/

Пылаев Максим Александрович

Пролегомены ко всякому будущему религиоведению, могущему возникнуть в качестве христианского религиоведения


Пылаев М. А. Пролегомены ко всякому будущему религиоведению, могущему возникнуть в качестве христианского религиоведения // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 119-126.

DOI: 10.15382/sturI201880.119-126

Аннотация

Предмет обсуждения статьи — возможность построения конфессионально ориентированного религиоведения. Предложенная тема обсуждается на материале исследований Т. С. Самариной, в частности, ее работы «Дизайнерский проект феноменологического понимания религии: компаративистика Ф. Макс Мюллера»1. Автор высказывает ряд критических замечаний по отношению к научной методологии, которую использует в своей статье Т. С. Самарина. В частности, он обращает внимание на то, что происходит подмена дискурсов. Т. С. Самарина стремится выдать религиозно-философское мышление основателя религиоведения М. Мюллера за его науку о религии. Кроме того, приведенная критериология феноменологии религии не является необходимой и достаточной для определения ее специфики. Наконец Т. С. Самарина радикально переосмысляет как отечественную, так и зарубежную традицию интерпретации феноменологии религии. В статье предлагается к рассмотрению собственное понимание автором концептуальной природы феноменологии религии. В первую очередь эта наука связана с дискуссией о священном. В ее рамках происходит соединение несоединимого: философии, теологии и религиоведения, идеальной религии, эмпирической религии и конфессиональной веры. Феноменология религии, по всей видимости, была призвана преодолеть недостатки только философского, только теологического или только религиоведческого исследования религии. Итогом генезиса феноменологии религии стало ее отделение от религиоведения. Автор статьи полагает, что размежевание философии религии, включая феноменологию религии, с религиоведением неизбежно.

Ключевые слова

феноменология религии, религиоведение, М. Мюллер, конфессионально ориентированное религиоведение, теология

Список литературы

  1. Винокуров В. В. Введение в феноменологию религии. М., 2010.
  2. Гегель Г. Философия религии. М., 1975.
  3. Забияко А. П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М., 1998.
  4. Красников А. Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004.
  5. Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. М., 2011.
  6. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998. Т. 1–2.
  7. Gantke W. Der umstrittene Begriff des Heiligen. Eine problemorientierte religionswissenschaftliche Untersuchung. Marburg, 1998.
  8. Kehnscherper J. Theologisch-philosophische Aspekte der religionsphänomenologischen Methode des Gerardus van der Leeuw. Frankfurt am Main, 1998.
  9. Sderblom N., Heiler F. Briefwechsel. 1909–1931. Paderborn, 1981.

Данные об авторе

Пылаев Максим Александрович


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет, 125993, Российская Федерация, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-0110-8366;
Электронный адрес: maximpylajew@mail.ru.