/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :81

ИССЛЕДОВАНИЯ

Гуреев Егор Максимович

Поклонные кресты Русского Севера XVI -XVII: обзор отечественной историографии

Гуреев Е. М. Поклонные кресты Русского Севера XVI -XVII: обзор отечественной историографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 11-23

DOI: 10.15382/sturII201881.11-23
Данная статья ставит перед собой задачу осветить ключевые работы отечественной историографии, посвященные исследованию такого типа памятников, как северные кресты XVI–XVII вв. В ней рассматриваются труды ученых начиная с первой половины — середины XIX в., времени, когда зарождается ставрография, вплоть до современности. Следуя логике развития ставрографии, в статье отмечается появление во второй половине XIX в. исследований, посвященных поклонным и закладным крестам, находящимся на Севере России, в Новгороде. Северное направление в историографии получает развитие в начале XX в., когда появляется ряд работ, вписывающих данный тип памятников в культурный контекст севернорусских земель, за счет сопоставления крестов и ряда иных ритуальных объектов. В конце XX — начале XXI в. появился достаточно большой, по сравнению с прошлыми периодами, массив исследований, рассматривающих северные кресты с разных точек зрения. Авторы анализируют трансформацию внешнего облика северных крестов и храмовых комплексов через исследование изменения и соединения традиционных народных практик с христианскими. Еще один вопрос — определение места креста в сакральной топографии Русского Севера. Также появился ряд работ, посвященных уникальным памятникам. Внимание исследователей стали привлекать памятники не только XVIII и XIX вв., но и более ранние ставросы, хотя работу с ними затрудняет тот факт, что они сохранились в намного меньшем количестве, нежели более поздние кресты.
Историография, ставрография, кресты Новгорода, кресты Пскова, поморские кресты, Беломорье, поморы, Север, традиционная культура, православная культура
  1. Археологический сборник. Л., СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1959–2014.
  2. Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век. М., 1975.
  3. Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. Рельефы Юрьева-Польского. М., 1966.
  4. Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV–XV веков. М., 1980.
  5. Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польской. М., 1964.
  6. Две заметки о каменных крестах на Северо-Западе России. I. О каменных крестах Тесовской волости. II. Еще раз о каменных крестах «в круге» // Ладога и Ладожская земля в эпоху Средневековья. СПб., 2015. URL: http://www.ladogamuseum.ru/litera/panchenko/pub413/ (дата обращения: 28.11.2016).
  7. Дмитриева С. И. Мезенские кресты // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1984. Л., 1986. С. 461–466.
  8. Залесская В. Н. Связи средневекового Херсонеса с Сирией и Малой Азией в X–XI веках // Восточное Средиземноморье и Кавказ. IV–XVI вв. Л., 1988. С. 93–98.
  9. Иоанн Кронштадтский, св. О кресте Христовом: в обличение мнимых старообрядцев. М., 2005.
  10. Лазарев В. Н., Мнева Н. Е. Памятник новгородской деревянной резьбы XIV в. (Людогощенский крест) // Сообщения Института истории искусств. М., 1954. № 4–5. С. 145–166.
  11. Левина Т. В. Деревянные поклонные кресты на Русском Севере // Древнерусская скульптура. Вып. 1. М., 1991. С. 245–261.
  12. Мильчик М. И. Обетные кресты Мезени // Декоративное искусство СССР. 1974. № 2. С. 50.
  13. Мусин А. К вопросу о перспективах изучения русской церковной культуры в российской археологии // Археологические вести. 1993. № 2. С. 145–153.
  14. Мусин А. Проблемы возрождения церковной археологии: предмет, метод, цель // Церковная археология: Материалы Первой Всероссийской конференции. Псков, 20–24 ноября 1995 г. СПб.; Псков, 1995. Ч. 1. С. 17.
  15. Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея: Каталог. Загорск, 1960.
  16. Нумизматический сборник ГИМ. М., 1977–2012.
  17. Овсянников О. В. Каменные кресты Архангельского Поморья // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии: Сб. статей к 75-летию В. Д. Белецкого. СПб., 1994. С. 171–172.
  18. Овсянников О. В., Чукова Т. А. Крест в культуре Русского Севера XVIII — начала XX в.: Функция и семантика // Семантика и культура. Архангельск, 1989. С. 60–77.
  19. Овсяников О. В., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты (к вопросу о типологии) // Язычество восточных славян. Л., 1990. С. 73–76.
  20. Овсянников О. В., Ясинский М. О деревянных крестах Русского Севера // Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Архангельск, 1995. С. 26–74.
  21. Орфинский В. П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: истоки развития // Народное зодчество. Петрозаводск, 1992. С. 51–53.
  22. Орфинский В. П. Некрокультовые сооружения Российского Севера в контексте христианско-языческого синкретизма // Народное зодчество. Петрозаводск, 1998. С. 60–61.
  23. Панченко В. Б. Каменные кресты Ижорского плато: Каталог // STRATUM plus. Культурная антропология и археология. 2005–2009. № 5. С. 420–438.
  24. Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера. Екатеринбург; Архангельск; Ярославль, 2013.
  25. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери: XIV–XVI вв. М., 1979.
  26. Порфиридов Н. Г. Малоизвестный памятник древнерусской скульптуры. Каменный крест из Боровичей // Древнерусское искусство XV — начала XVI в. М., 1963. С. 184–195.
  27. Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV–XV веков. М., 1978.
  28. Рындина А. В. Прикладное искусство и пластика // Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери: XIV–XVI вв. М., 1979. С. 478–617.
  29. Святославский А. В. Белокаменный крест с надписью в интерьере палат Аверкия Кириллова // Ставрографический сборник. Кн. 3. М., 2005. С. 336–404.
  30. Сказание о явлении Честнаго и Животворящаго Креста Господня и Чудотворца Николая. Ярославль, 1882.
  31. Соленикова Е. В. Закладные кресты в архитектуре Северо-Запада России. СПб., 1996.
  32. Стерлигова И. А. Крест из Херсонского музея и русские меднолитые киотные кресты XII–XIV вв. // Древнерусская скульптура. Вып. II. Ч. 1. М., 1993. С. 4–19.
  33. Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря // Ставрографический сборник. Кн. 2. М., 2003. C. 157–164.
  34. Суслова Е. Д. Церковь и причт в Карелии раннего Нового времени: анализ информации массового характера // Границы в пространстве прошлого: социальные, идейные, культурные аспекты. Тверь, 2006. C. 117.
  35. Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993.
  36. Фризин Н. Н. Деревянные надгробия Русского Севера: некоторые варианты развития пространственной структуры // Ставрографический сборник. Кн. 1. М., 2001. С. 199–236.
  37. Черных A. В. Символы православия в топографии русской деревни // Ставрографический сборник. Кн. 1. М., 2001. С. 293–297.
  38. Яшкина В. Б. Средневековые каменные кресты в традиционной культуре XIX–XX вв. // Канун. Вып. 4. СПб., 1998. С. 353–354.

Гуреев Егор Максимович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0003-0353-7877;
Электронный адрес: egor_gureev@mail.ru.
Иконников Сергей Анатольевич

«Это доброе вовсе не к рукам»: церковная земля как источник материального обеспечения приходского духовенства Центрального Черноземья второй половины XIX – начала XX в.

Иконников С. А. «Это доброе вовсе не к рукам»: церковная земля как источник материального обеспечения приходского духовенства Центрального Черноземья второй половины XIX – начала XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 24-35

DOI: 10.15382/sturII201881.24-35
Вопрос материального обеспечения православного приходского духовенства являлся одним из наиболее обсуждаемых на протяжении всего синодального периода истории Православной Российской Церкви. Приходские пастыри играли существенную роль в жизни империи, выполняя не только функцию священнослужителей, но и участвуя в просветительской деятельности, социальном служении и благотворительности. Нередко сельские священники были единственно образованными людьми на приходе, что наделяло пастырей значительным влиянием и авторитетом. В пореформенную эпоху государство стремилось улучшить благосостояние причтов, с тем чтобы повысить социальный статус духовного сословия. Однако возможностей для оказания достаточной финансовой поддержки Церкви у власти не имелось. В сложившейся ситуации реальным источником для улучшения материального положения приходских священно- и церковнослужителей могла служить земля. В статье на основе архивных и опубликованных данных церковное землевладение рассматривается как источник материального обеспечения духовенства Центрального Черноземья второй половины XIX — начала XX в. Автор приходит к выводу, что, несмотря на ряд сопряженных с обработкой и использованием земли сложностей, причтовые наделы играли важную роль в обеспечении клириков. Вместе с тем работа на земле заставляла пастырей уделять физическому труду много времени в ущерб исполнению прямых обязанностей, связанных со служением алтарю. В начале XX в. со стороны приходских клириков все чаще раздавались призывы заменить землевладение жалованьем, как более подходящим для духовных лиц источником материального обеспечения.
Православная Российская Церковь, Российская империя, епархии Центрального Черноземья, Присутствие по делам православного духовенства, приходское духовенство, материальное положение духовенства, церковное землевладение
  1. Белоногова Ю. И. Приходское духовенство Московской епархии и крестьянский мир в начале XX века. М., 2010.
  2. Иконников С. А. Приходское духовенство Воронежской епархии (вторая половина XIX — начало XX века). Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014.
  3. Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX — начале ХХ в. М.: Новый хронограф, 2002.
  4. Лисюнин В. Ф. Участие тамбовского православного духовенства в общественно-политической жизни в конце XIX — начале XX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2006.
  5. Подвигайло А. А. Церковное землевладение и землепользование в Центрально-Черноземном регионе в 60–90-е годы XIX века: на примере Курской и Воронежской губерний: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Воронеж, 2007.
  6. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996.
  7. Шадрина А. В. Приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии второй половины XIX века. Ростов н/Д: Антей, 2014.

Иконников Сергей Анатольевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I; Российская Федерация, 394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, д. 1;
Должность: доцент кафедры истории, философии и социально-политических дисциплин;
ORCID: 0000-0002-3094-9271;
Электронный адрес: ikonnikovsergey88@mail.ru.
Сапсай Андрей Васильевич, протоиерей

К вопросу о динамике численности и состава православных общественных организаций во второй половине XIX – начале XX вв. (на примере Пермской епархии)

Сапсай А. В. К вопросу о динамике численности и состава православных общественных организаций во второй половине XIX – начале XX вв. (на примере Пермской епархии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 36-51

DOI: 10.15382/sturII201881.36-51
В статье рассматривается интенсивный процесс формирования гражданского общества в России в конце XIX — начале ХХ в. через развитие сети неправительственных организаций (НПО), причины их роста и спада. Деятельность светских общественных организаций была направлена на объединение людей для решения в основном экономических и социальных проблем. После церковных реформ возникло большое количество православных общественных организаций, призванных оживить приходскую жизнь, улучшить духовно-нравственное состояние населения. В Пермской епархии существовал ряд православных общественных организаций, наиболее многочисленными и действенными из которых были Православное Миссионерское общество, Императорское Православное Палестинское общество, Братство святого Стефана Пермского, приходские попечительства и Общество ревнителей православия. Их требования были практически идентичны, однако статус участников был различным, в соответствии с их индивидуальным вкладом. После резкого увеличения числа членов обществ в первые годы их деятельности произошло постепенное сокращение их членского состава в результате политических, экономических и социальных изменений. Тем не менее этот опыт укрепления единства людей сегодня очень ценен. Он должен быть тщательно проанализирован и использован для развития гражданского общества в современной России.
гражданское общество, общественные организации, динамика членства, Пермская епархия, Миссионерское общество, Палестинское общество, Братство св. Стефана Пермского, приходское попечительство, Общество ревнителей православия, требования к приему в члены, статус членов, народное единство
  1. Нечаева М. Ю. Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX — начала XX в. Екатеринбург, 2008.
  2. Прокофьев А. В. Приходская реформа 1864 года и ее влияние на самосознание сельского приходского духовенства: Автореф. ... канд. ист. наук. М., 2010.
  3. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. М., 1999.
  4. Цысь О. П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX — начале XX в.: Дис. ... канд. ист. наук. Нижневартовск, 2003.

Сапсай Андрей Васильевич, протоиерей


Место работы: Пермская духовная семинария; Российская Федерация, 614036, г. Пермь, Шоссе Космонавтов, д. 185;
Должность: зам. проректора;
ORCID: 0000-0003-1470-9574;
Электронный адрес: andrey-sapsay@rambler.ru.
Крейдун Юрий Александрович, протоиерей

К вопросу о религиозных связях Афона и Алтая в XIX - нач. XX-го века

Крейдун Ю. А. К вопросу о религиозных связях Афона и Алтая в XIX - нач. XX-го века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 52-63

DOI: 10.15382/sturII201881.52-63
К 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне целесообразно оценить степень влияния духовных традиций Святой Горы на отдельные регионы, в частности Алтай, где с 1830 г. начала свою деятельность Алтайская духовная миссия. Афон и Алтай со второй половины XIX в. связывают тесные религиозные контакты. Это обстоятельство было одним из важных факторов распространения православия среди коренных жителей. Цель статьи — на основе архивных источников раскрыть и проанализировать духовные связи афонитов и верующих Алтая. Начало активного духовного взаимодействия Алтая и Афона связано с иконой великомученика и целителя Пантелеимона, привезенной на Алтай в 1879 г. Постепенно авторитет афонского подвижничества стал важной составляющей духовной жизни новокрещеных. С разных уголков на Афон шли пожертвования. Вместе с тем попытки насадить традиции афонского монашества в миссионерских монастырях Алтая оказались неудачными. Неотмирность афонского подвижничества слишком диссонировала с принципом миссионерской открытости обителей Алтая. Исследование показало, что духовные связи Алтая и Афона проявлялись в различных формах религиозной жизни: паломничество сотрудников Алтайской миссии, приезд афонских постриженников в монастыри Алтая, пожертвования на афонские обители, публикации и распространение духовно-просветительской литературы. Но наиболее значимой оказалась традиция заказа писаных икон. Ежегодно для миссионерских станов шли заказы икон на Афоне. Прибытию таких икон сопутствовали церковные торжества.Афонские иконы становились местночтимыми святынями. К ним совершались паломничества, что способствовало новым обращениям язычников к Церкви и укреплению веры ранее крещеных. Афонские образы способствовали почитанию избранных святых. Такую же роль играли частицы мощей святых, которые хотя и в меньшем количестве, чем иконы, также были присылаемы с Афона.
афонское монашество, иконы афонского письма, чудотворные иконы, Алтай, Алтайская духовная миссия, Русская Православная Церковь
  1. Крейдун Ю. А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XIX — начале XXI в. Барнаул, 2010.

Крейдун Юрий Александрович, протоиерей


Ученая степень: кандидат богословия;
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Барнаульская духовная семинария; Российская Федерация, 656058, г. Барнаул, ул. Шумакова, 25А;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0746-8875;
Электронный адрес: krey70@mail.ru.
Чибисова Анастасия Александровна

Автокефалия «под ключ»: некоторые факты из истории автокефалии Польской Церкви 1924 года

Чибисова А. А. Автокефалия «под ключ»: некоторые факты из истории автокефалии Польской Церкви 1924 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 64-80

DOI: 10.15382/sturII201881.64-80
Настоящее исследование посвящено истории получения автокефалии Православной Церковью в Польше от Константинопольского патриархата в 1924 г. Автор оставляет за рамками статьи причины, по которым Польская Церковь пошла на это шаг, способствовавшие этому факторы и позицию Русской Церкви. Внимание читателя сосредотачивается на переговорах польского правительства и Фанара по вопросу о церковной автокефалии, которые проходили в период с 1921 по 1924 г. в Стамбуле и закончились изданием Патриаршего и Синодально-Канонического томоса о признании Православной Церкви в Польше независимой. В статье подробно освещен ход и итог этих переговоров. Автор раскрывает причины, по которым польское правительство вело переговоры именно с Константинопольским патриархатом, и объясняет заинтересованность патриархата в указанных переговорах. В статье описывается визит делегатов Константинопольского патриархата в Варшаву в 1925 г., в рамках которого прошли торжественные мероприятия, посвященные обретению независимости Польской Церкви. Также, на базе архивных документов, статья вносит ясность в популярный слух о продаже Константинопольским патриархатом своего благословения на независимость Церкви в Польше от Московского патриархата. Некоторые документы, подтверждающие финансовые договоренности между польским правительством и Фанаром, публикуются в приложении к статье. Указанные документы впервые вводятся в научный оборот в отечественной историографии.
Польская Православная Церковь, Константинопольский патриархат, автокефалия, покупка автокефалии, визит делегации Фанара в Варшаву, Мелетий Метаксакис, Патриарх Григорий VII, митрополит Дионисий, Роман Кнолль, посольство Польши в Турции
  1. Алексий (Громадский), архиеп. Из истории Православной церкви в Польше за десятилетие пребывания во главе ее Блаженнейшего митрополита Дионисия (1923–1933). Варшава, 1937.
  2. Винтер Э. Папство и царизм. М., 1964.
  3. Степанчук О. П. Правовой статус Православной Церкви в Польше (Холмщина, Волынь, Полесье) в 20–30-е годы XX века // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70).
  4. Чибисова А. А. К вопросу об историко-каноническом обосновании автокефалии Польской Церкви 1924 года // Церковь. Богословие. История: Материалы V Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 2–4 февраля 2017 г.). Екатеринбург, 2017.
  5. Borkowski A. Między Konstantynopolem a Moskwą. Źródła greckie do autokefalii Kościoła prawosławnego w Rzeczypospolitej (1919–1927). Białystok, 2015.

Чибисова Анастасия Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0003-3698-5836;
Электронный адрес: aachibisova@mail.ru.
Непочатова Марина Ивановна

К истории церковно-государственных отношений в Эстонии в 1948-1953 гг.

Непочатова М. И. К истории церковно-государственных отношений в Эстонии в 1948-1953 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 81-90

DOI: 10.15382/sturII201881.81-90
В статье рассматривается сложный период в отношениях государства и Церкви в Эстонии — 1948–1953 годы. Исследование основано на материалах Государственного архива РФ (фонд Совета по делам РПЦ (Ф 6991)). Анализируется изменившийся характер церковно-государственных отношений в Эстонии, религиозная жизнь в которой, как и в других западных областях страны, существенно отличалась от большинства республик СССР, выявляются сходства и отличия эстонской церковной жизни от общесоюзных тенденций. Так, наличие большого числа храмов в республике снимало одну из острых проблем — нехватки приходов. Вместе с тем традиционно дотационный характер церковной жизни в Эстонии, обусловленный лютеранским окружением и большим числом небогатых сельских приходов, поставил на грань закрытия большинство сельских храмов. В условиях нарастания антирелигиозной пропаганды участились случаи перехода из православия в лютеранство. В статье показано влияние проводимой в те годы в Эстонии коллективизации сельского хозяйства на церковную жизнь республики, отмечаются возобновившиеся в рассматриваемый период гонения на представителей духовенства, аресты священнослужителей, закрытие храмов, антирелигиозная пропаганда и ее последствия, в частности случаи вандализма в отношении церковного имущества, снижение посещаемости сельских приходов. Вместе с тем прибытие в крупные города республики из других областей страны большого числа специалистов заметно повлияло на церковную жизнь. Подробно рассматривается комплекс мер, предпринятых правящими епископами Исидором (Богоявленским), Романом (Тангом) и митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) для поддержания церковной жизни в республике. Автор показывает, каким образом отразились на церковной жизни Эстонии проводимые в СССР мероприятия в отношении Церкви.
Православие в Эстонии, митрополит Исидор (Богоявленский), архиепископ Роман (Танг), митрополит Григорий (Чуков), церковно-государственные отношения в СССР, православные приходы Эстонии, коллективизация в Эстонии, духовенство Эстонии
  1. Алексий II (Ридигер), Патр. Православие в Эстонии. М., 1999.
  2. Зарецкий В., диак. Духовенство и церковные труженики, репрессированные в годы советской власти в Эстонии // Мир Православия. 2011. Август. № 8 (161). URL: http://www.baltwillinfo.com/mp2011-08/mp-14.html (дата обращения: 17.11.2017).
  3. Мянник С. Архиепископ Павел (Дмитровский) // Православие в Балтии. 2014. № 2 (11). С. 81–93.
  4. Прекуп И., прот. Православие в Эстонии: Краткий исторический очерк. Таллин, 1998.
  5. Петров И. Православная Балтия 1939–1952 гг.: Период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб., 2016.
  6. Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви как источник по истории взаимоотношений Советского государства и Церкви. 1945–1953 гг. // Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945–1970 / Н. А. Кривова, ред.; Ю. Г. Орлова, публ., сост. М., 2009.

Непочатова Марина Ивановна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Электронный адрес: m.nepochatova@mail.ru.
Федосов Егор Андреевич

Диалектика сакрального в советской визуальной пропаганде 1920-60-х гг.

Федосов Е. А. Диалектика сакрального в советской визуальной пропаганде 1920-60-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 91-104

DOI: 10.15382/sturII201881.91-104
С точки зрения ряда современных философов, советская идеология, несмотря на материализм и атеизм марксистской доктрины, обладала заметными духовными и религиозными чертами. Возможно ли доказать это утверждение не только философско-теоретическим, но и практическим путем? В поисках ответа на этот вопрос автор статьи обращается к средствам визуальной пропаганды — плакатам и карикатурам 1920–60-х гг., в которых эволюция коммунистических идей выражалась в наиболее яркой и концентрированной форме. Цель предпринимаемого анализа — на основе данного типа источников выявить категории, образы и символы, несущие в себе религиозный оттенок. Раскрываются темы, в которых они задействованы, специфика применения в различные исторические периоды, а также взаимосвязь с другими контекстами, нашедшими отражение в советских пропагандистских материалах. Исследование визуальной пропаганды подтверждает использование в ней символизма, наделенного сакральным смыслом. При этом преимущественно в 1940–50-х гг. подобные категории и образы присутствовали (во всяком случае в христианском варианте) вне целевых установок атеизма. Их наличие в плакатах и карикатурах не отличается постоянством и массовостью, но обладает определенной последовательностью, внутренней логикой и взаимосвязью. Хотя и не следует абсолютизировать степень религиозности коммунистической идеологии, опыт предпринятого в данной статье анализа показал, что советское мировоззрение оказалось несколько сложнее и разнообразнее, чем предполагала марксистская теория. И все существовавшие в СССР лозунги и образы необходимо соотносить с широким цивилизационным, в том числе духовным, контекстом.
СССР, идеология, визуальная пропаганда, плакат, карикатура, советская цивилизация, коммунизм, религия, атеизм, сакральное
  1. Вахитов Р. Р. Классическое левое евразийство. URL: http://redeurasia.narod.ru/biblioteka/kle.html (дата обращения: 27.10.2017).
  2. Вахитов Р. Р. Феномен большевизма. URL: http://redeurasia.narod.ru/biblioteka/bolshevizm.html (дата обращения: 27.10.2017).
  3. Демосфенова Г. Л. Советский политический плакат. М., 1962.
  4. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953. М., 1999.
  5. Кара-Мурза С. Г., Осипов Г. В. СССР — цивилизация будущего. Инновации Сталина. М., 2010.
  6. Кортунов С. В. Национальная идентичность. Постижение смысла. М., 2009.
  7. Лучшев Е. М. Советский антирелигиозный плакат в собрании Государственного музея истории религии. СПб., 2010.

Федосов Егор Андреевич


Место работы: Национальный исследовательский Томский государственный университет, Российская Федерация, 634050, г. Томск, проспект Ленина, д. 34/3;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3893-1033;
Электронный адрес: karamba243@yandex.ru.
Белоусов Сергей Степанович

Государственная власть, духовенство и органы приходского управления Русской Православной Церкви в Калмыкии в 1957–1984 гг.

Белоусов С. С. Государственная власть, духовенство и органы приходского управления Русской Православной Церкви в Калмыкии в 1957–1984 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 105-117

DOI: 10.15382/sturII201881.105-117
В статье исследуется проблема взаимодействия власти и руководства организаций Русской Православной Церкви в Калмыкии в 1957–1984 гг. Автором проанализирована религиозная обстановка, рассмотрена динамика развития отношений как между властями и православными церковными организациями, так и между клиром и органами церковного управления, показаны влиявшие на них факторы. В качестве задачи также ставится воссоздание социодемографического облика православного духовенства и членов органов приходского управления, а также выявление и анализ поведенческих стратегий православного духовенства. Статья написана на основе материалов Государственного архива Российской Федерации и Национального архива Республики Калмыкия, большинство из которых вводятся в научный оборот впервые. Изучение религиозной ситуации в 1957–1984 гг. показало, что в Калмыкии, несмотря на мощную атеистическую пропаганду, среди части ее жителей стойко сохранялась православная обрядность. Основной контингент верующих вообще и церковного актива в частности составляли люди старшего возраста, в основном женщины, представителей среднего возраста и молодежи среди верующих было мало. Власти не ставили цель ликвидировать действующие православные молитвенные дома, но в то же время пресекали любые попытки верующих открыть новые церкви и приходы. Автор приходит к выводу, что главной составляющей религиозной политики являлось ослабление влияния духовенства на верующих и усиление надзора за религиозной жизнью. В этих условиях православное духовенство придерживалось в отношениях с властями стратегий приспособления или противостояния. Конфликты между членами церковного причта и органами приходского управления, а также с властями обычно возникали на экономической почве и не носили характера политического противостояния.
Калмыкия, Русская Православная Церковь, государственно-конфес сиональные отношения, советская религиозная политика, уполномоченный по делам религии, клирики, приход, церковное самоуправление, стратегии поведения, И. С. Шандрыгин, В. В. Партолин
  1. Белоусов С. С. Государственная религиозная политика в Калмыкии в отношении христианских вероисповеданий в первой половине XX в. (1900–1956). Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2015.
  2. Белоусов С. С. Православные приходы Калмыкии в XIX — начале XX в. Элиста: ООО «Джангар», 2003.
  3. Борисенко И. В. Как закрывали православный храм // Известия Калмыкии. 1991. 4 дек.
  4. Борисенко И. В. Настоятели Элистинского прихода // Известия Калмыкии. 1993. 11 июня.
  5. Борисенко И. В. Православие в Калмыкии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999.
  6. Каспаров Э. Л. Динамика рождаемости и брачности в Калмыцкой АССР. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1974.

Белоусов Сергей Степанович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБУН «Калмыцкий научный центр РАН»; Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358009, г. Элиста, ул. Илишкина, 8;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7614-3516;
Электронный адрес: sbelousovelista@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Косик Ольга Владимировна

Наставления духовным наставникам. Полемические письма А. Ф. Лосева в контексте дискуссии об отношении к июльской Декларации митрополита Сергия (Страгородского)

Косик О. В. Наставления духовным наставникам. Полемические письма А. Ф. Лосева в контексте дискуссии об отношении к июльской Декларации митрополита Сергия (Страгородского) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 121-138

DOI: 10.15382/sturII201881.121-138
Документы, публикуемые ниже, созданы в период и в контексте церковной полемики, развернувшейся после выхода июльской Декларации митрополита Сергия (Страгородского). Они относятся к началу 1928 г. Автор публикации выдвигает версию о том, что оба письма принадлежат известному философу и церковному деятелю А. Ф. Лосеву, но написаны под влиянием лидера церковной оппозиции Михаила Александровича Новоселова. Оба мыслителя были арестованы по делу «Истинно-Православной Церкви» — М. А. Новоселов в 1929 г., А. Ф. Лосев — в 1930-м. Публикация содержит два письма к духовникам А. Ф. Лосева: одно — «Письмо к печальнику Русской Церкви», по предположению публикатора, обращено к афонскому старцу-имяславцу архимандриту Давиду (Мухранову); другое, сходное письмо, озаглавленное «Письмо NN к старцу», — к иеромонаху закрытой Зосимовой пустыни Досифею (Шонину). В письмах обосновывается необходимость открытого разрыва с митрополитом Сергием и обличается компромиссный или осторожный подход к вопросу отделения. Имея вид личных документов, письма предназначены для широкого круга читателей и несут на себе функции убеждения и привлечения сторонников определенного мнения. Письма иллюстрируют сложный подход к проблеме послушания духовным авторитетам — духовникам и священноначалию. Документы интересны и как источник информации о церковной ситуации в конце 1920-х гг., и как отражение сложных духовных и личных отношений, возникавших в этой ситуации. Письма обнаружены в ГА РФ (Ф. Р-5919. Оп. 1. Д. 1) и в Центральном архиве ФСБ (Д. Н-7377).
Русская Православная Церковь, июльская Декларация митрополита Сергия (Страгородского), М. А. Новоселов, А. Ф. Лосев, иеромонах Досифей (Шонин), архимандрит Давид (Мухранов), рукописная полемическая литература, церковная оппозиция конца 1920-х − начала 1930-х гг., гонения на Церковь, следственное дело «Истинно-Православная Церковь»
  1. Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью В. С. Бобринской. М., 1999.
  2. Мазырин А., диак. К вопросу о полномочиях Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Взгляд историка церковной святости священника Сергия Мансурова // Материалы XV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2005. С. 272–280.
  3. Тахо-Годи А. А. Лосев. М., 2007.

Косик Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3968-1483;
Электронный адрес: olga_kosik@mail.ru.
Мазырин Александр Владимирович, священник

Штрих к истории григорианского раскола: малоизвестное письмо председателя ВВЦС Заместителю Патриаршего Местоблюстителя 1926 г.

Мазырин А. В. Штрих к истории григорианского раскола: малоизвестное письмо председателя ВВЦС Заместителю Патриаршего Местоблюстителя 1926 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 139-148

DOI: 10.15382/sturII201881.139-148
Публикация вводит в научный оборот малоизвестное полемическое письмо главы возникшего в декабре 1925 г. григорианского раскола архиепископа Григория (Яцковского) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Письмо было послано адресату в начале марта 1926 г., в момент, когда раскольники еще сохраняли надежду на благоприятное для них развитие событий. Документ выявлен в фонде архиепископа Серафима (Самойловича), хранящемся ныне в Церковно-историческом архиве ПСТГУ. Архиепископ Серафим в 1926 г. был убежденным сторонником митрополита Сергия, и, по-видимому, копия письма архиепископа Григория была направлена ему с целью изменить его позицию. Документ позволяет уточнить ряд важных деталей, касающихся истории первых месяцев григорианского раскола и попыток ОГПУ втянуть в связанную с ним интригу таких выдающихся церковных деятелей, как Патриарший Местоблюститель священномученик митрополит Петр (Полянский), митрополит Арсений (Стадницкий), священномученик Иларион (Троицкий). В то же время письмо архиепископа Григория показывает, что не все обращенные против него аргументы митрополита Сергия были одинаково сильными. Некоторые доводы Заместителя выглядели откровенно казуистическими, хотя в главном в своей полемике с григорианами он оказывался прав, почему и был тогда поддержан православным епископатом. В целом публикатор приходит к выводу, что григорианство существенно отличалось (в лучшую сторону) от обновленчества, которое изначально было организовано в 1922 г. как сообщество доносчиков. Исторические оценки этих двух наиболее крупных русских церковных расколов 1920-х гг. не должны совпадать.
Русская Православная Церковь, григорианский раскол, ВВЦС, Московская Патриархия, высшее церковное управление, митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Петр (Полянский), архиепископ Григорий (Яцковский), церковная полемика, обновленчество
  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / М. Е. Губонин, сост. М., 1994.
  2. «Дело это очень неприятное…»: Показания епископа Бориса (Рукина). 1925 г. / Публ. свящ. А. Мазырина // Исторический архив. 2012. № 5. С. 91–111.
  3. Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Самара, 1997.
  4. Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2012.
  5. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. М., 2006.
  6. Николаев С., диак. Обзор архивного фонда священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) и исповедницы Ираиды Тиховой // XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2015. С. 144–148.
  7. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.
  8. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Книга девятая: 1917–1997. М., 1997.

Мазырин Александр Владимирович, священник


Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-6490-9745;
Электронный адрес: am_pstbi@mail.ru.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Высшее управление в Русской Православной Церкви в 1920–1930-е годы: проблемы канонического и практического преемства» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.

РЕЦЕНЗИИ

Бирюкова Юлия Александровна

Рец. на кн.: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1–6, 19. М., 2012–2016.

Бирюкова Ю. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 151-155 — Рец. на кн.: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1–6, 19. М., 2012–2016.
PDF

Бирюкова Юлия Александровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт сферы обслуживания и предпринимательства Донского государственного технического университета (филиал в г. Шахты); Российская Федерация, 346500, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5321-2574;
Электронный адрес: yliya-biryukova@yandex.ru.