/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :6 (67)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Мазырин Александр Владимирович, священник

Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений

Мазырин А. В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 9-37

DOI: 10.15382/sturII201567.9-37
В статье рассматривается развитие взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в период правления святого Патриарха Тихона (1917–1925). Возникшие в греческой среде после поражения Турции в Первой мировой войне планы по превращению Константинополя в «реальный всеправославный центр» и подчинению ему остальных Поместных Церквей привели к развитию беспрецедентной экспансии Вселенской Патриархии в мировом масштабе, причем преимущественно за счет захвата епархий и приходов Русской Церкви. В целях превратить свое первенство чести в православном мире в первенство власти Константинополь был заинтересован в ослаблении Московского Патриархата. Одновременно с этим с 1922 г. стало проявляться стремление Фанара (Константинопольской Патриархии) заручиться поддержкой советской власти во взаимоотношениях с правительством Турции, а также в решении обострившихся материальных проблем Вселенского Престола. В совокупности эти причины привели к открытому переходу Константинопольской Патриархии на сторону обновленческого раскола в России в 1924 г., что сделало сохранение канонического общения с ним для Русской Православной Церкви практически невозможным.
Русская Православная Церковь, Константинопольский Патриархат, обновленческий раскол, межцерковные отношения, международная политика
1. Буевский А. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и Русская Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 3.
2. Буевский А. Патриарх Константинопольский Григорий VII и Русская Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 4.
3. Ермилов П. Константинопольская Православная Церковь [1908–1948 гг.] // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 37.
4. Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58).
5. История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней, 1917–1970. СПб., 1997. Т. 1.
6. Кострюков А. А. К истории взаимоотношений между Русской Зарубежной Церковью и Константинопольской Патриархией в 1920–1924 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6 (43).
7. Сафонов Д. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М., 2013.
8. Чибисова А. А. К вопросу о получении автокефалии Польской Православной Церковью // Церковь. Богословие. История: Материалы III Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 6–7 февраля 2015 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2015.
9. Шкаровский М. В. Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ века. М., 2014.

Мазырин Александр Владимирович, священник

Иванов Сергей Николаевич,

Церковное серебро в денежной реформе 1922-1924 гг

Иванов С. Н. Церковное серебро в денежной реформе 1922-1924 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 38-63

DOI: 10.15382/sturII201567.38-63
В статье говорится о расходе изъятых в 1922 г. церковных ценностей на чеканку монет в связи с реформой денежного обращения. Речь идет, прежде всего, о серебре, доля которого в стоимости отобранного в действующих храмах имущества, составила 86 %. Потребность в драгметаллах, как и самой реформе денежного обращения, существовала вне зависимости от проблемы голода 1921–1922 гг. и определялась отказом большевистских вождей от курса на безденежное хозяйство в условиях послевоенной разрухи. Доказательством для главного тезиса статьи послужила внутренняя отчетность подразделений Наркомата финансов и Наркомата Рабоче-Крестьянской инспекции, из которой следовало, что уже в период проведения кампании по изъятию и доставке церковных ценностей в Государственное хранилище, последнее рассматривалось как основной источник серебра для чеканки монет на Петроградском Монетном дворе. Сведения о церковном серебре присутствовали в отчетах об отправке металла из Гохрана на Монетный двор и ведомостях количества металла, предназначенного для чеканки монет. Потребность в серебре для выполнения производственных программ по чеканке превосходила имевшиеся запасы металла, что повлекло за собой приобретение серебра на зарубежных рынках и скупку монеты царской чеканки у населения страны. Серебро в денежной реформе играло роль вспомогательного фактора для укрепления доверия к бумажной казначейской валюте.
Русская Православная Церковь, церковные ценности, церковное серебро, чеканка монет, денежная реформа, денежное обращение, Монетный двор, Государственное хранилище, Наркомат финансов
1. Белов Е. И. Судьба церковных ценностей, изъятых советской властью в 1922 году // Вестник Русского студенческого христианского движения. Париж, 1972. № 104–105. С. 325–327.
2. Васильева О. Ю., Кнышевский П. Н. Красные конкистадоры. М., 1994.
3. Винокур С. М. Денежное обращение после реформы // Вестник финансов. 1926. № 4. С. 3.
4. Глейзер М. М. Ленинградский Монетный двор // Вопросы истории. М., 1975. № 1. С. 208.
5. Голанд Ю. М. Дискуссии об экономической политике в годы денежной реформы 1921–1924. М., 2006.
6. Денежная реформа 1921–1924 гг.: создание твердой валюты: Документы и материалы / Cост. Л. Н. Доброхотов, В. Н. Колодежный, В. С. Пушкарев. М., 2008.
7. Денежное обращение и кредитная система Союза ССР за 20 лет. М., 1939.
8. Иванов С., диак. Финансы и политика в реализации изъятых в 1922 г. церковных ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2015. № 5. С. 36–60.
9. Ларсонс М. Я. На советской службе. Записки спеца. Париж, 1930.
10. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 54. М., 1975.
11. Русский рубль. Два века истории. XIX–XX вв. М., 1994.
12. Сокольников Г. Я. Финансовая политика революции: В 2 т. М., 2006.
13. Юровский Л. Н. Денежная политика советской власти (1917 –1927): Избранные статьи. М., 2008.

Иванов Сергей Николаевич,

Реброва Мария Ивановна

Изъятие церковных ценностей на территории современной Донецкой области

Реброва М. И. Изъятие церковных ценностей на территории современной Донецкой области // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 64-77

DOI: 10.15382/sturII201567.64-77
Статья посвящена особенностям государственной кампании по изъятию церковных ценностей в Донецкой области. В статье рассматриваются этапы подготовки и реализации кампании, отношение к кампании священнослужителей и верующих и т. д. Автор показал, что кампания преподносилась местными властями как проявление волеизъявления народа. Между тем как в силу характера ее проведения она встретила сопротивление как духовенства, так и мирян. Автор полагает, что особенности проведения кампании были во многом обусловлены тем, что в промышленном Донецком регионе было мало храмов. В связи с этим в некоторых случаях изъятие церковных ценностей проводилось повторно, что порой приводило к полному опустошению церквей. Автор считает, что, возможно, по этой же причине для региона было характерно нежелание советских властей разрешать верующим выкуп церковных ценностей.
изъятие ценностей, церковное имущество, акты изъятия церковных ценностей, верующие, священники, голод 1921–1922 гг., помощь голодающим, Донецкий регион, Мариуполь, Святогорская лавра
1. Войналович В. А., Кочан Н. І. Релігійний чинник етнополітичних процесів на Донбасі: історія і сучасність. Киів, 2014.
2. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства // Махаон. 1999. № 1.
3. Максимчук Т. А. Донбасс: три страшных времени (URLhttp://dn.archives.gov.ua/articles/stat35.htm (дата обращения 31.08.2015)).
4. Никольский В. Н. Православное духовенство Донетчины, репрессированное в 1920–1950-х гг. (в документах и материалах: монография). Донецк, 2013.
5. Никольский В. Н. Религиозные течения и группировки в Донбассе середины 1920-х гг. // Новые страницы Донбасса: ДонГУ. 1994. Кн. 3.
6. Никифоренко А. Р. Вилучення церковных цiнностей пiд час голоду 1921–1922 рр. (На матерiалах Донеччини) // Матерiали науковоi конференцii «Iсторiя науки, полiтологiя». Кн. I. Донецьк, 1997.
7. Руденко Т. По Донбассу. Дом отдыха для рабочих Донбасса // Всероссийская кочегарка. 1922. № 168.
8. Самохвалов А. К изъятию ценностей в Святогорском монастыре // Всероссийская кочегарка. 1922. № 74.
9. Самохвалов А. По святым местам // Всероссийская кочегарка. 1922. № 86.
10. Тригуб О. Розкол Російської православної церкви в Україні (1922–39рр.): між державним політичним управлінням та реформацією. Миколаїв, 2009.
11. Фесенко А. М. Конфіскація церковних цінностей на Донеччині під час голоду 1921–1923 рр. // Вісник Черкаського університету. Вип. 133–134. Серія Історичні науки / М-во освіти і науки України, Черкаський нац. ун-т ім. Б. Хмельницького. Черкаси, 2008.
12. Хюренiна I. Ю. Антирелигиозная политика советской власти и общественные настроения в Донбассе в 1920-е гг. // Новi сторiнки iсторii Донеччини. Кн. 6. Донецьк, 1998.
13. Церковное золото голодающим // Приазовская правда. 1922. № 75.

Реброва Мария Ивановна

Личак Наталья Алексеевна

К истории изъятия церковных ценностей во Владимире

Личак Н. А. К истории изъятия церковных ценностей во Владимире // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 78-84

DOI: 10.15382/sturII201567.78-84
Статья раскрывает содержание мероприятий по изъятию церковных ценностей во Владимире в 1922 г. При поддержке созданных на местах комиссий по изъятию церковных ценностей из владимирских храмов и монастырей были изъяты ценные произведения искусства и старины. Советская власть испытывала большие финансовые трудности и искала выход из создавшегося положения путем пополнения бюджета преимущественно валютой за счет вывоза и продажи за границей церковного имущества. Голод в Поволжье стал поводом для пополнения казны за счет реализации изъятых церковных ценностей. На основании источников из государственных архивов было установлено, что изъятие церковных ценностей во Владимире началось 17 марта 1922 г. Губернским исполнительным комитетам предписывалось контролировать соблюдение инструкции «Об изъятии церковных ценностей». Сведения по изъятому имуществу собирал губернский финансовый отдел. Если верующие желали оставить богослужебные предметы, им предлагали заменить эти предметы соответствующим денежным или материальным эквивалентом. Изъятие ценностей в первую очередь коснулось наиболее богатых храмов и монастырей. В общей сложности во Владимире данной процедуре было подвергнуто 46 церквей, Успенский кафедральный собор, Княгинин монастырь. Общий вес изъятых предметов составил около 27 пудов. Архивные источники зафиксировали факты активного сопротивления духовенства во Владимирской епархии. В храмах распространялись антиправительственные слухи. К изъятию церковного имущества привлекались финансовые органы, специалисты губернского музея и обыватели. Кампания по изъятию церковных ценностей во Владимире прошла для государства успешно. Реализованные предметы поступили в Государственное хранилище республики, в Финансовый отдел Всероссийского Центрального исполнительного комитета, в музеи Владимирской губернии.
церковные ценности, Владимир, голод, комиссия по изъятию церковных ценностей, храмы, монастыри
1. Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автобиография. М.; Л.: Искусство, 1937.
2. Кутергина Ю. В. Политика Советского государства по отношению к Русской Православной церкви в 1918–1925 гг. во Владимирской губернии: Автореф. дис. канд. ист. наук. Иваново, 2008.
3. Левин О. Ю., Просветов Р. Ю. Изъятие церковных ценностей и «церковная революция» (1922–1923) (URL: http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=orthodox.10 (дата обращения 24.02.2015)).
4. Раскол в церкви // Призыв. 1922. № 70 (13 июня).
5. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000.
6. Федосова Ю. В. Закрытие церквей в провинциальных городах Владимирской губернии в 20-х гг. XX в. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: Научно-методический журнал. Серия «Исторические науки» (Волжский рубеж). Т. 12. 2006. № 9.

Личак Наталья Алексеевна

Табунщикова Людмила Викторовна

«Красная обрядность» на территории Донобласти в 1923-1924 гг

Табунщикова Л. В. «Красная обрядность» на территории Донобласти в 1923-1924 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 85-94

DOI: 10.15382/sturII201567.85-94
В статье на основании данных региональной периодики 1920-х гг. рассматриваются особенности зарождения, развития и угасания «красной обрядности» на территории Донобласти в 1923–1924 гг. Интерес советской власти к новой обрядности просуществовал с первых революционных лет вплоть до начала 1930-х гг., чтобы вновь возродиться в эпоху хрущевской «оттепели» — конца 1950-х — начала 1960-х гг. Именно исследованию данных процессов на региональном уровне в первой половине 1920-х гг. посвящена данная статья. Борьба с «пережитками прошлого» стала одним из наиболее заметных направлений антирелигиозной деятельности государства в первой половине 1920-х гг. После кампании по изъятию церковных ценностей власти нанесли идеологический удар по быту — созданием «октябрин», «гражданских похорон» и «красных свадеб». В Донском регионе данные ритуалы возникают в 1923 г. Наибольшую популярность получили «красные крестины, наименьшую — «гражданские похороны». Наиболее динамично данные процессы захватили город, в меньшей степени — село. В то время как в целом по стране в 1925 г. общественный интерес к «красной обрядности» достигает пика, в Донской области он угасает.
Русская Православная Церковь, красная обрядность, советские ритуалы, звездины, красные похороны, советский брак, крестины, обряды, Донская область, октябрины, антирелигиозная пропаганда
1. Крапивин М. Ю. Непридуманная церковная история: власть и Церковь в советской России (октябрь 1917 — конец 1930-х годов). Волгоград: Перемена, 1997.
2. Рольф М. Советские массовые праздники. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2009.
3. Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Кн. 1 / Сост. Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995.
4. Сердюкова Н. В. Государственная политика советского государства в области религии в 1920-е гг. (на материалах Северного Кавказа). Дис. … канд. ист. наук. М., 2006.
5. Слезин А. А. «За новую веру». Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодежи РСФСР (1918–1921 гг.). М., 2009.
6. Слезин А. А. Воинствующее безбожие в СССР второй половины 1920-х годов // Вопросы истории. 2005. № 9.
7. Соколова А. «Нельзя, нельзя новых людей хоронить по-старому» // Отечественные записки. 2013. № 5.

Табунщикова Людмила Викторовна

ПУБЛИКАЦИИ

Сухова Наталия Юрьевна; Копылова Елена Анатольевна

Неопубликованная статья святителя Тихона (Беллавина) (вступ. статья, публ. и примеч. Н. Ю. Суховой, расшифровка текста - Е. А. Копыловой, Н. Ю. Суховой)

Копылова Е. А. Неопубликованная статья святителя Тихона (Беллавина) (вступ. статья, публ. и примеч. Н. Ю. Суховой, расшифровка текста - Е. А. Копыловой, Н. Ю. Суховой) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 97-122

DOI: 10.15382/sturII201567.97-122
В публикации представлена ранее неизвестная статья святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея России, «Янсенизм». Статья была составлена на основе кандидатской диссертации святителя Тихона «Кенель (Quesnel) и отношение его к янсенизму» (1888) и в марте 1891 г. представлена для публикации в журнал «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». Статья не была опубликована и сохранилась в архиве Общества любителей духовного просвещения (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 206). Так как сама кандидатская диссертация святителя Тихона не сохранилась, данная статья является единственным источником, по которому можно узнать о содержании диссертации, мыслях святителя Тихона об одном из наиболее важных и сложных явлений в истории западной религиозной мысли — янсенизме. Несмотря на то что содержание статьи неизбежно устарело за истекшие 125 лет развития науки, современный интерес к западным религиозным течениям XVII в. и отношению к ним российского академического богословия повышает ценность статьи. Но главное — несомненное церковно-историческое значение статьи, как текста, принадлежащего перу святителя Тихона.
святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России; янсенизм; Пасхазий Кенель; русское богословие; Санкт-Петербургская духовная академия.

Сухова Наталия Юрьевна


Копылова Елена Анатольевна

Хайлова Ольга Игоревна

«В душе - истина и в душе - единение с ревнителями» Письма преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова) священномученику архиепископу Серафиму (Самойловичу) 1927-1928 гг. (вступ. статья, публ. и примеч. О. И. Хайловой)

Хайлова О. И. «В душе - истина и в душе - единение с ревнителями» Письма преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова) священномученику архиепископу Серафиму (Самойловичу) 1927-1928 гг. (вступ. статья, публ. и примеч. О. И. Хайловой) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 123-143

DOI: 10.15382/sturII201567.123-143
По рукописным подлинникам, рукописным и машинописным копиям из архивного фонда священномученика архиепископа Серафима (Самойловича), хранящегося в ПСТГУ, впервые публикуются письма секретаря Святейшего Патриарха Тихона с 1918 по 1922 г. преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова) священномученику архиепископу Серафиму (Самойловичу), написанные в период с мая 1927 г. по октябрь 1928 г.
Русская Православная Церковь, гонения на Церковь, новомученики и исповедники Российские, «правая» церковная оппозиция, эпистолярное наследие.

Хайлова Ольга Игоревна

РЕЦЕНЗИИ

Сухова Наталия Юрьевна

Рец. на кн.: Никулин И. А., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2015

Сухова Н. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 147-152 — Рец. на кн.: Никулин И. А., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2015
PDF

Сухова Наталия Юрьевна