/

Фокин Алексей Русланович

Аристотелевская концепция промысла в свидетельствах античных и раннехристианских авторов


Фокин А. Р. Аристотелевская концепция промысла в свидетельствах античных и раннехристианских авторов // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 57-74.

DOI: 10.15382/sturI202091.57-74

Аннотация

В статье рассматривается концепция ограниченного действия промысла, приписывавшаяся Аристотелю как античными, так и раннехристианскими авторами. Установлено, что данная концепция была распространена в двух формах или версиях: первая и основная ограничивала действие промысла небесными сферами вплоть до луны, выводя из-под его действия землю и подлунную область; вторая подразумевала, что промысл охватывает либо только наиболее важные области мира, либо мир в целом, в том числе и землю, но при этом поддерживает существование в нем одних лишь общих родов и видов существ, не заботясь о конкретных индивидах и их нуждах. Автор показывает, что у самого Аристотеля понятие промысла никогда не применяется по отношению к Богу как Перводвигателю, который движет все, оставаясь неподвижным, и Уму, чья деятельность заключается в мышлении одного лишь самого себя. Это понятие никогда не используется Стагиритом в космологическом контексте, но встречается исключительно в этическом или политико-юридическом контексте, где оно означает «предусмотрительность», «благоразумие», «замысел» или «умысел». Вместе с тем отмечается, что обе версии приписываемой ему концепции промысла восходят либо к философии самого Аристотеля и его дуалистической космологии, предполагающей разделение мироздания на две основные части: надлунную, содержащую небесные светила и сферу неподвижных звезд, состоящих из эфира и пребывающих в вечном и равномерном круговом движении, и подлунную, состоящую из остальных четырех элементов и тел, подверженных процессам возникновения и уничтожения; либо к интерпретации аристотелевской космологии у позднейших перипатетиков — Теофраста, Критолая, автора псевдоаристотелевского трактата «О мире» и Александра Афродисийского. В статье наглядно показывается, что аристотелевская концепция промысла во всех ее видах подверглась жесткой критике со стороны как античных философов (платоников и стоиков), так и христианских богословов, начиная с раннехристианских апологетов и кончая поздневизантийскими авторами.

Ключевые слова

христианство, античная философия, Аристотель, перипатетики, физика, космология, теология, Бог, промысл, провидение, патристика, роды и виды, индивиды

Список литературы

  1. Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013.
  2. Лебедев А. В. Аристотель Стагирит // Античная философия: Энциклопедический словарь / отв. ред. М. А. Солопова. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 164‒175.
  3. Лебедев А. В. Аэтий // Там же. С. 204.
  4. Морескини К. История патристической философии. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2011.
  5. Bergjan S.-P. Der fürsorgende Gott. Berlin: Walter de Gruyter, 2002.
  6. Cosmic Order and Divine Power: Pseudo-Aristotle, On the Cosmos / ed. J. C. Thom. Tübingen: Mohr Siebeck, 2014.
  7. Festugière A.-J. L’idéal religieux des grecs et l’Évangile. P.: Librairie Lecoff re, 1932.
  8. Hager F. P. Proklos und Alexander von Aphrodisias über ein Problem der Vorsehung // Kephalaion: Studies presented to C. J. de Vogel / ed. J. Mansfeld, L. M. de Rij k. Assen: Van Gorcum, 1975. 171‒182.
  9. Kraye J. Aristotle’s God and the authenticity of “De mundo”. An early modern Controversy // Journal of the History of Philosophy. 1990. Vol. 28/3. P. 339‒358.
  10. Mansfeld J. ΠερÌ κόσμου: A Note on the History of a Title // Vigiliae Christianae. 1992. Vol. 46. P. 391–411.
  11. Moraux P. L’exposé de la philosophie d’Aristote chez Diogène Laerce // Revue philosophique de Louvain. 1949. Vol. 47. P. 5‒43.
  12. Moraux P. D’Aristote à Bessarion. Québec: Les Presses de l’Université Laval, 1970.
  13. Ruland H.-J. Die arabischen Fassungen von zwei Schriften des Alexander von Aphrodisias. (Diss.). Saarbrücken, 1976.
  14. Sharpies R. W. Alexander of Aphrodisias on Divine Providence: Two problems // Classical Quarterly. 1982. Vol. 32. P. 198–211.
  15. Sharples R. W. Nemesius of Emesa and some Theories of Divine Providence // Vigiliae Christianae. 1983. Vol. 37/2. P. 141–156.
  16. Sharples R. W. Aristotelian Theology after Aristotle // Traditions of Theology: Studies in Hellenistic Theology, Its Background and Aftermath / ed. D. Frede, A. Laks. Leiden; Boston; Köln: Brill, 2002. P. 1–40.
  17. The Philosophy of the Commentators, 200–600 AD. Vol. 2. Physics / ed. R. Sorabji. London: Duckworth, 2004.
  18. Wehrli F. Die Schule des Aristoteles, 10. Hieronymos von Rhodos, Kritolaos und seine Schüler. Basel: Stuttgart, 1969.

Данные об авторе

Фокин Алексей Русланович


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; ведущий научный сотрудник;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2554-005X;
Электронный адрес: al-fokin@yandex.ru.