/

Гипп Константин Сергеевич, протоиерей

Диалектика секулярного и сакрального в советской действительности


Гипп К. С. Диалектика секулярного и сакрального в советской действительности // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 90. С. 114-134.

DOI: 10.15382/sturI202090.114-134

Аннотация

В статье предлагаются теоретические подходы к анализу феномена советской идеологии, уточняется соотношение процессов секуляризации и сакрализации в советском обществе. Исторический процесс ХХ века привел к сложной трансформации мировоззрения советского человека. В начале советского периода происходила замена православной веры, носителем которой было крестьянское большинство населения СССР, советским идеологическим конструктом. По многим параметрам данный конструкт подпадает под понятие квазирелигии, имея в наличии доктрину, идеологический нарратив, пролетарскую мораль, своеобразную гражданскую обрядность, аналогичную Церкви партийную структуру. Была создана особая советская культура, руководствовавшаяся принципами соцреализма и обладавшая своей специфической символикой. Значительное место в советской квазирелигии занимал культ вождя. Главным отличием советской идеологии от традиционной религии было полное отсутствие трансцендентной составляющей, которая заменялась эсхатологизмом начала нового исторического эона, построения рая на земле. Параллельно шел процесс секуляризации сознания советских людей через систему образования, когда ими усваивалась позитивистская картина мира, лишенная священных черт. Эта рационализация сознания, а также политические события 50-х гг. привели к постепенной утрате привлекательности советской идеологии для значительной части населения, но, с другой стороны, активизировали духовные поиски советских людей в послевоенный период советской истории. Эти поиски были направлены и в сторону традиционного православия, и в сторону различных форм эзотеризма, и в сторону проявления повышенного интереса к паранормальным явлениям. Таким образом, в позднесоветский период возникает мировоззренческий фон, общей характеристикой которого можно назвать тягу ко всему таинственному, необычному, чудесному. Можно считать это проявлением имплицитного стремления к трансцендентному, свойственного человеку. Таким образом, можно согласиться с Н. Демератом, говорившем о том, что секуляризация и сакрализация представляют из себя симбиотически связанные процессы. Отказ от традиционной религии (секуляризация) привел к некритическому принятию коммунистической квазирелигиозной идеологии (сакрализация), разочарование в ней и принятие позитивистской картины мира (секуляризация), приводит к кризису и вновь толкает человека к религии в ее более традиционном понимании (сакрализация). Поэтому современную религиозную ситуацию в России можно охарактеризовать как постсекулярную.

Ключевые слова

советская секуляризация, советская идеология, советское общество, сакрализация, квазирелигия, священное, культ Ленина, имплицитная религиозность, постсекулярное общество

Список литературы

  1. Антонов К. М. Психология «страха смерти» vs социология «контрреволюционной идеологии»: полемика М. Н. Покровского и И. И. Скворцова-Степанова (1922–1923) и пути изучения религии в СССР // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. № 5 (67). С. 73–98.
  2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
  3. Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема // Он же. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности: в 2 т. СПб., 1999. Т. 1. С. 225–252.
  4. Брук С. И., Покшишевский В. В. Союз Советских Социалистических Республик: Население // БСЭ. 3-е изд. М., 1977. Т. 24. Кн. II. С. 14–17.
  5. Ваарденбург Ж. Религия и религии: систематическое введение в религиоведение. СПб.: Изд-во РХГА, 2016. С. 215.
  6. Вернадский Г. Ленин — красный диктатор. М., 2000.
  7. Вишев И. В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.
  8. Гараджа В. И. Секуляризация // Философия: Энциклопедический словарь / ред. А. А. Ивин. М., 2004.
  9. Глебова И. И. Вопрос о власти в революциях 1917 г.: социокультурный контекст // Полития. 2010. № 1 (56). С. 5–29.
  10. Гройс Б. Русский космизм: биополитика бессмертия // Русский космизм: антология / ред. Б. Гройс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 6–31.
  11. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018.
  12. Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3–4 (30). С. 408–429.
  13. Жиромская В. Б. Отношение населения к религии: по материалам переписи 1937 года // Труды Института российской истории РАН. 1997–1998 гг. Вып. 2. М., 2000. С. 324–338.
  14. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 114–164.
  15. Колкунова К. А. Ниниан Смарт и современное религиоведение // Религиоведческие исследования. 2010. № 1–2 (3–4). С. 137–142.
  16. Колкунова К. А. Подходы к исследованию квазирелигий в западном религиоведении и теологии // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2010. № 6. С. 96–102.
  17. Кукулин И. Фетишизация науки и традиция Просвещения. URL: https://indicator.ru/humanitarian-science/fetishizaciya-nauki-i-tradiciya-prosvesheniya.htm/ (дата обращения: 05.10.2019).
  18. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Издательство «Пресса», «Вопросы философии», 1991.
  19. Носачев П. Г. Пролегомены к изучению советского эзотерического подполья 60–80-х гг. XX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2012. № 4 (42). С. 53–61.
  20. Подрабинек А. Дворкович не кощунник // Ежедневный журнал. URL: http://ejrus.org/?a=note&id=12285/ (дата обращения: 05.10.2019).
  21. Пронина И. Н. Массовый праздник в советской социокультурной модели // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. «Философия, Социология, Культурология». 2015. Вып. 37. № 19 (374). С. 114–121.
  22. Рахманин А. Ю. Священное и религия: определения, категории, концепты // Религиоведческие исследования. 2017. № 1 (15). C. 84–116.
  23. Святогор А. «Доктрина отцов» и анархизм-биокосмизм // Русский космизм: антология / ред. Б. Гройс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 138–155.
  24. Синелина Ю. Ю. Секуляризация в социальной истории России. М., 2004.
  25. Смолкин-Ротрок В. Проблема «обыкновенной» советской смерти: материальное и духовное в атеистической космологии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3–4 (30). С. 430–463.
  26. Соколова А. Н. Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 187–202.
  27. Тейлор Ч. Секулярный век. М.: ББИ, 2017.
  28. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995.
  29. Тумаркин Н. Ленин жив. Культ Ленина в Советской России. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999.
  30. Узланер Д. А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. 2010. № 6. C. 62–69.
  31. Фирсов С. Л. Перевернутая религия: советская мифология и коммунистический культ (к вопросу о новом революционном сознании и «освобожденном» человеке) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2003. № 1 (21). С. 91–109.
  32. Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2018.
  33. Шохин В. К. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2018. № 1(2). С. 6–18.
  34. Элиаде М. Трактат по истории религий. М.: Академический проект, 2015.
  35. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: НЛО, 2014.
  36. Яковлев А. Н. Против антиисторизма // Литературная газета. 1972. № 46. 15 ноября.
  37. Berger P. A Rumor of Angels, Modern Society and the Rediscovery of the Supernatural. 1969. URL:https://play.google.com/books/reader?id=Zxc_EDPFgCEC&hl=ru&printsec=frontcover&pg=GBS.PT2 (дата обращения: 06.02.2020).
  38. Demerath N. J. The Varieties of Sacred Experience: Finding the Sacred in a Secular Grove // Journal for the Scientifi c Study of Religion. 2000. № 39 (1). P. 1–11.
  39. Krementsov N. Revolutionary Experiments. The Quest for Immortality in Bolshevik Science and Fiction. Oxford University Press, 2014
  40. Madsen R. What Is Religion? Categorical Reconfi gurations in a Global Horizon // The Postsecular in Question: Religion in Contemporary Society / Ph. Gorsky et al., ed. L., 2012. P. 23–42.

Данные об авторе

Гипп Константин Сергеевич, протоиерей


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 425;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4562-0302;
Электронный адрес: ksg18@yandex.ru.