поддержании «черной легенды» папы Александра VI

Шаповалова Е. В. «Тайна беззакония» Филиппа Дюплесси-Морне: к вопросу о роли Франции в поддержании «черной легенды» папы Александра VI // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 45-60

DOI: 10.15382/sturII201880.45-60
Статья посвящена сочинению выдающегося деятеля французской Реформации Филиппа Дюплесси-Морне «Тайна беззакония, или История папства», являющемуся примером французской полемической и историографической протестантской литературы начала XVII в. В центре внимания оказывается представленный в «Тайне беззакония» образ Римского папы Александра VI, одиозного папы Борджиа. Анализируются основные элементы уже сформировавшейся к тому времени «черной легенды» Александра VI, вошедшие в «Тайну беззакония». Среди таких элементов можно выделить обстоятельства обретения Родриго Борджиа папской тиары, осмысленные как сделка с дьяволом и представившие Борджиа «новым Фаустом»; соглашение с турками, воспринятое как предательство христианского мира; конфликт с Савонаролой как флорентийским пророком и т. д. Но прежде всего это исторические события, противопоставившие папу Александра королю Франции Карлу VIII в ходе итальянской кампании последнего. Важным аспектом является религиозная интерпретация противопоставления: «папа-дьявол» против «французской монархии». Однако для Дюплесси-Морне принципиальное значение имеет современный ему политический контекст. Поскольку одним из основных поводов к написанию сочинения можно назвать убийство короля Франции Генриха IV и несовершеннолетие его наследника, оказавшегося под влиянием лояльного Римскому престолу окружения, «Тайна беззакония» выступает не только как полемический труд, но и может быть рассмотрена как наставление юному монарху. А образ Александра VI переносится на Римскую Церковь в целом. При этом описываемые исторические события приобретают религиозную интерпретацию и одновременно включаются в актуальную политическую проблематику в контексте идеи французского роялизма.
Дюплесси-Морне, Александр VI, Борджиа, Карл VIII, Людовик XIII, черная легенда, роялизм, Реформация, галликанство, Франция, Французская Церковь, папство
  1. Андронов И. Е. Межконфессиональная полемика в западноевропейской церковной историографии XVI в.: Дис. … д-ра ист. наук. М., 2015.
  2. Делюмо Ж. Ужасы на Западе: Исследование процесса возникновения страха в странах Зап. Европы, XIV–XVII вв. М., 1994.
  3. Канторович Э. Х. Два тела короля: Исследование по средневековой политической теологии. М., 2014.
  4. Разуваев В. Комментарии к «Государю» Макиавелли. М., 2014.
  5. Bloch M. Les rois thaumaturges. Etude sur le caractère surnaturel atribué à la puissance royale particulièrement en France et en Angleterre. P., 1983.
  6. Cloulas I. Les Borgia. Р., 1987.
  7. Crouzet D. La nuit de la Saint-Barthélemy. Un rêve perdu de la Renaissance. Postface inédite. P., 2012.
  8. Daussy H. Les huguenots et le roi. Le combat politique de Philippe Duplessis-Mornay (1572–1600). Genève, 2002.
  9. Daussy H. Servir Dieu, le roi et l’État. Philippe Duplessis-Mornay (1549–1623). Études réunies par Hugues Daussy et Véronique Ferrer. P., 2006.
  10. Daussy H. En débattant la religion, les religieux se gâtent. Duplessis-Mornay, Languet et Danzay en guerre contre les théologiens // L’Humaniste, le Protestant et le Clerc. Clermont-Ferrand, 2003. № 18. P. 93–103.
  11. Hillgarth J. N. The image of Alexander VI and Cesare Borgia in the sixteenth and seventeenth centuries // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1996. Vol. 59. P. 119–129.
  12. Le Roy Ladurie E. The Royal French State: 1460–1610. Oxford, 1994.
  13. Mousnier R. L’assassinat d’Henri IV. P., 1964.

Шаповалова Елена Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, 111399, г. Москва, ул. Чаянова, 15;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9146-0760;
Электронный адрес: e.sokhina@gmail.com.
Пискунов Илья Валентинович

Финансирование приват-доцентуры в российских императорских университетах: законодательные нормы и практика

Пискунов И. В. Финансирование приват-доцентуры в российских императорских университетах: законодательные нормы и практика // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 61-76

DOI: 10.15382/sturII201880.61-76
В статье исследуются изменяющиеся во времени механизмы финансирования приват-доцентуры в университетах Российской империи 1803–1884 гг. Учитывается все многообразие существовавших форм оплаты труда приват-доцентов и специфика отдельных университетов. Особое внимание уделяется политике Министерства народного просвещения в этом вопросе, от которой прямо зависели объемы финансирования и распределение сумм. Значительную часть от общей суммы оплаты работы приват-доцентов брали на себя сами образовательные учреждения, однако сравнительная величина их вклада значительно варьировалась. В этих условиях изучение сложившихся в каждом университете практик, проведенное на основании архивных источников, позволяет прояснить весьма непрозрачную схему финансирования российской приват-доцентуры. Признавая финансовый вопрос ключевым фактором в существовании и развитии любого образовательного учреждения, автор отдельно рассматривает вопрос о причинах, обусловивших выживание института приват-доцентуры при крайне низком уровне ее финансирования со стороны государства и самих университетов, осложненное крайней нестабильностью и отсутствием всяческих финансовых гарантий для самих приват-доцентов. В итоге сравнения российской модели финансирования приват-доцентуры с ее прообразом, существовавшим в немецких университетах, сделан вывод о принципиальном различии этих двух систем, что указывает на особое положение приват-доцентуры в общей картине адаптации университетских идей в российской образовательной практике.
приват-доцентура, Министерство народного просвещения, университетский устав, гонорары, финансирование
  1. Университеты в Российской империи XVIII — первой половины XIX века / А. Ю. Андреев, С.И. Посохов, общ ред. М., 2012.
  2. Петухов Е. В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский, университет за сто лет его существования (1802–1902). Юрьев, 1902. Т. 1.
  3. Пискунов И. В. Проблемы развития российской приват-доцентуры в дискуссии по университетскому вопросу 60-х гг. XIX века // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2015. № 1. С. 29–42.
  4. Пискунов И. В. Правовое положение приват-доцентов российских университетов (1803–1884) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 4 (59). С. 98–117.
  5. Щетинина Г. И. Русские университеты и устав 1884 года. М., 1976.
  6. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. М., 1993.

Пискунов Илья Валентинович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0002-9992-0522;
Электронный адрес: imyarek.nemo@mail.ru.
Наумов Павел Юрьевич

Ученики Р. Ю. Виппера

Наумов П. Ю. Ученики Р. Ю. Виппера // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 77-92

DOI: 10.15382/sturII201880.77-92
Cтатья посвящена проблеме взаимоотношений профессора Московского университета историка Р. Ю. Виппера и его учеников. В годы работы на кафедре всеобщей истории Историко-филологического факультета (1899–1917) Императорского московского университета профессор Виппер имел возможность предлагать кандидатуры для оставления при университете с целью подготовки к профессорскому званию. Нами выявлено 12 человек, которые по ходатайству Виппера были оставлены на кафедре и тем самым могут рассматриваться как его ученики. Все они писали под его руководством выпускные работы. Чаще всего знакомство с ними происходило в семинарах по всеобщей истории, которые вел Виппер. Никто из учеников Р. Ю. Виппера не смог защитить диссертации до революции 1917 г., большая часть не преодолела рубеж магистерских экзаменов. Самым серьезным достижением стало получение звания приват-доцента Г. М. Пригоровским и Н. М. Лукиным. После революции большинство учеников продолжили заниматься научной и преподавательской деятельностью, получив научные степени уже при советской власти. Профессор был популярен среди «левых» по политическим убеждениям студентов, в результате среди его подопечных оказались несколько историков-марксистов, которые стали крупнейшими научными функционерами и сотрудничали с советской властью. Один из них — В. П. Волгин — подвергнет критике взгляды Р. Ю. Виппера в годы его преподавания в Латвии. Правда, при этом, находясь в рамках советской исторической науки, ученики Виппера продолжали развивать темы, намеченные еще до революции.
Р. Ю. Виппер, ученики Виппера, система подготовки научных кадров историков, научное сообщество историков Московского университета, научный преемник, интеллектуальный диалог, исследовательская традиция
  1. Антощенко А. В. История одной профессорской отставки // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2002. № 4. С. 234–272.
  2. Ботвинник М. Б. В. Н. Перцев. Минск, 1978.
  3. Галкин И. С. Н. М. Лукин — революционер, ученый. М., 1984.
  4. Дунаевский В. А., Поршнев Б. Ф. Изучение западноевропейского утопического социализма в советской историографии (1917–1963) // История социалистических учений: Сб. статей. М., 1964. С. 3–91.
  5. Ельницкий Л. А. Памяти С. А. Лясковского (1887–1968) // Вестник древней истории. 1969. №4. С. 231–232.
  6. Иванова Т. Н., Мягков Г. П. Школа В. И. Герье: основные черты и место в научном пространстве России // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 44. М., 2013. С. 165–185.
  7. Иванова Ю. В. Петр Федорович Преображенский: Жизненный путь и научное наследие // Репрессированные этнографы / Сост. и отв. ред. Д. Д. Тумаркин. Вып. 1. М., 1999. С. 235–264.
  8. Ипполитова А. Б. История Музея народов СССР в Москве // Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 144–160.
  9. К 75-летнему юбилею профессора Владимира Николаевича Дьякова // Вестник древней истории. 1957. № 4. С. 200–201.
  10. Ковальчук С. Н. Историк и его история: Роберт Юрьевич Виппер // Русский мир и Латвия: Альманах. 2011. № 25. С. 200–210.
  11. Лагно А. Р. Ректор Московского университета Вячеслав Петрович Волгин (1879–1962): Дис. … канд. ист. наук. М., 2010.
  12. Павловская А. И. Константин Константинович Зельин (1892–1983) (к 100-летию со дня рождения) // Вестник древней истории. 1992. № 2. С. 220–230.
  13. Цыганков Д. А. Авторитет учителя и научные конфликты в сообществе московских историков в конце XIX — начале XX в. // Клио. 2016. № 8 (116). С. 54–61.
  14. Цыганков Д. А. Корелин как преподаватель высшей школы // Клио. 2017. № 10. С. 167–173.
  15. Цыганков Д. А. Профессор Московского университета В. И. Герье (1837–1919) // Новая и новейшая история. 2002. № 5. С. 219–230.
  16. Цыганков Д. А. Р. Ю. Виппер и его путь в советскую историческую науку // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII — начала XXI в. Челябинск, 2011. С. 241–245.
  17. Цыганков Д. А. Сообщество московских всеобщих историков во второй половине XIX века // Terra Europa: Интеллектуальное пространство московских историков второй половины XIX века. М., 2014. С. 11–173.
  18. Цыганков Д. А. Университетская повседневность на страницах дневника Михаила Корелина // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2016. № 3. С. 120–134.
  19. Чудинов А. В. Н. М. Лукин: у истоков научной карьеры // Историческое сознание и власть в зеркале России ХХ века: Научные доклады. СПб., 2006. С. 81–90.

Наумов Павел Юрьевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1;
Должность: преподаватель кафедры истории России ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-4353-8711;
Электронный адрес: pavel_fcsm_1922@mail.ru.
Менщиков Игорь Самуилович

Борьба православного духовенства с пьянством в русской западносибирской деревне в начале ХХ века.

Менщиков И. С. Борьба православного духовенства с пьянством в русской западносибирской деревне в начале ХХ века. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 93-106

DOI: 10.15382/sturII201880.93-106
В статье рассматривается роль сельского православного духовенства Западной Сибири в борьбе с пьянством и участие его во всероссийском антиалкогольном движении. Опираясь на отечественные и зарубежные источники, автор отмечает, что уровень алкоголизации русского общества был заметно ниже, чем на Западе. Вместе с тем широкую общественность, в том числе и клерикальную, беспокоили темпы роста потребления спиртного в промышленных центрах и деревне. К борьбе с распространением алкоголизма активно подключилось православное духовенство, особенно в деревне, где его роль была более заметна. В Западной Сибири проблема пьянства стояла менее остро, чем в европейской части Российской империи, тем не менее местное сельское духовенство включилось в борьбу с этим социальным злом. Священники выступали с проповедями и поучениями против пьянства, принимали участие во всероссийских антиалкогольных съездах, создавали общества трезвости, делились своим опытом в церковной прессе. Епархиальное начальство разработало и опубликовало методическую помощь сельскому духовенству в виде типовых обетных записей, примерных поучительных слов и проповедей, программ организации праздников трезвости. Определенные успехи, достигнутые к 1914 г., были прерваны началом Первой мировой войны.
антиалкогольное движение, пьянство в России в начале ХХ в., православное сельское духовенство, западносибирская деревня, русское крестьянство, Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, Николай Булдыгин, Тобольская епархия, девиантное поведение, общества трезвости
  1. Афанасьев А. Л. Общества трезвости в Тобольской губернии и Акмолинской области России (1890-е — начало 1910-х гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 1 (13). С. 31–37.
  2. Булгаковский Д. Г. Вино на Руси по памятникам народного творчества. СПб., 1902.
  3. Веселие Руси. ХХ век. Градус новейшей отечественной истории: от «пьяного бюджета» до «сухого закона». М., 2002.
  4. Дмитриев В. К. Критические исследования о потреблении алкоголя в России. М., 2001.
  5. Канель В. Я. Алкоголизм и борьба с ним. М., 1914.
  6. Курукин И. В., Никулина Е. А. «Государево кабацкое дело»: Очерки питейной политики и традиций в России. М., 2005.
  7. Такала И. Р. Веселие Руси. М., 2002.
  8. Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. СПб., 1910.
  9. Федоров С. Г. Государственная акцизная политика, винная монополия и их последствия в конце XIX — начале ХХ века // Омский научный вестник. 2007. № 2 (54). С. 33–36.
  10. Gordon E. The Anti-alcohol Movement in Europe. L., 1913.
  11. Herlihy Р. The Alcoholic Empire: Vodka and Politics in Late Imperial Russia. Oxford, 2002.
  12. Hristian D. Vodka and corruption in Russia in age of Emancipation // The Slavic Review. 1992. Vol. 45. N. 3.
  13. Stevens T. Through Russia on a Mustang. Educational publishing. Boston, 1901.
  14. White S. Russia Goes Dry: Alcohol, State and Society. Cambridge, 1996.

Менщиков Игорь Самуилович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Курганский государственный университет; Российская Федерация, 640020, г. Курган, ул. Пушкина, 135;
Должность: зав. кафедрой всемирной истории и историографии;
ORCID: 0000-0001-5037-9563;
Электронный адрес: ygor@bk.ru.
Оськин Максим Викторович

Поддержка беднейших слоев населения Центральной России в годы Первой мировой войны (1914–1916) (на примере Елизаветинского комитета).

Оськин М. В. Поддержка беднейших слоев населения Центральной России в годы Первой мировой войны (1914–1916) (на примере Елизаветинского комитета). // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 107-120

DOI: 10.15382/sturII201880.107-120
Первая мировая война стала испытанием для воюющих народов. Не только на полях сражений, но и в трудовом тылу решалась судьба войны. В числе прочих задач перед российским обществом и государством встала проблема поддержки бедных. Существенную роль в оказании помощи сыграл Елизаветинский комитет — общественная организация с государственной поддержкой. Глава Комитета — великая княгиня Елизавета Федоровна — прилагала массу усилий для организации помощи бедным. Государство и общество не остались в стороне от поддержки. Самые разные ведомства — Министерство внутренних дел, Министерство земледелия и другие — участвовали в помощи. Общественное участие концентрировалось на финансовой благотворительности, практическом труде и организации системы. В регионах происходили сборы денег в пользу нуждающихся, строились столовые для бедных, ясли для малышей и приюты для сирот. В деревне крестьянство также по мере возможности помогало своим соседям и семьям солдат. По мере затягивания войны масштабы поддержки по- степенно падали. С одной стороны, беднело население, с другой — становилось все больше тех, кто нуждался в помощи. Опираясь на государственные ресурсы, Елизаветинский комитет координировал усилия регионов и провинциального общества в деле помощи бедным и особенно солдатским семьям. Важнейшей задачей стало преодоление продовольственного кризиса и обеспечение людей продуктами питания. Невзирая на объективные сложности, в 1914 — начале 1917 г. задачи поддержки беднейших слоев российского населения в целом были выполнены. Наименее защищенные социальные слои получили необходимую поддержку общества и государства. Эта помощь способствовала самосохранению российского социума в тяжелое военное время.
Первая мировая война, Елизаветинский комитет, помощь бедным, общественные столовые, региональные отделения, снабжение, продовольственный кризис, благотворительность, приют-ясли, солдатские семьи
  1. Александров А. В., Краснова Ю. В. «С миру по нитке…»: благотворительная и милосердная деятельность Челябинской учительской семинарии в годы Первой мировой войны (1914–1915) // Гороховские чтения. Челябинск, 2014. C. 198–203.
  2. Белькова Н. А. Жизнь провинциального города в годы Первой мировой войны // Государство, общество, Церковь в истории России XX века. Иваново, 2010. C. 297–302.
  3. Булгакова Л. А. Привилегированные бедняки: помощь солдатским семьям в годы Первой мировой войны // На пути к революционным потрясениям. Из истории России второй половины XIX — начала XX века. СПб., 2001. С. 429–493.
  4. Есиков С. А., Щербинин П. П. Государственная поддержка семей призванных на войну крестьян в первый период Первой мировой войны 1914–1918 гг. // Государственная власть и крестьянство в XX — начале XXI века. Коломна, 2007. C. 86–91.
  5. Катцина Т. А. Благотворительные инициативы Русской Православной Церкви в годы
  6. Первой мировой войны // Первая мировая война: взгляд спустя столетие. 1915 год. М., 2016. C. 368–374.
  7. Колышницына Н. В. Деятельность благотворительных обществ в Петрограде в годы Первой мировой войны // Великая война. Последние годы империи. СПб., 2014. C. 249–256.
  8. Косицина А. П. Благотворительная деятельность православных религиозных организаций в годы Первой мировой войны в г. Сызрань и Сызранском уезде Симбирской губернии // Первая мировая война в истории народов Поволжья. Чебоксары, 2015. C. 46–53.
  9. Кравченко Е. В. Общество и война: организация помощи семьям запасных в 1914 г. (на примере г. Одессы) // Первая мировая война: взгляд спустя столетие. 1914 год: от мира к войне. М., 2015. С. 317–325.
  10. Павлова И. П. Социальное попечение в России в годы Первой мировой войны. Красноярск, 2003.
  11. Петровичева Е. М. Земства Центральной России в период Первой мировой войны. М., 2001.
  12. Ульянова Г. Н. Благотворительная помощь общества жертвам войны в 1914–1918 гг. // Россия в годы Первой мировой войны, 1914–1918. М., 2014. C. 230–238.

Оськин Максим Викторович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации; Российская Федерация, 300028, г. Тула, ул. Болдина, д. 98;
Должность: доцент кафедры общих гуманитарных и социально-правовых дисциплин;
ORCID: 0000-0003-1112-8715;
Электронный адрес: maxozv@yandex.ru.
Пыльцын Юрий Сергеевич

1-я Терская казачья дивизия в Донецком бассейне (1919 г.)

Пыльцын Ю. С. 1-я Терская казачья дивизия в Донецком бассейне (1919 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 121-132

DOI: 10.15382/sturII201880.121-132
В статье реконструирован боевой путь 1-й Терской казачьей дивизии в Донецком бассейне. Хронологические рамки статьи: от прибытия дивизии на театр военных действий (февраль 1919 г.) до выхода из пределов района Донецкого бассейна в Харьковскую губернию. 1-я Терская дивизия являлась самым крупным терским казачьим соединением в Добровольческой армии генерала А. З. Май-Маевского и находилась на передовой на протяжении всего указанного времени. Методологической основой статьи служит историко-генетический метод. Статья написана на базе архивных материалов Москвы и Владикавказа, опублико- ванных мемуарных источников, прессы периода Гражданской войны. В статье учтены боестолкновения, в которых участвовали терцы. Сам Донецкий бассейн являлся территорией, мало приспособленной для деятельности кавалерии: густые железнодорожные сети, довольно плотная инфраструктура. Оперативного простора для кавалерии, казалось, не было. Но командование Добровольческой армии очень умело использовало имеющуюся кавалерию, вводя их в прорывы и используя для рейдов по тылам красных. Автор стремился описать их как можно подробнее (потери, трофеи, примечательные случаи во время боя). Результаты исследования показали, что кавалерия, в т. ч. и терская, продемонстрировала высокую боеспособность даже в таком непривычном для казачьей конницы театре боевых действий, внесла существенный вклад в разгром живой силы противника. Показателем чего служат трофеи, захваченные терцами на поле боя, высокая оценка действий дивизии (и в целом корпуса) командованием ВСЮР и советскими военспецами уже после Гражданской войны.
Белая армия, военная история, Вооруженные силы на Юге России, генерал А. Г. Шкуро, Гражданская война, Донбасс, кавалерия, казачество, Нестор Махно, Терское казачество, Украина
  1. Власов А. А. О бронепоездах Добровольческой армии // Вооруженные силы на Юге России / С. В. Волков, ред. М., 2003. С. 359–414.
  2. Волков С. В. Энциклопедия Гражданской войны. Белое движение. СПб., М., 2003.
  3. Кравченко В. М. Дроздовцы в боях зимой и весной 1919 года // Вооруженные силы на Юге России / С. В. Волков, ред. М., 2003. С. 159–189.
  4. Кузьмин Г. В. Разгром интервентов и белогвардейцев в 1917–1922 гг. М., 1977.
  5. Ларионов В. А. Последние юнкера // Ураган. Последние юнкера: Романы. М., 2007. C. 220–424.
  6. Леонтьев А. М. Марковцы-артиллеристы на Донбассе // Вооруженные силы на Юге России / С. В. Волков, ред. М., 2003. С. 119–142.
  7. Марковцы в Донбассе // Вооруженные силы на Юге России / С. В. Волков, ред. М., 2003. С. 77–119.
  8. Оприц И. Н. Лейб-Гвардии Казачий Ея Величества полк в годы революции и Гражданской войны 1917–1920 гг. // Лейб-казаки. М., 2008. С. 13–322.
  9. Савченко В. А. Измена «батьки» Махно и «железная метла» Л. Д. Троцкого (Причины и следствия махновского мятежа 1919 г.) // История СССР. 1990. № 2. С. 75–90.
  10. Трагедия казачества. Очерк на тему: казачество и Россия. Прага, 1934. Ч. 2.

Пыльцын Юрий Сергеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Уральский Федеральный Университет; Российская Федерация, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19;
ORCID: 0000-0001-6561-2292;
Электронный адрес: imperets.92.9292@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Клочкова Марина Юрьевна

Дружеская переписка эпохи Просвещения: из истории публикации писем митрополита Евгения (Болховитинова) к его воронежскому приятелю В. И. Македонцу

Клочкова М. Ю. Дружеская переписка эпохи Просвещения: из истории публикации писем митрополита Евгения (Болховитинова) к его воронежскому приятелю В. И. Македонцу // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 135-150

DOI: 10.15382/sturII201880.135-150
Статья посвящена истории публикации писем митрополита Евгения (Болховитинова) к его воронежскому приятелю В. И. Македонцу. Автор ставит перед собой задачу сопоставить рукописи писем, хранящиеся в двух архивных собраниях, и их публикации, а также ввести в научный оборот два письма. Дружеская переписка двух воронежских приятелей длилась 12 лет, с того времени, когда Е. А. Болховитинов покинул родной Воронеж и направился в Петербург, с которым связано начало его монашеского и епископского служения, и до кончины В. И. Македонца в 1812 г. Спустя несколько десятилетий рукописи писем митрополита Евгения к В. И. Македонцу были случайно обнаружены и спасены от уничтожения преподавателем воронежского кадетского корпуса Э. А. Завадским (1830–1862). Первая публикация 90 из 113 известных в настоящее время писем была осуществлена Н. Е. Северным в “Русском архиве” в 1870 г. Затем оригиналы писем поступили в Чертковскую библиотеку, а позже попали в рукописное собрание Исторического музея. В настоящее время эта часть писем, объединенная под единым переплетом, хранится в Ф. 445 Чертковых в ОПИ ГИМ. 10 писем попали к сотруднику Императорской публичной библиотеки А. Д. Ивановскому, который опубликовал фрагменты из них в Евгениевском сборнике в 1871 г. Оригиналы этих писем впоследствии оказались в составе коллекции историка, собирателя и исследователя рукописей академика Николая Петровича Лихачева (1862–1936) (Ф. 238 архивного собрания НИИ СПб ИИ РАН). Введение в оборот рукописного материала позволяет нам расширить наши знания о личности митр. Евгения, получить некоторые важные и даже уникальные свидетельства о его личных и научных контактах в процессе его становления как просветителя и представителя ученого монашества.
Александровская эпоха, русское религиозное Просвещение, дружеская переписка, рукописи, история публикации, болховитиновский кружок, ученое монашество
  1. Акиньшин А. Н. Воронежский круг общения Е. А. Болховитинова // Из истории Воронежского края: Сб. статей. Вып. 8. Воронеж, 2000. С. 44–56.
  2. Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. Вологда, 2006.
  3. Грот Я. К. Несколько заметок на письма митр. Евгения к Македонцу и Н. И. Зиновьева к его сыну // Русский архив. 1870. Вып. 7–12. С. 1768–1776.
  4. Козлов В. П. “История государства Российского” Н. М. Карамзина в оценках современников. М., 1989.
  5. Лазарчук Р. М. Дружеское письмо второй половины XVIII как явление литературы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1972.
  6. Ласунский О. Г. Интеллигентские кружки в провинциальном городе // Общественная жизнь в провинциальной России в XV — начале XX в. Воронеж, 1995. С. 193–201.
  7. Марасинова Е. Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века: По материалам переписки. М., 1999.
  8. Победимова Г. А., Срединская Н. Б. Российская академия наук. Институт Российской истории. Санкт-Петербургский филиал. Фонды и коллекции архива: Краткий справочник. СПб., 1995.
  9. Путеводитель по фондам личного происхождения отдела письменных источников Государственного исторического музея. М., 1967.
  10. [Савваитов П. И.]. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1902.
  11. [Савваитов П. И.]. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни. Вологда, 1911.
  12. Северный Н.[ Е.] Несколько слов о митрополите Евгении и его письмах // Русский архив. 1870. Вып. 4–5. С. 871–880.
  13. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855.
  14. Степанов Н. Л. Дружеское письмо начала XIX в. // Русская проза: Сб. статей / Под. ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л., 1926. С. 74–101.
  15. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей россиския церкви. СПб., 1877.
  16. Фортунатов Ф.[Н.] Памятные записки вологжанина (Вологда в 1812 году, Сперанский, Магницкий, Трощинский, Макшеев, Монаков, Каразин, Словцов и др.) // Русский архив. 1867. № 12. С. 1646–1707.
  17. Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767–1804. СПб., 1888.

Клочкова Марина Юрьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова;
Должность: преподаватель кафедры истории России Исторического факультета ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-2080-903X;
Электронный адрес: mrk01@mail.ru.