/
Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви
Вестник ПСТГУ II :77

ИССЛЕДОВАНИЯ

Захаров Георгий Евгеньевич
Захаров Г. Е. Церковные течения эпохи арианских споров: проблемы типологизации // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 11-22 DOI: 10.15382/sturII201777.11-22
Статья посвящена проблемам типологизации церковных течений IV в. Данный исторический феномен возникает в рамках длительного церковного конфликта, именуемого арианским кризисом. Используемые современниками обозначения церковных течений являются полемическими концептами и не соответствуют самосознанию их сторонников. Как в ересеологической традиции раннехристианского периода, так и в современной историографии при выделении церковных течений во главу угла ставится их богословская позиция. Однако необходимо учитывать и другие консолидирующие факторы, такие как евхаристическое общение и церковно-политическая активность. Формирование течений, как правило, было непосредственно связано с развитием института собора. Анализ источников IV в. позволяет выделить помимо обширных течений -макротечений, претендующих на вселенский или региональный консенсус, основанный на наследии одного из представительных и авторитетных соборов, также и небольшие консолидированные группы - микротечения, собирающиеся на немногочисленные соборы-совещания и постоянно координирующих свои действия в рамках церковно-политического противостояния. Микротечения могли существовать как в рамках макротечений, во многом определяя тенденции их развития, так и вне их границ. В последнем случае речь идет фактически о маргинальных церковных группах, сплотившихся вокруг одного или нескольких неординарных богословов, иногда даже не имевших епископского сана.
церковное течение, раннее христианство, арианские споры, епископы, богословие, соборы, церковная организация
  1. Афанасьев Н., протопр. Церковные соборы и их происхождение. М., 2003.
  2. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Т. IV. Петроград, 1918.
  3. Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV – начало V вв.). М., 2014.
  4. Захаров Г. Е. Луцифер, еп. Каралитанский // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 688–690.
  5. Захаров Г. Е. Церковные соборы 381–382 годов и проблема поляризации западной и восточной частей позднеантичного мира // Вестник древней истории. 2015. №2. С. 151–169.
  6. Лёр В. Изменчивый образ инакомыслия: ересь в раннехристианский период // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4(59). С. 9–27.
  7. Маттеи П. К вопросу о взаимоотношениях между Амвросием и Грацианом: хронологические и исторические проблемы, связанные с трактатом «О вере»; цели и значение Аквилейского собора // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / Под ред. Г. Е. Захарова. М., 2016. С. 94–118.
  8. Ayres L. Nicaea and its Legacy. An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford; N.Y., 2004.
  9. Barnes M. R. The Fourth Century as Trinitarian Canon // Christian Origins: Theology, Rhetoric and Community / Ed. L. Ayres, G. Jones. L.; N. Y., 1998. P. 47–67.
  10. Barnes T. D. Athanasius and Constantius. Theology and politics in the Constantinian Empire. Cambridge (Mass.), 1993.
  11. Behr J. Formation of Christian Theology. Vol. II: The Nicene Faith. Crestwood, 2004. Pt. 1.
  12. Brennecke H. C. Introduction: Framing the Historical and Theological Problems // Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / Ed. G. M. Berndt, R. Steinacher. Farnham, 2014. P. 1–19
  13. Brennecke H. C. Studien zur Geschichte der Homöer: der Osten bis zum Ende der homöischen Reichskirche. Tübingen, 1988.
  14. Cavallera F. Le schisme d’Antioche (IVᵉ–Vᵉ siècle). P., 1905.
  15. Florovsky G. The Authority of the Ancient Councils and the Tradition of the Fathers. An Introduction // Glaube, Geist, Geschichte. Festschrift für E. Benz zum 60. Geburtstage am 17 November 1967. Leiden, 1967. S. 177–188.
  16. Gaudemet J. L'Église dans l'Empire Romain (IVe–Ve siècles). P., 1958.
  17. Gwynn D. M. The Eusebians. The Polemic of Athanasius of Alexandria and the Construction of the «Arian Controversy». Oxford, 2007.
  18. Lienhard J. T. The «Arian» Сontroversy: some Сategories reconsidered // Doctrines of God and Christ in the Early Church. N. Y.; L., 1993. P. 415–437.
  19. Lienhard J. T. Basil of Caesarea, Marcellus of Ancyra, and "Sabellius" // Church History. 1989. Vol. 58. Pt. 2. P. 157–167.
  20. Löhr W. A. A Sense of Tradition: the Homoiousian Church Party // Arianism after Arius: Essays on the Development of the Fourth Century Trinitarian Conflicts / Ed. M. R. Barnes, D. H. Williams.  Edinburgh, 1993. P. 81–100.
  21. Parvis S. Was Ulfila really a Homoian? // Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / Ed. G. M. Berndt, R. Steinacher. Farnham; Burlington, 2014. P. 49–65.
  22. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen, 2009.
  23. Williams D. H. Another Exception to Later Fourth-Century «Arian» Typologies: The Case of Germinius of Sirmium // Journal of Early Christian Studies. 1996. № 4. P. 335–357.
Захаров Георгий Евгеньевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, 23 б; зав. кафедрой систематического богословия и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Взаимоотношения Восточных и Западных Церквей в эпоху арианских споров», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ
Луховицкий Лев Всеволодович
Луховицкий Л. В. Византийская ойкумена в иконоборческой полемике // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 23-40 DOI: 10.15382/sturII201777.23-40
В 754 г. император-иконоборец Константин V Копроним попытался скомпрометировать иконопочитательскую оппозицию, представив прп. Иоанна Дамаскина агентом внешнего арабского влияния. В ответ отцы II Никейского Собора в 787 г. предложили доказательства правомочности внешнего вмешательства в религиозную жизнь империи. Эта полемическая линия была продолжена в памятниках IX в.: Стефан Диакон, автор Жития Стефана Нового, в 807 или 809 г. представил внешнее давление на Византийскую империю внутренним, вложив в уста святого речь о географии иконоборческого мира, в которой были намеренно искажены реальные границы государств и церковных юрисдикций. Во 2-й половине 10х гг. IX в. прп. Феодор Студит и свт. Никифор патриарх Константинопольский начали совместный дипломатический проект, призванный усилить внешнеполитическое давление на империю, вернувшуюся в 815 г. при Льве V к иконоборческой политике. Идейное обоснование этих усилий мы находим в переписке Феодора и сочинениях из ссылки Никифора. В свою очередь император-иконоборец Михаил II Травл апроприировал тактику своих противников и сам решил опереться на внешнеполитическую силу -- державу Каролингов -- в борьбе с внутренней оппозицией. Несмотря на то, что внешнеполитический проект иконопочитательской оппозиции в ближайшей перспективе оказался неуспешным, поскольку привел к репрессиям в отношении его ключевого участника будущего патриарха Константинопольского Мефодия I со стороны относительно умеренного иконоборца Михаила II, он сохранился в культурной памяти византийцев.
Византия, иконоборчество, Каролингская империя, агиография, Феодор Студит, Стефан Новый, Иерийский собор, II Никейский Собор, Константин V, Константинопольский патриархат, Иоанн Дамаскин
  1. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997;
  2. Луховицкий Л. В. Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв.: Принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 58–73;
  3. Луховицкий Л. В. Ψευδώνυμος и ἀψευδὴς εἰκών в иконоборческих спорах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2011. № 15. С. 348–361;
  4. Ahrweiler H. The Geography of the Iconoclast World // Iconoclasm: Papers given at the 9th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975 / A. Bryer, J. Herrin, eds. Birmingham, 1977. P. 21–28;
  5. Alexander P. J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxford, 1958;
  6. Auzépy M.-F. L’hagiographie et l’iconoclasme byzantin: Le cas de la Vie d’Étienne le Jeune. Aldershot; Brookfield, 1999;
  7. Auzépy M.-F. De la Palestine à Constantinople (8e–9e siècles): Étienne le Sabaïte et Jean Damascène // Travaux et mémoires. 1994. Vol. 12. P. 183–218;
  8. Auzépy M.-F. State of Emergency (700–850) // The Cambridge History of the Byzantine Empire, c. 500–1492 / J. Shepard, ed. Cambridge, 2008. P. 251–291;
  9. Baranov V. Constructing the Underground Community: The Letters of Theodore the Studite and the Letter of Emperors Michael II and Theophilos to Louis the Pious  // Scrinium. 2010. Vol. 6. P. 230–259;
  10. Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era, c. 680–850: A History. Cambridge, 2011;
  11. Concilium universale Nicaenum Secundum / E. Lamberz, ed. Pt. 3: Concilii actiones VI–VII, Tarasii et synodi epistulae, Epiphanii sermo laudatorius, canones, Tarasii epistulae post synodum scriptae, appendix graeca. Berlin, 2016;
  12. Déroche V. Note sur la Vie d’Étienne le Jeune et sa chronologie interne // Revue des etudes byzantines. 2002. Vol. 60. P. 179–188;
  13. Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III: With Particular Attention to the Oriental Sources. Louvain, 1973;
  14. Grumel V. Les «Douze chapitres contre les iconomaques» de saint Nicéphore de Constantinople // Revue des études byzantines. 1959. Vol. 17. P. 127–135;
  15. Grumel V. Les relations politico-religieuses entre Byzance et Rome sous le règne de Léon l'Arménien // Revue des études byzantines. 1960. Vol. 18. P. 19–44;
  16. Haldon J. F. Byzantium in the Seventh Century: The Transformation of a Culture. Cambridge, 1990;
  17. Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. 3 vols. Bruxelles, 19573;
  18. Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum / I. Thurn, rec. Berolini; Novi Eboraci, 1973;
  19. Iosephi Genesii Regum libri quattuor / A. Lesmueller-Werner, I. Thurn, rec. Berolini, Novi Eboraci, 1978;
  20. The Life of Michael the Synkellos / M. B. Cunningham, ed., transl., and comment. Belfast, 1991;
  21. McCormick M. Western Approaches (700–900) // The Cambridge History of the Byzantine Empire, c. 500–1492 / J. Shepard, ed. Cambridge, 2008. P. 395–432;
  22. Michaelis et Theophili imperatorum Constantinopolitanorum Epistola ad Hludowicum imperatorem directa // Monumenta Germaniae historica. Legum sectio III: Concilia. T. 2: Concilia aevi Carolini. Pt. 2 / A. Werminghoff, rec. Hannoverae; Lipsiae, 1908. P. 475–480;
  23. Noble Th. F. X. Images, Ionoclasm, and the Carolingians. Philadelphia, 2009;
  24. Paschalis papae Romani Ex litteris ad Leonem imperatorem // Iuris ecclesiastici graecorum historia et monumenta iussu Pii IX. Pont. Max. / I. B. Pitra, ed. T. 2. Romae, 1868. P. XI–XVII;
  25. Pratsch Th. Theodoros Studites (759–826) zwischen Dogma und Pragma: Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Frankfurt am Main; Berlin u.a., 1998;
  26. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. 1. Abteilung (641–867) / R.-J. Lilie, C. Ludwig, Th. Pratsch u.a., Hrsg. 7 Bde. Berlin; New York, 1998–2001;
  27. Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches von 565–1453. 1. Tl., 1. Hlb.: Regesten von 565–867  / F. Dölger, J. Preiser-Kapeller, A. Riehle, A. E. Müller., Hrsg. 2. Aufl. München, 2009;
  28. Signes-Codoñer J. Melkites and Icon Worship during the Iconoclast Period // Dumbarton Oaks Papers. 2013. Vol. 67. P. 135–187;
  29. Signes-Codoñer J. Theodore Studite and the Melkite Patriarchs on Icon Worship // L’aniconisme dans l’art religieux byzantin: Actes du colloque de Genève (1–3 octobre 2009) / M. Campagnolo, P. Magdalino et al., eds. Geneva, 2015. P. 95–103;
  30. Sode C. Der Brief der Kaiser Michael II. und Theophilos an Kaiser Ludwig den Frommen // Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur / L.-M. Hoffmann, A. Monchizadeh, Hrsg. Wiesbaden, 2005. S. 141–158;
  31. Sode C. Jerusalem – Konstantinopel – Rom: Die Viten des Michael Synkellos und der Brüder Theodoros und Theophanes Graptoi. Stuttgart, 2001;
  32. Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren: Untersuchungen zur Revolte des Artabasdos und ihrer Darstellung in der byzantinischen Historiographie. Bonn, 1981;
  33. Theodori Studitae Epistulae / Fatouros G., rec. 2 pts. Berolini; Novi Eboraci, 1992;
  34. Theophanis Chronographia / C. de Boor, rec. Vol. 1. Lipsiae, 1883;
  35. Van den Gheyn I. Acta graeca ss. Davidis, Symeonis et Georgii, Mitylenae in insula Lesbo // Analecta bollandiana. 1899. T. 18. P. 209–259;
Луховицкий Лев Всеволодович
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: ФГБУН Институт славяноведения РАН; Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский проспект, дом 32 a; научный сотрудник;
Электронный адрес: lukhovitskiy@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи» при поддержке Фонда развития ПСТГУ
Горюшкина Людмила Павловна
Горюшкина Л. П. Историографические заметки к календарной стороне вопроса о крещении и имянаречении в средневековой Руси // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 41-55 DOI: 10.15382/sturII201777.41-55
В статье "Историографические заметки к календарной стороне вопроса о крещении и имянаречении в средневековой Руси" рассматриваются работы XIX - начала XXI вв., затрагивающие главные из обычаев, относящихся к рождению и раннему этапу жизни младенца и имеющие календарную составляющую, - выбор имени и крещение. Начало изучению этих сюжетов было положено в XIX в. в работах исследователей русского быта, историков Русской Церкви и литургистов. Были поставлены вопросы о возможном наличии нескольких календарных имен у ребенка и принципах выбора каждого из них, соотнесении дня рождения с именинами и крестинами. Был намечен круг источников, задавший и два направления изучения: рассмотрение предписаний о том, как должны были выбираться имя и день крестин, и рассмотрение реальной практики их выбора. После революции сюжеты были оставлены, и интерес к ним возобновился уже во второй половине ХХ в. в работах филологов и историков. Новые вопросы не ставились, но полнее прорабатывались уже поставленные. Сюжеты получили разную разработку: более детально рассмотрено имянаречение, менее - крестины. Большинство исследователей склонны сближать дни рождения и именин ребенка, полагая, что имя выбиралось с учетом календаря. Высказано мнение о распространенности обычая давать два календарных имени, публичное и непубличное, из которых одно выбиралось строго по календарю. Крещение же в целом склонны относить к сороковому дню, допуская, впрочем, большую свободу в выборе дня. Цели систематически изучить соотношение между всеми тремя днями в большинстве работ не ставилось. Поскольку ряд сюжетов остается предметом разногласий, необходима дальнейшая работа над темой. Она требует комплексного рассмотрения всех календарных аспектов крещения и имянаречения. а также более последовательного разделения сведений о предполагаемой норме и реальной практике. Наконец, желательна более систематическая проработка уже выделенных типов источников.
Средневековая Русь, темпоральная культура, историография, крещение, выбор дня крещения, крестины, выбор имени, календарное имя, именины, календарь,
  1. Алмазов А. И. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884. С. 523-536, 576-584, 593-603.
  2. Алмазов А. И. Сообщения западных иностранцев XVI-XVII вв. о совершении таинств в русской церкви. (Церковно-археологический очерк). Казань, 1900. С. 5-7.
  3. Бетин Л. В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. С. 61-62.
  4. Борисов Н. С. Политика московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.). М., 1999. С. 97-98, 101-102 (прим. 48), 153, 170 (прим. 59), 292-293.
  5. Бусева-Давыдова И. Л. Богоматерь Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 365-367.
  6. Голубинский Е. Е. История Русской церкви. Т. 1. Кн. 2. М., 1997. С. 422-423, 428-429,  Т. 2. Кн. 2. М., 1998. С. 505 (прим. 1), 505-506 (прим. 2), 517 (текст и прим. 1).
  7. Дмитриевский А. А. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. I. Казань, 1884. С. 256, 264-267, 308-309.
  8. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2000. С. 3.
  9. Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 24-27, 80-81.
  10. Клосс Б. М. О дате рождения преподобного Сергия Радонежского // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. М., 2015 (Труды ГИМ. Вып. 202). С. 17-18.
  11. Костомаров Н. И. Домашние обряды. Родины и крестины, брак, новоселье, смерть, погребение (Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (Очерк)) // Костомаров Н.И. Русские нравы. М., 1995. С. 129-131.
  12. Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2. С. 175-176.
  13. Левин И. Рождение ребенка в допетровской России: церковное право и народные традиции // Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. М., 2004. С. 68, 73, 75.
  14. Леонтьев А. К. Нравы и обычаи // Очерки русской культуры XVI века. М., 1977. Ч. 2. С. 43-44.
  15. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в XI – XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 128-129 (прим. 63), 142 (прим. 103), 143, 156, 162, 170, 172, 175, 183 (прим. 25), 201-202, 204-205, 211, 222-223.
  16. Лосева О. В. Месяцеслов и именослов в Древней Руси // Румянцевские чтения. Материалы научно-практической конференции по итогам научно-исследовательской работы Российской государственной библиотеки (25-27 апреля 1995 г.). Ч. 2. М., 1996. С. 63, 68-70.
  17. Лосева О. В. Патрональные святые русских князей (летописи, месяцесловы, сфрагистика) // Восточная Европа в древности и средневековье. Генеалогия как форма исторической памяти. XIII Чтения памяти члена-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. М., 2001. С. 127-128.
  18. Мазуров А. Б. Дети Дмитрия Донского // Российская история. 2012. № 4.
  19. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1995. Книга вторая. Т. 1. С. 59, 441 (прим. 186); Книга третья. Т. 4. С. 171.
  20. Одинцов Н. М. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. Церковно-историческое исследование. СПб., 1881. С. 72-74, 138, 142-143, 251.
  21. Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978. С. 244, 251.
  22. Ракитина М. Г. Обряды рождения и крещения царских детей в России XVI-XVII вв. // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). М., 2009. С. 65.
  23. Серебрякова К. Обряд крещения и домашний обиход младенца // Юный художник. 1995. № 8. С. 16-17.
  24. Суперанская А. В. Имена и раскол (Пересмотр русских имен в XVII веке) // Наука и жизнь. 1991. №1. С. 151.
  25. Суперанская А. В. Имя – через века и страны. М., 1990. С. 74-75.
  26. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. Изд. 3-е. Л., 1991. С. 50, 74, 78.
  27. Терещенко А. В. Крещения // Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. II–III. М., 1999. С. 278, 281.
  28. Тупиков Н. М. Исторический очерк употребления древнерусских личных собственных имен // Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен. М., 2004. С. 18-19.
  29. Угрюмов А. Л. Русские имена. Изд. 2-е. Вологда, 1970. С. 25.
  30. Успенский Б. А. Мена имен в России в исторической и семиотической перспективе // Успенский Б. А. Избранные труды (в 2 тт.). Т. 2. М., 1996. С. 198-199 (прим. 32).
  31. Успенский Л. В. Ты и твое имя. Волгоград, 1994. С. 22 (прим.).
Горюшкина Людмила Павловна
Место работы: МГУ имени М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; ст. препод. кафедры истории России до начала XIX века;
Электронный адрес: alae@mail.ru.
Перцев Никита Викторович
Перцев Н. В. О начальных датах военных походов Московского государства в Югру: к вопросу о выявлении и истоках традиции. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 56-65 DOI: 10.15382/sturII201777.56-65
Статья посвящена анализу начальных дат военных походов Московского государства в Югру. Возникновение и развитие «Московии» ознаменовало новый веток в процессе колонизации русскоязычным населением отдаленных территорий Урала и Западной Сибири, а религиозное сознание людей в рассматриваемый период не могло обойти коренных событий истории государства. Между тем, в исследовании ставится акцент на недостаточном уровне проработанности данной темы. Автор проводит критику используемых источников и обосновывает возможность использования выбранного им комплекса документов. При анализе летописей выясняется, что часть походов в Югру четко датируются летописцами и начинаются в день Николы Вешнего, в то же время автор предполагает тенденциозность одной из дат, связанную с сакрализацией образа святого. В статье приводятся объективные аргументы, которые объясняют выбор весеннего сезона для совершений боевых действий в Югре. В процессе исследования автор делает предположение о возможном заимствовании летописной традиции приурочивания начальных дат военных походов русских ко дню святого Николая у Новгородской республики. Особое место уделено последующему развитию культа Николая Чудотворца в литературной традиции XVI в., через которое автор раскрывает значение образа святого, в котором участники военных походов видят не только заступника и целителя, но и посредника между Богом и людьми. При этом автор учитывает особую ситуацию, сложившуюся в правление Ивана Грозного в связи с реализацией политики "Третьего Рима".
Московское государство, Югра, походы, Святой Николай, заступничество, летопись, логистика, Западная Сибирь, Приобье, маршрут, традиция.
  1. Анисимова Е.Е. Образ святителя Николая Чудотворца в житийном и искусствоведческом дискурсах (к проблеме взаимодействия вербального и невербального)//Вестник МГУ. Вып. 18 (704). М., 2014.С.11-23
  2. Бахрушин С.В. Исторический очерк заселения Сибири до половины XIX века//Очерки по истории колонизации Севера и Сибири. Выпуск второй. Петроград, 1922.С.18-79
  3. Буганов В.И. Разрядная книга 1475-1498 гг. М.: «Наука», 1966.
  4. Буганов В.И. Отечественная историография русского летописания (обзор советской литературы). М.: «Наука», 1975.
  5. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Ресурс: http://Kominarod.ru./cataloques/biblio/papers_267.html (Дата обращения: 16. 10. 2015)
  6. Грачев А.Ю. «Заповедные лета»: временные ограничения военных действий в Древней Руси//Журнал "Научное мнение" (Исторические, социологические и экономические науки). СПб, 2015 № 2. С. 87-90.
  7. Жилина Т.Н. Малый ледниковый период как одно из колебаний климата в голоцене и его последствия в Западной Сибири//Вестник Томского государственного университета. Серия: Геология. Томск, 2010. № 340.С. 206-211.
  8. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Свод археологических источников. Выпуск третий: доспех, комплекс боевых средств IX-XIII вв. Л.: «Наука», 1971.
  9. Клюкин П.В. А что нам скажет начальник транспортного цеха? К вопросу о снабжении войск в новгородской кампании 1471 года. (Отзыв на работы Пенского В.В. ««…И запас пасли на всю зиму до весны»: логистика в войнах Русского государства эпохи позднего Средневековья – раннего Нового времени» и Несина М.А. «Из истории логистики русских войск в XV-начале XVI в.») // История военного дела: исследования и источники. Т. VIII. 2016. // Ресурс: http://www.milhist.info/2016/07/01/klykin(дата обращения 01.07.2016).
  10. Лаушкин А.В. «Видя бъду страшьну и грозну»: еще раз о днях отъезда русских князей в Орду//Исторический вестник. Монгольские завоевания и Русь. Т. X (157). Под общей редакцией А.А. Горского. М., 2014. С.110-127.
  11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Пер. с фр./Общ. Ред. Ю.Л. Бессмертного. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
  12. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л.: «Наука», 1976.
  13. Маслюженко Д.Н., Рябинина Е.А. Поход 1483 г. и его место в истории русско-сибирских отношений//Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 2010 №1 (24). С. 115-123.
  14. Менщиков В.В., Перцев Н. В. О локализации летописной Югры// Сибирский сборник: сборник статей. Вып. 3 / отв. ред. Д.Н. Маслюженко, З.А. Тычинских. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015.С.61-71.
  15. Миллер Г.Ф. История Сибири. Издание второе, дополненное. Том I. М.: «Восточная литература», 1999.
  16. Мельник А.Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ярославль, 2003. С. 6-8.
  17. Михайлова И.Б. «Казанское взятие» и эсхатологические представления Ивана Грозного//Труды исторического факультета Санкт-Петербурского университета. Вып. 12. СПб., 2013.С.206-218.
  18. Пенской В.В. Сражение при Судбищах 3-4 июня 1555 г.-эпизод русско-крымского противостояния//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Белгород, 2009 № 7 (62). С. 87-95.
  19. Пенской В.В. «…И запас пасли на всю зиму до весны»: логистика в войнах Русского государства эпохи позднего Средневековья – раннего Нового времени // История военного дела: исследования и источники. Т. VIII. 2016// Ресурс: http://www.milhist.info/2016/03/31/penskoy_8 (дата обращения 31.03.2016).
  20. Перевалова Е.В. Шерть, «медвежья присяга» и пляска с саблями// Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 2013 № 4(41). С. 120-131.
  21. Плигузов А.И. Текст-кентавр о сибирских самоедов. М.: Ньютонвиль: Археографический центр,1993.
  22. ПСРЛ. Т. III. Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку. Издание Археографической комиссии. СПб.,1888.
  23. ПСРЛ. Т. XII. Летописный сборник именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. СПб, 1901.
  24. ПСРЛ Т. XXI. Книга степенная царского родословия. Часть 1. СПб., Типография М.А. Александрова, 1908
  25. ПСРЛ Т. XXI. Книга степенная царского родословия. Часть 2. СПб., Типография М.А. Александрова, 1913.
  26. ПСРЛ Т. XXVI. Вологодско-пермская летопись. Под редакцией М.Н. Тихомирова. Издательство академии наук СССР. М., 1959.
  27. ПСРЛ. Т. XXXVII. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв. Ленинград «Наука», 1982.
  28. Разрядная книга 1475-1605 гг.В 3 томах. Том 1. Часть 1. М.: Институт истории АН СССР, 1977.
  29. Разрядная книга 1475-1605 гг.В 3 томах. Том 1. Часть 2. М.: Институт истории АН СССР, 1977.
  30. Разрядная книга 1475-1605 гг.В 3 томах. Том 3. Часть 2. М.: Институт истории АН СССР, 1978.
  31. Ремезов С.У. и сыновья. Служебная чертежная книга: рукопись конца XVII начала XVIII в. Эрмитажного собрания № 237 Российской национальной библиотеки. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2006.
  32. Траектории проектов в высоких широтах/Под ред. Ю.В. Неёлова, А.В. Артееа, В.А. Ламина, С.Е. Алексеева, В.Ю. Малова. Новосибирск: «Наука»,2011.
  33. Усачев А.С. Степенная книга как памятник общественной мысли середины XVI в. в свете междисциплинарного исследования//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2003. № 4 (14).С. 73-74.
  34. Усачев А.С. Древнерусская книжность эпохи митрополита Макария: Книга степенная царского родословия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2010.
  35. Хорошкевич А.Л. О некоторых источниках Устюжского летописного свода//Древнерусское искусство. Художественные памятники русского севера. М.: «Наука», 1989.С. 357-368.
  36. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб.: «Евразия», 2002.
  37. Царевская Т.Ю. Целительный аспект почитания св. Николая Чудотворца и его проявление в новгородском искусстве XIII в.//Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 1 (4). М., 2011.С. 26-41.
  38. Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул: Изд-во Алтайскогос. ун-та., 1995.
Перцев Никита Викторович
Место работы: ГБУ "Музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского";
Электронный адрес: pertsev1991@list.ru.
Феофанов Александр Михайлович
Феофанов А. М. Предпочтения в получении образования российского дворянства: на примере генералитета второй половины XVIII – первой четверти XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 66-77 DOI: 10.15382/sturII201777.66-77
В статье на примере генералитета второй половины XVIII – первой четверти XIX века анализируются предпочтения в получении образования российского дворянства. Автор приходит к выводу, что постепенно возрастает интерес к получению западного образования, в том числе и у рядового дворянства. Впрочем, дороговизна и отсутствие прямых преимуществ для службы (в отличие от кадетских корпусов), делает заграничное обучение менее привлекательным для массы служилого дворянства, в то время как возможность получить воспитание в Сухопутном и Артиллерийском корпусах пользуется стабильно высоким интересом. Дети рядового дворянства гораздо чаще получали образование в российских учебных заведениях (прежде всего в Сухопутном шляхетном корпусе), чем за границей. Для детей элиты видно обратное: заграничное обучение на первом месте, из российских образовательных учреждений предпочтение отдается Пажескому корпусу и артиллерийским учреждениям. Если Петр I заставлял дворян получать знания, рассматривая обучение как государственную службу, то в период дворцовых переворотов настало некоторое «расслабление» благородного сословия, которое, получив возможность не служить, также не желает и образовывать себя в казенных учебных заведениях, а предпочитает домашнее воспитание. Век Просвещения порождает моду на европейскую культуру и учебу за границей, но далеко не все (даже дворяне) в состоянии себе это позволить. Тем не менее, число людей, получивших высшее университетское образование за границей или в России, понемногу растет. Так происходит культурно-духовное воспроизводство верхнего слоя общества
образование, элита, генералитет, шляхетство, карьерные механизмы, социальная мобильность, кадетские корпуса
  1. Кусбер Ян. Какие знания нужны дворянину для жизни? Провинциальные и столичные воспитательные дискурсы второй половины XVIII и начала XIX века // Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 269–291.
  2. Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802–1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2002
  3. Шилов Д. Н., Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801–1906: Биобиблиографический справочник. СПб., 2007.
  4. Fedyukin I., Gabdrakhmanov S. Cultural capital in an early modern elite school: The Noble Cadet Corps in St Petersburg, 1732–1762 // Journal of Interdisciplinary History. 2016. Vol. 46. No. 4. P. 485–516.
Феофанов Александр Михайлович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, дом 23б; доцент кафедры истории России;
Электронный адрес: aleksandr-feofanov@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-31-01010 «Образование как социальный лифт в России XVIII века: межпоколенная социальная мобильность учащихся Академии наук»
Клочкова Марина Юрьевна
Клочкова М. Ю. Митрополит Евгений (Болховитинов) – ученый и просветитель. История изучения творческого наследия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 78-93 DOI: 10.15382/sturII201777.78-93
Статья посвящена анализу историографической традиции изучения творческого наследия митрополита Евгения Болховитинова. Автор ставит перед собой задачу рассмотреть ключевые работы, сформировавшие образ митрополита Евгения как ученого и просветителя. Сложившаяся усилиями нескольких поколений исследователей XIX-XX вв. историографическая традиция отводит Евгению Болховитинову роль собирателя и библиографа, ставшего по воле обстоятельств митрополитом. Такое разграничение и противопоставление церковной и светской сфер жизни и деятельности Евгения не дает возможности составить его цельный образ. Преодолеть существующую проблему можно за счет рассмотрения личности и деятельности Евгения Болховитинова в более широком интеллектуальном и культурном контексте русского просветительства конца XVIII-первой трети XIX в. Дореволюционные авторы рассматривали просветительскую деятельность Евгения исключительно как научную и образовательную. Советские историки внесли значительный вклад в разграничение понятий "Просвещение" и "русское просветительство" и изучение просветительской идеологии. В начале XXI в. был поставлен вопрос о русском религиозном просветительстве, рассмотрена роль церковных интеллектуалов в осуществлении синтеза церковного учения и европейских идей, благодаря чему образованному русскому обществу предлагалось православное осмысление идей равенства, нравственного совершенствования, социального прогресса. Просветительская деятельность митрополита Евгений Болховитинова, являвшего пример неразрывной связи церковного и светского научного служения, еще ожидает своего изучения.
историография, историческая наука, краеведение, образование, реформа богословских школ, научное монашество, русское религиозное Просвещение
  1. Бестужев-Рюмин К. Н. Евгений Болховитинов // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб., 1863. Т. 1, отд. II. С. 17—19.
  2. Болховитинов (1767–1837). Жизнь и творчество. Энциклопедический словарь. Воронеж, 1998.
  3. Виртшафтер Э. К. Религия и просвещение в екатерининской России: учение митрополита Платона // ГИИМ: Доклады по истории XVIII и XIX вв. http://www.perspectivia.net/publikationen/vortraege-moskau/wirtschafter_religion.
  4. Есюков А. И. Русская проповедь XVIII в. как источник знаний о ценностных ориентациях русского человека "духовного чина" // Вестник РУДН. Серия: История России. 2010, № 1. С. 18–41.
  5. Ивановский А. Д. Черты из жизни митрополита Евгения: материалы для биографии // Высокопреосвященный Евгений, митрополит Киевский и Галицкий. Сборник материалов для биографии митрополита Евгения, изданный в память столетнего юбилея его рождения 18 декабря 1767–1867 гг. СПб., 1871. С. 17–121.
  6. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 1. Киев, 1891.
  7. Козлов В. П. Колумбы российских древностей. М. 1981.
  8. Краснобаев Б. И. История русской культуры второй половины XVII–начала XIX в. М., 1983.
  9. Лещиловская И. И. Культура Просвещения в Центральной и Юго-Восточной Европе // Вопросы истории. 1985. № 1. С. 69–82.
  10. Малышевский И. И. Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции Киевской духовной академии // Труды КДА. 1867, № 12. С. 567–650.
  11. Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. Т. 1. М., 1897.
  12. Митрополит Евгений (Евфимий Болховитинов) // Русские портреты XVIII  и XIX столетий. Т IV. Вып. 3. СПб., 1908. № 71.
  13. Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века. М., 1994.
  14. Перевезенцев С. В. Российские Вольтеры: просветительство  XVIII в. и национальная идея // http://www.portal-slovo.ru/history/35121.php?ELEMENT_ID=35121. Дата обращения. 30.12.2016.
  15. Пештич С. Л. Русская историография XVIII в. Ч. I. Л., 1961; Ч. II. Л., 1965; Ч. III. Л., 1971.
  16. Погодин М. П. Из путевых заметок. Вологда // Москвитянин. 1842. № 8. С. 255–256.
  17. Погодин М. П. Судьбы археологии в России // ЖМНП. 1869. Ч. CXLV. С. 24–47.
  18. Полетаев Н. И. Разработка русской исторической науки в первой половине XIX столетия. СПб., 1892.
  19. Пономарев С. И. Материалы для биографии митрополита Евгения // Труды КДА. 1867. № 8. С. 293–353.
  20. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. М., 2009.
  21. Солнцев Н. И. Понимание истории в богословской историографической традиции XVIII в. По историческим сочинениям митрополитов Евгения (Болховитинова) и Платона  (Левшина) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: История. 2004. Вып. 1(3). С. 145–152.
  22. Солонин Ю. Н. Духовенство в русском Просвещении // Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 18. 2007.  С. 46–129.
  23. Сперанский Д. Ученая деятельность Евгения Болховитинова митрополита Киевскаго // Русский вестник. 1885. Т. 176–177. С. 517–581; 161–200; 644–705.
  24. Срезневский И. И. Воспоминание о научной деятельности Евгения, митрополита Киевскаго // СбОРЯС АН. Т. 5. Вып. 1. СПб., 1868. С. 1–64.
  25. Страхова Я. А. Митрополит Амвросий (Подобедов) и митрополит Евгений (Болховитинов): реформа духовных училищ // Митрополит Санкт–Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов). 1742–1818. Материалы научной конференции в Великом Новгороде. 13 сентября 2008 г. М., 2010. С. 118–127.
  26. Тихонравов Н. С. Киевский митрополит Евгений Болховитинов // Русский вестник. 1869. № 5. С. 5–38.
  27. Фаворов Н. А. Речь, произнесенная на годичном торжественном собрании университета св. Владимира 1867 г., 5 сентября // Труды КДА. 1867. № 3. С. 282–283.
  28. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Ч. II. СПб., 1861.
  29. Цапина О. А. Православное просвещение-оксюморон или историческая реальность? // Европейское Просвещение  цивилизация России. М., 2004. С. 301 – 313.
  30. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия Духовных училищ. СПб., 1894.
  31. Шмидт С. О. Е. А. Болховитинов и становление науки российской истории // Из истории Воронежского края. Вып. 9. Воронеж, 2001. С. 4–15.
  32. Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767–1804. СПб., 1888.
Клочкова Марина Юрьевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, 23б; преподаватель кафедры истории России;
Электронный адрес: mrk01@mail.ru.
Троицкая Ирина Алексеевна; Ульянова Галина Николаевна
Троицкая И. А., Ульянова Г. Н. Социальная и территориальная мобильность московских купцов по сказкам VIII (1833-1834) и X (1857-1858) ревизий // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 94-109 DOI: 10.15382/sturII201777.94-109
Изучение ревизских сказок московского купечества позволяет исследовать социальную и территориальную мобильность этой сословной группы, в том числе процессы, которые характеризовали миграцию в Москву. В статье представлены результаты анализа территориальной и социальной мобильности купеческого населения Москвы по VIII и X ревизиям, проведенным соответственно в 1833-1834 и 1857-1858 гг. Для VIII ревизии рассматривались изменения, происшедшие в количественном составе купеческого сословия между 1816 и 1834 гг., и для X ревизии - между 1850 и 1858 гг. Подсчет велся на уровне домохозяйств, а для X ревизии также на индивидуальном уровне. Было установлено, что из 3513 семейств, зарегистрированных по VIII ревизии, вновь записалось в купеческие гильдии за 18 лет между ревизиями 1975 домохозяйств (56,2%), причем социальная мобильность осуществлялась, главным образом, за счет московского мещанства - 1221 семейство. Еще 754 семейства были мигрантами из ближних и дальних местностей Российской империи и принадлежали к различным сословиям перед поступлением в московское купечество. Согласно данным X ревизии, из 3905 домохозяйств причислились в купечество после предыдущей ревизии за 8 лет 908 семейств, из которых половина была из московских мещан и цеховых. Оценки, сделанные на индивидуальном уровне, показали, что между IX и X ревизиями мужское купеческое население Москвы увеличилось на 2114 человек, главным образом за счет межсословной мобильности. Анализ на индивидуальном уровне, хотя и более трудоемкий, дает более полную картину динамики численности населения, поскольку принимает во внимание 1) естественное движение населения и 2) не только прибывающих в московское купечество, но и выбывающих из него.
историческая демография, социальная мобильность, миграция, история городов, региональная история, ревизские сказки, история России XIX вв., имперская Россия
  1. Акользина М. К. Изменение социальной структуры населения среднего русского уездного города в первой половине XIX века (по материалам Моршанска Тамбовской губернии). Тамбов, 2010.
  2. Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества ХVIII в.: из истории формирования русской буржуазии. М., 1988.
  3. Аксенов А. И. Очерки генеалогии уездного купечества XVIII в. М., 1993.
  4. Гончаров Ю. М. Городская семья второй половины XIX – начала XX в. Барнаул, 2002.
  5. Гончаров Ю. М. Купеческая семья второй половины XIX начала XX вв.: (По материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). М., 1999.
  6. Захаров В. Н. Западноевропейские купцы в российской торговле XVIII века. М., 2005.
  7. Зуева Е. А. Русская купеческая семья в Сибири конца XVIII – первой половины XIX в. Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1993.
  8. Ивонин А. Р. Западносибирский город последней четверти XVIII – 60-х гг. XIX в. (Опыт историко-демографического исследования. Барнаул, 2000.
  9. Козлова Н. В. Семья и отношения родства московского купечества XVIII века. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 4. С. 14–26.
  10. Кузнецов В. В. Купечество малых волжских городов Саратовской губернии в конце XVIII – первой половине XIX в. Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2007.
  11. Маркова М. А. Первичные документы по учету населения Санкт-Петербургской губернии в XVIII – первой половине XIX вв. как исторический источник: Метрические книги, исповедные росписи, ревизские сказки. Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2005.
  12. Разгон В. Н. Сибирское купечество в XVIII – первой половине XIX в. Региональный аспект предпринимательства традиционного типа. Дис. … докт. ист. наук. Барнаул 1999.
  13. Скубневский В. А., Старцев А. В., Гончаров Ю. М. Купечество Алтая второй половины XIX – начала XX вв. Барнаул, 2001.
  14. Троицкая И. А. Ревизии населения России как источник демографической информации (методологические проблемы). Дис. … канд. экон. наук. М., 1995.
  15. Ульянова Г. Н. Миграция в Москву в конце XVIII – начале XIX века по купеческим сказкам VI ревизии 1811 года // Миграции. Формирование Российского государства. М., 2015. С. 94-116.
  16. Фомина О. В. Имущественно-демографическая характеристика московской купеческой семьи последней трети XVIII века. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2003.
  17. Фролова Т. В. Городская семья в XIX в. (на материалах городов Ярославской губернии). Дис. … канд. ист. наук. Иваново, 2008. 
Троицкая Ирина Алексеевна
Ученая степень: кандидат экономических наук;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46; вед. науч. сотр. Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета;
Электронный адрес: itro@econ.msu.ru.
Ульянова Галина Николаевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Институт российской истории РАН; века» Института российской истории РАН. Российская Федерация, 117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, дом 19; вед. науч. сотр. Центра «История России в XIX — начале ХХ века»;
Электронный адрес: galina.ulianova@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 15-01-00362 «Демографическая история московского купечества по ревизским сказкам III–X ревизий (1762–1858 гг.): брак и семья, рождаемость и смертность, социальная и территориальная мобильность».

ПУБЛИКАЦИИ

Розенблюм Евгений Михайлович
Розенблюм Е. М. Страсти святой Криспины // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 113-121 DOI: 10.15382/sturII201777.113-121
Публикация представляет собой первый перевод на русский язык «Страстей св. Криспины» — памятника латинской агиографии IV в. Св. Криспина постра- дала в Римской Африке во время гонения Диоклетиана. Распространенность ее культа засвидетельствована блж. Августином. Св. Криспина была последней африканской мученицей перед донатистской схизмой. «Страсти св. Криспины» известны в трех редакциях, представляющих разные стадии «донатизации» из- начального ортодоксального текста. Данный памятник сравнительно мало ис- следован современными учеными.
св. Криспина, акты мучеников, великое гонение, Диоклетиан, Аф- риканские Церкви, донатистская схизма, мученичество, Римская Африка, агиография, Аннулин
  1. Пантелеев А. Д. Акты Максимилиана: вступительная статья, перевод и комментарии // Религия. Церковь. Общество. 2013. № 2. С. 240-262.
  2. Смышляев А. Л. Civilis dominatio: Римский наместник в провинциальном городе // Вестник древней истории. 1997. № 3. С. 24-35.
  3. Castelli G. 1975. Osservazioni sulla lingua della «Passio Sanctae Crispinae», Forma Futuri. Studi in onore del cardinale Michele Pellegrino. Torino, 587-594.
  4. Dalvit M. 2013. Ecclesia martyrum. Analisi del corpus martirologico donatista [Tesi di dottorato]. Padova.
  5. Franchi de' Cavalieri P. 1902. Osservazioni sopra gli Atti di s. Crispina, Studi e Testi. 9, 24-35.
  6. Franchi de' Cavalieri P. (ed.). 1902. Passio Crispinae, Studi e testi. 9, 32-35.
  7. Hunink V. 2016. Worlds drifting apart. Notes on the Acta Martyrum Scillitanorum, Commentaria Classica. 3, 93-112.
  8. Jones A. H. M., Martindale J. R., Morris J. 1971-1992. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge.
  9. Mabillon J. (ed.) 1723. Passio Sanctae Crispinae, Vetera analecta. Paris, 177-178.
  10. Monceaux P. 1901-1923. Histoire Littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusq’à l’invasion arabe. Paris.
  11. Morcelli S. A. 1816-1817. Africa Christiana. Brescia.
  12. Musurillo H. 2000. Introduction, The Acts of the Christian Martyrs. Oxford, xi-lxxiii.
  13. Musurillo H. (ed.) 2000. Passio Sanctae Crispinae, The Acts of the Christian Martyrs. Oxford, 302-308.
  14. Nakamura B. J. 2003. When Did Diocletian Die? New Evidence for an Old Problem, Classical Philology. Vol. 98, 283-289.
  15. Payne Ph. 2006. Wild Hair and Gender Equality in 1 Corinthians 11:2-16, Priscilla Papers. Vol. 20. No. 3, 9-16.
  16. Romanelli P. 1959. Storia delle province romane dell’Africa. Roma.
  17. Ruinart Th. (ed.) 1859. Passio Sanctae Crispinae, Acta primorum martyrum sincera et selecta. Regensburg, 476-479.
  18. Saxer V. 1994. Afrique latine, Hagiographies. Histoire internationale de la littérature hagiographique latine et vernaculaire en Occident des origines à 1550. Turnhout. Vol. 1, 25-95.
  19. Tilley M. A. 1996. Donatist Martyr Stories. The Church in Conflict in Roman North Africa. Liverpool.
Розенблюм Евгений Михайлович
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация 119192 Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4; соискатель;
Электронный адрес: eugene.rosenblum@gmail.com.
Войтенко Антон Анатольевич; Голубович Инна Владимировна
Войтенко А. А., Голубович И. В. Программа курса по агиологии Г. П. Федотова (1886-1951) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 122-140 DOI: 10.15382/sturII201777.122-140
В работе осуществляется публикация программы курса по агиологии извест- ного представителя русского зарубежья, историка и мыслителя Г. П. Федотова (1886–1951). Известно, что Федотов читал этот курс в Богословском институте в Париже со второй половины 1920-х по конец 1930-х гг. Однако до издания предлагаемой ниже программы не были известны структура и содержание кур- са. Публикация программы позволяет более ясно понять состав и содержание этого курса, который явился своеобразной «творческой лабораторией» ученого и с которым прямо или косвенно были связаны его монографии парижского периода, такие как «Святые Древней Руси» и «Стихи Духовные». Публикация снабжена обширными комментариями, одной из задач которых было сопостав- ление программы с теми работами Г. П. Федотова, где он касается вопросов и проблем, затрагиваемых в курсе.
Георгий Петрович Федотов, агиография, агиология, архивы русской эмиграции, история Церкви
  1. Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996.
  2. Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в. Житие прп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012.
  3. Войтенко А. А. Курс по агиологии Г. П. Федотова в Богословском институте в Париже.
  4. Новые данные // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 24–35.
  5. Неосуществленный замысел Г. П. Федотова / Публ. Н. А. Струве // Вестник РХД. 2002. № 183 (1). C. 80.
  6. Федотов Г. П. Агиология. Рец. на кн.: Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres littéraires. Bruxelles, 1921 // Православная мысль. Париж, 1928. Вып. 1. С. 223–225.
  7. Федотов Г. Православие и историческая критика // Путь. 1932. № 33. C. 3–17.
  8. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
  9. Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 1: «Абеляр» и статьи 1911–1925 гг. М., 1996.
  10. То же. Т. 10: Русская религиозность. Часть 1. Христианство Киевской Руси. X–XIII вв. М., 2001.
  11. То же. Т. 12: Письма Г. П. Федотова и письма различных лиц к нему. Документы. М., 2008.
  12. Хосроев А. Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб.; Кишинев; Париж, 2004.
  13. Янцен В. В. Неизвестные страницы биографии Г. П. Федотова в США // Вестник РХГА. СПб., 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 79–93.
  14. Delehaye H. Les origines du culte des martyres. Bruxelles, 1912.
  15. Delehaye H. La personnalité historique de saint Paul de Thèbes // Analecta Bollandiana. Vol. 44. 1926. P. 64–69.
  16. Delehaye H. Sanctus. Essai sur le culte des saints dans l’antiquité. Bruxelles, 1927.
Войтенко Антон Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Центр египтологических исследований РАН; Российская федерация, 119071, Москва, Ленинский проспект, дом 29; ведущий научный сотрудник;
Электронный адрес: cesras@cesras.ru.
Голубович Инна Владимировна
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова; Украина, г. Одесса, ул. Дворянская, 2; проф. кафедры философии и основ общегуманитарного знания;
Электронный адрес: golubinna17@gmail.com.
Авторы публикации выражают признательность хранителю Бахметьевского архива Татьяне Чеботаревой
Андреев Андрей Юрьевич; Мильчина Вера Аркадьевна
Андреев А. Ю., Мильчина В. А. Отчет Ф. С. Лагарпа о воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей за 1791 год // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 141-151 DOI: 10.15382/sturII201777.141-151
Данная публикация вводит в научный оборот неизвестный ранее отчет Фредерика-Сезера Лагарпа, швейцарского воспитателя при дворе Екатерины II, который подробно раскрывает содержание обучения великих князей Александра и Константина Павловичей в 1791 году. Подлинник отчета, направленный «главному воспитателю» внуков Екатерины II, графу Николаю Ивановичу Салтыкову, был написан на французском языке и публикуется здесь в переводе на русский язык, снабженный комментарием, который раскрывает содержание исторических имен, встречающихся в тексте. Этот отчет примыкает к серии уже известных ранее историкам документов, которые посвящены образованию старших внуков Екатерины II; его публикация восполняет существующий пробел среди опубликованных источников по данной проблеме. Текст отчета позволяет проследить за характерными сторонами воспитательного процесса, который шел под руководством Лагарпа. В нем отражены основы педагогической системы Лагарпа, принципы его преподавания, а также наблюдения за чертами характера великих князей, их способностями и знаниями. Он показывает ту центральную роль, которую Лагарп играл во всем образовании великих князей Александра и Константина; кроме того, значение именно данного отчета за 1791 год состоит в том, что это был последний год, когда Лагарп имел возможность вести преподавание в соответствии с собственным планом и еще не встретив тех препятствий, которые возникли, начиная с 1792 года, в связи с подготовкой женитьбы великого князя Александра Павловича и началом реализации замысла Екатерины II о его грядущем объявлении наследником российского престола.
Россия, Швейцария, Просвещение, образование, воспитание, Лагарп, Александр I, Екатерина II
Андреев Андрей Юрьевич
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; проф. кафедры истории России XIX века;
Электронный адрес: andrejev-goetting@yandex.ru.
Мильчина Вера Аркадьевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Института высших гуманитарных исследований РГГУ; Российская Федерация, 125047 г. Москва, ул. Чаянова, д. 15; ведущий научный сотрудник;
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-21- 41001

РЕЦЕНЗИИ

Тесля Андрей Александрович
Тесля А. А. Установления и практики в "Приготовлении к профессорскому званию" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 155-162 — Рец. на кн.: Иванов А. Е. Ученое достоинство Российской империи. XVIII — начало XX века: Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. М.: Новый хронограф, 2016. — 656 с.: ил.
PDF
Тесля Андрей Александрович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт гуманитарных наук Балтийского федерального университета (БФУ) им. Иммануила Канта; Российская Федерация, 236041, Калининград, ул. Александра Невского, дом 14; старший научный сотрудник;
Электронный адрес: mestr81@gmail.com.