Вестник ПСТГУ. Серия II. История. История Русской Православной Церкви - №82 | Вестник ПСТГУ
/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :82

ИССЛЕДОВАНИЯ

Архиепископ Каллистрат (Романенко К. С.)

К вопросу об образовании Алтайской духовной миссии

Романенко К. С. (Архиепископ Каллистрат). К вопросу об образовании Алтайской духовной миссии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 11-22

DOI: 10.15382/sturII201882.11-22
В статье излагается история основания Алтайской духовной миссии, появление которой тесно связано с началом планомерной миссионерской работы в Западной Сибири. К началу XIX в. дело православной проповеди в этом регионе постепенно угасло, однако в первой трети XIX в. Святейший Синод вновь с особенным усердием занялся миссионерским делом. В настоящей статье рассматриваются его указы, касающиеся организации миссионерской деятельности в Западной Сибири. Анализируется переписка Министерства финансов Российской Империи и Святейшего Синода, где отражены проблемы финансирования вновь созданной миссии. Подробно разбираются обстоятельства назначения преподобного Макария (Глухарева) в миссию, личные мотивы, побудившие этого святого отправиться на апостольское служение. Рассматривается и история происхождения названия миссии. В частности, автором дан ответ на вопрос о дате основания Алтайской духовной миссии, сделан вывод, что специального указа об этом не существовало.
Алтайская духовная миссия, архимандрит Макарий (Глухарев), архиепископ Евгений (Казанцев), митрополит Филарет (Дроздов), епископ Владимир (Ужинский), Тобольская епархия, Святейший Правительствующий Синод
  1. Заря бессмертия блещет. Из жизнеописания преподобного Макария Алтайского. Орел, 2007.
  2. Колоткин М. Н. Христианизация алтайцев в XVIII веке // Макарьевские чтения: Материалы второй международной конференции (21–22 ноября 2003 года) / В. Г. Бабин, отв. ред. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. С. 21–26.
  3. Крейдун Ю. А. Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: Структура и деятельность. М.: ПСТГУ, 2008.
  4. Миллер Г. Ф. История Сибири. М.; Л., 1941. Т. II.
  5. Модоров Н. С. Архимандрит Макарий Глухарев — ученый, миссионер и просветитель // Макарьевские чтения: Материалы второй международной конференции (21–22 ноября 2003 года). С. 18–27.
  6. Нестеров С. В. «Словом и житием наставляя…»: Жизнь и труды прп. Макария Алтайского. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2005.
  7. Расова Н. В. Алтайская Духовная миссия в системе деятельности подобных учреждений Сибири // Макарьевские чтения: Сб. науч. статей / В. Г. Бабин, С. К. Носов, отв. ред. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002. С. 23–31.
  8. Софронов В. Ю. Христианизация Тобольского Севера. Тобольск, 2007.
  9. Широков Сергий, свящ., Преподобный Макарий (Глухарев) апостол Алтая. М., 2008.

Архиепископ Каллистрат (Романенко К. С.)


Место работы: Горноалтайское епархиальное управление; 649002, Республика Алтай, г. Гороно-Алтайск, Коммунистический проспект, д. 146;
Должность: архиепископ Горноалтайский и Чемальский;
ORCID: 0000-0003-2527-5978;
Электронный адрес: rkallistrat@yandex.ru.
Митрополит Исидор (Тупикин Р. В.)

Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам с. Бездна

Тупикин Р. В. (Митрополит Исидор). Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам с. Бездна // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 23-36

DOI: 10.15382/sturII201882.23-36
Ни в одном духовном учебном заведении Русской Церкви не было такого яркого явления безудержной жизни студентов и участия в их судьбе ректора, как в Казанской духовной академии в 1861 г. В это время воспитанники духовных школ еще не были широко вовлечены в социально-политические движения в России, тем неожиданней стало происшествие, когда студенты Казанской духовной академии оказались в центре протестных выступлений против законной власти. В 1861 г. студенты совершили панихиду по погибшим крестьянам с. Бездна на Крутинском (Арском) кладбище Казани. Благодаря стараниям ректора КазДа, архимандрита Иоанна (Соколова), им удалось избежать тяжелых последствий своего необдуманного поступка. В статье рассмотрены обстоятельства этой панихиды, дана оценка событиям и лицам, принимавшим в них участие. Источниками для исследования послужили архивные документы Российского Государственного исторического архива (РГИА), Национального архива Республики Татарстан (НАРТ) и Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Важным источником являются «Мнения и отзывы» святителя Филарета Московского, который был одним из ключевых лиц в расследовании дела о панихиде по крестьянам села Бездны. Среди дополнительной литературы использованы проповеди будущего епископа Смоленского Иоанна (Соколова), а также труд П. В. Знаменского «История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870)». На основе проведенного анализа автор статьи отвечает на вопрос об истинных мотивах участия в протестных акциях студентов Казанской духовной академии.
протест, студенты, Казанская духовная академия, Казанский университет, Куртинская панихида, село Бездна, крестьяне, расследование, архимандрит Иоанн (Соколов), святитель Филарет (Дроздов)
  1. Мороховец Е. А. Дружинин Н. М. Крестьянское движение в 1861 году после отмены крепостного права: В 2 ч. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1949.
  2. Федоров В. А. Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М.: МГУ, 1994.

Митрополит Исидор (Тупикин Р. В.)


Место работы: Смоленская епархия Русской Православной Церкви; Смоленск, 214000, Соборный двор, 17;
Должность: митрополит Смоленский и Дорогобужский;
ORCID: 0000-0002-7377-9815;
Электронный адрес: tupikinrv2017@mail.ru.
Талалай Михаил Григорьевич; Токарева Евгения Сергеевна

Православие в Испании: трудный путь становления и развития

Талалай М. Г., Токарева Е. С. Православие в Испании: трудный путь становления и развития // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 37-52

DOI: 10.15382/sturII201882.37-52
В статье рассматривается опыт создания и функционирования православной посольской церкви в стране традиционно католической. В Испании создание посольского храма было непосредственным образом обусловлено развитием русско-испанских дипломатических связей. Начиная с середины XVIII в. в Мадрид были направлены причт и необходимая утварь, которые, однако, не оставались там постоянно, а вывозились в Россию и другие страны, когда дипло- матические отношения между Россией и Испанией прерывались. Обострение российско-испанских отношений было связано, например, с отказом испанского правительства признать избрание императора Павла I магистром Мальтийского ордена, или в другом случае — с непризнанием Россией прав на престол испанской принцессы Изабеллы. Обустройство православной церкви в Мадриде зависело во многом и от личности российского посланника. Так, в бытность послом барона Оттона-Магнуса фон Штакельберга, лютеранина по вероисповеданию, храм в Мадриде был упразднен. Период наибольшего расцвета посольской церкви в Мадриде связан с именем о. Константина Кустодиева (настоятеля храма в Мадриде в 1865–1870 гг.), который выучил испанский язык, был избран членом испанского ученого общества «Атеней», а с середины 1860-х гг. направлял для публикации письма о современном состоянии религиозно-церковной жизни на Западе — в Испании, Франции, Италии, Австрии, Германии, Англии и Америке — в российский журнал «Православное обозрение». Однако паства мадридского храма никогда не была многочисленной и не превышала 15 человек. По-видимому, именно этим объясняется то, что в начале 1870-х гг. в связи с сокращением государственных расходов храм был упразднен.
Русская Православная Церковь, Испания, российско-испанские отношения, причт в Испании, Русское посольство в Испании, православный храм в Мадриде
  1. Антонов В. В. Мадрид, церковь св. равноап. Марии Магдалины // Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005.
  2. Клибанов А. И. У истоков русско-испанских взаимосвязей (XV–XVI вв.) // Россия и Испания: Историческая ретроспектива. М., 1987.
  3. Кордочкин А., свящ. Православие в Испании: Есть ли у нас будущее? // ЖМП. 2011. № 7. С. 58–61.
  4. Кордочкин Андрей, свящ. Протоиерей Константин Лукич Кустодиев. URL: http://orthodoxmadrid.com/publikacii/istoriya/kustodiev.html (22.02.2018)
  5. Мальцев А., свящ. Православные церкви и русские учреждения за границей. СПб., 1906.
  6. Пожарская С. П., Саплин А. И. Предисловие // Россия и Испания: Документы и материалы. М., 1991. Т. II.
  7. Encinas Moral A. L., ed. Diario del viaje a Moscovia del Duque de Liria y Jèrica. Madrid: Miraguano, 2008.

Талалай Михаил Григорьевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН; Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский просп., д. 32а;
Должность: представитель Института всеобщей истории РАН в Италии;
ORCID: 0000-0002-6070-9711;
Электронный адрес: talalaym@mail.ru.

Токарева Евгения Сергеевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории Российской академии наук; Москва, 119334, Ленинский просп., д. 32а;
Должность: ведущий научный сотрудник; руководитель Центра истории религии и Церкви;
ORCID: 0000-0002-5652-2348;
Электронный адрес: estokareva@yandex.ru.
Шушканова Елена Александровна

Жизнь сельского прихода России накануне революции 1917 г. (на примере Енисейской губернии)

Шушканова Е. А. Жизнь сельского прихода России накануне революции 1917 г. (на примере Енисейской губернии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 53-67

DOI: 10.15382/sturII201882.53-67
В статье рассматривается общее состояние сельских приходов в России на примере Енисейской епархии второй половины XIX — начала XX в. Работа выполнена на основе не использованных ранее архивных документов и материалов из фондов Государственного архива Красноярского края. Целью исследования является расширение круга проблем в определении природы революционного кризиса 1917 г. и его последствий. Автор полагает, что истоки революции лежали в том числе в духовном состояния крестьянства, которое можно оценить с позиций изучения приходской церковной жизни. Анализируются участие крестьян в богослужениях, крестных ходах, проведение ими православных праздников, соучастие в жизни прихода и другие показатели религиозности сельских обывателей. Факты показывают, что уровень религиозности в сельской местности падал. Вопрос, насколько духовенство могло противостоять опасности государственных потрясений, рассматривается на основании анализа состояния церковного клира. Рассматривается уровень жизни церковного причта, который все меньше соответствовал его социальному статусу. Важное место в статье занимают вопросы взаимоотношений сельских обывателей и сельского духовенства. На основании исследования видно, что в жизни православного прихода накануне Февральской революции накопилось немало проблем, которые так и не были решены властями. Не случайно, не только крестьянство, но и немалая часть духовенства поддержали революцию 1917 г. и свержение монархии в России.
история Русской Православной Церкви, Енисейская губерния, состояние сельского прихода, положение церковного причта, участие крестьянства в богослужениях, исповеди и Причастии, просветительская деятельность Церкви, революция, власть, социальное недовольство, сибирская ссылка
  1. Беглов А. Л. Православный приход Российской империи как объект фискальной политики светских и церковных властей в конце XIX — начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 56–81.
  2. Шушканова Е. А. Архиерейский дом Красноярска и его епископы (XIX — начало XX века). Красноярск, 2015.
  3. Шушканова Е. А. О кризисе в Русской Православной Церкви накануне второй российской смуты // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века: Материалы XIII Международной научной конференции. 12–13 марта 2014 г. Ч. 1. Иваново. 2014. С. 285–289.
  4. Шушканова Е. А. О волнениях в Красноярской духовной семинарии накануне русской революции // XIV Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения. Красноярск, 2014. С. 132–136.

Шушканова Елена Александровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнёва (СибГАУ); Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31;
Должность: доцент кафедры истории и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0002-1798-913;
Электронный адрес: shushkanovae@yandex.ru.
Литвинова Ирина Николаевна; Редькина Ольга Юрьевна

Общество и Православная Церковь в тыловой провинции периода Первой мировой войны (на материалах г. Царицына Саратовской губернии)

Литвинова И. Н., Редькина О. Ю. Общество и Православная Церковь в тыловой провинции периода Первой мировой войны (на материалах г. Царицына Саратовской губернии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 68-83

DOI: 10.15382/sturII201882.68-83
В статье анализируется проблема консолидации гражданского общества и Православной Церкви в крупном уездном центре Саратовской губернии в годы Первой мировой войны. Социокультурная и духовной жизнь досоветского периода истории Царицына (Волгограда) на фоне существующего научного интереса к событиям Сталинградской битвы остаются неисследованными. В частности, не рассматривались вопросы духовной составляющей провинциального общества Нижнего Поволжья в условиях Первой мировой войны, имеющие непосредственное отношение к актуальной проблеме научного направления «культура тыла». Цель работы — раскрыть содержание духовной и общественной деятельности Церкви как важного компонента социальной регуляции провинциального общества в годы мировой войны. Особое внимание в статье уделено вопросам взаимодействия духовенства и мирян по оказанию помощи семьям воинов, раненым, беженцам. Авторами статьи исследован и введен в научный оборот новый документальный материал по заявленной теме. Уточнены функции приходского попечительства, аспекты взаимодействия приходских советов и прихожан в организации лазаретов для раненых, приютов для сирот, в поддержке местных отделений благотворительных структур: Красного Креста, Елизаветинского и Татьянинского комитетов, Человеколюбивого общества. В ходе исследования применялся документальный анализ архивных источников и материалов печатных изданий методом сбора фактологических данных, содержащихся в документах, сами документы использовались в качестве главного источника информации. В работе использован цивилизационный подход к анализу социокультурных и духовных факторов, влиявших на жизнедеятельность провинциального общества в период великих испытаний, также использовались системный подход, дедуктивный и индуктивный методы исследования. Вывод работы — единство общества и Православной Церкви стало одной из важных социальных скреп тыловой провинции в годы тяжких испытаний Первой мировой войны.
Саратовская и Царицынская епархии, общество, патриотизм, общественное богослужение, пожертвования, помощь Церкви фронту и тылу, благотворительные комитеты
  1. Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда 1589–1967. М., 1968.
  2. Горожанина М. Ю. Деятельность православной церкви в годы Первой мировой войны // Доклады Академии военных наук. 2006. № 5 (23). С. 255–264.
  3. Гринченко Я. С. Саратовское духовенство в политической борьбе начала ХХ века / Я. С. Гринченко, Г. П. Кибасова, О. Н. Савицкая. Волгоград, 2012.
  4. Иванов С., Супрун В. Храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда. URL: http://www.volgaprav.ru/kraevedenie/razrushennye-xramy/voznesenskaya-cerkov/ (дата обращения: 03.05.2017).
  5. Карагодина О. А. Благотворительная деятельность в Царицыне в годы Первой мировой войны (по материалам периодической печати) // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 39. С. 246–252.
  6. Максимов Е. К. Саратовское Поволжье в годы Первой мировой войны / Е. К. Максимов, В. П. Тотфалушин. Саратов, 2007.
  7. Нечаев М. Г. Церковь на Урале в годы Первой мировой войны // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. 2011. № 4. С. 61–75.
  8. Овсейко В. П. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Оренбургской епархии в годы Первой мировой войны // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 5 (141). С. 101–107.
  9. Семенова Е. Ю. Мировоззрение городского населения Поволжья в годы Первой мировой войны: социальный, экономический, политический аспекты: монография. Самара, 2012.
  10. Туманова А. С. Организация помощи фронту и жертвам войны как результат совместных усилий власти и гражданского общества в годы Первой мировой войны: институциональный и правовой аспекты // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 34–40.
  11. Туманова А. С. Общественные организации России в годы Первой мировой войны (1914 — февраль 1917 г.). М., 2014.

Литвинова Ирина Николаевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Волгоградский государственный университет; Российская Федерация, 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100;
Должность: доцент кафедры социальной работы и педагогики;
ORCID: 0000-0002-0611-336X;
Электронный адрес: litvinova@volsu.ru.

Редькина Ольга Юрьевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Волгоградский государственный университет; Российская Федерация, 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100;
Должность: профессор кафедры международных отношений, политологии и регионоведения;
ORCID: 0000-0002-8978-9575;
Электронный адрес: oured@volsu.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-13-34004 а(р) и Администрации Волгоградской области в рамках проекта «Гражданское общество Царицына в период Первой мировой войны (июль 1914 – февраль 1917 гг.)».
Шишкин Евгений Николаевич, священник

Вопрос открытия церквей на территории Ставропольской и Бакинской епархии в 1943–1948 гг.

Шишкин Е. Н. Вопрос открытия церквей на территории Ставропольской и Бакинской епархии в 1943–1948 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 84-103

DOI: 10.15382/sturII201882.84-103
Вопрос открытия церквей на территории Ставропольской и Бакинской епархии в конце Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы связан с проблематикой «нового курса» государственно-конфессиональных отношений в СССР. Соотнесение в едином проблемном поле макро- и микроисторических явлений позволяет рассмотреть затронутый вопрос как сложную систему взаимодействий. Отправной точкой анализа позиций действующих лиц рассматриваемых исторических событий признается инициатива православных церковных общин, вытесненных за рамки правового поля в ходе реализации антирелигиозной политики предшествующего периода. На материале Ставропольского края, автономных республик Кавказа и Азербайджанской ССР прослеживаются кардинальные изменения религиозной жизни локальных сообществ в условиях военной повседневности. После битвы за Кавказ и Сталинградской битвы власть была поставлена перед необходимостью дать обратный ход процессу масштабных изъятий церковных зданий, которым на протяжении четверти века сопровождалась ее религиозная политика, государство с официальной атеистической идеологией становилось в позицию донора по отношению к религиозной общине, предоставляя ей здание для богослужений. Этим идеологическим парадоксом обусловлена прямая вовлеченность в вопрос открытия церквей высшего руководства Советского Союза, а также активная позиция Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви и представителей власти на местах. Почти синхронное избрание Патриарха Московского и всея Руси и возведение на Ставропольскую кафедру архиепископа Антония (Романовского) дополняет картину исторических взаимодействий позицией церковной иерархии — основного посредника между общинами верующих и властью в решении вопроса открытия церквей. На основе анализа архивных документов делаются выводы о характере уступок власти в вопросе расширения официально признанной социальной базы Церкви. Дается обоснование преемственности «нового курса» с довоенной практикой антирелигиозной политики большевиков. Раскрываются формы и методы противодействия религиозному возрождению со стороны властей в центре и на местах. Реконструируются модели реализации сдерживающей стратегии и подводятся итоги сложившегося в церковной жизни Северного Кавказа и Восточного Закавказья status quo на момент завершения так называемого «нового курса».
Русская Православная Церковь, Великая отечественная война, Кавказ, Ставропольская епархия, религиозное возрождение, легализация, открытие храмов, новый курс, государственно-конфессиональные отношения, религиозная политика, митрополит Антоний (Романовский), Василий Кожин, Г. Г. Карпов, И. В. Сталин
  1. Макарова Е. А. Церковь и общество на Ставрополье в годы Великой Отечественной войны // Ставрополье: Правда военных лет. Ставрополь, 2005.
  2. Малюков Е. И., Чумаченко Т. А. Динамика открытия церквей и молитвенных домов в Челябинской области в период потепления государственно-церковных отношений. 1943–1948 гг. // Социум и власть. 2015. № 2 (52). С. 105–107.
  3. Марченко А. Н. Государственно-церковные отношения в СССР в трудах светских и церковных исследователей XX — начала XXI века // Magistra vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2008. № 15. С. 164–177.
  4. Одинцов М. И. Власть и религия в годы войны (Государство и религиозные организации в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.). М., 2005.
  5. Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века. М., 1994.
  6. Пантюхин А. М., диак. Обновленческое движение Русской Православной Церкви в 20–40-е гг. ХХ в. (на материалах Ставрополья и Терека). Ставрополь, 2014.
  7. Перелыгин А. В. Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917–1953). Орел, 2007.
  8. Сомова И. Ю. Религиозный вопрос на Ставрополье в 1943–1945 гг.: новшества, особенности и состояние к концу войны // Актуальные проблемы российской и всемирной истории. Пятигорск, 2002. С. 147–155.
  9. Федотова Г. И. Государственная политика по закрытию и открытию церквей в годы Великой Отечественной войны (на материалах Молотовской области) // Пермский государственный архив новейшей истории. URL: https://www.permgani.ru/publikatsii/stati/gosudarstvennaya-politika-po-zakrytiyu-i-otkrytiyu-tserkvej-v-gody-velikoj-otechestvennojvojny.html (дата обращения: 20.02.2018).
  10. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999.
  11. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах. М., 2005.
  12. Якунин В. Н. Положение и деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Самара, 2001.
  13. Якунин В. Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны: современная отечественная историография проблемы (1989–2014 гг.) // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ–XXI веков: Материалы XIV Международной научной конференции: В 2 ч. Иваново, 2015. Ч. 1. С. 352–358.

Шишкин Евгений Николаевич, священник


Место работы: Ставропольская духовная семинария; Российская Федерация, 355017, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 155;
Должность: секретарь Ученого совета;
ORCID: 0000-0001-6495-0476;
Электронный адрес: evgeniynsh@yandex.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Кострюков Андрей Александрович

Святитель Серафим (Соболев) и «Дело князя Лобанова-Ростовского»

Кострюков А. А. Святитель Серафим (Соболев) и «Дело князя Лобанова-Ростовского» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 107-134

DOI: 10.15382/sturII201882.107-134
Архиепископ Серафим (Соболев), причисленный к лику святых в 2016 г., известен как защитник православной веры и подвижник благочестия. Настоящая публикация относится к неисследованному эпизоду из жизни этого иерарха. Во время конфликта между руководством Русской Зарубежной Церкви и главой Западноевропейской епархии митрополитом Евлогием (Георгиевским) получила распространение брошюра «Карловацкая смута». Среди различных обвинений в адрес Русской Зарубежной Церкви в брошюре содержались выпады против епископа Серафима (Соболева), в частности автор обвинял его в несправедливом отлучении от причастия князя И. Н. Лобанова-Ростовского. На основании переписки Лобанова-Ростовского, выявленной в Государственном архиве Российской Федерации, автор публикации пришел к выводу, что обвинения в адрес святителя не являются справедливыми. Поводом для конфликта стала борьба мирян за влияние на Никольском приходе в Софии. И. Н. Лобанов-Ростовский, недовольный тем, что епископ Серафим сошелся с семьей М. В. Зызыкина, вел нетактичные разговоры. Они бросали тень на самого епископа Серафима, а также на его младшего брата, иеромонаха Сергия. Результатом стало отлучение от причастия И. Н. Лобанова-Ростовского впредь до принесения покаяния. Конфликт разбирался Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви в 1925 г. Решительно поддержал епископа Серафима глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). Сторону епископа занял и Архиерейский Синод, признавший его действия правильными. Конфликт завершился в начале лета 1925 г. примирением епископа Серафима и князя И. Н. Лобанова-Ростовского.
святитель Серафим (Соболев), митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Евлогий (Георгиевский), М. В. Зызыкин, И. Н. Лобанов-Ростовский, русская эмиграция в ХХ в., Русская Православная Церковь Заграницей, Болгарская Православная Церковь, Западноевропейский экзархат приходов русской традиции, русский храм свт. Николая в Софии
  1. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. СПб., 1996.
  2. Кострюков А. Архиепископ Серафим (Соболев): Жизнь, служение, идеология. М., 2011.
  3. Кострюков А. Пламень огненный: Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). М., 2015.
  4. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.

Кострюков Андрей Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Ковалева Ирина Ивановна; Тягунова Наталия Федоровна

«…Постоянное чудо Божие»

Ковалева И. И., Тягунова Н. Ф. «…Постоянное чудо Божие» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 135-145

DOI: 10.15382/sturII201882.135-145
Публикация посвящена воспоминаниям монахини Серафимо-Знаменского скита Московской епархии Вероники (Соколиковой), более полувека хранившимся в личном архиве семьи Криволуцких. Священник Владимир Криволуцкий записал воспоминания монахини Вероники, а его сын передал рукопись в архив ПСТГУ. Будучи записью устного рассказа, воспоминания изобилуют сведениями, не встречающимися ни в одном из известных источников, освещающих историю этой обители и житие ее подвигоположницы преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). Мемуарные свидетельства 1920–1930-х гг. о Серафимо-Знаменском ските, его настоятельнице схиигуменье Фамари, насельницах, лицах духовного звания, служивших в храмах скита, о епископе Арсении (Жадановском), многие годы бывшем духовником скитянок, создавались в условиях жесточайших гонений на Русскую Православную Церковь, арестов, обысков и репрессий и, как правило, не включают ни упоминания конкретных лиц, ни хронологии в описываемых событиях. Публикуемый же документ представляет особую ценность тем, что восполняет имеющиеся в историографии этого периода лакуны. Многие факты, упоминаемые в публикации, находят почти буквальное подтверждение в документах исторических и ведомственных архивов, что побуждает исследователей новейшей истории Русской Церкви с большим доверием относиться к помещаемому в настоящем издании новому историческому источнику.
Русская Православная Церковь, Московская епархия, Серафимо-Знаменский скит, схиигуменья Фамарь (Марджанова), епископ Арсений (Жадановский)

Ковалева Ирина Ивановна


Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6/1, комн. 219;
Должность: cт. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ;
ORCID: 0000-0002-3941-1101;
Электронный адрес: cia@pstgu.ru.

Тягунова Наталия Федоровна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6/1, комн. 219;
Должность: науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ;
ORCID: 0000-0001-8148-0170;
Электронный адрес: nattg89@gmail.com.

РЕЗЕНЦИИ

Кострюков Андрей Александрович

Наступает время творческого собирания всех живых духовных сил — Рец. на кн.: Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 года / Сб. документов под ред. Ю. А. Бирюковой. М.: Изд. Новоспасского монастыря, 2018.

Кострюков А. А. Наступает время творческого собирания всех живых духовных сил // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 149-152 — Рец. на кн.: Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 года / Сб. документов под ред. Ю. А. Бирюковой. М.: Изд. Новоспасского монастыря, 2018.
PDF

Кострюков Андрей Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.