/

Черный Алексей Иванович, священник

«Мы здесь Церковь»! Противопоставление понятий «институт» и «харизма» в немецком католическом движении обновления второй половины XX в.


Черный А. И. «Мы здесь Церковь»! Противопоставление понятий «институт» и «харизма» в немецком католическом движении обновления второй половины XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 90. С. 28-46.

DOI: 10.15382/sturI202090.28-46

Аннотация

В статье предпринята попытка выявить ключевые истоки антиинституционального дискурса в богословской литературе Католической Церкви в Германии после Второго Ватиканского собора и проанализировать использование в ней противопоставления понятий «харизма» и «институт». В качестве примера богословской аргументации рассматриваются идеи Фрекенхорстского кружка — наиболее влиятельной группы католических священников, выступавших за церковные реформы. Эта организация играла совершенно особую роль в движении католического обновления и оказывала существенное влияние на процесс регламентации церковной жизни в Германии. В статье анализируются труды троих его представителей: Вальтера Каспера, Готтхольда Хазенхюттля и Норберта Грайнахера. В основе самой церковной структуры ими помещается харизма как индивидуальное призвание каждого члена христианской общины к служению, а институты Церкви осмысляются почти исключительно в негативном ключе. По мнению автора статьи, на теологов Кружка оказали влияние «студенческая революция» 1968 г., «теология освобождения», но особенно идеи представителей Франкфуртской школы. Их критика современного общества и политических систем адаптируется в критической аргументации теологов Фрекенхорстского кружка, используется в критике Католической Церкви и ее властных институтов и преподносится как евангельский идеал. При таких условиях, по мнению автора, антиинституциональный пафос не имеет убедительных церковных или богословских оснований. Автор отмечает, что в антиинституциональном дискурсе совершенно особое положение занимает христианский священник: c одной стороны, он полностью вовлечен в жизнь общины, а с другой — является представителем иерархии. Соответственно, в богословии Кружка он иногда осмысляется как представитель народа, а иногда — как представитель «авторитарного» института Церкви. Это позволяет говорить об исключительном потенциале, открытом священнику как с точки зрения современной экклезиологии, так и в современном обществе в условиях пересмотра традиционных властных отношений.

Ключевые слова

Второй Ватиканский собор, Католическая Церковь, католическое обновление, Франкфуртская школа, харизма, институт, экклезиология

Список литературы

  1. Гренц С., Олсон Р. Богословие и богословы XX века. Черкассы, 2011.
  2. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М., 2003.
  3. Реати Ф. Э. Бог в XX веке. Человек — путь к пониманию Бога. Западное богословие XX века. СПб.: Европейский дом, 2002.
  4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  5. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
  6. Adorno T. W., Horkheimer M. Dialectic of enlightenment. N. Y.: Herder, 1972.
  7. Arens A. Die Entwicklung des Priesterbildes in den kirchlichen Dokumenten von der Enzyklika “Menti Nostrae” Papst Pius XII. (1950) bis zur Gemeinsamen Synode der Bistümer in der Bundesrepublik Deutschland (1975) // Pastorale Bildung / A. Arens, Hrsg. Trier, 1976. S. 7–35.
  8. Blank J. Das Evangelium als Garantie der Freiheit. Würzburg, 1970.
  9. Brittain Ch. The Frankfurt School on Religion // Religion Compass. 2012. Vol. 6/3. P. 204–212.
  10. Dem Konzil verpfl ichtet — verantwortlich in Kirche und Welt: Priester- und Solidaritätsgruppen in Deutschland (AGP) 1969–2010: eine Bilanz nach 40 Jahren / E. Utsch, C.-P. Klussmann, Hrsg. Berlin; Münster, 2010.
  11. Dols C., Ziemann B. Progressive Participation and Transnational Activism in the Catholic Church after Vatican II: The Dutch and West German Examples // Journal of Contemporary History. 2015. Vol. 50. № 3. P. 465–485.
  12. Fouilloux E. «Fille aînée de l’Église» ou «pays de mission»? (1926–1958) // Société sécularisée et renouveaux religieux (XXe siècle) / R. Rémond, ed. P., 1992. P. 131–252.
  13. Frymer B. Frankfurter school and Education // The SAGE Handbook of Critical Pedagogies / S. R. Steinberg, B. Down, eds. L.: Sage Publications LTD, 2020. P. 94–103.
  14. Fuchs O. “Ihr aber seid ein priesterliches Volk“: Ein Pastoraltheologischer Zwischenruf zu Firmung und Ordination. Mainz: Matthias Grü newald Verlag, 2017.
  15. Fuchs O. Prophetische Kraft der Jugend? Zum theologischen und ekklesiologischen Ort einer Altersgruppe im Horizont des Evangeliums. Freiburg, 1986.
  16. Gemeinsame Synode der Bistümer in der Bundesrepublik Deutschland. Beschlüsse der Vollversammlung. Offi zielle Gesamtausgabe I. Freiburg, 1976.
  17. Greinacher N. Herrschaftsfreie Gemeinde // Concilium. 1971. S. 181–190.
  18. Greinacher N. Von der Wirklichkeit zur Utopie: Der Weg eines Theologen. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2010.
  19. Großbölting Th. Wie ist Christsein heute möglich? Suchbewegungen des nachkonziliaren Katholizismus im Spiegel des Freckenhorster Kreises. Altenberge: Oros Verlag, 1997.
  20. Hasenhüttl G. Charisma. Ordnungsprinzip der Kirche. Freiburg im Breisgau: Herder Verlag, 1969.
  21. Hasenhüttl G. Kirche und Institution // Concilium. 1974. S. 7–11.
  22. Hasenhüttl G. Konfessionelle Momente in der Gottesfrage // Concilium. 1970. S. 273–277.
  23. Herzog D. The Death of God in West Germany. Between Secularization, Postfascism and the Rise of Liberation Theology // Die Gegenwart Gottes in der modernen Gesellschaft. Transzendenz und religiöse Vergemeinschaftung in Deutschland / M. Geyer, L. Hölscher, Hrsg. Göttingen, 2006. S. 431–466.
  24. Holzbrecher S. Der Aktionskreis Halle. Eine katholische Reformbewegung in der DDR zwischen Staat und Kirche // Reformen in der Kirche. Historische Perspektiven / A. Merk, G. Wassilowski, G. Wurst, Hrsg. Freiburg im Breisgau: Herder Verlag, 2014. S. 292–311.
  25. Horn G.-R. Western European Liberation Theology. The First Wave, 1924–1959. Oxford, 2008.
  26. Karrer L. Die Stunde der Laien: von der Würde eines namenlosen Standes. Freiburg im Breisgau; Basel; Wien: Herder, 1999.
  27. Käsemann E. Exegetische Versuche und Besinnungen. Bd. 1. Göttingen, 1960.
  28. Kasper W. Amt und Gemeinde (Referat am 14.2.1970) // Idem. Glaube und Geschichte. Mainz, 1970. S. 388–414.
  29. Kasper W. Der Leitungsdienst in der Gemeinde. Referat beim Studientag der DBK in Reute // Arbeitshilfen. 118. Bonn, 1994.
  30. Kasper W. Die Funktion des Priesters in der Kirche // Geist und Leben. 1969. № 42. S. 102–116.
  31. Kasper W. Die pastoralen Dienste in der Gemeinde // Synode der Bistü mer in der BRD. Offi zielle Ausgabe I. Freiburg i. Br., 1976. S. 581–596.
  32. Kasper W. Gemeinsames und besonderes Priestertum. Vier Aufgaben für eine Erneuerung des priesterlichen Dienstes // Priestertum Christi und priesterlicher Dienst / G. Augustin, K. Koch, Hrsg. Freiburg im Breisgau. 2013. S. 9–23.
  33. Kerstiens F. Umbrüche — Eine Kirchengeschichte von unten. Autobiographische. Berlin, 2013.
  34. Laeyendecker B. Septuagint. De lotgevallen van een beweging // Schreuder O., van Snippenburg L., eds. Religie in de Nederlandse samenleving. De vergeten factor. Baarn, 1990. P. 90–117.
  35. Marcuse H. Triebstruktur und Gesellschaft. Frankfurt, 1970.
  36. Mariante B. R. The Frankfurt School and the Sociology of Religion: Religion a la Marx and Freud // Humboldt Journal of Social Relations. Vol. 9. No. 1 (Fall/Winter 1981/82). P. 75–89.
  37. Metz J. B. Braucht die Kirche eine neue Reformation? Eine römisch-katholische Antwort // Concilium. 1970. S. 265–270.
  38. Metz J. B. Zur Theologie der Welt. München: Chr. Kaiser, 1968.
  39. Preglau-Hämmerle S. Katholische Reformbewegung weltweit. Ein Überblick. Innsbruck; Wien: Tyrolia-Verlag, 2012.
  40. Rahner K. Freiheit und Manipulation in der Kirche. München, 1970.
  41. Siebert R. J. The Critical Theory of Religion: The Frankfurt School. Lanham: Scarecrow Press, 2001.
  42. Sohm R. Wesen und Ursprung des Katholizismus. Leipzig, 1912.
  43. The Frankfurt School on religion: key writings by the major thinkers / E. Mendieta, ed. Abingdon: Routledge, 2005.
  44. Zulehner P. M. Pastoraltheologie. Bd. 1. Fundamentalpastoral. Kirche zwischen Auftrag und Erwartung. Dü sseldorf: Patmos Verlag, 1991.

Данные об авторе

Черный Алексей Иванович, священник


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Приглашенный сотрудник Лаборатории исследований церковных институций;
ORCID: 0000-0002-7287-0860;
Электронный адрес: lexschwarz@gmail.com.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10089). Организация выполнения проекта – Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.