/

Серегин Андрей Владимирович

Перфекционистские предпосылки тезиса об обратимости бытия и блага и их возможная субъективистская критика


Серегин А. В. Перфекционистские предпосылки тезиса об обратимости бытия и блага и их возможная субъективистская критика // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 77. С. 72-85.

DOI: 10.15382/sturI201877.72-85

Аннотация

В статье выдвигаются и обосновываются два следующих положения: 1) сформулированный в схоластической традиции тезис об обратимости бытия и блага можно рассматривать как вполне естественный вывод из перфекционистской концепции блага, которая была одной из самых влиятельных аксиологических теорий в истории европейской мысли, начиная с Платона и вплоть до эпохи Просвещения; 2) поскольку эта классическая версия перфекционизма представляет собой радикально объективистскую аксиологическую теорию, то и указанный тезис носит радикально объективистский характер и, стало быть, его релевантность зависит от базового выбора между объективизмом и субъективизмом в аксиологии. Для обоснования первого тезиса предлагается краткий обзор основных принципов перфекционистской аксиологии. В статье показывается также, как тезис об обратимости бытия и блага можно вывести из этих предпосылок. Для обоснования второго тезиса приводятся аргументы в пользу того, что, несмотря на некоторые общие трудности, связанные с различением субъективизма и объективизма в аксиологии, мы можем с достаточной определенностью вычленить класс «радикально объективистских» теорий (согласно которым как минимум некоторые ценности могут существовать, даже если не существует никакого субъективного сознания), и поскольку классический перфекционизм является как раз такой теорией, то и выводы из него, как, например, обсуждаемый тезис, не могут иметь смысла в рамках субъективистской аксиологии.

Ключевые слова

аксиология, благо, благость, бытие, гедонизм, Мур, объективизм, перфекционизм, Сиджвик, субъективизм, Фома Аквинский

Список литературы

  1. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / А. Ф. Лосев и др., ред. М., 1994. Т. 3.
  2. Св. Фома Аквинский. Сумма теологии / Н. Лобковиц, А. В. Апполонов, ред. М., 2006. Т. 1. 2008. Т. 3.
  3. Being and Goodness: The Concept of the Good in Metaphysics and Philosophical Theology / S. MacDonald, ed. Ithaca; L., 1991.
  4. Bobonich С. Plato’s Utopia Recast. His Later Ethics and Politics. N. Y., 2002.
  5. Feldman F. Pleasure and the Good Life. Oxford, 2004.
  6. Grahek N. Feeling Pain and Being in Pain. Cambridge (MA), 2007.
  7. Hurka T. Perfectionism. N. Y., 1993.
  8. Moore G. E. Principia Ethica / Th. Baldwin, ed. Cambridge, 1993.
  9. Parfit D. On What Matters. N. Y., 2011. Vol. 1.
  10. S. Anselmi Cantuariensis archiepiscopi opera omnia / Schmitt F. S., ed. Edinburgh, 1946. Vol. 1.
  11. Santas G. Goodness and Justice. Plato, Aristotle and the Moderns. Oxford, 2001.
  12. Sidgwick H. The Methods of Ethics. L., 1907.

Данные об авторе

Серегин Андрей Владимирович


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8536-5652;
Электронный адрес: avis12@yandex.ru.