/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :78

ИССЛЕДОВАНИЯ

Корзо Маргарита Анатольевна

Православные пособия о подготовке к исповеди XVII в. и их источники: «Наука о тайне Св. Покаяния» (Киев, 1671)

Корзо М. А. Православные пособия о подготовке к исповеди XVII в. и их источники: «Наука о тайне Св. Покаяния» (Киев, 1671) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 9-21

DOI: 10.15382/sturII201778.9-21
Адресованных веАдресованные мирянам пособия о подготовке к таинству исповеди появляются в Киевской митрополии во второй половине XVII в. в рамках инициированной ранее Киевским митрополитом Петром Могилой программы всесторонней реформы церковной жизни. Композиционным образцом и источником фактического материала для них зачастую выступали католические памятники. Анализ «Науки о тайне Св. Покаяния» (Киев, 1671) показал, что за основу было использовано польскоязычное пособие аскетико-назидательного характера «Skarb duszny» (Краков, 1582; 1594), которое, в свою очередь, было буквальным переводом сборника, составленного ок. 1576 г. для членов Марианской Содалиции при иезуитской коллегии в Кёльне иезуитом Францем Костером (1531–1619). Несмотря на то что фрагменты польского памятника на рубеже 1630–1640 гг. уже были опубликованы в составе двух виленских Полууставов, издатели «Науки» обращались напрямую к польскоязычной версии Костера. Киевское издание 1671 г. распространялось впоследствии также и в рукописной форме и в иной — униатской — конфессиональной среде.
исповедь, пособия для верующих, православная традиция, Киевская митрополия, католические влияния
  1. Василий Великий. Беседы // URL: lib.cerkov.ru/1800/1 (дата обращения 31. 03. 2017).
  2. Довга Л. Наука про покуту в украïнських текстах XVII ст. // Iнокентiй Ґiзель. Вибранi твори. Т. 3. Киïв; Львiв, 2010. С. 167–193.
  3. Кисельов Р. Термiнологiчнi паралелi видань «Наука о тайнi святого покаянiя» (Киïв, 1671) та «Мир з Богом чоловiку» (Киïв, 1669) // Киïвська Академiя. 2009. Вип. 7. С. 141–146.
  4. Кнiга Беларусi: 1517–1917. Зводны каталог / Ред. Г. Я. Галенчанка. Мiнск, 1986.
  5. Корзо М. А. Иннокентий (Гизель), сочинения // ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 747–749.
  6. Корзо М. А. История одного текста. Поучение об исповеди в составе виленских Полууставов XVII в. // Studi Slavistici. 2016. T. XIII. С. 43–57.
  7. Корзо М. А. «Мир с Богом чоловiку» Iнокентiя Ґiзеля в контекстi католицькоï моральноï теологiï кiнця XVI — першоï половини XVII ст. // Iнокентiй Ґiзель. Вибранi твори. Т. 3. Киïв; Львiв, 2010. С. 195–262
  8. Корзо М. А. О некоторых изданиях Киевской митрополии в рукописном наследии Евфимия Чудовского // Славяноведение. 2014. № 2. С. 89–91.
  9. Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV–XX веках. Исследования и тексты. СПб., 2006.
  10. Наука о тайне святого покаяния. То есть о правдивой и сакраменталной исповеди. Киев, 1671.
  11. Полное Собрание Творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 2. Кн. 1. М., 1993.
  12. Фокин А. Р. Бернард Клервоский // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 670–676.
  13. Andriessen J. Costerus, Franciscus // National Biografi sch Woordenboek. Т. I. Brussel, 1964. Р. 333–341.
  14. Augustinus. Opera omnia // PL. T. 39. Parisiis, 1841.
  15. Baronius Caesar. Annales Ecclesiastici. T. I. Venetiis, 1600. de Backer d’A., Sommervogel Ch. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. Vol. II. Bruxelles; Paris, 1811.
  16. Basilius Magnus. Opera omnia. Parisiis, 1603.
  17. Basilius Magnus. Opera omnia. T. 2. Venetiis, 1751.
  18. Basilius Magnus. Opera omnia // PG. T. 31. Parisiis, 1857.
  19. Bernardus Claraevallensis. Opera omnia // PL. T. 182. Parisiis, 1859.
  20. [Coster F.] Thesaurus Piarum et christianarum Institutionum. Ingolstadt, 1578.
  21. Hieronymus Stridonensis. Opera omnia // PL. T. 22. Parisiis, 1845. Index librorum ab invente typographia ad annum 1500. Chronologice dispositus cum notis historiam typographico-litterariam illustrantibus. P. I. Senonis, 1791.
  22. Johannes Chrysostomus. Opera omnia. T. 5. Parisiis, 1546.
  23. Sharipova L.V. Latin books and the Eastern Orthodox clerical elite in Kiev, 1632–1780. Manchester, 2006.
  24. Skarb duszny nad złoto y kamienie drogie kosztownieyszy: zamykaiąc w sobie niemal wszystkie pobożne prawych chrześcij anow ćwiczenia. Kraków, 1594.
  25. Topolska M. Biblioteki w Wielkim Księstwie Litewskim w XVI i pierwszej połowie XVII wieku // Pamiętnik Biblioteki Kórnickiej. 1983. № 20. S. 143–183.

Корзо Маргарита Анатольевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6299-5187;
Электронный адрес: korzor@mail.ru.
Дмитриев Михаил Владимирович

Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (вторая половина XVI – начало XVII в.)

Дмитриев М. В. Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (вторая половина XVI – начало XVII в.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 22-45

DOI: 10.15382/sturII201778.22-45
Предмет статьи - представления об иконопочитании и «иконическом» в православной культуре Восточной Европы; их типологические отличия от западнохристианских представлений о сакральных образах и изображениях; трансформация православных дискурсов иконического во второй половине XVI – начале XVII вв. Анализ полемических текстов русского и украинско-белорусского происхождения этого времени приводит к выводу, что в текстах нормативной культуры сосуществовали два подхода к пониманию иконопочитания и, может быть, «иконического» вообще. Один опирался на представление о том, что священное изображение (в том числе и икона) есть не более, чем именно изображение того или иного святого или самих Христа и Богородицы. Другой подразумевал, что икона как именно икона существует и необходима потому, что есть факт и тайна Бовоплощения, и икона предстает перед верующим, соответственно, как нечто много большее, чем просто изображение святого; самым адекватным словом тут было бы ипостась.
иконопочитание, икона, православная культура, Московская Русь, иконическое, полемика с инославными
  1. Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с фр. М. Розанова. М., 1999.
  2. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002.
  3. Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание в православии // Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Paris, 1985. С. 297–307.
  4. Бычков В. В. Феномен иконы. История. Богословие. Эстетика. Искусство. М., 2009.
  5. Голубев С. Т. Предисловие // Архив ЮЗР, ч. 1, вып. 8, вып. 1.
  6. Делюмо Ж. Историк и его религия // Французский ежегодник. 2004. М., 2004. С. 56–75.
  7. Дмитриев М. В. Тема иконопочитания в посланиях старца Артемия и в «Послании против люторов» (в контексте процессов «православной конфессионализации») // Православие Украины и Московской Руси в XV — XVII веках: общее и различное / Под ред. М. В. Дмитриева. М., 2012. С. 40–57.
  8. Евдокимов П. Введение в икону // Евдокимов П. Православие. М., 2002. С. 307–338.
  9. Запаско Я. П. Исаэвич Я.Д. Пам’ятки книжкового мистецтва. Каталог стародрукiв, виданих на Украiнi. Кн. 1. (1574-1700). Львiв, 1981.
  10. Зубрицький В. М. Рецензия на Архив Юго-Западной России. Т. 8 (полемика) // Украiна. Кн. 3. Киев, 1914.
  11. Калугин В. В. Артемий // Православная энциклопедия. Том 3. Анфимий — Афанасий. М., 2001. С. 458–462.
  12. Калужняцкий Э.И. Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южнорусской полемической литературы // ЧОИДР. 1886. Кн. IV. Отд. II. С. 1–36.
  13. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.
  14. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. Москва: Канон+, 2007.
  15. Криза А. Исихазм и иконопочитание. Анагогическая функция иконы в богословских трудах Московской Руси и Киевской митрополии в XV–XVI вв. // Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII веках: общее и различное. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: «Индрик», 2012.
  16. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.). М.; Л., 1962.
  17. Лосев А. Ф. Символ // Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970.
  18. Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Ленинград, 1988.
  19. Лурье Я. С. Элементы Возрождения на Руси в конце XV — первой половине XVI в. // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.
  20. Озолин Н. Икона // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009. С. 8–13.
  21. Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосибирск, 1998.
  22. Опарина Т. А. «Кириллова книга» // Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 682–684.
  23. Острогорский Г. А. Гносеологические основы византийского спора о св. иконах //
  24. Seminarium Kondakovianum. II. Praha. 1928.
  25. Острогорский Г. А. Соединение вопроса о святых иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества // Seminarium Kondakovianum. I. Praha. 1927.
  26. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40–70-х гг. XVI в. М., 1972.
  27. Савельева Н. В. К вопросу о допечатной традиции «Книги о вере» иеромонаха Гедеона, игумена Бизюкова монастыря // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.). Вып. 5. М., 2013. С. 15–38.
  28. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна, 1997.
  29. Цветаев Д. В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. М., 1887.
  30. Чумичева О. В. Киев и Москва в борьбе с протестантским влиянием: две книги в защиту иконного образа (конец 16 – первая половина 17 в.) // Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII веках: общее и различное / Под ред. М.В. Дмитриева. М., 2012. С. 59–65.
  31. Barasch M. Icon. Studies in the History of an Idea. New-York, 1992.
  32. Belting H. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. München, 1990
  33. Belting, Hans. Likeness and Presence. A History of the Image before the Era of Art. Chicago and London, 1994;
  34. Besançon A. l’Image interdite. Une histoire intellectuelle de l’icоnoclasme. Paris: Gallimard, 2000
  35. Bushkovitch P. Religion and Society in Russia. The 16th and 17th Centuries. New York; Oxford, 1992.
  36. Delumeau J. Le Catholicisme entre Luther et Voltaire. Paris, 1971 (Nouvelle Clio).
  37. Delumeau J. Un chemin d’histoire. Chrétienté et christianisation. Paris, 1981.
  38. Dmitriev M. Dissidents russes. II. Matvej Baskin, le starec Artemij . Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1999 (=Bibliotheca dissidentium. Répértoire des non-conformistes religieux des seizième et dix-septième siècles. Ed. par A. Séguenny. T. XX).
  39. Kämpfer F. “Russland an der Schwelle Neuzeit”. Kunst, Ideologie und historisches Bewusstsein unter Ivan Groznyj // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, 23 (1975). № 4. S. 504–524.
  40. Kriza A. A középkori orosz képvédö irodalom. I.rész. Bizànci forràsok. Криза А. Древнерусские тексты в защиту икон. Часть 1. Византийское наследие. Budapest, 2011
  41. Lilienfeld F.v. Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der tradition im Russland Ivans III. Berlin, 1963.
  42. Miller D. B. The Viskovatyi aff aire of 1553-1554: Offi cial Art, the Emergence of Autocracy, and the Desintegration of Medieval Russian Culture // Russian History, VIII (1981).
  43. Schulz G. Die theologiegeschichtliche Stellung des Starzen Artemij innerhalb der Bewegung der
  44. Besitzlosen in Russland der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts. Erlangen, 1980 (=Oikonomia. Quellen and Studien zur Orthodoxen Theologie. XV).
  45. Seebohm T. M. Ratio und Charisma, Ansätze und Ausbildung eines philosophischen und wissenschaftlichen Weltverständnisses im Moskauer Russland. Bonn, 1977.
  46. Stökl G. Das Echo von Renaissance und Reformation im Moskauer Russland // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge. 7 (1959).
  47. Stökl G. Der Russische Staat im Mittelalter und Früher Neuzeit. Wiesbaden, 1981;
  48. Wirth J. L’image médiévale. Naissance et développement (VIe- XVe siècles). Paris, 1989;
  49. Wirth J. Théorie et pratique de l’image sainte à la veille de la Réforme // Bibliothèque d’humanisme et Renaissance. 48 (1986). № 2. Р. 319–358;

Дмитриев Михаил Владимирович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27;
Должность: профессор кафедры истории южных и западных славян Исторического факультета, директор Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета;
Электронный адрес: dmzdtp@gmail.com.
Лютько Евгений Игоревич

Становление конфессионального богословия в России (XVIII – первая половина XIX вв.)

Лютько Е. И. Становление конфессионального богословия в России (XVIII – первая половина XIX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 46-64

DOI: 10.15382/sturII201778.46-64
В статье осуществляется попытка прочитать текст о богословии, как текст об устройстве той реальности, которая стоит за этим текстом. На примере трех русских церковных иерархов - арх. Феофана (Прокоповича), свт. Филарета (Дроздова), свт. Иннокентия (Борисова), которые в течении XVIII - первой половины XIX вв. предлагали структуру понятия о богословии, выявляется и интерпретируется постепенное проникновение в эту структуру категорий истории, управления и богослужения, а также разъясняется значение отказа от т. н. «естественного богословия» (Theologia naturalis), которое происходит в начале XIX в. Опираясь на методологический аппарат М. Фуко автор приходит к выводу об изменении в ситуации «знания-власти», которое в Российской империи первой половине XIX в. приводит к возникновению конфессии - цельного и обособленного социального тела, центральной категорией для которого является богословие. Богословие связывает социальное пространство конфессии через три ключевых нарратива: об идентичности (комплекс исторических дисциплин), об управлении (каноническое право, пастырское богословие), о практиках причастности (литургика). В завершении исследуемого периода категория «Церкви», как центральная для самоописания конфессионального сообщества, проникает в текст системы богословских дисциплин, что свидетельствует с одной стороны о завершенности процесса выстраивания конфессии, а с другой о возникновении новой и центральной для последующего периода практике богословствования - экклесиологии.
русское богословие, каноническое право, конфессиональное богословие, историческая идентичность, литургика, церковная история, экклесиология
  1. Есюков А. И. Мировоззрение русского человека «духовного чина»: архиепископ Феофилакт (Ф. Г. Русанов) // Язык и культура Русского Севера: к вопросу о региональной языковой картине мира. Архангельск, 2013. С. 271-284.
  2. Иннокентий (Борисов), свт. Мысли касательно преподавания Богословских наук в Духовных Академиях [1837] // Сухова Н. Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. C. 51–75.
  3. Именной, данный Синоду указ от 18 декабря 1797 г. «Об учреждении Духовных Академий в Санкт-Петербурге и Казани»// Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. Т. XXIV. СПб., 1830. № 18273. С. 821–823.
  4. Орельен-Серж-Жерве Н. Учение Пьера де ла Рамэ и его влияние на логику и научную методологию Нового времени: Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2000.
  5. [Платон (Левшин), иером.] Theologia christiana super fundamentum… // НИОР РГБ. Ф. 556. № 173.
  6. Сухова Н. Ю. «Духовная ученость» в России в первой половине XIX в // Филаретовский альманах. 2012. Вып. 8. С. 31–54.
  7. Сухова Н. Ю. Духовно-учебный проект святителя Иннокентия (Борисова) 1830-х гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. №. 39. С. 18–34.
  8. Сухова Н. Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 43–91.
  9. Сухова Н. Ю. Концепции богословского образования святителей Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Борисова) // Филаретовский альманах. 2011. Вып. 7. С. 231–244.
  10. Сухова Н. Ю. Служитель Слова Божия в научно-образовательном пространстве и в жизни Церкви: опыт российской духовной школы XIX — начала XХ в. // Евангелие в контексте современной культуры». Ч. 1. Белгород, 2016. С. 309–317.
  11. Сухова Н. Ю. Участие Святителя Филарета (Дроздова) в развитии академического богословия XIX века // Филаретовский альманах. 2006. Вып. 2. С. 46–71.
  12. Сухова Н. Ю. Священное Писание и Предание в экклесиологии святителя Филарета (Дроздова) // Материалы XIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ: В 2 т. М., 2009. Т. 1. С. 105–110.
  13. Тихомиров Ф. А. Идея абсолютизма Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана Прокоповича // Христианское чтение. 1884. № 9–10. C. 315–326.
  14. Тихомиров Ф. А. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в Лицах. СПб., 1884.
  15. Уайт Д. М. Единоверие и концепция конфессионализации: дискурсивные заметки // Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. № 4. С. 177–189.
  16. Уколов К. И. Вопрос о статусе богословия как науке в немецком протестантизме (Шлейермахер, Трельч, Тиллих) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 39–57.
  17. Феофан (Прокопович), арх. Christiana Orthodoxa Theologia. Гл. 1–5 / Пер. иером. Феодор (Юлаев) [Электронное издание]. СПб.: Аксион эстин, 2011.
  18. Филарет (Дроздов), иером. Конспект истории и древностей церковных (15 июня 1810 г.) // Собрание мнений и отзывов. СПб., 1885. Т. 1.
  19. Филарет (Дроздов), архим. Начертание церковно-библейской истории, в пользу духовного юношества. СПб., 1816.
  20. Филарет (Дроздов), иером. Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах // Собрание мнений и отзывов. СПб., 1885.Т. I.
  21. Фуко М. Безопасность, территория, население: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977/1978 учебном году. СПб., 2011.
  22. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.
  23. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  24. Хондзинский П., прот. «Поле» конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. №. 2 (63). С. 9–17.
  25. Хондзинский П., свящ. Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII — начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 115–120.
  26. Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М., 2010.
  27. Birkner H. J. Natürliche Theologie und Off enbarungstheologie. Ein theologiegeschichtlicher Überblick // Neue Zeitschrift für Systematische Theologie und Religionsphilosophie. 1961. № 3(3). S. 279–295.
  28. Blaschke O. Das 19. Jahrhundert: Ein Zweites Konfessionelles Zeitalter? // Geschichte und Gesellschaft. 2000. 26. H. 1. S. 38–75.
  29. Collis R. The Petrine Instauration: Religion, Esotericism and Science at the Court of Peter the Great, 1689–1725. Brill, 2011.
  30. Conser W. H. Church and Confession: Сonservative Theologians in Germany, England, and America, 1815–1866. Mercer University Press, 1984.
  31. Letham R. Amandus Polanus: A Neglected Theologian? // The Sixteenth century journal. 1990. P. 463–476.
  32. Musaeus J. Introductioin theologiam, qua de natura theologiae naturalis et revelatae. Jena, 1679.
  33. Nichols R. L. Metropolitan Filaret of Moscow and the awakening of Orthodoxy. Univ. of Washington Ph.D. thesis, 1972.
  34. Polanus А. Syntagma theologiae christianae. Geneva, 1617.
  35. Schleiermacher F. Kurze Darstellung des theologischen Studiums zum Behuf einleitender Vorlesungen. Kritische Ausgabe [1811]. Darmstadt, 1993.
  36. Theophan (Prokopowicz), arch. Christianae Orthodoxae Theologiae. T. 1. Danielis Christophori Kanteri, 1773.
  37. Ziemann B. Säkularisierung, Konfessionalisierung, Organisationsbildung. Aspekte der Sozialgeschichte der Religion im langen 19. Jahrhundert // Archiv für Sozialgeschichte. 2007. 47. S. 485–508.

Лютько Евгений Игоревич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: мл. науч. сотр. Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ;
Электронный адрес: e.i.lutjko@gmail.com.
Карамышев Николай Тихонович

Роль профессора В. И. Долоцкого в формировании литургики как науки и учебной дисциплины в Российской высшей духовной школе

Карамышев Н. Т. Роль профессора В. И. Долоцкого в формировании литургики как науки и учебной дисциплины в Российской высшей духовной школе // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 65-82

DOI: 10.15382/sturII201778.65-82
Данная статья посвящена одному из ключевых моментов в изучении богослужения в высшей духовной школе России. Этот момент внешне ознаменовался введением в 40-х годах XIX столетия в употребление нового термина «литургика» вместо старого «церковные древности». Однако за этой терминологической переменой стояли и более значимые — содержательные — изменения. В статье выявляется роль профессора Долоцкого в становлении литургики как науки и учебной дисциплины. На основании анализа сохранившихся рукописных документов, литографированных лекций и статей показано, что введение термина «литургика» в СПбДА в 1849–1853 гг. и последующее его закрепление в употреблении в высшей духовной школе произошло при непосредственном участии В. И. Долоцкого. Используя исторический подход, Долоцкий существенно расширил содержание своего лекционного курса, дополнив его историческими сведениями. Научные интересы Долоцкого удается выявить на основании его статей, программ лекционных курсов и литографированных лекций. Они лежали, прежде всего, в области анализа текстов изменяемых частей богослужения, в особенности праздничного. Также Долоцкий проявлял интерес к истории возникновения праздников и их чинопоследований в древности. Здесь Долоцкий, используя исторический подход, прибегал к свидетельствам древних Святых Отцов, а также обратил внимание на важность привлечения литургических источников инославных церквей, отделившихся от православной Церкви. Таким образом, Долоцкий стал первым по времени ученым-литургистом в России и заложил предпосылки дальнейшего развития исторической литургики в российской богословской науке.
история богословия и богословского образования, высшая духовная школа, Устав духовных академий 1869 г., СПбДА, В. И. Долоцкий, историческая литургика, методология литургики, история богослужебных чинопоследований, анализ богослужебных текстов
  1. Барсов В. Богослужение православной церкви в недели приготовления к святой Четыредесятнице // ХЧ. 1846. Ч. 1. С. 239–267.
  2. Барсов В. Богослужение православной церкви в святую Четыредесятницу // Христианское чтение. 1846. Ч. 1. С. 268–305.
  3. Высочайше утвержденный Устав Православных Духовных Академий. 30 мая 1869 г. С. 552. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 44. Ч. 1. 1869. Второе издание (1825–1881). СПб. 1830–1884 гг. БОГОСЛОВ RU. URL: www.nlr.ru/eres/law_r/content.html (дата обращения 29.01.2016).
  4. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002.
  5. Даниил (Смолодович), свящ. Литургика, или Наука о Богослужении Православной Восточной Церкви. Киев, 1860.
  6. Долоцкий В. И. Когда и кем написаны греческие службы, входящие в состав месячной Минеи // ХЧ. 1860. Ч. 2. C. 39–54, 136–170.
  7. Долоцкий В. И. О исповеди // ХЧ. 1842. № 1–6. С. 450–468.
  8. Долоцкий В. И. О священных одеждах // ХЧ. 1848. Ч. 1. С. 325–345.
  9. Долоцкий В. И. О священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в Православной Церкви // ХЧ. 1852. Ч. 1. С. 88–104.
  10. Долоцкий В. И. О составных частях храма // ХЧ. 1847. Ч. 3. № 7 С. 131–163.
  11. Долоцкий В. И. О христианских храмах // ХЧ. 1847. Ч. 2. С. 453–467; Ч. 4. С. 282–302.
  12. Долоцкий В. И. О чтении Св. Писания при Богослужении // ХЧ. 1846. Ч. 3. С. 145–160.
  13. Долоцкий В. И. Праздник Рождества Христова // ХЧ. 1849. Ч. 2. С. 432–450.
  14. Долоцкий В. И. Святая и Великая Суббота // ХЧ. 1850. Ч. 1. С. 275–292.
  15. Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века. БОГОСЛОВ. RU. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата размещения 17.09.2011).
  16. Карабинов И. А. Лекции по литургике, читанные студентам (LXIX) и (LXX) курсов С. Петербургской Духовной Академии в 1911–1912 уч. году. Литография. СПб., 1912.
  17. Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. С1847 по 1913 год. Н. Новгород, 2010.
  18. Катанский А. Л. К истории литургической стороны таинства брака // ХЧ. 1880. № 1–4. С. 98–127.
  19. Катанский А. Л. Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения // ХЧ. 1880. № 7–8. С. 92–131.
  20. Лебедев Г. Чин оглашения в древней церкви. // ХЧ. 1849. Ч. 1. С. 416–470.
  21. Морошкин М. Об обрядах, совершаемых при погребении православного христианина // ХЧ. 1845. Ч. 3. С. 363–423.
  22. Павловский Ф. О значении обрядов, совершаемых православной церковью при совершении таинства крещения // ХЧ. 1847. Ч. 1. С. 140–164.
  23. Покровский Н. В. Высшие задачи церковной археологии: Речь перед публичною защитой магистерской диссертации «Происхождение древне-христианской базилики» // ХЧ. № 7–8. 1880. С. 195.
  24. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XVIII-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии 1814–1869. СПб., 1907.
  25. Серединский Т. О важности Богослужебных книг православной церкви в догматическом отношении» // ХЧ. 1851. Ч. 2. С. 10–47.
  26. Сове Б. И. История литургической науки в России // Учёные записки. Православный Университет ап. Иоанна Богослова. Выпуск. 2. М. 1996. С. 21–98.
  27. Судакевич Павел, иерод. Профессор Иван Данилович Мансветов: Его жизнь и обзор литургических трудов. Машинопись. Загорск, 1965/1966.
  28. Сухова Н. Ю. Прикровенный период развития исторических методов в литургике (1810–1860-е гг.) // Церковь. Богословие. История: Материалы V Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург. 2–4 февраля 2017 г.). С. 263–269.
  29. Сухова Н. Ю. Формирование литургики как академической дисциплины (1814–1869) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(18). 2017. С. 71–99.
  30. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. II. С. 503.
  31. Черняев А., проф. Подробное систематическое указание состава Литургики, или науки Богослужения православной Церкви. Харьков, 1859.
  32. Юцковский Ф. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов // Христианское чтение. 1844. Ч. 2. С. 48–105.

Карамышев Николай Тихонович


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: соискатель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Богословского факультета;
Электронный адрес: karanikt@yandex.ru.
Чумичёв Алексей Алексеевич

Литургические аспекты проекта возрождения православия западного обряда Ю. Й. Овербека

Чумичёв А. А. Литургические аспекты проекта возрождения православия западного обряда Ю. Й. Овербека // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 83-94

DOI: 10.15382/sturII201778.83-94
Данная статья посвящена малоизученной странице истории межконфессиональных отношений второй половины XIX в. — проекту возрождения западного православия, предложенному немецким богословом, жившим в Англии, Ю. Й. Овербеком. Овербека по праву можно считать весьма загадочной и незаслуженно забытой личностью. В разное время этот богослов был представителем сразу трех христианских конфессий: католицизма, протестантизма, а затем и православия. Проект Овербека является уникальным явлением в истории вселенского православия, так как именно им впервые была выдвинута идея использования западного обряда в составе Православной Церкви, в которой на протяжении многих веков после Великого раскола практиковался только восточный обряд. В 70-е гг. XIX в. выдвинутый Овербеком план вызвал беспрецедентный интерес, а затем и поддержку со стороны Святейшего Синода Российской Церкви. Одним из главных вопросов, над которым работала специальная Синодальная комиссия, было обсуждение составленного им чинопоследования Православной мессы (Liturgia Missae Orthodoxo-Catholicae Occidentalis). Эта статья затрагивает литургический аспект проекта Овербека, рассматривает работу комиссии Святейшего Синода над текстом литургии Западной Православной Церкви, а также над некоторыми другими богослужебными традициями, предполагавшимися к использованию в общинах православия западного обряда.
Ю. Й. Овербек, православие западного обряда, Православная месса, Российская Православная Церковь, Святейший Синод, межконфессиональные отношения, православно-англиканский диалог
  1. Копылова Е. А. «Дело Овербека» в жизни Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Вып. 4 (14). Т. ΙΙ. Тольятти, 2013. С. 167–178.
  2. Abramtcev D. Dr. J. J. Overbeck and his scheme for the Re-establishment of the Orthodox Church in the West. University of Pittsburg, 1959.
  3. Huber P. Jenseits von Ost und West . Berlin., 2006.
  4. Kahle W. Westliche Orthodoxie: Leben und Ziele Julian Joseph Overbecks. Köln, 1968.

Чумичёв Алексей Алексеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-8967-6856;
Электронный адрес: alecssey@yandex.ru.
Анискович Елена Михайловна

К проблеме «историзма» в русской академической библеистике конца XIX в.: Ф. И. Троицкий

Анискович Е. М. К проблеме «историзма» в русской академической библеистике конца XIX в.: Ф. И. Троицкий // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 95-116

DOI: 10.15382/sturII201778.95-116
Статья посвящена анализу одной из значительных, но незаслуженно забытых работ в области новозаветной библеистики второй половины XIX века – монографии Ф. И. Троицкого «Апостол языков и апостолы обрезания в их отношении друг к другу в жизни и учении». В центре рассматриваемого труда находится тема личных взаимоотношений между ап. Павлом и Двенадцатью апостолами и проблема соотнесения их учений. В статье удалось выявить целостный подход Ф. И. Троицкого к решению ряда центральных проблем новозаветной библеистики. Стержнеообразующей идеей этого подхода является концепция веры как принципа жизнедеятельности. Соотнесение всех рассматриваемых в монографии проблем с этой концепцией составляет богословский метод Ф. И. Троицкого, применение которого в процессе библейского исследования дает ему возможность осуществить их решение. При этом автор систематически использует подход к исследуемым предметам как изменяющимся во времени. Отличительной чертой богословского метода Ф. И. Троицкого является богословское осмысление истории, которое содержит в себе идейные установки для решения проблемы соотнесения всеобщей и священной истории. Проведенный в статье анализ дает основание рассматривать подход, представленный в монографии Ф. И. Троицкого, как историко-богословский синтез.
Новозаветная библеистика, апостол языков, апостолы обрезания, вера, закон, принцип жизнедеятельности, богословский метод, историзм
  1. Богословский М. И. Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по евангелиям святых апостолов Матфея и Луки. Казань, 1894.
  2. Куницын Б. Из истории библиотеки Казанской духовной академии // Гасырлар авазы (Эхо веков). 2010. № ¾. URL: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/articles/02 (дата обращения 01.10.2017).
  3. Сухова Н. Ю. А. А. Дмитриевский и ученики: проблема «научной школы» в российских духовных академиях (конец XIX — начало XX в.) // Церковь. Богословие. История: Материалы III Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 6–7 февраля 2015 г.). Екатеринбург: Информационно издательский совет ЕДС, 2015. С. 583–595.
  4. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: Проблемы и реформы. Вторая половина XIX в. М., 2012.
  5. Порфирьева И. В. Библиотека Казанской духовной академии и ее хранители // Материалы «круглого стола» с международным участием, посвященного 200-летию со дня рождения В. И. Григоровича. Казань, 2015.
  6. Троицкий Ф. И. Апостол языков Павел и Апостолы обрезания в их отношении друг к другу в жизни и учении. Казань, 1892.
  7. Фаворский Д., свящ. Рец. на кн.: Троицкий Ф. Апостол языков и апостолы обрезания // ЧОЛДП. 1894. № 8. С. 590–592.
  8. Януарий (Ивлеев), иером. Вклад Санкт-Петербургской Духовной академии в русскую библеистику // Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной академии. Л., 1986, 192–198.

Анискович Елена Михайловна


Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: lena.aniskovich@mail.ru.
Приношу искреннюю признательность своему научному руководителю Суховой Н. Ю. за постоянное внимание к работе, за ценные замечания и дополнения к статье.

ПУБЛИКАЦИИ

Акишин Сергей Юрьевич

Участие А. А. Дмитриевского в организации уставных богослужений в ленинградском Богословско-пастырском училище

Акишин С. Ю. Участие А. А. Дмитриевского в организации уставных богослужений в ленинградском Богословско-пастырском училище // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 119-138

DOI: 10.15382/sturII201778.119-138
В настоящей статье представлены результаты изучения архивного дела из фонда А. А. Дмитриевского — ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815, в котором содержится ряд документов, связанных с историей ленинградского Богословско-Пастырского училища. Эти документы свидетельствуют, что на памяти четырех московских святителей 18 октября и св. апостола Андрея Первозванного 13 декабря 1926 г. в русско-эстонской церкви Ленинграда в честь свщмч. Исидора Юрьевского были отслужены уставные богослужения, организованные при непосредственном участии выдающегося ученого и литургиста профессора А. А. Дмитриевского. Проведение уставных богослужений было пожеланием слушателей училища и Высших Богословских курсов, на которых также преподавал А. А. Дмитриевский, поэтому, видимо, как сами эти службы, так и подготовка к ним могли использоваться ученым в качестве инструмента для лучшего освоения литургики его слушателями. С целью организации богослужения и правильного его проведения был подготовлен ряд руководств, адресованных разным категориям участников служб: священно- и церковнослужителям, канонарху и чтецам, хору и народу. В каждом из этих руководств объяснялось, что следует делать в тот или иной момент службы, с кем следует напрямую взаимодействовать и проч. Общее течение службы определялось специально разработанным документом «Порядок богослужения», в котором перечислялись соответствующие элементы службы от ее начала до конца. В приложении к настоящей статье эти документы публикуются с соблюдением современных норм орфографии и пунктуации.
А. А. Дмитриевский, Богословско-пастырское училище г. Ленинграда, Высшие богословские курсы в Ленинграде, русско-эстонская церковь в честь сщмч. Исидора Юрьевского, уставное богослужение, литургика
  1. Акишин С. Ю. Последний период жизни и судьба научного наследия профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского // Труды Киевской духовной академии. № 15. Киев, 2011. С. 250–267.
  2. Акишин С. Ю. Преподавательская деятельность профессора А. А. Дмитриевского на Высших богословских курсах Ленинграда // Труды Киевский духовной академии. № 17. Киев, 2012. С. 251–278.
  3. Герд Л. А., Акишин С. Ю. Дмитриевский Алексей Афанасьевич // Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. С. 429–438.
  4. Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, документы. Архив «Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)». © Александрова Л. К. Запись от 18 октября 1926 г.
  5. Иоанн (Вендланд), митр. Князь Федор (Черный); Митрополит Гурий (Егоров): исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 103.
  6. Минея: месяц Октябрь. М., 1997 (репринт с издания: Киев, 1893).
  7. ОР РНБ. Ф. 253. Д. 815 ([Краткие указания о порядке церковного богослужения]. Машинопись, правленная А. А. Дмитриевским и неустановленным лицом).
  8. Патриарший календарь на 2016 г. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015.
  9. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913.
  10. Сове Б. И. Русский Гоар и его школа // Богословские труды. М., 1968. Сб. 4. С. 39–84.
  11. Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: Изд-во Князь-Владимирский собор, 2005.
  12. Типикон. М.: Синодальная типография, 1904.
  13. Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX–XXI вв. Т. 1. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2015.

Акишин Сергей Юрьевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Уральский федеральный университет; Российская Федерация, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
Должность: научный сотрудник кафедры церковно-практических дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии;
Электронный адрес: nikomachus@gmail.com.

РЕЦЕНЗИИ

Сухова Наталия Юрьевна

Рец. на кн.: Пузовић Владислав. Руски путеви српског богословља. Школовање срба на руским духовним академијама (1849–1917). Београд: Угниверзитет у Београду: Православни богословски факултет, Институт за теолошка истраживања – JП Службени гласник, 2017

Сухова Н. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 141-146 — Рец. на кн.: Пузовић Владислав. Руски путеви српског богословља. Школовање срба на руским духовним академијама (1849–1917). Београд: Угниверзитет у Београду: Православни богословски факултет, Институт за теолошка истраживања – JП Службени гласник, 2017
PDF

Сухова Наталия Юрьевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, заведующий Научным центром истории богословия и богословского образования;
Электронный адрес: suhovanat@gmail.com.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Встреча богословия и истории в Русской духовно-академической традиции в XIX — начале ХХ в.» при поддержке Фонда развития ПСТГУ