/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :5 (66)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Баёва Лада Владимировна

Летописное наследие Вятского края как первоисточник православных литературных традиций региона (историкокниговедческий анализ на основании архивных документов)

Баёва Л. В. Летописное наследие Вятского края как первоисточник православных литературных традиций региона (историкокниговедческий анализ на основании архивных документов) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 9-22

DOI: 10.15382/sturII201566.9-22
В статье произведен комплексный анализ летописного наследия Вятского края, которое рассматривается в качестве первоисточника православных литературных традиций в регионе. Проанализированы рукописные традиции в Вятском крае. «Повесть о стране Вятской» и другие памятники духовного наследия региона рассмотрены на предмет православного содержания. Выявленные в ходе исследования летописные источники фондов Государственного архива Кировской области проанализированы в ракурсе типологии православной литературы по признаку функционального назначения.
летописное наследие Вятского края, история литературы, рукописные традиции, летописи как первоисточник православной литературы, типология православной литературы.
1. Мосин А. Г. Книжная культура и рукописная традиция русского населения Вятского края (XVII — сер. XIX в.): Автореф. дис. … канд. ист. наук. 1986.
2. Поздеев В. А. Энциклопедия земли Вятской. Откуда мы родом? Т. 2: Литература. Киров: Вятка, 1995.
3. Спицын А. Повесть о стране Вятской. Свод летописных известий о Вятском крае. Киров, 1993.
4. Баёва Л. В., Мосунова Л. А. Книга и книжное дело в России. Киров, 2014. C. 29–56.
5. Злыгостева М. Н. Православная книга Западной Сибири (вторая пол. XIX — нач. XX в.): Автореф. дис. … канд. филол. наук. 2011.

Баёва Лада Владимировна

Будюкин Дмитрий Анатольевич

Храмоздательство и места погребения дворян Кожиных: трансформация коммеморативных практик в XVII‒XIX вв.

Будюкин Д. А. Храмоздательство и места погребения дворян Кожиных: трансформация коммеморативных практик в XVII‒XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 23-35

DOI: 10.15382/sturII201566.23-35
В статье рассматривается храмоздательская деятельность дворян Кожиных, из рода которых происходил преподобный Макарий Калязинский, в их усадьбах. Рассматривается также выбор этими дворянами места погребения в XVIII–XIX вв. как церковнокоммеморативные практики. Обращает на себя внимание значительное количество и высокий архитектурный уровень построенных Кожиными церквей. В XVIII в. среди погребений Кожиных преобладают внутрихрамовые погребения в усадьбах, а в XIX в. большинство представителей рода переходят к внехрамовому погребению в монастырях.
коммеморация, память, храмоздательство, храмостроительство, погребение, места погребения, похоронные практики, усадьбы, Кожины, дворянство, Тверская губерния, история России XVIII–XIX вв.
1. Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. М.: Сатисъ, 2007.
2. Беляков А. В. Чингисиды в России XV–XVII веков: Просопографическое исследование. Рязань: «Рязань. Мір», 2011.
3. Виноградов И. А. Археологическая экскурсия в село Кожино и города Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901.
4. Геронтий (Кургановский), иером. Историко-статистическое описание Задонского Богородицкого монастыря. М., 1871.
5. Геронтий (Кургановский), иером. Историко-статистическое описание Задонского Богородицкого монастыря. По изд. 1893 г. Задонск, 2010.
6. Герчук Ю. Я., Домшлак М. И. Художественные памятники Верхней Волги. От Калинина до Ярославля. М.: Искусство, 1976.
7. Дементьев А. «Нежнейший друг души моей…» // Липецкая газета. 2004. 28 авг.
8. Имена в истории Кашинского края: Биографический словарь. Кашин, 1997.
9. Кириченко О. В. Женское православное подвижничество в России (XIX — середина XX в.). М.: Алексеевская пустынь, 2010.
10. Клоков А. Ю. Репец. Усадьба Кожиных // Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века. 2-е изд., перераб. и доп. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011. С. 349–358.
11. Кубарев А. Г. Калязинский некрополь: Город Калязин Тверской губернии. СПб.: ВИРД, 1997.
12. Купцов И. В. Род Строгановых. Челябинск: Каменный пояс, 2005.
13. Лебедев А. Описание Троицкого Колязина мужеского первоклассного монастыря Тверской епархии. Ярославль, 1867.
14. Линченко А. А. Диалектика памяти и забвения в понимании соотношения традиционного и нового в культуре // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие»: от прошлого к будущему. Программа. Тезисы докладов и сообщений. СПб.: Эйдос-Астерион, 2008. С. 203.
15. Макеенко Л. Н. Дворянская усадьба Кожиных в с. Бельское Устье // Псковская губерния и ее архив. История и современность. Псков, 2001 (URL: http://www.porhov-uezd.narod.ru/before1917-1.html (дата обращения: 11.05.2014)).
16. Мельцин М. О. Эволюция похоронных практик князей Долгоруковых в XVI — начале XX веков // Известия Русского генеалогического общества. Вып. 25. СПб., 2013. С. 9–23.
17. Меркулова Т. Н. Портреты И. Э. Куруты и П. П. Кожина в собрании ВСМЗ // Материалы исследований. Сборник № 18: Научно-практическая конференция (28–29 ноября 2011 г.). Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Владимир, 2012. С. 193–199.
18. Московский некрополь: В 3 т. / Сост. В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. СПб., 1907–1908.
19. Некрасов Н. А. Собрание сочинений: В 4 т. / Под общ. ред. И. Г. Ямпольского. М.: Правда, 1979.
20. Папин И. В. Некрополь Кирилло-Белозерского монастыря // Русское средневековое надгробие XIII–XVII вв. Вып. 1. М.: Наука, 2006. С. 195–256.
21. Петербургский некрополь: В 4 т. / Сост. В. И. Саитов. СПб., 1912–1913.
22. Портретная миниатюра в России XVIII–XIX веков из собрания Государственного Исторического музея: Альбом / Авт.-сост. Т. А. Селинова. Л.: Художник РСФСР, 1988.
23. Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий: В 2 т. СПб., 1886–1887.
24. Русский провинциальный некрополь / Сост. В. В. Шереметьевский. Т. 1. М., 1914.
25. Сахаров И. В. Храм как родовая усыпальница: захоронения князей Воротынских во Владимирской церкви Кирилло-Белозерского монастыря // Духовное, историческое и культурное наследие Кирилло-Белозерского монастыря: к 600-летию основания. СПб., 1998. С. 228–257.
26. Святославский А. В. Традиция памяти в Православии. М.: Древлехранилище, 2004.
27. Селезнев Н. П. Знаменское // Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века. 2-е изд., перераб. и доп. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011. С. 345–348.
28. Селиверстов Ю. Ни князей, ни красных // Псковская губерния. 2010. № 48 (519). 8–14 дек. (URL.: http://gubernia.pskovregion.org/number_519/05.php (дата обращения: 15.05.2014)).
29. Столяров А. К. Страницы истории усадьбы Кожино-Анастасово. Приводится по дипломной работе: Дворянские усадьбы Кашинской земли. Исторические судьбы, МГГУ им. Шолохова, М., 2009 // Сайт «Информационный портал Творческого объединения «Жар-Птица»» (URL: http://www.onitam.ru/places-catalogue/stranicy-istoriiusadby-kozhino-anastasovo (дата обращения: 11.05.2014)).
30. Сукина Л. Б. Человек верующий в русской культуре XVI–XVII веков. М.: РГГУ, 2011.
31. Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры: Научный каталог. Т. 3: Некрополь XVIII века. СПб., 2006.
32. Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин: Христианская жизнь, 2004.
33. Черников С. В. Дворянские имения Центрально-Черноземного региона России в первой половине XVIII века. Рязань, 2003.
34. Чижков А. Б. Тульские усадьбы. Тула; Смоленск, 2011.

Будюкин Дмитрий Анатольевич

Иванов Сергей Николаевич,

Финансы и политика в реализации изъятых в 1922 г. церковных ценностей

Иванов С. Н. Финансы и политика в реализации изъятых в 1922 г. церковных ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 36-60

DOI: 10.15382/sturII201566.36-60
В статье анализируются финансовые и политические аспекты реализации церковных ценностей, изъятых в 1922 г. под лозунгом помощи голодающим. Предметом рассмотрения являются взаимоотношения между Наркоматом финансов и тремя организациями при ВЦИК, в распоряжении которых находились изъятые ценности. Проведенное исследование дает основание утверждать, что никаких продаж церковных ценностей за границу с целью закупки хлеба для голодающих не было, а борьба с голодом и его последствиями осуществлялась из имевшихся в государственной казне средств. Кампания по изъятию ценностей из действующих храмов в 1922 г. затянулась. Их сосредоточение в Москве заняло несколько лет. «Реализацией» ценностей власти объявили сначала предварительную и демонстративную закупку продовольствия на крайне незначительную сумму — 1 млн золотых рублей. Затем в этом качестве преподнесли продажу церковных ценностей за обесценивавшиеся советские рубли Центральной комиссией помощи голодающим при ВЦИК Наркомату финансов по договору от 29 июля 1922 г. Автором освещается история безуспешных попыток борьбы членов ЦК Помгол за получение золотых кредитов, а также указывается более точная, чем имелись до сих пор, официальная стоимость изъятых церковных ценностей. Важным выводом статьи является утверждение о двойных стандартах Наркомата финансов в оценке изъятого из храмов имущества, благодаря которым финансовое ведомство получило на «борьбе с голодом» значительную прибыль.
Изъятие церковных ценностей, Наркомат финансов, ЦК Помгол, ЦК Последгол, Особая секция КССХ, ВЦИК, голод 1921–1922 гг., реализация ценностей, кредиты, помощь голодающим.
1. Баделин В. И. Золото Церкви: Исторические очерки. Иваново, 1995.
2. Германов Л. Экспорт хлеба // Внешняя торговля. 1922. 14 августа. № 11. С. 1.
3. Горев М. Голод и церковные ценности. М., 1922.
4. Два года работы Особой секции Комитета содействия сельскому хозяйству при ВЦИК (1/Х–1923 — 17/Х–1925). М., 1925.
5. Ильин Н., Семенова Н. Проданные сокровища России. М., 2000.
6. История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия вторая. М., 1967. Т. VIII.
7. Итоги Последгол (15/X–1922 г. — 1/VIII–1923 г.). М., 1923.
8. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.
9. Лазерсон М. Я. К вопросу о реализации художественных немузейных ценностей // Вестник финансов. 1923. 25 мая. № 20–21. С. 9–11.
10. Ларсонс М. Я. На советской службе: Записки спеца. Париж, 1930.
11. Латышев А. Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.
12. Мацулевич Л. Выставка церковной старины в Эрмитаже // Среди коллекционеров. 1923. № 1–2. С. 45–47.
13. Мурин Ф. Наркомфин в борьбе с голодом // Известия ВЦИК. 1922. 15 марта. № 60. С. 3.
14. Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921–1925 гг.) / Отв. ред. Н. Н. Покровский. М., 2004.
15. Покровский Н. Н. Политбюро и Церковь. 1922–1923. Три архивных дела // Новый мир. 1994. № 8.
16. Поляков В. А. Голод в Поволжье, 1919–1925 гг.: происхождение, особенности, последствия. Волгоград, 2007.
17. Потяев А. Внешняя торговля // Хозяйственные итоги 1922–1923 года и перспективы на 1923–1924 год. М., 1924. С. 130–132.
18. Речь тов. Калинина на открытии III сессии ВЦИК (12-го мая 1922 г.) // Бюллетень Центральной Комиссии помощи голодающим ВЦИК. Февраль–апрель 1922 г. № 5–7. М., 1922. С. 2.
19. Сосновский Л. «Кащей на сундуке» // Правда. 1922. 5 февраля. № 28. С. 2.
20. Турне Л. А. О судьбе русских икон, вывезенных в Швецию // Скандинавские чтения 2012 года: Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб., 2014. С. 290.
21. Хронологический словарь всемирной истории («Русский Webster™»). М., 2006.

Иванов Сергей Николаевич,

ПУБЛИКАЦИИ

Войтенко Антон Анатольевич

Краткая версия жития святого Онуфрия Великого (BHG 1381f)

Войтенко А. А. Краткая версия жития святого Онуфрия Великого (BHG 1381f) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 63-66

DOI: 10.15382/sturII201566.63-66
Данная публикация представляет собой перевод одной из кратких версий Жития св. Онуфрия, осуществленная по копии из рукописи Ottobr. gr. 411, 1445 an., ff . 471v-473, сделанной о. Жозефом Парамелем. По структуре этот рассказ напоминает известные синаксарные версии. Существенное отличие заключается в том, что он включает больше эпизодов из оригинального Жития, чем они. Особенностью этого рассказа также является то, что он сохранил название монастыря, где жил св. Онуфрий до ухода в пустыню.
святой Онуфрий Великий, византийская агиография

Войтенко Антон Анатольевич

Сухова Наталия Юрьевна

«Благословите себя включить в новоиноческий союз...» Письма митрополита Антония (Храповицкого) к епископу Борису (Плотникову) (1886–1900 гг.)

Сухова Н. Ю. «Благословите себя включить в новоиноческий союз...» Письма митрополита Антония (Храповицкого) к епископу Борису (Плотникову) (1886–1900 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 67-89

DOI: 10.15382/sturII201566.67-89
В публикации представлены письма одного из известнейших иерархов Русской Православной Церкви конца XIX — начала XX в. митрополита Антония (Храповицкого), относящиеся к раннему периоду его духовно-учебной и архиерейской деятельности (1886– 1900 гг.). Письма адресованы архимандриту, а с марта 1886 г. епископу Борису (Плотникову) — выпускнику и преподавателю Казанской духовной академии, затем инспектору Московской духовной академии, ректору Киевской духовной семинарии и СанктПетербургской духовной академии. Автор писем касается проблем ученого монашества в России, духовной школы и общего состояния в духовной жизни российского общества 1880–1890-х гг. Так, митрополит Антоний выказывает свою концепцию воспитания священства и консолидацию сил ученого монашества, которое, с точки зрения митрополита Антония, должно было сыграть важнейшую роль в решении духовных проблем русского общества. Отмечаются и некоторые важные черты жизни духовной школы в один из сложных периодов их истории. Публикуемые письма находятся в архивном фонде епископа Бориса (Плотникова) в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и ранее исследователями не использовались.
российское общество конца XIX — начала XX в., российская духовная школа, ученое монашество, митрополит Антоний (Храповицкий), епископ Борис (Плотников).

Сухова Наталия Юрьевна

Панова Ольга Юрьевна

Скептический паломник: Теодор Драйзер и Русская Православная Церковь в 1927 г

Панова О. Ю. Скептический паломник: Теодор Драйзер и Русская Православная Церковь в 1927 г // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 90-114

DOI: 10.15382/sturII201566.90-114
В ходе своей поездки по СССР (4.11.1927–13.1.1928) Теодор Драйзер в числе прочего уделял много внимания знакомству с политикой советского государства в области религии и отношениям церкви и государства. Американский писатель стремился разобраться в том, что происходит с Русской Православной Церковью, переживавшей в то время один из самых трагических периодов своей истории. Во время поездки Драйзера в Ленинград по линии Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) для него было организовано интервью с Н. Ф. Платоновым, одним из лидеров обновленческого раскола. Стенограмма их беседы, состоявшейся 30 ноября 1927 г., впоследствии была использована Драйзером при написании главы «Религия в России» в книге «Драйзер смотрит на Россию» (1928). Драйзер встречался также с представителями Русской Православной Церкви и смог составить свое представление о религиозном вопросе в Советской России, отличное от того, которое навязывалось ему советской пропагандой.
Теодор Драйзер, американская литература, история Русской Православной Церкви, Николай Федорович Платонов, обновленчество, «живая церковь», СССР, травелог, ВОКС

Панова Ольга Юрьевна

Кострюков Андрей Александрович

«Чужой хлеб больше чем горек» Письма архимандрита Феодосия (Мельника) архимандриту Антонию (Синькевичу)

Кострюков А. А. «Чужой хлеб больше чем горек» Письма архимандрита Феодосия (Мельника) архимандриту Антонию (Синькевичу) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 115-140

DOI: 10.15382/sturII201566.115-140
Архимандрит Феодосий (Мельник) в течение 27 лет был келейником главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого). На протяжении всего этого времени о. Феодосий неотлучно находился возле своего духовника и учителя, разделяя с ним скорбь изгнания. Центром Русской Зарубежной Церкви в те годы был город Сремские Карловцы в Сербии. Живя здесь, архимандрит стал свидетелем важных церковных событий в русском зарубежье и в Сербской Православной Церкви. Ниже публикуются письма, написанные о. Феодосием в 1933–1938 гг., когда жизнь митрополита Антония склонялась к закату. Последнее письмо написано уже после его смерти. В письмах изложены сведения о жизни митрополита Антония. Заслуживают внимания оценки, которые дает архимандрит Феодосий современникам — митрополиту Анастасию (Грибановскому), архиепископу Нестору (Анисимову), протоиерею Михаилу Польскому, Ю. П. Граббе, П. С. Лопухину. В письмах отражены некоторые важные события из жизни Русской Зарубежной Церкви, например Карловацкий Собор 1921 г., примирение Зарубежной Церкви с митрополитом Евлогием (Георгиевским) и митрополитом Платоном (Рождественским) в 1936 г., подготовка Второго Карловацкого Собора 1938 г. Адресат писем — архимандрит Антоний (Синькевич). В 1930-е гг. он служил в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Впоследствии архимандрит Антоний стал архиепископом Лос-Анджелесским и Западноамериканским. Подлинники писем (автографы) хранятся в архиве Русской духовной миссии в Иерусалиме (Московского Патриархата).
Русская Зарубежная Церковь, Сербская Православная Церковь, Карловацкий Собор, Второй Всезарубежный Собор, Русская духовная миссия в Иерусалиме, митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Нестор (Анисимов), митрополит

Кострюков Андрей Александрович

РЕЦЕНЗИИ

Корнилов Александр Алексеевич

Жизнь тыловой епархии в годы Великой Отечественной войны — Рец. на кн.: Архимандрит Тихон (Затёкин). Нижегородская епархия и Великая Отечественная война. Издательский отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2015

Корнилов А. А. Жизнь тыловой епархии в годы Великой Отечественной войны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 143-147 — Рец. на кн.: Архимандрит Тихон (Затёкин). Нижегородская епархия и Великая Отечественная война. Издательский отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2015
PDF

Корнилов Александр Алексеевич

ХРОНИКА

IХ Международные образовательные Сретенские чтения в Хельсинки

IХ Международные образовательные Сретенские чтения в Хельсинки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 151-154
PDF

Сотрудники ПСТГУ приняли участие в VII Свято-Игнатиевских чтениях

Сотрудники ПСТГУ приняли участие в VII Свято-Игнатиевских чтениях // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 155-157
PDF