/

Гаспаров Игорь Гарибович

Классический теизм и отношение Бога к греху


Гаспаров И. Г. Классический теизм и отношение Бога к греху // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 87-106.

DOI: 10.15382/sturI202091.87-106

Аннотация

Статья посвящена проблеме отношения Бога к греху в классическом теизме. Показано, что из перспективы классического теизма эта проблема заключается в трудности примирения божественного атрибута простоты с наличием зла греха в сотворенном и управляемом Богом мире и что будущее классического теизма непосредственно зависит от его способности предложить адекватное решение этой проблемы. В статье предлагается критический анализ двух традиционных подходов к решению данной проблемы, томизма и молинизма, в котором показывается, что они не способны предложить для нее адекватное решение, поскольку утверждают реальное различие либо внутри божественной воли, либо внутри божественного знания. В качестве альтернативы предложен аретический подход к пониманию божественного первоначала, в котором используются некоторые идеи С. Менна и Л. Т. Загзебски. Центральная идея этого подхода состоит в том, что божественное начало мыслится не как ментальный субъект, экземплифицирующий некоторый набор свойств в превосходной степени, а как единый и абсолютно простой источник этих свойств. В соответствии с традицией, берущей свое начало в трудах Платона и Аристотеля, этот первоисточник бытия и блага отождествляется с добродетелью, взятой самой по себе. Показано, что аретический подход позволяет прояснить некоторые важные аспекты классического теизма. Во-первых, он продемонстрирует, каким образом Бог может быть самой любовью, праведностью, мудростью, всемогуществом, но в то же время не отождествляться с абстрактным свойством. Во-вторых, он позволяет мыслить божественный промысел не по модели интеракции между божеством и миром, а иерархически. В-третьих, аретический подход объясняет, каким образом Бог, не являясь личностью в смысле субъекта ментальных свойств, может быть источником личностных свойств в сотворенных им сущностях. Кроме того, то обстоятельство, что аретический подход отвергает неквалифицированное отождествление Бога с личностью позволяет ему избежать возникновения проблемы зла в той форме, которая характерна для современной философской теологии и философии религии.

Ключевые слова

классический теизм, грех, проблема зла, томизм, молинизм, теория божественной мотивации, Л.Т. Загзебски, С. Менн

Список литературы

  1. Аристотель. Метафизика / пер. А. В. Кубицкого. М.: Эксмо, 2006.
  2. Суинберн Р. Существование Бога. М.: Языки славянских культур, 2014.
  3. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1-64 / пер. А. В. Апполонов. М.: Издатель Савин С. А., 2006.
  4. Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018.
  5. Alternative Concepts of God. Essays on the Metaphysics of the Divine / A. Buckareff , Y. Nagasawa, ed. Oxford: Oxford University Press, 2016.
  6. Davies B. Thomas Aquinas on God and Evil. Oxford: Oxford University Press, 2011.
  7. Erickson M. J. God the Father Almighty: a contemporary exploration of the divine attributes. Grand Rapids, MI, 1988.
  8. Feser E. Classical Theism. URL: http://edwardfeser.blogspot.com/2010/09/classical-theism.html (дата обращения: 17.02.2020).
  9. Flint T. Divine Providence. The Molinist Account. Cornell University Press, 1998.
  10. Freddoso A. J. God’s General Concurrence with Secondary Causes: Pitfalls and Prospects // American Catholic Philosophical Quarterly. 1994. Vol. 67. No. 2. P. 131-156.
  11. Freddoso A. J. Suarez on God’s Causal Involvement in Sinful Acts // The Problem of Evil in Early Modern Philosophy / E. Kremer, M. Latzer, eds. Toronto: University of Toronto Press, 2001. P. 10–34.
  12. Gabriel A. K. The Lord is the Spirit. The Holy Spirit and the Divine Attributes. Eugen, OR: Pickwick Publications, 2011.
  13. Hartshorne, Ch. Man’s Vision of God and the Logic of Theism. Chicago: Willet, Clark and Company, 1941.
  14. Hartshorne, Ch. The Divine Relativity: A Social Conception of God. New Haven: Yale University Press, 1948.
  15. Hartshorne, Ch. A Natural Theology for Our Time. La Salle, Illinois: Open Court, 1967.
  16. Kärkkäinen V.-M. The Doctrine of God: A Global Introduction. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2004.
  17. Leftow B. Classical theism // The Routledge Encyclopedia of Philosophy. Taylor and Francis, 1998. URL:https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/god-concepts-of/v-1/sections/classical-theism (дата обращения: 17.02.2020).
  18. Menn S. Aristotle and Plato on God as Nous and as the Good // The Review of Metaphysics. 1992. Vol. 4. No. 3. P. 543–573.
  19. Plantinga A. Warranted Christian Belief. Oxford: Oxford University Press. 2000.
  20. Pinnock C. H., Rice R., Sanders J., Hasker W. and Basinger D. The Openness of God: A Biblical Challenge to the Traditional Understanding of God. Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1994.
  21. Rissler J. Open Theism // Internet Encyclopedia of Philosophy. URL: https://www.iep.utm.edu/o-theism/ (дата обращения: 17.02.2020).
  22. Schärtl Th. Rethinking the Concept of a Personal God // Schärtl Th., Tapp Ch., Wegener W., ed. Rethinking the Concept of a Personal God: Classical Theism, Personal Theism and Alternative Concepts of God. Münster: Aschendorff Verlag, 2016. P. 3–27.
  23. Swinburne R. The Coherence of Theism, rev. ed. N. Y.: Oxford University Press, 1993.
  24. Viney, D. Process Theism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2018 Edition), Edward N. Zalta, ed. URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2018/entries/processtheism/ (дата обращения: 17.02.2020).
  25. Whitehead A. N. Process and Reality: An Essay in Cosmology. N. Y.: Free Press, 1978.
  26. Whitehead A. N. Religion in the Making. N. Y.: Fordham University Press, 1997.
  27. Zagzebski L. T. Divine Motivation Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

Данные об авторе

Гаспаров Игорь Гарибович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко; Российская Федерация, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-0593-4366;
Электронный адрес: gasparov@mail.ru.

Благодарности

Статья подготовлена при поддержке РНФ, проект № 19-18-00441 «Феномен зла: от метафизики к теориям морали».