/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :96

ИССЛЕДОВАНИЯ

Чеснокова Надежда Петровна

Газский митрополит Паисий Лигарид в России: заметки к биографии

Чеснокова Н. П. Газский митрополит Паисий Лигарид в России: заметки к биографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 11-28

DOI: 10.15382/sturII202096.11-28
Последние годы жизни Газского митрополита Паисия Лигарида были тесно связаны с Российским государством, и, казалось бы, их обстоятельства хорошо известны исследователям. Однако некоторые факты его биографии до сих пор остаются малоизученными и требуют дополнительных изысканий. Деятельность Паисия Лигарида на Большом Московском соборе 1666–1667 гг. оценивается в научной литературе преимущественно негативно. И сторонники, и противники Московского патриарха Никона либо характеризуют Паисия Лигарида как инициатора принятых на cоборе решений, либо видят в нем олицетворение сервилизма. Вместе с тем не учитываются не только не введенные в научный оборот архивные документы, но и исторические источники, опубликованные еще в XVIII–XX вв. Еще менее исследованы факты, связанные с отъездом Паисия Лигарида на православный Восток и повторным приездом его в Москву. Они трактуются в историографии по-разному не только из-за недостаточной источниковой базы, но чаще из-за необъективного истолкования имеющихся свидетельств. Паисий прибыл в Киев в мае 1673 г. и не собирался вскоре его покидать. На основании опубликованных и неопубликованных документов автор делает предположение о возможных причинах возвращения Паисия Лигарида из Киева в Москву и нового отъезда из Москвы в 1676 г.
Россия, православный Восток, митрополит Паисий Лигарид, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, Большой Московский собор 1666/67 гг., греческо-русские связи, источники, биография
  1. Витсен Н. Путешествие в Московию. 1664–1665. СПб., 1996.
  2. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Ч. 2.
  3. Дополнения к актам историческим. СПб., 1857. Т. 6.
  4. История о безвинном заточении боярина Матвеева, изданная Николаем Новиковым. М., 1785.
  5. Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII в. // Собрание сочинений. М., 2008. Т. 2. С. 652–711.
  6. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912.
  7. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и в XVII столетиях // Собрание сочинений. М., 2008. Т. 1. С. 21–505.
  8. Каптерев Н. Ф. Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида // Собрание сочинений. М., 2008. Т. 2. С. 741–788.
  9. Кудрявцев И. М. «Издательская» деятельность Посольского приказа: К истории русской рукописной книги во второй половине XVII века // Книга: исследования и материалы. М., 1963. VIII. С. 189–193.
  10. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 7.
  11. Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. Т. 9: Полемические против раскола сочинения православных. Ч. 1: Опровержение челобитной попа Никиты / [Соч.] Паисия Лигарида. М., 1895.
  12. Опарина Т. А. Иоанникий Грек и греческое землячество Москвы // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3 (69). С. 96–97.
  13. Опарина Т. А. Переводчик Посольского приказа Анастас Селунский // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 4 (66). С. 66–84.
  14. Опарина Т. А. Превратности судьбы «греченина» Николая Дмитриева // Средние века. 2019. № 80 (2). С. 162–185.
  15. Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / пер. с арабского Г. Муркоса. М., 2005.
  16. Петров Н. И. Киевская академия во 2-й половине XVII в. Киев, 1895.
  17. Романова А. А. Паисий Лигарид // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998. С. 8–12.
  18. Синбирский сборник: Историческая часть. Т. 1 / [предисл. издателей П., А., Н. Языковых, А. Хомякова и Д. Валуева]. М., 1844.
  19. Тимошина Л. А. Газский митрополит Паисий Лигарид: о некоторых датах и событиях // Каптеревские чтения. М., 2012. Вып. 10. С. 89–133.
  20. Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884.
  21. Флоря Б. Н. Войны Османской империи с государствами Восточной Европы (1672–1681 гг.) // Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в 17 в. Ч. 2 / отв. ред. Г. Г. Литаврин. М.: Памятники исторической мысли, 2001. С. 108–148.
  22. Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVIII в. М., 2003.
  23. Чеснокова Н. П. Жалованные грамоты греческим иерархам в контексте конфессионально-политических связей России и православного Востока в XVIII в.// Каптеревские чтения. 2019. Вып. 17. С. 190–211.
  24. Чеснокова Н. П. Паисий Лигарид // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 54. С. 240–243.

Чеснокова Надежда Петровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН); Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, 32А;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7304-1968;
Электронный адрес: npchesn@mail.ru.
Работа выполнена по гранту РФФИ 20-09-41007.
Орлов Максим Александрович

Участие монастырей и монашествующих в православной миссии на Вятке в XVIII веке

Орлов М. А. Участие монастырей и монашествующих в православной миссии на Вятке в XVIII веке // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 29-43

DOI: 10.15382/sturII202096.29-43
В статье анализируется малоизученный вопрос о влиянии монастырей на процесс христианизации нерусского населения Вятской и Великопермской епархии в XVIII в. В рассматриваемый период как в среде гражданской, так и духовной власти отсутствовала идея наделения монастырей специальными миссионерскими полномочиями. Указы российских монархов и постановления Св. Синода, касавшиеся православной миссии, чаще всего определяли лишь образ поведения миссионеров, не разделяя их на представителей черного и белого духовенства. В законодательных и иных ведомственных актах XVIII в. акцент ставился на полномочия миссионера, а также конечную цель, которую он должен достигнуть, — утверждение новокрещеных в христианской вере. Однако такая постановка еще не означала полного смешения различных по своему образу жизни представителей двух отраслей священства — черного и белого. В реальной практике синодальное и епархиальное руководство использовало духовный и материальный потенциал монастырей с целью лучшей постановки православной миссии. На монашествующих нередко возлагались обязанности ведения непосредственной миссионерской деятельности, дальнейшая катехизация и утверждение новокрещеных в христианской вере, организация деятельности приходского духовенства, контроль за состоянием веры новокрещеных. Кроме того, монастырь рассматривался как место исправления тех новокрещеных, которые уклонялись от норм христианской веры. Еще одной стороной деятельности монастырей стал прием в стены обители тех новокрещеных, которые сами желали больше утвердиться в православной вере. Даже в тех случаях, когда монастыри напрямую не принимали участия в распростра-нении христианства, просматривается их косвенное влияние на близлежащие нерусские поселения. Также стоит учитывать, что монастыри владели землями в разных частях Вятской епархии, в том числе в местах проживания язычников. Через русское (православное) население, проживавшее в вотчинах монастырей, происходило знакомство представителей нехристианских религий с православной верой.
миссионерство, новокрещеные, монастырь, игумен, архимандрит, Вятская епархия, проповедники
  1. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007.
  2. Киценко Н. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. М., 2006.
  3. Орлов М.А. Грамота Ивана Грозного сырьянским удмуртам // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 3 (73). С. 28–33.
  4. Тихомиров М. Н. Белое и черное духовенство // Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). М., 1975. С. 64–80.
  5. Флоровский Г. Восточные Отцы Церкви. М., 2005.
  6. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. М., 2009.
  7. Чурина И. О. Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2008.

Орлов Максим Александрович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО “Вятский государственный университет”; кафедра истории и политических наук;
ORCID: 0000-0003-4663-9443;
Электронный адрес: orlov.m.a.87@yandex.ru.
Ильясова Лилия Рустамовна

Идейные искания русской разночинной интеллигенции в отражении литературы о «новых людях» рубежа 60–70-х годов XIX в.

Ильясова Л. Р. Идейные искания русской разночинной интеллигенции в отражении литературы о «новых людях» рубежа 60–70-х годов XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 44-61

DOI: 10.15382/sturII202096.44-61
В статье анализируются романы о «новых людях», вышедшие на рубеже 1860–70-х гг. («Знамения времени» Д. Л. Мордовцева, «Шаг за шагом» И. В. Омулевского, «Николай Негорев, или Благополучный россиянин» И. А. Кущевского) в целях выявления содержащихся в них программных установок русской разночинной интеллигенции этого времени. Литература о «новых людях», берущая начало с произведения Н. Г. Чернышевского «Что делать?», претендовала на указание идейных ориентиров для представителей нового поколения, романы этого направления выполняли роль «учебников» для молодых интеллигентов, в которых они искали ответы на вопросы, что делать и каким быть. Ввиду яркого публицистического характера этих произведений они являются ценным историческим источником при изучении идеологии интеллигенции, ее интеллектуальных и нравственных исканий. В историографическом плане заявленные романы рассматривались преимущественно в контексте истории русской литературы и литературоведения, не становились в комплексе отдельным предметом анализа в свете изучения интеллигентского мировоззрения, чем обуславливается новизна исследования. В основной части статьи анализируются сюжетно-тематические блоки, показываются особенности личности героев романов, освещаются провозглашаемые ими идеи. Делается вывод, что романы отразили настроения интеллигенции переходного периода — между шестидесятничеством и народничеством, вписались в процесс развития ее идеологии.
русская интеллигенция, разночинцы, шестидесятники XIX века, народничество, «новые люди», Мордовцев, Омулевский, Кущевский
  1. Абельтин Э. А. Идейные течения в русской литературе 60–70-х гг. XIX в. и формирование образа «героя времени». Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.
  2. Андреева В. Г. «Шаг за шагом» И. В. Омулевского — роман о «новых людях» в литературном процессе второй половины XIX века // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. № 6. С. 70–72.
  3. Базанов В. В. Из литературной полемики 60-х годов. Петрозаводск: Госиздат Карело-Фин. ССР, 1941.
  4. Беллетристика добрых намерений // Вестник Европы. 1871. № 5. С. 465–478.
  5. Богданович А. И. Воскресшая книга — «Знамение времени» г. Мордовцева // Мир Божий. 1900. № 8. С. 1–6.
  6. Водовозова Е. Н. На заре жизни. М.: Художественная литература, 1964. Т. 2.
  7. Гордеева И. А. «Забытые люди»: История российского коммунитарного движения. М.: АИРО-XX, 2003.
  8. Горнфельд А. Г. Н. А. Кущевский // Горнфельд А. Г. О русских писателях. СПб., 1912. Т. 1. С. 47–112.
  9. Доронина М. В. Культура повседневности русской разночинной интеллигенции во второй половине XIX века: соотношение «идеального» и «реального»: дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.
  10. Егоров Б. Ф. Роман 1860-х — начала 1870-х годов о «новых людях». Тарту: Тартусский государственный университет, 1963.
  11. Замотин И. И. Тенденциозная беллетристика 60–70-х годов // История русской литературы XIX века: в 5 т. Т. 4 / под ред. Д. Н. Овсяннико-Куликовского. М.: Мир, 1910. С. 129–159.
  12. Зиновьева М. Д. Типологические черты революционно-просветительского реализма в романе И. В. Омулевского «Шаг за шагом» // Проблемы литературы Сибири XVII–XX вв. / отв. ред. Ю. С. Постнов. Новосибирск: Наука, 1974. С. 78–89.
  13. Короленко В. Г. История моего современника: в 4 т. Т. 1–2. Л.: Художественная литература, 1976.
  14. Кропоткин П. А. Русская литература. Идеал и действительность: Курс лекций. М.: Век книги, 2003.
  15. Кущевский И. А. Николай Негорев, или Благополучный россиянин. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1959.
  16. Левандовская А. А., Левандовский А. А. «Темное царство»: купец-предприниматель и его литературные образы // Отечественная история. 2002. № 1. С. 146–158.
  17. Левандовский А. А. Синдром разночинца // Он же. Железный век. М.: Арбор, 2000. С. 74–82.
  18. Лямин С. К. Развитие буржуазной идентичности в пореформенной России и «антибуржуазность» российской интеллигенции // Internum. 2012. № 1. С. 56–63.
  19. Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России в начале XX в. как предмет семиотического анализа. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
  20. Мордовцев Д. Л. Знамения времени. М.: Художественная литература, 1957.
  21. Овсяннико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции: в 2 ч. Ч. 2. М.: Изд-во Саблина, 1907.
  22. Омулевский И. В. Шаг за шагом. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1960.
  23. Пинаев М. Т. Н. Г. Чернышевский-романист и «новые люди» в литературе 60–70-х годов // История русской литературы: в 4 т. Т. 3 / под ред. Н. И. Пруцкова [и др.]. Л.: Наука, 1982. С. 80–119.
  24. Родигина Н. Н., Сабурова Т. А. Поколенческое измерение социокультурной истории России XIX века: преемственность и разрывы // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. М.: ИВИ РАН, 2011. Вып. 34. С. 138–157.
  25. Сабурова Т. А. Феномен русской интеллигенции XIX века: модель мира и парадоксы самоидентификации // Идеи и люди: интеллектуальная культура Европы в Новое время / под ред. Л. П. Репиной. М.: Аквилон, 2014. С. 435–470.
  26. Старыгина Н. Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860–1870-х годов. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  27. Степняк-Кравчинский С. М. С. М. Бардина // Он же. Грозовая туча России. М.: Новый ключ, 2001.
  28. Шишко Л. Э. С. М. Кравчинский и кружок чайковцев: Из воспоминаний и заметок старого народника. СПб.: В. Распопов, 1906.

Ильясова Лилия Рустамовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0003-0682-9250;
Электронный адрес: ilyasova-lilia@mail.ru.
Воробьев Евгений Петрович

«Довольно братской крови!»: Православная церковь в Царицыне в 1917 г.

Воробьев Е. П. «Довольно братской крови!»: Православная церковь в Царицыне в 1917 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 62-71

DOI: 10.15382/sturII202096.62-71
В статье рассмотрена реакция духовенства типичного российского города на революционные события 1917 г., показаны изменения в положении Православной Церкви в Царицыне в условиях общенационального кризиса. Для анализа были использованы прежде всего материалы местных газет, которые в условиях провозглашенной свободы печати могли достоверно отразить проблемы общества и представляли в зависимости от политических предпочтений редакций различные точки зрения на их решение. На этой основе выделены важнейшие трудности деятельности приходов: рост антицерковных настроений, отсутствие согласия среди клира, ухудшение материального положения Церкви, конфликты как внутри духовенства, так и между священниками и паствой. В период Первой мировой войны Церковь в Царицыне сумела организовать помощь нуждающимся и консолидировать здоровые силы общества, но после падения самодержавия в России много сил и времени тратилось на участие в митингах, шествиях, молебнах в поддержку Временного правительства. Последовательная позиция священнослужителей по сохранению гражданского мира не нашла массового отклика в народе, а новые органы власти не обеспечили взаимодействие с Русской Православной Церковью, которая оказалась отстраненной от решения злободневных вопросов на местном уровне. Демократизация приходской жизни, активность духовенства в избирательном процессе не привели к упрочению позиций Церкви в обществе, а, напротив, способствовали втягиванию священников в политические распри. Авторитет и роль православных пастырей в сохранении морально-нравственных устоев населения неуклонно снижались. Главной причиной усиления этой тенденции послужила неспособность духовенства ответить на вызовы революционного времени, их погруженность в обеспечение повседневного существования и мелочные дрязги, особенно по поводу сохранения собственных позиций. Местное духовенство не стало движущей силой революции 1917 г., хотя оно в своей массе энергично поддерживало Временное правительство. Приход большевиков к власти являлся для Православной Церкви на местах полной неожиданностью, что хорошо прослеживается на примере ситуации в Царицыне.
революция 1917 г., Царицын, Русская Православная Церковь, духовенство, Саратовская епархия, Первая мировая война
  1. Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2007.
  2. Водолагин М. А. Красный Царицын. Волгоград: Нижне-Волжское краевое изд-во, 1967.
  3. Дроздов А. Ю. Выборы в Царицынскую городскую думу 9 июля 1917 г. // Вопросы краеведения. Вып. 1. Волгоград: Издатель, 1991. С. 108–110.
  4. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской православной церкви / [И. О. Тюменцев (рук.) и др.]. Волгоград: Издатель, 2003.
  5. Репников А. В., Гайда Ф. А. Рец. на кн.: Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.) // Отечественная история. 2008. № 5. С. 202–207.
  6. Хомутецкий А. Краткий очерк Союза Царицынской губернии с 1906 по 1922 год. Красный Царицын: Царицынский губотдел Союза совработников, 1922.

Воробьев Евгений Петрович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский государственный технический университет гражданской авиации; Российская Федерация, 125993, г. Москва, Кронштадтский бульвар, 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3022-7519;
Электронный адрес: vorobyev@bk.ru.
Пушкарев Владимир Анатольевич

Якутская епархия в 1917 году (по материалам региональной прессы)

Пушкарев В. А. Якутская епархия в 1917 году (по материалам региональной прессы) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 72-88

DOI: 10.15382/sturII202096.72-88
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы проследить процесс реорганизации церковной жизни в Якутии в контексте революционных событий 1917 г. Основным источником исследования служат региональные периодические издания: «Вестник Якутского комитета общественной безопасности» и «Якутские епархиальные ведомости». Они не просто являлись средством массовой информации, но также активно формировали общественное мнение по поводу происходящих в стране и области событий. В статье выявлена неоднозначная реакция якутского духовенства на крушение монархии, а также рассмотрены сложные взаимоотношения епархиального начальства с революционными органами областной власти. Весной эти органы настойчиво выступали за отделение Церкви от государства и школы от Церкви, инициировали комплексную ревизию епархиальных дел и одобряли изъятие церковных земель. Однако епархии удалось отстоять право самостоятельного решения своих внутренних дел. В центре исследования — процесс демократизации епархиального управления, ведущими институтами которого последовательно становились пастырское собрание, епархиальный съезд и Церковно-епархиальный совет, в то время как значение епископской власти стремительно уменьшалось. Для глубокой реорганизации церковной жизни требовалось также устройство самоуправляемых приходов. Этому процессу активно старался содействовать «Союз православных христиан Якутии». О низкой эффективности всех этих преобразований в условиях углубляющейся революции ярко свидетельствует подавленное морально-психологическое состояние духовенства и паствы Якутской епархии к концу 1917 г.
Православная Российская Церковь, Якутская епархия, революция 1917 г., демократизация церковной жизни, епархиальное управление, «Якутские епархиальные ведомости», «Союз православных христиан Якутии», «Якутский комитет общественной безопасности»
  1. Конфессиональная политика Временного правительства России: сб. документов / сост., авт. предисл. и коммент. М. А. Бабкин. М.: Политическая энциклопедия, 2017.
  2. Николаев А. П. «Многая лета, Благоверное Временное Правительство!» // Якутский архив. 2001. № 3. С. 108–111.
  3. Попов Г. А. Сочинения. Т. 1. Якутск: ЯГУ; ИГИиПМНС СО РАН, 2005.
  4. Радченко Н. Н. Политические организации Якутии в период Февральской революции 1917 года // Вестник СВФУ. 2016. №1. С. 13–20.
  5. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы по истории РПЦ / сост. М. А. Бабкин. М.: Индрик, 2008.
  6. Федоров В. И. Якутия в эпоху войн и революций (1900–1919). Новосибирск: Академическое издательство «Гео», 2013.
  7. Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870–1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2003.

Пушкарев Владимир Анатольевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Амурская государственная медицинская академия; Российская Федерация, 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 101, 3-й корпус;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3098-9505;
Электронный адрес: amurhistory@yandex.ru.
Шевцова Галина Игоревна

Благотворительная деятельность настоятеля храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Женеве протопресвитера С. И. Орлова в помощь соотечественникам (1905-1920-е гг.)

Шевцова Г. И. Благотворительная деятельность настоятеля храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Женеве протопресвитера С. И. Орлова в помощь соотечественникам (1905-1920-е гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 89-101

DOI: 10.15382/sturII202096.89-101
Статья посвящена благотворительной деятельности настоятеля храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Женеве протопресвитера С. И. Орлова (1864–1944). Первый опыт в деле помощи страждущим С. И. Орлов получил в период служения в Рязанской губернии (1891–1895). Свое служение в русских православных приходах он начал в 1895 г. на юге Франции. Большую часть своей жизни он был настоятелем храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Женеве (1905–1944). Одним из первых дел протоиерея (до 1928 г.) Орлова в своем приходе стало создание при храме Церковно-приходского попечительства о бедных и больных. Открыто оно было 20 апреля 1906 г. Попечительство оплачивало жилье бедствующим русским, выдавало единовременные ссуды и безвозвратные пособия для уплаты за лечение, снабжало бесплатными и льготными обедами и т. п. Уже на третьем году существования в помощь нуждающимся оно смогло потратить 6 тыс. франков. Первым серьезным испытанием для Попечительства оказалась Первая мировая война: пришлось оказывать помощь соотечественникам, желающим вернуться на родину, военнопленным и беженцам. После падения монархии протоиерей Орлов не только продолжал нести пастырскую ношу, но и заботился о хлебе насущном для многочисленных русских, живущих в Швейцарии. Церковное попечительство постоянно координировало свои действия с императорским генеральным консульством в Женеве, а затем с представителем правительства А. В. Колчака. Протоиерей Сергий Орлов принимал участие в деятельности не только Попечительства, но и других организаций помощи соотечественникам, став инициатором создания некоторых из них: Общежития для русских женщин, находящихся в затруднительных материальных условиях (1918), Русского благотворительного общества в Лозанне (1918), Русского общества (1919), Союза православных жен (1924) и других.
протопресвитер Сергий Орлов, храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Женеве, Церковно-приходское попечительство о бедных и больных, князь С. М. Голицын, российский посланник в Берне В. Р. Бахерахт, Союз православных жен, помощь военнопленным и беженцам
  1. Пастырь добрый. 50-летие пастырского служения протопресвитера о. Сергия Орлова. Женева: Изд-во Русского трудового христианского движения, 1941.
  2. Чернявский С. Дипломатия России. Опыт Первой мировой войны. М.: Алгоритм, 2016.
  3. Юбилейный сборник отца протопресвитера Сергия Иоанновича Орлова. 27 января (9 февраля) 1891–1941. Женева, 1941.

Шевцова Галина Игоревна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН; Российская Федерация, г. Москва, Ленинский проспект, 32 А;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-0706-1629;
Электронный адрес: galya-shevtsova@list.ru.
Шушканова Елена Александровна

Анализ антицерковной политики советской власти в деревне в 20-х гг. ХХ века (на материалах Енисейской губернии)

Шушканова Е. А. Анализ антицерковной политики советской власти в деревне в 20-х гг. ХХ века (на материалах Енисейской губернии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 102-117

DOI: 10.15382/sturII202096.102-117
Работа опирается на архивные материалы фондов Государственного архива Красноярского края, большинство из которых вводятся в научный оборот впервые. Рассматриваются этапы антицерковной политики советской власти в Енисейской губернии в 20-е гг. на уездном и волостном уровнях. Выделяются два основных этапа: кампания по отделению Церкви от государства и кампания по изъятию церковных ценностей; анализируются нормативные акты, организационная структура по проведению антицерковной политики; оцениваются основные результаты проведенных акций и реакция на них со стороны населения. Подробно восстанавливается ход событий, связанных с изъятием церковных ценностей на примере Красноярского уезда. Делается вывод, что тотальных репрессий в отношении Церкви и духовенства в селах Енисейской губернии в 1920-е гг. не наблюдалось. Вместе с тем сельским храмам был нанесен огромный экономический урон, а содержание церковных причтов было полностью возложено на прихожан. Одновременно в деревне стала проводиться идеологическая работа по формированию безрелигиозного сознания. Однако успеха в этот период она не имела. Документы показывают недовольство сельского населения политикой советской власти и конкретными ее руководителями на местах. Это стало одной из причин того, что власти в тот момент воздерживались от ужесточения антицерковной политики. Наиболее тяжелый для Церкви период наступил в 1930-е гг. в связи с началом коллективизации. Несмотря на региональные особенности, опыт проведения антицерковной политики в Сибири в рассматриваемый период следует считать отражением общей истории России.
Русская Православная Церковь, Енисейская губерния, отделение Церкви от государства, конфискация церковных ценностей, советская власть, крестьянство, духовенство
  1. Бакшеев А. И. Проблемы советской государственности в Сибири периода нэпа. Красноярск: СФУ, 2013.
  2. Дворецкая А. П. Енисейская епархия в 20–30-е годы ХХ века. URL: // http://красноярские-архивы.рф/articles/k_yubileyu_eniseyskoy_eparhii/14 (дата обращения: 01.08.20).
  3. Иванов С. Н. Финансы и политика в реализации изъятых в 1922 г. церковных ценностей // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви.2015. Вып. 5 (66). С. 36–60.

Шушканова Елена Александровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (СибГУ); Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82;
Должность: доцент кафедры истории и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0002-1798-913;
Электронный адрес: shushkanovae@yandex.ru.
Корнилов Александр Алексеевич

Деятельность Епископского совета по решению проблем Германской епархии РПЦЗ (1948-1950 гг.)

Корнилов А. А. Деятельность Епископского совета по решению проблем Германской епархии РПЦЗ (1948-1950 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 118-130

DOI: 10.15382/sturII202096.118-130
В статье изучаются различные вопросы функционирования Епископского совета Германской епархии Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Подчеркивается, что 1948–1950 гг. стали периодом серьезных испытаний для духовенства, окормлявшего паству в лагерях перемещенных лиц, в городах и поселках послевоенной Германии. Несмотря на тяжелые последствия финансовой реформы в Западной Германии, правящему архиерею митрополиту Серафиму (Ляде) с помощью Епископского совета удалось осуществить координацию епархиальной деятельности в приоритетных областях: богослужения, организация пастырских курсов, ремонт храмов, решение конфликтных ситуаций на приходах, вопросы сохранения и поддержания русской православной идентичности перемещенных лиц. Делается вывод о том, что для решения сложных вопросов управления и епархиального контроля Совет предпринимал различные меры. Создавались специальные комиссии, которые состояли как из клириков епархии, так и из мирян — авторитетных специалистов в областях права, строительного дела, учебно-воспитательной работы, научных исследований по истории Церкви. Эти группы фактически возглавляли епархиальные «комиссары» или «ревизоры», имевшие полномочия регулировать конфликтные ситуации в Менхегофе, Шляйсгайме, Штутгарте, Висбадене и других приходах. Анализируется состав Епископского совета, включавшего достойных клириков и мирян послереволюционной и послевоенной «волн» эмиграции. Состав Совета в изучаемый период оставался достаточно стабильным, однако менялся в связи с выездом клириков и мирян из Германии за океан. Отмечается баланс ведущей роли председателя Совета, авторитетного иерарха, митрополита Берлинского и Германского Серафима, и коллективных, совещательных начал в работе совета. Источниковой базой статьи послужили документы Епископского совета, отложившиеся в Архиве Германской епархии РПЦЗ.
епархия, Епископский совет, приход, митрополит Серафим (Ляде), духовенство, миряне, РПЦЗ
  1. Гаврилин А. В. Латвийское православное духовенство на территории Германии в 1945–1949 годах // Церковь и время. 2007. № 2 (39). С. 233–256.
  2. Корнилов А. А., Кинстлер А. В. Педагогическая интеллигенция и духовенство лагеря перемещенных лиц Менхегоф // Интеллигенция и мир. 2016. № 2. С. 40–54.
  3. Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М.: ПСТГУ, 2015.
  4. На ниве Христовой. Архиепископ Афанасий (Мартос, 1904–1983). Изд. испр. и доп. Интернет-версия / под общ. ред. Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. Миссионерский листок № 143. 2003 г. Редактор: епископ Александр (Милеант). URL: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/na_%20nive_hristovoj_archb_athanasios.htm (дата обращения: 11.08.2017).
  5. Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920–1995: Биографический справочник / Библиотека-Фонд «Русское Зарубежье». М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007.

Корнилов Александр Алексеевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского; Российская Федерация, 603009, Н. Новгород, ул. Ульянова, 2, каб. 322;
Должность: зав. кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории;
ORCID: 0000-0001-9139-3740;
Электронный адрес: kotva64@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Севастьянова Светлана Климентьевна

Письма Патриарха Никона к боярину Н. А. Зюзину (исследование и публикация текстов)

Севастьянова С. К. Письма Патриарха Никона к боярину Н. А. Зюзину (исследование и публикация текстов) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 133-159

DOI: 10.15382/sturII202096.133-159
Письма патриарха Никона к боярину Н. А. Зюзину, его товарищу и ставленнику, относящиеся к 1659–1662 гг., не становились предметом специального исследования. В исторической науке не ослабевает интерес к деяниям патриарха Никона, поэтому они нуждаются в научной публикации, историко-филологическом комментарии и комплексном исследовании. Актуальность изучения этих писем обусловлена ярко выраженной тенденцией развития современной гуманитарной науки в сторону междисциплинарных исследований и создания антропологически ориентированной истории. Новизна исследования состоит в рассмотрении вновь открытых текстов как части комплекса документов «дела» патриаршего боярина Зюзина, которые раскрывают одно из ключевых событий в биографии патриарха Никона — его попытку возвратиться на первосвятительскую кафедру. Эпистолярные сочинения по «делу» Зюзина рассмотрены с позиции научной объективности и в русле историко-филологического подхода. В статье, предшествующей публикации десяти писем патриарха Никона, дан краткий обзор мнений историков о поступке Никона и участии в нем Зюзина. Представлен анализ содержательных и литературных особенностей писем патриарха Никона и боярина Зюзина. Судя по тематике и характеру переписки, между патриархом и его боярином существовали дружеские и доверительные отношения, благодаря которым патриарх Никон по воле Божией решился вернуться в Москву, а Зюзин — осуществить его давнее желание примирить патриарха с царем. Комплексная оценка новооткрытых сочинений позволяет расширить существующие представления о личностях патриарха Никона и боярина Н. А. Зюзина и осмыслить причастность к событию царя Алексея Михайловича.
патриарх Никон, Никита Алексеевич Зюзин, «дело» Зюзина, техника эпистолярного жанра и греко-византийская эпистолярная традиция, царь Алексей Михайлович, комплексный подход, антропологически ориентированная история
  1. Барсуков А. П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. СПб., 1902.
  2. Великоцкая (Мозгунова) Н. В. Дело боярина Никиты Зюзина // Русский мир в пространственно-временном контексте. Барнаул, 2015. С. 107–119.
  3. Вернадский Г. В. История России: в 5 т. Тверь; М., 2004. Т. 5: в 2 ч. URL: http://www.spsl.nsc.ru/history/vernad/vol5/vgv557.htm#vgv557para07 (дата обращения: 16.04.2020).
  4. Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1939. Ч. 1–3. URL: http://www.odinblago.ru/nikon/ (дата обращения: 16.04.2020).
  5. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1; 1912. Т. 2.
  6. Карташев А. Собрание сочинений: в 2 т. М., 1992. Т. 2.
  7. Кричевский Б. В. Бояре в процессе отстранения Никона от власти // Вестник СПбУ. 2007. Сер. 2. Вып. 1. С. 18–26.
  8. Лобачев С. В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
  9. Макарий, митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. СПб., 1883. Т. XII. Кн. 3.
  10. Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1982. Вып. 9; 1987. Вып. 13.
  11. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. СПб., 1851–1879. Кн. 3: Т. XI–XV.
  12. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3 и доп.
  13. Субботин Н. И. Дело Патриарха Никона. Историческое исследование по поводу XI т. «Истории России» проф. Соловьева. М., 1862.
  14. Устинова И. А. Макарий // ПЭ. 2016. Т. 42. С. 481–483.
  15. Фетисов Тимофей, прот. Государственно-церковные отношения по заветам святого князя Владимира // Философия права. 2016. № 6 (79). С. 122–127.
  16. Фомина Т. Ю. Епископская власть в домонгольской Руси: истоки, становление, развитие: дис. … д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2014.

Севастьянова Светлана Климентьевна


Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова; Российская Федерация, 658207, г. Рубцовск, ул. Тракторная, 2/6; Институт филологии СО РАН; Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, ул. акад. Николаева, 8;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9131-3285;
Электронный адрес: sevask@mail.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Захаров Георгий Евгеньевич

Рец. на кн.: Delmulle J. Prosper d’Aquitaine contre Jean Cassien: le Contra Collatorem, l’appel à Rome du parti augustinien dans la querelle postpélagienne. Barcelona; Roma: Fédération Internationale des Instituts d’Études Médiévales, 2018 (Textes et Études du Moyen Âge, 91). XLIV, 381 pp.

Захаров Г. Е. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 163-166 — Рец. на кн.: Delmulle J. Prosper d’Aquitaine contre Jean Cassien: le Contra Collatorem, l’appel à Rome du parti augustinien dans la querelle postpélagienne. Barcelona; Roma: Fédération Internationale des Instituts d’Études Médiévales, 2018 (Textes et Études du Moyen Âge, 91). XLIV, 381 pp.
PDF

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Филиппов Борис Алексеевич

Рец. на кн.: Władysław Bułhak. Wywiad PRL a Watykan 1962–1978. Warszawa, 2019. 840 s.

Филиппов Б. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 167-180 — Рец. на кн.: Władysław Bułhak. Wywiad PRL a Watykan 1962–1978. Warszawa, 2019. 840 s.
PDF

Филиппов Борис Алексеевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-8250-3688;
Электронный адрес: boris-philipov@yandex.ru.