/

Карпов Кирилл Витальевич

Религиозная эпистемология Александра Гэльского и мудрость как чувство вкуса


Карпов К. В. Религиозная эпистемология Александра Гэльского и мудрость как чувство вкуса // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 90. С. 49-67.

DOI: 10.15382/sturI202090.49-67

Аннотация

В статье рассматривается концепция мудрости как вкуса, предложенная Александром Гэльским (1185/86–1245) в рамках своей религиозной эпистемологии. Отмечается, что концепция мудрости как вкуса была довольно распространена как в предшествующей Александру традиции, так и среди его младших современников: например, ее можно обнаружить у Бонавентуры и даже у Фомы Аквинского. Введение упомянутой концепции было необходимо Александру для решения некоторых важных задач в рамках религиозной эпистемологии, самой главной из которых является признание за религиозными утверждениями высшего эпистемического статуса среди возможных видов знания (мнение–достоверное–доказательное–мудрость). Отнесение религиозных убеждений к мудрости, высшему виду знания, поднимало ряд вопросов: почему убеждение, основанное на авторитете, ставится выше доказательного знания? почему высшее знание начинается именно с веры, а не с рационального рассуждения? какие процедуры позволяют достоверное возвести в ранг мудрости? Ответы на эти вопросы, данные Александром Гэльским, анализируются автором в соотнесении с решениями, предлагавшимися его современниками. Анализ последнего из указанных вопросов позволил сделать вывод, что концепция мудрости как вкуса описывала специальную процедуру верификации религиозных утверждений. Из этого становится ясно, что мудрость в рамках эпистемологии Александра Гэльского имеет как минимум два значения: во-первых, это обозначение высшего вида знания, доступного человеку; во-вторых, особое чувство, позволяющее обеспечить обоснование религиозных утверждений. В заключительной части статьи автор показывает, что в области религиозной эпистемологии Александр Гэльский совмещает в своей концепции эвиденциалистские и неэвиденциалистские черты. С одной стороны, он, как и почти все его современники, разделяет фундаменталистский идеал знания, считая его наивысшим среди доступного человеку и обязательным для построения любого научного знания. С другой стороны, для обоснования религиозных утверждений Александр выстраивает концепцию чувства мудрости, которая перекликается с концепциями должного функционирования, с некоторыми подходами в эпистемологиях добродетелей и авторитета.

Ключевые слова

Александр Гэльский, научное знание, теология, мудрость, чувство вкуса, эвиденциализм, фундаментализм

Список литературы

  1. Гаспаров И. Г. Алвин Плантинга и Фома Аквинский о возможности естественного знания о Боге // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 1 (38). С. 261–283.
  2. Гаспаров И. Г. «Sensus divinitatis» и «мистическое восприятие»: две модели эпистемического оправдания религиозных убеждений // Философия религии: аналитические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 50–66.
  3. Лактанций. Божественные установления. Книги I–VII / В. М. Тюленев, пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007.
  4. Леклерк Ж. Любовь к словесности и жажда Бога / Ю. Куркина, пер. с фр. М.: Изд-во францисканцев, 2015.
  5. Фома Аквинский. Комментарий к трактату Боэция «О Троице» / А. В. Апполонов, пер. с лат., вступ. ст. и коммент. М.: ЛЕНАНД, 2014.
  6. Albertus Magnus. Summa theologica, I, tr. 1 // Idem. Summa theologica. Pars Prima / A. Borgnet, ed. Vol. 31. P.: Vivès, 1896. P. 7–19.
  7. Alexander Halensis. Summa theologiae. Tractatus introductionis // Idem. Summa Theologica. Liber I. Tomus I. Quaracchi: Collegii S. Bonaventurae, 1924. P. 1–36.
  8. Aristoteles. Analytica priora et posteriora / W. D. Ross, ed. Oxford: Clarendon Press, 1964 (repr. 1968).
  9. Aristoteles. Ethica Nicomechea / J. Bywater, ed. Oxford: Clarendon Press, 1894.
  10. Aristoteles. Metaphysica / W. D. Ross, ed. 2 vols. Oxford: Clarendon Press, 1924 (repr. 1970).
  11. Augustinus. De diversis quaestionibus 83. Q. 48; PL 40, 31.
  12. Augustinus. De ordine. II, 5б 15-16, PL 32, 1001–2002.
  13. Augustinus. De praedestinatione sanctorum. II, 5; PL 44, 962.
  14. Bonaventura. I Sententiarum, prooem // Idem. Opera omnia. T. I. Quaracchi: Collegii S. Bonaventurae, 1882. P. 1–13.
  15. Bonaventura. III Sententiarum, d. 35, a. un., q. 1 // Idem. Opera omnia. T. III. Quaracchi: Collegii S. Bonaventurae, 1887. P. 772–775.
  16. Feldman R. Epistemology. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 2003.
  17. Greco J. Knowledge of God // The Oxford Handbook of the Epistemology of Theology / W. J. Abraham, F. D. Aquino, ed. Oxford: Oxford University Press, 2017. P. 9–29.
  18. Guillelmus Autissiodorensis. Summa aurea, III / J. Ribaillier, ed. Grottaferrata: Collegii S. Bonaventurae ad Claras Aquas, 1985.
  19. Isidorus Hispalensis. Etymologiae, 10, 240; PL 82, 392–393.
  20. Köpf U. Die Anfänge der theologischen Wissenschaftstheorie im 13. Jahrhundert. Tübingen: Mohr, 1974.
  21. Köpf U. Religiöse Erfahrung in der Theologie Bernards von Clairvaux. Tübingen: Mohr, 1980. Lactantius. Divinarum institutionum, IV, 4; PL 6, 456–457.
  22. Leclercq J. L’amour des lettres et le désir de Dieu: Initiation aux auteurs monastiques du Moyen-Age. Paris: Les Éditions du Cerf, 1957.
  23. Plantinga A. Warranted Christian Belief. Oxford: Oxford University Press, 2000.
  24. Robert Kilwardby (Robertus de Valle Verbi). De natura theologiae. Q. 6 / F. Stegmüller, Hrsg. Münster: Aschendorf, 1935. P. 20–24.
  25. Rolandus Cremonensis. Summa theologiae. Liber tercius / A. Cortesi, ed. Bergamo: Ed. “Monumenta Bergomensia”, 1962.
  26. Theologie als Wissenschaft im Mittelalter. Texte, Übersetzungen, Kommentare / B. Niederbacher, G. Leibold, Hrsgg. Münster: Aschendorff , 2006.
  27. Thomas Aquinatis. Scriptum super Sententiis. URL: https://www.corpusthomisticum.org/snp0001.html (дата обращения: 20.04.2020).
  28. Thomas Aquinatis. Summa theologiae. URL: https://www.corpusthomisticum.org/sth1001.html#28232 (дата обращения: 20.04.2020).
  29. Thomas Aquinatis. Super de Trinitate. URL: https://www.corpusthomisticum.org/cbt.html#84394 (дата обращения: 20.04.2020).
  30. Thomas Aquinatis. Super Psalmo 33. URL: https://www.corpusthomisticum.org/cps31.html (дата обращения: 20.04.2020).

Данные об авторе

Карпов Кирилл Витальевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-0223-7410;
Электронный адрес: kirill.karpov@gmail.com.

Благодарности

В ходе работы над этой статьей моими коллегами были высказаны разные, но одинаково ценные комментарии, замечания и предложения, которые я постарался учесть в итоговой версии данного текста. В особенности за проделанный нелегкий труд обсуждения первоначальной версии статьи я весьма благодарен А. В. Апполонову, И. Г. Гаспарову, А. Р. Фокину и В. К. Шохину.