/

Лютько Евгений Игоревич

Становление конфессионального богословия в России (XVIII – первая половина XIX вв.)


Лютько Е. И. Становление конфессионального богословия в России (XVIII – первая половина XIX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 46-64.

DOI: 10.15382/sturII201778.46-64

Аннотация

В статье осуществляется попытка прочитать текст о богословии, как текст об устройстве той реальности, которая стоит за этим текстом. На примере трех русских церковных иерархов - арх. Феофана (Прокоповича), свт. Филарета (Дроздова), свт. Иннокентия (Борисова), которые в течении XVIII - первой половины XIX вв. предлагали структуру понятия о богословии, выявляется и интерпретируется постепенное проникновение в эту структуру категорий истории, управления и богослужения, а также разъясняется значение отказа от т. н. «естественного богословия» (Theologia naturalis), которое происходит в начале XIX в. Опираясь на методологический аппарат М. Фуко автор приходит к выводу об изменении в ситуации «знания-власти», которое в Российской империи первой половине XIX в. приводит к возникновению конфессии - цельного и обособленного социального тела, центральной категорией для которого является богословие. Богословие связывает социальное пространство конфессии через три ключевых нарратива: об идентичности (комплекс исторических дисциплин), об управлении (каноническое право, пастырское богословие), о практиках причастности (литургика). В завершении исследуемого периода категория «Церкви», как центральная для самоописания конфессионального сообщества, проникает в текст системы богословских дисциплин, что свидетельствует с одной стороны о завершенности процесса выстраивания конфессии, а с другой о возникновении новой и центральной для последующего периода практике богословствования - экклесиологии.

Ключевые слова

русское богословие, каноническое право, конфессиональное богословие, историческая идентичность, литургика, церковная история, экклесиология

Список литературы

  1. Есюков А. И. Мировоззрение русского человека «духовного чина»: архиепископ Феофилакт (Ф. Г. Русанов) // Язык и культура Русского Севера: к вопросу о региональной языковой картине мира. Архангельск, 2013. С. 271-284.
  2. Иннокентий (Борисов), свт. Мысли касательно преподавания Богословских наук в Духовных Академиях [1837] // Сухова Н. Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. C. 51–75.
  3. Именной, данный Синоду указ от 18 декабря 1797 г. «Об учреждении Духовных Академий в Санкт-Петербурге и Казани»// Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. Т. XXIV. СПб., 1830. № 18273. С. 821–823.
  4. Орельен-Серж-Жерве Н. Учение Пьера де ла Рамэ и его влияние на логику и научную методологию Нового времени: Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2000.
  5. [Платон (Левшин), иером.] Theologia christiana super fundamentum… // НИОР РГБ. Ф. 556. № 173.
  6. Сухова Н. Ю. «Духовная ученость» в России в первой половине XIX в // Филаретовский альманах. 2012. Вып. 8. С. 31–54.
  7. Сухова Н. Ю. Духовно-учебный проект святителя Иннокентия (Борисова) 1830-х гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. №. 39. С. 18–34.
  8. Сухова Н. Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 43–91.
  9. Сухова Н. Ю. Концепции богословского образования святителей Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Борисова) // Филаретовский альманах. 2011. Вып. 7. С. 231–244.
  10. Сухова Н. Ю. Служитель Слова Божия в научно-образовательном пространстве и в жизни Церкви: опыт российской духовной школы XIX — начала XХ в. // Евангелие в контексте современной культуры». Ч. 1. Белгород, 2016. С. 309–317.
  11. Сухова Н. Ю. Участие Святителя Филарета (Дроздова) в развитии академического богословия XIX века // Филаретовский альманах. 2006. Вып. 2. С. 46–71.
  12. Сухова Н. Ю. Священное Писание и Предание в экклесиологии святителя Филарета (Дроздова) // Материалы XIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ: В 2 т. М., 2009. Т. 1. С. 105–110.
  13. Тихомиров Ф. А. Идея абсолютизма Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана Прокоповича // Христианское чтение. 1884. № 9–10. C. 315–326.
  14. Тихомиров Ф. А. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в Лицах. СПб., 1884.
  15. Уайт Д. М. Единоверие и концепция конфессионализации: дискурсивные заметки // Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. № 4. С. 177–189.
  16. Уколов К. И. Вопрос о статусе богословия как науке в немецком протестантизме (Шлейермахер, Трельч, Тиллих) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 39–57.
  17. Феофан (Прокопович), арх. Christiana Orthodoxa Theologia. Гл. 1–5 / Пер. иером. Феодор (Юлаев) [Электронное издание]. СПб.: Аксион эстин, 2011.
  18. Филарет (Дроздов), иером. Конспект истории и древностей церковных (15 июня 1810 г.) // Собрание мнений и отзывов. СПб., 1885. Т. 1.
  19. Филарет (Дроздов), архим. Начертание церковно-библейской истории, в пользу духовного юношества. СПб., 1816.
  20. Филарет (Дроздов), иером. Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах // Собрание мнений и отзывов. СПб., 1885.Т. I.
  21. Фуко М. Безопасность, территория, население: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977/1978 учебном году. СПб., 2011.
  22. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.
  23. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  24. Хондзинский П., прот. «Поле» конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. №. 2 (63). С. 9–17.
  25. Хондзинский П., свящ. Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII — начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 115–120.
  26. Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М., 2010.
  27. Birkner H. J. Natürliche Theologie und Off enbarungstheologie. Ein theologiegeschichtlicher Überblick // Neue Zeitschrift für Systematische Theologie und Religionsphilosophie. 1961. № 3(3). S. 279–295.
  28. Blaschke O. Das 19. Jahrhundert: Ein Zweites Konfessionelles Zeitalter? // Geschichte und Gesellschaft. 2000. 26. H. 1. S. 38–75.
  29. Collis R. The Petrine Instauration: Religion, Esotericism and Science at the Court of Peter the Great, 1689–1725. Brill, 2011.
  30. Conser W. H. Church and Confession: Сonservative Theologians in Germany, England, and America, 1815–1866. Mercer University Press, 1984.
  31. Letham R. Amandus Polanus: A Neglected Theologian? // The Sixteenth century journal. 1990. P. 463–476.
  32. Musaeus J. Introductioin theologiam, qua de natura theologiae naturalis et revelatae. Jena, 1679.
  33. Nichols R. L. Metropolitan Filaret of Moscow and the awakening of Orthodoxy. Univ. of Washington Ph.D. thesis, 1972.
  34. Polanus А. Syntagma theologiae christianae. Geneva, 1617.
  35. Schleiermacher F. Kurze Darstellung des theologischen Studiums zum Behuf einleitender Vorlesungen. Kritische Ausgabe [1811]. Darmstadt, 1993.
  36. Theophan (Prokopowicz), arch. Christianae Orthodoxae Theologiae. T. 1. Danielis Christophori Kanteri, 1773.
  37. Ziemann B. Säkularisierung, Konfessionalisierung, Organisationsbildung. Aspekte der Sozialgeschichte der Religion im langen 19. Jahrhundert // Archiv für Sozialgeschichte. 2007. 47. S. 485–508.

Данные об авторе

Лютько Евгений Игоревич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: мл. науч. сотр. Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ;
Электронный адрес: e.i.lutjko@gmail.com.