/

Савинов Родион Валентинович

Кантианство и томизм в вопросе интеллектуального познания: концепция М. Либераторе


Савинов Р. В. Кантианство и томизм в вопросе интеллектуального познания: концепция М. Либераторе // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 75-86.

DOI: 10.15382/sturI202091.75-86

Аннотация

В статье рассматривается интерпретация кантовского критицизма, данная крупным представителем неосхоластики середины XIX в. М. Либераторе в трактате «Об интеллектуальном познании» (1858). Показано, что обращение к Канту было вызвано рядом задач, которые решались неосхоластикой, в частности (1) апологетические: преодоление кантовской критики теологической аргументации, (2) критические: опровержение учений онтологизма, гермесианства и т. п., (3) концептуальные: актуализация схоластической философии в контексте задач Нового времени. Спектр ответов, данных предшественниками Либераторе (Г. Сансеверино, Ж. Бальмес, Й. Клейтген), не мог адекватно представить и эффективно обосновать томистскую точку зрения на познание — эта задача была решена Либераторе на основе последовательной реконструкции гносеологии Аквината в составе вопросов, заданных теориями познания Нового времени. Констатируя отсутствие преемственности между схоластикой и новоевропейской философией (ответственность за которую возлагается на Декарта), Либераторе отмечает, что предметное содержание и того, и другого типов концепций едино, хотя и различается способ определения источников познания. В частности, Либераторе отрицает необходимость предположения изначальной данности определенного содержания (врожденные идеи) или способов конституирования предметности (априорные формы), опосредую-щие отношение разума и мира. Напротив, им предполагается заданной только фактическая способность познания как субстанциальное качество разумной души, но оно лишено независимого от познаваемой реальности содержания (tabula rasa) — оно формируется благодаря сложному когнитивному механизму абстрагирований и опосредований (который Либераторе, вслед за Аквинатом и другими схоластами, описывает понятиями действующего и претерпевающего разума), приводимому в действие аффицированием со стороны предметов. Ошибочным, согласно Либераторе, является именно придание этому механизму собственного значения и особого непредметного содержания, которое оказывается в фокусе познания и заслоняет собою реальность. Размежевание с кантианством вместе с тем не означало, что отдельные аспекты этого учения не могли быть в качестве контрдоводов интегрированы в состав неосхоластической гносеологии — тем самым Либераторе заложил основу для продолжения исследования и толкования кантовской философии со стороны католических интеллектуалов.

Ключевые слова

кантианство, томизм, неосхоластика, критицизм, трансцендентализм, познание, разум, априорность

Список литературы

  1. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского с вар. пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1999.
  2. Baldinotti С. Tentaminum metaphysicorum libri tres. Patavii: Typis seminarii, 1817.
  3. Bonelli L. Institutiones logico-metaphysicae. Vol. 2. Theologia Naturalis et Metaphysica Generalis. Romae: Typis Bonarum Artium, 1837.
  4. Henrici P. Matteo Liberatore und Joseph Kleutgen, zwei Pioniere der Neuscholastik // Gregorianum. 2010. N 91 (4). Р. 768–789.
  5. Liberatore М. Théorie de la connaissance intellectuelle: d’apres saint Thomas. P.: Casterman, 1863.
  6. Limentani L. et al. La fi losofi a contemporanea in Italia dal 1870 al 1920. Napoli: Città di Castello, 1928.
  7. Maret M. Essai sur le panthéisme, dans les sociétés modernes. P.: Debécourt, 1840.
  8. McCool G. Catholic Theology in the Nineteenth Century: The Quest for a Unitary Method. 2nd ed. N. Y.: Fordham University Press, 1996.
  9. Mori M. Realismus versus Transzendentalismus. Die Kant-Rezeption in Italien im 19. Jahrhundert // Philosophia Transalpina Deutsch-italienische Wechselwirkungen in der Philosophie der Moderne / T. Buchheim, J. Noller, Hrsg. Freiburg: Karl Alber Verlag, 2016. S. 124–150.
  10. Pelzer A. Les initiateurs italiens du néo-thomisme contemporain // Revue néo-scolastique de philosophie. 1911. N° 70. P. 237–238.
  11. Perrier J. L. The Revival of Scholastic Philosophy In The Nineteenth Century. N. Y.: Columbia University Press, 1909.
  12. Perrone G. Acta Hermesiana. Art. Secondo // Annali delle scienze religiose. 1839. Vol. 9. Nо. 27. P. 321–370.
  13. Perrone G. Praelectiones theologicae quas in collegio Romano S.J. habebat. Vol. 2. Romae: Typis Propaganda Fide, 1836.
  14. Zallinger J. A. Disquisitiones philosophiae Kantianae. Lib. 1. Augustae Vindelicorum [Wien]: Vieth & Riegeriana, 1799.

Данные об авторе

Савинов Родион Валентинович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины; Российская Федерация, 196084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул., д. 5;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-8116-8275;
Электронный адрес: savrodion@yandex.ru.