/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :85

ИССЛЕДОВАНИЯ

Воронцова Ирина Владимировна

Священник Г. С. Петров и его «дело»: процесс над церковным публицистом 1906–1907 гг.

Воронцова И. В. Священник Г. С. Петров и его «дело»: процесс над церковным публицистом 1906–1907 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 11-29

DOI: 10.15382/sturII201885.11-29
Священник и публицист Григорий Спиридонович Петров как в начале ХХ в., так и теперь привлекает исследователей своей необычайной популярностью и конфликтом с Православной Российской Церковью, осудившей его за публицистическую антиправительственную деятельность. Как в начале ХХ в., так и теперь отношение к прецеденту осуждения его Церковью встречается самое разное, приоритетным же является мнение, что о. Григорий Петров был осужден незаслуженно. При этом процесс над ним (1906–1907) рассматривается односторонне, не анализируется его публицистика и содержание статей издававшейся Г.С. Петровым газеты «Правда Божия», а сама коллизия оценивается с тех позиций, которые были заданы для определенного общественного мнения самим Григорием Петровым, поставившим акцент на юридической неправомерности и процесса, и обвинения. С точки зрения автора статьи, тема исключает односторонний подход и требует определенных дефиниций. Автор подчеркивает: некорректно не принимать во внимание, что Православная Церковь в России в 1906–1907 гг. обсуждала общественную деятельность своего представителя и дала оценку проповеди православного священника, увлекшегося социализацией христианства. Нельзя не учитывать и того, что во время принятия решения об осуждении антиправительственной деятельности Григория Петрова Русская Церковь являлась частью государственных структур. В статье с использованием расширенного круга источников автор обращается к прецеденту церковного суда над священником Г.С. Петровым, уточняет его социальные и религиозные взгляды и показывает, что для его осуждения были основания.
священник, публицист, Григорий Спиридонович Петров, дело Григория Петрова, 1906–1907 гг., Русская Церковь, епископ Арсений (Стадницкий), Синод, газета «Правда Божия», социализация христианства
  1. Витухновская М. Григорий Петров: «Будьте строителями жизни» // Родина. 2002. № 2. С. 58–63.
  2. Воронцова И. В. Церковная публицистика середины XIX в. как православный ответ на вызовы современности (архимандрит Климент (Можаров), епископ Смоленский Иоанн (Соколов) и архиепископы Херсонский Никанор (Бровкович) и Харьковский Амвросий (Ключарев) // Политика и общество. 2015. № 11 (131). С. 1572–1585 DOI: 10.7256/1812-8696.2015.11.11973.
  3. Костромин К., свящ. Оружие — слово литераторов: священник Григорий Петров. URL:http://spbda.ru/publications/kostromin-k-a-slovo-orujie-literatora-svyaschennikgrigoriy-petrov/ (дата обращения 12.10.2015).
  4. Щелкунов А. Формула добра и красоты. М., 2013.
  5. Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. № 12. С. 88–133.

Воронцова Ирина Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-0272-6513;
Электронный адрес: irinavoronc@yandex.ru.
Белоус Павел Владимирович

К вопросу о религиозной активности прихожан в годы Первой мировой войны на примере таинства Евхаристии (по материалам Тобольской епархии)

Белоус П. В. К вопросу о религиозной активности прихожан в годы Первой мировой войны на примере таинства Евхаристии (по материалам Тобольской епархии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 30-51

DOI: 10.15382/sturII201885.30-51
Первая мировая война привела к значительным изменениям не только в политической, экономической и военной сферах, но и в социальнорелигиозном сознании российского общества. В силу катализирующего влияния мирового конфликта на все стороны государственной, общественной и церковной жизни изменения претерпевали и мировоззренческие вопросы. Эти изменения рассматриваются в данной статье на примере Тобольской епархии. Предпринимается попытка анализа религиозной активности православных верующих в годы Первой мировой войны. Показателем религиозности является таинство Евхаристии, в силу своего центрального и определяющего значения в жизни христианина. Соответственно положительная либо отрицательная динамика причащающихся в конкретный исторический период является показателем усиления либо ослабления религиозной жизни как таковой, что могло привести к тем или иным событиям.Цель исследования — изучение динамики религиозности верующих Тобольской епархии в 1914–1918 гг. на примере таинства Евхаристии. Основным источником исследования явились исповедные росписи церквей Тобольской епархии, данные которых позволили проследить ситуацию с причащением прихожан в храмах различных уездов — Курганского, Тюменского, Тобольского и Сургутского, а также служащих Тобольского губернского жандармского управления. Ситуация с причащением была крайне разнообразной — спад религиозной активности на одних приходах контрастировал с усилением религиозной жизни в других, что подтверждает известное мнение о поляризации и атомизации российского социума в начале XX в. и в годы Первой мировой войны.
Евхаристия, Первая мировая война, причащение, религиозность, Тобольская епархия, духовенство, Русская Православная Церковь
  1. Гайда Ф. А. Священство и царство в жанре фэнтези // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 131–143.
  2. Горожанина М. Ю. Деятельность Православной Церкви в годы Первой мировой войны // Доклады Академии военных наук. 2006. № 5(23). С. 255–264.
  3. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М., 2001.
  4. Кострюков А. А. О некоторых условиях служения военного духовенства в годы Первой мировой войны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 1. С. 39–40.
  5. Поршнева О. С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период Первой мировой войны (1914–1918 гг.). Екатеринбург, 2000.
  6. Русская Православная Церковь // Православная энциклопедия. Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная Энциклопедия», 2000.
  7. Самохин К. В. Трансформации крестьянского менталитета в годы Первой мировой войны // Первая мировая война: поиски новых подходов к исследованию, приглашение к диалогу // Доклады Академии военных наук. 2006. № 5 (23). С. 251–252.
  8. Сергеев Е. Ю. Новые подходы к исследованию Первой мировой войны // Великая война: сто лет. М.; СПб., 2014. С. 13–22.
  9. Тойнби А. Дж., Икеда Д. Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды. М., 2007.
  10. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009.
  11. Фриз Г. Православие, власть и секуляризация в России, 1860–1940 // Германский исторический институт в Москве: Доклады по истории ХVIII и ХIХ вв. — DHI Moskau: Vorträge zum 18. und 19. Jahrhundert, Nr. 19 (2013).
  12. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.

Белоус Павел Владимирович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Нефтеюганское городское муниципальное автономное учреждение культуры «Историко-художественный музейный комплекс»; Российская Федерация, 628303, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, 10 мкр., 14 стр.;
Должность: Старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0744-8759;
Электронный адрес: ThinkerTGS@gmail.com.
Ковальская Елена Юрьевна

Великая княгиня Елисавета Феодоровна: жизнь и служение между двумя революциями, февраль – октябрь 1917 г.

Ковальская Е. Ю. Великая княгиня Елисавета Феодоровна: жизнь и служение между двумя революциями, февраль – октябрь 1917 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 52-72

DOI: 10.15382/sturII201885.52-72
Статья посвящена одному из наиболее драматичных и малоизвестных периодов в жизни великой княгини Елисаветы Феодоровны: февраль — октябрь 1917 г. После Февральской революции великая княгиня была не только лишена всех привилегий и поддержки своих общественных начинаний со стороны власти, но и оказалась свидетельницей разрушения Временным правительством созданной ею за четверть века масштабной благотворительной системы. При этом сама Елисавета Феодоровна была отстранена от руководства своими организациями за исключением Марфо-Мариинской обители милосердия. На основании архивных материалов прослеживается дальнейшая судьба ее «бывших» организаций: Комитета великой княгини Елисаветы Феодоровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, Елисаветинского благотворительного общества, Елисаветинской женской гимназии, Общежития великой княгини Елисаветы Феодоровны для юных добровольцев, Иверской общины сестер милосердия, Кремлевского склада имени императрицы Александры Феодоровны и др. Также рассматривается деятельность Марфо-Мариинской обители милосердия. В работе анализируется тема отношений великой княгини с новой властью, в частности обстоятельства появления ее телеграммы о лояльности Временному правительству и причины, побудившие ее на этот непростой шаг. Автор приходит к выводу, что Елисавета Феодоровна приняла данное решение в условиях нараставшего революционного радикализма, опалы членов Дома Романовых, поисков виноватых в военных провалах, попытки ее ареста, выставления у ворот Марфо-Мариинской обители милосердия особого караула и фактического изъятия из-под ее управления созданных ею благотворительных организаций. Публикации телеграммы предшествовали переговоры Елисаветы Феодоровны с представителями Комитета общественных организаций: за официальное признание Временного правительства великой княгине предоставлялось право продолжить деятельность в качестве настоятельницы Марфо-Мариинской обители. Особо рассматриваются отношения великой княгини с царской семьей после отречения императора. Несмотря на распространенное мнение, что их контакты были прерваны после убийства Г. Е. Распутина, как удалось установить, эти связи на протяжении 1917 г. были сохранены. Фактический отказ от эмиграции свидетельствовал о стремлении Елисаветы Феодоровны продолжить служение русскому народу на благотворительном поприще, несмотря на все политические перипетии.
великая княгиня Елисавета Феодоровна, Николай II, императрица Александра Феодоровна, Февральская революция, Временное правительство, Комитет общественных организаций, Российская Православная Церковь, благотворительность, Марфо-Мариинская обитель милосердия, Комитет великой княгини Елисаветы Феодоровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, Елисаветинское благотворительное общество, Общежитие великой княгини Елисаветы Феодоровны для юных добровольцев
  1. Андреевский И. О явлении Державной иконы Божией Матери: По личным воспоминаниям // Царица Небесная — Державная Правительница Земли Русской. М., 2007. С. 256–260.
  2. Боханов А. Н. Николай II. М., 2008.
  3. Вяткин В. В. Христовой Церкви цвет благоуханный: Жизнеописание преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2001.
  4. Кобылин В. Анатомия измены: Император Николай II и генерал-адъютант М. В. Алексеев. Истоки антимонархического заговора. СПб., 2007.
  5. Кучмаева И. К. Когда жизнь истинствует…: Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2008.
  6. Марфо-Мариинская обитель милосердия, 1909–2009: К 100-летию со дня основания. М., 2009.
  7. Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра: Любовь и жизнь. М., 1998.
  8. Миллер Л. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Феодоровна. М., 2007.
  9. Митрофанов Н. Гамбит доктора Кишкина // Арбатский архив: Историко-краеведческий альманах. М., 2009. Вып. 2. С. 579–650.
  10. Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия / Под ред. прот. А. Шаргунова. М., 1999.
  11. Серафим [Кузнецов], игум. Мученики христианского долга. Пекин, 1920. Репр. изд.: Монреаль, 1981.
  12. Фирсов С. Л. Николай II. М., 2010.
  13. Хрусталев В. М. Романовы: Последние дни Великой династии. М., 2013.
  14. Mager H. Elizabeth, Grand Duchess of Russia. N. Y., 1998.
  15. Miller I. D. The Four Graces: Queen Victoria’s Hessian Granddaughters. East Richmond Meights, 2011.
  16. Warwick C. Ella: Princess, Saint and Matryr. Chichester, 2006.

Ковальская Елена Юрьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Институт российской истории РАН; Российская Федерация, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19;
Должность: Аспирант;
ORCID: 0000-0003-0191-1810;
Электронный адрес: ekovalskaya@mail.ru.
Бирюкова Юлия Александровна; Кияшко Никита Витальевич

Административно-территориальная реформа южных епархий России в период Гражданской войны

Бирюкова Ю. А., Кияшко Н. В. Административно-территориальная реформа южных епархий России в период Гражданской войны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 73-88

DOI: 10.15382/sturII201885.73-88
В статье анализируются причины актуализации административно-территориальных преобразований епархий Юга России в период Гражданской войны. Продемонстрировано, что они продолжали реформенные процессы, довольно вяло протекавшие накануне революции, а также политику Всероссийского Поместного Собора. Шли они в двух направлениях — децентрализация и разукрупнение. На Юге России в период Гражданской войны произошло массовое образование самостоятельных епархиальных единиц и объединение их под общим церковным началом в лице Временного высшего церковного управления Юга России, которое можно рассматривать как аналог митрополичьей власти. Решение качественных вопросов церковной жизни связывалось церковной общественностью и заинтересованным епископатом с административнотерриториальными преобразованиями, обретением самостоятельности викариатств, намеченными до революции.Огромное значение в административно-территориальной реформе южнорусских епархий имели съезды духовенства и мирян, особенно те, которые прошли после Февральской революции, сыгравшей роль катализатора церковных реформ, и серьезно повлияли на основы государственного бытия Русской Православной Церкви. Реформа синодальной системы, в том числе церковного управления, связывалась духовенством и мирянами прежде всего с соборностью и выборностью на всех уровнях: все органы церковного управления должны быть коллегиальными и состоять из представителей духовенства и мирян, избранных на общих основаниях, в равном количестве. В осуществлении административно-территориальных преобразований были заинтересованы не только церковные силы, но и светская власть. В частности, Кубанское краевое казачье правительство стремилось к обособлению региона и сохранению паритета во всех сферах с Главнокомандующим Вооруженными силами на Юге России А. И. Деникиным. Процесс административно-территориальных преобразований протекал болезненно, главным образом в связи с необходимостью преобразования церковной экономики.
Русская Православная Церковь, Гражданская война, Временное высшее церковное управление, Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 г., епархии Юга России, реформа синодальной системы, административно-территориальная реформа, епархиальное управление, приходская реформа, съезды духовенства и мирян, Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг., епископ Иоанн (Левицкий), архиепископ Агафодор (Преображенский)
  1. Бирюкова Ю. А. Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 года: Сб. документов / Ю. А. Бирюкова, ред. М., 2018.
  2. Кияшко Н. В. Епархиальная власть на Кубани и Черноморье в условиях Гражданской войны (1918–1920 гг.) // Юг России и сопредельные страны в войнах и вооруженных конфликтах: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Федеральное агентство научных организаций, Российская академия наук, Южный научный центр, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований. 2016. С. 448–455.
  3. Никитин Д. Н. Иоанн (Левицкий; Иоанникий) // Православная энциклопедия. Т. XXIII. М., 2010. C. 417–418.
  4. Римский С. В. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов н/Д, 1998.
  5. Рогозный П. В. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008.
  6. Цветков В. Ж. Белое дело в России. 1920–1922 гг.: Формирование и эволюция политических структур Белого движения в России. М., 2016. Ч. 2.

Бирюкова Юлия Александровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Донской государственный технический университет; Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, Площадь Гагарина, 1.;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5321-2574;
Электронный адрес: yliya-biryukova@yandex.ru.

Кияшко Никита Витальевич


Место работы: Екатеринодарская епархия Русской Православной Церкви;
Должность: секретарь Комиссии по канонизации святых;
ORCID: 0000-0001-7415-2603;
Электронный адрес: graf1863@mail.ru.
Цысь Валерий Валентинович

Духовенство Русской Православной Церкви и Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921 года

Цысь В. В. Духовенство Русской Православной Церкви и Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 89-99

DOI: 10.15382/sturII201885.89-99
В статье рассматриваются проблемы, связанные с участием православного духовенства в Западно-Сибирском крестьянском восстании 1921 г. — крупнейшем антикоммунистическом народном выступлении в истории Советской России и СССР. Выделены основные направления политики повстанцев по отношению к религии и Церкви: использование религиозных лозунгов для агитации и пропаганды, возврат церкви части функций по учету населения, возврат религиозных атрибутов в государственные учреждения и учебные заведения, разрешение преподавания Закона Божия в школах, придание официального статуса религиозным праздникам, защита церковного имущества от коммунистической власти и ее сторонников. Поддержка повстанцами Русской Православной Церкви объясняется стремлением опереться на консервативно настроенную часть крестьянства, использовать идеологический и пропагандистский потенциал православия, восстановить ликвидированные большевиками завоевания Февральской революции.Указаны формы участия духовенства в борьбе с большевиками. К их числу отнесены: назначение в воинские подразделения священнослужителей, как это было в армии дореволюционной и в белых частях; привлечение духовенства к важнейшим общественно-политическим мероприятиям, таким как торжественное открытие заседаний органов власти различного уровня, молебны и крестные ходы с целью дарования победы, погребение погибших военнослужащих, сбор материальной помощи на нужды Народной армии. Отмечается, что повстанческое движение поддерживалось архиепископом Тобольским и Сибирским Николаем (Покровским). Выделены последствия подавления восстания для православного духовенства, выразившиеся в новой волне гонений на Русскую Православную церковь, в том числе в аресте и гибели многих священно- и церковнослужителей.
Русская Православная Церковь, Тобольская и Сибирская епархия, Западно-Сибирское крестьянское восстание, духовенство, большевики, репрессии, Гражданская война, А. В. Колчак, архиепископ Николай (Покровский)
  1. Богданов М. А. Разгром Западно-Сибирского кулацко-эсеровского мятежа 1921 г. Тюмень: [Б. и.], 1961.
  2. Курышев И. В. Социально-психологический облик и протестное движение крестьянства Западной Сибири и северного Казахстана в годы Гражданской войны (1918–1921). Ишим: Изд-во Ишимского гос. пед. ин-та им. П. П. Ершова, 2010.
  3. Лагунов К. Я. Двадцать первый: Хроника Западно-Сибирского крестьянского восстания. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1991.
  4. Петрушин А. А. На задворках Гражданской войны: В 3 кн. Кн. 2. Тюмень: Мандр и Ка, 2004.
  5. Третьяков Н. Г. Ликвидация Западно-Сибирского крестьянского восстания 1921 года: соотношение карательных и политических акций // Тюменский исторический сборник. Вып. IX. Тюмень: Вектор Бук, 2006. С. 267–273.
  6. Цысь В. В. О финансово-денежной политике Тобольского крестьянского-городского совета и повстанческой Народной армии (1921 год) // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). С. 37–41.
  7. Шишкин В. И. Вооруженное сопротивление сибирского крестьянства коммунистическому режиму в начале 1920-х годов // История сталинизма: крестьянство и власть. Материалы международной научной конференции (Екатеринбург, 29 сент. — 2 окт. 2010 г.). М.: РОССПЭН, 2011. С. 129–142.

Цысь Валерий Валентинович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Нижневартовский государственный университет; Российская Федерация, 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск,ул. Мира, д. 3Б, каб. 311;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-9695-3900;
Электронный адрес: tsysv@rambler.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и администрации ХМАО-Югры, проект № 17-11-86001.
Печерин Андрей Владимирович

Социокультурный портрет женщины-псаломщика в 1919–1941 гг. (по материалам архивов Урала)

Печерин А. В. Социокультурный портрет женщины-псаломщика в 1919–1941 гг. (по материалам архивов Урала) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 100-110

DOI: 10.15382/sturII201885.100-110
Согласно сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, участие женщин в литургическом служении весьма ограниченно. В монастырях женщины могли петь или читать на клиросе, в приходской жизни могли служить в Церкви просфорнями. В ХХ в. роль женщины в храме начала меняться. Общественное движение к более полному участию женщин в церковной жизни, возникшее в столичных аристократических кругах, к 1918 г. возросло настолько, что нашло отражение в определении Поместного Собора, согласно которому женщина в исключительных случаях могла быть допущена к служению в алтаре в качестве псаломщика. Осуществлению этого постановления на Урале способствовал массовый уход духовенства с армией А. В. Колчака в 1919 г. и закрытие монастырей. Сначала к служению в должности псаломщика привлекались активные и молодые монастырские послушницы или вдовы. Средний возраст женщины-псаломщика был близок 30 годам. Впоследствии многие женщины, составлявшие близкое окружение священника и костяк прихода, проявили мужество и стойкость в защите храмов и в исповедании православной веры, за что подверглись арестам и ссылкам. Несмотря на репрессии, институт женского псаломщического служения сохранялся в Церкви весь советский период и дошел в несколько измененном виде до наших дней. Сегодня женщина-псаломщик не является редкостью во многих женских монастырях, их можно встретить и в сельских приходах. Таким образом, в ХХ в. в Русской Православной Церкви появляется новый вид женского служения — псаломщичество.
духовенство, Русская Православная Церковь, социокультурный портрет, религия, гонения, женское церковное служение, алтарь, псаломщик
  1. Белякова Е. В., Белякова Н. А., Емченко Е. Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М., 2011.
  2. Бер-Сижаль Э. Служение женщины в Церкви. М., 2002.
  3. Печерин А. В. Очищение огнем: Репрессии против православного духовенства Екатеринбургской епархии летом 1918 года. Екатеринбург, 2016.
  4. Постернак А. свящ., Баконина С. Н., Белоусов А. В. Служение женщин в Церкви. Исследования. М., 2011.
  5. Подвижники благочестия Курганской митрополии. Кн. 1 / А. В. Печерин, сост. Далматово, 2016.
  6. Православие на Урале: связь времен: материалы V науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 23 янв. 2016 г.). Екатеринбург, 2016.

Печерин Андрей Владимирович


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Екатеринбургская духовная семинария;
Должность: Научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-1456-6905;
Электронный адрес: epds_arhiv@mail.ru.
Ефимушкин Павел Алексеевич

Особенности открытия и ликвидации приходов Тульской епархии в 1943-1964 гг.

Ефимушкин П. А. Особенности открытия и ликвидации приходов Тульской епархии в 1943-1964 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 111-120

DOI: 10.15382/sturII201885.111-120
В отечественной историографии на данный момент имеется немало работ, освещающих историю Русской Православной Церкви в том или ином регионе СССР после Великой Отечественной войны. На их основании отчетливо видно, что динамика открытия и закрытия православных храмов в различных епархиях в указанный период в некоторой степени отличалась друг от друга. В данной статье исследуется динамика открытия и закрытия церквей в Тульской епархии в период с 1943 по 1964 г. Автор отмечает существенные отличия в количестве открытых в 1940-х гг. и ликвидированных позже приходов Тульской области от других регионов СССР. Так, число открытых храмов Тульской епархии было в среднем больше, чем в соседних и схожих регионах. И, наоборот, в период закрытия церквей в первой половине 1950-х гг. приходы Тульской епархии оставались нетронутыми. Во второй половине 1950-х гг., когда закрытия храмов в стране на время прекратились, Тульская епархия лишилась ряда приходов, преимущественно в сельской местности. Однако все закрытые приходы объединяло бедственное материальное положение: из-за труднодоступности храма и малочисленности окрестного населения количество прихожан было небольшим, в результате чего храм не мог обеспечить себя всем необходимым для совершения служб, обеспечить пополнение приходского бюджета, а также прокормить клир. Священнослужители, назначаемые на указанные приходы до их закрытия, как правило, отказывались ехать туда и просили о переводе на другое место служения. Как видно из архивных источников, инициатором закрытия таких храмов в Тульском регионе всегда выступала епархиальная власть, без свидетельств какого-либо давления на нее извне, что было весьма нетипично. Такая ситуация может послужить основанием для выявления исключительных случаев проведения церковной политики Советского Союза в регионах.
Тульская епархия, Русская Православная Церковь в XX веке, церковно-государственные отношения, открытие церквей, хрущевская антирелигиозная кампания, гонения на Церковь, закрытие церквей, православный приход
  1. А. А. Б. Виталий (Введенский Владимир Федорович) // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 559–560.
  2. Кривонос Ф., свящ., Буевский А. С. Антоний (Марценко Александр Францович) // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001.
  3. Федотов А. А. Особенности развития Русской Православной Церкви в Центральной России в 1943–1958 гг. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3541536.html (дата обращения: 29.05.2018).
  4. Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943–2000 гг. Иваново, 2005.
  5. Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917–1997. М., 1997.
  6. Цыпин В., прот., Зонтиков Н. А. Антоний (Кротевич Борис Николаевич) // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 628–629.
  7. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
  8. Митрофан (Шкурин), иером. Алексий (Коноплёв Виктор Александрович) // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 666–667.
  9. Шубкин В. М. Оренбургская епархия в период хрущевских гонений (1958–1964) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 69–86.
  10. Шубкин В. М. Эволюция государственно-церковных отношений на территории Оренбургской (Чкаловской) епархии в 1943–1958 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 44–55.

Ефимушкин Павел Алексеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: специалист научного отдела ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-5638-3755;
Электронный адрес: efim-ushkin@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Косик Ольга Владимировна

«Господь даровал мне истинных друзей в Крыму». Письмо архиепископа Димитрия (Абашидзе) митрополиту Евлогию (Георгиевскому)

Косик О. В. «Господь даровал мне истинных друзей в Крыму». Письмо архиепископа Димитрия (Абашидзе) митрополиту Евлогию (Георгиевскому) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 123-132

DOI: 10.15382/sturII201885.123-132
Публикуемое письмо архиепископа Димитрия (Абашидзе, впоследствии схиархиепископа Антония) освещает малоизвестный период жизни архипастыря, когда он в 1921 г., в связи с ухудшением состояния здоровья, решил оставить епархиальное управление и по благословению Святейшего Патриарха Тихона был освобожден от управления Таврической епархией. Епископу Димитрию пришлось управлять Таврической епархией в самый трагический период ее существования. В ноябре 1920 г. Крым перешел в руки большевиков. Большинство архиереев эмигрировали с войсками генерала Врангеля. Архиепископ Димитрий не пожелал покидать свою паству и остался в России. Ему пришлось быть непосредственным свидетелем невиданной по жестокости «крымской резни». Архипастырь поселился в Топловском Свято-Троице-Параскевиевском женском монастыре в Крыму. Его приняла игуменья Параскева (Родимцева), обеспечившая больного владыку кровом и пропитанием. Осенью 1922 г. архиепископ Димитрий был привлечен к суду за участие в постриге и хиротонии епископа Сергия (Зверева), осужден, приговорен к году исправительных работ, но был амнистирован и вернулся в Топлы. 11 апреля 1923 г. он был вновь арестован и выслан из Крыма в Киев органами ГПУ в связи с сопротивлением обновленцам. Письмо архиепископа Димитрия к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), написанное 14 января 1923 г., повествует о времени его пребывания в Топловской обители. Преосвященных связывали годы знакомства и совместной работы. В письме владыка сообщает о полном любви и заботы отношении к нему игуменьи и монахинь Топловской обители, описывает трудные условия выживания обители. Архиепископ Димитрий раскрывает и свои давние стремления уединиться в молитве в одном из монастырей. В письме содержится просьба о материальной помощи обители и самому иерарху.
архиепископ Димитрий (Абашидзе), репрессии, преследования Церкви в Крыму, Крым, Таврическая епархия, гражданская война в России, Топловский Параскевиевский монастырь, игуменья Параскева (Родимцева), епископ Сергий (Зверев), митрополит Евлогий (Георгиевский), Киево-Печерская лавра
  1. Владимир [Иким], митр. Cхиархиепископ Антоний (Абашидзе) // ЖМП. 2003. № 11. С.. 80–96.
  2. Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2000.
  3. Капков К. Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX — начала XX веков: Справочные материалы. М., 2008.
  4. Козлов В. «Помолитесь за бедную Тавриду» // Московский журнал. 1998. № 9. С. 44.

Косик Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3968-1483;
Электронный адрес: olga_kosik@mail.ru.
Мазырин Александр Владимирович, священник; Николаев Сергей Константинович,

Чины приема в Православную Церковь из обновленческого раскола. Документы Патриарха Тихона и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра 1923–1925 гг.

Мазырин А. В., Николаев С. К. Чины приема в Православную Церковь из обновленческого раскола. Документы Патриарха Тихона и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра 1923–1925 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 133-139

DOI: 10.15382/sturII201885.133-139
Публикация вводит в научный оборот ранее неизвестные документы Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) и Священного Синода при нем, а также его преемника — Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), касающиеся приема в Православную Церковь (патриаршую) кающихся обновленческих клириков и мирян. Документы выявлены в хранящемся в церковно-историческом архиве ПСТГУ архивном фонде архиепископа Угличского Серафима (Самойловича), которому они, по-видимому, поступили как к управлявшему тогда Ярославской епархией. Первый из публикуемых документов представляет собой комбинацию двух постановлений Священного Синода при Патриархе Тихоне, датированных декабрем 1923 г. и мартом 1924 г. Второй документ, развивающий, по сути дела, положения первого (двусоставного), не является по своей форме постановлением высшей церковной власти. Однако есть достаточные основания полагать, что он вполне отражал позицию по вопросу чиноприема обновленцев Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и близких к нему православных иерархов. Точная дата составления этого документа не указана, но по его содержанию примерно определяется как середина лета — начало осени 1925 г. В чиноприеме достаточно детально рассмотрены различные случаи, связанные с отпадением в обновленческий раскол и возвращением из него. При этом если в отношении совершенных в расколе рукоположений подход был довольно строгим, то применительно к другим обновленческим священнодействиям (крещениям, венчаниям, отпеваниям) допускалась значительная икономия: они лишь определенным образом восполнялись, но не повторялись. Публикуемые документы имеют немаловажное историческое значение, но также могут представлять и практический интерес при выработке церковно-правовых норм в отношении некоторых современных раскольников.
Русская Православная Церковь, Патриарх Тихон (Беллавин), Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский), Священный Синод, обновленческий раскол, покаяние, прием в Церковь, воссоединение раскольников, церковное право
  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие докуaменты и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
  2. Казаков С., прот. Дарохранительница // Мир Божий. 2009–2010. № 14. С. 90–93.
  3. Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2012.
  4. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996.
  5. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004.

Мазырин Александр Владимирович, священник


Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-6490-9745;
Электронный адрес: am_pstbi@mail.ru.

Николаев Сергей Константинович,


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: зам. зав. архивохранилища Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ;
ORCID: 0000-0001-7896-0157;
Электронный адрес: nsk_zel@mail.ru.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Высшее управление в Русской Православной Церкви в 1920–1930-е годы: проблемы канонического и практического преемства» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.

РЕЦЕНЗИИ

Корнилов Александр Алексеевич

Драматичная, трагическая и спасительная история Русской Церкви в новом учебном пособии ПСТГУ — Рец. на кн.: Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917–2008) — М.: Изд-во ПСТГУ, 2018 — 336 с.

Корнилов А. А. Драматичная, трагическая и спасительная история Русской Церкви в новом учебном пособии ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 153-157 — Рец. на кн.: Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917–2008). — М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. — 336 с.
PDF

Корнилов Александр Алексеевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского;
Должность: зав. кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории;
ORCID: 0000-0001-9139-3740;
Электронный адрес: kotva64@mail.ru.
Обозный Константин Петрович

Влияние идеологии на историческое исследование на примере изучения Псковской православной миссии — Рец. на кн.: История Псковской православной миссии в документах: В 2 ч. Ч. 1: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского); Ч. 2: Документы судебно-следственных дел духовенства и служащих / Науч. рук. игум. Дамаскин (Орловский); сост. иеромонах Платон (Рожков), С. Н. Романова, Л. И. Соколова, З. Н. Столярова. Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь, Оптина пустынь, 2017.

Обозный К. П. Влияние идеологии на историческое исследование на примере изучения Псковской православной миссии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 157-165 — Рец. на кн.: История Псковской православной миссии в документах: В 2 ч. Ч. 1: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского); Ч. 2: Документы судебно-следственных дел духовенства и служащих / Науч. рук. игум. Дамаскин (Орловский); сост. иеромонах Платон (Рожков), С. Н. Романова, Л. И. Соколова, З. Н. Столярова. Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь, Оптина пустынь, 2017.
PDF
Тема, посвященная положению православной церкви на оккупированной территории СССР в 1941-1944 гг., неизменно привлекает внимание исследователей в России и за рубежом. Подтверждением этого факта служит издание сборника документов «История Псковской православной миссии в документах», так или иначе, раскрывающих суть деятельности Псковской миссии, организованной в 1941 году преимущественно на оккупированных территориях Ленинградской епархии. Авторы составители поместили в двухтомный сборник материалы, находящиеся на хранении в архиве УФСБ. Первый том состоит из документов канцелярии Прибалтийского экзаршего управления. Второй том включает в себя материалы судебно-следственных дел (1944-1945 гг.) в отношении православных священнослужителей, подвергнутых уголовному преследованию и репрессиям за антисоветскую деятельность в годы их служения на оккупированных территориях Прибалтики и Северо-Запада России. Данная публикация дает новые возможности для исследователей, не имеющих доступа к столь редким материлам. Благодаря этим документам открываются неизвестные страницы биографий священно и церковнослужителей, значительно возрастает фактологический объем. Например, получает документальное подтверждение версии о стремлении органов советской разведки установить связь с экзархом Сергием (Воскресенским) в Риге в конце 1943 года, а также завербовать руководство Управления Псковской Православной Миссии. Кроме того, ряд документов свидетельствует о планах экзарха Сергия, направленных на объединение разрозненных частей православной церкви на оккупированных территориях СССР и Западной Европы. Наряду с положительными сторонами публикации следует отметить, что авторы-составители в своих вводных статьях (и к первому, и ко второму томам) вполне определенным образом настраивают читателя, подчеркивая не только антисоветский, но и «предательский» профашистский аспект деятельности членов Псковской миссии в отношении отечества и народа. К сожалению, авторы сборника не потрудились должны образом прокомментировать следственные документы духовенства Миссии. Сегодня хорошо известно, что в 1956 году после пересмотра дела в отношении ченов Управления Псковской Миссии были выявлены факты грубого нарушения ведения следствия, фальсификации, ипользования показаний лжесвидетелей для вынесения несправедливого обвинения и незаслуженного сурового приговора суда. Эти факты позволяют сделать вывод о недостаточно научной, а подчас откровенно идеологической концепции издания документов, претендующих на реконструкцию подлинной истории Псковской Православной Миссии.
Псковская православная миссия, немецкая оккупация, Прибалтийский экзархат, судебно-следственные дела, репрессии, критика источников, коллаборационизм.

Обозный Константин Петрович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Свято-Филаретовский православно-христианский институт; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Покровка, д. 29;
Должность: заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин;
ORCID: 0000-0002-5284-4884;
Электронный адрес: suhoput2006@yandex.ru.