/

Пылаев Максим Александрович

Моральная религия в религиозной философии Л. Н. Толстого и либеральной теологии В. Германа


Пылаев М. А. Моральная религия в религиозной философии Л. Н. Толстого и либеральной теологии В. Германа // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 82. С. 53-62.

DOI: 10.15382/sturI201982.53-62

Аннотация

Статья призвана познакомить с метаморфозами кантианской этической мысли в теологической этике одного из крупнейших либеральных теологов — В. Германа — и в художественном теоретизировании религии у Л. Н. Толстого. Основной тезис автора состоит в том, что христианство (религия в целом) в рамках религиозно-философского и теологического мышления в постпросвещенческую эпоху не в состоянии эксплицировать свою сущность без обращения к этической проблематике. Герману, безусловно, удалось предложить развернутую теологическую интерпретацию этического обоснования религии Канта. Теолог связал бытие морального закона с исторической формой Откровения в личностном существовании ее носителя. Благодаря концепции религии Ф. Шлейермахера, Герман проанализировал функционирование морального закона в этическом образе мыслей эмпирического субъекта в таких понятиях, как «вера», «прощение», «любовь», «спасение». Предложив исключительно моральную трактовку керигмы, Герман сделал ее понятной для сво- их современников, при сохранении уникальности христианского благовестия. У Германа моральный закон превращается в религию только через носителя Откровения, а именно нравственную личность. Если Шлейермахер объединяет трансцендентализм и психологизм (как писал об этом В. Дильтей) в концепции эмпирического религиозного чувства, то Герман соединяет трансцендентализм (идея безусловного морального закона Канта) с историческим Откровением в Иисусе Христе. Вера в подобную личность становится началом новой (то есть религиозной) жизни. Кантианское понимание религии переплетается в творчестве Л. Толстого, с одной стороны, с дискурсом, близким экзистенциально-философскому, а с другой — с интерпретацией христианской этики в качестве этики любви к ближнему через идею абсолютного непротивления злу насилием. Тем самым проблема этического обоснования религии выходит за пределы не только христианского сознания, но и за рамки философии, чья сущность определяется немецким идеализмом. Этическое объяснение религии у Толстого предполагает когерентность как разным типам религиозности, так и разным формам философии. Другими словами, подтверждает тезис о неисчерпаемых эвристических возможностях эксплицирования религиозного сознания посредством нравственных категорий.

Ключевые слова

мораль, естественная религия, либеральная теология, свобода, самосознание, экзистенция, пограничная ситуация, христианство

Список литературы

  1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2000.
  2. Зеньковский В. В. История русской философии. Ленинград, 1991. Т. 1. Ч. 2.
  3. Керенский В. А. Школа ричлианского богословия в лютеранстве // Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви. Монашество, его идеалы и его история. СПб., 2016.
  4. Кант И. Критика практического разума // Сочинения: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965.
  5. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты. СПб., 1996.
  6. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. М., 1995.
  7. Сравнительное богословие: немецкий протестантизм XX века. М., 2011.
  8. Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993.
  9. Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Собрание сочинений: в 20 т. М., 1981. Т. 12.
  10. Толстой Л. Н. Исповедь // Собрание сочинений: в 20 т. М., 1983. Т. 16.
  11. Толстой Л. Н. Отец Сергий // Собрание сочинений: в 20 т. М., 1981. Т. 12.
  12. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.
  13. Herrmann W. Ethik. Tübingen, 1904.
  14. Pannenberg W. Problemgeschichte der neuren evangelischen Theologie in Deutschland. Göttingen, 1997.

Данные об авторе

Пылаев Максим Александрович


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет, 125993, Российская Федерация, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-0110-8366;
Электронный адрес: maximpylajew@mail.ru.