/

Бурмистров Константин Юрьевич

«Моисей Германский» и иудейско-христианские отношения эпохи раннего Просвещения


Бурмистров К. Ю. «Моисей Германский» и иудейско-христианские отношения эпохи раннего Просвещения // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 90. С. 87-113.

DOI: 10.15382/sturI202090.87-113

Аннотация

Вторая половина ХVII в. была переломной эпохой в религиозной жизни протестантского мира Европы, что сказалось, в частности, на переменах в отношениях между христианами и иудеями. Это было время удивительного разномыслия, духовных поисков, возникновения религиозных групп и движений, для членов которых личный мистический опыт и коллективные эсхатологические ожидания оказывались намного важнее догматических различий и церковных обрядов. В данной статье особенности той эпохи рассматриваются на конкретном историческом примере Иоганна Петера Шпета, богослова, мистика, гебраиста, долгий путь которого через различные христианские деноминации завершился принятием иудаизма. Этот поступок человека, известного в протестантском мире немецкоязычных стран (в среде пиетистов его даже называли «вторым Лютером»), произвел очень сильное впечатление на современников. Он породил много споров не только о самом этом человеке, который после перехода в иудаизм принял имя «Моисей Германский», но и на темы, волновавшие философов и богословов того времени: о пантеизме, материализме, атеизме, учении Б. Спинозы, об отношении к иудаизму, о его значении для христианского мира в преддверии конца времен и пришествия Мессии, и т. д. Разгорелась полемика о том, насколько значимым было учение каббалы для философии Спинозы, допустимо ли изучение и использование еврейских мистических текстов в христианском богословии, насколько обоснованным является представление о существовании «изначальной религии», «вечной философии» (philosophia perennis), следуя которому можно искать крупицы истинного знания в религиях и философиях древних времен... В контексте этих споров позиция самого Иоганна Петера Шпета, его аргументация в пользу сделанного им непростого выбора выглядит исключительно интересной и сама по себе, и в связи с более широкими вопросами о формах и границах религиозной терпимости, проблемах духовного поиска и обращения.

Ключевые слова

иудаизм, еврейский мистицизм (каббала), протестантизм, пиетизм, гебраизм, Спиноза, эсхатология, Мессия, религиозное обращение, диалог религий

Список литературы

  1. Бурмистров К. Ю. Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М., 2013.
  2. Бурмистров К. Ю. Спиноза и каббала: конфликты, влияния, источники // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции / отв. ред. О. В. Белова. М., 2017. С. 10–32.
  3. Грец Г. История евреев от эпохи голландского Иерусалима до падения франкистов. СПб., 1888.
  4. Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. М., 1989.
  5. Эндель М. И. «Спиноза без малейшаго сумнения каббалиствует»: о ранее неизвестном переводе на русский язык книги Иоганна Вахтера «Elucidarius cabbalisticus» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 77. С. 100–117.
  6. Benz E. La Kabbale chrétienne en Allemagne du xvi au xviii siècle // Kabbalistes Chrétiens / A. Faivre, F. Tristan, eds. P., 1979. P. 89–148.
  7. [Bücher F. C.] Sendschreiben eines gewesenen Pietisten, der sich selbst Moses Germanus nennt, und vor wenig Jahren ein Jude worden. Danzig, 1699.
  8. Burckhard J. Historiae Bibliothecae Avgvstae qvae in Wolff enbvttel est. Pars II. Wolfenbüttel, 1746.
  9. Burmistrov K. Die hebräischen Quellen der Kabbala Denudata // Morgen-Glantz. 2002. Bd. XII. S. 341–376.
  10. Carolus A. Memorabilia ecclesiastica saeculi a Christo nato decimi septimi. T. 2. Tübingen, 1701.
  11. Christian Knorr von Rosenroth. Dichter und Gelehrter am Sulzbacher Musenhof. Amberg, 1989.
  12. Coudert A. P. Five Seventeenth Century Christian Hebraists // Hebraica Veritas? Christian Hebraists and the Study of Judaism in Early Modern Europe / A. P. Coudert, J. S. Shoulson, eds. Philadelphia, 2004. P. 286–308.
  13. Coudert A. P. Kabbalistic Messianism versus Kabbalistic Enlightenment // Jewish Messianism in the Early Modern World / M. Goldish, R. H. Popkin, eds. Dordrecht, 2001. P. 107–124.
  14. Coudert A. P. Judaizing in the Seventeenth Century: Francis Mercury van Helmont and Johann Peter Späth (Moses Germanus) // Secret Conversions to Judaism in Early Modern Europe / M. Mulsow, R. H. Popkin, eds. Leiden, 2004. P. 71–121.
  15. Coudert A. P. The Impact of the Kabbalah in the Seventeenth Century. Leiden, 1999.
  16. Coudert A. P. The Kabbala Denudata: Converting Jews or Seducing Christians? // Jewish Christians and Christian Jews / R. Popkin, G. Weiner, eds. Dordrecht, 1994. P. 73–96.
  17. Coudert A. P. Leibniz and the Kabbalah. Dordrecht, 1995.
  18. Das Zeitalter der Aufklärung / W. Philipp, Hrsg. Bremen, 1963.
  19. Difenbach M. Judaeus converses. Frankfurt a.M., 1709.
  20. Eisenmenger J. A. Entdecktes Judenthum. Bd. 2. Königsberg, 1711.
  21. Feustking J. H. Gynaeceum Haeretico-Fanaticum oder Beschreibung der falschen Prophetinnen, Quaeckerinnen, Schwaermerinnen und anderen sectirerischen und begeisterten Weibespersonen. Frankfurt a.M.; Leipzig, 1704.
  22. Finke M. Christian Augusts Bücherwelt // Christian Knorr von Rosenroth. Dichter und Gelehrter am Sulzbacher Musenhof. Amberg, 1989. S. 56–60.
  23. Finke M., Handschur E. Christian Knorr von Rosenroth Lebenslauf aus dem Jahre 1718 // Morgen-Glantz. 1991. Bd. I. S. 33–48.
  24. Foucher de Careil L.-A. Leibnitz, la philosophie juive et la Cabala. P., 1861.
  25. Fürst J. Bibliotheca Iudaica: bibliographisches Handbuch. Bd. 1. Leipzig, 1849.
  26. Greisinger L. Chiliasten und “Judentzer“: Eschatologie und Judenmission im protestantischen Deutschland des 17. Und 18. Jahrhunderts // Kwartalnik Historii Żydów. 2006. No. 4. S. 535–575.
  27. Guibbory A. Christian Identity, Jews, and Israel in 17th-Century England. Oxford, 2010.
  28. Hallamish M. An Introduction to the Kabbalah. Albany, 1999.
  29. Hartmann J. Die jüdische Gemeinde in Sulzbach und Floß // Christian Knorr von Rosenroth. Dichter und Gelehrter am Sulzbacher Musenhof. Amberg, 1989.
  30. Huber W. Die Kabbala als Quelle zum Gottesbegriff Jakob Boehmes (Diss. an der Theolog. Fakult. der Univ. Salzburg). Salzburg, 1964.
  31. Jaitner K. Die Juden in der frühen Neuzeit // Morgen-Glantz. 1997. Bd. VII. S. 241–263.
  32. Jewish-Christian Relations in the Seventeenth Century: Studies and Documents / J. van den Berg, E.G. van der Wall, eds. Dordrecht, 1988.
  33. Kabbala Denudata, seu DoctrinaHebraeorum Transcendentalis et Metaphysica atque Theologica. T. 1: Sulzbach, 1677–1678; T. 2: Frankfurt a.M., 1684.
  34. Katz J. Out of the Ghetto: The Social Background of Jewish Emancipation, 1770–1870. Cambridge, Mass., 1973.
  35. Kilcher A. B. Lexikographische Konstruktion der Kabbala. Die Loci communes cabbalistici der Kabbala Denudata // Morgen-Glantz. 1997. Bd. VII. S. 67–125.
  36. Kilcher A. B. Synopse zu Knorr von Rosenroths Kabbala Denudata // Morgen-Glantz. 2000. Bd. X. S. 201–220.
  37. [Knorr von Rosenroth Ch.] Neuer Helikon mit seinen Neun Musen. Nürnberg, 1684.
  38. Kunert J. Der Juden Könige zwei. Zum deutschsprachigen Diskurs über Sabbatai Zwi und Oliger Paulli. Inaugural-Dissertation. Erfurt: Max-Weber-Kolleg für kultur- und sozialwissenschaftliche Studien, der Universität Erfurt, 2018.
  39. La Croze M. V. Vindiciae veterum scriptorum contra J. Harduinum. Roterodami, 1708.
  40. Leibniz G. W. Sämtliche Schriften und Briefe. Erste Reihe. Bd. 5. Berlin, 1954.
  41. Liber Sohar sive Collectanea De dictis & gestis R. Schimeon Filii Johai. Sulzbach, 1684.
  42. Mahlev H. ‘Spinosismus’ als ‘Philosemitismus’? // Morgen-Glantz. 2012. Bd. XXII. S. 91–113.
  43. Mahlev H. “Der Schöpff er aller Dinge hat einmahl die gebenedeyte Weißheit in Jacob wohnen heissen, [...] und so thut Er keinen Heyden”: Johann Peter Späths Auseinandersetzung mit der Kabbala // Morgen-Glantz. 2010. Bd. 20. S. 205–225.
  44. Mahlev H. Daß ein Pietist ein guter Cabbalist und Judæus mysticus sey. Pietismus und Philosemitismus bei Christian Friedrich Bücher // Philosemitismus: Rhetorik, Poetik, Diskursgeschichte / P. Theisohn, G. Braungart, Hrsgg. Paderborn, 2017. S. 63–81.
  45. Maimon S. Lebensgeschichte. Theil 1. Berlin, 1792.
  46. Marcus R. On Biblical Hypostases of Wisdom // Hebrew Union College Annual. 1950/51. Vol. 23. P. 157–171.
  47. Novum Domini Nostri Jesu Christi Testamentum Syriace. Sulzbach, 1684.
  48. Popkin R. H. The Third Force in Seventeenth-Century Thought. Leiden, 1992.
  49. Popkin R. Jewish-Christian Relations in the Sixteenth and Seventeenth Centuries: The Conception of the Messiah // Jewish History. 1992. Vol. 6. No. 1/2. P. 163–177.
  50. Popkin R. Spinoza, Neoplatonic Kabbalist? // Neoplatonism and Jewish Thought / L. E. Goodman, ed. Albany, 1992. P. 387–409.
  51. Reichert K. Christian Kabbalah in the Seventeenth Century // The Christian Kabbalah / J. Dan, ed. Cambridge (Mass.), 1997. P. 127–148.
  52. Rensoli Laliga L. La polémica sobre la Kabbalah y Spinoza: Moses Germanus y Leibniz. Granada, 2011.
  53. Rensoli-Laliga L. Johann Peter Spaeth // Biographisch-Bibliographischen Kirchenlexikons. Bd. XXXIII. Herzberg, 2012. Sp. 1267–1278.
  54. Salecker K. Christian Knorr von Rosenroth (1636–1689). Leipzig, 1931.
  55. Samter N. Johann Spaeth (Moses Germanus), der Proselyt // Monatsschrift für Geschichte und Wissenschaft des Judentums. 1895. No. 3. S. 178–187, 221–230, 271–281.
  56. Schmidt-Biggemann W. Geschichte der christlichen Kabbala. Bd. II. Stuttgart, 2013.
  57. Schoeps H. J. Philosemitismus im Barock. Religions- und geistesgeschichtliche Untersuchungen. Tübingen, 1952.
  58. Scholem G. On the Mystical Shape of the Godhead. N. Y., 1991.
  59. Scholem G. Bibliographia Kabbalistica. Leipzig, 1927.
  60. Scholem G. Die Wachterische Kontroverse über den Spinozismus und ihre Folgen // Spinoza in der Frühzeit siener religiözen Wirkung / K. Gründer, W. Schmidt-Biggermann, Hrsg. Heidelberg, 1984. S. 15–25.
  61. Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974.
  62. Schröder W. Einleitung // Wachter J. G. Der Spinozismus im Jüdenthumb (1699) / V. W. Schröder, Hrsg. Stuttgart — Bad Cannstatt, 1994.
  63. Schudt J. J. Jüdische Merckwürdigkeiten. 4 Bd. Frankfurt a.M.; Leipzig, 1714–1718.
  64. Schulitz J. Jakob Boehme und die Kabbalah. Eine vergleichende Werkanalyse. Frankfurt a.M., 1993.
  65. Schulze W. A. Jacob Boehme und die Kabbala // Judaica (Zürich). 1955. No. 11. S. 12–29.
  66. Vileno A. M., Wilkinson R. J. La dernière oeuvre de Christian Knorr de Rosenroth: le Messias puer // BABELAO. 2018. No. 7. P. 137–147.
  67. Wachter J. G. Der Spinozismus im Jüdenthumb. Amsterdam, 1699.
  68. Wagenseil J. C. Benachrichtigungen wegen einiger die Judenschaff t angehende wichtigen Sachen. Leipzig, 1705.
  69. Wappmann V. Knorrs von Rosenroth Sulzbacher Freundeskreis // Morgen-Glantz. 1993. Bd. III. S. 19–69.
  70. Wappmann V. Durchbruch zur Toleranz: Die Religionspolitik des Pfalzgrafen Christian August von Sulzbach, 1622–1708. Neustadt, 1995.
  71. Wappmann V. Sulzbach als Drukort im 17. Jhdt // Morgen-Glantz. 1995. Bd. V. S. 175–195.
  72. Weinberg M. Die hebräischen Druckereien in Sulzbach (1669–1851). Frankfurt a.M., 1904.
  73. Wolf J. Ch. Bibliotheca Hebraea. Pars 3. Hamburg, 1727.
  74. Wulf J.-H. Spinoza in der jüdischen Aufklärung. Berlin, 2012.
  75. Zeller R. Der Paratext der Kabbala Denudata. Die Vermittlung von jüdischer und christlicher Weisheit // Morgen-Glantz. 1997. Bd. VII. S. 141–169.

Данные об авторе

Бурмистров Константин Юрьевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0687-2531;
Электронный адрес: kburmistrov@hotmail.com.