/

Балашова Елена Григорьевна

К вопросу о существовании «католической группы» Высоко-Петровского монастыря (по материалам следственного дела 1935 г.)


Балашова Е. Г. К вопросу о существовании «католической группы» Высоко-Петровского монастыря (по материалам следственного дела 1935 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 68-84.

DOI: 10.15382/sturII201779.68-84

Аннотация

21 февраля 1935 г. и несколькими днями позже в Москве были арестованы несколько человек, 7 марта десятерым из них было предъявлено обвинение в том, что каждый из них «состоял членом католической группы к[онтр]-р[еволюционной] организации при нелегальном “петровском монастыре” и вел антисоветскую агитацию». В действительности такой группы не существовало — она была искусственно собрана следователями на основании, как правило, факта знакомства включенных в «группу» лиц с католическим епископом Пием Эженом Невё, а также архиепископом Варфоломеем (Ремовым), настоятелем Высоко-Петровского монастыря. Вопросы, связанные с личностью самого архиепископа Варфоломея, в данной статье подробно не рассматриваются. Из включенных следователями в вышеозначенную группу лиц открыто исповедовали католичество только трое, причем они не имели отношения к Петровской общине (Екатерина Цицурина, Любовь Шорчева и Вера Верт). Тайными католиками были Леонид Титов (посещал богослужения в Петровской общине только с августа 1934 г.) и, возможно (если судить по ее показаниям и некоторым другим документам), Елена Рожина, духовная дочь владыки Варфоломея, выполнявшая роль связной между ним и епископом Пием Невё. Профессор Иван Попов (прославлен в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской), Александра Качалова и Нина Кенарская были православными прихожанами тайного Высоко-Петровского монастыря. Православный архиепископ Петр (Руднев) и обновленческий «архиепископ» Николай Розанов не были католиками и не имели отношения к Петровской общине. Необходимость «раскрытия» контрреволюционной деятельности русско-католической группы, действующей при тайном православном монастыре и руководимой из Ватикана, могла быть обусловлена активизацией репрессий в связи с убийством в декабре 1934 г. Сергея Кирова.

Ключевые слова

архиепископ Варфоломей Ремов, Высоко-Петровский монастырь, гонения на Церковь, католичество, новомученики, обновленческий епископ, Пий Эжен Неве, православие, следственное дело, тайный католик, тайный монастырь

Список литературы

  1. Балашова Е. Г. НКВД, католики и выбор веры архиепископа Варфоломея (Ремова) // Сб. материалов Седьмой Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе». М., 2011. С. 35–47.
  2. Балашова Е. Г. Письма епископа Сергиевского Варфоломея (Ремова) к Римскому папе Пию XI в 1933–1934 гг. // Материалы XXI Сретенских чтений, церковно-историческая секция, 21.02.2015. URL: http://sfi .ru/konferencii/sretenskie-chteniya-1/xxi-sretenskiechteniya/cerkovno-istoricheskaya-sekciya/pisma-episkopa-sergievskogo-varfolomeyaremova-k-rimskomu-pape-piyu-xi-v-1933-1934-gg.html (дата обращения: 11.03.2017).
  3. Балашова Е. Г. Сохранение и развитие традиций зосимовского старчества в Высоко-Петровском монастыре в 20–30-х годах ХХ века (к 700-летию Высоко-Петровской обители) // Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви: XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. М., 2015. С. 83–102.
  4. Беглов А. Л. Жизненный путь архиепископа Варфоломея // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18).
  5. Венгер А. Рим и Москва: 1900–1950 / Д. В. Власов, пер. с фр., Н. Струве, предисл. М., 2000.
  6. Головкова Л. А. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомучеников и исповедников российских // Альфа и Омега. 2000. № 4 (26). С. 206–215.
  7. Дамаскин (Орловский), иг. Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в Собор новомучеников и исповедников Российских // ХХ Международные Рождественские образовательные чтения. Прославление и почитание святых: Материалы конференции. М., 2012. С. 8–36.
  8. Игнатия, мон. Старчество в годы гонений. М., 2001.
  9. Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы / Беглов А. Л., подгот. текста, публ., вступ. заметка и примеч. // Альфа и Омега. 1996. № 1(8). С. 114–135
  10. Колупаев Ростислав, иг. Официальная история католиков византийского обряда в России. URL: http://www.rkcvo.ru/node/32 / (дата обращения: 2.11.2017).
  11. Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слёз...»: Судьба движения «Истинно-Православная Церковь». М., 1998. С. 129–130.

Данные об авторе

Балашова Елена Григорьевна


Место работы: Синодальный отдел религиозного образования и катехизации; 127051 Москва, ул. Петровка, 28/2;
Должность: Специалист по экспертно-аккредитационной деятельности;
Электронный адрес: pravob@mail.ru.