/

Харитонова Юлия Германовна

Феномен жречества в древнегреческой религии в западном антиковедении XIX – XXI веков: концептуальные схемы и исследовательские перспективы


Харитонова Ю. Г. Феномен жречества в древнегреческой религии в западном антиковедении XIX – XXI веков: концептуальные схемы и исследовательские перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 87. С. 109-127.

DOI: 10.15382/sturI202087.109-127

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу концептуальных подходов к феномену жречества Древней Греции в западной исследовательской литературе XIX–XXI вв. Представлен краткий анализ проблемы институализации жреческого сословия в современном западном антиковедении. На основе анализа работ В. Буркерта формулируется «аксиома» как набор сравнительно-апофатических утверждений об античном жречестве. По мнению автора статьи, к таковым относятся закрытость и элитарность группы жрецов; отсутствие системы посвящений; отсутствие единообразной практики, независимой от локализации культа; отсутствие единой доктрины. Формулировка пунктов «аксиомы» способствует выделению в исследовательской литературе условной схемы из пяти концептуальных подходов к феномену жречества в Древней Греции. Объединение выявленных концептуальных подходов в единую структуру (по принципу отношения их авторов к роли жреца и проблеме жреческой институции) позволяет сконструировать систему восприятия жречества: полисные жрецы, гадатели и провидцы, посредники между мирами людей и богов, хранители ритуалов, специалисты по общению с божественным. В завершении статьи формулируется триада вопросов к рассмотренной исследовательской литературе, необходимых для верификации предложенной концептуальной схемы «восприятия жречества»: 1) проблема христианоцентричного восприятия жрецов исследователями; 2) проблема умолчания о ритуалах сельских святилищ и приоритета полисных храмов; 3) проблема феномена «отношения к божественной реальности» применительно к жречеству в Древней Греции. Решение указанных вопросов — обнаружение связи ритуала жертвоприношений с практиками гаданий, рассмотрение феномена «божественной одержимости» и внимание к храмовым практикам сельских святилищ — позволит допустить изучение греческого жречества в контексте истории античной магии как эволюции системы ритуально-культовых практик.

Ключевые слова

антиковедение, история религий, история магии, религия Древней Греции, институт жречества, жертвоприношение, полисная религия, божественная одержимость, Буркерт

Список литературы

  1. Beard M., North J. (1990) Pagan Priests: Religion and Power in the Ancient World. London.
  2. Boulanger A., Gernet L. (1932) Le Génie grec dans la religion. Paris.
  3. Bremmer J. N. (2008) “Priestly Personnel of the Ephesian Artemision: Anatolian, Persian, Greek, and Roman Aspects”, in B. Dignas, K. Trampedach (eds) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Offi cials from Homer to Heliodorus. Washington, pp. 37‒54.
  4. Bremmer J. N. (1994) Greek Religion. Oxford.
  5. Buraselis K. (2008) “Priesthoods for Sale. Comments on Ideological and Financial Aspects of the Sale of Priesthoods in the Greek Cities of the Hellenistic and Roman Periods”, in Religion and Society. Rituals, Resources and Identity in the Ancient Greco-Roman World: The BOMOS Conferences 2002‒2005. Rome, pp. 125‒131.
  6. Burkert W. (1972) Homo Necans: Interpretationen Altgriechischer Opferriten und Mythen. Berlin.
  7. Burkert W. (2004) Greek Religion: Archaic and Classical. St Petersburg (Russian translation).
  8. Chaniotis A. (1972) “Priests as Ritual Experts in the Greek World”, in B. Dignas, K. Trampedach (eds) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus. Washington, pp. 17‒37.
  9. Connelly J. B. (2007) Portrait of a Priestess. Women and Ritual in Ancient Greece. Princeton. Dignas B., Trampedach K. (eds) (2008) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus. Washington.
  10. Dmitrieva T. (2000) “Zhertvoprinoshenie: poiski istokov» [Sacrifi ce: Search for the Origins], in Zhertvoprinosheniya: Ritual v kul’ture i iskusstve ot drevnosti do nashikh dnei [Sacrifices: A Ritual in Culture and Art from Antiquity to the Present Day], Moscow, pp. 11–22 (in Russian).
  11. Dodds E. R. (1951) The Greeks and the Irrational. Berkeley.
  12. Flower M. A. (2008) “The Iamidae: A Mantic Family and Its Public Image”, in B. Dignas, K. Trampedach (eds) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus. Washington, pp. 187‒207.
  13. Garland R. (1984) “Religious Authority in Archaic and Classical Athens”, in Annual of the British School at Athens (ABSA), 79. London, pp. 75–76.
  14. Golubtsova E. (1985) “Mirovozzrenie gorozhanina i krest’yanina Maloi Azii v I‒III vv.” [The Ideology of Urban Residents and Peasants of Asia Minor in the I‒III Centuries], in Kul’tura Drevnego Rima, 2. Moscow, pp. 356‒387 (in Russian).
  15. Graf F. (1997) “Griechische Religion”, in H. Nesselrath (ed.) Einleitung in die griechische Philologie. Wiesbaden, pp. 457–504.
  16. Hamilton R. (1985) “Euripidean Priests”, in D. R. Shackleton Bailey (ed.) Harvard Studies in Classical Philology, 89. Cambridge, Massachusetts, pp. 53–73.
  17. Harris D. (1995) The Treasures of the Parthenon and Erechtheion. Oxford.
  18. Henrichs A. (2008) “Introduction. What Is a Greek Priest?”, in B. Dignas, K. Trampedach (eds) Practitioners of the Divine: Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus. Washington, pp. 1‒17.
  19. Horster М., Klöckner А. (2013) Cities and Priests: Cult Personnel in Asia Minor and the Aegean Islands from the Hellenistic to the Imperial Period. Berlin.
  20. James E. O. (1955) The Nature and Function of Priesthood: A Comparative and Anthropological Study. New York.
  21. Kern O. (1926) Die Religion der Griechen. Berlin.
  22. Kofanov L., Chaplygina N. (1994) Religiia i obshchestvo v Drevnem Rime [Religion and Community in Ancient Rome]. Moscow (in Russian).
  23. Lambert S. (2010) “A Polis and its Priests: Athenian Priesthoods Before and After Pericles’ Citizenship Law”. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, 59 (2). Stuttgart, 143‒175.
  24. Lenskaya V. (2011) “Elevsinskie zhrecheskie rody” [Eleusinian Families of Priests]. Vestnik Drevnei Istorii, vol. 2, pp. 25‒26 (in Russian).
  25. Lenskaya V (2011) “Mladshii kul’tovyi personal v drevnei Gretsii” [Junior Religious Staff in Ancient Greece]. Problemy istorii, filologii, kul’tury, 4 (34), pp. 322‒336 (in Russian).
  26. Lenskaya V. (2012) “Tipy kul’tov v Afi nakh” [Types of Cults in Athens], in Vostok, Evropa, Amerika v drevnosti. Sbornik nauchnykh trudov XVII Sergeevskikh chtenii [East, Europe, America in Antiquity. A Collection of Scientifi c Papers from the XVII Sergeevskie Readings], 2. Moscow, pp. 80‒90 (in Russian).
  27. Lenskaya V. (2013) “Privilegii i l’goty zhretsov v Drevnei Gretsii” [Priestly Perquisites and Honours in Ancient Greece]. Mnemon, 13, pp. 103‒116 (in Russian).
  28. Lenskaya V. (2017) “Chastnye zhertvoprinosheniia v drevnei Gretsii” [Private Sacrifi ces in Ancient Greece]. Problemy istorii, filologii, kul’tury, 4, pp. 47‒63 (in Russian).
  29. Lorenz K. (1963) Das sogenannte Böse zur Naturgeschichte der Aggression. Vienna.
  30. Maiorova N. (2000) “Rimskie fetsialy: kto oni?” [Roman Fetiales: Who are They?]. Trudy istoricheskogo fakulteta MGU. Seriya III. Instrumente studiorum (6). Trudy kafedry drevnikh yazykov. St Petersburg, pp. 52–61 (in Russian).
  31. Nemirovskii A. (1964) Ideologiya i kul’tura rannego Rima [Ideology and Culture of Ancient Rome]. Voronezh (in Russian).
  32. Neumann J. (1998) “Priester”, in H. Cancik, B. Gladigow, K.-H. Kohl (eds) Handbuch religionswissenschaftlicher Grundbegriffe, IV. Stuttgart, pp. 342–344.
  33. Nietzsche F. (1967) “Der Gottesdienst der Griechen. 1875–1876”, in G. Colli, M. Montinari (eds) Werke: Kritische Gesamtausgabe, 2.5. Berlin, pp. 355–520.
  34. Nilsson M. P. (1967) Geschichte der griechischen Religion. Munich.
  35. Sabourin L. (1973) Priesthood. A Comparative Study. Leiden.
  36. Shtaerman E. (1985) “Drevneishaia rimskaia religiia — religioznaia obshchina” [The Oldest Roman Religion — a Religious Community], in E. Golubtsova (ed.) Kul’tura Drevnego Rima [Culture of Ancient Rome], 1. Moscow, pp. 106‒144 (in Russian).
  37. Shtaerman E. (1987) Sotsial’nye osnovy religii Drevnego Rima [Social Foundations of Religion of Ancient Rome]. Moscow (in Russian).
  38. Smorchkov A. (1996) “Polozhenie zhrechestva v epokhu rannei Respubliki” [The Position of the Priesthood in the Era of the Early Republic]. Ius antiguum. Drevnee pravo, 1, pp. 42‒46 (in Russian).
  39. Sourvinou-Inwood C. (2000) “Further Aspects of Polis Religion”, in R. Buxton (ed.) Oxford Readings in Greek Religion. Oxford, pp. 38–55.
  40. Stengel P. (1920) Die griechischen Kultusaltertümer. Munich.
  41. Tokmakov V. (1997) “Sakral’no-pravovye aspekty ritualov zhrecheskoi kollegii saliev v arkhaicheskom Rime” [Sacred and Legal Aspects of the Rituals of the Priestly Community of Salia in Archaic Rome]. Ius antiguum. Drevnee pravo, 2, pp. 9‒17 (in Russian).
  42. Tsoukala V. (2009) “Honorary Shares of Sacrifi cial Meat in Attic Vase Painting”, in Hesperia: Journal of the American School of Classical Studies at Athens, 78 (1). Princeton, pp. 1‒40.
  43. Vernant J.-P. (1974) Mythe et société en Grèce ancienne. Paris. Wilamowitz-Moellendorff U. (1931) Der Glaube der Hellenen, 1. Berlin.

Данные об авторе

Харитонова Юлия Германовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-2998-7836;
Электронный адрес: skriptorika@gmail.com.