/

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей

«На языке софиологии»: критика о. Сергием Булгаковым триадологии блаженного Августина


Хондзинский П. В. «На языке софиологии»: критика о. Сергием Булгаковым триадологии блаженного Августина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 83. С. 11-25.

DOI: 10.15382/sturI201983.11-25

Аннотация

Как известно, о. Сергий Булгаков понимал разработанную им софиологию не только как конкретное учение о Софии Божественной и тварной, но и как своего рода ключ к решению всех богословских проблем, требующих для этого изложения на «языке софиологии». Отсюда вытекает необходимость понять, каким образом указанный язык соотносится с традиционными языками богословия и приводит ли действительно его употребление к существенно иному уровню богословского дискурса и богословского знания. В предлагаемой статье проблема рассматривается на примере триадологии о. Сергия. Ее основные положения формулируются автором исходя из prius’a субъекта, который полагает себя как я, ты, он. В тварном субъекте это является мысленными актами, однако в абсолютном Божественном Субъекте предстает как триединство Божественных Лиц. Такое раскрытие догмата противопоставляется о. Сергием прежде всего западной традиции, исходящей, по его мнению, со времен блж. Августина из prius’a сущности, что находит себе окончательное выражение в работах Фомы Аквинского. Однако рассмотрение Августиновой триадологии показывает, что в его текстах указанные о. Сергием фрагменты не поддаются однозначной интерпретации в булгаковском смысле, что согласно Августину в Троице сущность не является первичной по отношению к личности; что троичность не выводится Августином из отношений (как это имеет место у Фомы); что Августиновы психологические аналогии подразумевают не только prius субъекта, но и его триипостасность. Таким образом, булгаковские интенции оказываются гораздо ближе к концепции критикуемого им отца западной Церкви, чем это могло бы показаться на первый взгляд. Последнее, в свою очередь, заставляет проанализировать язык софиологии для выделения его внутренних характеристик и ставит исследователя перед вопросом о возможности прочтения по крайней мере некоторых булгаковских тезисов с вынесением их за скобки софиологического контекста, столь дорогого самому их автору.

Ключевые слова

русское богословие, о. С. Булгаков, софиология, триадология, личность, блж. Августин

Список литературы

  1. Булгаков С., прот. Агнец Божий М., 2000.
  2. Булгаков С., прот. Невеста Агнца. М., 2005.
  3. Булгаков С. Н. Сочинения: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 311–518.
  4. Булгаков С., прот. Труды о Троичности М., 2001.
  5. Булгаков С., прот. Утешитель. М., 2003.
  6. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 2000. Кн. 1.
  7. Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь М., 1911.
  8. Филарет Московский, свт. Творения. М., 1994.
  9. Фихте. И. Г. Сочинения: в 2 т. СПб., 1993. Т. 1.
  10. Флоренский П., свящ. Столп или утверждение истины. М., 2012.
  11. Хомяков А. С. Сочинения богословские. СПб., 1995.
  12. Augustinus A., s. De Trinitate. URL: http://www.augustinus.it/latino/index.htm (дата обращения: 22.05.2019).
  13. Drobner H. R. Person-Exegese und Christologie bei Augustinus. Leiden, 1986.
  14. Kany R. Augustins Trinitätsdenken. Bilanz, Kritik und Weiterführung der modernen Forschung zu “De Trinitate”. Tübingen, 2007
  15. Régnon Th. de. Etudes de theologie positive sur la Sainte Trinite. Troisieme serie. P., 1893.

Данные об авторе

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей


Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: декан богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9805-045X;
Электронный адрес: paulum@mail.ru.