/

Богданова Александра Владимировна

Крестьяне Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г


Богданова А. В. Крестьяне Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1 (62). С. 35-51.

DOI: 10.15382/sturII201562.35-51

Аннотация

Статья посвящена положению крестьян Соловецкого монастыря накануне секуляризационной реформы 1764 г. В работе были поставлены задачи описать монастырские вотчины и рассмотреть повинности проживавших в них крестьян. Для решения этих задач были использованы архивные документы, хранящиеся в фонде 1201 («Соловецкий монастырь») и фонде 280 («Коллегия экономии) Российского государственного архива древних актов. В статье показано, что все вотчины Соловецкого монастыря можно условно разделить на три группы по их географическому положению, определяющему характер основных повинностей крестьян. В первую группу были выделены вотчины, расположенные по берегу Белого моря или вблизи него. В них проживало около 81 % всех монастырских крестьян. Они несли на монастырь смешанные повинности: отработки в сочетании с денежным и натуральным оброками. В их основные обязанности входила работа в монастырских усольях, поставка монастырю лесных материалов, присылка в монастырь для хозяйственных работ «даточных» людей. Собираемый с этих крестьян денежный оброк составлял около десятой части денежных поступлений монастырской казны. Во вторую группу были объединены вотчины, расположенные по берегам основных поморских рек Северной Двины и Онеги (11 % монастырских крестьян). Бóльшую часть крестьян этих вотчин составляли «половники», обязанностью которых была работа на монастырской пашне за половину урожая. Третью группу составили вотчины, расположенные в центральных уездах страны (8 % монастырских крестьян). В силу удаленности от Соловецкого архипелага крестьяне этих вотчин имели относительно слабую связь с монастырем. Трудясь на монастырской барщине, они в основном обеспечивали хлебом монастырское подворье в Москве и приписную к Соловецкому монастырю Марчугову пустынь.

Ключевые слова

Соловецкий монастырь, вотчины, крестьяне, секуляризация.

Список литературы

1. Баранов М. А. Крестьяне монастырских вотчин накануне секуляризации (по документам Спас-Евфимиева монастыря в г. Суздале). Дис. … канд. ист. наук. М., 1954.
2. Богданова А. В. К вопросу о том, крупным ли вотчинником был Соловецкий монастырь накануне секуляризации 1764 г. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Третьи чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (материалы международной научной конференции). Вып. 3. М., 2013. С. 248–258.
3. Богданова А. В. О «зимних выездах» соловецких настоятелей в XVIII в., об одном кораблекрушении и утонувших книгах // Соловецкое море: историко-литературный альманах. Вып. 13. Архангельск; М., 2014. С. 87–95.
4. Богданова А. В. Соляной промысел Соловецкого монастыря накануне секуляризации 1764 г. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 1 (56). М., 2014. С. 31–49.
5. Булыгин И. А. Крестьяне вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в первой половине XVIII в. // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда, 1970. С. 108–120.
6. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII — начале XVIII века. М., 1977.
7. Громыко М. М. Крестьяне церковных вотчин Западной Сибири в 40–60-х годах XVIII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Рига, 1963. С. 262–270.
8. Кабузан В. М. Население Российской империи в XVIII в. // Исследования по истории России XVI–XVIII вв. М., 2000. С. 42–75.
9. Прохоров М. Ф., Чекунова А. Е. Вотчинное хозяйство Донского монастыря в XVII–XVIII вв. // Монастыри в жизни России. Материалы научной конференции, посвященной 600-летию преподобного Пафнутия Боровского и 550-летию основания им Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря (19–20 апреля 1994 года). Калуга; Боровск, 1997. С. 60–65.
10. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. Т. 2. СПб., 1901.

Данные об авторе

Богданова Александра Владимировна