/

Воронцов Сергей Александрович

Священник в свете стилей мышления: иерархическая и должностная спецификации


Воронцов С. А. Священник в свете стилей мышления: иерархическая и должностная спецификации // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 32-54.

DOI: 10.15382/sturI202091.32-54

Аннотация

Поздняя Античность и Новое время предлагают весьма различные описания христианских религиозных лидеров. Различие в характере этих описаний объясняется внешними факторами — разным историческим контекстом и типом дискурса (религиозного/академического). Эти фактологические и идеологические различия еще не объясняют их структурных особенностей. В данной статье предлагается объяснение, исходящее из анализа эпистемологических оснований этих описаний. В качестве методологии использовалась теория стилей мышления и мыслительных коллективов Л. Флека. Это позволило перенести фокус исследования на конкретные предпосылки той или иной структуры описаний священника. Делается заключение, что оба типа описания (спецификации) являются рациональными и объективными с точки зрения своих стилей мышления. В поздней Античности священник определяется исходя из положения в космической иерархии, заданной замкнутым миром и телеологическим движением к Богу (что было задано концепциями Платона и Аристотеля). В позднем платонизме возросла роль определенных людей в медиации между божеством и обществом. Это позволяло священнику опосредовать движение душ к Богу и благодати к душам. Радикальная трансформация научного взгляда на мир, произошедшая в XVII в., изменила представления о пространстве и движении. Человек определялся с позиции этической нейтральности, мыслимой по аналогии с равномерным пространством и инерционным движением-действием, которая и определяла этико-политические программы Нового времени (в частности, Гоббса и Пуфендорфа). В этом случае «точками отсчета», позволяющими определить правильность действий, оказываются законы (естественные, государственные, божественные), которые диктуют обязанности. В русле этого стиля мышления священник определяется некоторым кругом обязанностей, отдельным по отношению к обязанностям человека и гражданина. В результате этого сопоставления делается вывод о несоизмеримости этих спецификаций друг с другом. По этой причине при анализе религиозного лидерства спецификация в античном стиле мышления не может быть отброшена как «религиозная» и замещена «научной». Ее язык требует отдельного анализа.

Ключевые слова

священник, религиозное лидерство, иерархия, долг, поздняя Античность, раннее Новое время, стиль мышления

Список литературы

  1. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья (общие замечания) // Античность и Византия / отв. ред. Фрейденберг Л. А. М.: Наука, 1975. С. 266–285.
  2. Биркин М. Ю. Дурной епископ как тиран в «Сентенциях» Исидора Севильского // Шаги/ Steps. 2020. Т. 6 (2). С. 259–291.
  3. Бурдье П. О государстве: Курс лекций в Коллеж де Франс (1989–1992). М.: Дело, 2016.
  4. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). М.: Наука, 1987.
  5. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980.
  6. Любарский Г. Ю. Происхождение иерархии: история таксономического ранга. М.: КМК, 2018.
  7. Макинтайр А. После добродетели. Исследования теории морали / пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  8. Минский М. Фреймы для представления знания / пер. с англ. О. Н. Гринбаума. М.: Энергия, 1979.
  9. Спиноза Б. Политический трактат // Он же. Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. C. 285–383.
  10. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Он же. Избранные произведения по методологии науки / общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского, пер. с англ. и нем. А. Л. Никифорова. М.: Прогресс, 1986. С. 125–466.
  11. Флек Л. История возникновения и развития научного факта. Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива / сост., введ., пер с нем., англ. и польск. яз. В. Н. Поруса. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  12. Agamben G. Opus Dei. Archeologia dell’uffi cio. Torino: Bolati Boringhieri, 2012.
  13. Atkins J. W. The Officia of St. Ambrose’s De offi ciis // Journal of Early Christian Studies. 2011. Vol. 19. P. 49–77.
  14. Brown P. Il filosofo e il monaco: due scelte tardoantiche // Storia di Roma / A. Schiavone ed. Vol. 3. Turin: Einaudi, 1993. P. 877–894.
  15. Brown P. The Making of Late Antiquity. Cambridge, MA; L.: Harvard University Press, 1978.
  16. Brown P. The Philosopher and Society in Late Antiquity in Protocol of the 34th Colloquy, 3 December 1978. Berkeley: The University of California, 1980.
  17. Brown P. The Rise and Function of Holy Man in Late Antiquity // The Journal of Roman Studies. 1971. Vol. 61. P. 80–101.
  18. Collins J. Christian Ecclesiology and the Composition of Leviathan: A Newly Discovered Letter to Thomas Hobbes // The Historical Journal. 2000. Vol. 43 (1), P. 217–231
  19. Corpus Dionysiacum II: Pseudo Dionysius Areopagita De Coelesti Hierarchia De Ecclesiastica Hierarchia De Mystica Theologia Epistulae / G. Heil, A. M. Ritter, Hrsg. 2. Aufl age. Berlin; Boston: De Gryter, 2012.
  20. Elm S. Sons of Hellenism, Fathers of the Church: Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, and the Vision of Rome. Berkeley: University of California Press, 2012.
  21. Erwin R. E. Virtues and Rights. The Moral Philosophy of Thomas Hobbes. L.; N. Y.: Routlegde, 1991.
  22. Frede M. Monotheism and Pagan Philosophy in Later Antiquity // Pagan Monotheism in Late Antiquity / P. Athanassiadi, M. Frede, eds. Oxford: Clarendon Press, 1999. P. 41–67.
  23. Gersch S. From Iamblichus to Eriugena: An Investigation of the Prehistory and Evolution of the Pseudo-Dionysian Tradition. Leiden: Brill, 1978.
  24. Gooding N., Hoekstra K. Hobbes and Aristotle on the Foundation of Political Science // Hobbes’s On the Citizen: A Critical Guide / R. Douglass, J. Olsthoorn, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. P. 31–50.
  25. Grégoire de Nazianze. Discours 1-3 / Introduction, texte critique, traduction et notes par Jean Bernardi. P: Cerf, 1978.
  26. Grosse vollständige Universal-Lexicon Aller Wissenschaff ten und Künste. Bd. 29 (Pr-Pz). Leipzig; Halle: J. G. Zedler, 1741.
  27. Hobbes T. Elementa philosophica de cive. Basel: apud J. J. Flick, 1782.
  28. Hobbes T. Leviathan / J. C. A. Gaskin, ed. Oxford: Oxford University Press, 1998.
  29. Hobbes T. Opera philosophica / W. Molesworth, ed. London: apud Johannem Bonn, 1839. Vol. 1–2.
  30. Hoekstra K. Hobbes on Law, Nature, and Reason // Journal of the History of Philosophy. 2003. Vol. 41 (1). P. 111–120.
  31. Hunter I. Religious toleration and the pluralisation of personhood: Christian Thomasius’ program for the deconfessionalisation of society // Southern Review. 1988. Vol. 31 (1). P. 38–53.
  32. Jesseph D. Hobbes and the method of natural science // The Cambridge Companion to Thomas Hobbes / T. Sorell, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 86–107.
  33. Jesseph D. Hobbes’s Theory of Space // Mathematizing Space. Trends in the History of Science / ed. by V. De Risi. Birkhäuser: Cham, 2015. P. 193–208.
  34. Julian. Orations 6-8. Letters to Themistius, To the Senate and People of Athens, To a Priest. The Caesars. Misopogon / Translated by Wilmer C. Wright. Loeb Classical Library 29. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1913.
  35. Kersting W. Erkenntnis und Methode in Thomas Hobbes’ Philosophie // Studia Leibnitiana. 1988. Bd. 20 (2). S. 126–139.
  36. Kodalle K.-M. Covenant. Hobbes’s Philosophy of Religion and his Political System ‘More Geometrico’ // Hobbes’s ‘Science of Natural Justice’ / C. Walton, P. J. Johnson, eds. Dordrecht: Martin Nij hoff Publishers, 1987. P. 223–238.
  37. Krausz M. Varieties of Relativism and the Reach of Reason // A Companion to Relativism / ed. by S. D. Hales. Oxford, 2011. P. 70–84.
  38. Laird J. Hobbes on Aristotle’s “Politics” // Proceedings of the Aristotelian Society. New Series. 1942–1943. Vol. 43. P. 1–21.
  39. Mahoney E. P. Lovejoy and the Hierarchy of Being // Journal of the History of Ideas. 1987. Vol. 48. P. 211–230.
  40. O’Meara D. Platonopolis. Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford: Clarendon Press, 2003.
  41. Oliver S. Philosophy, God and Motion. L.; N. Y.: Routledge, 2005.
  42. Palladini F. Pufendorf and Stoicism // Grotiana. New Series. 2001–2002. Vol. 22/23. P. 245–256.
  43. Palladini F. Samuel Pufendorf discepolo di Hobbes: per una reinterpretazione del giusnaturalismo moderno. Bologna: Il Mulino, 1990.
  44. Portmann F. X. Die Göttlieche Paidagogia bei Gregor von Nazianz. Sankt Ottilien: Eos Verlag, 1954.
  45. Ps.-Hieronymi De septem ordinibus ecclesiae / P. A. W. Kalff , ed. Würzburg, 1937.
  46. Pufendorf S. Gesammelte Werke / Hrsg. von W. Schmidt-Biggemann. Bd. 4.1: De jure naturae et gentium, Text (Liber primus — Liber quartus) / Hrsg. von Frank Boehling. Berlin: Akademie Verlag, 1998.
  47. Pufendorf S. Gesammelte Werke / Hrsg. von W. Schmidt-Biggemann. Bd.2: De officio / Hrsg. Gerald Hartung. Berlin: Akademie Verlag, 1997.
  48. Rapp C. Holy Bishops in Late Antiquity. The Nature of Christian Leadership in an Age of Transition. Berkeley: University of California Press, 2005.
  49. Reynolds R. The Pseudo-Hieronymian «De septem ordinibus ecclesiae». Notes on its origins, abridgments and use in early medieval canonical collections // Revue Bénédictine. 1970. Vol. 80. 3–4. P. 238–252.
  50. Sarasohn L. T. Motion and Morality: Pierre Gassendi, Thomas Hobbes and the Mechanical World-View // Journal of the History of Ideas. 1985. Vol. 46 (3). P. 363–379.
  51. Schmitt J.-C. La notion de sacré et son application a l’histoire du christianisme medieval // Les Cahiers du Centre de Recherches Historiques [En ligne] 1992. Vol. 9. P. 3–4. URL: http://journals.openedition.org/ccrh/2798 (дата обращения 12.09.2020)
  52. Schneewind J. B. Pufendord’s Place in the History of Ethics // Synthese. 1987. Vol. 72. P. 123–155.
  53. Shaw G. Apotheosis in Later Platonism Salvation as Theurgic Embodiment // Society of Biblical Literature. Seminar Papers / K. Richards ed. Atlanta: Scholars Press, 1987. P. 111–120.
  54. Shaw G. Platonic Siddhas. Supernatural Philosophers of Neoplatonism // Beyond Physicalism. Toward Reconsiliation of Science and Spirituality / E. F. Kelly, A. Crabtree, P. Marshall, eds. N. Y.: Rowman and Littlefi eld, 2015. P. 275–313.
  55. Spargens T. The Politics of Motion. The World of Thomas Hobbes. Lexington: University Press of Kentucky, 1973.
  56. Worf P. A linguistic consideration of thinking in primitive communities // Idem. Language, Thought and Reality / J. B. Carroll, ed. Cambridge, MA: The MIT Press, 1956. P. 65–87.
  57. Yeo R. Lost Encyclopedias: Before and after the Enlightenment // Book History. 2007. Vol. 10. P. 47–68.

Данные об авторе

Воронцов Сергей Александрович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация 127051 Москва, Лихов пер., д.6, стр.1;
ORCID: 0000-0002-6035-325X;
Электронный адрес: 249035@gmail.com.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-78-10143). Организация выполнения проекта — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.