/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :84

ИССЛЕДОВАНИЯ

Никифорова Александра Юрьевна

Древний иерусалимский чин умовения ног в тропологии Sin. Gr. МГ/ΝЕ 56+5

Никифорова А. Ю. Древний иерусалимский чин умовения ног в тропологии Sin. Gr. МГ/ΝЕ 56+5 // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 9-34

DOI: 10.15382/sturII201884.9-34
В статье впервые издан и изучен древний иерусалимский чин умовения ног из греческого тропология IX в. из Египта Sin. gr. ΝΕ/ΜΓ 56+5. Чин типологически близок последованиям в иадгари и Грузинском Лекционарии и может быть датирован до VII–VIII вв. Рассмотренный вместе с ними, он дополняет картину бытования церемонии на христианском Востоке. Умовение ног совершалось в Великий Четверг после Евхаристии, в городах и монастырях идентично. Ядро чина составляли прокимен, чтение из 13-й главы Евангелия от Иоанна, ектения, молитва, умовение. От грузинских памятников чин в тропологии отличало чтение Евангелия (Ин 13. 3–17) по завершении умовения, а не перед ним, иной по составу и способу исполнения — с припевами стихов из 118-го и 50-го псалмов — гимнографический формуляр. В архаичных тропарях нашли отражение ранние святоотеческие интерпретации умовения ног как очищения от грехов, получения единой части со Христом, образа смирения. Эти тексты ненадолго задержались в богослужении (в Sin. gr. 734–735, X в., EBE 788, XII в., Stavrou 43, 1122 г., Vatop. gr. 1488, XIII в.), тогда как структурный каркас (Евангелие — ектения — молитва — умовение), местоположение чина после литургии и связь с ранними патристическими толкованиями остались по сей день. Древний чин использовался еще в X в., когда появились сложные чины, с многострофными композициями VII–VIII вв., и драматизированные, делавшие акцент не на процессе умовения, а на воспоминании исторического события, в котором каждый участник играл свою роль — Христа или одного из апостолов.
иерусалимское богослужение, чин умовения ног, новые находки в монастыре св. Екатерины на Синае, тропологий
  1. Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X вв. Казань, 1894. С. 109–125.
  2. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. I — 1. Τυπικά. Киев, 1895. С. 547–549.
  3. Древнейший Иадгари / Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980.
  4. Евхологий Барберини 336 / Е. Велковская, С. Паренти, изд., предисл., примеч. Омск, 2011. С. 52–63, 70, 199–201.
  5. Никифорова А. Египетский след в иерусалимском тропологии Sin. gr. ΝΕ / ΜΓ 56+5 // Вестник СПбГУ. СПб., 2016. Т. 4. С. 40–54.
  6. Aphraates. Demonstratio XII, 10. De Paschate // Patrologia Syriaca. T. I. / D. Ioannes Parisot, ed. P., 1894.
  7. Baldwin B. Moschos, John // Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. II. P. 1415.
  8. Beatrice P. F. La lavanda dei piedi. Contributo alla storia delle antiche liturgie cristiane. R., 1983.
  9. Burmester O. H. E. The Egyptian or Coptic Church. Le Caire, 1967.
  10. Burmester O. H. E. Le lectionnaire de la semaine sainte. P., 1939 [PO XXV–2].
  11. Carp A. W., Kazhdan A. Washing of the Feet // Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. III. P. 2190–2191.
  12. Chronz T., Nikiforova A. Beobachtungen zum ältesten Tropologion-Codex Sinaiticus graecus 56+5 // Σύναξις καθολική. Beiträge zu Gottesdienst und Geschichte der fünf altkirchlichen Patriarchate für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag (orientalia — patristica — oecumenica 6) / D. Atanassova, T. Chronz, eds. Bonn, 2014. P. 147–174.
  13. Egasse C. Le lavement des pieds. Recherche sur une pratique négligée. Genève, 2015.
  14. Gautier P. Le typikon de la Theotokos Kecharitomene // Revue des études byzantines. Vol. 43. P., 1985.
  15. Géhin P.- Frøyshov S. Nouvelles découvertes sinaїtiques: à propos de la parution de l’inventaire des manuscripts grecs // Revue des études byzantines. Vol. 58. P., 2000. P. 178–179.
  16. Giess H. Die Darstellung der Fusswaschung Christi in den Kunstwerken des 4.–12. Jahrhunderts. R., 1962.
  17. Goar J. Εὐχολόγιον. P., 1647. P. 745–753.
  18. Kötting B. Fusswaschung // Reallexikon für Antike und Christentum. Stuttgart, 1972. B. 8. S. 743–777.
  19. La Règle de Saint Benoît / A. de Vogüé, trad. et notes; J. Neufville, texte et concord. T. II. P., 1972 [SC 182].
  20. La Règle du Maître / A. de Vogüé, texte, trad. et notes. T. II. P., 1964 [SC 106].
  21. Leclercq H. Lavement // Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie. P., 1929. Vol. 8. P. 2002–2009.
  22. Leeb H. Die Gesänge im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (vom 5. bis 8. Jahrhundert). Wien, 1970.
  23. Lefort L. Th. La Règle de S. Pachôme // Le Muséon. Vol. 37. Leuven: Peeters, 1924.
  24. Les apophtegmes des Pères. Collection systématique. T. 2. P., 2003 [SC 474].
  25. Les apophtegmes des Pères. Collection systématique. T. 3. P., 2005 [SC 498].
  26. Longo A. Il testo integrale della Narrazione degli abati Giovanni e Sofronio attraverso le EΡΜΗΝΕΙΑΙ di Nicone // Rivista di studi bizantini e neoellenici. Vol. 12–13. R., 1965– 1966. P. 223–267.
  27. Lossky A. La cérémonie du lavement des pieds: un essai d’étude comparée // Acts of the International Congress Comparative Liturgy: fi fty years after Anton Baumstark (1872–1948). R., 2001 [OCA 265]. P. 809–832.
  28. Maas-Ewerd Th. Fusswashung // Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg im Breisgau: Verlag Herder, 1995. Vol. 4. S. 253–254.
  29. Mansi G. D. Sacrorum conciliorum nova, et amplissima collectio. T. 2. P.; Leipzig, 1901.
  30. Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise: Ms. Sainte-Croix n° 40 Xe siècle. T. I. R., 1962. [OCA 165].
  31. Migne J.-P. Patrologiae Cursus Completus. Series Graecae, 1–161. P., 1857–1866.
  32. Migne J.-P. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, 1–221. P., 1844–1865.
  33. Morosovich M. Holy Thursday in the Jerusalem and Constantinopolitan Traditions. The Liturgical Celebrations from the Fourth to the Fourteenth Centuries. Excerpta ex Diss. ad Doct. R., 2002.
  34. Mouhanna A. Le rite du Lavement des pieds dans l’Église maronite // Parole d’Orient. Vol. II –1. Kaslik (Lebanon), 1971. P. 31–69.
  35. Nikiforova А. The Oldest Greek Tropologion Sin.Gr. ΜΓ 56+5: A New Witness to the Liturgy of Jerusalem from outside Jerusalem with First Edition of the Text // Oriens Christianus. T. 98. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2015. S. 138–173.
  36. Origenes Werke / W. A. Baehrens, Hrs. B. 7. Leipzig, 1921 [GCS 30].
  37. Origenes Werke / W. A. Baehrens, Hrs. B. 8. Leipzig, 1925 [GCS 33].
  38. Palladius. Historia Lausiaca. Geschichten aus dem frühen Mönchtum / A. Hübner, übersetzt und komm. [Fontes Christiani 67] Freiburg; Basel; Wien, 2016.
  39. Palladio. La storia lausiaca / Chr. Mohrmann, G. J. M. Bartelink, M. Barchiesi, eds. Verona, 1974.
  40. Papadakis A. Sophronios // Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. III. P. 1928–1929.
  41. Pétridès S. Le lavement des pieds le jeudi-saint dans l’église grecque // Échos d’Orient. Vol. IV. P., 1889–1900. P. 321–326.
  42. Pétridès S. La ceremonie du lavement des pieds a Jérusalem // Échos d’Orient. Vol. XIV. P., 1911. P. 89–99.
  43. Quinlan A. J. Sin. Gr. 734–735 Triodion. Excerpta ex Diss. ad Doct. PIO. Newberry Springs, 2004.
  44. Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121. T. II. Edition comparée du texte et de deux autres manuscrits. Turnhout, 1971. [PO. T. XXXVI. Fask. 2. № 168].
  45. Renoux C. L’Hymnaire de Saint-Sabas (V–VIII siècle): Le manuscrit géorgien H 2123. I. Du Samedi de Lazare à la Pentecôte [PO 50/ 3. № 224]. Turnhout, 2008. P. 355–357.
  46. Ribon L. Christianisation et hygiene dans le monde byzantin (IVe–Xe siècle). Sorbonne, 2013.
  47. Rituale armenorum / F. C. Conybeare, ed. Oxford, 1905. P. 213–214.
  48. Rubenson S. The Formation and Re-formations of the Sayings of the Desert Fathers // Papers Presented At the Sixteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2011. Vol. 3: Early Monasticism and Classical Paideia [Studia Patristica 55]. Leuven: Peeters, 2013. P. 5–22.
  49. S. Ambrosii opera. De Spiritu Sancto libri tres. De incarnationis Dominicae sacramento / Otto Faller. Wien, 1964 [CSEL 79].
  50. Sancti Aurelii Augustini. Enarrationes in psalmos LI-C. Turnhout: Brepols, 1956 [CCSL 39].
  51. Sancti Cypriani Episcopi epistularum / G. F. Diercks, ed. Turnhout: Brepols, 1994 [CCSL: 3B].
  52. Schäffer Th. Die Fusswaschung im Monastischen Brauchtum und in der lateinischen liturgie. Liturgiegeschichtliche Untersuchung. Beuron in Hohenzollern, 1956.
  53. Shurgaia G. Formazione della struttura dell’uffi cio del sabato di Lazzaro nella tradizione cattedrale di Gerusalemme // Annali di Ca’ Foscari. Vol. 36: 3. Venezia, 1997. P. 147–168.
  54. Sozomène. Histoire ecclésiastique. I. 11, 10 / A.-J. Festugière, trad. [SC 306]. P., 1983.
  55. Suplice Sévèr. Vie de Saint Martin. T. I / J. Fontaine, texte et trad. P., 1967 [SC 133, 310].
  56. Taft R. In the Bridegroom’s Absence. The Paschal Triduum in the Byzantine Church, La celebrazione del Triduo pasquale: anamnesis e mimesis // Atti del III Congresso Internazionale di Liturgia. Rome, Pontifi cio Istituto Liturgico, 9–13 maggio 1988 [=“Studia Anselmiana” 102]. R., 1990. P. 71–97.
  57. Taft R. The Liturgy of the Hours in East and West. The Origins of the Divine Offi ce and Its Meaning for Today. Collegeville, Minnesota, 1993.
  58. Tarchnischvili M. Le Grande Lectionnaire de l’Église Jérusalem (Ve–VIIIe). Louvain, 1959–1960 [=CSCO 189–189, 204–205, Scriptores Iberici 9–10, 13–14]. T. I. Р. 92–93; T. II. P. 100–101.
  59. Triodium Athoum / E. Follieri, O. Strunk, eds. (Codex Monasterii Vatopedii 1488 phototypice depictus, pars suppletoria). Hauniae, 1975 [MMB IX].
  60. Tronzo W. Mimesis in Byzantium: Notes toward a History of the Function of the Image // RES: Antropology and Aesthetics.Vol. 25. Chicago: The University of Chicago Press, 1994. P. 61–76.
  61. Verhelst S. Le lectionnaire de Jérusalem. Ses traditions judéo-chrétiennes et son histoire suivant l’index des péricopes évangeliques, conclu par le sanctoral du Sin. géo. 58 novus [=Spicilegii Friburgensis Subsidia 24]. Freiburg, 2012.
  62. Ἀνάλεκτα Ἱεροσολυμιτικῆς Σταχυολογίας / Α. Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. Τ. Β´. Ἐν Πετρουπόλει, 1894.
  63. Τὰ νέα εὑρήματα τοῦ Σινᾶ. Ἀθῆναι, 1998.

Никифорова Александра Юрьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-8453-7179;
Электронный адрес: sashunja@yandex.ru.
Я благодарю монастырь Шеветонь (Бельгия), где была написана статья, за гостеприимство и разрешение работать в фондах его библиотеки. Особую признательность за помощь в исследовании я выражаю о. Антонию (Ламбрехтсу), а также о. Уго Занетти, А. В. Курбанову, Л. В. Спиридоновой.
Корзо Маргарита Анатольевна

Об испанских влияниях на религиозную литературу униатов и православных в Речи Посполитой XVII в.: постановка проблемы

Корзо М. А. Об испанских влияниях на религиозную литературу униатов и православных в Речи Посполитой XVII в.: постановка проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 35-47

DOI: 10.15382/sturII201884.35-47
Статья представляет собой проверку существующей в литературе гипотезы о наличии испанского влияния в религиозной литературе Речи Посполитой XVII в. на примере униатского наставления об отправлении церковных таинств («Наука о седми тайнахъ церковных» в составе виленского Требника 1617/18 гг.) и первого православного печатного пособия по моральному богословию («Мир с Богом человеку». Киев, 1669). Одним из источников для «Науки» стало сочинение испанского иезуита Франсиско де Толедо (1534–1596) «Summa de Instructione Sacerdotum» (известное также как «Summa casuum conscientiae»), в основу которого был положен курс по моральной теологии в Collegium Romanum в Риме. Составители виленской «Науки» прибегали как к буквальному переводу значительных порций текста испанского иезуита, так и к близкому к латинскому оригиналу пересказу отдельных фрагментов, также они дополнили заимствованные из де Толедо фрагменты рассуждениями о церковных ритуалах, цитатами из отеческой традиции, из канонов Вселенских и Поместных соборов, из гражданских правовых памятников. Несмотря на то что виленская «Наука» вышла из униатских кругов, она получила широкое распространение и среди православных: именно посредством данного памятника отдельные фрагменты сочинения де Толедо попали в «Мир с Богом человеку». Но при этом совершенно очевидно, что в толковании семи смертных грехов и в рассуждениях о милостыне заметно прямое обращение составителей «Мира с Богом» к сочинению де Толедо. Оба памятника послужили впоследствии источником для рукописной компиляции о таинствах московского книжника Евфимия Чудовского, который, таким образом, способствовал распространению сочинения де Толедо и в московской традиции.
православное и униатское моральное богословие, сакраментология, католические заимствования, испанская религиозная традиция, Франсиско де Толедо, Иннокентий Гизель, Евфимий Чудовский, Речь Посполитая XVII в.
  1. Белякова Е. В., Мошкова Л. В., Опарина Т. А. Кормчая книга: от рукописной традиции к печатному изданию. М.; СПб., 2017.
  2. Броджи Беркофф Дж. «Мир з Богом чоловiку» як система моральноï фiлософiï // Ґiзель Iнокентiй. Вибранi твори / Л. Довга, ред. Т. 3. Киïв; Львiв, 2010. С. 103–132.
  3. Корзо М. А. «Мир с Богом чоловiку» Iнокентiя Ґiзеля в контекстi католицькоï моральноï теологiï кiнця XVI — першоï половини XVII ст. // Ґiзель Iнокентiй. Вибранi твори / Л. Довга, ред. Т. 3. Киïв; Львiв, 2010. С. 195–262.
  4. Корзо М. А. О некоторых изданиях Киевской митрополии в рукописном наследии Евфимия Чудовского // Славяноведение. 2014. № 2. С. 88–98.
  5. Мир с Богом человеку. Киев, 1669.
  6. Наука о седми тайнах церковных. Вильно, 1617/18.
  7. Ambrosius. Omnia quotquot extant Opera. Basileae, 1555.
  8. Ambrosius. Opera omnia quae extant, ex edition romana. T. 1–5. Coloniae, 1616.
  9. Ambrosius. Opera omnia // PL. Т. 16. Parisiis, 1845.
  10. de Backer A., Sommervogel C. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. Vol. VIII. Bruxelles; P., 1898. P. 64–82.
  11. Basilius Magnus. Opera omnia // PG. T. 31. Parisiis, 1857.
  12. Catechismus ex decreto Concilii Tridentini ad parochos editus. Romae, 1928.
  13. Corpus Iuris Canonici. Editio Lipsiensis secunda. Graz, 1959.
  14. Cyprianus. De opera et eleemosynis // PL. T. 4. Parisiis, 1844. Col. 601–622.
  15. Dziuba A. F. Mikołaj z Mościsk teolog moralista XVII wieku. Warszawa, 1985.
  16. Hieronymus Stridonensis. Opera omnia. T. 9. Romae, 1572.
  17. Lope de Olmedo. Opera omnia // PL. T. 30. Parisiis, 1846.
  18. Maryks R. A. Saint Cicero and the Jesuits: The Infl uence of the Liberal Arts on the Adoption of Moral Probabilism. Aldershot, 2008.
  19. Milway M. Forgotten Best-Sellers from the Dawn of the Reformation // Continuity and Change.
  20. The Harvest of Late Medieval and Reformation History / R. J. Bast, A. C. Gow, eds. Leiden; Boston; Köln, 2000. P. 113–142.
  21. Oláh Miklós. Catholicae, ac Christianae Religionis praecipua. Viennae, 1560.
  22. Petrus Cantor. Opera omnia // PL. T. 205. Parisiis, 1855.
  23. Reinhardt K. Toledo (Toletus) Francisco de // Biographisch- Bibliographisches Kirchenlexikon. Bd. XII. Herzberg, 1997. Col. 288–292.
  24. Schanz-Hosius M. Geschichte der Römischen Literatur. Teil 4. Bd. 1. München, 1914.
  25. Toledo Francisco, de. Summa casuum conscientiae. Coloniae, 1614.
  26. Zahajkiewicz M. T. «Tractatus sacerdotalis» Mikołaja z Błonia na tle teologii przełomu wieku XIV i XV. Lublin, 1979.

Корзо Маргарита Анатольевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6299-5187;
Электронный адрес: korzor@mail.ru.
Крылов Алексей Олегович

Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского

Крылов А. О. Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 48-55

DOI: 10.15382/sturII201884.48-55
Статья посвящена учению выдающегося проповедника и церковного писателя свт. Димитрия Ростовского (1651–1709) о том, что грех превращает грешника в зверочеловека. Автор показывает библейские истоки этой идеи святителя, его связь с воззрениями Ростовского митрополита на грех и его влияние на человека. Автор статьи также рассматривает образы «полулюдей, полузверей» из «Келейного летописца» св. Димитрия Ростовского. В статье доказывается, что эти образы рассматривались Ростовским митрополитом не как естественнонаучные курьезы, но как примеры разрушительного действия греха на человека, уподобляющего людей зверям. В статье показано, что суждения митрополита о людях-монстрах восходят к древней еврейской традиции, повествующей о судьбе строителей Вавилонской башни. Если человек имеет чистый разум, устремленный к Богу, то он остается человеком даже тогда, когда его внешность становится похожей на зверя. Это доказывают примеры из житий святых — великих подвижников, покрытых густыми волосами, и сатира из жития преподобного Павла Фивейского, который оказался благочестивее, чем развратные александрийцы. Автор приходит к выводу, что свт. Димитрий повествуя о териантропии, раскрывает свои взгляды на соотношение внешнего и внутреннего в человеке и на роль ума в духовной жизни.
Димитрий Ростовский, русское Православие, русская культура петровской эпохи, грех, зверочеловек, история проповеди, териантропия, Третья книга Варуха, апокриф
  1. Волков А. В. «Келейный летописец» Димитрия Ростовского и «Всемирная хроника»
  2. Иоанна Навклира // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 3 (38). С. 51–68.
  3. Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. Киев, 1695. Т. 2.
  4. Зубов В. П. Русские проповедники. Очерки по истории русской проповеди. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  5. Крылов А. О. Митрополит Дмитрий Ростовский в церковной и культурной жизни России во второй половине XVII — начале XVIII в.: Дис. … канд. ист. наук. М., 2015.
  6. Крылов А. О. Святитель Димитрий Ростовский и понимание греха в русском обществе рубежа XVII–XVIII вв. // История и культура Ростовской земли 2012. Ростов, 2013.
  7. Люстров М. Ю. Приключенческие повести // История древнерусской литературы: Аналитическое пособие / А. С. Демин, ред. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 710–722.
  8. Нехлебаева Н. А. Творчество Димитрия Ростовского в контексте русских литературных представлений о внутреннем человеке конца XVII — начала XVIII столетия: Дис. … канд. филол. наук. Северодвинск, 2003.
  9. Рубцова М. Л. Святитель Димитрий Ростовский о внутреннем человеке и умной молитве // Православие и православная культура в эпоху Димитрия Ростовского. Ростов: Издательство Ростовского Свято-Яковлевского монастыря, 2018. С. 151–165.
  10. Kulik A. How the Devil Got His Hooves and Horns: The Origin of the Motif and the Implied Demonology of 3 Baruch. Numen 60 (2013). P. 195–229. DOI: 10.1163/15685276-12341263.
  11. Sherman Ph. M. Babel’s Tower translated: Genesis 11 and ancient Jewish Interpretation. Leiden-Boston: Brill, 2016.
  12. Wittkower Rudolf. Marvels of the East. A Study in the History of Monsters // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. Vol. 5. P. 159–197.

Крылов Алексей Олегович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6; Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Российская Федерация. Москва, 105005, 2-я Бауманская ул., 5;
Должность: младший научный сотрудник; доцент кафедры;
Электронный адрес: dismal.enigma@gmail.com.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-39-00099 мол_а.
Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)

Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара

Копыл Е. В. Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 56-76

DOI: 10.15382/sturII201884.56-76
В статье представлены основные взгляды свт. Григория Нисского и блж. Иеронима Стридонского на святые места Палестины и паломничество к ним в историческом контексте, показана противоречивость их высказываний, которая в XVI–XVII вв. в Европе легла в основу протестантско-католической полемики по вопросу паломнических путешествий. Далее проанализированы взгляды выдающегося деятеля эпохи греческого Просвещения Иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары (1707–1731) на противоречия во мнениях обоих авторов в свете его попытки систематизации богословия святых мест, которая, будучи отголоском богословских споров сторонников Реформации и Контрреформации, представила отчасти самобытный и критический подход к теме с позиции православного Предания, а отчасти усвоила тезисы, сформулированные ранее в католической среде. В вопросе святых мест Хрисанф, в частности, прибегает к методологическому принципу разделения мнений, носящих вероучительный характер (считая, что путешествия в Иерусалим не являются необходимой и существенной частью веры), и слов, которые, не будучи вероучительными, носят характер частного поучения и должны рассматриваться в контексте церковной «икономии».
cвятые места Палестины, богословие святых мест, паломничество, свт. Григорий Нисский, блж. Иероним Стридонский, рецепция патристических взглядов, протестантско-католическая полемика XVI–XVII вв., патриарх Хрисанф Нотара, греческое богословие XVIII в.
  1. Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви // Богословские труды / Александр Мусин, диакон, сост., биографические вступления. Н. Новгород, 2011. С. 430–481.
  2. Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М., 1891.
  3. Рамазанова Д. Н. Переводы сочинений иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары в русских списках XVIII в. // Специальные исторические дисциплины: Сб. ст. М., 2014. Вып. 1. С. 317–347.
  4. Она же. Экземпляры сочинений иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары в собрании Музея книги РГБ // Библиофика: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 2. М., 2011. С. 166–186.
  5. Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский. Библеист, экзегет, теолог. М., 2010.
  6. Maraval P. Jérusalem, cité sainte? Les hésitations des Pères du IVe siècle // La Cité de Dieu. Die Stadt Gottes. 3. Symposium Strasbourg, Tübingen, Uppsala 19.–23. September 1998 in Tübingen / M. Hengel, S. Mittmann, A. M. Schwemer, ét. Tübingen, 2000. P. 351–363.
  7. Idem. Une querelle sur les pèlerinages autour d’un texte patristique (Grégoire de Nysse, Lettre 2) // Revue d’histoire et de philosophie religieuses. 1986. Vol. 66. P. 131–146.
  8. Prawer J. Christian Attitudes towards Jerusalem in the Early Middle Ages // The History of Jerusalem: The Early Muslim Period, 638–1099 / J. Prawer, H. Ben-Shammai, eds. Jerusalem, 1996. P. 311–348.

Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Горненский женский монастырь, Русская Духовная Миссия Московского Патриархата в Иерусалиме; Израиль, Иерусалим, 9100902, ул. Хешин, д. 6, P.O.B. 1042;
Должность: заведующая юридическим отделом РДМ;
ORCID: 0000-0002-5174-3598;
Электронный адрес: ekopyl@mail.ru.
Титова Анна Олеговна

Ересь против Церкви: И. А. Мёлер и А. С. Хомяков как полемисты

Титова А. О. Ересь против Церкви: И. А. Мёлер и А. С. Хомяков как полемисты // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 77-95

DOI: 10.15382/sturII201884.77-95
В статье сопоставляется и анализируется антипротестантская полемика А. С. Хомякова, представленная в трех известных полемических брошюрах, и критика ереси присутствующая в «Единстве в Церкви» А. Мёлера. В литературе неоднократно отмечалось сходство экклезиологических воззрений обоих мыслителей. В статье показывается как это сходство порождает и общие обоим авторам полемические высказывания, аргументацию и принципы, построения полемики. Задачей данной работы было выявить, реконструировать и сопоставить внутреннюю логику полемики авторов, несмотря на разность и поставленных в их текстах проблемах. Проведенное исследование показывает структурное и содержательное сходство их полемики, основанное на общих экклезиологических постулатах и свойственных обоим авторам романтических установках. Противопоставление Церкви как любви и ереси как отделения от любви, делаемое ими, с одной стороны, находится в русле древнецерковной полемики, но с другой – переосмысляется в категориях романтического идеализма.
полемическое богословие, протестантизм, А. С. Хомяков, И. А. Мёлер, романтизм, ересь, экклезиология
  1. Барсов Н. И. О значении Хомякова в истории отечественного богословия // Христианское чтение. 1878. № 1–2. С. 303–320.
  2. Иларион (Троицкий), сщмч. А. С. Хомяков и древнецерковные полемисты. URL: www.azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyakov/khomjakov-i-drevnetserkovnye-polemisty (дата обращения: 30.07.2018).
  3. Мёлер Иоанн Адам. Единство в Церкви, или Принцип кафоличности, представленный в духе отцов Церкви первых трех веков // Русское богословие: Исследование и материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. C. 104–146.
  4. Титова А. О. Мёлер и Хомяков // Русское богословие: Исследование и материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. C. 48–76.
  5. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Киев: Путь к истине, 1991.
  6. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 3-е изд. М., 1886. Т. II.
  7. Geiselmann Josef Rupert. Die theologische Anthropologie Johann Adam Mohlers. Ihr Geschichtlicher Wandel. Freiburg, 1955.
  8. Möhler J. A. Die Einheit in der Kirche oder das Prinzip des Katholizismus, dargestellt im Geiste der Kirchenväter der drei ersten Jahrhunderte / Hg., eingel. und komm., von Josef Rupert Geiselmann. Darmstadt, 1957.
  9. Paul-Werner Scheele. Johann Adam Möhler (Wegbereiter heutiger Theologie). Graz, 1969.
  10. Reinhold Rieger. Refl exion oder Spekulation. Prinzipien zur Deutung des Konfessionspluralismus bei Johann Adam Möhler und Ferdinand Christian Baur. S. 247–270.

Титова Анна Олеговна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, пер. Лихов, 6, стр. 1;
Должность: ст. науч.сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3685-0299;
Электронный адрес: gaudendum@mail.ru.
Андреев Александр Андреевич

О кавычных глоссах в славянских богослужебных книгах: кавычные исправления в Октоихе в конце XIX в.

Андреев А. А. О кавычных глоссах в славянских богослужебных книгах: кавычные исправления в Октоихе в конце XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 96-118

DOI: 10.15382/sturII201884.96-118
В статье рассматривается история появления кавычных сносок (глосс) в печатных изданиях церковнославянского Октоиха и выявляется связь между богослужебными изданиями Октоиха и изданием Учебного Октоиха, предпринятым в конце XIX в. по замыслу Н. И. Ильминского в качестве пособия для сельских училищ. Автор показывает, что глоссы впервые появились в Учебном Октоихе, а затем в московском печатном издании Октоиха 1888 г., откуда они попали и в современные репринтные издания. Текст внесенных в богослужебный Октоих глосс сопоставляется в каждом случае с греческим текстом Октоиха по различным венецианским, римским и афинским изданиям греческого Параклитика XVII–XX вв., а также местами и с «дониконовским» старопечатным текстом славянского Октоиха. Предпринимается классификация внесенных кавычных чтений на глоссы, вносящие изменения и упрощения в лексику или синтаксис славянского текста; глоссы, отражающие текстологические различия между славянским и греческим текстами печатного Октоиха, и глоссы, исправляющие типографские, лексические или синтаксические ошибки славянского перевода. Автором также выявляются глоссы, вносящие новые ошибки в текст славянского Октоиха. В заключение автор приводит практические рекомендации о чтении глосс за богослужением, разделяя кавычные про- чтения на те, которые должны читаться обязательно, те, чтение которых можно оставить на усмотрение церковнослужителей, и те, которые не должны читаться, но должны быть устранены из изданий Октоиха. Автор также предлагает размышления о целесообразности редактирования богослужебных книг путем внесения кавычных глосс, а не изменений в строку богослужебного текста.
богослужебные книги, церковнославянский язык, книжная справа, литургическая реформа, Октоих, Параклитик, Октоих Учебный, кавыка, синодальная типография, Н. И. Ильминский
  1. Августин (Гуляницкий), еп. По поводу издания «Учебного Октоиха» и «Учебного Часослова» // ТКДА. 1888. № 11. С. 75–102.
  2. Андреев А. А. Венецианские печатные Ирмологии XVI–XVII вв. и книжная справа в Москве // Христианское чтение. 2017. № 5. С. 98–109.
  3. Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001.
  4. Елеонский Ф. Е. По поводу 150-летия Елизаветинской Библии: О новом пересмотре славянского перевода Библии. СПб., 1902.
  5. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках: Сводный каталог. М., 1958.
  6. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.). М.: Языки русской культуры, 2001.
  7. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. К вопросу о формировании учебной редакции богослужебных книг // Лингвистическое источниковедение и история русского литературного языка. М., 2003. С. 454–476.
  8. Крашенинникова О. А. Ранневизантийские и славянские источники по истории формирования славянского Октоиха IX–X веков // Древнеславянский Октоих св. Климента архиепископа Охридского. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 290–382.
  9. Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклит XII века: Византийские источники и типология древнерусских списков. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009.
  10. Симеон Полоцкий. Жезл правления. М., 1753. Репринт издания М., 1667.
  11. Сове Б. И. Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX–XX веках // Богословские труды. Вып. 5. М., 1970. С. 25–68.
  12. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам: В 3 т. СПб., 1893–1912.
  13. Hannick C. Das Altslavische Hirmologion: Edition und Kommentar. Weiher Verlag, 2006.
  14. Hannick C. Le texte de l’Octoechos // Dimance. Offi ce selon les huit tons. Chevetogne, 1972.
  15. Job (Getcha), archevêque. Le Typicon dé crypté . P., 2013.
  16. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.
  17. Thomson F. Towards a typology of errors in Slavonic translations // Orientalia Christiana Analecta. 1988. Vol. 23. P. 351–380.

Андреев Александр Андреевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургская духовная академия; Российская Федерация, 191167, г. Санкт-Петербург, набережная Обводного Канала, д. 17;
Должность: ассистент Кафедры древних языков;
ORCID: 0000-0001-8706-8398;
Электронный адрес: aleksandr.andreev@gmail.com.

ПУБЛИКАЦИИ

Розенблюм Евгений Михайлович

Страсти св. Иринея, епископа Сирмийского

Розенблюм Е. М. Страсти св. Иринея, епископа Сирмийского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 121-131

DOI: 10.15382/sturII201884.121-131
Публикация представляет собой первый перевод на русский язык «Страстей св. Иринея Сирмийского» — памятника позднеантичной латинской агиографии. Св. Ириней пострадал в римской провинции Вторая Паннония во время гонения Диоклетиана. О распространенности его культа свидетельствуют археологические источники и большое количество сохранившихся манускриптов со «Страстями св. Иринея» в разных частях христианского мира. «Страсти св. Иринея Сирмийского» известны в двух древних версиях — греческой и латинской, что соответствует двуязычию Паннонии, находившейся на границе западной и восточной частей Римской империи. С этих двух версий сделаны все последующие переводы. Вопрос о том, какая из двух версий — латинская или греческая — является более ранней, не разрешен в современной науке. Ни господствовавшее на протяжении двух веков мнение о зависимости греческого текста от более ранней латинской версии, ни разработанная в середине XX в. Манлио Симонетти противоположная точка зрения не являются достаточно убедительными. Настоящий перевод сделан с латинской версии, используемой по критическому изданию Ф. Долбо. «Страсти св. Иринея» представляют собой литературно и богословски обработанный протокол судебного допроса, но не содержат ни детальных описаний пыток, ни упоминаний о чудесах, характерных для более поздней агиографической традиции. Более того, в них отсутствуют такие характерные для традиции топосы, как поддержка мученика его близкими и последующее обретение его мощей христианами. Это позволяет датировать памятник IV или самым началом V в.
св. Ириней Сирмийский, акты мучеников, великое гонение, Диоклетиан, Максимиан, агиография, мученичество, Паннония, Иллирик, Сирмий
  1. Страсти св. Квирина / Вступ. ст., пер. с лат. и комм. Е. М. Розенблюма // Вестник РХГА. 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 211–217.
  2. Benvin A. Muka sv. Ireneja Srij emskoga: Ranokršćanski portret biskupa mučenika // Diacovensia. 1994. Sv. 2. N 1. S. 82–109.
  3. Dolbeau F. Le dossier hagiographique d’Irénée, évêque de Sirmium // Antiquité tardive. 1999. Vol. 7. P. 205–214.
  4. Gebhardt O. von. Acta martyrum selecta — Ausgewählte Märtyreracten. B., 1902.
  5. Hildebrandt H. Early Christianity in Roman Pannonia — Facts among Fiction? // Studia Patristica. 2006. Vol. 39. P. 59–64.
  6. Jones A. H. M., Martindale J. R., Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge, 1971–1992. 3 vol.
  7. Krüger G., Ruhbach G. Ausgewählte Märtyrerakten. Tü bingen, 1965.
  8. Lanata G. Gli Atti dei martiri come documenti processuali. Milano, 1973.
  9. Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Oxford, 1972.
  10. Nakamura B. J. When Did Diocletian Die? New Evidence for an Old Problem // Classical Philology. 2003. Vol. 98. P. 283–289.
  11. Ruinart Th. Acta primorum martyrum sincera et selecta. P., 1689.
  12. Ruiz Bueno D. Actas de los mártires. Madrid, 1962.
  13. Simonetti M. Osservazioni sull‘ «Altercatio Heracliani cum Germinio» // Vigiliae Christianae. 1967. Vol. 21. P. 39-58.
  14. Simonetti M. Sugli Atti dei due martiri della Pannonia // Idem. Studi agiografici. Roma, 1955. P. 55–79.
  15. Smirnov-Brkić A. New Insight in the Latin and Greek Recensions of the Passion of St. Irenaeus of Sirmium // The Cultural and Historical Heritage of Vojvodina in the Context of Classical and Medieval Studies / D. Hardi, ed. Novi Sad, 2015. P. 59–74.
  16. Smirnov-Brkić A., Draganić I. Latin and Greek Recensions of the Passion of St. Irenaeus of Sirmium // International Symposium Constantine, Sirmium and Early Christianity. Proceedings / N. Lemajić, ed. Sremska Mitrovica, 2014. P. 25–45.
  17. The Oxford Handbook of Late Antiquity / S. F. Johnson, ed. Oxford, 2012.
  18. Tillemont L.-S. Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles. P., 1732.
  19. Vukovic M. Martyr Memories: The Afterlife of the Martyrdom of Irenaeus of Sirmium between East and West in Medieval Hagiographical Collections (Eighth — Eleventh Centuries). Doctoral Dissertation. Budapest, 2015.
  20. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire romain. Roma, 1967.

Розенблюм Евгений Михайлович


Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация 119192 Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4; соискатель;
Электронный адрес: eugene.rosenblum@gmail.com.