/

Луховицкий Лев Всеволодович

Византийская ойкумена в иконоборческой полемике


Луховицкий Л. В. Византийская ойкумена в иконоборческой полемике // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 23-40.

DOI: 10.15382/sturII201777.23-40

Аннотация

В 754 г. император-иконоборец Константин V Копроним попытался скомпрометировать иконопочитательскую оппозицию, представив прп. Иоанна Дамаскина агентом внешнего арабского влияния. В ответ отцы II Никейского Собора в 787 г. предложили доказательства правомочности внешнего вмешательства в религиозную жизнь империи. Эта полемическая линия была продолжена в памятниках IX в.: Стефан Диакон, автор Жития Стефана Нового, в 807 или 809 г. представил внешнее давление на Византийскую империю внутренним, вложив в уста святого речь о географии иконоборческого мира, в которой были намеренно искажены реальные границы государств и церковных юрисдикций. Во 2-й половине 10х гг. IX в. прп. Феодор Студит и свт. Никифор патриарх Константинопольский начали совместный дипломатический проект, призванный усилить внешнеполитическое давление на империю, вернувшуюся в 815 г. при Льве V к иконоборческой политике. Идейное обоснование этих усилий мы находим в переписке Феодора и сочинениях из ссылки Никифора. В свою очередь император-иконоборец Михаил II Травл апроприировал тактику своих противников и сам решил опереться на внешнеполитическую силу -- державу Каролингов -- в борьбе с внутренней оппозицией. Несмотря на то, что внешнеполитический проект иконопочитательской оппозиции в ближайшей перспективе оказался неуспешным, поскольку привел к репрессиям в отношении его ключевого участника будущего патриарха Константинопольского Мефодия I со стороны относительно умеренного иконоборца Михаила II, он сохранился в культурной памяти византийцев.

Ключевые слова

Византия, иконоборчество, Каролингская империя, агиография, Феодор Студит, Стефан Новый, Иерийский собор, II Никейский Собор, Константин V, Константинопольский патриархат, Иоанн Дамаскин

Список литературы

  1. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997;
  2. Луховицкий Л. В. Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв.: Принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 58–73;
  3. Луховицкий Л. В. Ψευδώνυμος и ἀψευδὴς εἰκών в иконоборческих спорах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2011. № 15. С. 348–361;
  4. Ahrweiler H. The Geography of the Iconoclast World // Iconoclasm: Papers given at the 9th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975 / A. Bryer, J. Herrin, eds. Birmingham, 1977. P. 21–28;
  5. Alexander P. J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxford, 1958;
  6. Auzépy M.-F. L’hagiographie et l’iconoclasme byzantin: Le cas de la Vie d’Étienne le Jeune. Aldershot; Brookfield, 1999;
  7. Auzépy M.-F. De la Palestine à Constantinople (8e–9e siècles): Étienne le Sabaïte et Jean Damascène // Travaux et mémoires. 1994. Vol. 12. P. 183–218;
  8. Auzépy M.-F. State of Emergency (700–850) // The Cambridge History of the Byzantine Empire, c. 500–1492 / J. Shepard, ed. Cambridge, 2008. P. 251–291;
  9. Baranov V. Constructing the Underground Community: The Letters of Theodore the Studite and the Letter of Emperors Michael II and Theophilos to Louis the Pious  // Scrinium. 2010. Vol. 6. P. 230–259;
  10. Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era, c. 680–850: A History. Cambridge, 2011;
  11. Concilium universale Nicaenum Secundum / E. Lamberz, ed. Pt. 3: Concilii actiones VI–VII, Tarasii et synodi epistulae, Epiphanii sermo laudatorius, canones, Tarasii epistulae post synodum scriptae, appendix graeca. Berlin, 2016;
  12. Déroche V. Note sur la Vie d’Étienne le Jeune et sa chronologie interne // Revue des etudes byzantines. 2002. Vol. 60. P. 179–188;
  13. Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III: With Particular Attention to the Oriental Sources. Louvain, 1973;
  14. Grumel V. Les «Douze chapitres contre les iconomaques» de saint Nicéphore de Constantinople // Revue des études byzantines. 1959. Vol. 17. P. 127–135;
  15. Grumel V. Les relations politico-religieuses entre Byzance et Rome sous le règne de Léon l'Arménien // Revue des études byzantines. 1960. Vol. 18. P. 19–44;
  16. Haldon J. F. Byzantium in the Seventh Century: The Transformation of a Culture. Cambridge, 1990;
  17. Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. 3 vols. Bruxelles, 19573;
  18. Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum / I. Thurn, rec. Berolini; Novi Eboraci, 1973;
  19. Iosephi Genesii Regum libri quattuor / A. Lesmueller-Werner, I. Thurn, rec. Berolini, Novi Eboraci, 1978;
  20. The Life of Michael the Synkellos / M. B. Cunningham, ed., transl., and comment. Belfast, 1991;
  21. McCormick M. Western Approaches (700–900) // The Cambridge History of the Byzantine Empire, c. 500–1492 / J. Shepard, ed. Cambridge, 2008. P. 395–432;
  22. Michaelis et Theophili imperatorum Constantinopolitanorum Epistola ad Hludowicum imperatorem directa // Monumenta Germaniae historica. Legum sectio III: Concilia. T. 2: Concilia aevi Carolini. Pt. 2 / A. Werminghoff, rec. Hannoverae; Lipsiae, 1908. P. 475–480;
  23. Noble Th. F. X. Images, Ionoclasm, and the Carolingians. Philadelphia, 2009;
  24. Paschalis papae Romani Ex litteris ad Leonem imperatorem // Iuris ecclesiastici graecorum historia et monumenta iussu Pii IX. Pont. Max. / I. B. Pitra, ed. T. 2. Romae, 1868. P. XI–XVII;
  25. Pratsch Th. Theodoros Studites (759–826) zwischen Dogma und Pragma: Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Frankfurt am Main; Berlin u.a., 1998;
  26. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. 1. Abteilung (641–867) / R.-J. Lilie, C. Ludwig, Th. Pratsch u.a., Hrsg. 7 Bde. Berlin; New York, 1998–2001;
  27. Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches von 565–1453. 1. Tl., 1. Hlb.: Regesten von 565–867  / F. Dölger, J. Preiser-Kapeller, A. Riehle, A. E. Müller., Hrsg. 2. Aufl. München, 2009;
  28. Signes-Codoñer J. Melkites and Icon Worship during the Iconoclast Period // Dumbarton Oaks Papers. 2013. Vol. 67. P. 135–187;
  29. Signes-Codoñer J. Theodore Studite and the Melkite Patriarchs on Icon Worship // L’aniconisme dans l’art religieux byzantin: Actes du colloque de Genève (1–3 octobre 2009) / M. Campagnolo, P. Magdalino et al., eds. Geneva, 2015. P. 95–103;
  30. Sode C. Der Brief der Kaiser Michael II. und Theophilos an Kaiser Ludwig den Frommen // Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur / L.-M. Hoffmann, A. Monchizadeh, Hrsg. Wiesbaden, 2005. S. 141–158;
  31. Sode C. Jerusalem – Konstantinopel – Rom: Die Viten des Michael Synkellos und der Brüder Theodoros und Theophanes Graptoi. Stuttgart, 2001;
  32. Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren: Untersuchungen zur Revolte des Artabasdos und ihrer Darstellung in der byzantinischen Historiographie. Bonn, 1981;
  33. Theodori Studitae Epistulae / Fatouros G., rec. 2 pts. Berolini; Novi Eboraci, 1992;
  34. Theophanis Chronographia / C. de Boor, rec. Vol. 1. Lipsiae, 1883;
  35. Van den Gheyn I. Acta graeca ss. Davidis, Symeonis et Georgii, Mitylenae in insula Lesbo // Analecta bollandiana. 1899. T. 18. P. 209–259;

Данные об авторе

Луховицкий Лев Всеволодович


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: ФГБУН Институт славяноведения РАН; Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский проспект, дом 32 a; научный сотрудник;
Электронный адрес: lukhovitskiy@gmail.com.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи» при поддержке Фонда развития ПСТГУ