/

Резвых Татьяна Николаевна

Вильгельм Штерн: персонализм, организм, телеология


Резвых Т. Н. Вильгельм Штерн: персонализм, организм, телеология // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 85. С. 73-87.

DOI: 10.15382/sturI201985.73-87

Аннотация

В статье рассматриваются основные положения до сих пор практически неизвестной в России оригинальной системы персонализма немецкого и американского психолога и философа В. Штерна. Концепция Штерна рассмотрена в контексте телеологического мировоззрения, получившего развитие в начале ХХ в. Рассмотрена критика Штерном предшествующего персонализма и имперсонализма. Установлено, что главная особенность понимания личности Штерном состоит в том, что на место способности сознания философ ставит функцию индивидуальной целесообразной деятельности как саморазвития личности. Проанализирован основополагающий для Штерна принцип телеомеханического параллелизма, с точки зрения которого личность с внешней стороны взаимодействует с другими личностями и потому неизбежно обусловлена законом причинности, а с внутренней — является самодеятельным, целеполагающим существом. Предпринят развернутый анализ особенностей данной модели персонализма: одновременное рассмотрение личности с точки зрения телеологии и причинности, полагание в основании личности таких объективных показателей, как самосохранение и саморазвитие, понимание бытия как иерархии личностей, панпсихизм. Рассмотрено переосмысление Штерном понимания причинности в духе индивидуальной причинности. Мир, по Штерну, есть иерархически устроенный организм личностей. Всякая личность — живое существо, потенциально способное к развитию. Система действующих и взаимодействующих личностей существует между двумя пределами абсолютной личности («Бога») и абсолютной безличности («материи»). В статье также проанализированы гносеологические основания онтологии Штерна. В основе его онтологии лежит переосмысленное учение Канта о категориях. В статье предпринят критический анализ концепции Штерна как своеобразной рационалистической версии философии жизни. Попытка синтеза, представленная Штерном, несет в себе очевидное противоречие дедуктивного обоснования жизни в качестве иррационального начала. Рассмотрены критические оценки книги Штерна в русской философской литературе (С. Л. Франк, священник Павел Флоренский). Концепция Штерна включена в контекст учения о творческой причинности в русском неолейбницеанстве (Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский, С. А. Левицкий).

Ключевые слова

личность, персонализм, имперсонализм, механизм, причинность, организм, телеология, функция

Список литературы

  1. Бугаев Н. В. Основные начала эволюционной монадологии // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 17. С. 26–44.
  2. Бугаев Н. В. Математика и научно-философское миросозерцание // Вопросы философии и психологии. 1898. Кн. 45. С. 697–717.
  3. Вундт В. Очерк психологии / Г. А. Паперн, пер. СПб., 1896. С. 214.
  4. Джеймс В. Научные основы психологии / Л. Е. Оболенский, пер. СПб., 1902. С. 5.
  5. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе / В. А. Куренной, ред. М., 2004. Т. 3. С. 74.
  6. Евлампиев И. И., Куприянов В. А. Телеология в классической и неклассической философии. СПб., 2019.
  7. Кант И. Сочинения / Т. И. Ойзерман, ред. М., 1964. Т. 3. С. 174.
  8. Карпов В. П. Витализм и задачи научной биологии в вопросе о жизни // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн. 98. С. 341–392; Кн. 99. С. 523–573.
  9. Карпов В. П. Натурфилософия Аристотеля и ее значение в настоящее время // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 109. С. 517–597; Кн. 110. С. 725–814.
  10. Левицкий С. А. Основы органического мировоззрения. Frankfurt am Mein, 1946. С. 70.
  11. Лейбниц Г. В. Сочинения / В. В. Соколов, ред. М., 1982. Т. 1. С. 153.
  12. Литвин Т. В. О влиянии В. Штерна на феноменологию сознания времени Э. Гуссерля // Логос. 2010. № 5 (78). С. 148–153.
  13. Лопатин Л. М. Положительные задачи философии. М., 1892. Т. 2. С. 222–282.
  14. Лосский Н. О. Свобода воли. Париж, 1927. С. 73–90.
  15. Лотце Г. Основания психологии. СПб., 1881. С. 55–61.
  16. Огнев И. Ф. Витализм в современном естествознании // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 54. С. 686–730.
  17. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Б. М. Марков, ред. СПб., 1997. С. 300.
  18. Трёльч Э. Историзм и его проблемы / М. И. Левина, С. Д. Сказкин, пер. М., 1994. С. 102.
  19. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. М., 1990. Т. 1 (II). С. 649–650.
  20. Франк С.Л. Знание и вера // Слово. 1908. 4 (17) окт. № 579. C. 2.
  21. Франк С.Л. Личность и вещь (Философское обоснование витализма) // Русская мысль. 1908. Кн. ХІ. С. 50–81.
  22. Эббингауз Г. Очерк психологии / К. И. Поварнин, пер. СПб., 1911. С. 57.
  23. Эйкен Р. Философия истории / В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский, ред. М., 2006. С. 284.
  24. Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, Rare Book & Manuscript Library. Columbia University, New York. George Vernadsky’s papers. Box 5. Lossky N. O.
  25. Fechner G. Elemente der Phylosophysik. Leipzig, 1860. Bd. 1. S. 2–5.
  26. Lotze H. Grundzüge der Psychologie. Diktate aus den Vorlesungen. Leipzig, 1881. S. 57–58.
  27. Stern W. Person und Sache. System der philosophischen Weltanschauung. Leipzig, 1906. Bd. 1. S. 20–426.
  28. Wundt W. System der Philosophie. Leipzig, 1897. S. 606.

Данные об авторе

Резвых Татьяна Николаевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9/2;
Должность: преподаватель кафедры новых технологий в гуманитарном образовании факультета дополнительного образования;
ORCID: 0000-0003-4429-5405;
Электронный адрес: hamster-70@mail.ru.

Благодарности

Статья написана в рамках гранта Фонда развития ПСТГУ «С. Л. Франк между неокантианством и абсолютным реализмом: политика, культура, философия, религия».