/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :86

ИССЛЕДОВАНИЯ

Мамонтов Андрей Леонидович

Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313–314 гг.)

Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313–314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 9-24

DOI: 10.15382/sturII201986.9-24
Донатистский раскол был первым конфликтом в Церкви, с которым столкнулся Константин Великий. В статье рассматривается политика императора по отношению к разногласиям в Африке в 313–314 гг. Помимо подробной реконструкции событий особенное внимание уделено выяснению мотивов правителя и значения двух собраний епископов, созванных для решения вопроса (в Риме в 313 г. и в Арелате в 314 г.).Вскоре после победы над Максенцием Константин узнал о споре в Африканских Церквах. В начале 313 г. он получил первую петицию от донатистов, которые просили императора рассмотреть их жалобы на карфагенского епископа Цецилиана. Его обвиняли в отступничестве во времена гонения, и собор в Африке даже осудил Цецилиана. Хотя цели «оппозиции» были скорее церковнополитическими и экономическими, Константин решил организовать повторное исследование самой сути обвинений. Для этого был созван собор в Риме (313), оправдавший Цецилиана. Через год в ответ на новые петиции император созвал Арелатский собор (314), также поддержавший Цецилиана. Политика Константина по отношению к донатистам была одновременно консервативной и новаторской. Мотивы императора немногим отличались от мотивов его предшественника Диоклетиана: оба стремились к религиозному единству в государстве. Однако для достижения своих целей Константин использовал иные инструменты — изгнание епископов и соборы. Последние были совсем не похожи на соборы первых веков христианства: из-за возросшей роли государства у них больше общего со вселенскими соборами IV–V вв.
донатизм, Константин, Римский собор, Арелатский собор, Северная Африка, Миланский эдикт, Поздняя античность, доминат, церковные соборы, христианство в Римской империи
  1. Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV–V веках / Е. М. Штаерман, отв. ред. М., 1961.
  2. Кечкин И. Раскольническая деятельность и литературные труды Доната Карфагенского // Богословский вестник. 2016. № 20–21. С. 169–184.
  3. Кутепов Н. Раскол донатистов: Церковно-историческое исследование. Казань, 1884.
  4. Рудоквас А. Д. Религиозная политика императора Константина Великого: Дис. … канд. ист. наук. СПбГУ, 1996.
  5. Barnes T. Constantine: Dynasty, Religion and Power in the Later Roman Empire. Malden, 2011.
  6. Barnes T. D. The Beginnings of Donatism // The Journal of Theological Studies. 1975. Vol. 26. № 1. P. 13–22.
  7. Birley A. R. Some Notes on the Donatist Schism // Libyan Studies. 1987. Vol. 18. P. 29–41.
  8. Caspar E. Geschichte des Papsttums. Bd. 1. Tübingen, 1930.
  9. Dearn A. The Abitinian Martyrs and the Outbreak of the Donatist Schism // The Journal of Ecclesiastical History. 2004. Vol. 55. P. 1–18.
  10. Drake H. A. Intolerance, Religious Violence, and Political Legitimacy in Late Antiquity // Journal of the American Academy of Religion. 2011. Vol. 79. № 1. P. 193–235.
  11. Duchesne L. Le dossier du donatisme // Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1890. T. 10. P. 589–650.
  12. Fernández Ubiña J. The Donatist Confl ict as Seen by Constantine and the Bishops // The Role of the Bishop in Late Antiquity: Confl ict and Compromise / A. Fear, J. Fernández Ubiña, M. Marcos, eds. L.; New Delhi; N. Y.; Sydney, 2013. P. 31–46.
  13. Fournier É. Constantine and Episcopal Banishment: Continuity and Change in the Settlement of Christian Disputes // Clerical Exile in Late Antiquity / J. Hillner, J. Ulrich, J. Engberg, eds. N. Y., 2016. P. 47–65.
  14. Frend W. H. C., Clancy K. When did the Donatist Schism begin? // The Journal of Theological Studies. 1977. Vol. 28. № 1. P. 104–109.
  15. Frend W. H. C. Donatus ‘paene totam Africam decepit’. How? // Journal of Ecclesiastical History. 1997. Vol. 48. № 4. P. 611–627.
  16. Frend W. H. C. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford, 1971.
  17. Girardet K. M. Der Kaiser und sein Gott: Das Christentum im Denken und in der Religionspolitik Konstantins des Großen (Millenium-Studien 27). B., 2010.
  18. Girardet K. M. Kaisergericht und Bischofsgericht: Studien zu den Anfängen des Donatistenstreites (313–315) und zum Prozeß des Athanasius von Alexandrien (328–346). Bonn, 1975.
  19. Grasmück E. L. Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964.
  20. Hogrefe А. Umstrittene Vergangenheit: Historische Argumente in der Auseinandersetzung Augustins mit den Donatisten. B., 2009.
  21. Kraft H. Kaiser Konstantins religiöse Entwicklung. Tübingen, 1955.
  22. Kriegbaum B. Die Religionspolitik des Kaisers Maxentius // Archivum Historiae Pontifi ciae. 1992. Vol. 30. S. 7–54.
  23. Kriegbaum B. Kirche der Traditoren oder Kirche der Martyrer? Die Vorgeschichte des Donatismus. Innsbruck, 1986.
  24. La Passio Sancti Donati (BHL 2303b): une tentative d’edition critique / F. Dolbeau, éd. // Studi di Antichita Christiana. 1992. № 48. P. 251–267.
  25. Lenski N. Constantine and the Donatists: Exploring the Limits of Religious Toleration // Religiöse Toleranz: 1700 Jahre nach dem Edikt von Mailand / M. Wallraff , Hrsg. Göttingen, 2016. S. 101–139.
  26. Lenski N. The Signifi cance of the Edict of Milan // Constantine: Religious Faith and Imperial Policy / E. Siecienski, ed. L., 2017. P. 27–56.
  27. Maier J.-L. Le Dossier du Donatisme. T. I: Des origines a la mort de Constance II (303–361). Berlin, 1987.
  28. Mommsen T. Römisches Strafrecht. Leipzig, 1899.
  29. Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. 4. P., 1912.
  30. Pallu de Lessert A. C. Vicaires et comtes d’Afrique (de Dioclétien à l’invasion vandale). P., 1891.
  31. Pietri C. Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie, de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome, 1976.
  32. Roethe G. Zur Geschichte der römischen Synoden im 3. und 4. Jahrhundert. Forschungen zur Kirchen- und Geistesgeschichte. Bd. 11. Stuttgart, 1937.
  33. Sancti Optati Afri Milevitani episcopi De schismate donatistarum libri septem / L. E. Dupin, ed. Antverpia, 1702.
  34. Seeck O. Regesten der Kaiser und Päpste für die Jahre 311 bis 476 n. Chr.: Vorarbeit zu einer Prosopographie der christlichen Kaiserzeit. Stuttgart, 1919.
  35. Seeck O. Quellen und Urkunden uber die Anfänge des Donatismus // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1889. Bd. 10. S. 505–568.
  36. Seeck O. Urkundenfälschungen des 4. Jahrhunderts, I. // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1909. Bd. 30. S. 181–227.
  37. Shaw B. D. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge; N. Y., 2011.
  38. Soden H. Urkunden zur Entstehungsgeschichte des Donatismus. Bonn, 1913.
  39. Turner C. H. Adversaria critica: notes on the anti-Donatist dossier and on Optatus Books I, II // The Journal of Theological Studies. 1926. Vol. 27. P. 283–296.

Мамонтов Андрей Леонидович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5;
Должность: соискатель кафедры истории древней Греции и Рима;
ORCID: 0000-0002-1172-7649;
Электронный адрес: andrey-2006@mail.ru.
Ванькова Анна Борисовна

«Двойные», смешанные или монастыри-побратимы? O статусе так называемых двойных монастырей в Византии VIII–XV вв.

Ванькова А. Б. «Двойные», смешанные или монастыри-побратимы? O статусе так называемых двойных монастырей в Византии VIII–XV вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 25-39

DOI: 10.15382/sturII201986.25-39
Уже в ранний период Византийской империи (IV–VI вв.) помимо мужских и женских монастырей были и различные варианты сосуществования мужских и женских общин: двойные, смешанные и монастыри-побратимы. Эти институции перешли в средневизантийский период (VIII–XII вв.), а затем и в поздний (XIII–XV вв.). Цель этой работы — проанализировать данные источников и понять, что скрывалось под термином dipla monasteria, равнозначен ли этот концепт термину «двойные монастыри» современной историографии, а также ввести в оборот понятие «монастыри-побратимы» (twin-monasteries). Также ставится вопрос об эффективности мер, предпринятых патриархом Никифором против совместных общин мужчин и женщин. Анализируется характер общин постникифоровского времени. Источниковой базой исследования послужил широкий круг памятников — законы Юстиниана I, каноны церковных соборов, памятники агиографии, типиконы. В результате анализа источников был сделан ряд выводов. Под διπλ¢ μοναστήρια канонов имелись в виду смешанные монастыри.. Однако ими не исчерпывалось все многообразие вариантов сосуществования мужских и женских групп подвижников. В источниках содержится информация о двойных монастырях и монастырях-побратимах. Наибольшее распространение двойных и смешанных монастырей происходило на первом этапе иконоборчества, но в целом преобладали другие формы монашества. Меры, предпринятые патриархом Никифором, не уничтожили всецело «двойные» монастыри.
Византия, мужские монастыри, женские монастыри, смешанные монастыри, «двойные» монастыри, монастыри-побратимы, законодательство
  1. Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII в. (842–1204). М., 2003.
  2. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. / F. Miklosich, J. Müller, eds. Vindobonae, 1860. Vol. II.
  3. Byzantine Monastic Foundation documents. A complete translations of the Surviving Founders’ Typica and Testaments / J. Thomas, A. C. Hero, eds. Washington, 2000.
  4. Corpus Juris civilis. Vol. 2. Codex Justinianus / P. Krueger, ed. Berolini, 1906. Р. 29–30.
  5. Corpus Juris civilis. Vol. 3: Novellae Constitutiones / R. Schoell, G. Kroll, eds. Berolini, 1954.
  6. Gautier P. Le typicon de la Théotokos Kécharitôménè // Revue des études byzantines. 1985. Vol. 43. P. 5–167.
  7. Georgii Pachymeris de Michaele et Andronico Palaeologis libri tredecim / I. Bekker, ed. Bonn. 1835. Vol. 2 (Corpus scriptorium historiae Byzantinae).
  8. Gribomont J. Monastery double // New Catholic encyclopedia. 2003. T. 9. P. 784–785.
  9. Janin R. Le monachisme byzantine au Moyen age. Commende et typical (X–XIV siècle) // Revue des études byzantines. 1964. Vol. 22. P. 5–44.
  10. Janin R. Les monastères du Christ Philanthrope à Constantinople // Revue des études byzantines. 1946. Vol. 4. P. 135–162.
  11. Konidaris I. M. Die Novelle 123 Justinians und das Problem der Doppelklöster // Ζητήματα βυζαντινο¬ κα· ¸κκλησιαστίκου δικαίου. ’Αθ½να, 1990. Τ. 1. Σ. 257–269.
  12. Külzer A. Ostthrakien // Tabula imperii byzantine / J. Koder, Hrsg. T. 12. Wien, 2008. P. 375.
  13. Laurent V. Les Regestes des actes du patriarchat de Constantinople. Les regestes 1208–1309. P., 1971. Vol. 1. Fasc. 4.
  14. Laurent V. Une princesse byzantine au cloître. Irène-Eulogie Choumnos Paléologine, fondatrice du couvent de femmes το¬ΦιλανθρõπουΣωτ½ρος // Échos d’Orient. 1930. Vol. 29. No. 157. P. 29–60.
  15. Leclercq J. Feminine Monasticism in the Twelfth and Thirteenth Centuries // The Continuing Quest for God: Monastic Spirituality in Traditio and Transition / W. Skudlarek, ed. Collegeville, 1982.
  16. Les Regestes des actes du patriarcat de Constantinople / J. Darrouzès, éd. Vol. 1. Fasc. VI. Les regestes 1377–1410. P., 1979.
  17. Mango C. St. Anthusa of Mantineon and the family of Constantine V // Analecta bollandiana. 1982. Vol. 100. P. 401–411.
  18. Meester de P. De monachico statu juxta disciplinam Byzantinam. Roma, 1948.
  19. Meyer Ph. Bruchstücke zweier τυπικË κτητορικά // Byzantinische Zeitschrift. 1895. Bd. 4. S. 45–59.
  20. Mitsiou E. Das Doppelkloster des Patriarchen Athanasios I. in Konstantinopel Historischprosopographische und wirtschaftliche Beobachtungen // Jahrbuch der Österreichischen byzantinistik. 2008. Bd. 58. S. 87–107.
  21. Mitsiou E. Frauen als Gründerinnen von Doppelklöstern im byzantinischen Reich // Female founders in Byzantium and beyond / L. Theis, M. Mullet, M. Grünbart, eds. Wien, 2014. Р. 333–345.
  22. Nicephori arch. Constantinopolitani opuscula historica / C. Boor, ed. Lipsiae, 1880.
  23. Nissen W. Regelung des Klosterwesens in Rhomäerreiche bis zum Ende des 9. Jahrhunderts. Hamburg, 1897.
  24. Pargoire J. Les monastères doubles chez les Byzantins // Échos d’Orient. 1906. T. 9. № 56. P. 21–25.
  25. Peeters P. S. Romain le Neomartyr (+1 mai 780) d’apres un document georgien // Analecta Bollandiana. 1911. Vol. 30. P. 393–427.
  26. Rigo A. Il monte Ganos e isuoi monasteri // Orientalia Christiana periodica. 1995. Vol. 61. P. 235–248.
  27. Stramara D. F. Double Monasticism in the Greek East, IV–VIII c. // Journal of Early Christian Studies. 1998. Vol. 6. No 2. P. 269–312
  28. Stramara D. Double monasticism in the Greek East, VIII–XV c. // The Greek Orthodox theological Review. 1998. P. 185–202.
  29. Talbot A. M. Monasteries, double // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 1392.
  30. Talbot A. M. A Comparison of the Monastic Experience of Byzantine Men and Women // The Greek Orthodox Theological Review. 1985. Vol. 30. No. 1. P. 1–20.
  31. Phioleptos of Philadelpheia. The Monastic discourses. Critical editions, translation and study by R. Sinkewicz (Pontifi cal Institute of Medieval studies). Toronto, 1992.
  32. Tsiknopoullos I. Kypriaka Typika. Nicosia, 1969. P. 3–68.

Ванькова Анна Борисовна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН, Российская Федерация; 119334, г. Москва, Ленинский пр., 32 а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3948-9427;
Электронный адрес: avankova@mail.ru.
Работа выполнена по гранту РФФИ 16-01-00134 «Византийское монашество IV–XV вв.: традиции и новаторство».
Станков Кирилл Николаевич

Политика короля Якова II Стюарта в конфессиональном вопросе: контрреформация или всеобщая веротерпимость?

Станков К. Н. Политика короля Якова II Стюарта в конфессиональном вопросе: контрреформация или всеобщая веротерпимость? // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 40-60

DOI: 10.15382/sturII201986.40-60
Статья посвящена одной из самых дискуссионных проблем истории Британии в раннее Новое время. Редкая личность этого периода вызывала столь бурные дискуссии среди англоведов и разноречивые оценки у своих современников, как король Яков II Стюарт. Он был последним католиком, который занимал британский престол. Главная задача автора — выявить основной вектор церковных реформ этого монарха, определить, каким конфессиональным группам она была выгодна, а кто посчитал свои права ущемленными. В статье предпринята попытка вскрыть причины формирования «черной легенды» о Якове II как кровавом представителе Контрреформации. Основываясь на широком источниковом материале, автор доказывает, что Яков II стремился не к уничтожению протестантизма в своих владениях, а, напротив, к широкой религиозной веротерпимости. Один из выводов заключается в том, что в XVII в. католическая община в Англии и Шотландии была столь мала, что не представляла угрозы для господствующей в каждой из этих стран конфессиональной системы (в Англии — англиканству, в Шотландии — Пресвитерианской Церкви). Преследование католиков являлось пережитком Реформации, который было необходимо преодолеть ради снятия политической напряженности в британском обществе. В статье выделяются основные этапы церковных реформ Якова II, его тактика в религиозном вопросе и освещены попытки найти хотя бы временных союзников. Главный вывод автора заключается в том, что Яков II смотрел дальше своих современников и опередил свою эпоху (эмансипация католиков произошла в Великобритании лишь в конце XVIII — начале XIX в.), а потому не был ими понят. Кроме того, у короля была чрезвычайно узкая социальная база. Все эти факторы в целом и привели к свержению Якова II в ходе «Славной революции» 1688–1689 гг.
Яков II Стюарт, Уильям Пенн, Реформация, Контрреформация, церковные реформы, католицизм, Англиканская Церковь, пресвитериане, квакеры, баптисты, милленарии, религиозные меньшинства, месса, «Тест-Акты», карательные законы
  1. Английская буржуазная революция XVII века / Е. А. Косминский, Я. А. Левицкий, ред. М., 1954. Т. 2.
  2. Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.
  3. Гордон П. Дневник, 1684–1689 / Д. Г. Федосов, пер. с англ., статья, примеч. М., 2009.
  4. Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. Петроград, 1924.
  5. Маколей Т. Б. История Англии от восшествия на престол Иакова II. Ч. 3 // Полное собрание сочинений. СПб., 1863. Т. 8.
  6. Очерки истории Англии: Средние века и Новое время / Г. Р. Левин, ред. М., 1959.
  7. Сапрыкин Ю. М. Английское завоевание Ирландии (XII–XVII в.). М., 1982.
  8. Татаринова К. Н. Очерки по истории Англии, 1640–1815 гг. М., 1958.
  9. Ashley M. The Glorious Revolution of 1688. Panther, 1968.
  10. Burnet G. Bishop Burnet’s History of His Own Time. L., 1753. Vol. 2.
  11. Calendar of State Papers, Domestic Series. Of the Reign of James II. February — December 1685 / E. K. Timing, ed. L., 1960.
  12. Calendar of State Papers, Domestic Series. Of the Reign of James II. Of the Reign of James II. January, 1686 — May, 1687 / E. K. Timing, ed. L., 1964.
  13. Calendar of State Papers, Domestic Series. Of the Reign of James II. June, 1687 — February, 1689 / E. K. Timing, ed. L., 1972.
  14. Calendar of the Stuart Papers belonging to His Majesty the King, Preserved at Windsor Castle. L, 1902. Vol. 1.
  15. Callow J. King in Exile. James II: Warrior, King and Saint. Thrupp, 2004.
  16. Childs J. The Army, James II and the Glorious Revolution. Manchester, 1980.
  17. Cruickshanks E. Religion and Royal Succession: The Rage of Party // Britain in the First Age of Party, 1680–1750: Essays presented to G. Holmes / C. Jones, ed. L.; Ronceverte, 1987. P. 19–43.
  18. Dalrymple J. Memoirs of Britain and Ireland. L., 1790. Vol. 2. Part 1. Book 5.
  19. Donaldson G. Scotland: James V — James VII. Edinburgh, 1978.
  20. Ellis P. B. The Boyne Water: The Battle of Boyne, 1690. Belfast, 1989.
  21. English Historical Documents / D. Douglas, general. ed. L., 1953. Vol. 8.
  22. Evelyn J. The Diary of John Evelyn. L.; N. Y., 1906. Vol. 3.
  23. Garrett J. The Triumphs of Providence: the Assassination Plot, 1696. Cambridge, 1980.
  24. George J. W. H. A History of the English and Scotch Rebellions of 1685. N. Y., 1851.
  25. Gibson W. James II and the Trial of the Seven Bishops. L., 2009.
  26. Goldie M., Jackson C. Williamite Tyranny and the Whig Jacobites // Redefi ning William III: The Impact of the King-Stadholder in International Context / E. Mij ers, D. Onnekink, eds. Burlington, 2007. Р. 177–199.
  27. Haile M. Queen Mary of Modena: Her Life and Letters. L.; N. Y., 1905.
  28. Ingram T. D. Two Chapters of Irish History: the Irish Parliament of James II; the Alleged Violation of the Treaty of Limerick. L.; N. Y., 1888.
  29. Jones J. R. James II’s Revolution: Royal Policies, 1682–92 // Anglo-Dutch Moment: Essays on the Glorious Revolution and its World Impact / J. I. Israel, ed. Cambridge, 1991. P. 47–71.
  30. Kenyon J. P. Robert Spencer, Earl of Sunderland, 1641–1702. L., 1958.
  31. Lauder J. Historical Observes of Memorable Occurrents in Church and State, from October 1680 to April 1686. Edinburgh, 1840.
  32. Lenman B. The Jacobite Risings in Britain, 1689–1746. L., 1980.
  33. Letters Written during the Years 1686, 1687, 1688, and Addressed to John Ellis, Esq. Secretary to the Commissioners of His Majesty’s Revenue in Ireland / Lord Dover, ed. L., 1831. Vol. 1.
  34. Life of James the Second written by himself // Original Papers; containing the Secret History of the Great Britain, from the Restoration, to the Accession of the House of Hanover. L., 1775. Vol. 1.
  35. Lindsay C. Memoirs touching the Revolution in Scotland, 1687–1690. Edinburgh, 1841.
  36. Luttrell N. A Brief Historical Relation of State Aff airs from September 1678 to April 1714. Oxford, 1857. Vol. 1.
  37. Mackintosh J. History of the Revolution in England in 1688: Comprising A View of the Reign of
  38. James II from His Accession, to the Enterprise of the Prince of Orange. L., 1834.
  39. Magdalen College and King James II, 1686-1688: A Series of Documents, With Additions / J. R. Bloxam, ed. Oxford, 1886.
  40. The Manuscripts of the Duke of Hamilton, K.T. L., 1887.
  41. Miller J. Catholic Offi cers in the Later Stuart Army // The English Historical Review. 1973. Vol. 88. № 346. Р. 35–53.
  42. Miller J. James II: a Study of Kingship. Hove, 1978.
  43. Miller J. Popery and Politics in England, 1660–1688. Cambridge, 1973.
  44. Morris M. Claverhouse. N. Y., 1887.
  45. Pincus S. C. A. 1688: The First Modern Revolution. New Haven; L., 2009.
  46. Reresby J. The Memoirs of the Honorable Sir John Reresby, bart. And Last Governor of York. L., 1734.
  47. Scottish Historical Documents / G. Donaldson, ed. N. Y., 1970.
  48. Sowerby S. Of Different Complexions: Religious Diversity and National Identity in James II’s
  49. Toleration Campaign // The English Historical Review. 2009. Vol. 124. № 506. P. 29–52.
  50. Szechi D. The Jacobites: Britain and Europe, 1688–1788. Manchester, 2009.
  51. Thoresby R. The Diary of Ralph Thoresby. L., 1830. Vol. 1.
  52. Turner F. C. James II. L., 1950.
  53. Wodrow R. The History of the Suff erings of the Church of Scotland from the Restoration to the Revolution. Glasgow, 1832. Vol. 3–4.
  54. Wood A. The Life and Times of Antony Wood, Antiquary, of Oxford, 1632–1695, described by Himself. Oxford, 1894. Vol. 3.

Станков Кирилл Николаевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая д. 23Б;
Должность: старший прпедаватель;
ORCID: 0000-0002-5056-255X;
Электронный адрес: stankov11@yandex.ru.
Авдеев Александр Григорьевич

Суеверия, поминальная культура и старорусская эпиграфика

Авдеев А. Г. Суеверия, поминальная культура и старорусская эпиграфика // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 61-80

DOI: 10.15382/sturII201986.61-80
В статье анализируются нарративные источники и памятники эпиграфики Московской Руси, свидетельствующие о разных случаях насильственной («напрасной») смерти (утопление, убийство и др.), которые традиционно считались препятствием для погребения на христианском кладбище и последующего церковного поминовения. Данные, зафиксированные этнографами во второй половине XIX — ХХ в., дали повод связать эти представления с пережитками язычества. В статье на основе анализа расширения информативных полей в эпитафиях XVI — начала XVIII в., а также окружных посланий иерархов Русской Православной Церкви делается вывод об отсутствии препятствий к погребению на кладбище и регулярном поминовении погибших насильственной смертью. При этом надписи на поминальных крестах, установленных на месте гибели человека, символизировали его мученическую кончину. Проанализированные источники позволяют считать, что гибель на государевой службе с 60-х гг. XVI в. стала восприниматься как одна из базовых ценностей служилого сословия. Все это позволяет считать, что суеверные представления о «заложных» покойниках на Руси не связаны с язычеством. Они возникли в христианскую эпоху и были постепенно преодолены в поминальной культуре на протяжении XVI–XVII вв., сохранившись на периферии народного сознания.
эпиграфика Московской Руси, погребальная обрядность, насильственная смерть, «заложные» покойники, поминальная культура, язычество, христианские суеверия
  1. Авдеев А. Г. К вопросу об иерусалимской символике древнерусских погребальных памятников // ВЭ. Вып. I. М., 2006. С. 202–215.
  2. Авдеев А. Г. К истории старорусской эпитафии: Надгробие князя Фёдора Ивановича Троекурова // XIII Тихомировские краеведческие чтения. К 150-летию со дня рождения Илариона Александровича Тихомирова: Материалы научной конференции, Ярославль, 21–22 октября 2011 г. Ярославль, 2012. С. 209–222.
  3. Алексеев А. И. Под знаком конца времён: Очерки русской религиозности конца XIV — начала XVI в. СПб.: Алетейя, 2002.
  4. Алексеев А. И. Установление «общей памяти» при митрополите Макарии. Исторический экскурс: церковное поминовение умерших «напрасною» смертью // Макарьевские чтения. Вып. VI: Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвящённой Памяти Святителя Макария (10–12 июня 1998 года). Можайск: Можайск — Терра, 1998. С. 102–122.
  5. Афанасьева И. А. Поминовение умерших всякого рода смертями (по материалам древнейших Синодиков-помянников) // Исторический журнал: научные исследования. 2018. № 5. С. 19–35. DOI: 10.7256/2454–0609. URL.:http://npublish.com/library_read_article.php?id=27290. Заглавие с экрана. (Дата обращения: 20.09.2018).
  6. Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. М.: Модус Граффити, 1996.
  7. Беркович В. А., Егоров К. А. Московское белокаменное надгробие: Каталог. М.: ООО «ТМ Продакш», 2017.
  8. Булычев А. А. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М.: Знак, 2005. (Studia historica).
  9. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978.
  10. Владимир, иером. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. Ярославль, 1913.
  11. Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб.: изд-во Олега Абышко, 2010.
  12. Гордон П. Дневник 1677–1678 / Д. Г. Федосов, пер. с англ., статья и примеч. М.: Наука, 2005. (Памятники исторической мысли).
  13. Дергачёва И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М.: Кругъ, 2004. (Памятники древнерусской книжности IX–XVII вв.: исследования и публикации).
  14. Дергачёва И. В. Древнерусский Синодик. Исследования и тексты. М.: Кругъ, 2011. (Памятники древнерусской мысли. Исследования и тексты. Вып. VI).
  15. Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 2: Переславский и Александровский уезды. Владимир: типо-лит. В. Паркова, 1895.
  16. Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский уезды. Владимир: типо-лит. В. Паркова, 1896.
  17. Ерусалимский А. А. Между канонизированными и демонизированными: казни Ивана Грозного в культурно-символической интерпретации // Одиссей: Человек в истории. 2009: Путешествие как историко-культурный феномен / А. О. Чубарьян, гл. ред.; С. И. Лучицкая, сост. М.: Наука, 2010. С. 361–390.
  18. Житие и страдание святого и праведного Иоанна убиенного Углецкого. Рыбинск: изд-во «ОАО Рыбинский Дом печати», 2011. (Письменные памятники древнего Углича. Вып. V).
  19. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественною смертию и русалки / Н. И. Толстой, вступ. ст.; Е. Е. Левкиевская, подг. текста, коммент., указат. М.: Наука, 1995. (Традиционная духовная культура славян. Из истории изучения).
  20. Золотов Ю. М. Каменный крест XVII в. со станции Жилево // СА. 1960. № 3. С. 333–335.
  21. Калайдович К. Письма к Алексею Федоровичу Малиновскому об археологических исследованиях в Рязанской губернии с рисунками найденных там в 1822 году древностей. М.: в Университетской тип., 1823.
  22. Клейн В. К. Надписи на гробницах в церкви Николая на Столпах. М.: печ. А. И. Снегиревой, 1905.
  23. Курбатов О. А. Военные реформы в России второй половины XVII века. Конница. М.: Квадрига, 2017. (Исторические исследования).
  24. Лебедев А. Е., свящ. Историко-статистический очерк Псковоградской Варлаамовской церкви. Псков: тип. Псковского губернского правления, 1895.
  25. Левина Т. В. Белокаменное надгробие XV — начала XVIII века. Собрание музея-заповедника «Коломенское» // РСН–1. М.: Наука, 2006. С. 82–123.
  26. Левкиевская Е. Е. Покойник «заложный» // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 4: П (Переправа через реку) — С (Сито). М.: Международные отношения, 2009. С. 118–124.
  27. Логинов К. К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М.; Петрозаводск: Университет Дмитрия Пожарского, 2010.
  28. Лукин П. В. Народные представления о государственной власти в России XVII века. М.: Наука, 2000.
  29. [Максим Грек] Инока Максима Грека послание на безумную прелесть и богомерскую мудръствующих, яко погребания для утопленаго убитаго бывают плодотлительны стужы земных прозябений // Сочинения преподобного Максима Грека. Ч. III. Казань, 1897. С. 138–145.
  30. Мартынов А. А. Каменная летопись Москвы // Русский архив. 1895. Кн. 2. С. 97–109, 219–240, 383–395, 521–528.
  31. Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича (по документам РГИА). Вып. 1. Екатеринбургская, Оренбургская и Пермская епархии / Публ. Д. Н. Шилова. СПб.: ВИРД, 2003. (Русский некрополь. Вып. 14).
  32. Миллер Г.-Ф. История Сибири. Т. III / Изд. подг. С. И. Вайнштейн, Е. П. Батьянова. М.: Восточная литература, 2005.
  33. Мусин А. Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. (Militaria Antiqua, VIII).
  34. Надписи с Русских древних памятников до конца XVII века // Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии / К. Тихонравов, сост. и изд. М., 1857. С. 43–72.
  35. Николаева С. В. Поминания воинов, жертв военных действий и репрессий как отражение социальной функции монастырей (на примере синодиков Троице-Сергиева монастыря) // Софiйськi читання. Матерiали VI Мiжнародноï науково-практичноï конференцiï «Християньскi святыни — скрижалi Вiчностi, Мудростi й Краси: новi гранi пiзнання» (м. Киïв, 26–27 травня 2011 р.). Киïв: ВД «АДЕФ-Украïна», 2013. С. 117–127.
  36. Николаева Т. В. К изучению некрополя Троице-Сергиевой лавры // СЗГИХМЗ. 1960. Вып. 3. С. 181–190.
  37. Новгородская I летопись младшего извода // ПСРЛ. Т. III. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 101–427.
  38. Новгородские писцовые книги. Т. VI: Книги Бежецкой Пятины. I. 1501 г. — II. 1551 г. — III. 1564 г. СПб.: Сенатская типография, 1910.
  39. Новгородские синодики XIV–XVII веков / Т. И. Шаблова, подг. текстов, исследование СПб.: Алетейя, 2017.
  40. Определения Владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла II // РИБ. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV в. СПб.: Археографическая комиссия, 1908. Стб. 83–102.
  41. Панченко В. Б., Фёдоров И. А. Каменные кресты из д. Войносолово: новые исследования // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 31: Материалы XXXI научной конференции, посвящённой 85-летию археологического изучения Новгорода. Великий Новгород, 25–27 января 2017 г. / Е. В. Носов, отв. ред. Великий Новгород: Любавич, 2017. С. 80–88.
  42. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М.: Новое литературное обозрение, 1999. (Новое литературное обозрение. Научное приложение. Вып. XV).
  43. Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты Псково-Печерского монастыря // НЭ. 1966. Т. VI. С. 149–206.
  44. Плешанова И. И. Каменные надгробные плиты Псково-Печерского монастыря // НЭ. 1978. Т. XII. С. 63–185.
  45. Русская вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы / Изд. Н. Полевой. Т. 1. М.: в тип. А. Семена при Императорской Медицинско-Хирургической Академии, 1833.
  46. Русский провинциальный некрополь. Картотека Н. П. Чулкова из собрания Государственного Литературного музея // Река времён. Кн. IV. М.: «Эллис Лак», «Река времён», 1996.
  47. С. А. Древний каменный крест (близ г. Шуи) // Владимирские губернские ведомости. 1846. № 34. Часть неоф. С. 156.
  48. Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М.: Древлехранилище, 2000.
  49. Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  50. Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря (1479–1510-е годы). Подг. текста и иссл. Т. И. Шаболовой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. (Святые и святыни Русской земли).
  51. Слова и Поучения Серапиона Владимирского // БЛДР. Т. 5: XIII век. СПб.: Наука, 1997. С. 370–375.
  52. Топорков А. Л. Магические тексты в устных и рукописных традициях России XVII–XVIII вв. // Одиссей: Человек в истории–2008: Script / Oralia: взаимодействие устной и письменной традиций в Средние века и раннее Новое время / А. О. Чубарьян, гл. ред. М.: Наука, 2008. С. 13–28.
  53. Уставная грамота патриарха Адриана, данная архимандриту Троицкого Сергиева монастыря Евфимию / Сообщ. А. Н. Попов // Временник ОИДР. 1851. Кн. 11: Смесь. С. 30–46.
  54. Устюжский летописец // ПСРЛ. Т. 37. М.: Наука, 1982. С. 104–125.
  55. [Шереметевский В. Н.]. Русский провинциальный некрополь. Т. 1: Губернии Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербурская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. М.: изд-во Т-ва И. И. Кушнерев и Ко, 1914. (репр.: СПб., 2006).
  56. Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. (Kunstkamera Petropolitana).
  57. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.
  58. Яганов А. В. По поводу происхождения памятного креста по стряпчему С. М. Пустошкину // ВЭ. Вып. V. М., 2011. С. 362–369.

Авдеев Александр Григорьевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент кафедры истории России;
ORCID: 0000-0001-7253-9126;
Электронный адрес: avdey57@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Corpus Inscriptionum Rossicorum / Свод русских надписей» при поддержке Фонда развития ПСТГУ. См.: URL: http: //cir.rssda.su.
Феофанов Александр Михайлович

Флотские линейные офицеры – воспитанники российских военно-морских учебных заведений второй трети XVIII в.

Феофанов А. М. Флотские линейные офицеры – воспитанники российских военно-морских учебных заведений второй трети XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 81-96

DOI: 10.15382/sturII201986.81-96
Статья посвящена коллективному портрету выпускников морских военно-учебных заведений России в XVIII в. В основе ее лежит анализ биографических данных, собранных в ходе подготовки словаря, посвященного морским офицерам, куда вошли сведения о годах их жизни, местах рождения и смерти, времени их обучения в морских военно-учебных заведениях, душевладении, краткие справки о службе, а также указания на источники составления указателя. Для составления данного справочника был использован обширный пласт документов: послужные и формулярные списки, делопроизводственные материалы, списки чинов, материалы периодики и справочники по генеалогии дворянства. Неопубликованные документы по этой теме сохранились в фондах петербургских Российского военно-морского архива и Российского государственного исторического архива, а также московских Российского государственного архива древних актов и Российского государственного военно-исторического архива. Предметом анализа послужили просопографические данные о морских офицерах России, служивших на флоте в XVIII в., но не обо всех. Прежде всего это лица, получившие образование в российских военно-морских учебных заведениях (Московская навигацкая школа, Санкт-Петербургская морская академия, Морской шляхетный кадетский корпус) и продолжившие службу на флоте в линейных чинах, исключая морских артиллеристов. В качестве хронологических рамок для анализа были выбраны 1731–1761 гг. — годы поступления в указанные учебные заведения. Малое число крупных помещиков и преобладание служилой мелкоты свидетельствовало о непрестижности морской службы среди российского дворянства. Достаточно высокий процент получивших генеральские чины, учитывая специфику морской службы, свидетельствует об этом же.
морские офицеры, элита, генералитет, шляхетство, карьерные механизмы, социальная мобильность, Морской кадетский корпус
  1. Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб., 1852.
  2. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. Т. 2. СПб., 1903.
  3. «Скаски» елизаветинской России: (Опрос сановников, сотрудников госучреждений, придворных при дворе Елизаветы Петровны, 1754–1756 гг.) // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв.: Альманах. М., 2007. Т. XV. С. 64–168.
  4. Фаизова И. В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999.
  5. Федюкин И. И. Граф А. И. Остерман и проект реформирования Морской академии // «Регулярная академия учреждена будет…»: Образовательные проекты в России первой половине XVIII века. М., 2015. С. 176–218.
  6. Шепукова Н. М. Об изменении душевладения помещиков Европейской. России в первой четверти XVIII — первой половине XIX в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы, 1963. Вильнюс, 1964. С. 402–419.

Феофанов Александр Михайлович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, дом 23б; доцент кафедры истории России;
Должность: доцент кафедры историии России;
ORCID: 0000-0001-7180-0927;
Электронный адрес: aleksandr-feofanov@yandex.ru.
Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Ефимушкина Екатерина Владимировна

Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны

Ефимушкина Е. В. Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 97-109

DOI: 10.15382/sturII201986.97-109
Статья посвящена исследованию формирования взглядов ближайшего окружения великой княгини Елены Павловны на создание первой в России Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Созданная великой княгиней Еленой Павловной община с первых же дней оказалась в центре общественного внимания и нашла свое место на театре боевых действий в разгар Крымской войны (1853–1856). Первоначально община мыслилась как место подготовки женского медицинского персонала для оказания помощи на театре военных действий, но вопрос дальнейшего ее развития оставался открытым. Великой княгине Елене Павловне был представлен ряд проектов дальнейшего устройства общины, первым из которых был проект Н. И. Пирогова. Из Западной Европы ей присылали уставы различных женских католических орденов и протестантских общин диаконисс. По ее просьбе западноевропейскую традицию женского служения изучали прот. Иоанн Янышев, Е. М. Бакунина, Н. Л. Зайцев и др. Долгий поиск путей развития Крестовоздвиженской общины привел Елену Павловну к идее возрождения служения древних диаконисс, но эта идея не нашла поддержки у окружавших ее людей. Окончательный устав общины был принят только в 1870 г., спустя 16 лет после ее создания. Цель общины заключалась не только в медицинском уходе, но и в безвозмездном служении бедным, неимущим, сиротам, заключенным, в обучении бедных детей и в различных делах христианского милосердия.
сестры милосердия, Крестовоздвиженская община, Конгрегация сестер доброй помощи, протестантские общины диаконисс, Российская империя, великая княгиня Елена Павловна, Н. И. Пирогов, Е. М. Бакунина, Э. Ф. Раден, Российское общество Красного Креста
  1. Борзых А. С. Деятельность российских сестер милосердия в период Крымской войны (1853–1856) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 25. С. 228–230.
  2. Втулкина А. С. Роль Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в годы Крымской войны 1854–1856 гг. // Вестник науки и образования. 2016. № 4(16). С. 30–32.
  3. Жукова Л. А. Деятельность Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых во время Крымской войны (к 160-летию создания) // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н. А. Семашко. 2015. № 3. С. 72–73.
  4. Каспрук Л. И., Снасапова Д. М., Жакупова Г. Т. Историко-медицинские аспекты становления института сестер милосердия в России как развитие идей Н. И. Пирогова // Magistra vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2014. № 12(341) С. 43–47.
  5. Мельникова Л. В. Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых как прообраз Красного Креста // Российская история. 2009. № 5. С. 119–134.
  6. Мокеев С. И. Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины в Севастопольской обороне // Медицинская сестра. 1946. № 9–10. С. 18–20.
  7. Соколова В. А. Организация общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста (1854–1918 гг.) // Клио. 2013. № 4(76). С. 40–50.
  8. Суслов В. С. Пирогов и первые медицинские сестры (к 85-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1969. № 6. С. 56–57.
  9. Ткачев С. Е. Н. И. Пирогов и первые сестры (к 70-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1952. № 2. С. 3–5.
  10. Харламов Е. В., Склярова Е. К., Семёнова Н. О. Служение обществу российских сестер милосердия (к 150-летию Российского Красного Креста) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 2(93). С. 91–96.
  11. Цвелев Ю. А., Абашин В. Г., Шмидт А. А. К 200-летию со дня рождения Н. И. Пирогова.
  12. Женский труд на войне. Сестры милосердия в Крымской (1853–1856 гг.) войне. Екатерина Бакунина. Даша Севастопольская (Михайлова) // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. № 59(2). С. 100–108.
  13. Щупак Б. Н. Сестры милосердия в Крымскую войну // Медицинская сестра. 1963. № 4. С. 58–60.

Ефимушкина Екатерина Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: преподаватель кафедры истории России исторического факультета ПСТГУ;
ORCID: 0000-0001-7431-2953;
Электронный адрес: Ekaterina-Petrova12@yandex.ru.
Кременецкий Константин Владимирович

Авторство и цель создания «Истории моей жизни» Г. А. Гапона

Кременецкий К. В. Авторство и цель создания «Истории моей жизни» Г. А. Гапона // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 110-125

DOI: 10.15382/sturII201986.110-125
«История моей жизни» Георгия Гапона была опубликована на английском языке в Великобритании в ноябре 1905 г. и одновременно переведена на французский и русский языки. Эта книга часто используется при описании событий в Петербурге 9 января 1905 г. Редактор советского издания книги А. А. Шилов обратил внимание на то, что при описании событий 9 января 1905 г. в книге использованы источники из эмигрантских революционных газет. Авторство книги им под вопрос не ставилось. Рассмотрение английского оригинала и его сопоставление с русским текстом позволяет заключить, что книга целиком базируется на многочисленных публикациях в английских, французских и русских газетах и журналах тех лет. В тексте имеются нестыковки по базовым фактам биографии Георгия Гапона. Английский текст был написан журналистом Джорджем Перрисом совместно с его русским коллегой Давидом Владимировичем Соскисом. Оба были членами английского Общества друзей русской свободы и были активно вовлечены в революционное движение в России. Книга была представлена публике как подлинная автобиография Георгия Гапона. Публикация книги была частью пропагандистской кампании, на- правленной на закрепление в общественном мнении версии событий 9 января 1905 г. в Петербурге, представленной в английских и французских газетах. Это было сделано в противовес официальному объяснению русского правительства природы и причин попытки мятежа в Петербурге 9 января 1905 г.
Георгий Гапон, Кровавое воскресенье, Джордж Перрис, Давид Соскис, пропаганда, революционное движение, газеты
  1. Иванова Н. В. Русская революционная эмиграция и развитие русско-английских общественных связей в 80–90-е годы XIX века // Ученые записки Курского педагогического института. Курск, 1967. Вып. 43. Ч. 1. С. 81–113.
  2. Перрис Д. Пионеры русской революции. СПб.: Изд. В. Д. Карчагина, 1906.
  3. Потолов С. И. Загадка «Д. С.» История одного поиска // История глазами историков: Межвузовский сборник науч. трудов, посвященный 70-летию д. и. н. Е. Р. Ольховского / Г. А. Тишкин, ред. СПб.; Пушкин; СПбГАУ, 2002. С. 329–342.
  4. Пушкарева И. М. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. в России // Труды Института Российской истории РАН. 2008. № 7. С. 74–102.
  5. Пыляев М. И. Старое житье. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1897.
  6. Соловьев И. Дело Георгия Гапона // Церковь и Время. 2005. № 2 (31). С. 199–211.
  7. Alston Ch. Tolstoy and His Disciples. The History of a Radical International Movement. I. B. Taurus. L.; N.Y., 2014.
  8. Bourdon G. La Russie libre. L’aube russe. P.: Bibliothèque Charpentier, 1905.
  9. Gomme R. George Herbert Perris 1866–1920. The Life and Times of a Radical. Peter Lang, Oxford etc. 2003.
  10. Hollingsworth B. The Society of Friends of Russian Freedom: English Liberals and Russian Socialists, 1890–1917. Oxford Slavonic Papers. New Series. 1970. No. 5. Pp. 45‒64.
  11. Hollingsworth B. David Soskice in Russia in 1917 // European History Quarterly. 1976. Vol. 6. P. 73–97.
  12. Perris G. H. Russia in Revolution. London. Chapman & Hall, 1905. First edition.
  13. Perris G. H. Russia in Revolution. London. Chapman & Hall, 1905. Second edition.
  14. Perris G. H. Our Foreign Policy and Sir Edward Grey’s Failure. L.: Andrew Melrose, 1912.
  15. Sablinsky W. The Road to Bloody Sunday: Father Gapon, His Labor Organization, and the Massacre of Bloody Sunday. University of California, Berkeley, PhD Dissertation, 1968.

Кременецкий Константин Владимирович


Ученая степень: кандидат географических наук;
Место работы: Нью-Йоркская киноакадемия, отделение в Лос-Анджелесе; 3300 Риверсайд Драйв, Бербанк, Калифорния, 91505, США;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-6729-2437;
Электронный адрес: kkremenetski@gmail.com.
Считаю своим приятным долгом выразить благодарность к.и.н. В.И. Саранче (Кременчугский университет) за подбор сведений из Полтавских епархиальных ведомостей.
Левандовский Андрей Анатольевич

Простая вера Александра Грина

Левандовский А. А. Простая вера Александра Грина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 126-136

DOI: 10.15382/sturII201986.126-136
В статье рассматривается небольшой фрагмент романа Александра Грина «Блистающий мир», в котором писатель прибегает к христианским символам, что является нехарактерным для его творчества в целом, и вписывает его в контекст биографии писателя. Дело в том, что, анализируя этот роман в отрыве от реального жизненного пути писателя после революции 1917 г., считая Грина арелигиозным человеком, исследователи его творчества, как правило литературоведы, усложняют оценку религиозных взглядов писателя и усматривают в его героях черты демонизма и богоборчества. С этим подходом вряд ли можно согласиться. Свидетельства современников показывают, что под влиянием близких ему людей (вторая жена писателя Нина Грин и ее мать были верующими людьми), а также не сочувствуя гонениям на православную веру, Грин возвращается в Церковь, о чем косвенно и свидетельствует вызывающий некоторые сложности в интерпретации фрагмент романа «Блистающий мир». Вера Грина по-детски проста и традиционна. Об этом же свидетельствуют воспоминания современников. Нелишним будет напомнить, что за два дня до смерти Грин попросил вызвать к себе священника и исповедовался.
Александр Грин, вера, Церковь, гонения, интеллигенция, «Блистающий мир», Нина Грин
  1. Варламов А. Александр Грин. М., 2005.
  2. Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1965. Т. 1. С. 3–36.
  3. Горнфельд А. Г. Рец. на книгу: Грин А. С. Искатель приключений. Рассказы. М., 1916 // Русское богатство. 1916. № 6–7. С. 279–282.
  4. Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина. М., 1962.
  5. Левандовский А. А. Как попасть в Зурбаган, или Побег с вертикали // Левандовский А. А. Побег с вертикали. Псков, 2005. С. 45–55.
  6. Михайлова Л. Александр Грин: жизнь, личность, творчество. М., 1982.
  7. Первова Ю. Две судьбы: Александр и Нина Грин. Феодосия; М., 2015.
  8. Платонов А. П. Рассказы Александра Грина // Платонов А. П. Размышления писателя. М., 1970. С. 122–128.
  9. Царькова Ю. Испытание чуда: роман Александра Грина «Блистающий мир» // Вопросы литературы. 2003. № 5. С. 303–316.
  10. Щеглов М. А. Корабли Александра Грина // Новый мир. 1956. № 10. С. 220–223.
  11. Шепеленко Д. Рец. на книгу А. С. Грина «Блистающий мир» // Пролетарий связи. 1924. № 23–24. С. 1031–1032.
  12. Яблоков Е. А. Александр Грин и Михаил Булгаков (романы «Блистающий мир» и «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. № 4. С. 33–42.

Левандовский Андрей Анатольевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4;
Должность: доцент кафедры истории России XIX – нач. XX в.;
ORCID: 0000-0003-2435-6629;
Электронный адрес: aalevandovsky@yandex.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Войтенко Антон Анатольевич

Житие св. Онуфрия Великого из Византийского императорского минология (= BHG 1381e)

Войтенко А. А. Житие св. Онуфрия Великого из Византийского императорского минология (= BHG 1381e) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 139-147

DOI: 10.15382/sturII201986.139-147
Настоящая публикация представляет собой русский комментированный перевод одной из греческих версий Жития св. Онуфрия. Эта версия была издана В. В. Латышевым в составе фрагментов так называемого Византийского императорского минология X в. Текст представляет собой сокращение и литературную обработку начальной версии Жития, однако в ней сохранены все эпизоды оригинального текста памятника. По стилю данная версия (тип VI) отличается от всех ранее установленных типов: от нарратива типов I–IV ее отделяет бóльшая изысканность, но в то же время она проще, чем высокопарный стиль версии Николая Синаита (тип V).
Житие св. Онуфрия, В. В. Латышев, агиография, египетское монашество, история византийской литературы
  1. Войтенко А. А. Греческие редакции Жития св. Онуфрия Великого и архив о. Жозефа Парамеля // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4(65). С. 37–49.
  2. Войтенко А. А. Краткая версия Жития св. Онуфрия Великого (BHG 1381f) // Вестник ПСТГУ. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 63–66.
  3. Войтенко А. А. История о святом Онуфрии Великом (BHGa 2330a) // Диалог со временем. М., 2015. Вып. 52. С. 369–383.
  4. Войтенко А. А. Различие в дне памяти св. Онуфрия Великого // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 7–19.
  5. Amélineau E. Voyage d’un moine égyptien dans le désert // Recueil de travaux relatifs à la philologie et l’archéologie égyptiennes et assyriennes. 6. P., 1885. P. 166–194.
  6. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.
  7. Menologii anonymi byzantini saeculi X quae supersunt / B. Latyšev, ed. СПб., 1912. Fasc. 2: menses iunium, iulium, augustum.

Войтенко Антон Анатольевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Центр египтологических исследований РАН; Российская федерация, 119071, Москва, Ленинский проспект, дом 29;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3895-990;
Электронный адрес: cesras@cesras.ru.