/
Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви
Вестник ПСТГУ II :74

ИССЛЕДОВАНИЯ

Марей Елена Сергеевна
Марей Е. С. Doctor et legislator Yspaniarum в эпоху Реконкисты: образ святого Исидора во "Всемирной хронике" Луки Туйского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 11-25 DOI: 10.15382/sturII201774.11-25
В XI–XIII вв., после перенесения мощей Исидора Севильского из Севильи, занятой мусульманами, в христианский Леон в леонской епархии стал складываться культ святого. Развитию этого культа послужили сочинения Луки Туйского, каноника собора св. Исидора в Леоне, впоследствии епископа г. Туй в Галисии. В статье анализируется образ Исидора в его «Всемирной хронике», историческом произведении, охватывающем период от сотворения мира до взятия христианами Кордовы в 1236 г. Автор показывает, какие источники использовал Лука Туйский для создания образа св. Исидора и как этот образ повлиял на дальнейшую хронистику. Так, Исидор во «Всемирной хронике» предстает учителем и законодателем Испании, хранителем истинной веры в противовес пророку Мухаммаду, с которым, по версии Луки, он чуть было не встретился. Кроме того, Исидор, оказывается, предсказал не только арабское завоевание, но и последующую Реконкисту, став, таким образом, одним из покровителей христиан Испании.
Лука Туйский, Исидор Севильский, Реконкиста, латинская хронистика
Караулова М. К. От «Поэмы о Фернане Гонсалесе» к «Первой всеобщей хронике»: особенности репрезентации образа графа Фернана Гонсалеса в XIII в. // Исторический вестник. 2015. Т. 12 [159]: Альфонсо Х: политика и право. С. 354–375.
Марей Е. С. Образ Магомета в «Первой всеобщей хронике Испании»: К вопросу о конструировании религиозной идентичности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 9. С. 64–73.
Марей Е. С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представления о праве и правосудии. М., 2014.
Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V — середина VII в.). М., 1989.
Baloup D. Reconquete et croisade dans la Chronica Adefonsi Imperatoris (ca. 1150) // Cahiers de Linguistique et de Civilisation Hispaniques Medievales (Lyon). 2002. n° 25. Р. 453–480.
Bronish A. Р. Reconquista und heiliger Krieg: Die Deutung des Krieges im christlichen Spanien von den Westgoten bis ins fruhe 12. Jahrhundert (Spanische Forschungen der Gorresgesellschaft, Zweite Reihe, 35). Munster, 1998 (trad. in Spanish: Reconquista y guerra santa: La concepcion de la guerra en la Espana cristiana desde los visigodos hasta comienzos del siglo XII desde los visigodos hasta principios del siglo XII. Granada, 2006).
Cazier P. Isidore de Seville et la naissance de l’Espagne catholique. P., 1994.
de Gaiffier B. Le culte de saint Isidore de Seville. Esquisse d’un travail // Isidoriana. Coleccion de estudios sobre Isidoro de Sevilla, publicados con ocasion del XIV Centenario de su nacimiento por Manuel C. Diaz y Diaz. Leon: Cenro de estudios “San Isidoro”, 1961. P. 271–283.
Falque E. En torno a la fi gura de Isidoro en el s. XIII: Lucas de Tuy // Antiquite Tardive. 2015. 23. P. 249–260.
Falque Rey E. La vida de Mahoma en las fuentes cristianas medievales: Lucas de Tuy // Philologia Hispalensis. 2000. 14. Fasc. 2. P. 211–216.
Fontaine J. Qui a chasse de Carthaginoise Severianus et les siens? Observations sur l’histoire familiale d’Isidore de Seville // Fontaine J. Tradition et actualite chez Isidore de Seville. L.: Variorum reprints, 1988. P. I 349–400.
Garcia Moreno L. A. La prosopografia del reino visigodo de Toledo. Salamanca, 1974.
Gonzalez Munoz F. La leyenda de Mahoma en Lucas de Tuy // Actas III Congreso Hispanico de Latin Medieval (Leon, 26–29 de septiembre de 2001). Vol. I. Leon, 2002. Р. 347–358.
Gonzalez T. La iglesia desde la conversion de Reccared hasta la invasion arabe // Historia de la Iglesia en Espana / Dirigida por R. G. Villoslada. T. 1. Madrid, 1979.
Henriet P. Hagiographie et politique a Leon au debut du XIIIe siecle. Les chanoines reguliers de Saint-Isidore et la prise de Baeza // Revue Mabillon. Revue internationale d’histoire et de la litterature religieuses. 1997. 8 (t. 69). Р. 53–82.
Henriet P. La guerra contra el islam : .une guerra santa, pero segun que criterios ? // El mundo de los conquistadores. Actas del congreso internacional, 4–6 de junio 2008 / R. Dominguez Hernanz, ed. Madrid; Mexico, 2015 P. 319–338.
Henriet P. Rex, lex, plebs. Les miracles d’Isidore de Seville a Leon (XIe–XIIIe siecles) // Mirakel im Mittelalter. Konzeptionen, Erschei-nungsformen, Deutungen / M. Heinzelmann, K. Herbers and D. Bauer, eds. Stuttgart, 2002. P. 334–350.
Hillgarth J. N. The Spanish Kingdoms, 1250–1516. Vol. I. Oxford, 1976.
Le Morvan G. La Chronica naiarensis: d’un neo-gothisme astur-leonais a un neo-gothisme castillan // e-Spania. Revue interdisciplinaire d’etudes hispaniques medievales et modernes. 2009. No 7: Chronica naiarensis. URL: http://e-spania.revues.org/18028 (data obrashhenija: 30.10.2016).
Linehan P. The Spanish Church and the Papacy in the thirteenth century. Cambridge, 1971.
Linehan P. Spanish litigants and their agents at the thirteenth-century papal Curia // Past and resent in Medieval Spain // Proceedings of the Fifth International Congress of Medieval Canon Law, Salamanca, 21–25 September 1976 / S. Kuttner, K. Pennington, eds. Vatican City, 1980. P. 473–501.
Linehan P. Santo Martino and the Context of Sanctity in 13th-century Leon // Isiodoriana. Ponencias del I Congreso Internacional sobre Santo Martino en el VIII Centenario de su obra literaria (1185–1985) / A. Vinayo, ed. Leon, 1987. P. 687–697.
Linehan P. History and Historians of Medieval Spain. Oxford, 1993.
Lucae Tudensis Chronicon mundi / cura et studio Emma Falque // Lucae Tudensis Opera omnia. Corpus christianorum. Continuatio mediaevalis. — LXXIV. Turnhout, 2003. T. 1. P. VII–СLXII.
Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. Leon, 1960.
Martin G. Un recit (la chute du royaume wisigothique d’Espagne dans l’historiographie chretienne des VIII et IX siecles) // Martin G. Histoires de l’Espagne medievale. Historiographie, geste, romancero. P., 1997. P. 11–42.
Martin J. C. Vita ss. Leandri, Isidori Hispalensis, Fulgentii Astigitani et Braulionis Caesaraugustani ep. (BHL 4810): estructura, contenido y fuentes // Munus quaesitum meritis. Homenaje a Carmen Codoner / Coord. G. Hinojo Andres, J. C. Fernandez Corte. Salamanca, 2007. P. 561–569.
Martinez Diez G. La coleccion canonica hispana. Vol. I. Estudio. Madrid, 1966.
Martyn J. R. C. Gregory and Leander: An Analysis of the Special Friendship between Pope Gregory the Great and Leander, Archibishop of Seville. Cambridge, 2013.
Sejourne P. Le dernier pere de l’eglise. Saint Isidore de Seville. Son role dans l’ histoire du droit canonique. P., 1929.
Sirantoine H. L’Hispania dans la Chronica naiarensis // e-Spania. Revue interdisciplinaire d’etudes hispaniques medievales et modernes. 2009. No 7: Chronica naiarensis. URL: http://e-spania. revues.org/18291 (data obrashhenija: 31.10.2016).
Марей Елена Сергеевна
Канаева Эльга Юрьевна
Канаева Э. Ю. Споры об исхождении Святого Духа в Константинополе в 30-х годах XIV в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 26-40 DOI: 10.15382/sturII201774.26-40
В статье рассматривается один из эпизодов спора вокруг учения о Filioque между Западной и Восточной Церквами в 30-х гг. XIV в. При этом в стороне оставляется вопрос различия методологии у участников полемики и рассматривается исключительно ее догматическое содержание, а также анализируются исторический контекст и взаимосвязи между источниками. На основании недавно опубликованной первоначальной версии основных текстов полемистов с православной стороны Варлаама Калабрийского и свт. Григория Паламы (данный корпус сохранился только в переводе на церковнославянский язык сербского извода) предлагается реконструкция тезисов их католических оппонентов. Автор показывает, что в содержательном плане аргументация Варлаама и Паламы во многом совпадает, и они выступают с общих позиций. Главные их аргументы основываются на учении о различии «природных» и «ипостасных» свойств в Троице, а также о различии предвечного исхождения Святого Духа и его снисхождении к твари. Единственное существенное отличие позиций авторов состоит в их восприятии тезиса латинян об изведении Святого Духа от Отца и Сына «как от одного Начала». Именно это отличие и вызвало продолжение дискуссии уже между православными участниками спора. В статье отмечается развитие аргументации, предложенной обоими богословами на протяжении второго этапа обсуждения. Автор делает вывод, что они защищали учение об исхождении Святого Духа «a solo Patre» с общих позиций и что негативная оценка трудов Варлаама свт. Григорием Паламой не может проистекать из их догматического содержания, а должна быть отнесена на счет различия методологических установок авторов, а также ошибочного понимания Григорием одного из тезисов Варлаама.
Варлаам Калабрийский, Григорий Палама, Filioque, Восток–Запад, антилатинская полемика, XIV век, триадология, католичество
Какридис J. Неко би помислио да се барем делимично сачува догма о монархији: антилатински трактати Варлаама Калабријског у српскословенскомпреводу 14 века // Дечани. У светлу археографских истраживања. Београд, 2012. С. 105–114.
Красиков С. В. Место Никифора Григоры в Византийской антилатинской полемике 30-x гг. XIV в.: Дис. …канд. ист. наук. Екатеринбург, 2000.
Barlaam Calabro. Epistole greche; i primordi episodici e dottrinari delle lotte esicaste / Studio introduttivo e testi a cura di G. Schiro. Palermo, 1954.
Barlaam Calabro. Opere contro i Latini / Introd., testo, trad. e note a cura di A. Fyrigos Citta del Vaticano, 1998.
Demetracopoulos J. A. Further Evidence on the Ancient, Patristic, and Byzantine Sources of Barlaam the Calabrian’s Contra Latinos // Byzantinische Zeitschrift. 2003. 96 (1). P. 83–122.
Fyrigos A. Dalla controversia palamitica alla polemica esicastica (con un’edizione critica delle Epistole greche di Barlaam). Roma, 2005.
Giannelli C. Un progetto di Barlaam per l’unione delle chiese // Miscellania Giovanni Mercati. Citta del Vaticano. 1946. 3. P. 157–208.
Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri IV / Schopen L., ed. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). Vol. 1. Bonn, 1828.
Kakridis Y., Taseva L. Gegen die Lateiner. Traktate von Gregorios Palamas und Barlaam von Kalabrien in kirchenslavischer U bersetzung. Freiburg i. Br., 2014 (Monumenta Linguae Slavicae Dialecti Veteris. Fontes et Dissertationes. Vol. 63).
Loenertz K. J. La Socie te des fre res pe re grinants. E tude sur l’Orient dommicain. Rome, 1937.
Meyendorff J. Les debuts de la controverse hesychaste // Byzantion. 1953. Vol. 23. P. 87–120.
Nicephori Gregorae historiae Byzantinae / I. Bekker, L. Schopen, ed. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). Vol. 1. Bonn, 1829.
Sinkewicz R. E. A new interpretation for the fi rst episode in the controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas // Journal of Theological Studies. 1980. Vol. 31. P. 489–500.
Γρηγορίου τοE ΠαλαμI συγγράμματα / P. K. Chrestou, ed. Thessalonica, 1962. Vol. 1.
Σπουρλάκου-Ε^τυχιάδου Α. Ο αντιλατίνος Βαρλαάμ Καλαβρός. Οι πρός Λατίνους λόγοι του περί του Αγίου Πνεύματος και η σχετική διένεξη του με τον αγίο Γρηγόριο Παλαμά // Επιστημονική Επετήρις της Θεολογικής Σχολής. Αθήναι, 2006.
Канаева Эльга Юрьевна
Авдеев Александр Григорьевич
Авдеев А. Г. Идеальная стихотворная эпитафия для идеального архипастыря: из века XVII в век XVIII // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 41-62 DOI: 10.15382/sturII201774.41-62
В статье исследуются русские силлабические эпитафии эпохи барокко, активно бытовавшие в «кладбищенской» поэзии с последней четверти XVII в. до начала 1770-х гг. Сравнительный анализ эпитафий патриарху Никону, написанных в 1681/82 г. архимандритом Ново-Иерусалимского монастыря Германом, с эпитафиями провинциальным архиереям, созданными в конце XVII — начале 1770-х гг., показывает, что им была разработана структура эпитафии идеальному архипастырю, сочетавшая агиотипы и биографические факты. В XVIII в. ей в той или иной степени следовали авторы эпитафий епархиальным архиереям. В основу создаваемого ими образа идеального архипастыря были положены агиотипы следования тезоименитым святым и доброго пастыря, кротко, милостиво и смиренно пасущего «словесное стадо».
эпиграфика Московской Руси, русская эпиграфика XVIII в., стихотворная эпитафия, силлабическая поэзия, агиотип, патриарх Никон, архимандрит Герман, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви
Авдеев А. Г. Старорусская эпиграфика и книжность. Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
Авдеев А. Г. Первая эпитафия патриарху Никону архимандрита Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Германа // Человек и мир человека: Сб. статей Всероссийской научной конференции 26 июня 2006 г. Вып. III. Ч. I. Рубцовск: Рубцовский индустриальный институт, 2006. С. 197–208.
Авдеев А. Г. Барочные и агиографические черты в первой эпитафии Патриарху Никону архимандрита Германа // Человек в культуре русского барокко: Сб. статей по материалам международной конференции. М., 2007. С. 299–317.
Авдеев А. Г. Барочные и агиографические черты в первой эпитафии патриарху Никону архимандрита Германа // Вопросы теологии. Вып. 4: Материалы IV международной богословской научно-практической конференции 16 марта 2007 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2007. С. 142–160.
Авдеев А. Г. Стихотворная эпитафия черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба // «Отголосок прошедшего в будущем»: Сб. научных статей преподавателей и аспирантов Исторического факультета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 80–92.
Авдеев А. Г. Русская стихотворная эпитафия последней четверти XVII — начала XVIII в. как фактор культуры восточнославянского барокко // Истоки и традиции славянской письменности и культуры: Материалы областной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (МГОГИ, 23 мая 2012). Орехово-Зуево, 2012. С. 70–101.
Авдеев А. Г. Русская стихотворная эпитафия последней четверти XVII — начала XVIII в. как феномен культуры восточнославянского барокко // Антропология литературы: методологические аспекты проблемы: Сб. научных статей: В 3 ч. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. Ч. 3. С. 14–22.
Авдеев А. Г. Стихотворная эпитафия Черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба // W kręgu problemów antropologii literatury. W stronę antropologii niezwykłości. Studia pod red. W. Supy. Białystok: wyd. Uniwersytetu w Białymstoku, 2013. S. 19–30.
Авдеев А. Г. Некоторые проблемы изучения русской стихотворной эпитафии последней четверти XVII — начала XVIII в. // ВЭ. Вып. VII: Материалы I Международной конференции «Вопросы эпиграфики»: В 2 ч. М., 2013. Ч. 2. С. 206–230.
Александрова И. Б. Поэтическая речь XVIII века: Учеб. пособие. М.: Флинта Наука, 2005.
Богданов А. П. Стих и образ меняющейся России. Последняя четверть XVII — начало XVIII в. М.: ИРИ РАН, 2005.
Брюсова В. Г. Холмогорский летописец и художник XVII в. (об одном из авторов Двинской летописи) // ТОДРЛ. 1961. Т. XVII. С. 445–453.
Василёв И. И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей (с рисунками и планами). СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1898.
Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века: Церковно-исторический очерк. СПб.: тип. И. В. Леонтьева, 1908.
Доба гетьмана Iвана Мазепи в документах / С. Павленко, сост. Київ: Вид. дім “Києво-Могилянська академія”, 2008.
Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского, с присовокуплением плана города Пскова. Ч. 3–4. Киев: тип. Киево-Печерской лавры, 1831.
Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М.: Северный паломник, 2002.
Зеленская Г. М., Святославский А. В. Некрополь Нового Иерусалима: Историко-семиотическое исследование. М.: Древлехранилище, 2006.
Лабынцев Ю. А. Греко-«славенские» эпитафии Евфимия Чудовского // Славяноведение. 1992. № 2. С. 102–108.
Макарий (Миролюбов) архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии. СПб.: Синодальная типография, 1857. VI, II, 514 c., илл.
Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей: История Нижегородской иерархии. Н. Новгород, 1999.
Мильчик М. И. Разгадка загадки портретов архиепископа Афанасия, или Еще раз об их атрибуции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. научных статей. Вып. III / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП — Принт, 2013. С. 254–257.
Новосадский Н. И. Греческая эпиграфика. Ч. I. М.: Изд. Московского археологического ин-та, 1915.
Полякова С. Византийские жития как литературное явление // Жития византийских святых. СПб.: Cоrvus, Terra Fantasnica, Росско, 1995. С. 5–38.
Преосвященные архиереи, погребенные в Вологодском Софийском соборе // ВолГВ, 1852. Часть неофиц.
Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006.
Сербина К. Н. Двинской летописец // ВИД. Т. V. Л.: Наука, 1971. С. 196–214.
Суворов Н. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. М.: тип. Бахметьева, 1863.
Сукина Л. Б. «Эпитафия Димитрию Ростовскому» Стефана Яворского в контексте культуры переходного времени // История и культура Ростовской земли. 2004. Ростов, 2005. С. 125–130.
Сукина Л. Б. От «учителя» и «учительства» к «ученому мужу» и «учености»: образ «ученой» деятельности в русской эпитафии XVII века // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 3. С. 68–72.
Таирова-Яковлева Т. Г. Повседневная жизнь, досуг и традиции казацкой элиты украинского гетманства. СПб.: Алетейя, 2016.
Фёдоров Анания. Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суждале. О построении и наименовании его, и о бывшем прежде в нем великом княжении, и о протчем к том потребном ради любопытных собранное из различных показаний в кратце // Временник ОИДР. 1855. Кн. 22: Материалы. С. 1–212.
Фёдоров Анания. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. Владимир: Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2012 (Публикация музейного памятника).
Царькова Т. С. Русская стихотворная эпитафия XIX–XX веков: Источники. Эволюция. Поэтика. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 1999.
[Шереметевский В. Н.]. Русский провинциальный некрополь. Т. 1: Губернии Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербурская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. М.: Изд-во Т-ва И. И. Кушнерев и Ко, 1914 (репр.: СПб., 2006).
Авдеев Александр Григорьевич
Cуслова Евгения Дмитриевна
Cуслова Е. Д. Карельский священник-самозванец перед лицом церковных властей в первой трети XVIII века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 63-79 DOI: 10.15382/sturII201774.63-79
Статья посвящена малоизученной в историографии проблеме регламентации церковной властью процедуры комплектования причтов в приходах Заонежской десятины Новгородской митрополии в раннее Новое время. Вопрос рассматривается сквозь призму исследования материалов судебного дела, разобранного епископом Карельским и Ладожским Аароном в 1716–1721 гг. и связанного с фактом служения в церкви ставленника, уверившего приходскую общину в своем рукоположении в сан. В основу исследования положен анализ социальных, родственных и фамильных связей ставленника, членов церковного причта и прихожан на протяжении нескольких десятилетий. Житейская ситуация изучается в широком контексте, с учетом действовавших норм законодательства и в русле мер, предпринятых новгородскими митрополитами по организации низшего церковного управления во второй половине XVII — первой трети XVIII в. Реконструкция особенностей выбора ставленника на должность священнослужителя в Фоймогубском приходе позволила заключить, что общины Заонежья активно пользовались своими традиционными правами. В то же время церковная администрация с целью реализации требований законодательства по регламентации процедуры комплектования причтов предприняла комплекс мер, направленных на организацию более эффективной системы управления округами с целью выстраивания более жесткой вертикали власти. Новгородским митрополитам в значительной степени удалось добиться проведения в жизнь определений церковных соборов в карельских приходах не только путем постепенного усложнения аппарата управления, но и благодаря опоре на избранных представителей из числа местных клириков, занявших должности поповских старост.
традиции общинного самоуправления, крестьянская община, приходские выборы духовенства, священнослужитель, хиротония, православный церковный приход, Новгородская митрополия, Заонежская десятина, Олонецкий уезд, Русская Православная Церковь, раннее Новое в
Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. 2: Деятельность земского мира. Земство и государство. М., 1912.
Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской церкви в конце XVII в.: Церковно-исторический очерк. СПб., 1908.
Греков Б. Д. Новгородский дом Святой Софии (опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины). СПб., 1914.
Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. СПб., 2003 (переизд. с изд. 1867 г.).
Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003 (переизд. с изд. 1873 г.).
Камкин А. В. Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII веке: Автореф. дис. … д-р ист. наук. М., 1993.
Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Т. 2. М., 1992 (переизд. с изд. 1959 г.).
Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну: В 3 т. Т. 1. СПб., 2014.
Перов И. Ф. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI—XVII вв. Рязань, 1882.
Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII — начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск, 2009.
Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV — первая треть XX в.). М., 1999.
Старицын А. Н. Просопография северной деревни времен церковной реформы XVII в. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2014. № 2 (56). С. 5–10.
Суслова Е. Д. Церковь и крестьянское сообщество в Карелии в конце XV — начале XVIII в.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2012.
Суслова Е. Д. Церковно-приходская система в Карелии конца XV — начала XVIII века. Петрозаводск, 2013. URL: http://carelica.petrsu.ru/Reading_hall/Suslova/Titul.pdf (дата обращения 17.10.2016).
Суслова Е. Д. Служители церкви в Карелии раннего Нового времени: складывание династий. Петрозаводск, 2013. URL: http://carelica.petrsu.ru/CARELICA/Suslova_2.html (дата обращения 17.10.2016).
Тимошенкова З. А. Приходские церкви и крестьянский мир на северо-западе России во второй половине XVII — начале XVIII в. // Средневековая и новая Россия: Сб. науч. ст. к 60-летию проф. И. Я. Фроянова. СПб., 1996. С. 474–493.
Freeze Gregory L. The Russian Levites: parish clergy in the eighteenth century. Cambridge; L., 1977.
Cуслова Евгения Дмитриевна
Матисон Андрей Викторович
Матисон А. В. К вопросу о награждении скуфьями православных священников в России в XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 80-85 DOI: 10.15382/sturII201774.80-85
В статье рассматривается неизученная проблема о награждении скуфьями православных священников в XVIII в. Многие исследователи ранее считали, что скуфьи как особый вид награды появились только в конце XVIII в. — в царствование императора Павла I. Вместе с тем в 1860-е гг. в одном из региональных изданий («Вологодские епархиальные ведомости») развернулась полемика об употреблении скуфей православными священниками в России, в ходе которой были высказаны разнообразные соображения по этому вопросу, хотя авторы так и не смогли прийти к единому мнению о времени превращения скуфьи в награду для православного духовенства. В публикуемой статье приводятся результаты изучения сохранившихся среди делопроизводственных материалов Тверской духовной консистории дел о награждении скуфьями священников Тверской епархии. Все они относятся к 1780-м гг., когда епархией управлял архиепископ Иоасаф (Заболотский). В целом удалось найти свидетельства о восьми подобных награждениях. В отличие от имевших хождение повседневных черных скуфей, даруемые в качестве награды скуфьи были малинового или зеленого цвета и иногда вручались одновременно с набедренниками. В статье анализируются особенности подобных награждений и высказывается предположение, что дарование скуфей священникам в XVIII в. не было общепринятой практикой и зависело от воли конкретного правящего архиерея. Ситуация изменилась только в 1797 г., когда фиолетовые скуфьи приобрели статус императорских наград и вручение их приобрело регламентированный и упорядоченный характер.
духовенство, награды, скуфья, Россия, Тверская епархия, XVIII в.
Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003 [переиздание].
Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Минск, 2007 [переиздание]. Т. 2.
Невоструев К. И. О скуфье и камилавке, употребляемых священнослужителями в Греческой и Русской Церкви // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1869. № 1. С. 21–35.
Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917 // История Русской Церкви. М., 1996 [переиздание]. Т. 8. Ч. 1.
Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. М., 2007 [репринт].
Суворов Н. О скуфьях священнических и диаконских в древней России // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1867. № 19. С. 659–660.
Сулоцкий А. И., протоиерей. Священнические и диаконские скуфьи в старину // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1869. № 2. С. 61–69.
Сулоцкий А. И., протоиерей. Еще несколько слов о священнических и диаконских скуфьях в старину // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1869. № 19. С. 743–753.
Матисон Андрей Викторович
Грачева Юлия Евгеньевна
Грачева Ю. Е. К вопросу об устройстве приходских училищ в Дерптском округе // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 86-93 DOI: 10.15382/sturII201774.86-93
В статье анализируется процесс обсуждения основных принципов устройства приходских училищ Дерптского округа в начале XIX в. Автор ставит перед собой задачу выявить возможные варианты преобразований низших учебных заведений в Прибалтике, определить отношение членов Главного Правления училищ к предложенным проектам, а также подчеркнуть своеобразие образовательных реформ в Остзейском крае. Основные документы, определившие устройство учебных заведений в Дерптском округе, изначально учитывали местные особенности. Прибалтийское дворянство было заинтересовано в распространении образования в своих губерниях и хотело влиять на проведение учебных реформ. Это входило в противоречие с уставом учебных заведений и вызывало недовольство университетских профессоров. Серьезные разногласия вызывал вопрос о необходимости выделения штатной суммы на содержание первоначальных училищ и учительских семинарий. В статье подробно показана деятельность одного из активнейших членов Дерптской Училищной комиссии, автора первоначального проекта о приходских училищах профессора Г. Ф. Паррота. Были исследованы архивные материалы, показывающие, как менялись основные идеи об устройстве низших учебных заведений в прибалтийских губерниях при обсуждении их членами Министерства народного просвещения. Также была отмечена двойственность образовательной политики императора Александра I, предполагавшего возможность существования сети приходских училищ на содержании дворянства без государственного обеспечения.
приходские училища, Дерптский учебный округ, профессор Г. Ф. Паррот, устав учебных заведений, прибалтийское дворянство
Андреев А. Ю. Император Александр I и профессор Г. Ф. Паррот: к истории возникновения «университетской автономии» в России // Отечественная история. 2006. № 6. С. 19–30.
Грачева Ю. Е. Разработка образовательных реформ в Главном Правлении училищ в 1803–1804 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2016. Вып. 3. С. 17–30.
Петухов Е. В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский университет за сто лет его существования. Т. 1. Юрьев, 1902.
Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902.
Bienemann F. Der Dorpater Professor G. F. Parrot und Kaiser Alexander I. Reval, 1902.
Грачева Юлия Евгеньевна
Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей
Хондзинский П. В. Восприятие идей И. Канта в богословском наследии свт. Иннокентия (Борисова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 94-102 DOI: 10.15382/sturII201774.94-102
Среди русских духовных школ первой четверти XIX в. Киевская академия в лице своего профессора И. М. Скворцова первой проявила серьезный интерес к немецкой классической философии. Следы этого интереса мы, в частности, находим в трудах святителя Иннокентия (Борисова), христология и экклесиология которого несут на себе черты явной и скрытой полемики с И. Кантом. Последний, спроецировав вопрос о нравственной мотивации поступка в христологию, ставил под сомнение либо божественность Спасителя, либо возможность нравственного подражания Ему его последователей, а следовательно, и возможность нравственного единства с Ним. Отвечая на этот вызов, святитель Иннокентий учил о постепенном осознании Христом своей Божественности и об особом акте Промысла, позволяющем Христу в момент Гефсиманского моления преодолеть страх смертных страданий силою только человеческого естества. Хотя предложенная святителем концепция давала более или менее убедительный ответ «внешним», с точки зрения «внутреннего» учения Церкви следствием такого подхода становилось возникновение очевидного разрыва между природой и лицом. Правда, святитель снимал все возражения ссылкой на то, что в случае Христа мы стоим перед лицом особой «тайны Божией», однако именно здесь пробиваются первые ростки богословского персонализма, давшего такие богатые всходы в русском богословии второй половины XIX в.
персонализм, христология, антропология, личность, Кант, свт. Иннокентий (Борисов), Гефсиманское моление, нравственная мотивация, Киевская академия, русское богословие
Аскоченский В. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году. СПб., 1863.
Гаврюшин Н. К. Русское богословие: Очерки и портреты. Н. Новгород, 2011.
Иннокентий (Борисов), свт. Лекции по обличительному богословию (НИОР. РГБ. Ф. 173.1. № 564).
Иннокентий (Борисов), свт. Сочинения: В 6 т. СПб. 1908.
Кант. И. Трактаты и письма. М., 1980.
Круглов А. Н. Философия Канта в России в конце XVIII — первой половине XIX века. М., 2009.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXXII. СПб., 1830.
Творения преподобного Иоанна Дамаскина: Источник знания. М., 2002.
Филарет, митр. Московский, свт. Письма к родным. М., 1882.
Филарет, митр. Московский, свт. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. СПб., 1885—1888. Т. I.
Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей
Сухова Наталия Юрьевна
Сухова Н. Ю. Патриарх Фотий и его роль в оппозиции Восток±Запад в оценке представителей российских духовных академий конца XIX - начала XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 103-119 DOI: 10.15382/sturII201774.103-119
Статья посвящена исследованиям русских богословов об одной из известнейших исторических личностей в истории Христианской Церкви первого тысячелетия — патриарха Константинопольского Фотия (IX). Личность и деяния патриарха Фотия крайне неоднозначно оценивались и оцениваются не только западными, но и восточными богословами как с церковно-исторической, так и с богословской точек зрения. Для русского христианства патриарх Фотий имеет особое значение: достаточно вспомнить «Фотиево крещение», Фотиевы гомилии «на нашествие россов» (860), «окружное послание» к Восточным патриаршим престолам (1867), тесно связанных с патриархом Фотием славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Статья охватывает 30 лет (1885–1915) и имеет два временных «узла»: 1885–1900 и 1900–1915 гг. На основе комплекса опубликованных и неопубликованных документов автор рассматривает спектр оценок святейшего патриарха Фотия русскими богословами и церковными деятелями, выделяя три направления: славистов, ценивших в патриархе Фотии его роль в христианском просвещении славян; грекофилов, требовавших внесения имени патриарха Фотия в русские месяцесловы; борцов с «восточным папизмом», признававших исторические и богословские заслуги патриарха Фотия, но твердо стоявших на непризнании его канонизации. Однако все эти позиции вкупе были в значительной степени обусловлены взглядами конца XIX — начала XX в.: отношениями Православных Церквей той эпохи, спецификой церковно-государственных отношений в самой России, которые нередко переносились и на пресловутую «византийскую симфонию». Таким образом, «дело патриарха Фотия» стало определенной лакмусовой бумагой, выявлявшей «болевые точки» и внутренние дискуссии в русском академическом богословии.
патриарх Фотий, русское богословие, православные духовные академии, славистика, византинистика
Антоний (Храповицкий), архиеп. Чей должен быть Константинополь? // Религии мира: История и современность. 2002. М., 2002. С. 197–204.
Блиев В. Р. Споры о патриархе Фотии: к проблеме «византийского папизма» в отечественной историографии // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152: Гуманитарные науки. Кн. 3. Ч. 1. С. 179–186.
Будилович А. С. К предстоящему тысячелетию со дня смерти патриарха Фотия // Русский филологический вестник. 1890. № 4; отд. отт.: Варшава, 1890.
Булатов С. А. Слово в день тысячелетия со дня кончины просветителя славян святителя Мефодия, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря // Труды Киевской духовной академии. 1885. № 5. С. 62–69.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1913.
Византийский И. [Соколов И. И.] Святейший Фотий, Патриарх Константинопольский. Историческая справка (к 6 февраля) // Церковные ведомости. 1900. № 5. Часть неоф. С. 193–201.
Герасим (Яред), иером. Отзывы о св. Фотие, патриархе Константинопольском его современников — в связи с историей политических партий Византийской империи // Христианское чтение. 1872. № 1, 4, 6, 8, 12; 1873. № 4, 6, 8, 12; отд. изд.: СПб., 1874.
Герд Л. А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на Православном Востоке (1878–1898). М.: Индрик, 2006. С. 164–167.
Герд Л. А. Константинопольская патриархия и Русская Церковь перед революцией // Государство. Религия. Церковь. 2016. № 1 (34). С. 293–300.
Голубинский Е. Е. Святые Константин и Мефодий, первоучители Славянские: Речь, произнесенная в торжественном собрании Московской духовной академии, 6 апреля 1885 г. // Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе. 1885. Ч. XXXVI. Кн. 3. С. 160–228.
Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь / Е. И. Л[овягин], вступ. ст., пер. и коммент. // Христианское чтение. 1882. № 9/10. С. 414–443.
Зернин А. Очерк жизни Константинопольского патриарха Фотия. М., 1858.
Златоверховников М., прот. Слово в день тысячелетия кончины св. Мефодия, просветителя славян, сказанное при торжественном богослужении в Киево-Софийском кафедральном соборе // Труды Киевской духовной академии. 1885. № 5. С. 49–61.
Иванцов-Платонов А. М. К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском // Журнал Министерства народного просвещения. 1892. Ч. 280. Отд. II. С. 121–148; Ч. 281. Отд. II. С. 1–72; 299–315; 1892. Ч. 283. Отд. II. С. 1–60; 205–251.
Лебедев А. П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. М., 1900.
Лебедева Г. Е. Из истории византиноведения и неоэллинистики в России: И. И. Соколов // Μοσχοβια: Проблемы византийской и новогреческой филологии. 60-летию Б. Л. Фонкича. М., 2001. С. 229–246.
Лисовой Н. Н. Русская Церковь и Патриархи Востока: Три церковно-политические утопии XX века // Религии мира: История и современность. 2002. М., 2002. С. 148–149.
Малинин В. Н. Слово, сказанное 7 апреля в церкви Киево-Братскаго монастыря, в день празднования тысячелетия, при торжественном чествовании памяти апостола славян святого Мефодия // Труды Киевской духовной академии. 1885. № 5. С. 70–83.
Малышевский И. И. Свв. Кирилл и Мефодий: Речь, произнесенная на акте в Киевской духовной академии 7 апреля 1885 г. // Труды Киевской духовной академии. 1885. № 5. С. 84–121; № 6. С. 149–208; № 7. С. 380–419; № 8. С. 526–581; № 9. С. 49–105; № 10. С. 275–310; № 11. С. 424–469.
Михаил (Семенов), иером. Собрание церковных уставов Константинопольского патриархата 1858–1899 гг. в русском переводе с историей их происхождения. Казань, 1902.
Нечто по поводу статьи «Гражданин» (№ 38), по случаю чествования памяти патриарха Фотия в Славянском благотворительном обществе 6 февраля 1891 года // Московские ведомости. 1891. № 59; перепечатано: ПО. 1891. № 3. С. 640–648.
Ответ на ответ «Гражданина» в № 65 // Московские ведомости. 1891. № 77 (19 марта). С. 1–3.
Павлов А. С. Теория восточного папизма // Православное обозрение. 1879. № 11. С. 476–499; № 12. С. 734–765.
Пальмов И. С. Кирилло-Мефодиевские предания у юго-западных славян латинского обряда: Речь в торжественном собрании Санкт-Петербургской духовной академии в день тысячелетней памяти блаженной кончины первоучителя славян св. Мефодия 6 апреля // Христианское чтение. 1885. № 5/6. С. 741–770.
Пальмов И. С. Цареградский патриарх Фотий и его отношение к современному ему славянству: Речь, произнесенная в торжественном собрании С.-Петербургского славянского благотворительного общества в зале Городской думы, 25 ноября 1890 г., по поводу истекающего в 1891 г. тысячелетия со времени кончины патриарха Фотия. СПб., 1890.
Порфирий (Успенский), архим. Драгоценная для России находка на Святой Горе Афонской // Церковная летопись. 1861. 11 ноября. С. 688–700.
Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические заметки: В 8 ч. Т. III, VII. СПб., 1896, 1901.
Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в cредневековых пиcьменных источниках / П. В. Кузенков, вступ. ст., пер. и коммент. // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г. М.: Восточная литература, 2003. С. 3–172.
Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. Т. II: Святой Восток. М., 1876.
Соколов И. И. Константинополь, Палестина и Русская Церковь // Религии мира: История и современность. 2002. М., 2002. С. 156–196.
Соколов И. И. Константинопольская церковь в XIX веке: Опыт исторического исследования. Т. I. СПб., 1904.
Соколов И. И. Константинопольская церковь в XIX веке: Опыт исторического исследования. Т. 1. Казань, 1904.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви: В 3 т. СПб., 1859.
Филарет [(Дроздов), архим. Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви, с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к Восточным патриаршим престолам. СПб., 1815.
Фотия, Святейшего патриарха Константинопольского, письма // Христианское чтение. 1845. Ч. III, IV; 1846. Ч. II.
Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского. СПб., 1864.
Hergenröther J. Photius, Patriarch von Konstantinopel: sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma: In 3 Bd. Regensburg, 1867–1869.
Monumenta graeca ad Photium, ejusque historiam pertinentia / Collected and edited by J. Hergenrö ther. Regensburg, 1869.
Сухова Наталия Юрьевна
Петрова Екатерина Владимировна
Петрова Е. В. Католические общины сестер милосердия на территории Российской империи // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 120-128 DOI: 10.15382/sturII201774.120-128
Статья посвящена исследованию католических общин сестер милосердия в Западном крае Российской империи в первой половине XIX в. На основе анализа источников выявляются индивидуальные особенности не только католических, но и других отечественных общин, появившихся на территории империи в этот период. После присоединения католических территорий Польши к Российской империи государственное управление охватило католические монастыри и Ордена, в том числе и Конгрегацию дочерей милосердия св. Викентия де Поля. На территории империи католические общины занимались общественным призрением и миссионерской деятельностью. Однако после польского восстания 1830–1831 гг. российское правительство стало рассматривать общины как политическую угрозу. В связи с этим проблема существования католических общин требовала решения. В 1842 г. их деятельность была значительно урезана. Существовал ряд проектов по переустройству конгрегации дочерей милосердия губернаторами Западного края В. И. Назимовым и И. В. Васильчиковым. Польское восстание 1863 г. не дало воплотить в жизнь их идеи, в результате чего все проекты по католическим общинам сестер милосердия были отменены. К 1870 г. на территории Царства Польского на законных основаниях была открыта Варшавская община сестер милосердия при храме св. Казимира, сестры которой работали в больницах Приказа общественного призрения. Община была лишена права самостоятельного распоряжения капиталами, заведование больницами касательно духовных дел подчинялось местному епархиальному начальству.
сестры милосердия, общины, Конгрегация дочерей милосердия, Конгрегация миссий, лазаристы, св. Викентий де Поль, Российская империя, Речь Посполитая, Министерство народного просвещения, Приказы общественного призрения
Вишленкова Е. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002.
Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге за пятидесятилетие (1844–1894). СПб., 1894.
Карпычева Л. А. Общины сестер милосердия и православная церковь // Она же. «На небесах уготовится истина Твоя»: Неравнодушные мысли верующего человека. СПб., 2009. С. 259–278.
Карпычева Л. А. Сестры милосердия. История в свете современности // Начало: Журнал Института богословия и философии. 2005. № 14. С. 128–145.
Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. История Католической Церкви в России. СПб., 2014.
Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
Петрова Екатерина Владимировна
Постернак Андрей Владимирович, священник
Постернак А. В. Статус и деятельность диаконисс Евангелическо-лютеранской Церкви в Российской империи (середина XIX - начало XX века) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 129-143 DOI: 10.15382/sturII201774.129-143
В статье рассматривается история общин диаконисс Евангелическо-лютеранской Церкви в Российской империи. Общины находились в ведении Генеральной консистории Лютеранской Церкви, имевшей свой устав (1832), согласно которому Церковь находилась под контролем Министерства внутренних дел. Общины диаконисс располагались в шести остзейских, Санкт-Петербургской и Московской провинциях Лютеранской Церкви, где существовали местные консистории. Общины диаконисс с середины XIX в. располагались в таких крупных центрах, как Санкт-Петербург (1858), Рига (1862), Митава (1866), Ревель (1872), и ряде других городов и поселков. Диакониссы трудились в местах компактного проживания немцев-лютеран в Прибалтике и на юге России (Херсонская губерния). Они обязаны были вести жизнь согласно предписаниям Евангелической Церкви, выполняя функции профессиональных сестер милосердия в госпиталях, в приютах для сирот и на дому. По этой форме деятельности диакониссы имели сходные статус и функции с сестрами милосердия Российского общества Красного Креста согласно Нормальному уставу (1903). Дискуссии о статусе сестер Марфо-Мариинской обители великой княгини Елизаветы Федоровны в 1911–1914 гг. показывают, что конфессиональная направленность общин протестантских диаконисс сближает их с аналогичной деятельностью сестер обители, организованной в рамках православной традиции.
диакониссы, «материнские дома» диаконисс, Евангелическолютеранская Церковь, благотворительность в Российской империи, остзейские провинции, сестры милосердия, Марфо-Мариинская обитель, немцы в России
Аржанухин В. В. Лютеранство // Религии Санкт-Петербурга. СПб., 2002. С. 109–145.
Вернер В. А. Евангелические учреждения в Петербурге // Немцы в России: Проблемы культурного взаимодействия. СПб., 1998. С. 225–245.
Карпычева Л. А. Из истории «женского милосердного» служения в России XIX века // Она же. «На небесах уготовится истина Твоя»: Неравнодушные мысли верующего человека. СПб., 2009. С. 211–223.
Керзум А. П., Лейкинд О. Л., Северюхин Д. Я. Благотворительность в Санкт-Петербурге. 1703–1918: Историческая энциклопедия. СПб., 2016.
Кобак А. В., Антонов В. В. Лютеранская церковь Христа Спасителя при Евангелической больнице // Санкт-Петербург: Энциклопедия. URL:http://www.encspb.ru/object/2804678099?lc=ru (дата обращения: 18.11.2016).
Немцы России: Населенные пункты и места поселения: Энциклопедический словарь / В. Ф. Дизендорф, сост. М., 2006.
Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
Постернак А., свящ., Иноземцева С. А., Козловцева Е. Н. К вопросу о присвоении звания диаконисс сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия // Служение женщин в Церкви: Исследования / Отв. ред. С. Н. Баконина. М., 2013. С. 448–463.
Шкаровский М. В. Епископ Конрад Фрейфельд (доклад 8 апреля 2015 г.). URL:http://spbda.ru/publications/professor-m-v-shkarovskiy-episkop-konrad-freyfeld, опубликовано 07.05.2015 (дата обращения: 06.11.2016).
Amburger E. Deutsche in Staat, Wirtschaft und Gesellschaft Russlands: die Familie Amburger in St. Petersburg, 1770–1920. Wiesbaden, 1986.
Blessig E. Das Evangelische Hospital und Diakonissenhaus. Deutsches Lebenimalten St. Petersburg. Ein Buch der Erinnerung / Hrsg. v. H. Pantenius, O. Grosberg. Riga, 1930. P. 128–130.
Felgentreff R. Das Diakoniewerk Kaiserswerth 1836–1998. Dusseldorf; Kaiserswerth, 1998.
Fliedner G. Theodor Fliedner. Durch Gottes Gnade Erneuerer des apostolischen Diakonissenamtes in der evangelischen Kirche. Sein Leben und Wirken. Bd. 1–3. Kaiserswerth, 1908–1912.
Gerhardt M. Theodor Fliedner, Ein Lebensbild. Bd. 1–2. Kaiserswerth, 1933–1937.
Hillner G. Das Evangelische Hospital und Diakonissenhaus zu St. Petersburg // Mitteilungen und Nachrichten fur die evangelische Kirche in Russland. Riga, 1913. Bd. 66. P. 121–130.
Koser S. Den neine Diakonisse darf kein Alltagsmensch sein. Kollektive Identitaten Kaiserswerther Diakonissen, 1836–1914. Leipzig, 2006.
Kosmos Diakonissenmutterhaus — Geschichte und Gedachtnis einer protestantischen Frauengemeinschaft / Hrsg. v.U.Gause, C. Lissner. Leipzig, 2005.
Kruczek D. Theodor Fliedner, Mein Lebenfurdas Leben: Eine Biographieuberden Grunder der Kaiserswerther Diakonie. Neukirchener Aussaat, 1999.
Norbert Fr. Der Kaiserswerther. Wie Theodor Fliedner Frauen einen Beruf gab. Berlin, 2010.
Okonomie der Hoff nung — Impulse zum 200. Geburtstag von Theodor und Friederike Fliedner / Hrsg. v. Kaiserswerther Diakonie. Kaiserswerth, 2001.
Ruckteschell N. // Deutsche Biographische Enzyklopadie (DBE) / 2. Ausg. Hrsg. von R. Vierhaus. Munchen, 2007. Bd. 8. S. 590.
Schauer H. Frauen entdecken ihren Auftrag. Weibliche Diakonie im Wandels eines Jahrhunderts. Gottingen, 1960.
Zieger Kr. Die Bedeutung der deutschen Arztevereine fur das wissenschaftliche Leben, die medizinische Versorgung und soziale Belange der Stadt St. Petersburg von 1819–1914 / Diss. … Dr. med. Leipzig, 2003.
Постернак Андрей Владимирович, священник
Козловцева Елена Николаевна
Козловцева Е. Н. Изобразительные источники по истории общин сестер милосердия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 144-152 DOI: 10.15382/sturII201774.144-152
При изучении истории общин сестер милосердия исследователи практически не уделяют внимания изобразительным источникам, которые, между тем, могут дать очень ценный для науки пласт информации. Большинство исследователей используют визуальные материалы только для иллюстрации повествования, не придавая им значения самостоятельных исторических источников. К изобразительным источникам относятся кинохроники, фотографии, живопись, иконы, рисунки, плакаты, открытки и другие виды изображений. Основное внимание в статье уделено фотографиям как наиболее распространенным и доступным для исследователей источникам. Фотоснимки сестер милосердия в большом количестве представлены в архивах, многие опубликованы в юбилейных отчетах, в тематических альбомах, монографиях и на различных электронных ресурсах. Приводится классификация фотографических изображений: отдельные фото сестер милосердия, групповые портреты целой общины или отряда, здания общин, больницы и другие места работы сестер, санитарные вагоны и средства перевозки раненых, медицинский персонал за работой, бытовые сцены. Особенностью изучения фотографий является их заведомая субъективность, связанная с постановочностью кадров. В статье сводятся воедино различные методологические приемы анализа фотографий в ходе исторических исследований по истории общин сестер милосердия.
изобразительные источники, фотографии, сестры милосердия, общины, Российское общество Красного Креста, Флоренс Фармборо, Первая мировая война, благотворительность
Аймурзаева В. Б. Деятельность сестер милосердия в Якутских лепрозориях в 1890-х гг. — 1917 г. // Сборник студенческих научных работ. 2014. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 20–25.
Волкова Л. А., Рубанова И. В. По следам старых фотографий: К истории Русско-японской войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 11 (49): В 2 ч. Ч. I. C. 31–36.
Зинин А. М. Методические проблемы исследования портретных изображений как видов исторических документов // Фотография. Изображение. Документ. 2015. № 6 (6). С. 75–79.
Козловцева Е. Н. Московские общины сестер милосердия. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
Кочуков С. А. Деятельность сестер милосердия в Русско-турецкую войну 1877–1878 гг. (по материалам визуальных источников) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. № 25. С. 218–221.
Ланской Г. Н. Актуальные проблемы архивоведческого и источниковедческого изучения фотодокументов // Вестник архивиста. 2014. № 2 (126). С. 8–17.
Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005.
Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
Постернак А. В. Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2013. № 3. С. 72–82.
Постернак А., свящ. К вопросу о статусе диаконисс в восточных церквах в IV–VI вв. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. № 22. С. 387–389.
Смородина В. Мифы и реальность Первой мировой в документальной фотографии // Первая мировая: Война и миф. Б.м., 2014. С. 177–192.
Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894–1994: Очерки истории отечественной фотографии. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015.
Терентьева Л. А. Изобразительные источники: видовое разнообразие // Мультикультурная и многонациональная Россия: Материалы III Международной междисциплинарной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки, почетного профессора РУДН, академика МАН ВШ Тамары Васильевны Батаевой: В 2 ч. Ч. I: Актуальные проблемы отечественной истории и исторической науки: II половина XIX — начало XXI века. М.: РУДН, 2010. С. 470–484.
Троицкий Ю. Л. Визуальные исторические источники: Типология и информационный потенциал // Визуальные образы прошлого: Новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: Колл. монография / Под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 104–123.
Туровцева С. В. Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX — начала ХХ века: Опыт архивоведческого и источниковедческого исследования: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1995.
Ульянова Г. Н. Благотворительная помощь общества жертвам войны в 1914–1918 гг. // Россия в годы Первой мировой войны, 1914–1918: Материалы Международной научной конференции. М.: ИРИ РАН, 2014. С. 230–237.
Фармборо Ф. Первая мировая война: Дневники с фронта. М., 2014.
Козловцева Елена Николаевна

ПУБЛИКАЦИИ

Антощенко Александр Васильевич
Антощенко А. В. "Только духовная или сакраментальная связь, но никакой административной зависимости" Письма Г. П. Федотова Ф. Г. Спасскому 1946, 1947 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 155-167 DOI: 10.15382/sturII201774.155-167
Во введении к публикуемым письмам дается характеристика основным направлениям деятельности известного эмигрантского историка Г. П. Федотова накануне VII Всеамериканского собора Русской Православной Церкви (метрополии) в Северной Америке, состоявшегося в г. Кливленде (штат Огайо) в ноябре 1946 г. Г. П. Федотов разработал проект преобразования Свято-Владимирской духовной семинарии в академию и принял участие в составлении «Записки пяти профессоров», определявшей взаимоотношения метрополии с Московской Патриархией и Синодом Русской Православной Церкви за рубежом. В первом из публикуемых писем историк охарактеризовал суть «записки», предполагавшей только духовную или сакраментальную связь метрополии с Московской Патриархией, но отрицавшей какую-либо административную зависимость от нее. Он проанализировал социальный состав делегатов cобора, принявших решение, схожее с предложением «пяти профессоров». В написанном через год письме Г. П. Федотов определил перспективу развития отношений с Московской Патриархией как шаги в направлении к автокефалии. Публикуемые источники дают ценную информацию как о положении Русской Православной Церкви в Северной Америке в 1946–1947 гг., так и о значимых событиях биографии историка в так называемый американский период его жизни.
Г. П. Федотов, Ф. Г. Спасский, VII Всеамериканский православный собор, митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Леонтий (Туркевич), митрополит Григорий (Чуков), епископ Иоанн (Шаховской), М. М. Карпович, Б. И. Николае
Антощенко Александр Васильевич