/

Дмитриев Михаил Владимирович

Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (вторая половина XVI – начало XVII в.)


Дмитриев М. В. Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (вторая половина XVI – начало XVII в.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 22-45.

DOI: 10.15382/sturII201778.22-45

Аннотация

Предмет статьи - представления об иконопочитании и «иконическом» в православной культуре Восточной Европы; их типологические отличия от западнохристианских представлений о сакральных образах и изображениях; трансформация православных дискурсов иконического во второй половине XVI – начале XVII вв. Анализ полемических текстов русского и украинско-белорусского происхождения этого времени приводит к выводу, что в текстах нормативной культуры сосуществовали два подхода к пониманию иконопочитания и, может быть, «иконического» вообще. Один опирался на представление о том, что священное изображение (в том числе и икона) есть не более, чем именно изображение того или иного святого или самих Христа и Богородицы. Другой подразумевал, что икона как именно икона существует и необходима потому, что есть факт и тайна Бовоплощения, и икона предстает перед верующим, соответственно, как нечто много большее, чем просто изображение святого; самым адекватным словом тут было бы ипостась.

Ключевые слова

иконопочитание, икона, православная культура, Московская Русь, иконическое, полемика с инославными

Список литературы

  1. Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с фр. М. Розанова. М., 1999.
  2. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002.
  3. Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание в православии // Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Paris, 1985. С. 297–307.
  4. Бычков В. В. Феномен иконы. История. Богословие. Эстетика. Искусство. М., 2009.
  5. Голубев С. Т. Предисловие // Архив ЮЗР, ч. 1, вып. 8, вып. 1.
  6. Делюмо Ж. Историк и его религия // Французский ежегодник. 2004. М., 2004. С. 56–75.
  7. Дмитриев М. В. Тема иконопочитания в посланиях старца Артемия и в «Послании против люторов» (в контексте процессов «православной конфессионализации») // Православие Украины и Московской Руси в XV — XVII веках: общее и различное / Под ред. М. В. Дмитриева. М., 2012. С. 40–57.
  8. Евдокимов П. Введение в икону // Евдокимов П. Православие. М., 2002. С. 307–338.
  9. Запаско Я. П. Исаэвич Я.Д. Пам’ятки книжкового мистецтва. Каталог стародрукiв, виданих на Украiнi. Кн. 1. (1574-1700). Львiв, 1981.
  10. Зубрицький В. М. Рецензия на Архив Юго-Западной России. Т. 8 (полемика) // Украiна. Кн. 3. Киев, 1914.
  11. Калугин В. В. Артемий // Православная энциклопедия. Том 3. Анфимий — Афанасий. М., 2001. С. 458–462.
  12. Калужняцкий Э.И. Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южнорусской полемической литературы // ЧОИДР. 1886. Кн. IV. Отд. II. С. 1–36.
  13. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.
  14. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. Москва: Канон+, 2007.
  15. Криза А. Исихазм и иконопочитание. Анагогическая функция иконы в богословских трудах Московской Руси и Киевской митрополии в XV–XVI вв. // Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII веках: общее и различное. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: «Индрик», 2012.
  16. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.). М.; Л., 1962.
  17. Лосев А. Ф. Символ // Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970.
  18. Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Ленинград, 1988.
  19. Лурье Я. С. Элементы Возрождения на Руси в конце XV — первой половине XVI в. // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.
  20. Озолин Н. Икона // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009. С. 8–13.
  21. Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосибирск, 1998.
  22. Опарина Т. А. «Кириллова книга» // Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 682–684.
  23. Острогорский Г. А. Гносеологические основы византийского спора о св. иконах //
  24. Seminarium Kondakovianum. II. Praha. 1928.
  25. Острогорский Г. А. Соединение вопроса о святых иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества // Seminarium Kondakovianum. I. Praha. 1927.
  26. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40–70-х гг. XVI в. М., 1972.
  27. Савельева Н. В. К вопросу о допечатной традиции «Книги о вере» иеромонаха Гедеона, игумена Бизюкова монастыря // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.). Вып. 5. М., 2013. С. 15–38.
  28. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна, 1997.
  29. Цветаев Д. В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. М., 1887.
  30. Чумичева О. В. Киев и Москва в борьбе с протестантским влиянием: две книги в защиту иконного образа (конец 16 – первая половина 17 в.) // Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII веках: общее и различное / Под ред. М.В. Дмитриева. М., 2012. С. 59–65.
  31. Barasch M. Icon. Studies in the History of an Idea. New-York, 1992.
  32. Belting H. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. München, 1990
  33. Belting, Hans. Likeness and Presence. A History of the Image before the Era of Art. Chicago and London, 1994;
  34. Besançon A. l’Image interdite. Une histoire intellectuelle de l’icоnoclasme. Paris: Gallimard, 2000
  35. Bushkovitch P. Religion and Society in Russia. The 16th and 17th Centuries. New York; Oxford, 1992.
  36. Delumeau J. Le Catholicisme entre Luther et Voltaire. Paris, 1971 (Nouvelle Clio).
  37. Delumeau J. Un chemin d’histoire. Chrétienté et christianisation. Paris, 1981.
  38. Dmitriev M. Dissidents russes. II. Matvej Baskin, le starec Artemij . Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1999 (=Bibliotheca dissidentium. Répértoire des non-conformistes religieux des seizième et dix-septième siècles. Ed. par A. Séguenny. T. XX).
  39. Kämpfer F. “Russland an der Schwelle Neuzeit”. Kunst, Ideologie und historisches Bewusstsein unter Ivan Groznyj // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, 23 (1975). № 4. S. 504–524.
  40. Kriza A. A középkori orosz képvédö irodalom. I.rész. Bizànci forràsok. Криза А. Древнерусские тексты в защиту икон. Часть 1. Византийское наследие. Budapest, 2011
  41. Lilienfeld F.v. Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der tradition im Russland Ivans III. Berlin, 1963.
  42. Miller D. B. The Viskovatyi aff aire of 1553-1554: Offi cial Art, the Emergence of Autocracy, and the Desintegration of Medieval Russian Culture // Russian History, VIII (1981).
  43. Schulz G. Die theologiegeschichtliche Stellung des Starzen Artemij innerhalb der Bewegung der
  44. Besitzlosen in Russland der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts. Erlangen, 1980 (=Oikonomia. Quellen and Studien zur Orthodoxen Theologie. XV).
  45. Seebohm T. M. Ratio und Charisma, Ansätze und Ausbildung eines philosophischen und wissenschaftlichen Weltverständnisses im Moskauer Russland. Bonn, 1977.
  46. Stökl G. Das Echo von Renaissance und Reformation im Moskauer Russland // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge. 7 (1959).
  47. Stökl G. Der Russische Staat im Mittelalter und Früher Neuzeit. Wiesbaden, 1981;
  48. Wirth J. L’image médiévale. Naissance et développement (VIe- XVe siècles). Paris, 1989;
  49. Wirth J. Théorie et pratique de l’image sainte à la veille de la Réforme // Bibliothèque d’humanisme et Renaissance. 48 (1986). № 2. Р. 319–358;

Данные об авторе

Дмитриев Михаил Владимирович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27;
Должность: профессор кафедры истории южных и западных славян Исторического факультета, директор Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета;
Электронный адрес: dmzdtp@gmail.com.