/

Феофанов Александр Михайлович

Предпочтения в получении образования российского дворянства: на примере генералитета второй половины XVIII – первой четверти XIX века


Феофанов А. М. Предпочтения в получении образования российского дворянства: на примере генералитета второй половины XVIII – первой четверти XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 66-77.

DOI: 10.15382/sturII201777.66-77

Аннотация

В статье на примере генералитета второй половины XVIII – первой четверти XIX века анализируются предпочтения в получении образования российского дворянства. Автор приходит к выводу, что постепенно возрастает интерес к получению западного образования, в том числе и у рядового дворянства. Впрочем, дороговизна и отсутствие прямых преимуществ для службы (в отличие от кадетских корпусов), делает заграничное обучение менее привлекательным для массы служилого дворянства, в то время как возможность получить воспитание в Сухопутном и Артиллерийском корпусах пользуется стабильно высоким интересом. Дети рядового дворянства гораздо чаще получали образование в российских учебных заведениях (прежде всего в Сухопутном шляхетном корпусе), чем за границей. Для детей элиты видно обратное: заграничное обучение на первом месте, из российских образовательных учреждений предпочтение отдается Пажескому корпусу и артиллерийским учреждениям. Если Петр I заставлял дворян получать знания, рассматривая обучение как государственную службу, то в период дворцовых переворотов настало некоторое «расслабление» благородного сословия, которое, получив возможность не служить, также не желает и образовывать себя в казенных учебных заведениях, а предпочитает домашнее воспитание. Век Просвещения порождает моду на европейскую культуру и учебу за границей, но далеко не все (даже дворяне) в состоянии себе это позволить. Тем не менее, число людей, получивших высшее университетское образование за границей или в России, понемногу растет. Так происходит культурно-духовное воспроизводство верхнего слоя общества

Ключевые слова

образование, элита, генералитет, шляхетство, карьерные механизмы, социальная мобильность, кадетские корпуса

Список литературы

  1. Кусбер Ян. Какие знания нужны дворянину для жизни? Провинциальные и столичные воспитательные дискурсы второй половины XVIII и начала XIX века // Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 269–291.
  2. Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802–1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2002
  3. Шилов Д. Н., Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801–1906: Биобиблиографический справочник. СПб., 2007.
  4. Fedyukin I., Gabdrakhmanov S. Cultural capital in an early modern elite school: The Noble Cadet Corps in St Petersburg, 1732–1762 // Journal of Interdisciplinary History. 2016. Vol. 46. No. 4. P. 485–516.

Данные об авторе

Феофанов Александр Михайлович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, дом 23б; доцент кафедры истории России;
ORCID: 0000-0001-7180-0927;
Электронный адрес: aleksandr-feofanov@yandex.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-31-01010 «Образование как социальный лифт в России XVIII века: межпоколенная социальная мобильность учащихся Академии наук»