/

Гагинский Алексей Михайлович

О ветхих мехах рациональной теологии и молодом вине веры


Гагинский А. М. О ветхих мехах рациональной теологии и молодом вине веры // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 81. С. 121-136.

DOI: 10.15382/sturI201981.121-136

Аннотация

В статье анализируется очередная попытка отстоять онтотеологическую интерпретацию христианства, согласно которой Бог мыслится как одно из сущих в ряду прочих, а значит должен подчиняться требованиям логики и быть доступным рациональному познанию. Автор показывает, что такой подход связан с ветхими концепциями античной философии, которая к на- стоящему времени устарела и не может рассматриваться в качестве адекватного инструмента для теологии.

Ключевые слова

теология, бытие, сущее, энергии, Бог, доказательство, рациональность

Список литературы

  1. Гагинский А. М. Онтотеология и преодоление метафизики: М. Хайдеггер, Ж.-Л. Марион и христианская традиция // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. М., 2015. Вып. 4 (60). С. 55–71.
  2. Гагинский А. М. Скрытые предпосылки рациональной теологии // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 111–124.
  3. Григорий (Лурье), иером. Палама мыслил как Бог: Интервью // Финиковый компот. М., 2017. № 12. С. 114–119.
  4. Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2010.
  5. Месяц С. В. Трансформация античного понимания Абсолюта в христианском богословии IV в. // Космос и душа: Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: Исследования и переводы / П. П. Гайденко, В. В. Петрова, ред. М., 2005. С. 823–858.
  6. Суинберн Р. Есть ли Бог? М., 2006.
  7. Фокин А. Р. Доказательства бытия Бога в античной философии и христианском богословии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Философия. Богословие. 2006. Вып. 15. С. 30–51.
  8. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
  9. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 63–176.
  10. Целищев В. В. Аналитическая философия и ревизионизм без берегов // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 2. С. 138–155.
  11. Шохин В. К. Легко ли брать крепость рациональной теологии? // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 117–131.
  12. Clemens Alexandrinus. Stromata / L. Früchtel, O. Stählin, U. Treu, Hrsg. B., 1960. Bd. 2.; 1970. Bd. 3.
  13. Dionysius Areopagita. De divinis nominibus // Corpus Dionysiacum I: De divinis nominibus / B. R. Suchla, Hrsg. B., 1990. S. 107–231.
  14. Maximus Confessor. Ambigua ad Joannem // Maximus Confessor. Ambigua ad Joannem — On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua / N. Constas, ed. Harvard, 2014. Vols. 1–2.
  15. O’Rourke F. Pseudo-Dionysius and the Metaphysics of Aquinas. Notre Dame, 2005.
  16. Origenes. Contra Celsum // Origène. Contre Celse / M. Borret, éd. P., 1967; 1968; 1969.
  17. Plotinus. Enneades // Plotini Opera / P. Henry, H.-R. Schwyzer, eds. Leiden, 1951–1973.
  18. Thomas Aquinas. Summa theologiae // Thomas Aquinas. Summa theological // http://www.corpusthomisticum.org/iopera.html (дата обращения: 18.01.2019).
  19. Wolterstorff N. How Philosophical Theology Became Possible within the Analytic Tradition of Philosophy // Analytic Theology: New Essays in the Philosophy of Theology / O. Crisp, M. Rea, eds. Oxford, 2009. P. 155–168.

Данные об авторе

Гагинский Алексей Михайлович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9412-9064;
Электронный адрес: algaginsky@gmail.com.